это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2608646
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
С древнейших времен моря и океаны служили людям для реализации их эвристических целей. Люди именно с помощью передвижения по морю открывали новые земли, торговали, воевали, завоевывали царства и проигрывали завоеванное в морских сражениях.
Отсюда возникает и актуальность темы курсовой работы – в краткой форме показать, как изменялись взгляды, правовые нормы и источники права в отношении открытого моря, и какими нормами регламентируется современное использование открытого моря как средства коммуникации между государствами и народами.
С течением времени менялось и само понятие открытого моря. В ХХ веке, после обретения независимости развивающимися прибрежными государствами возникла проблема исключительных экономических зон, которую определили в 200 морских миль. Казалось бы, сократилась зона открытого моря, но началась разработка норм, определивших смешанный режим водного пространства и континентального шельфа.
Не менее актуальной в наше время является реализация принципа свободы мореплавания как равного доступа к открытому морю всех государств, а также, в связи с возросшими объемами морских пассажиро- и грузоперевозок и одновременным совершенствованием количественных и качественных характеристик военно-морских флотов ведущих держав – соблюдение «правил морского движения».
Целью работы является анализ правового регулирования режима открытого моря в системе норм международного морского права. Объектом исследования являются отношения, которые регулируются этими нормами, а предметом – история превращения морского права из обычного в кодифицированное, общая характеристика статуса открытого моря в нормах международных Конвенций и принципов международно-правового сотрудничества субъектов международного права по его использованию.
При написании курсовой работы был использован исторический метод при анализе проблемы соотношения обычных и кодифицированных норм, сравнительный и квалитативный – при анализе их содержания.
Проблема открытого моря, как и морское публичное право – тема, которая достаточно полно освещена в научной и учебной литературе. Работа основана на анализе источников, главным из которых является так называемая Конвенция по морскому праву 1982 года и ряд связанных с ней. Они либо предшествовали созданию всеобъемлющего кодекса, либо развили его положения.
В работе использованы не только произведения авторов прошлого, но и работы современных исследователей проблем открытого моря, а также учебная литература. Следует отметить, что очень полно рассматриваются проблемы морского права как в специальной учебной литературе, так и в более новых учебниках и учебных пособиях, посвященным международному праву.
Структура работы обусловлена целью написания, объектом и предметом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Понятие и правовая система открытого моря
Понятие открытого моря
Важнейшей международно-правовой категорией является пространство, потому что деятельность субъектов международного права осуществляется в пространстве и времени. Пространство выступает важнейшим ресурсом международной политики.
Чтобы выделить открытое море как международно-правовую категорию, характеризующую водное пространство, нужно обратиться к анализу категории территории. Территория – это пространственные составляющие земного шара: сухопутная и водная поверхности, недра и воздушное пространство. К пространству также относится космос и находящиеся в нем небесные тела. Основными типами правового режима территории являются: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.
К территориям с международным режимом относят земные пространства, лежащие за пределами государственной территории. Они не принадлежат никому в отдельности и находятся в общем пользовании стран в соответствии с нормами международного права. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Территории со смешанным режимом - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не подчиняются суверенитету отдельных государств и не входят в состав их территорий, однако у каждого прибрежного государства существуют суверенные права на разработку и разведку природных ресурсов континентального шельфа и экономической морской зоны, прилегающих к нему, а также на охрану природной среды данных районов. С этой точки зрения они тоже могут рассматриваться в качестве части открытого моря. Свобода мореплавания лежит в основе международно-правового регламентирования статуса международных проливов.
Регулирование отношений, которые связаны с перемещением по морю на каких-либо плавательных средствах, а также оказанием помощи при кораблекрушениях, если они вызваны либо природной стихией, либо военными действиями - одна из древнейших (наряду с правом войны) отраслей международного права. Нормы обычаев стали постепенно кодифицироваться, и сейчас именно такие нормы фиксируют основные принципы права открытого моря.
Таким образом, международное морское право определяется в виде совокупности принципов и правовых норм, которые регулируют права и обязанности государств и других субъектов международного права по отношению использования морских пространств в мирное время. В отличии от частного морского права, в задачу публичного не входит рассмотрение прав и обязанностей юридических и физических лиц по отношению к вопросам морского судоходства, например, морские перевозки грузов и их страхование.
