это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2492838
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: статья посвящена изучению проблемы преподавания информатики в начальной школе, в ней рассматриваются различные точки зрения на организации и использованию методов преподавания информатики в начальной школе, проводится сравнительный анализ различных подходов.
Ключевые слова: информатика, информационные технологии, начальная школа.
Abstract: the article is devoted to the study of problems of teaching Informatics in primary school, it examines the various perspectives on the organization and methods of teaching science in the elementary school a comparative analysis of different approaches.
Keywords: computer science, information technology, primary school
В современном мире с каждым днем все больше возрастает роль информационных технологий, практически беспрерывно обновляются информационные ресурсы, производители коммерческих компаний поставляют на рынок новые информационные технические средства. Современному человеку уже трудно представить свою жизнь без компьютера или гаджетов, в повседневной жизнедеятельности людей все большее значение приобретает интернет, который открывает широкие возможности для развития личности. В связи с этим, в настоящее время в школах большое внимание уделяется изучению информатики, как учебной дисциплины, ведь с учетом современных реалий, она не просто позволяет школьникам получить основы знаний в области информационных технологий, но и способствует формированию у них представлений об информационной безопасности, развитию умений работы с алгоритмами, которые в последующем они могут применить в повседневной жизни и в рамках профессионального обучения. Однако, необходимо отметить, что на каждой ступени обучения преподавание информатики имеет свою специфику, и, если в среднем и старшем звене данный учебный предмет изучается более глубоко, то в начальной школе, как правило, дети знакомятся с основами информатики. Стоит отметить, что на сегодняшний день в большинстве общеобразовательных школ информатика, как учебная дисциплина, изучается с пятого класса, поэтому проблема преподавания информатики в начальной школе является достаточно молодой и актуальной, но недостаточно изученной в научном и практическом аспекте. В связи с этим, нам представляется целесообразным проанализировать подходы к преподаванию информатики в начальной школе.
Одним из известных исследователей проблемы преподавания информатики в начальной школе является А.В. Горячев, разработавший программу для обучения информатике детей младшего школьного возраста «Информатика в играх и задачах». С его точки зрения, преподавание информатики в начальной школе должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей и включать в себя широкий спектр различных игровых заданий и упражнений. Согласно взглядам А.В. Горячева, задачей педагога в ходе преподавания информатики в начальной школе является формирование у школьников представлений об объектах, их моделях, приёмах построения и описания моделей; о множествах, отношениях между ними и операциях; об алгоритмах, их видах и свойствах; о высказываниях и операциях над ними; о закономерностях и стратегиях [2].
В ходе изучения информатики в начальной школе, по мнению А.В. Горячева, детям необходимо учиться создавать формальные модели в рабочих тетрадях на печатной основе, использование компьютера при этом не является обязательным. Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит по спирали - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года: I четверть - алгоритмы. II - объекты. III - логические рассуждения, IV - модели в информатике. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой. На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы, устанавливать отношения между множествами объектов и графически изображать их: объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах: решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов [2].
Другие авторы – Е.П. Бенинсон и А.Г. Паутова, предлагают в процессе преподавания информатики в начальной школе использовать как наглядный материал (рабочие тетради, специально разработанные задания и т.д.), так и непосредственную работу за компьютером [1].
По мнению Е.П. Бенинсона и А.Г. Паутова, работу в данном направлении целесообразно разделить на две части. Первая из них должна быть нацелена на обучение школьников способам составления алгоритмов, знакомство детей со способами получения информации посредством компьютера. При этом, Е.П. Бенинсон и А.Г. Паутова указывают, что на данном этапе необходимо использовать задания игрового типа, которые, с одной стороны, будут развивать интерес школьников, с другой стороны, способствовать развитию логического мышления детей, необходимого в дальнейшем для усвоения ими знаний о специфике составления и применения алгоритмов. Вторая составляющая преподавания информатики в начальной школе, с точки зрения Е.П. Бенинсона и А.Г. Паутова, предназначена для ознакомления школьников с видами информации и информационных технологий. В частности, дети получают сведения о работе а таких программах, как Microsoft Paint, Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. В ходе работы с данными программами дети знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. При выполнении заданий большое значение также отводится игровым упражнениям и заданиям на развитие у школьников логического мышления [1].
