это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2653111
Ознакомительный фрагмент работы:
При анализе обратить внимание, в каких конкретно-исторических условиях происходило формирование российских политических партий после распада СССР. Учтите, что попытки немедленного реформирования экономики на принципах рыночных отношений («шоковая терапия») без соответствующей подготовки сказались на становлении и развитии многопартийной системы.Какую позицию занимали разные политические силы по отношению к «реформам Гайдара»?К началу 1990 г. все республики СССР вслед за РСФСР приняли декларации о суверенитете. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждал закон по переводу в собственность России находящихся на её территории природных ресурсов. Усиление центробежных тенденций наблюдалось в течение всей осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.Экономика выходила из-под контроля правительства. Все сильнее ощущался пресс социальных факторов — массовых забастовок, экономических блокад, прекращения работы промышленных объектов из-за загрязнения окружающей среды, особенно атомных электростанций. В едином еще вчера народнохозяйственном механизме все это вызывало сбои и дестабилизацию, которую в условиях фоне кризиса преодолевать было все сложнее. Началось снижение объемов производства, возрастал дефицит государственного бюджета, эмиссия рубля вела к усилению инфляционных тенденций. В этой ситуации правительство Рыжкова разработало наконец программу выхода из кризиса. Ее готовила рабочая группа во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР академиком Л.И.Абалкиным. Программа, представленная в конце мая 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР, исходила из идеи стабилизации экономики как основного условия ее перехода к рынку. Выбранный курс "сначала стабилизация, а потом рынок" предполагал сочетание государственного начала с элементами рыночных отношений. Вводить рыночные отношения предполагалось в три этапа, начиная с 1991—1992 гг. Действительно глубокие рыночные механизмы, основанные на антимонопольном законодательстве и конкуренции, разрешении зарубежных инвестиций и частичной конвертируемости рубля, предполагалось "запустить" только в 1993—1995 гг.Одновременно с правительственной программой Рыжкова — Абалкина был сформулирован и более радикальный вариант, в итоге получивший название "500 дней". Его готовила группа молодых экономистов, в которую входили Г.Явлинский, М.Задорнов, А.Михайлов и ряд других. За "500 дней" предполагалось радикально реформировать экономику, полностью отказавшись от регулирующей роли государства, в том числе и от ценовой политики, провести широкую приватизацию. Основная идея программы, таким образом, сводилась к регулирующей роли рынка. Этот более радикальный вариант был поддержан оппозиционно настроенными депутатами, а позже Ельциным и правительством РСФСР во главе с Силаевым. После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований между центром и республикой началась «война законов». Экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения. В этой обстановке руководство СССР сделало ставку на идею заключения нового Союзного договора. В феврале 1991 г. стремление республик сохранить единое пространство постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских отношений без союзного центра. С целью сохранения Союза 17 марта 1991 г. был организован референдум, в котором приняло участие 148,6 млн. человек или около 80% имевших право голоса граждан. 113,5 млн. человек или 76,4% высказались за сохранение СССР. Итоги референдума не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями. Эстония, Литва, Латвия, Молдавия и Армения не приняли участия в голосовании.Процесс многочисленных встреч по согласованию текста нового Союзного договора, который проходил в Ново-Огарёво в мае–июле 1991 г., выявил значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Текст Союзного договора, опубликованный 14 августа 1991 г., носил крайне противоречивый характер. Ряд руководителей СССР, резко возражая против подписания договора в отсутствие президента СССР М.С. Горбачева в Москве (он отдыхал в Крыму), 19 августа 1991 г. создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российские политики (Б.Н. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР, Р. И. Хасбулатов и И.И. Силаев) в своём заявлении «К гражданам России» назвали ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало большинство людей. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Августовский «путч» стал тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости. До конца августа такие же документы были приняты в Латвии, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада. Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать (передать в частную собственность) значительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта. Важнейшей задачей реформ называлась финансовая стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита. Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности – не случайно реформа была определена в народе «грабительской».Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозку, цен на энергию, сырье и т. д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращению поголовья скота, к падению производства мяса и молока. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию всего агропромышленного комплекса.Правительство видело выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Однако под угрозой банкротства к лету 1992 года оказались целые отрасли.Не оправдались расчеты на значительную финансовую поддержку Запада. Вместо обещанных 24 млр. долларов Россия получила всего 12,5 млрд. в форме кредитов на закупку продовольствия у тех же западных стран. В этих условиях Центральный банк России вынужден был предоставить предприятиям значительные кредиты. Это решение фактически похоронило план «шокотерапии». Начался рост инфляции. В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Е. Гайдара. Новым главой правительства был утвержден В.С. Черномырдин.Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Согласно ей было проведено акционирование государственных предприятий, 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тысяч рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн. 400 млрд. руб.) С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиции в производство. В социальном плане приватизации преследовалась цель: «создание класса собственников». Однако, вследствие инфляции, ваучеры полностью обесценились. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел бывшего государственного имущества между чиновниками, непосредственно осуществлявшими приватизацию, представителями бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры. Приватизация все более принимала криминальный характер. Этап ваучерной приватизации завершился в 1994 г. Удалось создать слой крупных частных собственников. Второй этап приватизации начался в 1995 году. Цель его была в «создание эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. К началу 1994 года доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. На этом этапе продажа акций предприятий осуществлялась по определенному графику на аукционах. Доходы от денежной приватизации оказались ниже, чем ожидалось. Государственные чиновники активно лоббировали интересы тех или иных банковских структур. К началу 1996 года темпы спада производства снизились, но лишь за счет экспортно-ориентированных отраслей сырьевой и перерабатывающей промышленности. Новые собственники приватизированных предприятий резко сократили объемы вложений в долгосрочные программы развития производства. Часто основные фонды предприятий – здания, оборудование, станки – продавались или сдавались в аренду коммерческим структурам. Зарплата рабочим не выплачивалась месяцами, что вынуждало их продавать свои акции за бесценок. Шло вторичное перераспределение собственности в пользу крупных держателей акций, ваучерных фондов, крупных фирм. Инвестиций в развитие производства практически не было.Одновременно с приватизацией промышленности шла малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д.Реформы затронули и аграрный сектор экономики. В 1991 г. началась аграрная реформа и в ее рамках – земельная реформа, под которой понималось устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы. В стране начинают создаваться фермерские хозяйства. К 2000 г. их общее число составило 270 тыс., из которых только 70 тыс. работали прибыльно. Так доля фермерских хозяйств в общем объеме производства сельхозпродукции к 2000 году была незначительной и составляла 4%.С 1998 г. увеличилось производство на птицефабриках, начался рост поставок отечественных сыров, кисломолочных продуктов, колбасы. К 2000 году в центре внимания законодательной и исполнительной власти стал вопрос о разрешении возможности купли-продажи любых земель, включая и обрабатываемые сельхозугодия. Приватизация не привела к росту производства. Однако удалось снизить темпы падения производства. За 1991–1999 гг. валовой внутренний продукт упал на 50%, промышленное производство на 51,5%, сельскохозяйственное производство на 40%. Государственный долг страны – внешний и внутренний – достиг 150 млрд. долларов, и расходы по его обслуживанию достигли в 1999 году 30% государственного бюджета. В то же время в стране за это время были созданы все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов и т.д. Государство больше не контролирует и не устанавливает цены на товары, не ограничивает размер заработной платы. С ростом цен ушли в прошлое хронические дефициты на потребительские товары, исчезли очереди в магазинах.Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания. Отражением ее стала частая сменяемость глав правительств, федеральных министров. За период с 1992-2000 гг. сменилось 6 премьеров: Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин, С. Кириенко, Е. Примаков, В. Путин, средняя продолжительность работы министра составила два месяца. Становление партийной системы – один из важнейших политических процессов, происходивших в России в 90-е годы. Он явился следствием политической демократизации страны и проведения конкурентных выборов на федеральном, региональном и местном уровнях.Первые общественно-политические организации, называвшие себя партиями, начали возникать в СССР в конце 80-х годов. 7–9 мая 1988 года в Москве состоялся учредительный съезд первой оппозиционной политической партии – Демократического союза. Ее основала группа бывших диссидентов, в том числе Валерия Новодворская. Политическая программа партии отличалась радикализмом: она призывала к изменению общественного и государственного строя СССР, упразднению КГБ как преступной организации и суду над его руководителями.Появлялись и партии других политических направлений. Так, 31 марта 1990 года прошел учредительный съезд Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС), предшественницы нынешней Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Неофициально эта партия возникла еще осенью 1989 года, а официально была зарегистрирована Министерством юстиции СССР 12 апреля 1991 года. Одним из ее основателей был Владимир Жириновский, вскоре ставший ее единоличным лидером. Партия выдвигала державно-патриотические и популистские лозунги, а в период августовского путча партия поддержала ГКЧП.Однако партии конца 80-х годов были еще весьма нестабильными политическими объединениями. Новый этап становления партийной системы начался после отмены монополии КПСС на политическую власть в марте 1990 года. В 1990–91 годах в России возникло несколько десятков новых политических партий самых разных направлений.Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы – Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей Президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 года. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами – Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету.С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум. В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Большинство участников референдума высказались за доверие Президенту. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции.21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Указ президента за №1400 объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное собрание.Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском.Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина – по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.Естественно все это привело к всплеску активности партийной деятельности. Депутаты Государственной думы избирались не только персонально (то есть при конкуренции с другими в избирательных округах кандидат должен был получить большее количество голосов – этот принцип называется мажоритарным от французского слова majorité – «большинство»), но и по партийным спискам (избиратели голосовали за партию или объединение, у которых был список кандидатов – голоса пропорционально распределялись между получившими более 5% голосов, поэтому система называлась пропорциональной). 225 депутатов Государственной Думы РФ избиралось по мажоритарной системе и 225 – по пропорциональной. Это дало толчок к развитию партийной системы: 13 партий, объединений и блоков выдвинули на выборах списки своих кандидатов, 8 из них получили места в составе Думы и сформировали партийные фракции. Итоги выборов в Государственную думы в 1993 году:- ЛДПР получила 22,9 % голосов и 64 мандата;- Выбор России получила 15,5% голосов и 64 мандата;- КПРФ получила 12,4% голосов и 42 мандата;- Женщины России получила 8,1% голосов и 23 мандата;- Аграрная партия России получила 7,9% голосов и 37 мандатов;- «Яблоко» получила 7,8 % голосов и 27 мандатов;- ПРЕС получила 6,7% голосов и 22 мандата;- Демократическая партия России получила 5,5% и 14 мандатов;Разница между процентом поданных за партии голосов и процентом мест в Думе связана с тем, что некоторые представители партий выиграли выборы по одномандатным округам. Несколько партий набрали менее чем по 5% голосов и получили 21 место в Думе. Независимые кандидаты, прошедшие по одномандатным избирательным округам, получили 130 мест.