Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Влияние личностных особенностей на психологическое и соматическое здоровье личности.

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2556862

200 руб.

Просмотров
1052
Размер файла
70.01 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

В настоящее время можно встретить всё больше детей, страдающих повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Данные симптомы являются основными признаками наличия тревожности.

Тревожность, по мнению психологов, является главной причиной большого количества психологических проблем у детей, в частности тревожность влияет и на их психологическое и соматическое здоровье. Повышенный уровень тревожности учёные определяют как «преневротическое состояние», которое может привести к нарушению в эмоциональной сфере личности, в поведении. Педагогам и специалистам важно вовремя выявлять детей с повышенной тревожностью и оказывать им педагогическую и психологическую помощь.
Сегодня проблема тревожности изучается многими дисциплинами: психологией, педагогикой, социологией, психофизиологией, медициной, политологией.
Сегодня существует достаточно много теоретических и практических исследований в области тревожности.
Большое внимание учёными уделяется изучению тревожности именно в младшем школьном возрасте. Так, А.М. Прихожан утверждает, что в младшем школьном возрасте ситуативная школьная тревожность может быстро перейти в устойчивое свойство личности [27].
Так, автор приходит к выводу, что у каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности, который обязателен для адекватной реакции организма на стрессовые факторы окружающей среды. Однако если тревожность приобретает патологический характер, а ребёнок находится в постоянном стрессе, беспокойстве, неуверенности в себе, то это непременно может привести к нарушениям в его психологическом и соматическом здоровье. Длительное сохранение состояния тревожности у ребёнка является сигналом эмоционального неблагополучия, ослаблении его психического и соматического здоровья.
Проблему тревожности изучали такие известные зарубежные учёные, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и такие отечественные учёные, как А.С. Спиваковская, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, Е. Савина, Н. Шанина, Л.А. Китаев-Смык.
В современной социально-педагогической и психологической науке разработаны теоретические концепции тревожности как зарубежных, так и российских учёных - Спилберга Ч.Д., Немчина Т.А., Василюк Ф.Е. Изарда К.Э., которые могут быть положены в основу исследования данной проблемы.
Испытывая школьную тревожность, младший школьник плохо адаптируется в учебном процессе, с трудом переживает кризис поступления в школу. Повышенный уровень тревожности проявляется у младшего школьника в различных формах его поведения. Так, ребёнок теряет самоуважение, испытывает неуверенность в себе и трудности в усвоении знаний, вступает в конфликты со сверстниками и взрослыми. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать психическое и соматическое здоровье. Отсюда становится очевидно, что своевременное проведение коррекционной программы по снятию тревожности и психической напряжённости, будет способствовать развитию адекватного поведения у младших школьников, улучшению их психического и соматического здоровья.
Несмотря на то, что проблема тревожности и её взаимосвязи с психологическим и соматическим здоровьем ребёнка, является достаточно изученной, однако в наше неспокойное время продолжает оставаться актуальной. Недостаточно рассмотрены на сегодняшний день аспекты влияния школьной тревожности на соматическое и психическое здоровье среди младших школьников. Это обусловило выбор темы нашей работы.
Объект исследования: состояние тревожности, как один из аспектов психоэмоциональной сферы.
Предмет исследования: особенности влияния уровня тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников.
Целью нашей работы является анализ особенностей влияния уровня тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие о школьной тревожности у детей начальной школы;
2. Выявить основные критерии и показатели психологического и соматического здоровья у младших школьников;
3. Проанализировать особенности влияния уровня школьной тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников.
Гипотеза изучения представляет собой предположение о том, что повышенная тревожность младших школьников оказывает негативное влияние на уровень развития их психологического и соматического здоровья..Методы исследования: теоретический анализ научной, учебной и методической литературы по теме изучения,
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы и приложений.

