это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2566861
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье изучается эффективность «нетрадиционных» онлайн-курсов с позиции педагогических технологий образования. Рассматривается несколько предложенных разными иностранными авторами альтернативных моделей онлайн-образования, таких как цифровое выставочное пространство (DES), геймификация, концепция асинхронного образования средствами Whatsapp и синхронная модель интеллектуальной системы обучения (ITS) для технологического профиля. Актуальность исследования подчеркивается необходимостью интеграции в онлайн-модели образования педагогических категорий самодетерминации, мотивации и социализации, отсутствие которых в традиционных моделях онлайн-курсов сформировало множество известных проблем с онлайн-образованием периода пандемии COVID-19.
Целью исследования являлось подтверждение тезиса о перспективности нетрадиционных методик в онлайн-образовании, который упоминается во многих публикациях по теме онлайн-образования периода пандемии COVID-19.
Методом проведения исследования использован аналитический обзор научно-исследовательской литературы.
Результат проведенного в статье анализа позволил заключить, что нетрадиционные онлайн-методики имеют перспективу, обусловленную прежде всего наличием в них функций социализации, мотивации и обеспечения самодетерминации обучающимися. Дальнейшие исследования этого направления могут быть направлены на совмещение преимуществ во многом также несовершенных нетрадиционных методик онлайн-образования с основными мировыми трендами электронного обучения.
На защиту выдвигаются следующие выводы:
Метод DES и геймификация способствуют росту вовлеченности студентов в учебный процесс, но не затрагивают внутреннею мотивацию;
Модель синхронного образования средствами Whatsapp является самой перспективной образовательной онлайн-технологией, поскольку она наиболее эффективно выполняет функцию социализации внутри существующей методической структуры онлайн-курсов;
Для технологического профиля онлайн-курсов наиболее подходящей является асинхронная модель образования, реализованная средствами интеллектуальной системы обучения (ITS), поскольку она совмещает в себе преимущества концепции прямого контакта между преподавателем и студентом, с возможностями искусственного интеллекта формировать на основе индивидуальной успеваемости соответствующую способностям студента образовательную программу.
Ключевые слова: онлайн-курсы, образование, студенты, преподаватель, COVID-19, педагогика, методы, технологии.
Пандемия COVID-19 стала беспрецедентным событием в истории мировой системы образования, поскольку привела к полному закрытию практических всех учебных учреждений мира на относительно долгий период времени. Однако, это не остановило образовательный процесс, благодаря тому, что во многих случаях систему обучения удалось перевести в дистанционную онлайн-форму. Одной из разновидностей онлайн-образования в период пандемии COVID-19 стало проведение онлайн-курсов.
Понятие онлайн-курса в русском языке не имеет однозначного определения, а на других языках обозначается по-разному. Чаще всего, в российских и зарубежных публикациях понятие онлайн-курса упоминается как синоним более широких терминов «онлайн-образование», «дистанционное образование», «электронная форма образования», на англ. встречается «e-learning», «e-education», «online class», «education technology» (EdTech) и др. По мнению исследователя [1], онлайн-курс — это организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов электронного обучения, реализуемого на основе технических средств современных информационных технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля. На английском языке к этому определению наиболее ближе понятие «online class». Этот термин означает учебный курс, проводимый через Интернет с помощью электронной системы управления обучением, в ходе которого имеется возможность просматривать программу учебного курса, узнавать успеваемость и общаться с преподавателями [5].
В целом, онлайн-курсы как форма образования стала распространяться с 2008–2012 гг., с разным успехом. По-настоящему оценить эффективность онлайн-курсов и выявить конкретные сильные и слабые стороны этой формы образования позволила мировая политика самоизоляции периода пандемии COVID-19. К концу 2020 года уже появилось достаточно научно-исследовательского материала, посвященного данной теме, и краткий анализ которой позволяет сказать, что эффективность онлайн-курсов на настоящем этапе является проблемным вопросом, требующим дальнейшего подробного изучения, совершенствования технологии и общей методики по ряду направлений. Мнения опрошенных исследователями студентов, преподавателей и других работников сферы образования также сильно расходятся, от положительного до неоднозначного.