А.А. Семенов и Т.А. Рудченко, анализируя проблему преподавания информатики в начальной школе, считают, что решающая роль в данном вопросе должна быть отведена формированию информационной культуры школьников, под которой они понимают комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять поиск, отбор и предоставление информации в рамках решения учебных и практических задач [3].
Согласно взглядам А.А. Семенова и Т.А. Рудченко, преподавание информатики в начальной школе должно быть выстроено как интересный и увлекательный процесс, организованный в игровой форме, ориентированной на интеллектуальные способности и эмоционально-личностные особенности детей. Учитель, в данном случае, выступает в качестве организатора игры и принимает в ней участие по общим правилам. Как отмечают А.А. Семенов и Т.А. Рудченко, результатом обучения информатике будут являться умения школьников поставить проблему, найти возможные варианты и пути ее решения, сопоставлять цель деятельности и ее конечный результат [3].
На ряду с вышеперечисленными, интересным является подход к преподаванию информатике в начальной школе С. Н. Тур и Т. П. Бокучавы, которые считают, что процесс обучения информатики должен начинаться с первого класса и быть непрерывным до окончания школы [4].
С.Н. Тур и Т.П. Бокучава предлагают в ходе преподавания информатики в начальной школе использовать комплекс рабочих тетрадей для учителя и детей, а также пакет педагогических программных средств для работы на компьютере в первом классе. Во втором-четвертом классах С.Н. Тур и Т.П. Бокучава считают необходимым строить учебный процесс с применением учебника-тетради «Информатика» для школьников, рассчитанных на каждый год обучения; методического пособия для педагога, а также пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере. Учебник-тетрадь содержит в себе различные задания, направленные на знакомство школьников с основами информатики и развитие у них таких познавательных процессов, как память, мышление, внимание, воображение. Методическое пособие для педагога включает в себя рабочую программу, тематическое и поурочное планирование, разработки для проведения уроков, а также дополнительные игры и упражнения, которые педагог может использовать при ведении индивидуальной работы с обучающимися, самостоятельные и контрольные работы для школьников, рекомендации по использованию пакета педагогических программных средств. Большое значение в процессе преподавания информатики в начальной школе С.Н. Тур и Т.П. Бокучава отводят применению пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия», который содержит в себе упражнения для работы на компьютере. Важно отметить, что последняя, по определению С.Н. Тур и Т.П. Бокучавы, должна осуществляться каждый урок, что позволит детям с самого начала обучения в школе развивать умения работы с компьютером, навыки поведения в кабинете информатики, а также информационную культуру обучающихся [4].
В настоящее время вышеперечисленные подходы являются наиболее известными и общепризнанными среди ученых, занимающихся изучением проблемы преподавания информатики в начальной школе.
Анализируя и сопоставляя их, можно сказать, что каждый из них отводит большую роль информатике, как учебному предмету, необходимому с самого начала поступления детей в школу. Вместе с этим, в подходах А.В. Горячева, Е.П. Бенинсон и А.Г. Паутова, А.А. Семенова и Т.А. Рудченко в отличие от С.Н. Тур и Т.П. Бокучавы, на первое место выходит использование игровых заданий в процессе преподавания информатике в начальной школе, в то время, как С.Н. Тур и Т.П. Бокучава предлагают объединить их со специально разработанными упражнениями для работы за компьютером. Также можно отметить несколько разный подход авторов к пониманию цели обучения детей информатики в начальной школе: А.А. Семенова и Т.А. Рудченко считают таковой формирование информационной культуры школьников, тогда как остальные авторы главным считают развитие у детей логического мышления, обучение их основам работы с алгоритмами, поиска и обработки информации.
В целом, анализ подходов к преподаванию информатики в начальной школе показал, что каждый из них имеет свою специфику и, не смотря на некоторые сходства, по-разному определяет цели данного процесса, роль учителя и методы обучения школьников.
Литература:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: учебник в 2-х ч. - М.: Академкнига, 2012. – 103 с.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах // Информатика и образование, 2005. - № 6. – С.18-23
Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2014. - 104 с.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник–тетрадь для ученика. 1 класс. – Спб.: БХВ-Петербург, 2005. – 100 с.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник–тетрадь для ученика. 2 класс. - Спб.: БХВ-Петербург, 2005. – 100 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!