это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2533197
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Любое произведение искусства, в том числе и литературное, одновременно является и отдельным феноменом определенной эпохи, и частью всеобщего культурного и человеческого опыта, накопленного десятками и сотнями лет. В любом произведении, в его сюжете, тематике, отдельных персонажах, можно обнаружить влияние другого, написанного в это же время или сто-двести лет назад, в произведениях соотечественников или авторов зарубежной литературы.
В истории культуры выделяется четыре эпохи, в которые, по мнению исследователей, происходила смена традиций. Это античные времена, эпоха Средневековья, Новое время (период между Средними веками и Новейшей историей) и XX век.
Проблема традиции в XX веке особенно актуальна, так как в это время во всем мире наступил новый этап цивилизации, для которого были характерны повышение внимания к личности, новое представление о свободе творчества и т.д. Одним словом, делалась попытка убрать все старое, начать все с нуля. Но для литературы такая направленность неприемлема, и писатели хорошо это осознавали. Они понимали, чтобы правильно изобразить реальный мир, человеческую жизнь и его психологию, необходимо не прерывать связи с традициями, а переосмысливать их и преобразовывать под свою реальность.
Задача данной работы – определив традицию как важнейшую составляющую литературного творчества, исследовать преломление разных художественных систем мировой литературы в конкретных темах зарубежной литературы второй половины XX века, а именно: рассмотреть особенности использования традиций в английской, американской и немецкой литературах этого периода.
ТРАДИЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Раскрывая понятие литературной традиции, М. Бахтин использовал словосочетания «малое историческое время», под которым он подразумевал современность писателя и «большое историческое время» – опыт предшествующих времен. В работе «Эстетика словесного творчества» он писал: «Современность сохраняет все свое огромное и во многих отношениях решающее значение. Научный анализ может исходить только из нее и … все время должно сверяться с нею, но замыкать его (литературное произведение) в этой эпохе нельзя: полнота его раскрывается только в большом времени». И еще одна мысль ученого-литературоведа, которую тоже можно считать ключевой в определении литературной традиции: «…произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания».
В.В. Мусатов раскрывает это литературоведческое понятие с несколько другой стороны. Согласно его трактовке, использование литературной традиции – это сложнейший психологический акт, проверка чужого мира собственным опытом. Исследователь считает, что писатель, используя традиции, соотносит со своей эпохой и своей судьбой опыт предшественников, и таким образом стремится создать «индивидуальную гипотезу бытия».
Таким образом, традиция, характеризующая культурную память и преемственность, в функциональном плане является посредником между прошлым и современностью, хранит и передает образцы, приемы и навыки культурной деятельности. Традиция – это такая разновидность исторического сознания, в котором прошлое претендует на роль прообраза настоящего, а в какой-то степени даже является источником совершенства будущего.
В литературоведении различают два вида традиций. Во-первых, это опора на уже существующий опыт в форме его варьирования и повторения. Такое использование традиций строго регламентируется. Ко второму виду традиций относят творческое наследие культурного опыта, когда ценности, составляющие достояние опыта, творчески достраиваются. И таким образом пополняются, увеличиваются.
Существует ошибочное мнение, что заимствованиями из произведений предшествующих эпох пользуются писатели, у которых отсутствует настоящий талант, которые не способны придумать свой оригинальный сюжет, разработать собственную концепцию произведения. История мировой литературы знает множество имен писателей и поэтов (Шекспир – в Англии, Сервантес – в Испании, Данте – в Италии, Пушкин – в России, Шевченко – на Украине и др.), которым удалось совершенно по-новому увидеть окружающий мир, решать конфликтные ситуации так, как раньше не допускалось это делать, придумать таких героев, которых до них никто не изображал. Они создали новые жанры, формы произведений, внесли новаторство в язык произведений и т.д. Однако и их новаторство неотделимо от традиций.
Что может в литературе использоваться в качестве традиции? Это и словесно-художественные средства, которые использовались писателями предшествующих эпох, и идеи, концепции, мировоззрение, бытующие на страницах других писателей и иногда даже целые фрагменты текстов. В качестве традиции могут быть не литературные тексты, а какая-то внехудожественная реальность. Так, например, появление в литературе жанра плутовского романа – есть не что иное, как преломление авантюрности как особого рода жизненного поведения.
