это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2477207
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Данная работа посвящена исследованию темы ночи в лирике А. Фета и Ф. Тютчева, поздних романтиков, определивших пути развития русской поэзии конца XIX - начала XX века. Исследователи Фета и Тютчева отмечают определяющее значение для данных авторов переходных эпох, канунов, порогов.
Актуальной исследовательской проблемой становится определение особенностей временных структур, отмеченных чертами переходности. К ним относятся временные и суточные циклы.
Объектом данной работы стал художественный мир лирики.
Предметом данной работы является временной план, точнее говоря, особенности суточно-временного цикла (ночь).
Целью исследования стало определение особенностей художественного времени, суточно-временного цикла.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:
1) методом сплошной выборки выделить тексты, содержащие темпоральные образы;
2) структурировать выявленные минимальные контексты, распределив их по мотивно-тематическим блокам;
3) описать лирические ситуации, связанные с весенним временем года в лирике А. Фета и Ф. Тютчева.
Особенности ночного времен и суток в лирике А.А. ФетаПо наблюдениям одного из фетоведов Михаила Вайкопфа, в поэзии Фета категория времени занимает исключительно важное место, особенно пограничное время: утро и вечер, ночь. Целью нашей работы является изучение особенностей суточного-временного цикла в фетовской лирике.
Ввиду большого количества текстов в настоящей статье мы сосредоточимся только на «ночной» лирике. Забегая несколько вперед, поэзию Фета можно назвать апофеозом ночи. Об этом свидетельствуют количественные показатели: более 50 стихотворений с «ночной» лексикой.
Тематический, мотивный и образный анализ «ночных» текстов позволил нам констатировать наличие нескольких лирических ситуаций, связанных с ночным временем суток. Под лирической ситуацией мы будем понимать часть стихотворного текста, которая характеризуется единством субъекта, действия, места и времени.
Таких ситуаций как минимум три:
1. воспоминание о возлюбленной;
2. свидание с возлюбленной;
3. самопознание и познание тайн мироздания.
Ночные лирические ситуации характеризуются болезненностью, грустью и тоской. Неоднократно повторяются следующие мотивы: бьется сердце при виде возлюбленной, лирический субъект становится робким, он как будто заболевает, им овладевает безумие.
Рассмотрим лирическую ситуацию «Воспоминание о возлюбленной».
Ее понимание возможно только с учетом затекстовой реальности. В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, дочерью отставного генерала, херсонского многодетного бедного помещика. Это была образованная, уточненная девушка, которая беззаветно влюбилась в Фета. Чувство было взаимным, однако молодой офицер, служивший ради получения наследственного дворянства, отказался жениться на своей возлюбленной по карьерным и финансовым соображениям. Поэт писал: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений.. .Это гордиев узел любви, который чем более затягиваю, тем хуже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил.» После расставания с Фетом Лазич покончила с собой, бросив на платье спичку.
До самой смерти образ любимой, с которой ему никогда не придется увидеться, изведать радостей жизни, не покидал его. Он поддался голосу разума, а не голосу сердца.
Отношения с Лазич задают основные мотивы воспоминаний об умершей возлюбленной - раскаяние, муки совести, отчаяние.
«Фета нельзя понять вне Марии Лазич», - пояснял знаменитый литературовед Виктор Васильевич Афанасьев.
В своей «ночной» лирике Фет вспоминает о последних встречах с Лазич.
«Носились по зале мы с ней?
Теплы были нежные руки,
Теплы были звезды очей.
Вчера я шел по зале освещенной,
Где так давно встречались мы с тобой.
Ты здесь опять! Безмолвный и смущенный,
Невольно я поникнул головой".
Из-за тяжелых воспоминаний лирического субъекта преследует бессонница: «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты». Мотив бессонницы повторяется во многих стихотворениях. Ярким примером также служит стихотворение «Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?».
Бессоница провоцирует горестные размышления, выраженные риторическими вопросами: «Что сделал я? За что ж? Чем грешен пред тобой?»
