Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности ночного времен и суток в лирике А.А. Фета

Тип Реферат
Предмет История русской литературы

ID (номер) заказа
2477207

200 руб.

Просмотров
1048
Размер файла
38.21 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Данная работа посвящена исследованию темы ночи в лирике А. Фета и Ф. Тютчева, поздних романтиков, определивших пути развития русской поэзии конца XIX - начала XX века. Исследователи Фета и Тютчева отмечают определяющее значение для данных авторов переходных эпох, канунов, порогов.
Актуальной исследовательской проблемой становится определение особенностей временных структур, отмеченных чертами переходности. К ним относятся временные и суточные циклы.
Объектом данной работы стал художественный мир лирики.
Предметом данной работы является временной план, точнее говоря, особенности суточно-временного цикла (ночь).
Целью исследования стало определение особенностей художественного времени, суточно-временного цикла.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:
1) методом сплошной выборки выделить тексты, содержащие темпоральные образы;
2) структурировать выявленные минимальные контексты, распределив их по мотивно-тематическим блокам;
3) описать лирические ситуации, связанные с весенним временем года в лирике А. Фета и Ф. Тютчева.
Особенности ночного времен и суток в лирике А.А. ФетаПо наблюдениям одного из фетоведов Михаила Вайкопфа, в поэзии Фета категория времени занимает исключительно важное место, особенно пограничное время: утро и вечер, ночь. Целью нашей работы является изучение особенностей суточного-временного цикла в фетовской лирике.
Ввиду большого количества текстов в настоящей статье мы сосредоточимся только на «ночной» лирике. Забегая несколько вперед, поэзию Фета можно назвать апофеозом ночи. Об этом свидетельствуют количественные показатели: более 50 стихотворений с «ночной» лексикой.
Тематический, мотивный и образный анализ «ночных» текстов позволил нам констатировать наличие нескольких лирических ситуаций, связанных с ночным временем суток. Под лирической ситуацией мы будем понимать часть стихотворного текста, которая характеризуется единством субъекта, действия, места и времени.
Таких ситуаций как минимум три:
1. воспоминание о возлюбленной;
2. свидание с возлюбленной;
3. самопознание и познание тайн мироздания.
Ночные лирические ситуации характеризуются болезненностью, грустью и тоской. Неоднократно повторяются следующие мотивы: бьется сердце при виде возлюбленной, лирический субъект становится робким, он как будто заболевает, им овладевает безумие.
Рассмотрим лирическую ситуацию «Воспоминание о возлюбленной».
Ее понимание возможно только с учетом затекстовой реальности. В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, дочерью отставного генерала, херсонского многодетного бедного помещика. Это была образованная, уточненная девушка, которая беззаветно влюбилась в Фета. Чувство было взаимным, однако молодой офицер, служивший ради получения наследственного дворянства, отказался жениться на своей возлюбленной по карьерным и финансовым соображениям. Поэт писал: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений.. .Это гордиев узел любви, который чем более затягиваю, тем хуже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил.» После расставания с Фетом Лазич покончила с собой, бросив на платье спичку.
До самой смерти образ любимой, с которой ему никогда не придется увидеться, изведать радостей жизни, не покидал его. Он поддался голосу разума, а не голосу сердца.
Отношения с Лазич задают основные мотивы воспоминаний об умершей возлюбленной - раскаяние, муки совести, отчаяние.
«Фета нельзя понять вне Марии Лазич», - пояснял знаменитый литературовед Виктор Васильевич Афанасьев.
В своей «ночной» лирике Фет вспоминает о последних встречах с Лазич.
«Носились по зале мы с ней?
Теплы были нежные руки,
Теплы были звезды очей.
Вчера я шел по зале освещенной,
Где так давно встречались мы с тобой.
Ты здесь опять! Безмолвный и смущенный,
Невольно я поникнул головой".
Из-за тяжелых воспоминаний лирического субъекта преследует бессонница: «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты». Мотив бессонницы повторяется во многих стихотворениях. Ярким примером также служит стихотворение «Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?».
Бессоница провоцирует горестные размышления, выраженные риторическими вопросами: «Что сделал я? За что ж? Чем грешен пред тобой?»
