это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2565743
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Бюджетная политика, как целенаправленная деятельность государства, осуществляет свои полномочия с точки зрения определения основных задач и параметров формирования доходов и расходов бюджета, а также управления государственным долгом. Именно эти полномочия являются одними из важнейших инструментов экономической политики государства. Поэтому данная тема имеет огромную актуальность как раньше, так и в настоящее время.
Поскольку основными направлениями бюджетной политики являются сбор доходов населения, исполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, эффективность общей бюджетной политики можно оценить по результатам деятельности органов исполнительной власти в этих сферах. Состояние государственных финансов оказывает огромное влияние на реальный сектор экономики, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может служить критерием успешности фискального варианта.
Бюджетное право и бюджетный механизм являются инструментами реализации бюджетной политики. Однако для полноценной реализации бюджетной политики и обеспечения ее высокой эффективности необходимо, чтобы нормативная база функционирования бюджета соответствовала условиям развития страны, а бюджетный механизм работал слаженно и эффективно.
Таким образом, бюджет, объединяющий важнейшие финансовые категории (налоги, государственные займы, государственные расходы), является ведущим звеном в финансовой системе каждого государства и играет важную экономическую и политическую роль в каждом современном обществе.
В качестве объекта работы была рассмотрена сущность бюджета.
Предмет - бюджет, бюджетная политика, ее регулирующая роль.
Цель работы – раскрыть сущность бюджета и его роль. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть теоретические особенности бюджета и бюджетной политики;
2. Проанализировать сущность роль бюджета и бюджетной политики;
3. Произвести необходимые выводы.
При написании данной работы, были использованы методы исследования:
1. теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
1. Теоретические особенности бюджетной политики
1.1 Основные понятия и задачи бюджетной политики Российской Федерации
Бюджетная политика государства - это комплекс мер в области организации бюджетных отношений с целью обеспечения их средствами для выполнения возложенных на них обязанностей.
Бюджетная политика включает в себя определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма привлечения средств, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налогово-бюджетной системой, а также организацию экономических и социальных процессов с использованием налоговых инструментов. В этом и заключается социально-экономическая сущность бюджетной политики государства [1, c. 47-70].
В соответствии с поставленными целями формируются задачи, определяющие стратегические направления и директивы бюджетной политики. Как правило, это:
- концентрация финансовых ресурсов;
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- порядок исполнения государственных обязательств;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика является стержнем экономической политики государства и отражает все финансовые отношения с государственными учреждениями и гражданами.
Качество федерального бюджета и его параметры зависят от уровня социальной защищенности граждан, инвестиционных возможностей государства, степени влияния России на международной арене и даже деловой активности граждан.
Основными инструментами реализации государственной бюджетной политики являются, прежде всего, такие рычаги налогового воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы.
Эффективность бюджетной политики во многом зависит от бюджетного потенциала, который характеризует потенциал накопления финансовых ресурсов в бюджете (возможный бюджетный потенциал). При этом необходимо выделить тот фактический бюджетный потенциал, который государство может реально организовать.
Исходя из категории бюджетного потенциала, необходимо оценить возможность реализации государственных функций, в том числе функций государственного регулирования экономики. Рост и снижение бюджетного потенциала влияют на инвестиционную, социальную, оборонную и регулирующую функции бюджета всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса происходит значительное сокращение бюджетного потенциала и большой разрыв между потенциальным потенциалом и фактическим бюджетом, в основном за счет низкой собираемости налогов [2, c. 120-145].
Бюджетная политика государства, как часть бюджетной политики, в основном ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам государства.
1.2 Участники бюджетного процесса
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике» на очередной год является неотъемлемой частью порядка подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание устанавливает стратегические и краткосрочные бюджетные директивы, соответствующие общим целям и задачам экономической политики государства, которые имеют решающее значение для среднесрочного бюджетного планирования и формирования федерального бюджета на следующий год.
В соответствии с бюджетным законодательством, участниками бюджетной политики являются следующие:
- Президент Российской Федерации;
- законодательные органы;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, налоговые органы, органы, собирающие доходы бюджета, иные уполномоченные органы);
- валютные органы;
- органы государственного и муниципального финансового контроля
- государственные внебюджетные фонды;
- генеральный директор и распорядитель бюджетных средств и т.д.
Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.
Органы законодательной власти не вправе создавать собственные резервные фонды и осуществлять отдельные функции по исполнению бюджета (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют:
- подготовку проекта бюджета, представляя необходимые документы и материалы на утверждение законодательного органа и представительного органа местного самоуправления;
- исполнение бюджета, включая взыскание задолженности, а также управление государственным и муниципальным долгом;
- ведомственный контроль за исполнением бюджета;
- подготовку отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами [1, c. 145-190].
Таким образом, у бюджетной политики имеется широкий спектр задач и функций. Также органы бюджетной политики достаточно обширны.
2. Роль бюджета и бюджетной политики
Налогово-бюджетная политика является стержнем экономической политики государства и отражает все его финансовые отношения с государственными учреждениями и гражданами. В рыночных условиях бюджетная политика является важнейшим рычагом определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики в области развития необходимо выполнение определенных требований. Важнейшей из них является научный подход к ее разработке с учетом реального состояния экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если ее приоритеты на следующий период не определены, а важнейшие цели и приоритеты не сформулированы [7, c. 210-245].
Качество федерального бюджета и его параметры зависят от уровня социальной защищенности граждан, инвестиционных возможностей государства, степени влияния России на международной арене и даже от предпринимательской активности граждан.
