это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2591503
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК.............. 4
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОСНОВНЫЕ УРОВНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ............................................................5
3 МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................10
3.1 Мотивация и основные функции мотивации .....................................10
3.2 Потребности, лежащие в основе трудовой мотивации......................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................17
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации. Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.
Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.
Целью данной работы является изучение потребностей индивида в целом и сотрудника организации в частности. Для достижения поставленной цели в рамках работы были сформированы следующие задачи:
- охарактеризовать понятие потребности с точки зрения различных наук;
- рассмотреть различные классификации и модели потребностей индивида;
- описать и проанализировать потребности персонала компании, предложить мероприятия и пути по их удовлетворению.
В процессе написания работы были использованы отечественная и зарубежная литература, а также Интернет-ресурсы и статьи.
1 ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
Наука Трактовка потребности
Цель изучения
Трактовка потребителя
Экономика Потребность - основа спроса. Потребность - мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность - разумная необходимость Определение условий совершения транзакции "товар - деньги". Изучение вопроса полезности благ
Рациональный человек. Принимает решения осознанно и обдуманно
Биология (физиология) Потребность - биологическая реакция на стимул Исследование проявления физиологии человека в социальном поведении
Биологическое существо, действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой человека
Психология Потребность - ощущение дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы от несоответствия реального состояния желаемому и стремление этот дискомфорт преодолеть Выявление факторов, определяющих состояние психологического равновесия человека Индивид, действующий под влиянием подсознательных и сознательных факторов
Социология Потребность - один из факторов социального поведения человека Исследование социальных причин, влияющих на формирование потребности и покупательское поведение человека Социальное существо, член общества
Философия Потребность - одно из проявлений существования человека
Исследование процесса мышления, лежащего в основе мотивации
Мыслящее и чувствующее существо
Маркетинг Потребность - многогранное понятие. Интегрируются все прочие подходы к трактовке потребности Выявление факторов, влияющих на формирование потребности. Выявление факторов, влияющих на покупательское поведение. Определение характеристик товаров, необходимых потребителям. Определение инструментов воздействия на потребителя Субъект, являющийся носителем потребности, готовый и способный приобретать и потреблять товары
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОСНОВНЫЕ УРОВНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Большое количество ученых и исследователей рассматривали вопрос классификации потребностей. На сегодняшний день основной принято считать классификацию, предложенную американским психологом А. Маслоу [3]. Автором выделяется пять групп потребностей, которые составляют своеобразную иерархическую структуру, подразумевается, что они последовательно удовлетворяются человеком в том порядке, в котором следуют. Итак, принято выделять:
- физиологические, к которым относится, например, желание регулярно и качественно питаться;
- потребности безопасности, в основе которых лежит стремление к предотвращению опасных изменений;
- потребности причастности к коллективу и обществу в целом, к которым следует отнести стремление к установлению дружеских отношений;
- потребности признания и самореализации или самовыражения, что означает желание индивида занимать определенное положение в коллективе.
Другим ученым, К. Альдерфером [4], выделяется три группы потребностей, а именно, потребности существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам в пирамиде потребностей Маслоу, потребности связи, в свою очередь, третьей и четвертой группе, а потребности роста – пятой. Данная схема также имеет иерархическую структуру.
Следующую классификацию потребностей предложил Д. МакКлелланд, он выделил потребности достижения, соучастия и власти. Классификация, предложенная автором, подразумевает, что потребности не имеют иерархической структуры, что означает их взаимодействие в зависимости от индивидуальной психологии каждого индивида.
Одной из наиболее популярных является двухфакторная теория потребностей, разработанная Ф. Герцбергом [6]. Согласно ей, поведение сотрудника организации подвержено ряду факторов, которые формально можно разделить на две группы – гигиенические и мотивирующие. Так, к первым относятся санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей персонала, а также обеспечение потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Ко вторым относятся потребности самовыражения и развития сотрудников.
Таким образом, существует определенное сходство в моделях потребностей, предложенных авторами, но есть и существенные различия, к которым относится, например, то, что А. Маслоу и К. Алдерфер акцентируют внимание на внутренних потребностях индивидов, в то время как Ф. Герцберг определяет немаловажную роль обеспечение удовлетворения нужд сотрудников.
