это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2516385
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЯ»
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ «УПРАВЛЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
3. АНАЛИЗ «УПРАВЛЕНИЯ» В КАЧЕСТВЕ НАУЧНОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Управление в человеческой жизни занимает особое место, потому что трудовая деятельность в каждом из своих проявлений предопределяет собой установление целей, определение инструментов для их достижения, а также их рациональное использование. Человек сам в силах контролировать все, что его окружает: обмен веществ с природой, приводить в движение различные вещи, правильно применять свои силы и знания, в конце концов человек может подчинить все своей воле.
То есть, человек сам в силах управлять собой, а также процессами, которые протекают независимо от его воли и сознания. Управление как наука выражается именно в той форме, в которой оно осуществляется человеком: находится в постоянном коррелятивном отношении с улучшением природы. Данное сплочение управление и производительной деятельности вполне предсказуемо. Однако, человек – существо общества, а значит и любая его индивидуальная деятельность тоже будет считаться социальной. Именно поэтому управление, в первую очередь, определятся в качестве социальной функции.
Ученые в данной области размышляли о том, что управление по своей сути больше похоже на искусство, которому необходимо учиться посредством опыта, и овладевают данным видом искусства только поистине талантливые люди. Руководители-практики, которые смогли добиться особых успехов в сфере управления, считают, что научные теории и положения управления – это больше мираж, чем обоснованные реальные представления о жизни современной организации.
Управление подразумевает собой способность принимать взвешенные решения в экстремальных условиях, например, при нехватке времени или какой-либо информации. Управление базируется на принципах и методах науки управления, которая считается дисциплиной периода смены наук, а также опирается на результаты исследований теории автоматического регулирования, экономики, теории информации и реагирует на все значимые изменения базовых аспектов политической жизни общества.
Управленческая наука включает в себя также всемирные достижения логики, права, психологии, философии, этики, риторики и прочие способы влияния на человека и общество с самыми разными моральными устоями.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что сегодня, управление – это некая база в механизме предприятия, которая должна обеспечивать полноценное экономическое развитие организации, а также ее здоровой конкурентоспособности.
Целью данной реферативной работы является изучение и анализ истории развития «Управления» в качестве науки.
Предмет работы – управление, объектом работы является специфика управления в качестве науки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и понятие «управления».
2. Изучить историю развития «управления» как философской науки.
3. Проанализировать «управление» в качестве научного философского знания.
Теоретической базой работы послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых, таких как: Акмаевой Р., Вершигора Е.Е., Томэ М., Файоля А. и других.
Структура работы. Реферат состоит из введения, трех параграфов по теме работы, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы – 20 страниц.
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЯ»
Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенны целей.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управления, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
Объект управления (то что нацелено на воздействие субъекта управления) – юридическое или физическое лицо, а также объектом может выступать и социальный процесс, и экономическая система.
База управления как науки была создана в нынешней трактовке в 19-20 веках, в ответ на требования промышленности, которая уже в то время имела индивидуальные черты: крупномасштабный сбыт, массовое производство, а также ориентир на крупные рынки. Большим организациям была необходима грамотная организаций труа и производства, а также взаимосвязанная и четкая работа всех служб и ведомств, исполнителей и менеджеров по установленным научно-обоснованным нормам, стандартам и принципам.
Специфический процесс управления подразумевает некоторые особенности, которые отражены на рисунке 1 (Рис. 1).
Управление представляет собой особую форму трудовой деятельности, которая формируется в ходе разделения труда. Поэтому кроме общих правил и законов оно подчиняется еще и специфическим правилам и закономерностям.
Рис. 1 – Основные особенности процесса управления
Современная теория управления располагает своим предметом исследований: она определяет определенные методы, которые присущи специфике объекта исследований, изучает закономерности обеспечения хода управленческого процесса, а также все отношения между людьми, которые возникают в течение данного процесса, создает новые приемы и систему повышенного влияния на объект управления, а также теория управления в силах прогнозировать все изучаемые процессы. Своевременная систематизация и регистрация явлений, нахождение закономерных связей между ними для последующих выводов и рекомендаций – это и есть главная задача каждой науки, а значит и науки управления.