1. Понятие о школьной тревожности у детей начальной школыВ психологии и педагогике существуют различные подходы к понятиям «тревожность» и «школьная тревожность». А.М. Прихожан определяет тревожность как «состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх» [26,с.85]. В случае тревожности индивид склонен глубоко переживать тревогу, у него низкий порог возникновения тревожности.
По мнению М.Н. Аплетаева под школьной тревожностью следует понимать довольно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия ребёнка [3, с.15]. Она определяется повышенным беспокойством по поводу решения учебных ситуаций, в регулярном ожидании плохого к себе отношения со стороны одноклассников и взрослых. Ребёнок постоянно не уверен в себе и правильности своего поведения, ощущает свою неполноценность.
Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решать проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.
Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть в этом случае она становится устойчивой чертой личности.
Психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей [27]:
- высокий уровень обучаемости. При этом воспитатель или учитель может считать такого ребёнка неспособным или недостаточно способным к восприятию информации, поскольку ребёнок постоянно тревожится, правильно ли он выполняет задание, иногда торопится и допускает ошибки. В этом случае педагог может делать ему замечания;
- эти воспитанники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания;
- если не удаётся сразу справиться с заданием, тревожный ребёнок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет отсутствием у себя всяких способностей;
- на занятии поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая, в том числе, и нелепые ответы. Говорят иногда непонятно, проглатывая слова, краснеют и жестикулируют невпопад, иногда еле слышно или, наоборот, слишком громко.
В младшем школьном возрасте для ребёнка очень важно мнение авторитетных для них взрослых, как родителей, так и педагогов. Так, для первоклассника первая учительница является практически главным авторитетом на данном возрастном этапе. Он внимательно слушает учителя, следует его советам и рекомендациям, верит каждому его слову. Можно сказать, что педагог часто сам подпитывает у воспитанника неуверенность в себе и развивает патологическую тревожность, когда не находит или не хочет видеть в ребёнке его положительные стороны, ставит его в унижающую ситуацию перед коллективом. При этом успеваемость может быть любой: важны не столько объективные успехи, сколько их субъективное восприятие, несоответствие ожиданиям. Впрочем, иногда отмечается, что тревожность в большей мере свойственна неуспевающим и отличникам и не присуща троечникам.
И.А. Ханычева выделяет следующие критерии, по которым можно определить, что у ребёнка повышенная тревожность [34].
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушение сна.
Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
А.М. Прихожан описывает школьную тревожность одну из часто встречающихся проблем у детей младшего школьного возраста, с которой сталкивается в своей работе школьный психолог [28]. По мнению автора, данная проблема во все времена интересовала психологов и педагогов, поскольку является проявлением школьной дезадаптации в сложный период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Школьная тревожность влияет не только не только на уровень успеваемости, но и на коммуникации школьника со сверстниками и взрослыми, а также и на уровень психологического и соматического здоровья ребёнка. Такие дети особенно не беспокоят родителей и педагогов, выполняют все их требования, не нарушают дисциплины. Однако такие дети начинают беспокоить взрослых, когда у них происходит ухудшение психического и соматического состояния организма.
Р.С. Немов считает тревожность постоянным или ситуативным проявляемым свойством человека испытывать частое состояние повышенного беспокойства, страх и тревогу в особенных социальных ситуациях, которые связанны или с экзаменационными испытаниями или с повышенной эмоциональной и физической напряжённостью, порождённой причинами иного характера [23, с.107].
Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом и широко рассматривалось многими учёными (О.А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз), как одно из видов страха. Авторы считают, что тревога возникает в результате активизации нашего воображения, негативного построения будущей картины мира. Часто позитивная активность воображения человека по тем или иным причинам бывает заблокирована, и человек додумывает себе негативные ситуации, которые сам же провоцирует. В связи с этим, психоаналитики понимают тревогу как эмоциональное состояние тяжёлого внутреннего длительного беспокойства, которое связано в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределённости.