Можно кратко рассмотреть историю возникновения морского права как отрасли права, призванной регулировать все правовые отношения, связанные с открытым морем. Морское право, как и право войны, является одной из древнейших отраслей международного права. Первые морские правила зародились в Индии, но о них известно из арабских и финикийских источников; позже они были инкорпорированы в законы Карфагена, но время уничтожило их следы.
Признанной колыбелью морского права являлся Средиземноморский бассейн, где старинные древнеиндийские и китайские предания достаточно быстро распространились и легли в основу древнейших морских кодексов.
Среди первых следует назвать морские законы Родоса, который долгое время был морской державой, и хотя до нас не дошли его памятники, многие нормы «Родосского права» были включены впоследствии в римское законодательство. Развитие отрасли продолжилось и в средневековый период. Некоторые нормы морского права могут быть отнесены к средневековым частным кодификациям, регулирующим основные права и обязанности морских перевозчиков и судовладельцев в Средиземном море.
В начале XVII века голландский мыслитель Г. Гроций, доказывая неправомерность чьих бы то ни было претензий на обладание морскими просторами, смог вывести общефилософский и юридический принцип свободы открытого моря. Он рассуждал о том, что море не может быть захвачено в силу специфики своей природы - оно обладает текучестью, неограниченностью и неисчерпаемостью. Даже если предпринять такую попытку, море нельзя реально разграничить между отдельными народами, потому что нереально создать «соглашением, которое обеспечило бы юридические гарантии собственников. Одной из первых работ, посвященных теме открытого моря и свободы мореплавания, стал его памфлет «Mare Liberum» («Свободное море» или «О свободном море»). Отстаивая идею свободы судоходства, он следующим образом обосновал свою схему: по праву народов судоходство свободно кому угодно и к кому угодно; народы и море свободны, никому не принадлежат, как и право плавания по морю и морская торговля; любые запреты на свободное плавание по морю незаконны.
В течение нескольких столетий свобода открытого моря была прежде всего свободой мореплавания и морского рыболовства. Но с течением времени содержание понятия свободы открытого моря уточнялось и изменялось, хотя само открытое море оставалось при этом не подвластным ни одному из государств. В связи с достижениями науки и техники и появлением новых видов деятельности государств в Мировом океане традиционные свободы открытого моря во второй половине XIX и в начале XX века значительно расширились и пополнились.
К ним добавились свобода прокладки по дну морей подводных телефонно-телеграфных кабелей, а также трубопроводов. С развитием воздухоплавания выделилась свобода полетов в воздушном пространстве над открытым морем. Однако, территории, которые считались раньше открытым морем, стали зачастую исключительными экономическими зонами прибрежных государств, в связи с чем возник смешанный режим их регулирования.
Субъектами международного морского права в отношении открытого моря являются те потенциальные участники правоотношений, кто реализует свое право свободно «бороздить моря и океаны». Но преимущественно в качестве субъектов международного публичного морского права рассматриваются государства и межправительственные (транснациональные) организации, наделенные соответствующими полномочиями в соответствии с уставными документами.
Такие субъекты обладают правоспособностью на основании международных договоров и соглашений, поэтому субъектами международного морского права не являются неправительственные международные организации, которые занимаются некоторыми вопросам данной отрасли права. Наиболее известный пример такой организации – Greenpeace. Организация создана не на основе международного договора или соглашения, а ее учредителями являются не государства, а физические и юридические лица, общественные организации и ассоциации.
Это относится и к знаменитым и авторитетным Балтийской международной морской конференции, членами которой являются судовладельцы, брокеры, судовые фрахтовые агенты различных государств; Международному морскому комитету, в который входят национальные морские ассоциации, действительные и временные члены из многих стран.
Некоторые из неправительственных международных организаций имеют консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Однако наличие такого статуса не влияет на правовую природу этих международных организаций, которые зарегистрированы в одном из государств в качестве юридических лиц – субъектов внутреннего права страны – места регистрации устава или местонахождения главного управления таких организаций.
К субъектам международного морского права не относятся и транснациональные корпорации, являющиеся по своей природе национальными образованиями (предприятиями); по этой причине их взаимодействие с государственными органами носит частно - правовой характер, хотя по объекту своей деятельности они и связаны с открытым морем.
Таким образом, к субъектам международного морского права можно отнести, в первую очередь, государства, обладающие международной правосубъектностью, основанной на их собственном суверенитете, независимо от их территориального расположения (это касается внутриконтинентальных государств, не имеющих выхода к морю). Государства, не имеющие выхода к морю, являются полноценными субъектами международного морского права в части открытого моря, несмотря на наличие некоторых дополнительных условий для реализации «морской» правосубъектности.
