это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2646317
Ознакомительный фрагмент работы:
Регионалистика, безусловно, играет важную роль в обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства, формировании региональных рынков. Экономический район — это территориально целостная часть экономики и хозяйства, обладающая производственной специализацией и внутрипроизводственными связями. Тема данной работы - экономико-географическая характеристика Волгоградской области (район тяготения Приволжской железной дороги). Работа посвящена территориальному размещению производительных сил Волгоградской области, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Целью данной работы является составление экономико-географической характеристики Волгоградской области. Комплексное изучение проблемы взаимодействия природы и общества позволит выявить общие закономерности размещения территориально-производственного комплекса, сделать выводы о перспективах и путях по дальнейшему развитию области.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ XE "ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
1.1 Становление Волгоградской области XE "Становление волгоградской области"
История области связана с продвижением границ Русского государства к Нижнему Поволжью, занятому татарскими поселениями.
В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов и стал г. Царицын. Первоначально Царицынская крепость была построена на острове, расположенном против устья р. Царицы.
По одному из преданий, первое имя городу дала протекающая с запада на восток речка Царица (по-татарски "сарысу" означает "желтая вода"). У ее устья гарнизон стрельцов оберегал торговые караваны и дипломатические миссии, которые следовали по Волге в восточные страны.
В 1667 году через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через Каспийское море в Персию. А еще через три года Царицын оказался в полосе поднятой Разиным крестьянской войны. В 1707 году на Дону и в Поволжье вспыхнуло массовое крестьянское восстание, возглавляемое казаком К.Булавиным, в орбиту которого входил и Царицын.
В 1717 году произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье, в результате которого были разграблены Царицын, Саратов и другие города. Возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, это было крупнейшее для того времени фортификационное сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к областному центру.
Вслед за тем с учетом новых требований военной техники, в частности артиллерии, была реконструирована и сама Царицынская крепость.
Что же касается гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев.
После строительства укрепленной сторожевой линии и организации ее регулярной охраны Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться, что в значительной степени регулировалось правительством. В 1731 году сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско.
В 1765 году впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии.
С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII века границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 году в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 году к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных.
Лишь во второй половине Х1Х столетия, когда капиталистическая система стала наращивать производительные силы, Царицын за короткое время превратился в крупнейший торговый, а затем и промышленный узел Нижнего Поволжья. Товары, идущие с верховьев Волги, здесь перегружались на фуры и далее следовали в Донбасс и на Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым вереницей шли торговые обозы, вновь стало возрастать.
Развитие торговли способствовало бурному росту транспорта и промышленности. В 1868 году было начато строительство железной дороги, которая соединила город с центральными районами страны, а позже с Балтийским побережьем и Ригой. За короткое время город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. Царицынское купечество называло свой город русским Чикаго.
В 1880 году был построен нефтепромышленный городок Нобель, который в дальнейшем вырос в крупнейший по тем временам нефтепромышленный комплекс. К 1915 году в городе насчитывалось 454 промышленных предприятия с общим числом рабочих 40 тысяч человек. Таким образом, к политическим событиям осени 1917 года пролетариат города составлял большую организованную силу.
После провозглашения в городе Советской власти белогвардейцы постарались захватить железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение. В результате последовавшей гражданской войны Царицын оказался в состоянии полной разрухи, для преодоления которой потребовались годы самоотверженного труда.
В апреле 1925 года город был переименован в Сталинград. К этому времени относится начало эпохи активной индустриализации страны. Значительно преображается металлургический завод "Красный Октябрь", приступивший к выпуску новой продукции - высококачественной стали. В 1928 году на северной окраине города начинается строительство первого в СССР тракторного завода, и уже через два года с его конвейера сошел первый колесный трактор. В начале тридцатых годов на южной окраине появилась судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а также буксирные теплоходы.
Мирное течение жизни и новые градостроительные планы прервала Великая Отечественная война. В августе 1942 года город подвергся жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения.
Шесть с половиной месяцев с неослабевающим напряжением продолжалась великая битва на Волге. В ноябре 1942 года советские войска перешли в наступление, а 2 февраля 1943 года гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена.
