это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2602382
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы изучения данной темы курсового исследования заключается, в том. что, правительство и общество в целом в настоящее время представляют большую озабоченность в нашей стране из за увеличения числа детей из социально опасных ситуаций, ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, увеличение социального сиротства, пренебрежение и бездомность, преступность и наркомания среди детей и подростков.
Проблемы несовершеннолетних детей и подростков, оказавшихся в социально – опасном положении увеличивают статистику за последние годы. На это влияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Вступая на этот путь, семья деградирует социально и морально, осуждая само существование и детей.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ, регулирующее отношения по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы, судебная практика».
Целью курсовой работы является рассмотрение правовой регламентации, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
⦁ Определить основные признаки неблагополучия ребенка и их причины
⦁ Выявить категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
⦁ Раскрыть современные технологии предоставления социальной помощи несовершеннолетним;
⦁ Изучить цели и задачи службы ранней помощи межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе;
⦁ Рассмотреть промежуточные результаты реализации программы ранней помощи межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе.
Информационная база исследования. Курсовая работа написана при использовании литературы по теории права и социального обеспечения, юридической ответственности в праве социального обеспечения, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы судебной практики, полученные из Интернета»
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических и правовых вопросов социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Во второй главе раскрыт порядок социальной защиты детей, находящихся, в трудной жизненной ситуаци на примере Кировского областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания в Вятскополянском районе». В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ, В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
⦁ Основные признаки неблагополучия ребенка и их причины
Неблагополучная семья-это семья с низким социальным статусом, также присутствующая в одной или нескольких сферах жизни, не способная справиться со своими функциями, их адаптационная способность значительно снижается, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и с небольшим успехом [1].
Под термином «неблагополучный» понимают семью, в которой нарушается структура, нюансы внутренних границ, основные черты семьи обесцениваются или игнорируются, появляются явные или скрытые несовершенства воспитания, в результате, чего нарушается психологический климат и появляются «трудные дети».
Учитывая доминирующие факторы, негативно влияющие на развитие личности ребенка, мы условно разделили неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает в себя несколько разновидностей.
Первая группа состоит из семей с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемых конфликтных, проблемных, асоциальных, аморальных и преступных семей и семей с недостатком воспитательных ресурсов (особенно неполных).
Вторая группа, по-видимому, представлена солидными семьями, чей образ жизни не вызывает беспокойства или жалоб со стороны общественности. Однако ценностные взгляды и поведение родителей сильно отличаются от общечеловеческих нравственных ценностей, которые могут влиять только на нравственный характер детей, выросших в таких семьях.
Причинами дискомфорта этих детей является их присутствие в следующих проблемных семьях:
семьи, в которых оба или один из родителей злоупотребляют алкоголем;
многодетные семьи и семьи, где родители не хотят нести ответственность за воспитание детей;
неполная семья;
малообеспеченная семья;
семьи, в которых один из родителей психически болен;
семьи с детьми-инвалидами;
семья, в которой родитель временно отсутствует;
семьи с сильными внутрисемейными конфликтами и семьи, подверженные насилию;
разведенная семья или после;
приемные семьи и опекуны;
оценка семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей.
К сожалению, общество воспринимает только очень поздние симптомы, свидетельствующие о значительном социальном вреде для нахождения ребенка в такой семье. К ним относятся:
прекращение посещения учебного заведения-образовательная организация отвечает за детей, посещающих школу. В то же время очевидно, что школьный психолог (если в школе есть специалист, что не всегда так) не имеет достаточных сил и навыков, чтобы отслеживать, куда пошел ученик и почему он перестал посещать занятия в школе[17, с. 231].
И хотя он отметил сам факт проблемы, связался с родителями ребенка и задал несколько вопросов, которые бы прояснили ситуацию, у него нет реальной возможности помочь этой семье, оказавшейся в сложной ситуации, как таковой, многим детям.
Использование психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) - медицинские учреждения заботятся о помощи несовершеннолетнему, который использует вещества и/или страдает от зависимости от них. Пройдя лечение, ребенок фактически покидает поле постоянного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием своего здоровья. Но проблемы, которые привели его к алкоголю и наркотикам, не исчезли. В результате он снова окажется во власти своих разрушительных действий.