Глубокая тревога проявляется как ощущение беспокойства, дрожания, кипения, когда всё тело дрожит, в его разных органах всё кипит и бурлит, а затем нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, кожным зудом).
О.В. Хухлаева утверждает, что тревога психологически очень близка к эмоции боязни, однако она всё же отличается от страха [35, с.19]. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определённым объектом, который оценивается, как, безусловно, опасный. У тревоги же нет чёткого и конкретного повода для своего возникновения.
Ч.Д. Спилберг различает понятия «тревога» и «тревожность», хотя это стало очевидным не сразу [30, с.134]. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии. Она позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.
Ч. Спилберг под тревогой понимает эмоциональное состояние или реакцию, которая характеризуется: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряжённости, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы [30, с.189]. Автор выделяет ситуативную и личностную тревожность. Тревожность ситуативная проявляется как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению). Личностная тревожность указывает на подверженность личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.
Ф.Р. Зотова рассматривает тревожность как проявление неблагополучия, которое вызвано крайними нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями [12]. Автор утверждает, что тревожность часто возникает после перенесённых сильных душевных травм. Для ребёнка младшего школьного возраста сильной душевной травмой может стать отсутствие полноценного общения, низкая оценка способностей значимым взрослым и другие неблагоприятные факторы.
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова выделяют [16]:
1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего они возникают в результате недооценки личностных и умственных характеристик младшего школьника.
2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками. Так ребёнка могут не принимать в классе, считают его изгоем, что оказывает сильное влияние на возникновение личностной и ситуативной тревожности;
3. Соматические нарушения. Очень часто тревожность возникает в тех случаях, когда малыш находится в ситуации конфликта, который был вызван:
- отрицательными запросами, которые могут поставить младшего школьника в униженное или зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями. Ребёнок ещё не может выполнить некоторые требования взрослого в силу своего возраста. Это может поставить его в ситуацию неудачника, заставить тревожиться и беспокоиться по поводу своих способностей;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.
В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства.
В.В. Суворова утверждает, что у дошкольников и младших школьников тревожность – это результат фрустрации потребности в надёжности, защищённости со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста) [31, с.63]. Отсутствие условий для игры также может стать отправной точкой для возникновения тревожного состояния у младших школьников и старших дошкольников.
Настоящим устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого возраста тревожность является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные стрессовые ситуации. Личностным качеством тревожность становится с развитием к подростковому возрасту собственной Я-концепции. Ребёнок понимает, за что его ценят и принимают, и очень тревожится, если этого в итоге не происходит.
Исследования А.М. Прихожан показали, что есть особые способы переживания, осознания, вербализации и преодоления тревожности [27]. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:
1. Открытая тревожность – данный вид тревожности проявляется сознательно и выражается в рольном состоянии тревоги. Она также имеет разные формы. Такая тревожность может быть острой, контролируемой или неконтролируемой, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
- регулируемая и компенсируемая тревожность, которая проявляется в стабильных и известных ситуациях и используется в качестве стимула для выполнения какой-либо деятельности;
- культивируемая тревожность проявляется только лишь в подростковом возрасте, поскольку требует специальной личностной зрелости и связанна с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности.
2. Скрытая тревожность – так называемая, неосознаваемая тревожность. Она чаще всего проявляется в глубоком спокойствии, и даже отрицании её наличия у себя, отрицании чувствительности к тревоге. В данном случае можно заметить невербальные сигналы у тревожащего ребёнка: теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу, кусание ногтей, раскачивание на стуле:
- неадекватное спокойствие и безразличие к происходящему (реакции по принципу «У меня всё в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самоуважение; низкое самомнение в сознание не допускается);
- уход из ситуации.
Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в неразрывном единстве с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Очень часто тревожные люди сами хотят избавиться от тревожности, но не дают им помочь. Они считают, что и утверждают, что помощь им не нужна, проявляют свою гордыню. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.