В большинстве случаев, видеоресурс Zoom стал основой для подавляющего числа онлайн-курсов периода пандемии 2020 года, а их эффективность зависела уже от соображений организаторов и их оригинальность мышления. Однако, кроме технологий типа-Zoom, отдельные университеты предлагали свои собственные подходы в онлайн-образовании периода пандемии. Например, особая педагогическая технологическая методика была опробована в Гонконгском университете применительно к студентам бакалавриата и магистратуры [4]. Здесь был использован мотивационный инструмент цифрового выставочного пространства (DES — Digital Exhibition Space), который предназначен для поддержания социализации сверстников в условиях онлайн-обучения. По задумкам авторов педагогического подхода в онлайн-среде, DES, за счет визуализации обучаемой среды, по сути, «копирует» привычное для студентов социально-образовательное пространство, существующее в сознании обучающихся в традиционном образовании, с сохранением его функций. В работе [4] было проведено квазиэкспериментальное исследование с участием 106 студентов с разных факультетов Гонконгского университета.
Выводы проведенного исследования позволили установить, что метод DES значительно повышает вовлеченность студентов в образовательный онлайн-процесс и их общую успеваемость, по сравнению со студентами, обучающимися в «обычной» онлайн-форме.
При этом, контраргументом данным тезисам исследователи приводят возможное наличие других причин о росте вовлеченности и успеваемости, которые могут не иметь связи с DES, в частности, ссылаясь на упоминаемую и некоторыми другими исследователями [3] кратковременность такого эффекта, связанную с заинтересованностью человека новизной.
Явление можно проанализировать за счет изучения метода DES с педагогической стороны. Технология основана на социальной интеракции, традиционно считающейся в общей педагогике основой для удержания внимания обучающихся и их вовлечения в учебный процесс. Социальная интеракция («отражение», взаимодействие) — это процесс взаимодействия людей в обществе, в ходе которого происходит их взаимное влияние друг на друга. Поскольку в условиях, подобным пандемии COVID-19, социальная интеракция студентов приостановлена, пропадают связи между студентами, на которые рассчитаны практические все традиционные офлайн-методы образования, а для онлайн-образования еще не разработано альтернативы подобного плана, способного перенести педагогическую функцию социальной интеракции в онлайн-курсы технологическим образом.
Предпосылкой для создания метода DES, как потенциального варианта устранения вышеописанной проблемы, стали проведенные ранее исследования, установившие, что успеваемость студентов прямо пропорционально возрастает в зависимости от их активности в социальной сети Facebook. Исследователи связали этот факт с тем, что подобная вовлеченность студентов положительно сказывается на психосоциальном и когнитивном развитии, становясь своего рода общим образовательно-информационным пространством.
Тем не менее, текущая предлагаемая онлайн-среда (на основе технологии Zoom и т. п.), согласно многим опубликованным исследованиям, периода пандемии COVID-19 [3, 6], не дает эффекта в удержании внимания студентов, как это происходит при их самостоятельной образовательной деятельности через Facebook. Соответственно, некоторые исследователи задумались над актуальностью задачи использования «нетрадиционных» подходов к онлайн-обучению, например, за счет внедрения системы визуализации данных и элементов интерактивности в распространенные сейчас технологии онлайн-курсов и платформ.
К настоящему времени предложено множество нетрадиционных подходов в организации онлайн-курсов (счетчики времени, визуализированная бальная-оценочная система, игровые элементы и др.), в том числе система DES, которая основывается на теории социализированного обучения с использованием технологий (SL — Socialised Learning). Теория гласит, что образовательный процесс может быть эффективным в системе, в которой существует система поощрения студентов в зависимости от их личных успехов, определяемых в сравнении с одногруппниками, обучающимися в единой виртуальной среде. Фактически, SL предлагает условия для перенесения в виртуальную среду всех факторов, влияющих на социальные аспекты в обучении, особым образом «копируя» и визуализируя представления студентов, существующие в традиционном образовании, одновременно ликвидируя недостаток общения и психосоциального развития. По мнению авторов исследования, ссылающихся на теорию самодетерминации, это необходимо, поскольку социальные аспекты обучения прямо влияют на мотивацию студентов, а их слабая выраженность может объяснять низкую вовлеченность многих студентов в онлайн-образование.
Платформа онлайн-образования DES внешне выглядит как трехмерная видеоигра, в которой основными виртуальными объектами являются личные галереи студентов с их учебными проектами и достижениями, доступными для просмотра всеми одногруппниками (рис. 1, 2).
Рисунок 1 — Виртуальные галереи студентов
На рисунке 1 показано 8 виртуальных объектов-галерей студентов, которые содержат в себе все результаты выполненных ими тематических курсовых проектов, названия которых отображены над объектами.
