это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2531827
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Интерес к художественному образованию сегодня продиктован не только педагогическими, но и экономическими смыслами. Речь идет о социокультурной трансформации пост экономического общества, ориентированного на развитие креативных индустрий, востребовавших творчески развитого специалиста. Бизнесу нужны высокоразвитые профильные специалисты с творческим мышлением и предпринимательскими навыками, умеющие оценивать сложившуюся производственную ситуацию и добиваться качественных результатов.
Пленэр является значимой частью в процессе обучения живописи, т.к. именно на пленэрных занятиях художник учится работать быстро, без промедления, схватывать главное в быстроменяющихся состояниях природы. На пленэрных занятиях обучающийся применяет и получает навыки линейной и воздушной перспективы, выстраивает цветовые и тональные отношения. Кроме того, работа на природе оставляет глубокие впечатления, которые откладываются в памяти и при необходимости извлекаются из нее художником. Полученный опыт навыков быстрой работы на пленэре позволяет применять их в своей дальнейшей работе.
До XIX века пленэр являлся некоторым способом изучения натуры при естественном освещении и использовался в основном для создания эскизов. Сейчас пленэрная практика является обязательным этапом в обучении во всех художественных образовательных учреждениях.
Тема исследования достаточно широко освещена и имеет большую базу для изучения и осмысления. Анализ литературы показывает, что существуют отдельные прикладные исследования в области организации пленэрной практики (Э.С. Клокова, И.В. Новикова, Ю.М. Тютюнова, М.К. Чинцова и др.).
Методологической и теоретической основой исследования явились:
– основные положения концепции художественного образования (В.В Алексеева, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.А. Неменская);
– основные положения творческих достижений мастеров реалистической живописи, художественно-эстетическая оценка их вклада в развитие пленэрного искусства работы художников-педагогов: Г.В. Беда, Н.П. Бесчастнова, С.Е. Игнатьева, Д.Н. Кардовского, В.С. Кузан, Н.Я. Маслова, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, В.А. Серов, А.А. Унковский;
– вопросы организации пленэрной практики: В. Визер, Э.С. Клокова, И.В. Новикова, Ю.М. Тютюнова, М.К. Чинцова, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов.
Объект исследования – система художественного образования.
Предмет исследования – занятия по пленэру в системе художественного образования.
Цель исследования ‒ изучить роль и место занятий по пленэру в системе художественного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Определить исторические аспекты становления и развития пленэра.
Рассмотреть понятие и характеристику художественного образования.
Выявить место и роль пленэра в современных образовательных программах.
Охарактеризовать пленэр практике современного образовательного процесса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе определены исторические аспекты становления и развития пленэра, рассмотрено понятие художественного образования с точки зрения разных авторов, дана характеристика художественного образования в современном мире. Вторая глава посвящена рассмотрению места и роли пленэра в современных образовательных программах дополнительного образования, средне-профессиональных программах, программах высшего образования и самообразования. В главе также анализируется техника живописи на пленэре, основные методики и особенности.
Работа опирается на исследования таких авторов, как Н.Н. Волков, Н.Я. Маслов, А.В. Клименко, Г.Б. Никодеми и других.
1 ПЛЕНЭР В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исторические аспекты становления и развития пленэра
Традиционно под понятием «пленэр» (от фр. en plain air – «на открытом воздухе») рассматривают живописную технику изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях на природе или вне помещений [2].
С незапамятных времен люди изображали природу, об этом свидетельствуют памятники культуры и искусства, дошедшие до наших дней. Древнеегипетские художники умели изображать различные сюжеты по канонам, включающие в себя людей, животных и растения. Цветы и деревья также встречаются в росписях этрусских художников. Впервые источник света показал древнегреческий художник Апеллес в IV в. до н.э. Это был портрет царя Александра с бликами на лице и теле от молнии. Эффект освещения также был передан в картине «Мальчик, раздувающий огонь» другого древнегреческого мастера Антифила (около 340-300 гг. до н.э.). Древнеримские мастера в своих мозаиках пытались передать световоздушную перспективу и цветные тени.