Уход из семьи - этот вопрос лишает формирования более сложной ситуации, то есть речь идет о халатности и бездомности ребенка.
Безнадзорность -это отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. Независимо от того, при каких обстоятельствах-объективных или субъективных свойствах - этот надзор отсутствует [2].
Причины социально-психологические отклонения (как правило, выступают в качестве последствия социально-экономических) связаны в состояние кризиса семьи, как социального института, рост разводов, потерей одного из родителей, опекунство, ухудшение климата в семье, насилие над ребенком: штрафов, физических, сексуальных и эмоциональных со стороны взрослых.
В любом случае речь идет о поведении людей, которые обязаны следить за ребенком (семья, законные опекуны, социальные работники).
Беспризорность лежит на совершенно другой плоскости. Это особенность положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социального статуса. К сожалению, у ребенка есть возможность получить подобный статус, как по личному желанию, так и в нынешних обстоятельствах.
Среди них преобладает пренебрежение, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей или людей, заменяющих их.
Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, имеет тенденцию жить под одной крышей с родителями, поддерживает семейные узы и все еще испытывает эмоциональную привязанность к одному из членов семьи, но они хрупки и угрожают атрофией и разрушением.
Бездомность часто связана с незаконным поведением. Дети улицы не имеют попечения родителей или государства, постоянного места жительства, положительных деятельности, связанных с возрастом, необходимой помощи, обучение и развитие образования.
Соответственно, речь идет о том, что уличные дети, как правило, выходят за рамки госструктур, а это уже влечет за собой еще одну страшную проблему, например совершение преступления.
Совершение преступления (преступления) - очевидно, что Министерство внутренних дел должно заниматься вопросами безопасности и правоохранительных органов. Его очередь приходит последним, потому что правонарушение или преступление обычно является последним этапом семейных проблем в судьбе ребенка. Новый долгосрочный рост молодой преступности является доказательством неэффективности решений, принятых на государственном уровне и реализуемых правоохранительными органами вышеупомянутых субъектов, а рост рецидивов является доказательством того, что правоохранительные органы не помогают исправиться преступникам подросткам.
Эти симптомы дисфункции ребенка, которые обнаруживаются, довольно поздно, очень плачевны. Но всего этого можно избежать.
Стоит только классному руководителю, психологу, социальному учителю обратить внимание на ситуацию, которая возникает вокруг изучающего ребенка.
Соседи, близкие родственники, родители друзей такого ребенка вовремя отчитываются перед необходимыми властями и службами при наличии видимых причин[15, с. 98.].
Ведь при обнаружении первых признаков неблагополучия ребенка можно избежать страшных последствий.
К таким признакам относится ситуация, если ребенок:
он также испытывает родительский алкоголизм, испытывает чувство страха, иногда приходит в школу, не спит и не готов к занятиям, испытывает трудности в общении со сверстниками и часто имеет грязный вид;
невиспитанный, не в состоянии строить отношения с пожилыми людьми, часто агрессивны, привыкли решать свои проблемы с помощью силы, не имеет медицинских и бытовых навыков, неаккуратен, может быть, он голоден, не имеет необходимых учебных принадлежностей, может иметь болезненный вид;
изолирован от коллектива, имеет психические расстройства, несет признаки физического насилия;
замкнут, подавлен, раздражителен, не получает необходимого лечения и полноценного питания, не обладает необходимыми средствами. [23, . 80].
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей модели поведения их родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, изучая правила отношений, которые не всегда соответствуют социально утвержденным нормам.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и совершаемых ими ошибок, которые не могут не негативно повлиять на формирование личности их детей. Это в первую очередь относится к стилю семейного воспитания, выбор которого часто определяется личностными взглядами родителей на проблемы личностного развития и обучения их детей.
Для этого необходимо иметь представление проблемы неблагополучия ребенка, которое отражено на Рисунке 1[12, с. 45].
Рисунок 1- Проблемы ребенка в трудной жизненной ситуации
Таким образом, сущность поддержки таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей, решении проблем, усиления жизненных ресурсов, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации и самовоспитания.