Смерть Лазич не дает лирическому субъекта успокоения, он чувствует себя виноватым. Мотивы раскаяния пройдут через всю лирику Фета. Он, лежа в постели, куда светит луна, вспоминает те дни, как она лежала в гробу «Я спал.над постелю моею / Стояла она мертвецом. / Под чудные звуки мы с нею / Носились по зале вдвоем».
В стихотворении «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты» Фет также вспоминает о Марии Лазич. Оно написано в год ее смерти. Поэт переживает большое горе. Память о возлюбленной сильна, как и прежде «Чудные душу порой посещают минуты». Он с радостью вспоминает о ней: «Видишь, как были, - и видишь, как быть мы могли бы!».
Таким образом, можно отметить, что с наступлением ночи лирический субъект начинает вспоминать, тяжелые думы закрадываются в его голову. Он сидит, включает лампу и начинает читать книгу. Но тут вдруг он начинает смотреть в окно, видит звезды, луну, месяц. Тогда в его сознании происходят перемены.
«Ночь. Не слышно городского шума». Лирический субъект обращает внимание на звезду в небесах, которая зарождает в его ноющем от боли сердце светлую думу: «В небесах звезда - и от нее, / Будто искра, заронилась дума / Тайно в сердце грустное мое». Интонации повествования меняются по ходу развития сюжета - от спокойных до взволнованных и вновь к спокойным. Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние. Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов: Грудь раскрыла, может быть, любовь? / Что ж такое? Близкая утрата? /Или радость? - Нет, не объяснишь».
В ночной лирике А. А. Фета таится надежда на встречу с любимой, отражена настоящая любовь. Этой встрече ничто не может помешать, так как любовь вечна. Апофеозом любовной лирики поэта можно считать слова, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!» Духовная близость с любимой женщиной ни на секунду не покидала Фета, об этом свидетельствует практически каждое написанное стихотворение:
«Ты отстрадала, я еще страдаю...
в тиши и мраке таинственной ночи...».
В этой лирической ситуации можно выделить несколько более частных.
Встреча с возлюбленной. В стихотворении «Какое счастие: и ночь, и мы одни!.. » поэт изображает картину свидания героя с возлюбленной, передаёт переживаемый героем восторг. Очарование чудесной ночи выражено словами, обозначающими блеск, свечение. Чувство восторга переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений с использованием междометья «О!»: «О, слушай! о, пойми!» «О, называй меня безумным!». Сильные любовные переживания лирического героя выражаются с помощью восходящей градации («не могу молчать, не стану, не умею»). Этот приём позволяет усилить общую интонацию центрального четверостишия и её последнего стиха, передать предельный накал эмоций, неподвластного разуму.
2. Свидание во сне. В стихотворении «Во сне» лирическому субъекту снится возлюбленная: «Как вешний день, твой лик приснился снова». Любимая снится ему уже не первый раз. Ее уже нет, поэтому сон - это единственное место, где он может с ней побыть, поговорить: «Все высказать во сне умею я». «Перед тобой с коленопреклоненьем / Стою, пленен волшебною игрой». Стихотворение написано в 1890 году, то есть спустя 40 лет после смерти Марии Лазич, но Фет все так же не может смириться с ее гибелью, по-прежнему винит себя.
Здесь встреча не возможна, но герой не перестает верить, мечтает о ней.
Лирическая ситуация «Познание тайн мироздания. Ощущение всего мира» связана не интимной лирикой, а с лирикой философской. Известно, что стихотворения Фета тяготеют к двум полюсам: «рациональному», философскому, и «мелодическому», суггестивному. С 60-х годов, но в особенности в 80-90-е гг., поэзия Фета окрашивается философской мыслью. Философичность вызвана работой над переводом книг немецкого философа Артура Шопенгауэра.
Образцом «ночной» философской лирики Фета может служить стихотворение «Среди звезд».
«Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ, Но лишь взгляну на огненную книгу, Не численный я в ней читаю смысл,
В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы, Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".
Оно построено на антитезе мира природы (звезды) и мира человеческого, т.е. макрокосма и микрокосма. Эта антитеза последовательно проведена сквозь весь текст: я - вы, миг - вечность, земля - небо, темно и скудно - пышно и светло. Фет начинает стихотворение с рационалистического, механистического понимания природы. Маркером такого понимания выступает число. И человек, и мир звезд подчиняется числовой закономерности. Но созерцание природы обнажает иные уровни мироздания. За рационалистической пеленой поэт прозревает вечный смысл природного бытия - не численный.
