это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2639683
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность данной работы связано с тем, что согласно общепринятой точке зрения, рождение христианской философии в III-IV вв. было обусловлено синтезом чисто религиозных принципов христианства с развитыми системами античной (языческой) философии (стоицизм и неоплатонизм). Такая позиция позволяет обосновать непрерывность философского развития от античности к средним векам, но сводит роль христианства в этом процессе к внедрению нескольких новых принципов (идея Творения, личный характер Бога, противопоставленность человека Космосу и др.) в завершенные системы античной мысли. В конечном счете такой способ понимания развития философии в первые века нашей эры ведет к тому, что собственно христианский, религиозный элемент признается, по сути, чуждым философии, которая во всех своих основных составляющих сводится к системам античной мысли.
Значительный вклад в исследование проблемы христианской религии и философии внесли классики европейской философии Р.Декарт, Д.Локк, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и др., также классические труды историков русской философии В.В. Зеньковского, И.О. Лосского, С.А. Левицкого, Н.А. Бердяева, П.П.Гайденко, М.Н.Громова, И.И. Евлампиева, А.Н.Замалеева, В.А.Кувакина, М.А.Маслина и т.д.
Целью данной работы является определение исторических условий и источников возникновения христианства и христианской философии. В связи с этим в работе поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть исторические условия и источники возникновения христианства;
- выявить основные принципы христианского мировоззрения;
- изучить периодизацию развития христианской философии.
Методологическую основу исследования составили следующие методы познания: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод сравнения, исторический метод.
1. Исторические условия и источники возникновения христианства
История христианства насчитывает больше 2000 лет. Вместе с буддизмом и исламом, это одна из трех основных мировых религий. Примерно трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его видах.
История возникновения христианства захватывает период с середины I века нашей эры до V века. За данный период христианство прошло несколько этапов своего формирования, которые можно свести к следующим трем:
1 - этап актуальной эсхатологии (вторая половина I века);
2 - стадия адаптации (II век);
3 - этап борьбы за господство в империи (III-V век).[1, с. 145]
На каждом из этих этапов изменялся состав верующих, появлялись и распадались разные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние конфликты, выражавшие борьбу за реализацию жизненно важных общественных интересов.
Христианство зародилось в I веке нашей эры на территории Римской империи. Среди исследователей не существует единого суждения о точном месте появления христианства. Отдельные полагают, что это произошло в Палестине, которая тогда была частью Римской империи; иные мыслят, что это произошло в еврейской диаспоре Греции.
Процессы, совершавшиеся в Палестине, были похожи на те, что происходили в иных частях Римской империи: повсюду римляне грабили и безжалостно эксплуатировали местное население, богатея за их счет. Кризис античных порядков и становление свежих общественно-политических взаимоотношений болезненно пережили люди, вызвали чувство беспомощности, беззащитности перед государством и содействовали поиску новых путей спасения. Мистические настроения усилились. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и т. д. Существует множество разнообразных ассоциаций, партнерств и так называемых коллегий. Люди сплачивались на основе профессий, социального положения, соседства и др. Все это создавало подходящую почву для распространения христианства.
Появление христианства было подготовлено не только сформировавшимися историческими обстановками, оно имело хорошую идеологическую основу. Основной идеологический источник христианства - иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о мессианизме, монотеизме, эсхатологии, хилиазме - вероисповеданию во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на свете. Ветхозаветное предание не утратило личного значения, оно получило новое толкование. [4, с. 247]
Древняя философская традиция оказала значительное влияние на формирование христианского мировоззрения. В философских системах неопифагорейцев, стоиков, Платона и неоплатоников были разработаны мыслительные структуры, концепции и даже термины, которые были переосмыслены в текстах Нового Завета и трудах богословов. Неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н. э. - ок. 50 г. н. э.) и нравственные учения римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) оказали особенно сильное воздействие на основы христианской доктрины. Филон выразил концепцию Логоса в виде священного закона, разрешающего нам созерцать вещи, доктрину о врожденной греховности всех людей, о покаянии, о вещах как о происхождении мира, об экстазе как о средстве приближения к Богу, Логосы, среди которых Сын Божий - высший Логос, и иные Логосы - ангелы.Определенное воздействие на христианство проявило учение Сенеки о быстротечности и обманчивости чувственных наслаждений, заботе о других людях, самоограничении в употреблении материальных благ, предотвращении безудержных страстей, потребности в скромности и умеренности в повседневной жизни, самообладании - улучшение и обретение божественной милости. [3, с. 200]
Еще одним источником христианства были восточные культы, процветавшие в то время в различных частях Римской империи.
Таким образом, появление христианства было подготовлено сформировавшимися историческими условиями, а также имело хорошую идеологическую основу. Основной идеологический источник христианства - иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о мессианизме, монотеизме, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветное предание не утратило личного значения, оно получило новое толкование.
2. Основные принципы христианского мировоззрения
К основным принципам христианской философии относят:
Монотеизм,
Теоцентризм,
Персонализм,
Креационизм,
Провиденциализм,
Ревеляционизм,
линейность истории.