В произведениях европейских живописцев XV в. заметны черты наблюдения влияния естественного освещения на предметы и природу. Например, в «Трактате о живописи» итальянского художника Ченнино Ченнини говорится: «Если ты хочешь изобразить горы хорошим способом и чтобы они казались естественными, то возьми большие камни, грубые и неотесанные, и рисуй их с натуры, придавая им светотень, как позволяют условия».
Как свидетельствуют источники, изначально пленэр (рисование на природе) являлся неотъемлемой частью создания живописных произведений в жанре пейзаж. Очевидно, что некоторые пейзажные рисунки впоследствии были превращены в картины, и многие полагают, что художники не могли бы представить сцены так точно, не нарисовав их на месте. По мнению искусствоведов, великие художники Рембрандт Ван Рейн (1606-1669), Леонардо Да Винчи (1452-1519) и др. писали некоторые картины пейзажа [20].
Как показывает анализ литературы, первыми художниками, писавшими на открытом воздухе, основоположниками уличной живописи являются итальянские художники Агостино Тасси (1578-1644), Сальвато Роза (1615- 1673) и французский художник Николя Пуссен (1594-1665) [15].
Агостино Тасси был художником морских пейзажей. Считаясь мастером перспективы и хорошим художником иллюзионистского архитектурного убранства, Тасси писал в нескольких римских дворцах, в том числе в Квиринале (1611–12), Роспилиози и Дории Памфили (1637). В Риме Тасси служил мастером (с апреля 1625 г.) французского художника Клода Лоррена. Хотя Тасси известен как художник-фресок, он написал несколько полотен, в том числе «Прибытие царицы Савской до Соломона» (ок. 1610 г.) и «Въезд Таддео Барберини» из Порта-дель-Пополо (1632 г.). Его изображения ночных сцен оказывали определенное влияние на голландскую публику. Итальянский художник в стиле барокко и гравер неаполитанской школы, помнили за его дико романтические или «возвышенные» пейзажи, морские картины и картины сражений. Он также был опытным поэтом, сатириком, актером и музыкантом [16]. Роза училась живописи в Неаполе. Наиболее знаменитыми работами стали Пейзаж с вооруженными людьми, (1640 г.), а также ряд гравюр 1660 г. Николя Пуссен французский художник и рисовальщик, основавший французскую классическую традицию. Он провел практически всю свою трудовую жизнь в Риме, где он специализировался на исторических картинах - изображающих сцены из Библии, древней истории и мифологии - которые отличаются ясностью повествования и драматической силой. Его самые ранние работы характеризуются чувственностью и колористическим богатством. Его картины были связаны с порядком и гармонией природы. Первым великим шедевром был, «Смерть Германика» (1627), написанном для кардинала Франческо Барберини. Вдохновленный сопоставимыми композициями на древних саркофагах, это первая героическая сцена смерти в карьере художника - и за всю историю живописи - и породившая бесчисленные последующие подражания [17, С.89]. Как показывает анализ литературы, художники-пейзажисты ПьеромАнри де Валансьенн (1750-1819гг., Франция) и Джон Констеблем (1776-1837 гг., Англия) впервые ввели в практику обучение пленэру, побуждая своих учеников выходить на улицу рисовать и писать картины. Именно Пьер-Анри де Валансьенн, который являлся преподавателем в Школе изящных искусств в Париже, активно призвал своих учеников получить опыт рисования непосредственно с натуры, «работая против меняющегося света и быстро движущихся облаков» [17, С.90].
Когда все изучение натуры было завершено снаружи; в дальнейшем было достаточно времени для рисования мелом или графитом для масляной живописи, которая будет завершена позже в студии. Они работали на бумаге, деревянных панелях и холсте. Исследование, часто называемое этюдом, - это быстрая картина, выполненная на месте, чтобы уловить суть сцены, ее цвета и настроение. Художники часто брали эти исследования и наработки в мастерскую в качестве эталона для создания больших, более подробных студийных картин [1].