Ключевым для развития мысли Фета выступает образ числа. В контексте стихотворения оно приобретает помимо словарного философско-ассоциативное: число - «механический закон». Следовательно, фразу «нам нет числа» следует понимать и как «Нас множество», и как «Мы не подчиняемся механическому закону».
Познать смысл явления звездного неба поэту не дано: Напрасно мыслью жадной ты думы вечной догоняешь тень. Но, даже не проникая в сущность явлений, поэт испытывает блаженство счастья от одного созерцания величавой картины звездного неба.
Образ ночи Ф. И. Тютчева. Природные образы в творческом наследии Ф.И. Тютчева занимают особое место. Это не просто лирическое описание тех или иных пейзажей, в его поэзии мы всегда оказываемся перед целым миром, даже когда речь идет о локальной картине. Он умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь в свете дня и во тьме ночи, в страшном хаосе и в прекрасной гармонии.
На мировоззрение поэта оказало влияние учение философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе». Тютчев был убежден, что она находит свое выражение, как в природе, так и во внутренней жизни человека, его психике. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из стихотворений он утверждал:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
(1836)
Поэт всегда старался показать живое существование природы, сравнимое с душой человека, поэтому его пейзажи наполнены образами. В своих стихах Ф.И. Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
Образ света или тени, обхватившей полнеба, в лирике Тютчева устойчиво связан с темой жизни, озаренной сиянием счастья (славы), или её конца:
Прекрасный день его на Западе исчез,
полнеба обхватив бессмертною зарею...
Варьирование этого сложного образа и включение в его состав обозначения радуги в стихотворении «Как неожиданно и ярко...» подчеркивает непродолжительность света, мгновений счастья, человеческой жизни.
В философской лирике природы Тютчева существуют «поэзия дня» и «ночная поэзия». Его «поэзия дня» рисует космос (в античном понимании этого слова) как светлый, вечно молодой, радостный, гармоничный, материальный и одухотворенный мир:
Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росиста вьется Долина светлой полосой.
День выступает как символ жизни, потому - отрадный, любезный («Святая ночь на небосклон взошла.»). День - земнородных оживленье, Души болящей исце-ленье («День и ночь»).
Слово день представлено у Тютчева и как символ жизни духа, мыслительной деятельности человека. В этом случае дню противопоставлен другой символ - сон, который означает смерть и подсознательную жизнь духа, темную скрытую жизнь человеческой души. Например, в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла...», «Сон на море», «Проблеск», день представлен как светлый, осознаваемый мир души, а сон - мир тайный, смутный. В последнем из названных выше стихотворений, как отмечает О.А. Фёдорова, романтический мотив «потрясающих звуков» раскрывает прозрение лирическим субъектом сокровенной жизни духа. Сон - это то, что в стихотворениях «День и ночь», «Еще шумел веселый день...», «Как океан объемлет шар земной.», « О чем ты воешь, ветер ночной?..», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый.» получает название бездны, царства теней, хаоса. А.Д. Григорьева отмечает, что «расширяя сферу применения устойчивых поэтических символов (день - жизнь и жизнь души, сон - смерть и подсознательная жизнь духа), Тютчев определяет их осмысление целым контекстом, хотя и этот контекст не всегда позволяет читателю подобрать соответствующий лексический эквивалент для нового применения символа. А это влечет за собой некоторое интуитивное, смутное постижение реалии. Впрочем, когда дело касается размышлений о жизни духа, о явлениях подсознания, эту затрудненность прямой и точной номинации Тютчев отражает поисками нетрадиционных обозначений смутных, трудно определяемых ощущений».
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Ночь становится связующим звеном между человеком и природой у Тютчева. Уничтожая преграды, она дает возможность сильнее почувствовать драматизм положения затерянного в мировом хаосе человека, дает ему возможность увидеть себя «лицом к лицу пред пропастию темной».