1.2 Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации относятся:
дети, которые остались без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями, т. е. с инвалидностью в физическом и (или) умственном развитии;
дети, ставшие жертвами вооруженных и этнических конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, попавшие в экстремальные условия;
дети, жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных заведениях;
дети, живущие в бедных семьях;
дети с поведенческими аномалиями;
дети, чья жизнь объективно скомпрометирована в силу обстоятельств и которые не могут преодолеть эти препятствия самостоятельно или с помощью семьи[3].
Рассмотрим каждую категорию индивидуально. Особая категория-дети, оставленные без попечения родителей, дети из бедных семей и дети, чья жизнь нарушена, все могут объединиться в одну группу.
Число сирот растет прямо пропорционально снижению социально-экономического благосостояния страны. Несовершеннолетние остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего-это лишение родительских прав.
Причины лишения родительских прав:
неисполнение или злоупотребление родительскими обязанностями;
наличие домашнего насилия;
при наличии хронической зависимости или алкоголизма в семье;
совершение одним из родителей преступления против жизни и здоровья ребенка или супруга.
Таким образом, дети могут остаться без родительской помощи и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.
Главная задача общества-раннее выявление находящихся под угрозой исчезновения семей, помощь и поддержка этих семей, желание сохранить кровную семью для ребенка.
Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в состоянии опьянения, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.
Конечно, мечта каждого ребенка, который потерял родителей и попал в детский дом, и лучший результат ситуации для него-найти новую семью, найти маму, папу и собственный дом.
Сейчас часто усыновляют детей, а дети постарше и подростки имеют возможность попасть под опеку или опеку. В последнее время существует такая форма опеки, как «приемная семья».
По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за ребенком, что является дополнительным фактором привлечения людей, желающих взять опеку над ребенком из детского дома для решения этой проблемы.
Следующей категорией, о которой идет речь, являются дети с ограниченными возможностями (те, которые имеют характеристики в развитии: умственные и / или физические).
Причинами детской инвалидности могут быть нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды аномалий), родовые травмы и последующие травмы различного генеза[10, с. 189].
Часто дети с особенностями развития живут и учатся дома. В настоящее время развивается инклюзивное обучение, в котором дети с ограниченными возможностями имеют возможность жить и учиться в одной среде со своими сверстниками.
Чаще всего появление ребенка с инвалидностью в семье приводит к его распаду. Мужчины покидают семью, не выдержав дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием специального ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.
Особенности семей с детьми-инвалидами:
низкий доход: уход за больным ребенком требует, помимо больших расходов, много личного времени, поэтому многие должны отказаться от хорошо оплачиваемой работы в пользу более гибкой и более удобной работы с подходящим расположением;
изоляции от общества: трудности, для посещения развлекательных заведений и мероприятий, из-за отсутствия готовности общества принять детей с ограниченными физическими возможностями и низкой технической безопасности для нужд гостей с ограниченными возможностями;
трудности в получении образования и профессии: для проведения воспитательной и профессиональной деятельности специальные дети нуждаются в особых условиях, кроме того, в среде сверстников они часто сталкиваются с неприятием и преследованием[4].
В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников.
Важным фактором является выявление различных дефектов на ранней стадии развития ребенка. В настоящее время по всей стране действует служба раннего ухода за детьми в возрасте до трех лет, которая может обратиться к родителям, у которых есть дети с нарушениями развития или попадают в группу риска.
Последствия выявления дефектов на ранней стадии развития ребенка:
предотвращяет развитие вторичных расстройств в детском развитии;
раскрытие реабилитационной способности семьи в поддержке ребенка, предоставление консультаций самой семье;
социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже в раннем этапе;
прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении[20, с. 145].
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может помочь ребенку в сложной жизненной ситуации. Просто остановитесь, не пройдите и не повернитесь спиной к маленькому, попавшему в беду человеку, а главное вовремя осознайте проблему ребенка.
1.3 Современные технологии предоставления социальной помощи несовершеннолетним
Прогрессивная тенденция к продолжению роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставит перед обществом, особенно социальными службами и социальными педагогами в качестве основных целей поиск форм,, методов и приемов работы с молодежью сосредоточение усилий на реабилитации молодежи, кроме того, необходимо предотвратить отклонение от социальных норм, то есть устранить условия, прямо или косвенно влияющие на действия и поступки несовершеннолетнего.