Модели А. Маслоу и Ф. Герцберга позволяют сделать вывод, что в современном обществе сотрудники, удовлетворившие свои потребности более низкого уровня, мотивированы преимущественно потребностями более высокого уровня. К. Алдерфер, в свою очередь, высказывает мнение о том, что именно инициирует новое обращение индивида к потребностям существования. На основании всего вышесказанного, все три модели объединяет мысль о том, что поощрение сотрудников предполагает предварительную идентификацию их доминирующих потребностей. Данные модели являются своеобразным базисом анализа и практического использования методов регулирования поведения.
Классификация потребностей, как и любая другая, должна отвечать требованию полноты, которое подразумевает, что каждый из элементов анализируемого множества должен быть отнесен к определенной группе. В случае с классификацией потребностей обеспечение соответствия усложнено тем, что полный перечень потребностей человека выявить практически невозможно. Таким образом, можно выделить следующие большие группы потребностей, а именно:
1. Базовые потребности – всеобщие, присущие всем индивидам потребности. К ним следует отнести биологические, материальные, духовные и социальные.
Итак, биологические или естественные потребности индивидов – всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нацеленные на его нормальное функционирование. Среди них – потребности питания и выделения, потребности увеличения жизненного пространства, воспроизведения рода, здоровья, взаимодействия с природой.
Материальными потребностями принято называть потребности в средствах, условиях удовлетворения всех иных видов потребностей. К.Марксом были выделены три потребности – в пище, жилище, одежде. Норма материальных потребностей определена существующим уровнем развития производства, положением человека в обществе, видом деятельности. На основании этого можно сделать вывод, что материальные потребности ограничены и количественно определены для каждой страны и ее региона, каждой отдельной семьи.
В отличие от биологических или материальных, социальные потребности не нуждаются в незамедлительном их удовлетворении. Но, будет ошибочным, считать, что они играют второстепенную роль в жизни человека как члена общества. Социальные потребности существуют в огромном многообразии форм, но в данной работе они рассмотрены согласно трем признакам-критериям:
- потребности в других, которые выражают родовую сущность человека и включают в себя потребность общения, защиты слабого. Наиболее ярким примером данного вида потребностей следует считать альтруизм;
- потребности для себя, к которым относятся самоутверждение в обществе, самореализация, самоидентификация, потребность власти, данные виды потребностей тесно связаны с «потребностями для других», так как только через них возможна реализация;
- потребности вместе с другими, которые характеризуют побудительную силу группы людей или всего общества, к ним относят потребность свободы, мира, смены политического режима.
Как уже говорилось ранее, потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет и степень желания овладеть им, в качестве такого объекта для духовных потребностей выступает духовность, которая подразумевает под собой стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать общественному и личному идеалу, общепринятым ценностям. В качестве проявления духовности выступают и стремление к прекрасному, созерцанию природы, произведениям искусства и литературы.
2. Ценностно-ориентированные потребности – основание для выделения данного классификационного признака является разделение потребностей в зависимости от их этической и гуманистической направленности, роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
На основании этого следует выделить такие виды потребностей как разумные и неразумные, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные.
Разумные потребности характеризуют удовлетворение потребностей, направленные на нормальное функционирование организма, гуманное развитие личности и гуманизации всего общества в целом.
Неразумные или извращенные потребности, в свою очередь, создают тупиковые ситуации в процессе нормального функционирования организма человека, тормозят развитие личности, наносят ущерб обществу, а в случае массового характера – приводят к деградации и дегуманизации отношений членов общества. Данный вид потребностей имеет широкий спектр реализации от табакокурения до наркотиков. Вредоносными потребностями являются те их неразумных потребностей, которые приводят к разрушению моральных и правовых норм общества, деградации и тупиковому состоянию развития общества.
Последней группой ценностно-ориентированных потребностей является разделение на истинные и ложные.
Ложные потребности представляют собой навязанные социальными интересами и обществом потребности, которые закрепляют за индивидом тягость в их удовлетворении, агрессию, несправедливость или нищету.
Истинные потребности – безоговорочно требующие удовлетворения, к которым принято относить потребность в питании, жилье, одежде.
Определение данной группы можно считать весьма формальным, но, несмотря на это, они играют определенную роль в ориентации индивидов. В практической жизни отсутствует представленная иерархия потребностей и каждый из этих видов может выходить на первый план в зависимости от условий и жизненных обстоятельств.
Также, следует рассмотреть основные уровни удовлетворения потребностей существования, которые делятся на минимальный, базовый, уровень роскоши.
Итак, минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Базовый или нормальный уровень позволяет осуществлять удовлетворение значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Объективной оценкой данного уровня следует считать потребительский бюджет. Уровнем роскоши, в свою очередь, характеризует удовлетворение потребностей существования, находящихся выше базового уровня, переводя их в способ демонстрации высокого общественного положения.