К.Э. Изард наряду с понятиями «тревога» и «тревожность» рассматривает такое понятие, как «страх» [13, с.88]. По мнению автора, каждый из нас может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они похожи друг на друга. Они воспринимаются нами как ситуации, в которых под угрозу поставлено наше спокойствие или безопасность.
Таким образом, специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга».
2. Основные критерии и показатели психологического и соматического здоровья у младших школьниковВ последнее время внимание к проблемам здоровья сильно возросло. Особенно возрос интерес к здоровью младших школьников. Так, понятие о здоровьесберегающих технологиях сегодня стало особенно популярным, поскольку предполагает объединение всех усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.
Задача педагогов всесторонне подготовить обучающегося к самостоятельной жизни. При этом необходимо создавать все предпосылки для того, чтобы она у ребёнка сложилась счастливо. К сожалению, количество детей с хроническими заболеваниями год от года возрастает. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья младших школьников, формируя у них самих культуру здоровья, учебное заведение закладывает фундамент благополучия будущих выпускников.
Существует множество определений понятия «здоровье».
Согласно Всемирной организации здравоохранения понятие о здоровье трактуется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).
О.В. Хухлаева понимает здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [35, с.71];
И.Б. Гриншпун определяет здоровье как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность [10, с.23];
М.Н. Аплетаев говорит о здоровье как о целостном многомерном динамическом состоянии, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [3, с.5].
А.Д. Алфёров утверждает, что психическое здоровье представляет собой состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических ощущений и обеспечивает адекватную окружающей деятельности регуляцию поведения [1, с.90].
В. Леви, И.В. Дубровина различают понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» [18, с.67]. Так, по мнению авторов, под психическим здоровьем следует понимать здоровье и полноценное развитие отдельных психических процессов, понятие же о психологическом здоровье подразумевает развитие личности в целом, позволяет выделить именно психологический аспект проблемы здоровья детей и подростков. Так, психическая составляющая здоровья объединяет в себе медицинский и психологический аспект. Однако авторами глубоко не анализируются отличия этих двух аспектов друг от друга.
В.П. Зинченко говорит, что психическое здоровье является фундаментом, на котором строится всё развитие ребёнка. По мнению автора, нельзя иметь полноценное психологическое здоровье, если психические процессы окажутся неразвитыми в полной мере [32, с.116]. Автор считает, что понятие о психологическом здоровье созвучно с понятием «психологическая культура». Она подразумевает большую роль взрослых в передаче детям культуры поведения в обществе, что непосредственно отводится родителям и педагогам.
Таким образом, разные учёные по-разному понимают определение здоровья. Однако практически все они считают, что соматическое здоровье во многом зависит и связано с психологическим состоянием ребёнка. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности в обществе.
Психология здоровья в настоящее время ставит в центр рассмотрения особенности психологического и соматического состояния здоровой личности, рассматривает ресурсы психики, которые позволяют ему сохранять здоровье крепким, даже когда происходит воздействие на организм патогенных факторов. Сегодня мы наблюдаем ухудшение экологии, снижение иммунитета у детей, частые стрессы, увеличение количества хронических заболеваний.
Для младших школьников таким негативным фактором является стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.
Именно в процессе эмоционального стресса ребёнок испытывает тревожность, которая непременно сопровождает любые психологические проблемы и трудности. А они оказывают большое влияние на соматическое здоровье формирующегося организма.
В качестве главных критериев психологического здоровья М.К. Бардышевская рекомендует учитывать следующие [6, с.96]:
— позитив и позитивный эмоциональный фон настроения, позитивное мироощущение, радость от жизни вокруг;
— способность давать и получать обратную связь от собеседников, участие в рефлексии;
— наличие стремления познавать окружающий мир и улучшение способности к осуществлению основных видов деятельности;
— эффективное прохождение основных возрастных кризисов.