Рисунок 2 — Презентации курсовых проектов внутри галереи
При этом, в одной галерее содержатся работы разных студентов, но работавших в рамках одного отдельного проекта, все результаты которого размещены в одном объекте-галерее. Так, справа на рис. 2. выделено окошко с отображением краткой информации о сути выполненного одним студентом курсового проекта по индивидуальной теме, но в одной более широкой категории. В данном случае тема студента касалась изучения проблемы голода в Гонконге, а общая тема данной галереи курсовых проектов — Zero Hunger («Ликвидация голода», 1 из 18 текущих глобальных целей ООН).
По сути, DES является формой проектного метода, основанного на теории педагогической самодетерминации, что позволяет решить проблему с недостатком социальных аспектов в онлайн-образовании.
Эффективность метода DES оценивалась по критерию эмоциональной вовлеченностью и успеваемости, что все в целом выявлялось оценкой преподавателем уровня критического мышления по теме и степени ознакомления с вопросом. Результат был явно положительным, однако, вероятно, требует дополнительных исследований, поскольку неизвестно, является ли положительный эффект действительно результатом действия педагогического метода, основанного на теории самодетерминации, или же повышенная вовлеченность и успеваемость были лишь результатом временного любопытства трехмерной технологией в образовании.
Другие нетрадиционные подходы в организации онлайн-курсов предложены в направлении геймификации (игрофикации). Относительно новое направление в образовательных онлайн-технологиях, геймификация изучается с 2010-х гг., и актуализировалось в период пандемии COVID-19. Основной интерес в геймификации заключается именно в том, что через использование «игровых» медиа-компонентов в онлайн-платформах можно удерживать внимание обучающихся. Новые исследования [3] показывают, что геймификация действительно повышает вовлеченность студентов в образовательный процесс, но, как и в случае с описанным выше примером DES, эффект является неоднозначным. Прежде всего остается нерешенным вопрос о том, что игровые компоненты удерживают внимание обучающихся, но при этом, не затрагивают саму мотивацию. Соответственно, вовлечение существует только «поверхностно», не направленно непосредственно на повышение интереса к самому учебному материалу, т. е. не доходя до уровня внутренней мотивации. Объясняется это тем, что, например, при вознаграждении через виртуальные «поощрения» (значки, бонусы и т. п.) вовлеченность существует до тех пор, пока эти поощрения существуют, и при их достижении или прекращении дальнейшая мотивация в деятельности пропадает. При внутренней мотивации реализуется другой механизм, указывающий на психосоциальную самодетерминацию — сравнение себя не с объектами, а с субъектами (одногруппниками), что прямо влияет на самооценку, и соответственно, на внутреннею мотивацию.
Взамен технологии геймификации может быть предложена система Tutorful, реализуемая в настоящее время в Великобритании. Эта технология ориентируется на максимальную персонификацию, «приравнивая» обучающегося и преподавателя в онлайн-среде при их двусторонней видеосвязи. Технология Tutorful подразумевает, что поскольку когнитивные стили у всех студентов разные, то посредством выявляющих их тестирования можно значительно оптимизировать образовательную онлайн-среду, решив проблемы с разным уровнем вовлеченности при синхронном (групповом) онлайн-образовании.
Исследование чешских и испанских ученых, проведенное в период пандемии COVID-19 в Университете Ла-Лагуна (Испания), также изучало альтернативные модели организации онлайн-образования, в частности, технологии коммуникаций между преподавателем и студентом [7]. Исследователи сходятся на том, что фактически, условия пандемии COVID-19 сделали онлайн-образование и репетиторство практически одной формой образования, дидактические границы между которыми практически исчезли. Важным аспектом здесь является именно ориентация на методику репетиторства, поскольку реалии онлайн-образования периода пандемии COVID-19, согласно многим исследованиям, дали ясно понять, что методики группового обучения в онлайн-среде не работают корректно. По мнениям авторов, модель онлайн-образования требует кардинального пересмотра ролей субъектов и объектов образования — в частности, роль преподавателя в системе онлайн-образования заметно сводится от «источника знаний», фактически, к роли репетитора или «наставника». Во многих странах Европы этот вопрос в настоящее время коррелирует с обсуждающийся темой о переориентации концепции высшего университетского образования, которая сформирует новую роль преподавателя, по сути, целиком превратив его в «наставника». В целом, ориентация европейского высшего образования в сторону «репетиторства», как новой концепции преподавательской работы, требует и соответствующих преобразований в федеральных образовательных программах и стандартах, в которых предполагается, что к каждому студенту возможно применение индивидуального образовательного курса, в зависимости от его текущей успеваемости и личностных характеристик. Для онлайн-образования все это важно тем, что виртуальные средства способствуют преодолению актуальной проблемы с социальной отчужденностью посредством «виртуального сближения». От преподавателей требуется владение навыками soft skills — так, исследователи утверждают о доказанной эффективности в преподавательской деятельности учебных форумов (чатов), электронной почты, системы Hangouts и Whatsapp, что пересекается с эффективностью основных используемых студентами электронных инструментов в образовании. Это объясняется функцией социализации и возможностью самодетерминации Whatsapp, являющихся основами для традиционных технологий образования, и отсутствие которых в традиционных онлайн-курсах становится практически основополагающим фактором, снижающим их эффективность в большинстве случаев. Модель синхронного (группового) онлайн-обучения посредством Whatsapp исследователями признается пока что лучшей альтернативой традиционному образованию и традиционным подходам к организации онлайн-курсов.