Таким образом, две основные технологии широко используются в науке и на практике для работы с подростками профилактическое и реабилитационное девиантное поведение.
Профилактика-направлена на предотвращение образования проблем детей.
Социальная реабилитация включает в себя определенный класс явлений, связанных с восстановлением ослабленных или временно утраченных человеческих способностей и достижением социального статуса, необходимого для самореализации.
Социальная реабилитация имеет более ограниченное значение, чем термин социализация, и фокусируется на том, избегает ли человек самостоятельности и самоорганизации в своей жизни. В отличие от социализации, социальная реабилитация занимает некоторое время, когда люди восстанавливаются или их потенциал реабилитации исчерпаны.
Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом терминах позволяет признать двусмысленность ее определений.
Реабилитацию можно рассматривать как систему мер, направленных на решение проблем достаточно широкого круга-от прививки элементарных возможностей до интеграции человека в общество[16, с. 245].
Точно так же реабилитацию можно рассматривать как результат воздействия на человека, на его отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая интерпретируется как устройство, использующее резервные возможности организма. Под реабилитацией понимается восстановление, активация. В процессе реабилитации компенсационный механизм используется для преодоления существующего дефекта,а в процессе адаптации-для его адаптации.
Следовательно, реабилитация-это система мер, направленных на возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограниченным во времени. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции аномалий развития ребенка.
Особым объектом социальной реабилитации являются молодые люди из-за того, что социальный статус человека в детском возрасте низкий, несовершеннолетний не может самостоятельно решить ряд проблем и поэтому особенно подвержен риску.
Специфика молодежной реабилитации определяется:
это неполнота процесса личностного развития (ребенок-это человек в состоянии развития);
для интенсивности эмоциональных переживаний собственных проблем;
небольшие возможности для участия в социальной реабилитации;
из-за сложного финансового положения современной семьи и других факторов.
Социальная реабилитация затрагивает два типа объектов: один представляет трудности в социальной адаптации из-за преобладающих объективных обстоятельств (рождение в дисфункциональной семье, генетические нарушения и тому подобное). Другой тип представлен группой детей, процесс социализации которых был прерван (бродяжничество, сиротство, миграция и так далее) [21, с. 165].
Исходя из этого, социальная реабилитация детей и подростков может быть определена как помощь в обучении или восстановлении субъективных способностей человека для преодоления его личной пограничной ситуации и достижения самостоятельного образа жизни.
Поэтому повышение эффективности реабилитационной деятельности обеспечивается ее технологией, то есть внедрением реабилитационных технологий.
2 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ, В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИ НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «МЕЖРАЙОННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ВЯТСКОПОЛЯНСКОМ РАЙОНЕ»
2.1 Цель и задачи службы ранней помощи межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе
Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество[7, с. 18].
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, высшими 2 исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), экспертным сообществом осуществлена проработка вопроса о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. Также рассмотрены вопросы методического обеспечения работы в субъектах Российской Федерации по этому направлению. В ходе работы проанализирована информация, полученная из 76 субъектов Российской Федерации, о существующей в настоящее время в регионах практике оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям группы риска.
Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития[13, с. 101].
Можно выделить 3 основных типа организации системы ранней помощи:
сеть типовых служб ранней помощи, как правило, на базе учреждений одной ведомственной принадлежности, обеспечивающих максимальный охват семей с детьми целевой группы в местах их непосредственного проживания, с одновременным определением (созданием) единого 3 регионального информационно-методического (ресурсного) центра (республики Марий Эл, Татарстан, Алтайский край, Новосибирская, Самарская, Тамбовская, Тюменская области и др.). Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивают специально разработанные порядки взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений разной ведомственной принадлежности;
система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно учреждение, обеспечивающее оказание услуг ранней помощи в разных сферах (образование, медицина, социальная сфера), являющееся координатором указанной работы и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Астраханская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Курская области). При этом другие организации-участники осуществляют разработку и реализацию отдельных технологий оказания ранней помощи;
организация ранней помощи, при которой открытие служб ранней помощи и внедрение новых технологий в основном сосредоточено на базе 3 - 4 организаций, в том числе медицинских организаций, организаций образования и организаций социального обслуживания населения (Забайкальский и Камчатский края, Калининградская и Курганская области, Еврейская автономная область).