— адаптация к жизни в социуме, умение справляться с основными социальными и семейными ролями
Следует отметить, что данный образ психологического здоровья является идеальным. Многие дети имеют различные от него отклонения, что является абсолютно нормальным.
Отсюда сделаем вывод, что каждому ребёнку необходима помощь взрослого в процессе воздействия на эффекты депривации, а также очень важно психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Сегодня психологическое здоровье и соматическое здоровье большинство учёных рассматривают совместно. Большое значение приобретает сегодня термин «психосоматика». Оно становится особенно популярным, поскольку большинство учёных уверены, что в возникновении многих соматических заболеваний имеют место быть психические расстройства, депрессия, снижение настроения. Так, например, Л.М. Феррои говорит, что снижение уровня гормона какого-нибудь эндокринного органа, конечно, является нарушением соматического состояния организма [33]. Однако причиной снижения гормонов часто бывает депрессивное состояние, психологический стресс, нервные и психические переживания ребёнка. Наше тело очень хорошо показывает, в каком психологическом состоянии в данный момент мы находимся: в депрессии, в приподнятом настроении или в подавленном.
А.В. Микляева в термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия [22]: в первое понимание автор относит группу расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления.
Кроме того, «психосоматика» рассматривается как методологический подход в педагогике и психологии. Большую роль здесь играют особенности между психическими и соматическими сдвигами в развитии детей и подростков.
В настоящее время под психосоматикой понимают связь психологического и соматического здоровья ребёнка. Такой принцип опирается на единство телесного и душевного состояния.
В.В. Суворова говорит, что под психосоматическими расстройствами следует понимать расстройства функций органов и систем, которые обусловлены психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают из-за функциональных перегрузок [31, с.47].
Автор выделяет следующие факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:
1.Врождённые и генетические факторы, которые передаются по наследству.
- Психические заболевания психотического и непсихотического характера, передающиеся по наследству;.- Имеющиеся психосоматические заболевания у родственников;
- Особенности личностного развития близких родственников, в частности, родителей;
2.Церебрально-органические факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:
- Патологические нарушения во время беременности и родах;
- Нарушения, происходящие во время грудного вскармливания;
- Нарушения развития психомоторики;
- Операции, травмы, отравления, интоксикации;
- Органические нарушения ЦНС в раннем детстве.
- Наличие вредных привычек (курение, алкоголизм и наркомания во время беременности матери, патологические нервные действия: сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос).
3.Микросоциальные факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей:
- Конфликты и ссоры в семье, наличие детско-родительских нарушений в семье, низкие социально-бытовые условия проживания ребёнка в семье, гипо или гиперопека;
- Нарушения во взаимоотношениях мать-дитя;
- Недостатки воспитания;
- Посещение детских учебных заведений;
- Наличие сестёр и братьев, конфликты с ними;
- Неполная семья, отсутствие второго родителя;
- Курение и алкоголизм у родителей;
- Смерть, болезнь или уход близкого родственника из семьи;
- Изменение стереотипа общения.
4. Психоэмоциональные перегрузки.
К ним относятся несоизмеримые с желаниями ребёнка стремления родителей сделать его гением, заставить посещать всевозможные кружки, секции. Всё это вызывает перегрузки ребёнка, негативно воздействует на его развивающуюся психику. Из-за таких постоянных перегрузок ребёнок растёт ослабленным и болезненным.
Таким образом, психологическое и соматическое здоровье тесно взаимосвязаны между собой. Наш организм чётко даёт нам понять, что мы находимся в депрессии и подавленном состоянии, испытываем стресс, если возникают какие-либо физические недуги, а мы заболеваем.