На парламентских выборах 1995 года партиями и блоками было представлено 43 списка (только 4 получили места в составе Думы). Итоги выборов в Государственную думу в 1995 году- КПРФ получила 22,3% голосов и 157 мандатов;- Наш дом – Россия получила 10,1% голосов и 55 мандатов;- ЛДПР получила 11,2% голосов и 51 мандат;- «Яблоко» получила 6,9% голосов и 45 мандатов. Остальные партии получили менее 5% голосов каждая (в том числе Демократический выбор России – 3,9%) и все вместе заняли 65 мест (в том числе Демократический выбор России – 9). Независимые кандидаты, прошедшие по одномандатным избирательным округам, получили 77 мест.В 1999 году партиями и блоками было представлено 26 списков (6 из них попали в парламент).Итоги выборов в Государственную думу в 1999 году- КПРФ получила 24,3% голосов и 67 мандатов;- Единство получила 23,3% голосов и 64 мандата;- Отечество – вся Россия получила 13,3% голосов и 37 мандатов;- Союз правых сил получила 8,5% голосов и 24 мандата;- Блок Жириновского (ЛДПР) получил 6,0% голосов и 17 мандатов;- «Яблоко» получила 5,9% и 16 мандатов. Остальные партии получили менее 5% голосов. Независимые кандидаты, прошедшие по одномандатным избирательным округам, получили 107 мест.В 90-е годы, согласно избирательному законодательству, роль партий фактически играли все избирательные объединения и блоки, участвовавшие в выборах.Хотя партии стали главными участниками политического и законодательного процесса в Думе, они играли гораздо меньшую роль на региональном и местном уровнях. К началу 2000-х годов доля депутатов региональных законодательных собраний, выдвинутых всеми политическими партиями вместе взятыми, не превышала 20% состава этих собраний. В органах местного самоуправления она составляла менее 3%.С точки зрения идеологических ориентаций, в России 90-х годов можно выделить несколько групп партий. Прежде всего, это либерально-демократические партии, среди которых наиболее важную роль играли «Демократический выбор России» (на базе которого впоследствии был создан «Союз правых сил») и «Яблоко». Следующая группа – партии, использующие державно-патриотические лозунги с националистическими компонентами, самой заметной из которых была Либерально-демократическая партия России. Наконец, это партии коммунистической ориентации, самой влиятельной из которых являлась Коммунистическая партия Российской Федерации. Также в 90-е годы в России периодически создавались «партии власти» – избирательные объединения, организовывавшиеся руководителями исполнительной власти для обеспечения своей парламентской поддержки. На выборах 1995 года примером такого рода был избирательный блок «Наш дом – Россия» во главе с премьер-министром В. Черномырдиным (10,1% голосов). В выборах 1999 года приняли участие сразу две «партии власти» – блок «Отечество – вся Россия» во главе с бывшим премьер-министром Е. Примаковым и мэром Москвы Ю. Лужковым (13,3% голосов) и блок «Единство», поддержку которому оказывал премьер-министр В. Путин (23,3% голосов).Особенностью российской партийной системы является то, что в стране не сложилось сколько-нибудь влиятельных социал-демократических партий. В большинстве стран Восточной Европы бывшие правящие коммунистические партии превратились в социал-демократические партии, ставящие своей целью защиту демократических свобод и социальных завоеваний в условиях капиталистического общества. Это позволило им успешно конкурировать с либеральными и националистическими партиями, а во многих случаях и одержать победу на выборах. В отличие от них КПРФ осталась (во всяком случае, на уровне программных заявлений) в жесткой оппозиции к либеральной демократии и западным ценностям.В целом в 90-е годы в России было несколько десятков партий, многие из которых просуществовали всего несколько лет. Они исчезали, не выдержав конкуренции с другими партиями – как крупными (основные из них были названы выше), так и малочисленными, но сумевшими в какой-то момент ненадолго привлечь симпатии некоторых групп избирателей. Уровень массовой поддержки партий как института, по данным опросов ВЦИОМ, был довольно низким (как правило, менее 15%), а доля россиян, участвовавших в деятельности партий – крайне незначительной (около 0,5%). Вместе с тем были сделаны первые шаги к тому, чтобы появилась возможность политической конкуренции и механизма открытого формирования органов государственной власти. Данный процесс требует долгого времени и изменения политической культуры граждан. В 90-е годы были заложены основы современной партийной системы, ее ключевые принципы и правила. Это был первый опыт свободной конкуренции после долгих лет однопартийности и идеологического контроля.Какую позицию занимали разные политические силы по отношению к «реформам Гайдара»?