3 МОТИВАЦИЯ ТРУДА И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Мотивация и основные функции мотивации
Мотивация – внутреннее состояние индивида, которое активизирует, стимулирует и направляет его деятельность на удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей. Главное в данном понятии – его неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, вызванное чувством беспокойства или тревоги, возникающее из-за нужды в удовлетворении какой-либо биологической или социальной потребности. Достижение цели, в свою очередь, восстанавливает как физиологическое, так и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями – потребность в общении.
Индивиды в процессе осуществления деятельности стремятся к удовлетворению своих физиологических и социальных потребностей. Для большинства людей работа – способ заработка, который они направляют на удовлетворение основных биологических потребностей. Профессиональный труд также направлен и на удовлетворение социальных потребностей, присущих человеку как члену общества. Так, любой сотрудник стремится произвести должное впечатление, самореализоваться, развиваться, оказывать влияние на других людей в коллективе. Но, существуют потребности, которые активизируют поведение, но не осознаны человеком в полной мере, к ним относят потребность во власти, независимости. Данные потребности могут выражаться в болезненной реакции сотрудника на давление, усиление контроля, хотя он может не осознавать первопричин своего поведения.
Таким образом, мотивация позволяет сделать поведение человека целенаправленным, устремленным к ликвидации испытываемого состояния нужды в чем-либо, тем самым, снижению напряжения.
Как уже было сказано, потребность – нехватка чего-либо, что необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. Исходя из этого, к основным функциям мотивации следует отнести побуждение к действию, направление деятельности и контроль, а также поддержание поведения.
Итак, мотив – это то, что заставляет человека действовать, двигаться вперед, являясь стимулом. С данной точки зрения человек, который активно действует для достижения поставленной цели, позволяющей ему удовлетворить какие-либо потребности, рассматривается как мотивированный, а равнодушный и пассивный человек – как обладающий низкой мотивацией.
Люди изо дня в день принимают решения о способах достижения целей. Та, работник, который хочет произвести благоприятное впечатление на своего руководителя может выбрать один из множества вариантов, например, усерднее работать, оказать услугу или просто польстить. Все эти варианты – это альтернативы, направляющие усилия на достижение определенной цели, которая позволить удовлетворить соответствующие потребности.
Контроль, а также поддержание поведения, которое направлено на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в процессе ее достижения. Так, мотивированный сотрудник становится заинтересованным и пристрастным. В случае материальной мотивации поставленные задачи и существующие возможности сотрудник рассматривает преимущественно именно с точки зрения улучшения своего материального положения. Высокая степень отдачи возможна лишь в случае заинтересованности в конечном результате и положительном отношении к выполняемым обязанностям. Этого можно достичь при высоком уровне трудовой мотивации.
3.2 Потребности, лежащие в основе трудовой мотивации
В предыдущих пунктах работы был рассмотрен широкий круг потребностей индивида. В данном разделе следует наиболее подробно остановиться на рассмотрении потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации, учет которых необходим для разработки как системы управления персоналом, так и системы стимулирования труда в целом.
1. Физиологические потребности. Организация должна обеспечить своих сотрудников нормальными условиями труда и достаточным уровнем заработной платы, позволяющей на приемлемом уровне удовлетворять потребности в пище, жилье и одежде. Также, работники должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления своих сил.
2. Потребности в безопасности. К данной группе также следует отнести и защищенность от физической и психологической опасности, а, значит, гарантировать уверенность в завтрашнем дне, занятость и надежное место работы. На удовлетворение данных потребностей направлена планомерная работа по повышению безопасности на вредных и опасных производствах, также, данная группа потребностей учитывается компаниями, которые в условиях кризиса стараются сохранить рабочие места для своих сотрудников.
3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет значимую роль в жизни человека. Социальные взаимодействия, существующие между сотрудниками в процессе профессионального труда, являются одним из важнейших факторов, влияющих на их трудовую мотивацию. Для удовлетворения данной группы потребностей во многих компаниях предусмотрены коллективные мероприятия, призванные объединить и сплотить коллектив – общие праздники, выезды на экскурсии или природу. Любые коллективные мероприятия обеспечивают возможность установления и налаживания дружеских взаимоотношений в коллективе, так как при длительной работе в одиночестве, сотрудники испытывают дискомфорт, который влечет за сбой снижение результатов, ухудшение отношения к работе, как следствие, текучесть кадров.