Смерть Лазич не дает лирическому субъекта успокоения, он чувствует себя виноватым. Мотивы раскаяния пройдут через всю лирику Фета. Он, лежа в постели, куда светит луна, вспоминает те дни, как она лежала в гробу «Я спал.над постелю моею / Стояла она мертвецом. / Под чудные звуки мы с нею / Носились по зале вдвоем».
В стихотворении «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты» Фет также вспоминает о Марии Лазич. Оно написано в год ее смерти. Поэт переживает большое горе. Память о возлюбленной сильна, как и прежде «Чудные душу порой посещают минуты». Он с радостью вспоминает о ней: «Видишь, как были, - и видишь, как быть мы могли бы!».
Таким образом, можно отметить, что с наступлением ночи лирический субъект начинает вспоминать, тяжелые думы закрадываются в его голову. Он сидит, включает лампу и начинает читать книгу. Но тут вдруг он начинает смотреть в окно, видит звезды, луну, месяц. Тогда в его сознании происходят перемены.
«Ночь. Не слышно городского шума». Лирический субъект обращает внимание на звезду в небесах, которая зарождает в его ноющем от боли сердце светлую думу: «В небесах звезда - и от нее, / Будто искра, заронилась дума / Тайно в сердце грустное мое». Интонации повествования меняются по ходу развития сюжета - от спокойных до взволнованных и вновь к спокойным. Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние. Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов: Грудь раскрыла, может быть, любовь? / Что ж такое? Близкая утрата? /Или радость? - Нет, не объяснишь».
В ночной лирике А. А. Фета таится надежда на встречу с любимой, отражена настоящая любовь. Этой встрече ничто не может помешать, так как любовь вечна. Апофеозом любовной лирики поэта можно считать слова, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!» Духовная близость с любимой женщиной ни на секунду не покидала Фета, об этом свидетельствует практически каждое написанное стихотворение:
«Ты отстрадала, я еще страдаю...
в тиши и мраке таинственной ночи...».
В этой лирической ситуации можно выделить несколько более частных.
Встреча с возлюбленной. В стихотворении «Какое счастие: и ночь, и мы одни!.. » поэт изображает картину свидания героя с возлюбленной, передаёт переживаемый героем восторг. Очарование чудесной ночи выражено словами, обозначающими блеск, свечение. Чувство восторга переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений с использованием междометья «О!»: «О, слушай! о, пойми!» «О, называй меня безумным!». Сильные любовные переживания лирического героя выражаются с помощью восходящей градации («не могу молчать, не стану, не умею»). Этот приём позволяет усилить общую интонацию центрального четверостишия и её последнего стиха, передать предельный накал эмоций, неподвластного разуму.
2. Свидание во сне. В стихотворении «Во сне» лирическому субъекту снится возлюбленная: «Как вешний день, твой лик приснился снова». Любимая снится ему уже не первый раз. Ее уже нет, поэтому сон - это единственное место, где он может с ней побыть, поговорить: «Все высказать во сне умею я». «Перед тобой с коленопреклоненьем / Стою, пленен волшебною игрой». Стихотворение написано в 1890 году, то есть спустя 40 лет после смерти Марии Лазич, но Фет все так же не может смириться с ее гибелью, по-прежнему винит себя.
Здесь встреча не возможна, но герой не перестает верить, мечтает о ней.
Лирическая ситуация «Познание тайн мироздания. Ощущение всего мира» связана не интимной лирикой, а с лирикой философской. Известно, что стихотворения Фета тяготеют к двум полюсам: «рациональному», философскому, и «мелодическому», суггестивному. С 60-х годов, но в особенности в 80-90-е гг., поэзия Фета окрашивается философской мыслью. Философичность вызвана работой над переводом книг немецкого философа Артура Шопенгауэра.
Образцом «ночной» философской лирики Фета может служить стихотворение «Среди звезд».
«Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ, Но лишь взгляну на огненную книгу, Не численный я в ней читаю смысл,
В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы, Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".