Другие исследователи [2] предлагают продолжать развивать возможности асинхронного (индивидуального) обучения. Немецкие авторы считают нужным расширять эти возможности прежде всего в технологическом профиле образования. Сложности в создании моделей для технологического профиля обусловлены тем, что в этом случае, педагогические инструменты в онлайн-среде, как правило, содержат четкие критерии «правильности» или «неправильности» (например, в тестировании). Например, при обучении дизайнеров данная дидактическая парадигма будет неприемлемой, поскольку существующие в настоящее время теории дизайна не содержат методик образования, которые позволяют проверить однозначную «правильность» выполнения задания средствами ИКТ. Здесь авторы исследования предлагают искать решение в методиках использования интеллектуальных систем обучения (intelligent tutoring system, ITS), совмещенных с асинхронной моделью обучения. По сути, ITS представляет собой типичную асинхронную модель обучения через онлайн-курсы, но без участия преподавателя. Совмещение модели ITS и асинхронной модели, по мнению авторов, позволяет сформировать индивидуальный подход в автоматическом составлении образовательного курса, учитывающем личные предпочтения, рекомендации преподавателя и успех обучающегося.
Вопрос об эффективности «нетрадиционных» онлайн-курсов, актуализировавшийся в период пандемии COVID-19, требует дальнейшего рассмотрения и апробации за счет предложенных методов, таких как DES, геймификация, ITS или схожих с ними подходов, учитывающих социально-педагогические аспекты онлайн-образования. Можно заключить, что перспективным направлением дальнейших исследований и внедрения их результатов в педагогическую практику онлайн-образования будет являться изучение возможностей совмещения преимуществ асинхронного обучения с возможностями онлайн-технологий, позволяющих сохранить в себе недостающую в настоящих условиях функцию социализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Гречушкина Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация // В.Н. Гречушкина. – №6, 2018. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1403/1153# (дата обращения: 14.11.2020).
Development of an Intelligent Tutoring System for Design Education // L. Hoppe, S. Plappert, P.C. Gembarski. R. Lachmayer. – Intertational Conference on Engineering and Product Design Education 10-11 September, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/344205468_DEVELOPMENT_OF_AN_INTELLIGENT_TUTORING_SYSTEM_FOR_DESIGN_EDUCATION (дата обращения: 13.11.2020).
Ibrahim H, Ibrahim W. Gamification in Online Educational Systems // H. Ibrahim, W. Ibrahim. – Sixth International Conference on Higher Education Advances. URL: https://www.researchgate.net/publication/341831016_Gamification_in_Online_Educational_Systems (дата обращения: 18.11.2020).
Lin H., Pryor M. A Motivational 3D EdTech in Online Education: Digital Exhibition Space // H. Lin, M. Pryor. – Blended Learning. Education in a Smart Learning Environment, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/343031928_A_Motivational_3D_EdTech_in_Online_Education_Digital_Exhibition_Space (дата обращения: 14.11.2020).
Online Class. URL: https://tophat.com/glossary/o/online-class/ (дата обращения: 13.11.2020).
Online Education During Covid-19 Periods // Y. Najib, I. I. Lawan, M. Muhhamad, I. Lawal. – Online Education During Covid-19 period, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/343601895_ONLINE_EDUCATION_DURING_COVID-19_PERIODS (дата обращения: 18.11.2020).
The Effect of COVID-19 in University Tutoring Models // D. Perez-Jorge, M.d.C. Rodríguez-Jiménez, E. Ariño-Mateo, F. Barragán-Medero. – Sustainability, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/344727624_The_Effect_of_COVID-19_in_University_Tutoring_Models (дата обращения: 18.11.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!