В ноябре 1991 г. Гайдар был назначен заместителем председателя правительства по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов в правительстве, председателем которого стал сам Ельцин. С 1991 по 1994 год Гайдар занимал ряд ключевых должностей в правительстве, являясь в том числе в течение полугода исполняющим обязанности председателя правительства РФ. С его именем связаны реформы, которые определяют развитие современной российской экономики, не случайно их чаще всего называют «гайдаровскими».Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства. Гайдар проводил в жизнь то, что было задумано: либерализацию розничных цен и внешней торговли, финансовую стабилизацию, массовую приватизацию госсобственности. Как и предполагали авторы реформ, отказ от государственного регулирования розничных цен спровоцировал их резкий скачок – зато прилавки российских магазинов стремительно заполнились продуктами и товарами первой необходимости.Команда Гайдара вначале была дружной и однородной, состояла из единомышленников. Это была команда, которая сразу же предупредила общественность, что проводимые ими реформы будут трудными и болезненными, поэтому их надо проводить решительно и быстро.Сам Б. Ельцин так оценивал итоги экономических преобразований начала 90-х годов: «Реформа Гайдара обеспечила макроэкономический сдвиг. А именно: разрушение старой экономики. Дико болезненный, без хирургического блеска, а напротив – с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом вырываются куски отработавших деталей, механизмов, – но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя. Кроме сталинской промышленности, сталинской экономики, адаптированной под сегодняшний день, практически не существовало никакой другой. А она генетически диктовала именно такой слом – через колено. Как она создавалась, так и была разрушена».После резкого взлета цен в 1991 г. динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке, прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее, предложение товарной массы было слабым, спад производства усилился. По существу, директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы. Непопулярные радикальные меры, а также реакция значительной части директорского корпуса укрепили оппозицию, раздавленную после путча 1991 г. К ней присоединилась часть демократов во главе с бывшим Председателем Верховного Совета РФ Р. Хасбулатовым. Слишком был велик соблазн перехвата власти у молодых, хотя и профессионально грамотных, но политически не искушенных реформаторов.Уже в январе 1992 г. Р. Хасбулатов обвинил только что созданное молодое правительство России в некомпетентности. Затем под его руководством была составлена альтернативная "антикризисная программа" в расчете на поддержку директорского корпуса. Суть этой программы заключалась в смягчении шока, торможении начавшихся рыночных реформ, усилении государственного контроля над экономикой, т. е. в частичном возврате к командной экономике. Р. Хасбулатов открыто признал тогда, что он возглавляет в некотором смысле оппозицию ходу экономической реформы в стране.Выступая в апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов России, Р. Хасбулатов заявил, что проводимые правительством реформы лишь внешне выглядят радикально, а на деле, будучи оторванными от реальной действительности, они не дают нужного эффекта. Стало ясно, что спикер парламента уже тогда начал добиваться смены Кабинета. И он был не одинок. Большинство выступавших по этому вопросу на съезде депутатов критиковали правительство в весьма резкой форме. Более того, на состоявшейся в последний день этого съезда пресс-конференции руководители блока "Российское единство" С. Горячева, В. Исаков, М. Астафьев, В. Аксючиц и ряд других депутатов заявили о своей готовности немедленно взять власть в стране в свои руки. (В наши дни коммунистическая фракция в Государственной Думе предлагает практически то же самое).Представители хасбулатовского парламента, "Гражданского союза" и др. выдвигали следующие предложения:ввести государственное регулирование заработной платы и цен (прежде всего на сырье и основные продукты питания);выдавать предприятиям специальные кредиты на пополнение оборотных средств и их индексацию;дотировать сельскохозяйственное производство;увеличить централизованное финансирование деятельности и развития объектов социальной сферы;ввести льготное кредитование инвестиций в структурную перестройку производства важнейших потребительских продуктов и сельского хозяйства;индексировать сбережения населения;отказаться от форсированной приватизации.Почти все перечисленные пункты носят либо антирыночный, проинфляционный, либо популистский характер, и естественно, команда Гайдара не могла с ними согласиться, так как в то время они означали шаг назад - к рыжковско-абалкинскому "рыночному социализму". При этом Р. Хасбулатов не уставал повторять, что он и возглавляемая им оппозиция выступают за реальные реформы, а правительство Е. Гайдара проводит псевдореформы, на деле разваливая экономику страны. При этом было много настоящей демагогии и мало конструктивизма.