это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2506882
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Этот процесс не останавливается, и именно поэтому изучение сущности, принципов и критериев научно-технического прогресса является актуальным в настоящее время
Непосредственным результатом научно – технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.
Создание наукоемкой продукции, формирование рынка сбыта, маркетинг, расширение производства – к решению данных проблем оказались готовы только те коллективы, которые умели решать конкретные научно-технические задачи, освоили сложный процесс внедрения технологии на производстве.
На сегодняшний день ни одна страна в мире не может решить проблемы роста доходов и потребления населения без экономически эффективной реализации мировых достижений научно – технического прогресса.
Актуальность темы исследования обусловили цели настоящей работы: исследование сущности и специфики развития, исторического пути, выделение основных критериев научно – технического прогресса.
1. Научно-технический прогресс. Сущность, признаки и формы
Научно-технический прогресс — это обусловленное действием объективных экономических законов непрерывное совершенствование всех сторон общественного производства и сферы обслуживания на базе развития повсеместного использования достижений науки и техники.
С точки зрения системного подхода основной критерий прогресса – это повышение уровня организации системы: дифференциация и интеграции элементов и связей, повышение степени целостности системы, ее адаптационных возможностей, функциональной эффективности, что обеспечивает высокий потенциал последующего развития [3].
Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором: возрастает число ее подсистем, усложняется структура системы, увеличивается число связей между элементами системы, возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.
Для научно-технического прогресса характерны следующие признаки [1]:
1) разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;
2) создание и развитие качественно новых технологий производства;
3) открытие и использование новых видов и источников энергии;
4) создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
5) широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;
6) внедрение новых форм организации труда и производства.
Постепенное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование являются фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества. Они основываются на прогрессе науки и техники. Такой процесс нередко называют экономическим прогрессом. Однако это не совсем корректная точка зрения. Экономический прогресс - это сложное и многоплановое явление, оценка которого предполагает использование различных критериев и системы показателей, с помощью которых можно оценить состояние развития производительных сил и производственных отношений, и, в конечном счете - общественного способа производства в целом. Одним из таких критериев экономического прогресса выступает уровень развития науки и техники. Он является концентрированным выражением только организационно-экономических отношений, которые присущи всем эпохам развития общества [3].
Наука и техника могут развиваться как путем постепенных количественных накоплений, так и путем довольно радикальных изменений в самих исходных основаниях. Первый путь развития обозначается как эволюционный, а второй - как революционный.
Эволюционная форма научно-технического прогресса имеет место, когда техника и технология, применяемая в производстве, совершенствуется на основе уже известных научных знаний. Примером данной формы является развитие и совершенствование энергии пара, электроэнергии или атома.
Революционная форма научно-технического прогресса означает переход к технике и технологии, построенные на принципиально новых научных идеях. Примером данной формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара электрической или атомной энергией, применение лазерной и других современных технологий [3].
Изобретение и внедрение в производство принципиально новых научно-технических разработок приводят к существенным изменениям в трудовом процессе, предусматривают расширение производительных возможностей человечества. Поэтому в данном случае речь идет о научно-технической революции. Научно-техническая революция является качественным скачком в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных знаниях. Такие перевороты в науке, технике и производстве происходят регулярно. Последний из них начался в середине 50-х годов XX в., когда был создан первый компьютер, человек начал использовать энергию атомного ядра и заниматься генной инженерией.
Научно-техническая революция развила все элементы производительных сил. Например, изменения в предметах труда находят своё выражение в использовании новых синтетических материалов со специальными свойствами (пластмассы, полупроводники, искусственные алмазы). Преобразование в средствах труда связаны с появлением автоматизированной и компьютерной техники, которая существенно расширяет производственные возможности промышленно-производственного персонала значительно увеличивает производительность их труда, повышает рентабельность производства [2].
2. История научно-технического прогрессаНаучно-технический прогресс — категория историческая. Он охватывает определенный период развития науки и производства, когда производство становится массовым потребителем передовых завоеваний науки. Вместе с тем и наука во все возрастающих масштабах опирается на материальную базу производства. Устанавливаются прямые контакты между наукой и производством. Появляются принципиально новые формы связи — научно-производственные объединения [2].
Научно-технический прогресс за тысячелетия человеческой цивилизации прошел сложный и противоречивый путь развития. Это было вызвано тем, что именно технический прогресс, который осуществлялся на первых этапах развития общества, проходил отдельно от научного прогресса.
Первая техническая революция произошла 10 – 8 тысяч лет назад. Данное событие ознаменовано переходом человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Состоялась, так называемая, неолитическая революция в орудиях труда.
Вторая техническая революция, произошедшая в Европе в конце XVIII – начале XIX века, являлась промышленной революцией: появляются машины, содержащие рабочее орудие, передаточный механизм и силовую установку. Машины резко увеличили производительность труда стали проникать в различные сферы жизни. Возникают академии наук и инженерная деятельность как важные общественные институты. Крепнет связь между наукой и техникой, возникает техника для научных экспериментов. Утверждается механистическая картина мира [1].