Именно субъекты международного морского права регламентируют нормотворчество в этой сфере и создают источники правовых норм, принятых мировым сообществом в отношении открытого моря.
1.2.Источники права открытого моря
В девятнадцатом веке интенсивно шло начавшееся ранее на основе практики государств и их согласованного мнения оформление норм обычного права. Международное морское право, как и другие области международного публичного права, превратилось в систему обычно-правовых принципов и норм, регулирующих права и обязанности государств, главным образом в отношении территориального и открытого морей.
Международно-правовые обычаи стали письменной нормой в XIX в. и государства руководствовались ими в своих взаимоотношениях по использованию морских пространств за пределами территориального моря; они и сейчас являются обязательными для государств, не присоединившихся к конвенциональным нормам (например, США). Критерии, ведущие к возникновению международного обычая, остаются прежними. Это постоянство, всеобщность, единообразие и продолжительность применения определенных правил или процедур.
Важнейшую роль в формировании международно-правового обычая играют единообразная политика государств по вопросам морепользования и договорная практика. Значение обычая в настоящее время, когда существует большое количество конвенциональных норм, следует видеть в восполнении пробелов, имеющихся в международных конвенциях.
Кодификация норм морского права, вызванная его усложнением ко второй половине ХХ века начинается под эгидой Организации Объединенных Наций, которая регулярно проводила ряд международных конференций по этим проблемам. В 1950-х годах было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права, первой из которых стала Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная также как Женевская конференция по морскому праву 1958 года. В результате ее работы были заключены четыре основополагающие Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Принятые в Женеве конвенции 1958 года по морскому праву – первая его крупная кодификация. Женевская конвенция об открытом море состоит из 37 статей, в которых зафиксированы базовые положения, связанные с определением открытого моря, а также, по преимуществу, с его статусом.
Открытое море, в соответствии со ст. 1 и ст.2 Конвенции об открытом море 1958 г. представляет собой морское пространство, расположенное за пределами территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Принцип свободы открытого моря лежит в основе его правового режима. Он состоит в том, что все государства имеют право на свободу судоходства, рыболовства, полетов, научных исследований, прокладывание подводных кабелей, возведение искусственных островов и других установок.
Речь идет, в первую очередь, о таких базовых понятиях как равное право доступа к открытому морю всех государств, а также принципам спасения на море терпящих бедствие (ст.10-12) и совместной деятельности государств по предотвращению совершения преступлений в открытом море (например, борьбе с пиратством – ст. 14-23). В ст. 15 дается определение пиратства как любого неправомерного акта насилия, задержания или грабежа, который совершается с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата, в случае его направленности в открытом море против какого-то другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, которые находятся на их борту.
К пиратству также приравнен акт задержания или насилия в отношении какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, которое находится за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, а также подстрекательство к совершению таких противоправных действий и/или добровольное участие в них. При этом ст.16 приравнивает действия любого военного или государственного судна к действиям частновладельческого судна в отношении пиратства, что еще раз подчеркивает принцип равенства по отношению к открытому морю.
Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения ряда вопросов, связанных с границами в морском праве, была созвана Вторая Конференция Организации Объединенных Наций по вопросам кодификации морского права (ЮНКЛОС II), иначе известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей.
Важно заметить, что в 60-х гг. ХХ века увеличилась политическая роль развивающихся государств в международных отношениях в части, касающейся морского права. Они начали отстаивать свои интересы в освоении Мирового океана и заявили, что в предшествующий период международно-правовое регламентирование использования водных ресурсов планеты осуществлялось только в интересах развитых держав. Комплекс этих обстоятельств вызвал необходимость нового широкого дискутирования по проблемам развития международного морского права, которое началась под эгидой Организации Объединенных Наций в 1967 г.
Позиция развивающихся стран, изменения в технологиях, экономике и политике стали причиной созыва третьей Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III). В процессе дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства, в результате чего в 1960-1970-х годах появился ряд международно-правовых актов, как правило, позже включенных в содержание Конвенции по морскому праву 1982 г..
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года стала воплощением всеобъемлющего режима, призванного регулировать права и обязанности государств по отношению к Мировому океану. Конвенция 1982 года повторяет, изменяет либо заменяет все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Но многие положения Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.
Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассмотрены и урегулированы большинство вопросов, которые касаются использования морского пространства. Это правовое регулирование экономических зон моря, континентального шельфа, прав на глубоководное морское дно, прав и свобод судоходства в территориальных и открытых морях, сохранения и рационального использования биологических ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, а также процедур урегулирования споров.
VII раздел Конвенции посвящен открытому морю. Он включает в себя статьи с 86 по 120 и дает определение понятия открытого моря, определяет принцип равенства государств и мирного использования указанной части морской территории. Определение открытого моря идет путем исключения, и этим оно отличается от определения Конвенции 1958 года. В ст. 86 Конвенции определено открытое море, под которым понимаются «… все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права».
Седьмая глава рассматривает вопросы, которые касаются основных свобод, о которых уже говорилось (ст. 87), прав и обязанностей государств, под чьим флагом осуществляется плавание в открытом море, статус (иммунитет) военных кораблей (ст.95 и 96). Ст. 97 и 98 рассматривают порядок оказания помощи терпящим бедствие, далее детализируются понятия пиратства и борьбы с ним, вопросы недопущения в открытом море работорговли и незаконной перевозки наркотических, психотропных и иных запрещенных веществ и препаратов на их основе (ст. 108).
23 июля 1994 г. в дополнение к Конвенции было подписано Соглашение об осуществлении ее части XI. Данным соглашением определялось, что часть XI Конвенции и само соглашение толкуются и применяются только в своей совокупности, как единый акт, а при наличии противоречий в нормах Конвенции и Соглашения преимущественную силу имеют нормы Соглашения.
В большинстве положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе обобщены и систематизированы нормы обычного права; другая же их часть не только кодифицирует обычно-правовые нормы, но и вносит вклад в дальнейшее развитие международного права.
Конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, но многие их положения могут быть использованы как правовой обычай в отношении государств, которые не являются их участниками. Все четыре конвенции являются действующими для тех государств, которые еще не ратифицировали Конвенцию 1982 года по морскому праву, (включая США).
Таким образом, на протяжении тысячелетий была проделана огромная практическая работа по регулированию практики мореплавания в открытом море, которая привела к тому, что во второй половине ХХ века были кодифицированы его важнейшие нормы в Женевской конвенции 1958 г. Об открытом море и Конвенции по морскому праву 1982 г. Несмотря на это, часть норм продолжает действовать как обычные, а государства, не присоединившиеся к двум всеобъемлющим конвенциям, используют их нормы как нормы обычного права. Немаловажно, что нормы Конвенции 1982 г. по морскому праву не носят исчерпывающего характера, и до настоящего времени продолжается нормотворчество, развивающее, углубляющее и дополняющее существующую практику использования открытого моря субъектами международного права в его публичной части.
Глава II. Правовой статус и правовой режим открытого моря
2.1.Правовой статус открытого моря
Конвенция об открытом море 1958 г. отнесла к открытому морю все морские территории, которые находятся за пределами внутреннего моря территориальных вод, а это допускает максимально расширительную трактовку объекта. Во второй статье конвенции определены принципиальные основы его статуса, включающие в себя его открытость для всех наций и равенство в возможности пользоваться им. Это предполагает наличие свободы судоходства, а также рыболовства, свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободу полетов над открытым морем.
Современное международное право зафиксировало, что свобода военного мореплавания является еще одним аспектом правового статуса открытого моря (хотя существовала концепция превращения в зону мира Индийского океана; она предполагала запрет нахождения в нем судов неприбрежных государств, на борту которых есть ядерное вооружение).
Эти же положения позже закрепились в ст. 87 Конвенции по морскому праву 1982 г. В ней было зафиксировано, что морские воды за пределами территориального моря и международный район морского дна резервируются для использования в мирных целях. Это означает, что в данных районах моря государствам запрещаются какие-либо агрессивные, враждебные или провокационные действия друг против друга. Обеспечивают мирную деятельность и мирные отношения на морях и океанах и другие международные соглашения, которые целиком или частично направляются на решение этого комплекса проблем.
К ним относятся, в частности, такие соглашения, как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду (1977) , а также Договор о создании безъядерной зоны в южной части Тихого океана 1985 года («Договор Раротонга)».
Этой же теме посвящен ряд двусторонних соглашений между СССР, правопреемницей которой является Российская Федерация о том, как предотвратить инциденты на море за пределами территориальных вод. Действуют соглашения с Великобританией, Италией, Францией, Канадой, Соединенными Штатами Америки, Федеративной Республикой Германии и Грецией о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод.