Как свидетельствует литература, художники понимали, что они могли бы более точно представлять цвета и свет, рисуя на природе. Хотя рисование на улице потребовало значительно больше усилий, результаты стоили того, чтобы картины, сделанные на месте, были живыми. Художники, известные как Барбизонская школа, писали сцены повседневной жизни и фермеров на полях Барбизона, Франция, с 1830 по 1870 год. Такие художники, как Теодор Руссо (1812-1867), Джон Франсуа Милле (1814-1875) и Чарльз Фрэнсис Добиньи (1817-1878) начали движение Барбизон, которое впоследствии было принято другими, такими как Жюль Дюпре (1811-1889) и Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875) [29]. Родившийся в Великобритании Томас Коул (1801-1848) переехал в Стеубенвилль, штат Огайо, со своей семьей в 1818 году и начал изучать портретную живопись у художника по имени Штейн. Позже Коул переехал в Питтсбург, а затем в Филадельфию, где он учился в Пенсильванской академии художеств. Позже он переехал в Нью-Йорк и стал известным пейзажистом. Он был основателем Школы художников Гудзон-Ривер, которая была не настоящей школой, а группой художников. Коул позже присоединился Ашер Б. Дюран (1796-1886), который путешествовал с ним в Адирондакские горы Нью-Йорка и другие районы дикой природы [13].
Существует много неофициальных данных о пользе обучения на открытом воздухе; учителя, например, часто говорят об улучшении своих отношений со студентами после поездки. Однако трудные доказательства того, что образование на открытом воздухе оказывает заметный долгосрочный эффект на поведение или образовательные достижения, определить труднее; это может быть отчасти связано с трудностями, связанными с проведением исследований, которые выделяют влияние обучения на открытом воздухе на значимые результаты [10].
Крис Лойнс предположил, что образование на свежем воздухе становится все более увлекательным занятием в парке развлечений. В статье под названием «Генеративная парадигма». Лойнс также призвал к увеличению «креативности, спонтанности и жизнеспособности». Эти диалоги указывают на необходимость для тех, кто работает в сфере наружного образования, изучить допущения, чтобы гарантировать, что их работа носит образовательный характер [14]. Открытое образование было найдено более полезным для тех студентов, которые находят обучение в класс более сложным. Мейнард Триша обнаружил, что, резонируя с их предыдущими результатами, учителя в своем исследовании сообщили, что «когда они занимались деятельностью, инициированной детьми, на открытом воздухе, более половины детей, которые в классе воспринимались как «неуспевающие», вели себя по-другому». Их работа направлена на то, чтобы поддержать идею о том, что более естественное открытое пространство, в которых действия, инициируемые детьми, прямо или косвенно уменьшают восприятие неуспеваемости. Это важно, потому что ряд исследований показал, что ожидания, основанные на восприятии студентов, важны для обучения студентов. Это также может быть связано с неакадемическим прошлым, личными психологическими особенностями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью [13].
В любых погодных условиях на пленэре работали и французские художники-импрессионисты, такие как Клод Мане, К. Писсаро, П.О. Ренуар, А. Сислей и др. Но у них были другая задача: передать мимолетное впечатление, отказавшись от материальности, четкости контуров предметов.
Живопись на пленэре в русском изобразительном искусстве прочно закрепилась в творчестве художников-романистов в начале XIX века. С.Ф. Щедрин один из первых пейзажистов, кто стал писать картины на природе. К.П. Брюллов изучал рефлексы солнца и окружающей среды на обнаженной натуре в условиях пленэра. У живописцев П.В. Басина, М.И. Лебедева также много пейзажей, которые являются результатом многих часов работы на пленэре.
Значительный вклад в развитие русской пленэрной живописи внес художник А.А. Иванов. Пейзажист разрабатывает свою систему подготовки композиции. Огромное количество предварительных этюдов делал Иванов в поиске наиболее удачного решения линейной и воздушной перспективы, колорита будущей работы. Параллельно с этим он улучшал эскиз картины. Это и были составляющие системы художника.
Большое внимание художник уделял деталям, в частности элементам растительного мира. Это заключалось не только в написании этюдов и зарисовок разных пород деревьев, но и в решении более масштабных задач пленэрной живописи – цветовых отношений между деревьями, землей и небом.
В начале 20-х годов XIX века художник-педагог А.Г. Венецианов набрал группу подающих надежды в искусстве крестьян и организовал свою школу. Его идея заключалась в том, чтобы студенты-художники опирались на научные знания: перспективу, пластическую анатомию и теорию теней.