Таким образом, в практической деятельности управленцы всегда контактировали с переменной средой и должны были принимать взвешенные решения при учете определенных ситуаций и случайных явлений, опираясь лишь только на свою интуицию и опыт. Научные поиски нетривиального и определенного решения придают управлению именно черты науки. Некоторые ученые утверждают, что управление – это целая наука: «Управление – это наука, чья сущность заключается в использовании научных знаний (основ организованного знания в сфере управления) к реалиям любой ситуации».
Управление в качестве науки играет большую роль – пусть даже деятельность по управления – это искусство, но все, кот занимаются ей, смогут достичь наилучших результатов при полном понимании и применении заложенной науки, которая является основой данного искусства. Если значимость эффективности любого общественного сотрудничества признана, то можно отметить, что управление уже не просто деятельность искусства, но и науки.
В заключение стоит отметить, что искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методы воздействия на алчность и социум различных религиозных конфессий.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ «УПРАВЛЕНИЯ» КАК ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
Управление на сегодняшний день является значимым ресурсом для общества. Так все вопросы, которые так или иначе связаны с управлением были интересны для народа с самого начала существования общественной организации, а это значит, что управление будет актуально всегда, вне зависимости от уровня управления, так как нет ничего интереснее и важнее, чем грамотное и результативное влияние на поведение народа, человека или группы людей. Сегодня нет каких-то определенных недостатков в управлении как науке, каждый руководитель для обеспечения эффективности управления может использовать положения и нормативные акты, которые были специально созданы для управленческих отраслей науки на базе теории управления.
Теория управления также является отраслью научного знания, она изучает принципы управления в социально-экономических механизмах, а также систему методов, принципов и приемов управления, форму, эволюцию и содержание управленческих отношений, результативность принятия тех или иных управленческих решений, а также самого управления.
Если же рассматривать данные о понятии управления, то стоит отметить тот факт, что в настоящее время есть множество мнений и трактовок, а также огромное количество уникальных подходов к изучению управления как науки. Каждый такой подход показывает управление с разной стороны, тем самым с каждым разом придавая ему новый окрас.
Управление как наука – это механизм в форме теорий, концепций, способов, принципов, школ и форм управления.
История развития управления в качестве науки в философском понимании уходит в глубь веков. Так данные о проблемах управления можно встретить на глиняных табличках из междуречья Евфрата и Тигра, в египетских папирусах, а также на шелковых свитках, которые дошли до нас со времен Древнего Китая. Но не стоит связывать их именно с управлением в качестве науки, так как они носили больше государственный характер управления.
Стоит отметить, что самым первым дал определение управлению как науке именно Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он также охарактеризовал разные стили управления, на базе чего сформировал принцип его уникальности.
Платон определил настоящую классификацию государственного управления, а также пытался определить функции для каждого конкретного органа управления.
Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и неруководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена. В древности стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, принимающих практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлял один человек.
Стоит отметить такой факт, что в истории есть и примеры таких организаций, которые имели такую же систему управления, как и сейчас. К примеру, римская католическая церковь имела структуру – папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник. Такая система была создана основателями христианства, и она успешно работает и по сей день, и более того она считается самой современной системой управления, чем у других вновь создающихся организаций.
Нынешние военные организации чем-то схожи с организациями, которые существовали во времена Древнего Рима. Но организация и управление раньше были вовсе не такими как сейчас. Хоть и существуют организации уже очень много лет, но до 20 века мало кто думал над тем, как управлять данными организациями системно. Люди пытались заработать как можно больше и в некоторых случаях, приобрести политическое влияние. Постоянные поиски теоретических подходов к управлению приобрели свою популярность лишь во времена становления капитализма, и тон в низ задавали именно философы.