Таким образом, из анализа представленной субъектами Российской Федерации информации следует, что до настоящего времени отсутствуют единые подходы, нормы и стандарты организации предоставления услуг ранней помощи и координации деятельности различных ведомств при ее организации[5].
Распоряжением Правительства Кировской области от 12 марта 2018 № 59 «Об утверждении мероприятий на 2018 -2019 годы по развитию служб ранней помощи в Кировской области» [6] дан старт реализации Концепции ранней помощи в Кировской области.
Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Кировской области на 2018 – 2019 годы “Создание в Кировской области эффективной межведомственной модели оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет, а также семьям, их воспитывающим” в 2018 году получил грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в размере 7 930 850 рублей.
Выявление детей, нуждающихся в оказании услуг ранней помощи, осуществляют организации здравоохранения (включая женские консультации, организации родовспоможения, детские поликлиники), организации социальной защиты (межрайонные комплексные центры социального обслуживания населения, комплексные центры социального обслуживания населения, центр помощи семье и детям), образовательные организации (дошкольные образовательные организации, психолого-медико-педагогические комиссии, органы опеки и попечительства).
Кроме того, родители (законные представители) детей могут первично обратиться в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи, самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием. Алгоритм оказания ранней помощи детям в Кировской области представлена в Приложении (см. приложение) [14, с. 14].
Ранняя помощь направлена на оказание медицинских, психолого-педагогических и социальных услуг детям в возрасте от 0 до 3-х лет включительно и семьям их воспитывающим. Помощь оказывается организациями здравоохранения, образования, социального обслуживания населения и направлена на содействие оптимальному развитию детей, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграцию в общество, а также на сопровождение и поддержку их родителей. Модель оказания ранней помощи в Кировской области представлена на рисунке 2.
Рисунок 2- Модель оказания ранней помощи в Кировской области
В целях соблюдения мер направленных на защиту от распространения новой короновирусной инфекции специалисты службы ранней помощи межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе продолжают активно проводить дистанционные обучающие занятия для родителей и малышей. Познакомившись с творческими идеями специалистов службы, мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, обратились к ним с просьбой организовать и провести для них дистанционные мастер-классы по изготовлению развивающих пособий для использования их в домашних условиях. Сотрудники отделения с радостью откликнулись на эту просьбу[9, с. 10].
Для изготовления дидактических пособий использовали всё то, что есть практически в каждом доме: пуговицы разных размеров и цветов, картон, разноцветная ткань различной текстуры, бумага, атласные ленты, поролон, декоративная тесьма, металлические крючки, кнопки, тесьма-липучка. Применяли и бросовый материал: пластмассовые крышки, капсулы от киндер-сюрприза, стержни от фломастеров, катушки от ниток и многое-многое другое.
Во время изготовления домашних пособий мамы с большим интересом выполняли предложенные специалистами задания, а дети старались активно им помогать[18, с. 111].
Подводя итоги, следует вывод, опыт работы показал, что игры и дидактические пособия, изготовленные своими руками, несут особое тепло, доставляют малышам большую радость и позитив. Со слов мамочек, детям не только очень нравится с ними играть, но процесс обучения и развития у детей идет намного эффективнее.
2.2 Промежуточные результаты реализации программы ранней помощи межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе
Комплекс мер начал реализовываться в 2018 году на территории города Кирова, Вятских Полян, Слободского, Котельнича, Кирово-Чепецка, Советска, а также Вятскополянского, Советского, Слободского, Котельничского, Кирово-Чепецкого районов, а в 2019 году – на территории всей области. Ранняя помощь предоставляется детям от 0 до 3 лет, имеющим отклонения в здоровье, детям-инвалидам, а также семьям, воспитывающим их.
– В течение двух лет представители сфер социальной защиты, здравоохранения и образования вели совместную работу по оказанию ранней помощи семьям с детьми на территории всей Кировской области, – отметил первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов. – Комплексный подход направлен, в первую очередь, на повышение качества жизни семей с детьми. Мероприятия, проводимые в рамках комплекса мер, остаются востребованными среди семей и продолжают реализовываться.