Монотеизм. Библия в первый раз говорит о Боге как о едином и неповторимом, радикально отличном от всего остального, позволяющем понять трансцендентное единственно вероятным методом. В греческой философии Платон называл космос видимым Богом, Аристотель называл звезды «божественными», но после Библии такое сознание стало невозможным. «И когда вы обращаете свой взор к небу и видите солнце, луну, звезды и все, что есть на небе, не позволяйте увлечь себя и не делайте из этого культ». [5, с. 89]
Теоцентризм - это концепция, антагонистическая антропоцентризму и космоцентризму, в которых Бог считается абсолютным высшим существом.
Теоцентризм основан на таких мировоззрениях и религиозных установках, как:
- вера в единого Бога, который есть все, а не природа.
- вера во вселенское присутствие Бога.
- Бог сотворил человека по образу и подобию Бога.
- Важнейшая составляющая земной жизни человека - его духовные знания, следование законам нравственности и любовь к ближнему. [6, с. 147]
Креационизм представляет собой концепцию, по которой Бог является Создателем всего сущего, основанная на Слове и божественной воле.
Сегодня существуют разнообразные концепции креационизма, как христианские, так и нехристианские, которые претендуют на звание научных. В христианском креационизме есть два направления:
- Буквалистский (младоземельный) креационизм - то есть мир был сформирован всего за шесть дней, как сочинено в Библии, и примерно 6000 лет назад.
- Метафорический (староземельный) креационизм, по которому шесть дней творения - это метафора, адаптированная для людей с разным уровнем знаний, но на самом деле Земля создавалась в течение миллиардов реальных лет. Это объединено с тем, что в Библии слово «день» не всегда обозначает день, но также и неопределенный период времени. [1, с. 257]
Провиденциализм - это исторический и философский метод, заключающийся в исследовании исторических фактов как Промысла Божия, Высшего Промысла, движения истории согласно заранее подготовленному плану Бога для избавления человека.
Евсевий и Иероним были первыми христианскими философами, которые рассматривали всемирную историю как последовательную систему разветвленных событий на пути к эсхатологическому Царству Божьему, и в трудах святого Августина движение исторического процесса основано на божественной воле. Именно он изложил рассмотрение истории до явления Христа и после, согласно «шести эпохам» мира, «согласно четырем мировым монархиям».
Персонализм - это экзистенциально-теистическая концепция, по которой личность рассматривается в виде высшей духовной ценности, а Бог понимается как Высшая личность.
Персонализм в христианской философии, в отличие от разнообразных иных типов персонализма, сформирован на вере в божественное происхождение человека и его творение по образу и подобию Бога. Также важно, что свобода личного выбора в христианстве является одной из духовных ценностей.
Линейность истории. В античности время обычно понималось как цикличное и бесконечное. У Платона, так, к примеру, идея цикличности истории выражалась в соображении, что события истории периодически повторяются, включая самого философа и его школу.
По суждению исследователей, Ветхий Завет с эсхатологическими идеями заложил начало для понимания времени как редкого и неизменного. Таким образом, Августин полагал идею циклической природы времени ложной, так как личность цикличность и повторяемость времени не позволяют Христу явиться уникальным образом и в конечном итоге спасти человека на Страшном суде.
Ревеляционизм - откровения являются основой средневековой эпистемологии, все нужные знания для спасения человека открываются Богом в Священном Писании. [2, с. 57] Важное место занимает интуитивное, духовное постижение Бога.
Греческий философ Платон выдвигает теорию Эроса, а Эрос понимается как стремление к улучшению. Христианство также предлагало новое понятие «агапэ» - любовь, которая выступает бескорыстным и вечным даром Бога людям. При этом Бог любит, прежде всего, но человек способен на новую любовь только тогда, когда он изменит свое внутреннее «я», уподобившись Богу в добрых делах и поступках. Если я говорю на языках человеческих и ангельских, но не имею милосердия, я становлюсь медью звенящей или кимвалами звенящими. Если у меня есть дар пророчества, и я знаю все тайны, и у меня есть все знания и вся вера, так что я могу свернуть горы, но у меня нет любви, тогда я ничто.
Таким образом, важнейшие принципы христианского мировоззрения основывались на том, что все созданное Богом хорошо и совершенно, как уникален сам Творец. Следствием этого стало то, что зло не сотворено Богом и не является сущностью, а только принимает его образ. Следовательно, миром правит добро, и это вселяло надежду на торжество добра, придавая христианству оптимизм по своей сущности.
3. Периодизация развития христианской философии
В истории христианской философии можно выделить два главных периода: патристику и схоластику.
Первый период христианской философии (до VIII века) называется периодом патристики (лат. рatris - отцы). В данный период важнейшие проблемы христианской философии: проблема определения природы Бога, отношения человека к Богу, миру и его устройству, цели истории, отношения между философией и теологией и т. д.
Христианская философия начинается с идеи, что для достижения истины необходимо обнаружить более глубокий смысл библейских историй.
