это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2607965
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в следующем - осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.
Объект исследования – общественные отношения в сфере видов и форм социального обслуживания.
Предмет исследования – понятие виды и формы социального обслуживания.
Целью исследования является комплексный анализ социального обслуживания.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать сущность, цели и задачи социального обслуживания населения;
– проанализировать систему социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности;
– изучить формы социального обслуживания населения;
– рассмотреть виды социальных услуг;
– исследовать срочные социальные услуги.
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Адриановская Т. Л., Акимова Ю.А., Басов Н.Ф., Белянинова Ю.В., Валеева Н.Ш., Галасюк И.Н., Ерусланова Р.И., Ершов Л.А., Захарова, Н. А., Иванов Л.А., Коныгина М.Н., Кузьмин К.В., Лапина С.В., Мусина–Мазнова Г.Х., Павленок П.Д., Платонова Н.М., Солянкина Н. А., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Структура работы содержит в себе введение, две главы, разделенные на 5 параграфов, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. Социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)». Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально -бытовых, социально - медицинских, психолога - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения - составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения». Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно - организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества. В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное, значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению, как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.
Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.
Это системные функции гуманности, к которым относятся:
а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система социальных служб, включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами. В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.
Теория социальной работы:
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания:
а) функция социальной помощи, которая включает
- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
- организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
- социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
- медика - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
- распространение среди населения медика - психологических, педагогических и иных знаний;
- изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.
- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
- социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
- социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
- предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;
- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
Социальное обслуживается базируется на принципах:
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической направленности;
- законности и учета международных стандартов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
-Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
- Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
-Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
-Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Формы социального обслуживания населения
Статьей 19 Закона об основах социального обслуживания установлены формы социального обслуживания. В частности, ч. 1 предусмотрены три формы предоставления социальных услуг их получателям – социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в полустационарной форме и социальное обслуживание в стационарной форме.
Для сравнения целесообразно напомнить, какие формы социального обслуживания были предусмотрены ранее действовавшим законодательством о социальном обслуживании. Так, социальное обслуживание в соответствии с Законом об основах социального обслуживания 1995 г. осуществлялось в форме социального обслуживания на дому, в форме социального обслуживания в стационарных учреждениях и в форме организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, указанным Законом предусматривалось оказание консультативной помощи и предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривались следующие формы социального обслуживания:
1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативная помощь.
В ч. ч. 2, 3 и 4 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания регламентированы основные аспекты, характеризующие социальное обслуживание в стационарной и полустационарной форме.
Как можно заметить, Закон не детализирует порядок предоставления социальных услуг в обозначенных ч. 1 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания формах социального обслуживания. Минтруд России на основании п. 8 ч. 2 ст. 7 Закона разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг, а уже конкретная детализация осуществляется субъектами РФ (п. 10 ст. 8 Закона) в зависимости от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Закона).
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется поставщиками социальных услуг, имеющими стационарные условия, профилированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья граждан.
Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные организации социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается, в случае если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей, на основании решения суда по представлению органов социальной защиты населения.
Право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов имеют ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств, реабилитированные лица.
Право на первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов имеют члены семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств.
Социальные услуги в объемах, определяемых установленными государственными стандартами социального обслуживания, в стационарной форме предоставляются поставщиками социальных услуг их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании.
Основанием для предоставления стационарного социального обслуживания являются заявление гражданина (законного представителя), индивидуальная программа, договор, для государственных учреждений (дополнительно) – путевка, выданная министерством.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на условиях полной или частичной оплаты на основании договоров о стационарном обслуживании, заключаемых между гражданами пожилого возраста и инвалидами (их законными представителями) и поставщиками социальных услуг.
При стационарном обслуживании в реабилитационном центре в соответствии с ГОСТ 54738-2011 «Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. № 912-ст) социальные реабилитационные услуги, а также питание и проживание сопровождающих их лиц предоставляются бесплатно.
Частью 4 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания установлены дополнительные нормы социальной защиты для граждан с ограниченными возможностями при предоставлении социальных услуг в полустационарной и стационарной формах. Так, гражданам должна быть обеспечена возможность их сопровождения при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией. Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении.
Также гражданину обеспечивается возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации, для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Mеста, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями – автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.