В случае если одна из этих организаций выявила нарушения в здоровье и развитии ребенка, то семье на ранней стадии оказывается своевременная квалифицированная помощь врачей, логопедов-дефектологов, психологов, социальных педагогов и соцработников.
Родители также могут самостоятельно обратиться в организацию, предоставляющую раннюю помощь, если они обеспокоены отставанием в развитии ребенка. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный маршрут оказания помощи.
Специалисты служб ранней помощи отмечают, что дети, которым уже исполнилось 3 года, после получения комплексной реабилитации имеют больше шансов ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе, общаться со своими сверстниками.
Отметим, что в прошлом году 15 родителей, воспитывающих детей раннего возраста с особенностями развития, прошли дистанционное обучение в Столичном институте профессионального образования. Всего за два года по этой программе обучились более 30 человек.
– На сегодняшний день на территории области работают 44 службы ранней помощи, свыше 500 специалистов служб ранней помощи обучены новым технологиям и методикам помощи детям в возрасте до 3-х лет с отклонениями в развитии и здоровье, – подчеркнула министр соцразвития региона Ольга Шулятьева. – Ранняя помощь специалистами рассматривается, прежде всего, как поддержка детей и их родителей. Неслучайно девизом всех межведомственных служб в регионе является «Забота о детях, поддержка родителей, объединение профессионалов!» [19, с. 142].
Несколько лет назад Ольга Пересторонина и ее сын Савелий попали в Службу ранней помощи в Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
– У меня в голове на тот момент было много вопросов – с чего начать реабилитацию сына, кто поможет преодолеть психологические трудности, связанные с его развитием и здоровьем, какие игры, занятия нам нужны, особенно для развития речи и даже, как правильно накормить своего ребенка, – рассказывает Ольга. – С первого дня нахождения в реабилитационном центре нам выдали расписание занятий, с помощью которого у нас были определены все маршруты, в результате следования по которым у нас во время нахождения в центре практически не было ни одной свободной минуты! Я совершенно не ожидала, что моего сына ждёт сразу комплекс не только педагогических и психологических услуг, но и интенсивная медицинская помощь. И уж совсем не ожидала, что в Службе ранней помощи проводится «реабилитация» мам!
Уже после первого курса Савелий стал больше общаться с окружающими детьми и взрослыми, научился играть с ними, стал более активен и общителен, появились значительные сдвиги в речевой деятельности. А после третьего курса начал намного лучше говорить, стал более рассудительный, и не только родители, но и воспитатели в детском саду отмечают у него значительное улучшение в развитии.
– Ещё раз большое спасибо всем тем, кто занимается таким нужным и нелегким делом, за ваши добрые сердца, мудрые слова и советы, теплые руки и лучезарные улыбки. Вы дарите нам и нашим детям свет и любовь, помогаете быть здоровыми и счастливыми! – выразила благодарность Ольга Перестроронина[8, с. 23].
В рамках комплекса мер на базе профессиональных стажировочных площадок прошли обучение более 60 специалистов организаций социального обслуживания населения, образования и здравоохранения Кировской области. Более 3000 детей с отклонениями в развитии и здоровье в возрасте до 3 лет получили раннюю помощь.
Для оказания помощи семьям с детьми в пяти организациях социального обслуживания населения приобретено новое оборудование для сенсорных комнат, групп развития.
Для информационной поддержки семей создан сайт http://cspsid-kirov.ru, который позволяет дистанционно знакомить семьи с работой центра, в том числе с работой службы ранней помощи, оказывать информационную и консультационную поддержку. За два года сайт посетили свыше 24 тысяч человек[11, с. 57].
Таким образом, отметим, что во время карантинных мероприятий сотрудники реабилитационных центров по-прежнему заботятся о семьях с детьми с ограничениями по здоровью. В ежедневном режиме онлайн и по телефону специалисты межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе, Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Кирово-Чепецкого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями консультируют родителей по наиболее важным вопросам и поддерживают их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сделать следующие выводы.
Социальное неблагополучие ребенка, таким образом, состоит из следующих симптомов: употребление психоактивных веществ, употребление алкоголя, преступления, пребывание в семье «группы риска», прекращение учебы, что влечет за собой условия сложной жизненной ситуации.
В целях совершенствования межведомственного механизма выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с положениями
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!