Однако в результате ожесточенных боев город был превращен в руины. В его центральной части не осталось ни одного уцелевшего здания. Было сожжено и разрушено 41685 домов, то есть более 90% жилого фонда. Выведенными из строя оказались все 226 промышленных предприятий, а 48 заводов, оснащенных по тому времени современным оборудованием, были разрушены до основания.
С 1961 года, после осуждения культа личности Сталина, город стал носить имя Волгоград. К этому времени в южной части города был построен Волго-Донской судоходный канал, превративший Волгоград в порт пяти морей, в северной части - крупнейшая в Европе ГЭС.
Сейчас Волгоград - один из крупнейших городов России протяженностью более 80 км, с площадью городских земель почти 56,5 тысячи гектаров. В нем проживает миллион жителей свыше 100 национальностей.
1.2 Расположение Волгоградской области XE "Расположение волгоградской области"
Волгоградская область - субъект Российской Федерации, расположенный на юге европейской части России, в междуречье Волги и Дона, в нижнем течении этих рек по обе их стороны, а также к северу и югу от Волго-Донского канала.
Волгоградская область на севере граничит с Саратовской областью, на востоке - с Казахстаном, на юге - с Астраханской областью и Республикой Калмыкия, на западе - с Воронежской и Ростовской областями. В целом общая протяженность границ региона составляет 2221,9 км, в том числе с Саратовской областью 29,9%, Ростовской 26,8%, Астраханской 11,4%, Воронежской 11,3% областями, Республикой Калмыкией 10,9% и Казахстаном 9,7%. площадь региона - 112,9 тыс. км2, 78% из которых составляют земли сельскохозяйственного назначения.
Экономико-географическое положение Волгоградской области изменилось после распада СССР, этот район стал пограничным.
1.3 Социально-географическое положение XE "Социально-географическое положение"
Население области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 2 611 156 человек. Плотность населения - 23,1 чел./км2
Население Волгоградской области многонациональное. Здесь проживает более 120 национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, немцы, цыгане и др. Тот факт, что на территории области уникальным образом сосредоточены различные религии, национальности и культуры, является несомненным достоинством региона.
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ XE "ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ"
Волгоградская область обладает высоким потенциалом природных ресурсов для развития минерально-сырьевой базы на основе сосредоточенных в недрах разнообразных полезных ископаемых: углеводородного сырья (нефть, конденсат, газ), химического (калийные, магниевые, натриевые соли, фосфориты) и цементного сырья для металлургической промышленности (формовочные пески), промышленности стройматериалов (карбонатные породы и песчаники для производства щебня и бутового камня, пески и глины различного назначения), железных руд, цветных и редких металлов (титано-циркониевые россыпи) и т. д. Значительны запасы подземных вод, в том числе минеральных.
Важнейшими минеральными ресурсами области являются нефть, горючие природные газы, разнообразные строительные материалы. Основные нефтегазовые месторождения -- Жирновское, Коробковское, Саушкинское, Бахметьевское, Линевское, Арчединское, Верховское, Абрамовское. Южная часть области и Заволжье также являются перспективными месторождениями по залежам нефти и газа. Значительны месторождения строительных материалов: известняка, мела, цементного сырья (мергели) -- распространены в Правобережье. Большие запасы керамической глины и песков распространены почти во всех районах области. Озеро Эльтон является почти неисчерпаемым источником поваренной и магнезиальной солей и брома. Рапа и грязь озера обладают лечебными свойствами; на берегу построен курорт местного значения.
Кроме того, в недрах Волгограда сосредоточены значительные запасы подземных вод, пригодных для питьевых, лечебных и технических целей. Подземные воды наряду с поверхностными являются основой водного фонда Волгограда и служат, главным образом, для питьевых целей.
На территории Волгоградской области разведано 6 участков минеральных вод бальнеологического значения, оказывающих на организм человека лечебное или оздоровительное воздействие. Из них три источника расположены на территории города Волгограда: Ергенинский, Горнополянский, Ермановский.