Стилистика, ритмика, композиция, тематика и т.д. – все это может быть элементами литературной традиции. Каждый компонент, как правило, используется с определенными целями. Например, используя традиционные литературные темы, автор тем самым определяет характер своего произведения, соотносит свой тематический выбор с тем, что уже был найден культурными традициями. А, опираясь на традиции в выборе образа, персонажа, учитывает особенности уже созданного ранее того или другого характера. В этом случае часто образ становится эмблематичным и таким образом оттеняет характер героя. Довольно часто переклички с другими произведениями могут быть и на уровне психологии героев, их отношений и поступков.
Самая используемая литературная традиция – это традиция жанра. И это не случайно, так как жанр – это и есть по своей сути традиция, это в определенный период найденные и усвоенные литературой формы авторского самовыражения. В том или ином жанре уже зафиксированы особенности повествования, тематика, виды пафоса, особенности конфликтов и т.п. Поэтому, останавливаясь на выборе жанра, автор уже чувствует себя обязанным соблюдать традиции.
В качестве традиций могут быть национальные системы ценностей (исторические, эстетические, этические), художественные приемы построения текста (ритмические, лексические, синтаксические и др.), стилевые традиции, которые складываются из жанрового и образно-тематического единства. Традиции могут принадлежать конкретному автору (пушкинская традиция, традиция Шекспира и т.д.).
Особенностью использования литературных традиций является то, что каждая эпоха выбирает из прошлого то, что именно для нее ценно, а сама сфера преемственности в каждой национальной культуре со временем меняется.
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ В АНГЛИЙСКОМ РОМАНЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Поэтику английского романа в сложившейся во второй половине XX века его форме нельзя рассматривать без учета активного использования литературных традиций ведущими авторами-романистами этого периода. С одной стороны, писатели У. Голдинг, К. Эмис, А. Мёрдок, Дж. Фаулз, П. Акройд, Дж. Барнс, Г. Свифт и др. проявляли большой интерес к реальной действительности, с другой – у них было особое отношение к прошлому. Их интересовали вопросы истории и политики, повседневные проблемы рядового англичанина, мировоззренческий кризис современного человека. Но в решении всех этих вопросов они склонялись к мысли о том, что все значимые шаги и события настоящего времени необходимо проверять прошлым, который «являет собой некий идеальный образец».
Способствовал активному использованию традиций и кризис национальной самоидентификации, который в послевоенные годы в связи с прекращением существования Британской империи не заставил себя ждать. Обращаясь к прошлому, английские прозаики пытались в европейской и собственной литературе отыскать что-то похожее на современную им действительность, тесно связанное с ней. После утраты имперского статуса прошлое стало для них, да и для всего английского народа, влиятельной второй реальностью, новым фундаментом британского общества.
К каким традициям обратились английские романисты? В первую очередь, к мифам, которые стали для них «новой основой для единения человечества и мира». Ушедший мир «старой, доброй Англии», отдаляясь в прошлое, в восприятии англичан становится священным мерилом современности.
Таким образом, мифологизм становится одной из определяющих черт английского романа второй половины ХХ века, причем, не только архаические мифы, но и мифы, созданные цивилизацией: литература прошлых эпох, сама когда-то обращавшаяся к ресурсам архаических мифов. В основном это мифы, в которых человек осмысляет мир и себя в мире, общество и себя в обществе. Использование мифологических традиций проявляется и непосредственно в содержании произведений, и на формальном уровне, в виде различных отсылок к литературной традиции – сюжетных, образных и символических.
Подходы к использованию мифологических традиций у создателей английского романа исследуемого периода разные. У. Голдинг этой литературной традицией пользуется в качестве средства организации авторского мифа. Дж. Фаулз использует литературу прошлого как образ мифа конкретной эпохи. Для А. Мёрдок образы литературы прошлых эпох стали хорошей поддержкой в создании иносказательного плана текста. Подобную характеристику можно дать и другим романистам, использующим эту традицию.
Все авторы, которые следовали мифологической традиции, отличались устойчивостью к влиянию новых веяний эпохи постмодернизма. В отличие от других, они сохранили в себе многое от «высокого модернизма» начала века. Особенно ценно то, что в их произведениях остались исследования природы сознания человека, которые они воплотили в культурном и литературном наследии ушедших эпох.