Филон Александрийский (до середины I века) сообщает, что в Писании есть два значения: буквальное и скрытое; последнее можно понять с помощью аллегорического метода (экзегезы). Например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне, можно понять как мудрость; праздник Пасхи, с одной позиции, знаменует высвобождение из египетского плена, а более глубокий смысл - высвобождение души от страстей. [4, с. 207]
Ранняя стадия патристики называется апологетикой. Апологии -сочинения, целью которых было защитить работу христиан от языческой критики и выработать единое мировоззрение. Апологет Юстин в целом не отвергал античную философию, но по сопоставлению с христианством он считал ее мудростью более низкого порядка. Татиан резко выступал против античной философии, обвиняя ее в аморальности.
Теофил выказывал, что всякое знание обязано начинаться с веры; понимание этого приносит только христианская религия.
Видный представитель патристики Климент Александрийский (150-215гг.) выдвигал тезис о гармонии веры и разума. Он утверждал, что философия - это подготовка к теологии, и философия - союзник веры.
Ориген Александрийский (185–254гг.) разработал учение о Боге и его персонажах и предложил идею создания материального мира «из ничего». Но, в античной философии говорилось о сотворении мира, космоса из какой-то материи.
Тертуллиан (160–220гг.) ратифицировал, что христианская вера содержит готовую истину, истину, не нуждающуюся в доказательствах или проверках. [6, с. 128] Спорить о скрытом значении Библии - бессмысленное предположение, нужно понимать буквально, а если что-то кажется непонятным и невозможным, тем более, что вам необходимо в это верить. Тертуллиану приписывают тезис: «Верю, ибо это абсурд», что полностью отвечает его взглядам.
Со второго века в христианстве появились ереси - гностицизм, манихейсво, арианство: они говорили, что мир лежит во зле, сотворенном злым Демиургом. Истинная жизнь человека находится в другом мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гнозисом», какими-то особыми знаниями.
Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (354-430гг.). Он продолжил обосновывать идею создания мира «из ничего», много внимания уделил вопросу времени, говорил о сотворении человека, проблеме веры и знания, способностях души и др.
Результатом формирования патристики стали идеи, которые были приняты и продолжены последующей христианской философией, и, преимущественно:
- теоцентризм (источник всего бытия, добра и красоты - Бог);
- креационизм (мир сотворен Богом «из ничего»);
- персонализм (человек создан по образу и подобию Бога);
- провиденциализм (Бог правит сотворенным им миром, человеческой историей и людьми);
- сотериолог (от лат. спаситель; жизнь человека обязана быть направлена на спасение души);
- ревеляционизм (от лат. откровение; познание истины достигается через понимание смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию).
Таким образом, христианская философия в средние века прошла два этапа:
- Патристика - учение отцов церкви, философское толкование данного учения. Западные отцы: Амвросий, Иероним, Григорий Великий. Восточные отцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Патристика, в свою очередь, одолела три стадии развития: раннюю (4-5 вв., западники-Тертуллиан, восточники - Ориген), зрелую (5-6 вв., западники - Августин, восточники - Прокл) и позднюю (7-10 вв. , жители Запада - Боэций, жители Востока - Максим Конфессин, Иоанн Домаскин);
- схоластика - школьная философия, в университете преподается Христос философии. Также схоластика прошла три стадии: раннюю (10-12 вв. И.С. Эрицгена. Кентербери, Пьер Абеляр), среднюю (12-13 вв., Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский) и позднюю (14-15 вв., Д. Скотт, У. Оккал). Это представители западной схоластики. Нет представителей восточной схоластики.
Заключение
Таким образом, средневековая философия объединена с появлением, распространением и господством христианства. Средневековая христианская философия сформировалась одновременно с появлением христианства как мировой религии в I - II веках нашей эры, т. е. до начала средневековья. Христианство как религия развилось в восточных провинциях Римской империи и распространилось на Средиземноморье. Время его появления характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя, который усугубляется тем, что попытки его реформирования, а также попытки насильственного преобразования путем свержения власти Рима не увенчались успехом. Отражение этого кризиса в сознании людей породило уныние и страх.
Возникновение христианства было подготовлено сложившимися историческими условиями, а также имело хорошую идеологическую основу. Главный идеологический источник христианства - иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианизме, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветное предание не утратило своего значения, оно получило новое толкование.
К основным принципам христианской философии относятся: креационизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, персонализм, откровение и линейность истории.
Христианская философия прошла в средние века два этапа:
- Патристика - учение отцов церкви, философское толкование этого учения.
- схоластика - школьная философия, в университете преподается Христос философии.
Список использованной литературы
Алексеев, П.В. История философии / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2015. - 240 c.
Афонасин, 2002 – Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. 368 с.
Василенко, Л. И. Введение в философию религии / Л.И. Василенко. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017. - 248 c.
Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: Учебник. / Д.И. Грядовой. - М.: Юнити, 2014. - 455 c.
Евангелие Истины, 2008 – Евангелие Истины. Двенадцать переводов христианских гностических писаний / Под ред. А.С. Четверухина, пер. Дм. Алексеева. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 541 с.
Солопов, Е. Ф. Философия / Е.Ф. Солопов. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 400 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!