Этими соглашениями военным кораблям участников соглашений во всех случаях предписывается находиться на достаточном удалении друг от друга. Нельзя проводить маневры в районах интенсивного судоходства, а также нельзя допускать некоторые другие действия, которые могут привести к возникновению инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним. Определенные в соглашениях действия не должны применяться также и в отношении невоенных морских и воздушных судов.
Кроме военной стороны, безопасность мореплавания включает и другие аспекты, которые касаются охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновений судов, спасания, конструкции и оборудования судов, комплектования экипажей, пользования сигналами и связью. В частности, морские государства неоднократно заключали с учетом развития и изменения условий мореплавания соглашения об охране человеческой жизни на море.
Комплекс общих положений, которые относятся к обязанностям государства в вопросах обеспечения безопасности плавания судов его флага, оказания помощи и ответственности в случае столкновения, зафиксированы в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. Они были закреплены в ст.12 Конвенции 1958 г., в которой определен приоритет норм международного права над внутригосударственными в том, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, если это не угрожает его судну, экипажу или пассажирам, оказывать помощь лицам, обнаруженным в море, если существует угроза их гибели; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, а на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать (сигналом такой опасности является SOS, который ошибочно расшифровывают как «спасите наши души», переданный с помощью азбуки Морзе по открытым каналам связи), а также порядок действий и оказания помощи в случае столкновения судов. Эта же статья требует от прибрежных государств наличия у них адекватной береговой спасательной службы на основе взаимных соглашений.
Последний вариант Конвенции об охране человеческой жизни на море одобрили на конференции, которая была созвана Межправительственной морской организацией (с 1982 г.- Международная морская организация) в Лондоне в 1974 г. Конвенция и Протокол к ней 1978 г. установили ряд обязательных положений, которые касаются конструкции судов, противопожарной безопасности, спасательных средств, достаточных для обеспечения всех пассажиров и членов судовой команды в случае аварии или возникшей опасности, состава экипажа, правил плавания ядерных судов и др. В Конвенцию 1974 г. и Протокол 1978 г. в дальнейшем потребовалось внести поправки с учетом технических достижений в этой области.
В 1972 г. приняли Международные правила предупреждения столкновения судов, которые действуют и в настоящее время. Они определяют порядок пользования сигналами (флажными, звуковыми или световыми), применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др. Вопросы спасания на море регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г. и Конвенцией о спасании 1989 г.
Немаловажное значение для определения правового статуса открытого моря имеет ст. 109 Конвенции по морскому праву 1982 года, которая рассматривает вопросы несанкционированного вещания из открытого моря. Во-первых, это может быть посягательством на свободу мореплавания (сбивание частот для находящихся в открытом море судов), во-вторых, это может препятствовать оказанию помощи и спасению терпящим бедствие в открытом море, в-третьих, это может быть посягательством на суверенитет прибрежного государства. Предполагается сотрудничество государств для пресечения таких действий, а также определяется ответственность за совершенное правонарушение.
Ст.109 провозгласила принцип всеобщего сотрудничества государств в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Она определяет «несанкционированное вещание» как передачу противоправных звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, которые предназначаются для приема населением, за исключением передачи сигналов бедствия. Любое лицо, которое занимается несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде либо государства флага судна (приоритет), либо государства регистрации установки. Также нарушитель может быть привлечен к ответственности государством, гражданином которого он является; любым из государств, где могут приниматься передачи или любым государством, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи. Причем, в соответствии с пп.4, в открытом море государство, имеющее юрисдикцию в соответствии с пунктом 3, может при соблюдении статьи 110 арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».
Женевская конвенция 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне содержит норму, закрепляющую право всех государств (прибрежных и не прибрежных) на мирное прохождение через территориальное море. А в Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. провозглашаются принципы, принятые Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), при условии, что они взаимосвязаны, и что каждый принцип толкуется в совокупности с остальными .
Уже отмечалось, что утвердившийся в конце XVIII в. принцип свободы открытого моря не ограничивал права всех государств пользоваться этой свободой, в связи с чем внутриконтинентальные государства стремились подтвердить это право. В том, что касается морского судоходства, необходимо было официальное признание их права на флаг. Такое право было признано в Декларации о признании права на флаг за государствами, не имеющими морского побережья, которая была подписана 20 апреля 1921 г. на I Генеральной конференции по средствам сообщения и транспорту.