Частью 5 статьи 19 Закона об основах социального обслуживания установлена норма, в соответствии с которой граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы под административный надзор, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению могут быть приняты на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием.
Лица, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, имеют право:
– обращаться в администрацию стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, по всем вопросам пребывания в указанном учреждении социального обслуживания;
– подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд, к адвокату, в государственное юридическое бюро (при наличии);
– встречаться с адвокатом, работником или уполномоченным лицом государственного юридического бюро и со священнослужителем;
– исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, иметь религиозные атрибутику и литературу, если это не нарушает внутренний распорядок организации социального обслуживания;
– выписывать газеты и журналы, вести переписку без цензуры, получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы, пользоваться средствами связи;
– получать общее образование, в том числе по адаптированной образовательной программе;
– получать вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, при участии в производительном труде;
– принимать посетителей;
– иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.
Стационарное учреждение социального обслуживания для некоторых лиц, страдающих психическими заболеваниями, обязано не реже одного раза в год производить освидетельствования для лиц, живущих в нем, врачебной комиссией с участием психиатра с целью рассмотрения вопроса об их будущем в этом учреждении, а также о некоторых возможностях пересмотрения решений об их недееспособности.
Выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, производится:
– по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;
– по заявлению одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним;
– по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным.
2.2 Виды социальных услуг
Виды социальных услуг, в каких имеет необходимость получатель социальных услуг, ориентируются с учетом его личных необходимостей, которые, к тому же, обусловливаются его социальным статусом, местом проживания, способностями и возможностями самообслуживания, семейными, вещественными и почти всеми другими жизненными обстоятельствами. Виды социальных услуг из приведенного в заметке 20 Закона о основах общественной профилактики списка конкретизируются и указываются в персональной программе (ч. 1 ст. 16 Закона) и в уговоре о предоставлении социальных услуг – как одно из его важных критериев (ч. 2 ст. 17 Закона).
В статье 20 Закона об основах общественной профилактики законодатель именует виды услуг зависимо от их предназначения попеременно с учетом их значимости и востребованности на практике. Заявление примерного списка социальных услуг по видам социальных услуг располагается в зонах ответственности федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона). В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236. Исходя из этого перечня, субъекты РФ утверждают собственные перечни социальных услуг, которые подлежат применению на территории конкретного региона.
С 1 января 2015 г. применяется ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». Этот стандарт распространяется на общественные предложения, предоставляемые популяции муниципальными, государственными и другими формами принадлежности учреждениям общественной профилактики, также горожанами, занятыми предпринимательской работой по соц обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает главные виды социальных услуг, предоставляемых горожанам, попавшим в тяжелую жизненную обстановку.
Социальные услуги могут быть классифицированы также в зависимости от категории их получателей:
1) граждане пожилого возраста;
2) инвалиды;
3) дети;
4) женщины;
5) и др.
Рассмотрим подробнее каждый из названных в статье 20 Закона об основах социального обслуживания видов социальных услуг.
Первым видом (п. 1) обозначены социально-бытовые услуги – услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
Социально-бытовые услуги различаются в зависимости от формы социального обслуживания.
В стационарной или полустационарной форме социального обслуживания могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
– предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
– обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;
– обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;
– уборка жилых помещений;
– организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, за счет средств получателей социальных услуг;
– предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;
– помощь в приеме пищи (кормление);
– оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
– предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
– оказание помощи в написании писем;
– оказание помощи в организации ритуальных услуг.
В форме социального обслуживания на дому могут предоставляться следующие виды социально-бытовых услуг:
– уборка жилых помещений;
– покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
– покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств и изделий медицинского назначения по заключению врачей;
– помощь в приготовлении пищи;
– помощь в приеме пищи (кормление);
– оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
– сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
– покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
– организация помощи в проведении ремонта жилых помещений за счет средств получателя социальных услуг;
– организация предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
– обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
– оказание помощи в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий за счет средств получателя социальных услуг;
– предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
– оказание помощи в написании писем;
– отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
– оказание помощи в организации ритуальных услуг;
– оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг.
Ко второму виду социальных услуг (п. 2) относятся социально-медицинские услуги – услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
В стационарной форме или полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
1) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
2) организация и проведение оздоровительных мероприятий;
3) наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
4) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!