Так Джеймс Стюарт в 1767 году и Томас Гоббс в 1651 году отмечали, что главный мотив людского повеления – постоянное стремление к власти. Также Иеремия Бентам в своем творении «Введение в принципы морали и законодательства» отмечал, что мотивами общественного поведения являются лишь удовлетворение и личная выгода.
Так Адам Смит сформулировал определенный принцип экономической личности, ее основной целью считается постоянное стремление к удовлетворению и обогащению личных потребностей человека. Следующие исследования опровергли подобный тезис, и отметили что к обогащению стремятся только 12% людей, а к славе – 40%.
Само управление в качестве науки сейчас находится в вечном движении. Постоянно создаются различные новые школы, направления и течения; улучшается и модернизируется весь научный аппарат, а также изменяются взгляды ученых на этот счет. Большинство управленцев со сменой поколений изменяли свои ориентиры с потребностей своей компании на активное изучение специфики управления других. Некоторые также разрешали управленческие проблемы при помощи старых проверенных методов, которые помогали и раньше. А другие пытались найти самые изощренные и гармоничные способы управления. Поэтому опираясь на столь богатый опыт можно извлечь выгоду и в наше время в ходе управления.
Управление как наука – это некая система знаний и умений в форме теорий, концепций, способов, принципов, школ и форм управления.
Управление – это разнообразное явление, оно как бы является самым древним искусством, но в то же время оно считается и самой новой наукой. В качестве науки управление представляет собой постоянно накапливающуюся совокупность способов их получения.
Таким образом, историко-философский анализ дает основание заключить, что первыми теоретиками управления были именно философы. И действительно, умение управлять людьми, это, по выражению Платона, «одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений», всегда было в центре внимания философов.
Стоит выделить то, что это приобретает свою парадоксальность только при поверхностном подходе. Так как управление является частью практической деятельности, то это не могло заинтересовать греческую философию, где чаще встречается пренебрежение к ручному труду и мировоззренческая созерцательность.
Подытожив, можно сказать, что управление как наука предопределяет не только лишь некую совокупность действий, но и сумму знаний и умений. Поэтому не зря Платон настаивал на том, что существует очень малое количество людей, которые знают, как правильно управлять, и именно это знание из прочих видов заслуживает имя мудрости. Со стороны социального философского синтеза можно понять главную роль управления в нормальном функционировании общества как единого целого.
3. АНАЛИЗ «УПРАВЛЕНИЯ» В КАЧЕСТВЕ НАУЧНОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Управление как наука – это определенная функция слаженного механизма, который сформировался креационным или эволюционным способом. Управление можно встретить в социальных, биологических, политических, экономических, кибернетических, технических и других науках. Стоит выделить некоторые обобщённые функции управления как науки (Рис. 2).
Рис. 2 – Основные функции управления в качестве науки
Выраженный интерес к вопросам управления в качестве науки появился еще в античные времена, когда отдельные аспекты управления стали рассматривать как политические и социальные системы. Во времена развития промышленной революции 18-19 веков, когда особенно остро встал вопрос о плановой научной организации труда и администрации, стало развиваться и активное становление научного управления. При философском анализе все проблемы управления главная роль отведена именно категориям средств и цели (управление как целеполагание) субъекта и субъекта (управление как субъект-объектное взаимодействие) а также бессознательного и сознательного и др.
Сейчас есть очень большое количество дефиниций понятия «Управление» в качестве науки, которые различаются друг от друга общностью, однако, при таком количестве отличий главными составляющими, в любом случае, остаются: субъект, объект, средства, цели, условия и итоги. Управление представляет собой направляющую и преобразующую деятельность, которая исполняется каким-либо субъектом п отношению к объекту управления, при этом данная деятельность должна полноценно обеспечивать достижение поставленной цели.