В последней трети ХХ века в литературе Англии появилась целая плеяда блестящих романистов, которые продолжили традиции великого английского романа. Такие писатели, как П. Акройд, Дж. Барнс, Г. Свифт, по сути создали национальную форму постмодернистской прозы, отличительной чертой которой стала ее «традиционность». Новые английские романы вобрали в себя черты дореалистической английской литературы, реалистического компонента, модернизма начала века.
В английской литературе второй половины ХХ века значительное развитие получил жанр метаромана (художественная реальность в историографическом изображении). В этом жанре писали П. Акройд, Г. Свифт, Дж. Фаулз, А. Байетт, Дж. Барнс и др. Ю.С. Райнеке определила следующие особенности этого жанра: «история, прошлое как основная тема, существование прошлого во множестве версий, неотличимость реальности и вымысла, игра со временем и т. д.».
Почти все черты, присущие метароману, являются продолжением уже встречавшихся в дореалистической английской литературе особенностей. А именно: интеллектуальная игра, загадка и замысловатый сюжет, размывание границ между легендой и историей.
Еще одной литературной традицией, нашедшей место в английских романах второй половины ХХ века, стала тема поиска национальной идентичности, которая в литературе прошлого обсуждалась неоднократно. Тема «английскости» в англичанах, национальной самодостаточности, устойчивости по отношению к модным интеллектуальным веяниям из-за рубежа интересовала писателей-романистов издавна и была одной из вечных. В этот период эта тема стала актуальной, потому что в обществе царила ностальгия по классической стабильности, по авторскому канону представителей «высокого модернизма», прежде всего канону У. Шекспира. В качестве примера можно назвать творчество Дж. Джойса, в котором прослеживается скрытый диалог с великим английским драматургом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, английская литература исследуемого нами периода является естественным и органичным продолжением традиции английского романа, трансформированной новыми условиями и требованиями эпохи. Традиции проявляются в том, что фигура человека в произведениях их авторов не отодвигается на второй план, и они продолжают исследовать связи «человек – мир», «человек – общество».
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЮЖНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. - 2-е изд. - Москва : Искусство, 1986. – 444 с.
Белая Н.В. Традиция и новаторство как важнейшие составляющие литературного творчества. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы / П.Н. Берков // Статьи. Л.: Худож. лит., 1981. – 496 с.
Ващенко А. В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и цивилизации. – М., МГУ им. Ломоносова, 2008. – 134 с.
Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) / В.В. Мусатов. – М.: Высшая школа, Изд. центр Академия, 2001. – 310 с.
Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции (На материале произведений К. Маккаллерс, У. Стайрона, К. Маккарти, Л. Смит): Дис. ... д-ра филол. наук. М.: МГОУ. 2010. – 490 с.
Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма (Австрия, Великобритания, Германия, Россия). М.: Научный центр славяно-германских исследований ИС РАН, 2002. – 112 с.
Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур : вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации / С. Г. Тер-Минасова. - Москва : Слово, 2008. – 341 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Обработка числовых экспериментальных данных
Решение задач, Математическая статистика
Срок сдачи к 23 янв.
В треугольнике abc известны векторы ac = ?q и ao = p?
Ответы на билеты, Линейная алгебра
Срок сдачи к 23 янв.
ФК как средство здорового образа жизни в пожилом возрасте
Статья, физическая культура
Срок сдачи к 27 янв.
Курсовая на тему: Менеджер, его задачи и основные области деятельности
Курсовая, теория менеджмента
Срок сдачи к 25 янв.
Написать вторую! практическую часть диплома
Диплом, право социального обеспечения
Срок сдачи к 23 февр.
Структура проектной работы: Представление ниши и четкое...
Бизнес-план, Цифровой маркетинг: продвижение проектов в социальных сетях
Срок сдачи к 1 февр.
Решить задание
Решение задач, Управление социальным раз, управление персоналомвитием персонала
Срок сдачи к 31 янв.
Развертывание VPN на базе wireguard на альт...
Курсовая, Организация администрирования компьютерных сетей
Срок сдачи к 28 янв.
особенности социального обеспечения гражданам принимавшим участие в борьбе с терроризмом
Диплом, право социального обеспечения
Срок сдачи к 2 мар.
~15-20 страниц Тема: сравнения в русском, немецком и английском языках
Курсовая, Теоретическая грамматика
Срок сдачи к 17 февр.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!