В контексте этой Декларации внутриконтинентальным государством необходимо: во-первых, заключить соглашения о транзите своих грузов и пассажиров через соседние государства; во-вторых, договориться с ближайшими морскими государствами о согласии на регистрацию их судов в одном из их морских портов (портов приписки судна).
Большую роль в разрешении данной проблемы сыграл ряд договоров: Конвенция и Статут о свободе транзита 1921 г., Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., многочисленные двусторонние соглашения. Женевские конвенции об открытом море и о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривали право свободного доступа к морю (для внутриконтинентальных государств). В связи с этим, чтобы реализовать данное право внутриконтинентальных государств, те государства, которые имеют выход к морю, на договорной основе предоставляют государству, не имеющему такого выхода, свободный путь через свою территорию, а судам этого государства – на условиях равенства со своими судами и судами других государств – доступ к собственным морским портам.
В Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне содержится норма, которая закрепляет право всех государств (прибрежных и не прибрежных) на мирное прохождение через территориальное море. В Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. провозглашены принципы, принятые Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), при условии, что они взаимосвязаны, и что каждый принцип толкуется в совокупности с остальными . Они же были закреплены в главе VII Конвенции по морскому праву 1982 г.
Принцип признания права каждого государства на свободный доступ к морю ставит своей целью вопросы расширения международной торговли и экономического развития. Он взаимосвязан с принципом, который предполагает равный правовой статус речных судов государств, которые не имеют выхода к морю и судов, плавающих под флагом морского государства. Принцип предоставления доступа к морским портам и принцип неограниченного транзита через территорию морского государства грузов, направляемых на территорию внутриконтинентального государства направлен на содействие обеспечению равенства государств в свободе мореплавания.
В соответствии с Конвенцией 1982 года, государствам, не имеющим выхода к морю, предоставлено право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, относящихся не только к свободе открытого моря, но и к общему наследию человечества, т.е. к использованию Района (дно открытого моря) и его ресурсов. Конвенция предоставила внутриконтинентальным государствам равную возможность доступа к остатку допустимого улова живых ресурсов в своих исключительных экономических зонах, специально учитывая их интересы.
В ст. 69 Конвенции 1982 г. по морскому праву указано, что эти государства имеют право на справедливой основе принимать участие в эксплуатации части ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона, учитывая имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств.
Порядок и условия участия устанавливаются заинтересованными государствами с помощью двусторонних, субрегиональных или региональных соглашений. Все положения указанных конвенций направлены на то, чтобы внутриконтинентальные государства ощутили себя как полноправных субъектов международного морского права.
За пределами экономической зоны в водной толще все государства и компетентные международные организации имеют право проводить любые морские научные исследования. В целях стимулирования и развития широкомасштабных морских научных исследований все государства содействуют созданию национальных и региональных научных центров, разработке трудо- и наукоемких исследовательских проектов с привлечением научных и технических возможностей большинства государств мира.
Можно отметить, что на рубеже ХХ – XXI веков в процессе кодификации норм основных правовых институтов международного морского права велась работа и по кодификации специальных норм, которые касались конкретных вопросов международного морского права. Необходимость такой работы вытекала из текста Конвенции 1982 г.
Результатом деятельности, связанной с кодификацией специальных норм международного морского права, стало принятие конвенций, направленных на обеспечение технической безопасности мореплавания; защиту морской среды, включая предотвращение загрязнения моря с судов, установок и платформ, предназначенных для различных целей; осуществление промыслов живых ресурсов и разработка минеральных ресурсов; определение режима морских портов и требования к иностранным судам в них; регулирование вопросов разработки живых и минеральных ресурсов Антарктики; решение вопросов транзитной торговли внутриконтинентальных государств; демилитаризацию и нейтрализацию отдельных районов Мирового океана, и создание безъядерных зон. Эти документы имеют непосредственное значение для темы курсовой работы, поскольку они затрагивают и режим открытого моря.
Принятые конвенции - не только важный этап в развитии международного морского права, но и его источники для определения правового статуса открытого моря. В силу взаимодействия международного морского права с другими отраслями, некоторые конвенции содержат в себе нормы международного экологического, воздушного права и права международной безопасности, поэтому можно говорить о том, что правовой статус открытого моря регламентируется не только нормами морского права, но и смежных с ним отраслей.
2.2. Правовой режим открытого моря
На основе существующих международно-правовых норм и сложившейся практики их использования можно говорить о правовом режиме открытого моря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений, в результате которых статус открытого моря утратили терр?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!