Управление как наука на опыте существует относительно давно, с тех самых пор, когда появилась необходимость в совместной работе людей. Стоит отметить, что управление проникает в весь механизм человеческих отношений. Оно также проходит и сквозь всю мировую историю. Пирамиды Египта и великие империи, и почти все, что сегодня ценится и считается достоянием, появилось благодаря организованным и координированным усилиям.
С момента формирования первых социальных теорий, человечество пыталось создать конкретные законы управления всеми процессами, которых происходят на данный момент в обществе, а также применять созданные законы в каких-либо целях. Стоит отметить, что интерес философии к части управления появился еще в античные времена, он присущ Аристотелю и Платону.
Безусловно, следует также упомянуть Н. Макиавелли, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, которые строили социально-философские концепции функционирования государства и общества. В то же время, как совершенно справедливо отмечает А. Файоль, «... в трудах ведущих теоретиков в области менеджмента и организационного поведения можно «вычитать» (философский характер данному глаголу придал И. Фихте) целый ряд классических философских идей. Например, в теории человеческой мотивации А.Х. Маслоу «вычитываются» идеи А. Шопенгауэра. Концепция П. Друкера, направленная на обоснование необходимости формирования «класса» работников умственного труда, вполне согласуется с идеями И. Канта о необходимости формирования класса мыслителей и так далее».
Управление как наука существует ровно столько, сколько существует само человечество. Любое время в истории по-своему пеняло субъекты управления, масштабы осуществления управленческой деятельности, способы стимулирования, однако на рубеже 19-20 веков стоит отметить заметный скачок.
Плавный переход к научному управлению по важности равняется переходу от применения мускульной силы людей и животных к паровым двигателям. В начале 20 века можно наблюдать интеллектуальный прорыв, который связан с осознанием и пониманием того, что управление должно опираться на науку, этому необходимо обучать так как управление, которое основано на теории, - самый результативный способ решения организационных проблем предприятия.
Управление в качестве науки не является наукой управления, поэтому можно достаточно легко разграничить практику и теорию управления. То есть вместе с составляющими науки в практике управления можно найти совсем иные аспекты, которые показывают управление как искусство. Смешение целей и интересов, а также индивидуальных отличий и предпочтений в ходе управления – это достаточно трудоемкий процесс, который требует применение интуиции и воображения. Именно в ходе данного интегрирования управленец может показать все свои качества, такие как умение придать одним фактам решающее по отношению к прочим значение или расположить имеющиеся знания в лучшем виде.
При этом необходимо отметить значимость руководителя, который может правильно расставлять приоритеты, быть настойчивым и твердым, проявлять гибкость в поиске компромиссных вариантов. Поэтому в сфере управленческой деятельности особенно явно прослеживается научное начало. Умение руководить людьми это не только создание определенных алгоритмов управления. В деятельности руководителя главную роль играют также эвристические и творческие операции, не поддающиеся формализации. Управление как наука – это свободная деятельность, которая базируется на теоретической основе и сочетает в себе перечисленные навыки и ремесла.
Управление в качестве научного философского знания должно рассматривать методологические, аксиологические и гносеологические основания человеческой деятельности в ходе управления. Она должна определить для управленца, насколько вообще возможно управление в конкретном предприятии. Управление как наука (философская) – это определенно новая сфера философского учения, которая находится на стадии расцвета. Философский анализ вопросов и проблемных моментов управления нацелен, в первую очередь, на изучение общества и человека. Философия управления должна сформировать определенный философский синтез умений управления и разработать собственную методологию изучения данного феномена. Стоит отметить, что весь механизм философского образования должен отмечать развитие философских исследований, потому что в этом и заключается теоретический аспект формирования управления как науки в целом.
Зачастую управление изучают через призму принятия решений – это вполне оправдано. Так как такие процессы играют главную роль в системе управленческой деятельности. Любая функция управления как науки (организация, планирование, контроль и мотивация) – переопределяет принятие решений для выполнения данной функции. Решения по большей части определяются в качестве эффективных параметров, также, как и процессуальное содержание управленческой деятельности. Функция выработки решений выполняет именно структурообразующую роль в осуществлении качественной управленческой деятельности.