Президент Б. Ельцин решительно поддержал правительственный курс экономических реформ. Он говорил о провале попытки консервативного реванша, о достигнутом зыбком компромиссе между правительством и депутатским корпусом, призвал к равноправному и постоянному диалогу между законодательной и исполнительной властями. "Без сильной исполнительной власти, - писал Президент, - не будет ни реформ, ни порядка, ни государственности, достойной России, ее истории и традиции. Если сохраним гражданский мир, если удержимся от конфронтации, есть реальная возможность обеспечить экономическую стабилизацию уже к концу текущего года. Россия разбужена. Она двинулась к рыночной экономике, к нормальной, полноценной жизни. И как бы ни было трудно, какие бы препятствия ни стояли на этом пути, ход истории уже не остановить".Однако события развивались по-другому: оппозиция консолидировалась и крепла. Под давлением парламента и части директорского корпуса к лету 1992 г. правительство Е. Гайдара было вынуждено ослабить свою макроэкономическую политику. Возросли кредитные вливания в экономику в целях предотвращения спада производства, резко увеличилась инфляция. Все усилия по укреплению финансовой дисциплины результатов не дали. Контроль над экономикой был утрачен. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов произошла сильнейшая конфронтация между исполнительной и представительной властями. Президент ослабил свои позиции, Е. Гайдар был вынужден уйти в отставку, однако общий курс радикальных экономических реформ сохранился. Стало ясно: неизбежна новая, еще более острая конфронтация. В позиции Р. Хасбулатова все время происходил дрейф от демократов к махровым консерваторам, часть ближайшего окружения Президента, включая Вице-президента, также стала отступать от него, сближаться с консервативной оппозицией.Однако могущественные властные кланы, вступившие в 1992—1993 годах в схватку за овладение государственной собственностью, потеряли интерес к дальнейшим реформам. Начавшаяся либерализация экономики была спущена на тормозах, развитие мелкого и среднего бизнеса замерло на одной отметке, прекратились заметные шаги в сторону дальнейшей демократизации политической сферы. В результате нелегитимной приватизации громадных богатств с последовавшим за ней силовым переделом собственности и власти во главе России оказался паразитический слой криминально-бюрократической олигархии, не менее отчужденной от общества, чем коммунистическая номенклатура.В результате проведенных «Гайдаровских реформ» в стране возникла и утвердилась частная собственность, а системы централизованного планирования и материально-технического снабжения были заменены рыночными механизмами. Экономика приобрела открытый характер, потребительский рынок наполнился товарами, в магазинах исчезли очереди, возникла и получила развитие мелкая частная торговля. Люди получили возможность приватизировать свои квартиры и покупать жилье в частную собственность, право совмещать несколько работ, не спрашивая на то разрешения начальства. Исчезла всеобщая обязанность трудиться в общественном производстве и пр. Россияне достаточно высоко оценили эти изменения, надеясь на дальнейшее улучшение жизни.Однако, как отмечала М.А. Шабанова, большинство россиян хотя и получили некоторые новые права и свободы, но одновременно утратили прежние социальные гарантии, включая основополагающие права на своевременную оплату труда (это отметили 68% горожан и 66% селян), гарантируемый государством достойный доход (67 и 45%), покупку товаров по устанавливаемым государством стабильным ценам (59 и 63%), бесплатное пользование медицинской помощью и бесплатное образование (соответственно 55 и 50% горожан и селян) и др. Несмотря на то что реформы рассматривались их авторами как либеральные, значительная часть населения восприняла их итог не как расширение, а как сужение своей личной свободы. Конечно, сейчас мы понимаем, что цена спешно проведенных реформ оказалась огромной: обнищание миллионов граждан, разрушение почти половины экономического потенциала страны, катастрофическое ухудшение работы социальной сферы, вымирание населения. Но вместе с тем надо помнить, что именно в результате «гайдаровских» реформ в России появился достаточно широкий социальный слой собственников, которые стали опорой для проведения дальнейших рыночных и демократических преобразований. Экономика реально стала свободной. Без проведения крайне болезненных экономических преобразований был бы невозможен и экономический подъем, начавшийся в конце 90-х годов и продолжившийся в следующем веке. Ну и, наконец, реформы позволили сохранить страну.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!