Академия художеств XIX века включала в учебные программы задания на изучение растительных и животных форм, но больший интерес к обучению живописи на пленэре проявился в 50-х – начале 60-х годов. Этому способствует развитие реализма в русском искусстве. В начале XX века преподавание композиции в условиях пленэра стало частью художественной образовательной программы.
На развитие пленэрной живописи оказали влияние художники-педагоги Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов.
Саврасов был преподавателем пейзажного класса. Он считал неприемлемым бездушное копирование окружающей среды. Перед своими учениками педагог ставил задачу совместить знания о природе и умения передать свои чувства. Он ввел совместные поездки учеников и преподавателей на пленэр, что было ново для русской художественной школы. Среди его студентов были выдающиеся художники XIX века И.И. Левитан и К.А. Коровин.
Другие педагоги И.М. Прянишников и В.Е. Маковский также придерживались мнения о важности занятий в условиях пленэра. Большое значение они придавали самостоятельной предварительной работе к композиции: зарисовкам, этюдам.
Теоретическими и методическими вопросами работы на пленэре и в условиях учебной мастерской являются труды выдающихся художников-педагогов: П.П. Чистяков, В.А. Серов, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, А.А. Унковский, С.Е. Игнатьев, Н.Я. Маслов, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, Г.Б. Смирнов. Ю.М. Кирцер, Н.Г. Ли, Н.П. Бесчастнов [7]. Вместе с тем, в настоящее время пленэрная практика развивается. Ярослав Присяжнюк, например, сочетает в своем пленэрном опыте не только классическую живопись и рисунок, а совместно с информационными технологиями. Его композиции статичны, но добавив еле уловимое движение с помощью компьютерных программ, его работы оживают и вызывают интерес у зрителей.
Таким образом, в исторических источниках описано, что жанр пейзажа начал разделятся на виды: городской и индустриальный, сельский, садовопарковый, лесной, горный, морской, речной, степной. Городской, футуристический, индустриальный, парковый вид пейзажа показывал зрителю через картины красоту летних, осенних, зимних, весенних улочек, аллей, парков, вокзалов, музеев, изображались отдельные элементы архитектурных мотивов – крыш, окон, дверей. Художники показывали красоту в деталях. Деревенский пейзаж стал популярен во время стиля рококо. Реалистичные изображения с пастушками и пастухами, сельских жителей изображали А. Венецианов, А. Саврасов, В. Полевов, А. Пластов, И. Левитан. Морской пейзаж стал популярен во времена АО времена великих географических открытий, мореплавания, судоходства. Примером можно назвать И. Айвазовского.
Сегодня пленэрная живопись - процветающий тренд в нашем мире искусства. Художники собираются вместе для «раскрашивания» экскурсий, семинары, посвященные этой практике, проводятся круглый год и от побережья до побережья, а художники-пейзажисты считают, что пленэрная живопись является таким же полезным и мощным опытом, как и для первых художников на пленэре все предыдущие годы ранее.
Понятие и характеристика художественного образования
Многие ученые (Б.Т. Лихачев, С.М. Вишнякова, О.В. Сальдаева и др.), проводя исследования в данной области, сформулировали несколько определений данного понятия:
- художественное образование рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий (Е.П. Олесина) [1];
- художественное образование – это процесс обучения и воспитания социальных групп, занятых в сфере культуры и искусства, деятельность которых удовлетворяет культурные потребности общества («О проекте Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ») [11];
- художественное образование – это процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования образного мышления [9];
- художественное образование представляет собой процесс включения индивида в художественную культурную деятельность и развития познавательных творческих позиций и эмоционально-ценностных отношений к искусству, к художественной деятельности [9].
Данные трактовки рассматриваемого понятия объединяет то, что ученые единодушны в том, что художественное образование включает в себя две взаимосвязанные области. С одной стороны, это изучение истории искусства, позволяющей углубиться в сферу общечеловеческого духовного опыта. С другой стороны, это обучение основам художественного ремесла, помогающее приобщиться к творчеству и получить особый эмоциональный опыт.