Оно построено на антитезе мира природы (звезды) и мира человеческого, т.е. макрокосма и микрокосма. Эта антитеза последовательно проведена сквозь весь текст: я - вы, миг - вечность, земля - небо, темно и скудно - пышно и светло. Фет начинает стихотворение с рационалистического, механистического понимания природы. Маркером такого понимания выступает число. И человек, и мир звезд подчиняется числовой закономерности. Но созерцание природы обнажает иные уровни мироздания. За рационалистической пеленой поэт прозревает вечный смысл природного бытия - не численный.
Ключевым для развития мысли Фета выступает образ числа. В контексте стихотворения оно приобретает помимо словарного философско-ассоциативное: число - «механический закон». Следовательно, фразу «нам нет числа» следует понимать и как «Нас множество», и как «Мы не подчиняемся механическому закону».
Познать смысл явления звездного неба поэту не дано: Напрасно мыслью жадной ты думы вечной догоняешь тень. Но, даже не проникая в сущность явлений, поэт испытывает блаженство счастья от одного созерцания величавой картины звездного неба.
Образ ночи Ф. И. Тютчева. Природные образы в творческом наследии Ф.И. Тютчева занимают особое место. Это не просто лирическое описание тех или иных пейзажей, в его поэзии мы всегда оказываемся перед целым миром, даже когда речь идет о локальной картине. Он умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь в свете дня и во тьме ночи, в страшном хаосе и в прекрасной гармонии.
На мировоззрение поэта оказало влияние учение философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе». Тютчев был убежден, что она находит свое выражение, как в природе, так и во внутренней жизни человека, его психике. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из стихотворений он утверждал:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
(1836)
Поэт всегда старался показать живое существование природы, сравнимое с душой человека, поэтому его пейзажи наполнены образами. В своих стихах Ф.И. Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
Образ света или тени, обхватившей полнеба, в лирике Тютчева устойчиво связан с темой жизни, озаренной сиянием счастья (славы), или её конца:
Прекрасный день его на Западе исчез,
полнеба обхватив бессмертною зарею...
Варьирование этого сложного образа и включение в его состав обозначения радуги в стихотворении «Как неожиданно и ярко...» подчеркивает непродолжительность света, мгновений счастья, человеческой жизни.
В философской лирике природы Тютчева существуют «поэзия дня» и «ночная поэзия». Его «поэзия дня» рисует космос (в античном понимании этого слова) как светлый, вечно молодой, радостный, гармоничный, материальный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росиста вьется Долина светлой полосой.
День выступает как символ жизни, потому - отрадный, любезный («Святая ночь на небосклон взошла.»). День - земнородных оживленье, Души болящей исце-ленье («День и ночь»).
Слово день представлено у Тютчева и как символ жизни духа, мыслительной деятельности человека. В этом случае дню противопоставлен другой символ - сон, который означает смерть и подсознательную жизнь духа, темную скрытую жизнь человеческой души. Например, в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла...», «Сон на море», «Проблеск», день представлен как светлый, осознаваемый мир души, а сон - мир тайный, смутный. В последнем из названных выше стихотворений, как отмечает О.А. Фёдорова, романтический мотив «потрясающих звуков» раскрывает прозрение лирическим субъектом сокровенной жизни духа. Сон - это то, что в стихотворениях «День и ночь», «Еще шумел веселый день...», «Как океан объемлет шар земной.», « О чем ты воешь, ветер ночной?..», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый.» получает название бездны, царства теней, хаоса. А.Д. Григорьева отмечает, что «расширяя сферу применения устойчивых поэтических символов (день - жизнь и жизнь души, сон - смерть и подсознательная жизнь духа), Тютчев определяет их осмысление целым контекстом, хотя и этот контекст не всегда позволяет читателю подобрать соответствующий лексический эквивалент для нового применения символа. А это влечет за собой некоторое интуитивное, смутное постижение реалии. Впрочем, когда дело касается размышлений о жизни духа, о явлениях подсознания, эту затрудненность прямой и точной номинации Тютчев отражает поисками нетрадиционных обозначений смутных, трудно определяемых ощущений».
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Ночь становится связующим звеном между человеком и природой у Тютчева. Уничтожая преграды, она дает возможность сильнее почувствовать драматизм положения затерянного в мировом хаосе человека, дает ему возможность увидеть себя «лицом к лицу пред пропастию темной».