Наиболее важными инструментами государственной бюджетной политики являются, главным образом, фискальные рычаги, такие как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы.
Эффективность бюджетной политики во многом зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциал накопления финансовых ресурсов в бюджете. При этом необходимо выделить тот реальный бюджетный потенциал, который действительно может организовать государство.
Отталкиваясь от категории бюджетного потенциала, необходимо оценить возможности реализации государственных функций, в том числе функций государственного регулирования экономики. Рост и снижение бюджетного потенциала влияют на инвестиционную, социальную, оборонную и регулирующую функции бюджета всего государства [11, c. 167-190].
В рамках бюджетной политики основной целью государственной бюджетной политики является достижение сбалансированного бюджета на протяжении всего бюджетного периода, который сбалансирован в соответствии с доходами и расходами правительства.
К сожалению, за весь период реформ цели, поставленные перед бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать какое-либо другое направление работы всех ветвей власти, где задачи и обязательства нарушались бы с одинаковой регулярностью, а успехи были бы столь относительными и скромными. Однако есть и позитивные изменения:
- формируется и работает трехуровневая бюджетная система,
- принимаются бюджетное и налоговое законодательство,
- развивается Министерство финансов и совершенствуется налоговое администрирование,
- снижается уровень инфляции.
Сокращение национальных расходов государства привело к положительным изменениям в структуре бюджетных расходов. Россия подошла к бездефицитному федеральному бюджету и отказалась от его эмиссионного финансирования. В то же время удалось смягчить остроту проблем государственного долга.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики является ключевым фактором макроэкономической стабильности. Федеральный бюджет должен стать прочной финансовой основой сильного демократического государства [5, c. 265-290].
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Статья 97) определяет следующее: государственный долг Российской Федерации - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. То есть, государственный долг - общая сумма долга по непогашенным кредитам и процентам по ним.
Государственный долг можно разделить на основной и текущий. Основной включает в себя общую сумму государственного долга на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик должен погасить в течение отчетного периода.
Управление государственным долгом является важным направлением бюджетной политики России. Управление долгом включает в себя такие элементы, как:
- разработка единой стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, включая снижение стоимости заимствований,
- эффективное использование внешних средств и ряд мер, обеспечивающих своевременное погашение долга.
Бюджетная стратегия должна быть направлена на смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга и снижение эксплуатационных расходов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что единая система управления государственным долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по поддержанию и погашению финансовых обязательств [12, c. 101-110].
В случае потребности государства в заемных средствах необходимо осуществить их удовлетворение на наиболее выгодных для страны условиях. В рамках фискальной политики политика управления государственным долгом должна быть увязана с другими элементами экономической политики государства, особенно ее денежно-кредитной частью
Заключение
Бюджетная политика - это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов на бюджетную деятельность органов власти различных уровней для формирования, рассмотрения и исполнения бюджетов. Деятельность органов власти в области организации и использования бюджета заключается в разработке концепции его развития, принципов и форм его организации.
За весь период реформ цели бюджетной политики в Российской Федерации были четко достигнуты: сформирована и функционирует трехступенчатая бюджетная система, приняты бюджетный и Налоговый кодексы, развивается Министерство финансов, улучшается собираемость налогов, снижается уровень инфляции. Сокращение национальных расходов государства привело к положительным изменениям в структуре бюджетных расходов. Россия подошла к бездефицитному федеральному бюджету и отказалась от его эмиссионного финансирования.
При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики является ключевым фактором макроэкономической стабильности. Федеральный бюджет должен стать прочной финансовой основой сильного демократического государства.
Список использованных источников
1. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система / М.П. Афанасьев. - М.: Юрайт, 2018. - 784 c.
2. Ван, Х. Аксиоматические системы теории множеств / Х. Ван. - М.: Европа, 2018- 377 c.
3. Вахрин, П. И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 344 c.
4. Воронин, Ю. М. Бюджетная система Российской Федерации: моногр. / Ю.М. Воронин. - М.: "ИПК "Коста", 2017. - 864 c.
5. Денисова, И. П. Бюджетная система Российской Федерации / И.П. Денисова, С.Н. Рукина. - М.: Феникс, 2015. - 288 c.
6. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2016. - 720 c.
7. Золотарева, Г. И. Бюджетная система Российской Федерации / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - М.: КноРус, 2017. - 240 c.
8. Изабакаров, И. Г. Бюджетная система Российской Федерации / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. - 272 c.
9. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 336 c.
10. Парыгина, В.А. Бюджетная система России / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2015. - 752 c.
11. Поляк, Г. Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 704 c.
12. Реутова, И. М. Бюджетная система / И.М. Реутова. - М.: Форум, 2015. - 184 c.
13. Романовского, М. В. Бюджетная система Российской Федерации / Под редакцией О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Питер, 2017. - 576 c.
14. Свищева, В. А. Бюджетная система России. Краткий курс / В.А. Свищева, Г.В. Жирова. - М.: Окей-книга, 2014. - 176 c.
15. Селезнев, А. З. Бюджетная система Российской Федерации / А.З. Селезнев. - М.: Магистр, 2015. - 384 c.
16. Федосов, В. А. Бюджетная система Российской Федерации / В.А. Федосов. - М.: "Издательство "Питер", 2018. - 224 c.
17. Шевелева, Н. А. Бюджетная система России / Н.А. Шевелева. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. - 280 c.
18. Щеголева, Н. А. Бюджетная система Российской Федерации: моногр. / Н.А. Щеголева, Т.А. Леонова. - М.: Маркет ДС, 2017. - 168 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!