На сегодняшний день всесторонняя подготовка специалиста требует анализа образовательных и воспитательных концепций, которые стали отражением развития общества в его кризисные периоды. Важное место среди них занимает система взглядов на воспитание ребенка, разработанная французским философом XVIII века Т. Руссо [1]. Согласно ей, дети достигают зрелости путем предсказуемых и последовательных стадий роста и развития. Целью воспитания философ считал свободную личность, а первоначальными средствами ее формирования чувства и эмоции. Руссо призывал воспитывать человека свободным от предрассудков, ни от кого не зависящим и живущим плодами своего труда, умеющим защищать свою свободу и уважать свободу других. Философ считал, что настоящее образование строится на основе уважения природы, ценности искусства, интеллекта, непосредственного восприятия ощущений, высоких физических и моральных качеств.
Художественное образование Руссо рассматривал как инструмент приобщения, обучающегося к искусству, выделяя рисование, он видел в нем первоначальный способ визуального поведения. Все последующие парадигмы художественного образования лишь приспосабливали взгляды великого просветителя под меняющиеся условия развития общества. Новый подход к художественному образованию сформировался в конце XIX— начале XX веков, в период развития науки и индустриального производства, востребовавшего изменение системы образования.
Сущность образования определяется как процесс и результат формирования качеств личности средствами обучения и воспитания в соответствии с нормами духовной культуры и ценностей общества. Несмотря на это, под понятием «образование» мы понимаем процесс и результат обучения, воспитания личности, совершенствование ее способностей, в процессе которого она достигает социальной зрелости, индивидуального роста, уровня целостного мировоззрения. Художественное образование — это сфера образования, направленная на развитие у человека специальных способностей и вкуса, эстетического опыта и ценностных ориентаций, способности к общению с художественными ценностями в процессе активной творческой деятельности и совершенствование собственной чувственной культуры. С. Волков рассматривает художественное образование как систему, которая базируется на целенаправленном процессе формирования духовной сферы личности через постижение накопленных человечеством художественных ценностей и продуцирования произведений искусства в процессе воспитания [5, С.67]. Как модель обучения система художественного образования синтезирует искусство, науку и практику в движущие факторы систем высшего порядка — культуры, образования, искусства. Предоставляемые определения, по нашему мнению, имеют более искусствоведческое, чем педагогическое звучание, которое не отражает задач усвоения изобразительной грамоты и развитие творческой инициативы в практике создания художественного образа. Художественное образование понимается также как «процесс духовно-практического постижения искусства, направленный на становление духовности личности во всем спектре моральных, этических, эстетических проявлений, ее ценностных отношений к явлениям культуры и социума». Понятие художественно-педагогического образования, характеризуется как важный механизм культурной преемственности, как форма сохранения и развития культурного наследия нации и всего человечества, как важный ресурс духовного возрождения и стратегическое направление государственной политики.
Художественное образование обеспечивает глубокое познание жизни, формирует эстетические взгляды и вкус, развивает духовные потребности человека, его моральные качества. Под влиянием художественных образов непосредственные чувства переходят в эстетические представления субъекта, в которых духовность приобретает своего реального выражения как ценностный акт общения с прекрасным. Художественная деятельность развивает определенные нравственные нормы по отношению к себе и окружающему миру. В художественно-творческом процессе человек проявляет устойчивую потребность в общении с искусством, которое проявляется в стремлении удовлетворять его эстетические потребности.
В психологическом отношении развивающее художественное образование обеспечивает становление и у ученика, и у педагога субъектного развития в специфической системе «ученик(и)-учитель». Важным условием здесь становится формирование механизма саморазвития этой системы. В ней, помимо традиционного субъектно-объектного типа коммуникации, воспроизводится субъектно-субъектный тип взаимодействия, когда каждый ее компонент становится условием и средством развития другого. Субъекты системы в процессе художественно-исполнительской деятельности формируют самовоспроизводящуюся рефлексию относительно продукта деятельности, влияния на него себя и членов коммуникации. Только при указанных условиях достижима такая образовательная система, которая развивает личность обучающегося, его исполнительские, познавательные, физические, художественные, творческие способности. Система работает на преодоление простого достижения определенных показателей тех или иных знаний, умений, навыков. Психодидактика художественной деятельности возможна при построении диалога содержания обучения (федеральный государственный образовательный стандарт – основная образовательная программа – учебный план – рабочий план – программно-методическое наполнение) в виде диалога культур, представленных в общемировой культуре в художественно-историческом аспекте (от Античности до современности), в этнокультурном (Восток – Запад) и в социокультурном (все социальные и образовательные системы современных стран).