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ XE "ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Волгоградская область занимает выгодное географическое положение для обеспечения связей между Европой и Азией. Через область проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и авиационные маршруты, связывающие Прикаспийские и Центрально-Азиатские государства с Россией и странами Южной, Восточной и Северной Европы. Главным транспортным узлом области является Волгоград, где сходятся железнодорожные, речные, автомобильные и воздушные пути. Кроме того, через Волгоградскую область протянулись магистральные нефте- и газопроводы.
3.1 Железнодорожный транспорт XE "Железнодорожный транспорт"
Важнейшую роль в транспортной системе Волгоградской области играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основные транспортно-экономические связи региона с другими регионами России и зарубежными странами. Протяженность железных дорог составляет 1617 километров.
В Волгоградской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Приволжской железной дороге. На территории области расположено Волгоградское отделение Приволжской железной дороги, которое является крупным железнодорожным узлом с протяженностью путей более 3000 км. Всего на территории области находятся 75 станций.
Кроме того, в Волгограде функционирует Малая Приволжская железная дорога.
По удельному весу погрузки грузов на железнодорожном транспорте Волгоградская область находится в числе первых в Южном федеральном округе. Среди основных грузов, отправляемых из Волгограда, -- нефть и нефтепродукты, продукция металлургии, машиностроения, химической промышленности, строительные материалы и конструкции, лес, зерно.
Развитие Волгоградского отделения Приволжской железной дороги ориентировано на увеличение пропускной способности южного направления. С этой целью в границах Волгоградской области электрифицированы и сданы в эксплуатацию железнодорожные пути Приволжской железной дороги протяженностью 620,4 километра сметной стоимостью более 10 миллиардов рублей. Это позволило увеличить провозную способность в направлении, связывающем Поволжье с Северным Кавказом, морскими портами на Черном море, более чем на 50 процентов.
Железнодорожные магистрали:
· Волгоград -- Поворино -- Дублятка связывает Волгоградскую область с Московской и Октябрьской железными дорогами;
· Волгоград -- Петров Вал -- Овражная связывает область с Куйбышевской железной дорогой (направление на Западную Сибирь и Дальний Восток);
· Волгоград -- Морозовская и Волгоград -- Котельниково связывает область с Северо-Кавказской железной дорогой;
· Волгоград -- Петров Вал -- Ильмень связывает область с Юго-Восточной железной дорогой;
· Волгоград -- Трубная связывает Волгоградскую область с Астраханской областью и Казахстаном.
Волгоградский железнодорожный узел обеспечивает связь региона со всеми основными направлениями железных дорог Российской Федерации.
В летнее время часть перевозок грузов и пассажиров берёт на себя речной транспорт, в основном по Волге и Дону. Волгоград--порт пяти морей: Азовского, Чёрного, Балтийского, Северного и Белого.
В Волгограде построен самый большой на Волге речной вокзал.
В перспективе планируется строительство железнодорожных путей на направлении Ахтуба -- Паласовка протяженностью 131 километр, Волгоград -- Элиста (260 километров), Саратов -- Петров Вал (12,3 километра), Волгоград -- Международный аэропорт Волгоград (3,5 километра), второй путь на участке Трубная -- Ахтуба (126,9 километра).
3.2 Речной транспорт XE "Речной транспорт"
Волгоград является одним из основных центров речного транспорта ЮФО и России в целом. Основная водная магистраль - река Волга, соединена судоходным Волго-Донским каналом с рекой Дон. Главные речные порты - Волгоград, Волжский, Калач-на-Дону, Камышин. Регулярное судоходство осуществляется от города Ржев, свыше 3200 км.
Волго-Донской судоходный канал является составной частью формируемой системы международных транспортных коридоров, которая имеет для Российской Федерации стратегическое значение. В результате реконструкции ВДСК объем перевозок грузов речным транспортом должен значительно увеличиться.
Ежегодно возрастает потребность в перевозке, перегрузке не только традиционных для речного транспорта грузов (песок, гравий, щебень и т.п.), но и новых видов: химических (жидких) грузов и минеральных удобрений, а также грузов, перевозимых в 20-40-футовых контейнерах.