Конец XIX – начало XX века произошла научная революция, в результате которой образовалась неклассическая наука: теория относительности, квантовая механика, кибернетика. В XX веке состоялся процесс органического слияния науки и техники, выхода науки на ведущее место в ее связи с техникой. Появился четвертый элемент машины – кибернетически-вычислительное устройство.
Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов XX века и продолжающаяся по настоящее время, ознаменовалась внедрением комплексной механизации и автоматизации, выходом в космос, появлением компьютеров, развитием микроэлектроники, биотехнологии, роботизации. Все большую роль в жизни общества играет информатика. Поэтому современный этап научно-технической революции можно назвать компьютерно-информационным.
С точки зрения последовательности решаемых задач и получаемых результатов научно-технический прогресс в сфере производства делится на ряд этапов [3]:
1) фундаментальные научные исследования и поиски;
2) прикладные научные исследования, проектно-конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные и социально-экономические разработки;
3) внедрение достижений науки и техники в отраслях народного хозяйства;
4) техническое и социально-экономическое развитие производства на базе достижений науки и техники.
На первом этапе научно-технического прогресса решаются общие задачи разработки новых способов использования законов и сил природы. Рамками времени эти исследования не регламентируются. Данные ограничения нереальны, поскольку существует большая степень неопределенности в методах и сроках получения нужных обществу научных результатов (например, управление термоядерным синтезом). Полученные результаты сами подсказывают, где и когда их можно использовать [3].
Научные работы второго этапа составляют ядро научно-технического прогресса. Например, использование атомной энергии — это решенная фундаментальной наукой задача, которая из области научных поисков перешла в область конкретных исследований, в область технических и инженерно-экономических разработок. Данный этап научно-технического прогресса ограничивается временем решения поставленных конкретных задач, намеченными результатами и выделяемыми ресурсами. Именно на стадии прикладных исследований формируются:
1) все технические параметры создаваемых орудий и предметов труда;
2) технические и технико-экономические показатели выпускаемой продукции и услуг,
3) методы, формы и технические средства организации производства, труда и управления.
Третий этап научно-технического прогресса включает:
1) процессы создания, внедрения и распространения в отраслях народного хозяйства новой техники и прогрессивной технологии;
2) получение и применение новых источников энергии, материалов;
3) внедрение передовых методов организации производства и труда;
4) совершенствование методов и организации управления производством.
Четвертый этап научно-технического прогресса непосредственно служит целям и задачам развития производства, где реализуются его достижения.
3. Критерии научно-технического прогрессаНаучно-технический прогресс является составной частью общественного прогресса. Под общественным прогрессом понимается поступательное развитие человеческого общества, его движение по восходящей линии от низших, менее совершенных, форм к высшим, более совершенным, переход на более высокую ступень развития.
Для характеристики научно-технического прогресса важны следующие факторы [2]:
1) достигнутый уровень взаимодействия человека с природой, степень овладения обществом стихийными силами природы,
2) участие людей в производстве, их реальное положение в обществе.
На основе изложенного в работе материала, необходимо выделить основные критерии научно-технического прогресса и качественно описать каждый из них.
3.1 Развитие производственных силПервостепенное значение для оценки характера и достижений общественного прогресса имеет развитие производительных сил. На определенном этапе прогресс производительных сил осуществляется эволюционным путем. Данный этап характерен тем, что совершенствование орудий труда осуществляется крайне медленно. Те или иные орудия труда иногда тысячелетиями не претерпевают особых изменений. Так, например, прялка или гончарный круг, столярные или крестьянские ручные орудия труда переходили из поколения в поколение почти без изменения. Такое медленное развитие производительных сил на ранних этапах развития общества связано с тем, что оно происходило, главным образом, на основе практического опыта [4].
Когда производительные силы начинают развиваться на основе применения в производстве научных знаний, в их прогрессе наступает качественно новый этап. На данном этапе прогресс производительных сил осуществляется революционным путем, иными словами, на основе технологических переворотов, каждый из которых приводит к существенным изменениям в применяемых орудиях труда и технологических процессах. Таким образом, необходимо различать понятия «технологический процесс» и «научно-технический процесс».
Технологический процесс - это такой этап в развитии производительных сил, когда они развиваются эволюционным путем на основе практического опыта людей.
3.2 Обобщение и применение накопленных знанийБлагодаря накоплению такого опыта, люди постепенно приобретают способность к техническим обобщениям полученных практических знаний, то есть их практические знания превращаются в научные. На определенной ступени развития люди начинают широко применять законы наук в практике производственной деятельности. В развитии производительных сил наступает качественно этап, этап научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличениях выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. Подготовительная фаза научно-технического прогресса относится к позднему периоду Возрождения, и особенно к VI-VII векам, когда нужды растущего мануфактурного производства, мореплавания, торговли положили начало союзу научной и технической деятельности [5].