В заключение стоит отметить, что метаморфозы позитивистского мышления отмечаются в большинстве наук, которые так или иначе связаны с управлением: психология управления, социология управления, деловая этика, культура управления, организационное поведения, конфликтология организаций и пр. В качестве системы теоретического знания они сейчас находятся на различных этапах становления, но тут можно также встретить и познавательный аспект управления в философии, так как философский анализ проблем управления – это основательная общеметодологическая база.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги работы, стоит отметить, что каждая наука основана на применения исторической практики. Понимание и знание прошлого помогает лучше понять и осознать нынешнее состояние науки и формированию абсолютно новых идей. Управление сегодня основывается на историческом мировом опыте прошлых поколений, а принципы управления остаются всегда такими же и общими для всех.
Не только уникальность философского подхода к рассмотрению практических и теоретических проблем управления, но и, исходя из философского и исторического анализа, обширное идейное наследие говорят управлению в качестве науки о способности обеспечения междисциплинарного слияния большинства наук управления, а это можно считать ключом к созданию новой системы управления. В качестве философской дисциплины, которая имеет своей целью формирование общей картины мира и места в нем человека, философия управления формирует новые возможности осмысления и обобщения частно-научного познания самых разных видов феномена управления, став тем самым также и мировоззренческой базы для обеспечения последующих результативных исследований.
Стоит выделить немаловажный факт, что в управлении как в науке, связанной с философией, происходит слияние методологической, гносеологической и аксиологической социокультурной проблемы, что входит в область интересов философии управления, а также множество прочих проблем – социальной философии, этики, философии культуры и политики и пр. К примеру, эстетическое восприятие принимаемых решений имеет значимую роль в управлении.
Поскольку управление является синтезом науки и искусства, знания и опыта, стоит отметить, что правомерны и уместны многие философские и методологические подходы, используемые как в науке, так и в искусстве. Так, науку и искусство часто рассматривают как противоположности, но между ними есть и много общего, заключающегося в том, что каждая из этих «противоположностей» является творчеством. В науке преодоление сложности, сведение ее к простоте часто характеризуется категорией «красота». Аналогичные примеры можно привести и из области управления.
В заключение стоит отметить, что нынешнее управление как наука – это не только совокупность определенных узких дисциплин, которые имеют только прикладное значение, но и определённое мировоззренческое единство, которое гармонично вписывается в современность. Управление как наука в философском понимании должна отвечать междисциплинарным и концептуальным основаниям, которые определяют целостное понимание и восприятие данного феномена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Акмаева Р. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы // Проблемы теории и практики управления. 2016. - № 11. – С. 15-27.
Антоева А.Г. Личность с позиции философии // [Электронный ресурс] Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(89). Режим доступа: https://sibac.info/archive/social/6(89).pdf (дата обращения: 25.11.2020).
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, .2011. – 203 с.
Болтянски Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Пер. с фр.; под общ. ред. С. Фокина. М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 559 с.
Сорина Г.В. Философия менеджмента. Как это возможно? // Философия науки. Методология и история конкретных наук: Учебное пособие (книга для чтения). М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2017. - С. 431-448.
Диев В.С. Философия управления: проблемы, подходы, тенденции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия. Философия. 2011. - Т. 9, № 1. С. 5-15.
Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография / В. Н. Жуков. – Москва: Юрлитинформ, 2013. – 398 с.
Мамыкин И. П. Философия: материалы для самостоятельной работы / И. П. Мамыкин. – Минск: Экоперспектива, 2012. – 71 с.
Томэ М. Учение о менеджменте на ложном пути экспериментального исследования // Проблемы теории и практики управления. 2010. - № 4. – С. 47-58.
Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. М.: Республика, 2012. - С. 222-305.
Файоль А. Общее и промышленное управление // Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. М.: Республика, 2012. - С. 7-84.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!