3. Особенности влияния уровня школьной тревожности на психологическое и соматическое здоровье младших школьниковТак, изучив работы В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова [32, с.30], А.М. Прихожан [27], Ч.Д. Спилберг [30, с.92], убеждаемся, что тревога является отрицательно окрашенной эмоцией, которая выражается в чувстве неопределённости, ожидания отрицательных жизненных моментов в жизни, характеризуется как неприятное человеку предчувствие. И.А. Ханычева утверждает, что в отличие от испытывания страха, причины тревоги обычно не осознаются [34]. Однако тревога сопровождает участие человека в негативной ситуации или стимулирует к действиям с желанием благополучно разрешить проблему. Таким образом, тревога имеет свои психологические проявления: психологическое напряжение, беспокойство, волнение, нервозность и переживается в виде чувства беспомощности. А также бессилия, незащищённости, одиночества, предчувствие неудачи, невозможности принять решение.
Тревожность – индивидуальная черта личности, которая проявляется склонностью к чрезмерному волнению, состояния тревоги в ситуациях. Которые, по мнению этого лица, угрожают ей неприятностями, неудачами, фрустрацией. Во многом речь идёт о соматическом здоровье, которое оказывается под угрозой в процессе переживания тревожности.
На основании проведённых исследований А.М. Прихожан было выявлено, что все ученики начальной школы имеют определённый уровень переживаний, склонность к невротическим состояниям. Почти три четверти из них (70%) имеют высокий и умеренный уровень тревожности, то есть психологическое состояние. Оно негативно сказывается на их психологическом здоровье. Эти младшие школьники уже имеют такие хронические соматические заболевания, как миопия различной степени, нарушения гормонального фона, сколиоз, нарушения иммунитета. Особенно это касается девушек. 92% из них имеют уровень тревожности выше среднего. У мальчиков этот показатель составляет 50%. Беспокойство вызывает тот факт, что по результатам диагностирования высокий уровень тревожности выявлен у 100% младших школьников.
В.В. Суворова к психосоматическим расстройствам детей младшего школьного возраста относит [31, с.72]:
- мигрень;
- «возрастные боли»;
- рекуррентные боли меняющейся локализации;
- бессонница, нарушения сна;
- обмороки;
- вегето-сосудистая дистония;
- бронхиальная астма;
- нервная анорексия;
- переедание;
- избыточная масса тела;
- язвенный колит;
- энурез и энкопрез.
Автор указывала на тот факт, что на возникновение данных психосоматических заболеваний оказывают следующие факторы, вызывающие школьную тревожность:
- отвергание детским коллективом, невозможность построить доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками;
- неспособность адаптироваться в детском коллективе, невозможность соответствовать настроениям сверстников;
- низкая мотивация к школьному обучению;
- отрицательное отношение педагога именно к этому ребёнку;
- длительное пребывание в детских интернатах, воспитание в неблагополучной семье, материнская, эмоциональная и социальная депривация ребёнка при поступлении в школу;
- низкая психологическая готовность будущего первоклассника к обучению в школу.
А.М. Прихожан также описывает классификацию психосоматических расстройств, предложенную в соавторстве с Ю.Ф. Антроповым (2002 г.) [28]:
1. По локализации авторы выделяют психосоматические нарушения пищеварительной, кожной, двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, нарушения терморегуляции, речи и выделительных функций.
2. По качественным и количественным особенностям патологических проявлений определяются психосоматические реакции, состояния и психосоматические заболевания.
3. По распространённости выделяются моносистемные и полисистемные психосоматические (функциональные) расстройства. При этом страдает не только соматическая, но и психическая сфера.
4. По степени клинической выраженности депрессивных проявлений - субдепрессия, скрытая депрессия, средневыраженная депрессия (дистимия, дисфория) и выраженная депрессия.
5. По происхождению депрессивных состояний - эндогенная, психогенная и резидуально-органическая депрессия.
6. По качественным особенностям (синдромалъной структуре), лежащим в основе психосоматических и сопутствующих им аффективных (депрессивных) расстройств, - астеническая, тоскливая, тревожная и смешанная (астенотревожная и тревожно-тоскливая) депрессии.