С этого момента экономическое развитие Запада стало происходить все более быстрыми темпами. Волны технологических изменений, порождавшиеся научными открытиями, следовали одна за другой с короткими интервалами. Промежуток времени между открытиями «чистой» науки и началом их использования в технике постепенно сокращался. Понадобилось около 100 лет, чтобы паровая машина заняла свое полноправное место в промышленности, для электрической энергии этот срок составил менее 50 лет, для двигателя внутреннего сгорания только 30 лет, а многочисленное семейство синтетических пластиков, созданных доктором Бекеландом, «возмужало» прежде, чем человек научился произносить слово «полиизобутилен».
В начале XX столетия говорили, что «прикладная наука - это чистая наука двадцать лет спустя». Сегодня данный интервал намного короче: часто он составляет лишь пять, а иногда - даже один или два года».
3.3 Слияние науки и техникиНеобходимо отметить, что в докапиталистический период существовали разрозненные элементы научных и технических знаний, накапливались производственные навыки и опыт в отдельных отраслях. Динамичное развитие крупной промышленности впервые формирует социальную потребность решения сложных технических задач и создает условие для освоения ею технических открытий и изобретений. Именно в ходе названных процессов возник такой новый цивилизованный феномен, как научно-технический прогресс, органически соединивший в себе науку как деятельность в духовной сфере, направленную на получение нового знания, и технику как один из важнейших компонентов материальной культуры [6].
За сравнительно небольшой период времени взаимодействие и взаимовлияние науки и техники становятся все более широкомасштабными, глубокими и прочными. Растет восприимчивость техники к новым научным открытиям и изобретениям, а технические задачи превращаются в постоянный стимул роста научного знания. Соответственно динамизм материального производства и большой объем накопленных научно-технических знаний вызывают ускорение темпов научно-технического прогресса.
3.4 Постоянное наращивание темпов
Динамику цивилизованного и научно-технического развития человечества можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, за последние 50 тысяч лет на нашей планете сменилось приблизительно 800 поколений людей. Первые 650 поколений жили в пещерах. 70 поколений назад появилась письменность, и только 6-7 поколений назад - печатное слово, книга. Лишь 2 последних поколения людей знают электричество, и практически при жизни последнего поколения внедрились радио и телевидение. 50 % существующих на земле материальных богатств созданы при жизни последнего поколения. Это же поколение потребляет энергии больше, чем все люди, жившие до нас [4].
Сущность данного критерия заключается в том, что каждое последующие поколение людей имеет в своем распоряжении большее количество накопленных ранее научных знаний, технических решений, оборудования, машин и аппаратов. Это позволяет быстрее синтезировать уже имеющиеся знания и получать новый продукт.
3.5 Сокращение затрат ресурсовНеобходимо, чтобы при развитии научно-технического прогресса происходило усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений во все сферы человеческой жизни должны экономиться материально-технические и трудовые ресурсы, а это является признаком результативности прогресса.
На современном этапе развития данный критерий выполняется тем, что задачи, которые раньше решал человек, сейчас выполняют машины и программы. В результате чего повышается эффективность производства, ускоряется экономическое и социальное развитие отрасли.
3.6 Повышение энергоэффективности и усложнение устройствДанный критерий означает эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
В рамках научно-технического прогресса отдельные устройства постепенно становятся в техническом плане сложнее, но благодаря усложнению они имеют больший набор функций и позволяют решать большее количество задач, избавляя от этого человека [6].
Заключение
Научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономики. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
В ходе данной работы установлено, что научно-тохнический прогресс протекает в двух основных формах: эволюционной, предполагающей совершенствование техники на основе известного технологического принципа - накопления и систематизации научных фактов, постепенно готовящих количественные изменения, и революционной, означающей преобразование техники на основе новых научно - технических принципов и создания новой техники. Две формы взаимообусловлены: эволюционное, количественное, накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям в технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.
Научно-технический прогресс обусловливает изменения в характере труда, меняются формы взаимосвязей участников производства, совершенствуются процессы обмена результатами труда. Научно-техническая революция открыла новые способы и методы управления высокопроизводительными многоотраслевыми технологическими системами (телекоммуникационные сети, быстродействующие системы контроля и обработки информации). Все эти и другие процессы требуют существенных изменений в условиях жизни и труда человека, освоение более сложных профессий, возможно только для людей с достаточным образовательным, профессиональным (экономическим) и культурным уровнем.
Список используемых источников и литературы
1. Бетехтина Е. Н., Пойсик М. С. Мировая практика формирования научно-технической политики / Е. Н. Бетехтина, - Кишинев, 2018. – 228 с.
2. Кочеткова Л. Н., Матронина Л. Ф., Гладышева Е. В. Философия: учебник / Л. Н. Кочеткова и др. – М.:МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с.
3. Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. / Е. Н. Лобачева - М.: Издательство: «Экзамен», 2017. - 192 с.
4. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм / Ю.В. Яковец - М.: Экономика, 2018. – 149 с.
5. Научно-технический прогресс и его критерии // Интернет ресурс: http://v.michm.ru/.
6. Научно-технический прогресс в современных условиях // Интернет ресурс: https://www.dissercat.com/.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!