Ночь - архетипическое воплощение тьмы. В тютчевской трактовке образа ночи можно рассмотреть черты античности, которая воспринимала ночь как амбивалентный символ. С одной стороны, ночь -«страшная», она порождает смерть, конфликт, ложь, старость. Так, у Тютчева в стихотворении «День и ночь» ночь обнажает бездну с ее «страхами и мглами». Поэт не пытается скрыть свой страх перед таинствами ночи. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла.» Тютчев говорит о ночном как о «чуждом, неразгаданном», а потому страшном. С другой стороны, от ночи происходит день, то есть свет, справедливость, плодородие и бессмертие. Следовательно, ночь может символизировать и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание нового дня, обещание дневного света. Амбивалентность ночи ярко выражена в поэзии Тютчева. Тихая ночь, святая ночь, лазурная ночь и, с другой стороны, - страшная ночь, хмурая ночь.
Ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом, отчаяньем, смертью как архетип тьмы. Так, например, в стихотворении «День вечереет, ночь близка.» слова день вечереет и вечереет день, обрамляющие первую строфу, символичны: день - жизнь, вечер - старость. В таком случае фраза ночь близка выявляет символическое значение слова ночь: вечер - старость завершается смертью - ночью. А.Д. Григорьева отмечает, что «уподобление в поэзии продолжительности человеческой жизни дню, а ее отдельных периодов - утру (заре утренней), полдню и вечеру (закату, заре вечерней) общеизвестно. Ночь в этом соотносительном ряду - явление, противопоставленное дню - жизни -это смерть, небытие».
Таким образом, созданные Тютчевым образы дня и ночи становятся параллельно и символом душевных состояний поэта. Они окрашены его переживаниями и чувствами. Эти образы символизируют бытие человека, своеобразие его восприятия жизни. Так, в стихотворениях «Бессонница» и «Как птичка, раннею зарей.» образы дня и ночи являются символами как человеческой жизни, так и старого и нового, отжившего и зарождающегося. Здесь Тютчев обращается к традиционной символике: жизнь есть день, смерть есть ночь. «Обломки старых поколений», «полусонные тени» бредут в ночи, в «тихом сумраке», «в сумрачной дали». А на смену этой ночи приходит «младой, пламенный день». Ночь - старый, отживший мир, прошлое, которое «давно забвеньем занесло». День – новый мир, наполненный «солнцем и движеньем».
Ф.И. Тютчев, как и Д. Веневитинов, полагал, что человеческая жизнь - это изменчивый, восходящий процесс. В течение жизни человек переживает этап борьбы с миром, что является неотъемлемой вехой на пути самопознания и обретения полноты жизни.
Лирические тексты Тютчева изящны и пластичны, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». Они цельны, закончены: при их чтении создается впечатление, что они созданы мгновенным порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, который утверждал, что вся деятельность человека - «подвиг бесполезный», от большинства его произведений веет молодостью, бесконечным жизнелюбием. Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире.
Заключение. Анализ наш анализ позволил установить, что ночная лирика Фета и Тютчева отливается в три лирические ситуации.
Две из них (воспоминание о возлюбленной и свидания с ней) ретроспективны и ирреальны и относятся к интимной лирике с ярко выраженным затекстом.
Третья относится к медитативной лирике, для которой оказываются важны романтические, условно говоря, «тютчевские» категории макрокосма и микрокосма и философские темы познаваемости мира, его красоты, гармонии.
Список использованных источников: Гаспаров М.Л. Лирические концовки Фета, или как Тургенев учил Фета одному, а научил другому // Новое литературное обозрение. № 56. 2002. № 4. С. 96-114.
Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. - Москва: Наука, 1980. - 248 с.
Железнякова, Т.В. Образ «Река жизни» в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и образование: проблемы и перспективы - 2016: сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции - Омск: Амфора, 2016. - С. 18-20.
Николина, Н.А. Поразительная многомерность построения (Лингвистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко.») / Н.А. Николина // Русский язык в школе. - 2003. - №5. - С. 52-57.
Фёдорова, О.А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева: дис. ... канд. филол. наук / О.А. Фёдорова. - Абакан, 2010. -177 с.
Фет A.A. Полное собрание стихотворений / Вступ. статья, ред. и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л.: Советский писатель, 1937. 816с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.