4. Потребность в оценке и уважении. Любой человек в процессе своей деятельности стремиться занять определенное место в обществе в целом и в организации в частности, подчеркнуть ее определенными символами статуса, например, отдельный кабинет, личное авто или квартира в определенном районе. Так, многие люди выбирают место работы из соображений престижа, который имеет большое, а иногда и определяющее значение. Так как человек отождествляет себя с той компанией, в которой работает, для него очень важно, чтобы в глазах других людей это было привлекательным и достойным местом работы.
К данному виду потребностей также можно отнести и потребность в самоуважении, профессиональных достижениях, желание добиться успеха, получить одобрение и признание со стороны руководства, товарищей или подчиненных.
5. Потребность в самоактуализации - это желание максимально реализовать свой профессиональный и личный потенциал. Люди, обладающие высокой потребностью в самоактуализации, нацелены на работу на максимуме своих возможностей, именно они формируют ценный резерв организации. Формирование необходимых условий для их эффективной работы в компании – важнейший шаг на пути к повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации в целом.
6. Власть и оказание влияния. В контексте компании данный мотив проявляется не только в желании человека оказывать влияние на других, но и в стремлении осуществлять всецелый контроль над рабочей ситуацией, иметь большую степень самостоятельности в процессе работы. Учет данной потребности выражается в том, что все большее число современных компаний делегируют полномочия и наделяют своих сотрудников ответственностью.
7. Потребность в достижении. Потребность в достижении высокого уровня результатов, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет огромное значение для понимания рабочего поведения сотрудников. Персонал с высокой потребностью в достижении готов принимать на себя высокий уровень ответственности при решении тех или иных проблем, стремится к установлению сложных задач и целей и предпочитает идти на рассчитанные риски в процессе своей деятельности. Кроме того, такие сотрудники стремятся получать обратную связь о качестве выполняемой или работы. Успешные компании организуют соревнования и конкурсы, награждая лучших сотрудников, формируя проектные группы, которым поручаются особо важные задачи, создание новых продуктов или услуг.
Многие ученые рассматривают данный вид потребностей как важнейший фактор, который оказывает влияние на рабочее поведение сотрудников. Работники с высокой потребностью в достижении стремятся к сложной работе, высокой доле самостоятельности и разнообразным задачам и выполняемым операциям, в то время как работники с низкой потребностью предпочитают стабильность и надежность, предсказуемые ситуации, они болезненно реагируют на формальный и жесткий контроль.
Для руководства любой организации важно повысить заинтересованность подчиненных в высоких результатах, качество труда, поэтому необходимо, чтобы они рассматривали интересы своего отдела как свои собственные. На это направлено акцентирование внимания на потребностях, которые тесно переплетены как с интересами работников, так и с интересами компании. Среди них можно выделить:
- потребность в принадлежности и приверженности к организации, так как компании, которые сумели поддержать и развить данную потребность имеют колоссальную отдачу в итоге. Среди мер по удовлетворению данного вида потребностей можно назвать поддержание высокого уровня осведомленности работников о положении дел в организации и о перспективах ее развития, привлечение работников к решению важнейших организационных проблем, практика управления, ориентированная на более полный учет интересов работников.
- потребность в профессиональном росте и должностном продвижении;
- потребность в личностном росте, так как именно личностный рост для многих работников является мощным стимулом к работе. Работники, которым на работе предоставляются такие возможности, могут полнее раскрыть свой потенциал, они склонны испытывать более высокий уровень удовлетворенности своим трудом. Некоторые люди испытывают чувство неудовлетворенности своей работой и организацией в целом, если у них на работе нет возможности личностного роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания работы были рассмотрены основные виды потребностей и их влияние на личность человека. Отдельное внимание было уделено мотивации труда и потребностям, оказывающим влияние на профессиональную деятельность человека.
Изучение потребностей человека позволяет сделать вывод о том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни, выбор работы и путь индивидуального развития и личностного роста.
С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребностей. С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах человек все сильнее озабочен не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату, сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться. Таким образом, потребностная сфера человека - это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие.
Для воздействия на мотивацию работников и для повышения их готовности напряженно работать в интересах организации необходимо не только исключить те внешние факторы, которые могут снижать удовлетворенность работников, но и создавать условия для повышения внутренней мотивации персонала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. Диденко В.Д. М.: ФОРУМ, 2015. 345 с.
2 Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 2016.
3 Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии, 2016.
4 Маркузе Г. Одномерный человек / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ. 2016.
5 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 2016.
6 Психология и педагогика / Сост.А. А. Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2016.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!