Ночь - архетипическое воплощение тьмы. В тютчевской трактовке образа ночи можно рассмотреть черты античности, которая воспринимала ночь как амбивалентный символ. С одной стороны, ночь -«страшная», она порождает смерть, конфликт, ложь, старость. Так, у Тютчева в стихотворении «День и ночь» ночь обнажает бездну с ее «страхами и мглами». Поэт не пытается скрыть свой страх перед таинствами ночи. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла.» Тютчев говорит о ночном как о «чуждом, неразгаданном», а потому страшном. С другой стороны, от ночи происходит день, то есть свет, справедливость, плодородие и бессмертие. Следовательно, ночь может символизировать и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание нового дня, обещание дневного света. Амбивалентность ночи ярко выражена в поэзии Тютчева. Тихая ночь, святая ночь, лазурная ночь и, с другой стороны, - страшная ночь, хмурая ночь.
Ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом, отчаяньем, смертью как архетип тьмы. Так, например, в стихотворении «День вечереет, ночь близка.» слова день вечереет и вечереет день, обрамляющие первую строфу, символичны: день - жизнь, вечер - старость. В таком случае фраза ночь близка выявляет символическое значение слова ночь: вечер - старость завершается смертью - ночью. А.Д. Григорьева отмечает, что «уподобление в поэзии продолжительности человеческой жизни дню, а ее отдельных периодов - утру (заре утренней), полдню и вечеру (закату, заре вечерней) общеизвестно. Ночь в этом соотносительном ряду - явление, противопоставленное дню - жизни -это смерть, небытие».
Таким образом, созданные Тютчевым образы дня и ночи становятся параллельно и символом душевных состояний поэта. Они окрашены его переживаниями и чувствами. Эти образы символизируют бытие человека, своеобразие его восприятия жизни. Так, в стихотворениях «Бессонница» и «Как птичка, раннею зарей.» образы дня и ночи являются символами как человеческой жизни, так и старого и нового, отжившего и зарождающегося. Здесь Тютчев обращается к традиционной символике: жизнь есть день, смерть есть ночь. «Обломки старых поколений», «полусонные тени» бредут в ночи, в «тихом сумраке», «в сумрачной дали». А на смену этой ночи приходит «младой, пламенный день». Ночь - старый, отживший мир, прошлое, которое «давно забвеньем занесло». День – новый мир, наполненный «солнцем и движеньем».
Ф.И. Тютчев, как и Д. Веневитинов, полагал, что человеческая жизнь - это изменчивый, восходящий процесс. В течение жизни человек переживает этап борьбы с миром, что является неотъемлемой вехой на пути самопознания и обретения полноты жизни.
Лирические тексты Тютчева изящны и пластичны, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». Они цельны, закончены: при их чтении создается впечатление, что они созданы мгновенным порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, который утверждал, что вся деятельность человека - «подвиг бесполезный», от большинства его произведений веет молодостью, бесконечным жизнелюбием. Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире.
Заключение. Анализ наш анализ позволил установить, что ночная лирика Фета и Тютчева отливается в три лирические ситуации.
Две из них (воспоминание о возлюбленной и свидания с ней) ретроспективны и ирреальны и относятся к интимной лирике с ярко выраженным затекстом.
Третья относится к медитативной лирике, для которой оказываются важны романтические, условно говоря, «тютчевские» категории макрокосма и микрокосма и философские темы познаваемости мира, его красоты, гармонии.
Список использованных источников: Гаспаров М.Л. Лирические концовки Фета, или как Тургенев учил Фета одному, а научил другому // Новое литературное обозрение. № 56. 2002. № 4. С. 96-114.
Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. - Москва: Наука, 1980. - 248 с.
Железнякова, Т.В. Образ «Река жизни» в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и образование: проблемы и перспективы - 2016: сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции - Омск: Амфора, 2016. - С. 18-20.
Николина, Н.А. Поразительная многомерность построения (Лингвистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко.») / Н.А. Николина // Русский язык в школе. - 2003. - №5. - С. 52-57.
Фёдорова, О.А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева: дис. ... канд. филол. наук / О.А. Фёдорова. - Абакан, 2010. -177 с.
Фет A.A. Полное собрание стихотворений / Вступ. статья, ред. и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л.: Советский писатель, 1937. 816с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!