это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2521507
Ознакомительный фрагмент работы:
Совершенствование налогового законодательства: вопросы теории и практики
На современном этапе развития среди ключевых принципов налоговой системы выделяют принцип стабильности, что вполне характерно для нашей страны. С содержательной точки зрения данный принцип означает, что все федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а при установлении налогов должны быть определены все структурные элементы налогообложения. Полагаем, что данный принцип имеет особое практическое значение, так как его наличие обеспечивает стабильность и справедливость существующей налоговой системы. Одновременно с этим, данный принцип не должен рассматриваться с точки зрения правила, не позволяющего вносить в действующее законодательство какие-либо изменения и дополнения, так как в противном случае налоговое законодательство перестанет отвечать реалиям общественной жизни.
Однако нельзя не согласиться с тем, что любые изменения в налоговой системе должны быть предопределены объективными причинами, в том числе, внедряться в рамках проведения налоговых реформ, при которых изменениям подвергаются основные элементы налоговой системы. В данном случае активно применяется принцип подвижности налоговой системы, который является, на первый взгляд, антиподом принципа стабильности, но фактически дополняет и детализирует указанный принцип. Так, суть принципа подвижности состоит в том, что налоговая система адаптируется к социальным и экономическим переменам в обществе посредством изменения механизма взимания отдельных налогов и сборов. Кроме того, изменения налогового законодательства в этом аспекте призваны восполнять образующиеся законодательные неточности и пробелы.
Представляется, что процесс, направленный на совершенствование налогового законодательства, характеризуется процесс непрерывный, что нельзя сказать о процессе проведения налоговых реформ, проведение которых занимает только определенный период времени. Однако на современном этапе совершенствование налогового законодательства осуществляется слишком активно, на чем не случайно акцентируется внимание в научной и юридической литературе. Так, как отмечает С.Г. Пепеляев, «за двадцать лет существования Налогового кодекса Российской Федерации, в него было внесено более 600 изменений». Полагаем, что назвать такую тенденцию положительной едва ли представляется возможным, тем более в связи с тем, что данные изменения не всегда являются эффективными. Так, нельзя положительно оценить внесение изменений в законы, которые еще не успели вступить в законную силу, а также в законы, которые только начали действовать и практика их применения на момент внесения изменений окончательно не сформировалась. Более того, частые изменения негативно сказываются на последовательности и логичности изложения правовых норм в тексте Налогового кодекса РФ.
Также стоит акцентировать внимание на том, что в рамках внесения изменений и дополнений в налоговое законодательства не всегда имеет место отграничение совершенствования налогового законодательства от проведения налоговой реформы. Данный вывод подтверждается последними изменениями, которые были внесены в налоговое законодательство. Так, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость выросла с 18 % до 20 %, а соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Также к весьма существенным изменениям, которые имеют все признаки налоговой реформы, можно отнести внедрение налога на профессиональный доход (Федеральный закон № 422-ФЗ), введение особого налогового режима для международных компаний, которые действуют в специальных административных районах (САР) и многие другие. Полагаем, что внесение столь частых изменений в налоговое законодательство, которые осуществляются под эгидой его совершенствования, не позволяют на практике реализовать принцип стабильности налоговой системы. Кроме того, это ставит вопрос относительно обоснованности и качества принимаемых нормативных актов, изменяющих положения НК РФ и вопрос о соблюдении процедуры их принятия. Ситуация осложняется тем, что внесение многочисленных изменений в налоговое законодательство все равно не способно восполнить все пробелы, существующие в законодательстве сегодня, а некоторые из данных проблем существуют уже длительный период времени. В качестве примера приведем неустановление ответственности за отказ от дачи показаний в рамках выездной налоговой проверки или вызове в ФНС. Так, согласно п.7 ч.1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок. Отсюда следует, что это является правом, а не обязанностью налогоплательщика и при отказе дать пояснения какая-либо ответственность не наступает, что является не только давним, но и общепризнанным пробелом налогового законодательства и пробелов данного рода существует множество, что также подтверждается судебно-арбитражной практикой.
Таким образом, в целях оптимизации совершенствования налогового законодательства и повышения эффективности деятельности данного рода объективной необходимостью является разработка единой, долгосрочной и публично обсуждаемой концепции реформирования законодательства в сфере налогов и сборов. Данная концепция должна содержать цели и задачи, а также этапы проведения реформирования налогового законодательства, а проведение реформ на практике должно проводиться в течение ограниченного временного периода.
Более того, реформированию должен подлежать механизм разработки Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Так, данный документ призван определять основные направления реформирования налогового законодательства и не допускать чрезмерное внесение изменений, однако на практике данная цель до сих пор не достигнута. Полагаем, что во многом это обусловлено тем, что в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 года и плановый период 2021-2022 годов содержится раздел «предсказуемые фискальные условия», указывающий на ключевые параметры налоговой системы, но не поясняющий, что именно к параметрам данного рода относится. Как следствие, отсутствие ясности не позволяет ограничить реформирование той или иной области и, как было установлено ранее, изменения вносятся часто, и при этом весьма хаотично. Кроме того, данный документ обостряет проблему разграничения совершенствования законодательства и налоговых реформ, так как планируемые изменения налогового законодательства, которые содержатся в Основах 2020 года, по сути, являются налоговыми реформами, но должного внимания данному аспекту со стороны законодателя не уделяется.
В завершении стоит отметить, что проблемные аспекты, выявленные в настоящем исследовании, также обусловлены тем, что в настоящее время субъектами законодательной инициативы в сфере налогов и сборов могут выступать члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Это нельзя назвать положительным моментом в связи с тем, что данные субъекты ранее могли не сталкиваться с деятельностью в сфере налогов и сборов и могут вносить законопроекты, идущие вразрез с основными направлениями налоговой политики. Для решения указанной проблемы на территории нашей страны стоит ограничить право налоговой инициативы указанных субъектов, что практикуется в ряде зарубежных стран. Например, в законодательстве Англии прямо предусмотрено, что депутаты обладают правом законодательной инициативы по любым вопросам, которые не затрагивают сферу налогов и сборов. Полагаем, что указанную норму целесообразно имплементировать в отечественное законодательство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванова О.А., О совершенствовании налогового законодательства в современный период // Вестник Прикамского социального института. – 2018. - № 2. – С.18-26;
2. Пепеляев С.Г., Основы налогового права: учебно-методическое пособие / С.Г. Пепеляев. – М.: 2000-496 с.;
3. Федеральный закон от 03.08.2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». СПС Консультант плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/ (дата обращения: 06.11.2020);
4. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 49 (часть I). - Ст. 7494;
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2000 - N 32. - Ст. 3340;
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Официальный интернет-портал правовой информации;
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!