Художественное образование сегодня активно развивается, оно востребовано, т.к. искусство, общение с которым лежит в основе художественного образования, имеет большое воспитательное значение, а языки и методы искусства помогают в освоении огромного пласта информации, усиливая эмоциональную насыщенность ее содержания (А.А. Криулина, Ю.М. Лотман). Беря за основу положение о том, что задачи и функции образования и искусства похожи (Л.Н. Столович), можно утверждать, что объединение этих сфер культурной деятельности человека позволит усилить и образование, и искусство.
2 ПЛЕНЭР КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Место и роль пленэра в современных образовательных программах
Рассмотрим, какое место пленэр занимает в современных образовательных программах.
В условиях детской художественной школы изучение природы в процессе прохождения воспитанниками практики «пленэр» является важной составляющей профессиональной подготовки будущего художника. Ежедневные занятия на свежем воздухе, помимо теоретического закрепления знаний, практических навыков и умений в живописи, рисовании и композиции, также имеют образовательное значение. Тесное соприкосновение с миром живой природы духовно обогащает каждого человека, вносит в его жизнь добро [5].
Стоит отметить, что программа «Пленэр» тесно связана с программами «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности. В программе указано, что занятия могут проводиться в разное время учебного года, а также в течение одной или двух недель в июне. Занятия на природе проходят в виде небольших групповых практических занятий (4-10 человек) на природе. В случае непогоды можно проводить уроки в краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где учащиеся учатся знакомиться с этнографическим материалом, делать зарисовки предметов быта, зарисовки чучел птиц и животных. В задачах пленэра используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотое сечение), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также различные образы. При рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения трехмерных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью и гуашью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Срок реализации учебного предмета, при реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 8 лет, учебный предмет «Пленэр» осваивается 5 лет с четвертого класса. Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи.
Темы программы повторяются с постепенным усложнением целей и задач на протяжении каждого года обучения. Учащиеся первого года обучения (4 класс) по предмету «Пленэр» приобретают базовые навыки передачи солнечного света, изменения местного колорита, учатся последовательно рисовать и зарисовывать деревья, небо, животных, птиц, людей, знакомятся с линейной и воздушной перспективой. изучать работы художников на выставках, в музеях, художественных галереях, на видео, фильмах и учебной литературе в школьной библиотеке.
Обучающиеся второго года обучения (5-й класс) решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов. Обучающиеся третьего года обучения (6-й класс) развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами. Обучающиеся четвертого года обучения (4-й класс) решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Обучающиеся пятого года обучения (8-й класс) развивают умение самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах.
В средне-профессиональных программах пленэрная практика является одной из важных составляющих программы подготовки специалистов среднего звена. Кроме приобретения и закрепления практических умений и навыков в области рисунка, живописи, композиции, во время прохождения учебной практики происходит расширение кругозора студентов, приобщение к истории родного края, развитие их общекультурной компетентности. Таким образом, формируется связь учебных, художественно-творческих и воспитательных задач при работе со студентами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках среднего профессионального образования.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях. В области художественного творчества: знания терминологии изобразительного искусства; умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач.
В соответствии с требованиями ФГТ и двумя вариативными учебными планами образовательное учреждение разработали программы по следующим учебным предметам: рисунок, живопись, композиция станковая, беседы об искусстве, история изобразительного искусства, пленэр. Вариативная часть программы «Живопись» представлена учебными предметами: скульптура, цветоведение, композиция прикладная. Данные программы соответствуют целям и задачам образовательной программы, обеспечивают целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
«Пленэр», срок реализации учебного предмета составляет 4 года – со 2 по 5 класс. Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции.
Практика «Пленэр» в высшем профессиональном образовании является частью основной образовательной программы высшего профессионального образования в системе подготовки бакалавров или специалистов, обучающихся на художественно-графических факультетах и факультетах искусств. Цели и задачи практики определяются соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования направлений подготовки или специальностей и примерными программами практики.