Ф.Р. Зотова на основании выше представленной классификации выделила психосоматические расстройства основных систем организма у детей и подростков [12]:
- пищеварительной системы: снижение или повышение аппетита, постоянное заглатывание воздуха во время и вне приёма пищи с последующим отрыгиванием (аэрофагия), запоры и поносы, метеоризм, рвота и тошнота;
- кожных покровов: зуд и жжение, эрозии, выпадение волос, кожные расчёсы и язвы;
- аллергические реакции: боли в мышцах, головные боли, боли в суставах;
- двигательной системы: тики, частое моргание, кривошея, торзионная дистония, нарушения походки;
- эндокринной системы: изменение углеводного обмена, снижение или повышение веса;
- респираторной системы: одышка, затруднения дыхания и вдоха;
- нарушения терморегуляции: повышение или понижение температуры;
- сердечно-сосудистой системы: повышение или понижение артериального давления, тахикардия, брадиаритмия, боли в сердце;
- нарушения речи: заикание, запинки в речи, более детская речь, трудности при разговоре, слабый словарный запас.
Таким образом, сегодня учёные выделяют следующие формы и методы психосоматических расстройств у детей и подростков:
- налаживание позитивных взаимоотношений ребёнка с родителями, в частности, с матерью;
- желательно грудное вскармливание до одного годка;
- работа с негативным настроением и поведением материи коррекция детско-родительских отношений. Родителям необходимо держать свои эмоции под контролем. Этим они способны показать ребёнку, что нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и самообладание. Только личный пример родителей способен сформировать гармоничную личность ребёнка. Важно также убедить ребёнка решать конфликты мирным путём, избегая физической и вербальной агрессии;
- адекватное воспитание ребёнка, которое включает в себя позитивные отношения с матерью и сверстниками, соответствие требований педагогов и родителей в процессе воспитания;
- коррекция пороков развития головного мозга, обусловленных поражением генетического материала, внутриутробными нарушениями, токсикозами беременности, инфекциями, различными интоксикациями гормонального и лекарственного происхождения.
Таким образом, становится очевидным, что уровень тревожности влияет на психологическое и соматическое здоровье детей и подростков. Особое влияние уровень тревожности оказывает на психологическое и соматическое здоровье именно в младшем дошкольном возрасте. Это происходит потому, что в данный возрастной период происходит бурное физиологическое и психологическое развитие ребёнка. Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту характеризует кризисный период, в ходе которого происходит адаптация к новым школьным условиям среды. В процессе повышенной тревожности мотивация к обучению остаётся низкой, успеваемость снижается, а адаптация происходит с трудом. Это приводит к переживаниям ребёнка, появлению у него проблем со здоровьем, как соматическим, так и психологическим.

Выводы1. Рассмотрели понятие о школьной тревожности у детей начальной школы. Сегодня существует достаточно определений понятия «школьная тревожность». Такие учёные, как А.М. Прихожан, Л.В. Макшанцева, Ч.Д. Спилберг, Т.А. Немчин, Ф.Е. Василюк, К.Э. Изард рассматривали такие понятия, как тревога, тревожность, страх, беспокойство. Так, известный психоаналитик З. Фрейд ввёл понятие о тревожности и утверждал, что столкновение биологических влечений человека с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Ч. Спилберг разделяет понятия «тревожность» и «тревога». Автор под тревогой понимает эмоциональное состояние или реакцию на стрессовые факторы. Под тревожностью автор понимает то беспокойство и невротзацию, которой подвержена личность в той или иной ситуации или по причине своих индивидуальных психологических особенностей. Под школьной тревожностью А.М. Прихожан и другие учёные считают беспокойство, которое испытывает обучающийся в условиях учебной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми. Младший школьник может беспокоиться по поводу неприятия его педагогом и взрослыми, в связи с трудностями, которые он испытывает при вхождении в новый коллектив сверстников, при своеобразных страха


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.