Наиболее благоприятные условия для создания терминала имеются в Волгоградском речном порту. Порт располагает грузовыми причалами, которые могут принимать крупнотоннажный флот, включая суда смешанного типа «река-море» плавания, значительными складскими площадями, развитой инфраструктурой, подъездными автомобильными и железнодорожными путями, резервными площадями для дальнейшего развития. Волгоградский порт имеет в городах Волгограде и Волжском связь с Приволжской железной дорогой и автомагистралью, что делает перегрузку вышеуказанных грузов более удобной, создает благоприятные условия для привлечения иностранных партнеров.
3.3 Автомобильный транспорт XE "Автомобильный транспорт"
Автомобильный транспорт играет основную роль во внутренних перевозках (сырье и продукция строительной индустрии, пищевой промышленности, пассажироперевозки). Через область проходят автомобильные трассы федерального и регионального значения.
Автомобильные магистрали:
· автомобильная дорога М-6 «Каспий» Москва -- Астрахань, протяженность -- 347,8 км;
· автомобильная дорога 1Р-228 Сызрань -- Саратов -- Волгоград, протяженность -- 229,154 км;
· автомобильная дорога М-21 Волгоград -- Каменск -- Шахтинский, протяженность -- 185,7 км;
· подъезд к городу Элисте, протяженность -- 48,62 км.
3.4 Авиалинии XE "Авиалинии"
Из международного аэропорта «Волгоград» осуществляются: 1) рейсы в города Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Сургут, Самару, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Мурманск, Баку, Ереван, Днепропетровск, Нижний Новгород, Ульяновск, Киев и др.; 2) чартерные рейсы в Турцию, Болгарию, Египет, Грецию, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты.
3.5 Нефте- и газопроводы XE "Нефте- и газопроводы"
Сегодня предприятие по транспортировке и поставкам газа ООО «Волгоградтрансгаз» -- это 6970 км магистральных газопроводов. Через область проходят такие крупные газовые артерии, как «Средняя Азия -- Центр», «Оренбург -- Новопсков», «Союз», магистрали «Петровск -- Новопсков», «Уренгой -- Новопсков». Сложившаяся система обеспечивает подачу газа в центр России, Ближнее и Дальнее зарубежье. Третий год работает новый магистральный газопровод «Фролово -- Изобильное», который полностью обеспечивает подачу газа на Северный Кавказ и в Ставропольский край.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ XE "ЗАКЛЮЧЕНИЕ"
Таким образом, можно сделать вывод, что Волгоградская область занимает отчасти окраинное положение в стране (макроположение), т. к. с востока широким фронтом открывается к суверенному государству Казахстан (хотя и дружественному России), граница проходит субмеридионально (470 в. д.) с Западно-Казахстанской областью (административный центр город Атырау).
С точки зрения соседского положения (микроположение), важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину), так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район), и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан). Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали - р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом.
При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны (мезоположение) - область удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка - Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону.
С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря.
ранспортные пути во многом выполняют связующую роль в межотраслевом и территориальном разделении труда страны. Протяженность проходящих через Волгоградскую область путей: железной дороги - 1617 км, речных путей - 1500 км, автомобильных дорог - 14300 км.
Основную роль во внешних перевозках играет железнодорожный транспорт, во внутренних - автомобильный транспорт.
Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Волгоград - крупнейший транспортный узел на Юге России. От него отходят пять лучей железной дороги и 5 автомагистралей, соединяющих область с Центром, Уралом, Кавказом, юго-западом России. Волга и Волго-Донской канал соединяют область водным путем с 5 морями и многими регионами России и Зарубежья.
В целом же, благоприятное транспортно-географическое положение Волгоградской области и большое транзитное значение региона повышает его перспективное значение для развития экономики России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫhttp://www.geogcentury.ru/gecents-150-1.htmlhttps://knowledge.allbest.ru/geography/2c0a65635a3ac68b5c53a89421206c26_1.htmlhttps://studbooks.net/1827729/geografiya/ekonomiko_geograficheskoe_polozhenie_volgogradskoy_oblasti XE "СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ"
center35251300ПРИЛОЖЕНИЕКарта Волгоградской области
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!