Все виды практики, в том числе и «Пленэр» организуются деканатом факультета. Рабочим учебным планом и годовым календарным графиком учебного процесса определяются сроки проведения пленэра. Пленэр может проводиться сплошным циклом. Например, две, три или четыре недели подряд студенты занимаются рисунком и живописью на свежем воздухе в летний период.
Непосредственно с группой занимается ведущий педагог. Оптимальной в группе считается численность обучающихся не более 12 человек. Недельная нагрузка - 27 часов. Перед началом практики деканат факультета совместно с кафедрами проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют порядок прохождения практики и её содержание.
Пленэр является логическим продолжением изучения таких дисциплин как рисунок, живопись и композиция, следовательно, проводится специалистами соответствующих кафедр. Педагоги кафедр рисунка, живописи или изобразительных искусств, разрабатывают рабочие программы практики. Программы утверждаются на заседаниях соответствующих кафедр в начале учебного года. В программу входят учебно-творческие задания: этюды, наброски и зарисовки. Обязательным является выполнение итоговой композиции по мотивам пленэрной практики.
Также учебная практика «Пленэр» является базовой в основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров. Содержание учебной практики строится на основе освоения дисциплин профессионального цикла: академической живописи, академического рисунка, основах композиции. Практическая деятельность студентов базируется на научных знаниях законов цветоведения, воздушной и линейной перспективы, теории теней, закономерностях зрительного восприятия, техники и технологии живописных материалов.
В изобразительной практике студентов на пленэре различается ряд видов учебной деятельности:
1. планирования учебных задач;
2. восприятие натуры;
3. учет особенностей окружающей среды
4. непосредственная работа с материалом (изобразительная деятельность);
5. консультации с педагогом.
Значимым в живописи на пленэре является активное воздействие окружающей среды на природу, что значительно усложняет художественную деятельность учащихся, чем в зале. Для работы на свежем воздухе характерны неожиданные этюдные условия, перемены в окружающей среде. В таких условиях профессиональная активность, самостоятельность ученика и степень развития его художественной инициативы имеют решающее значение для успешного выполнения учебной задачи. Окружающая среда значительно повышает познавательную активность ученика.
Знание свойств света как важного фактора окружающей среды необходимо для самостоятельного изучения живописи на пленэре. Исходя из физической природы света, мы можем объяснить ряд явлений, наблюдаемых в процессе работы над этюдами. Свет, отраженный от поверхности предметов в воздухе, претерпевает некоторые изменения. В художественной практике это означает, что любой цвет предмета нужно рассматривать с высоты птичьего полета. Проведение цветового анализа натуры - один из самых сложных моментов в освоении живописи на пленэре. Цветовой анализ формы считается на практике важным этапом в процессе восприятия природы и ее отражения. Формы отчетов представляют собой краткосрочные зарисовки простых пейзажных мотивов (земля, лес, небо, берег, вода, небо и т. д.).
2.2 Пленэр в практике современного образовательного процесса: техники и методы
Исследование технических особенностей пленэрной живописи легли в основу фундаментального труда Н.Э. Маслова «Пленэр», а также научных работ: Головачева Н.П. «Некоторые методические аспекты пленэрной живописи», Зубрилин К.М., Руднев И.Ю. «Роль пленэра в системе художественного образования», Головачева Н.П., Рабилова З.Ж. «Пленэрная практика в системе художественного образования», Амелина И.В. «Роль пленэра в процессе обучения студентов», Филиппова Л.С. «Специальная подготовка обучающихся к пленэрной практике (пленэру) в системе дополнительного образования». Данные работы достаточно широко освещают различные аспекты пленэрной живописи, однако тема раскрыта не полностью. Задача автора данной статьи поделиться собственным творческим опытом, показать некоторые авторские апробации техники живописи на пленэре, глубже раскрыть темы поиска мотива и композиции пейзажа, особенности подбора красок и колористического решения, последовательность технологических особенностей работы над пейзажем [12].
Пленэрную живопись во многом предваряет теоретическое изучение ее о
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!