Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Методы саморегуляции психического состояния

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2676449

200 руб.

Просмотров
1801
Размер файла
214.22 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение 
Весь характер профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, включает в себя постоянное негативное воздействие криминальных структур, организованной преступности, высокой нервно–психической нагрузки, что обуславливает высокий уровень психосоматической и нервно–психической заболеваемости, профессиональной деформации личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещение мотивационных и морально–нравственных ценностей. Это в свою очередь приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях, и определяет необходимость оценки уровня их профессионального стресса и формирования компонентов стрессоустойчивого поведения сотрудников МВД.
Большое значение в сохранении здоровья и работоспособности специалистов правоохранительной системы имеет деятельность психологов по оценке и коррекции последствий профессионального стресса.
Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса очень высока. Поэтому в последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (В.А. Абабков, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю: Рыбников, A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов, R.S. Lazarus, С Maslach и др.).Значительное внимание исследователей привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми.
С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел. Спецификой несения повседневной службы этой категории сотрудников является необходимость выполнения профессиональных обязанностей, в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессирующих факторов, связанных с обострением криминальной, обстановки, напряженности социально–экономической ситуации в стране. Кроме того, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной правовой ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций; психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан, что требует от сотрудника готовности к решительным действиям и способности пойти на риск. Наряду с этим, деятельность сотрудников нередко осуществляться в экстремальных условиях несения службы, что значительно повышает риск развития профессионального стресса и последствий его влияния на личность специалиста [1].
В последние годы личность сотрудников правоохранительных органов нередко становилась объектом психологических и педагогических исследований, предпринимались неоднократные шаги получить данные о роли тех или иных личностных образований в результативности профессиональной деятельности специалистов (А.И. Адаев, М.К. Ардавов, С.П. Безносов, В.М. Богданов, B.JI. Васильев, А.Т. Иваницкищ В.Я. Кикоть, И.О. Котенев, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, Д.П. Котов, В.А. Носков, В:С. Олейников, М.В. Пряхина, В.Ю. Рыбников, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков и др.).
Однако, по–прежнему, изучение личности в условиях деятельности остается актуальным направлением исследований. Недостаточная разработанность этой научной проблемы в правоохранительной системе затрудняет реализацию программ психологической помощи (поддержки) и реабилитации личного состава МВД, направленных на профилактику профессионального стресса и коррекцию его последствий.
1 Стресс в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органовПрофессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, наличием в основном количественных критериев оценки успешности деятельности, постоянным взаимодействием с людьми, среди которых преобладает криминогенный контингент, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия решений правового характера. Все это отражается на здоровье сотрудников правоохранительных органов и объясняет достаточно широкую распространенность среди них различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием такого состояния, как профессиональный стресс [2].
Специфика правоохранительной деятельности такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Вследствие этого умение осуществлять профилактику стрессов, управлять ими, а также нейтрализовать их негативные последствия должно быть одним из ключевых профессиональных навыков любого сотрудника милиции. В статье сделана попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях по юридической психологии.
Дословно слово «стресс» переводится как напряжение, поэтому стресс иногда рассматривают как состояние максимальной напряженности, возникающее в человеческом организме под влиянием внешних воздействий. Основоположник учения о стрессе Г. Селъе назвал стрессом неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное к нему требование. В более поздних работах он предложил различать стресс и дистресс, при этом рассматривая сам по себе стресс как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах и сочетаниях неблагоприятных факторов, для него характерны не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий.
Возможен и другой вариант развития дистресса: постоянное ощущение угрозы, присутствие соперника за спиной, ощущение несправедливости мира, выражаемого зачастую в чрезмерно повышенной деловой активности. Такая активность может выглядеть как гонка за успехом, материальными достижениями, но представляет на самом деле бегство от страха перед мнимым поражением в борьбе за место под солнцем и заканчивается обычно психосоматическими заболеваниями.
Таким образом, стрессом считается неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему, при этом под требованиями подразумеваются все воздействия или стрессоры, ведущие к изменению деятельности организма. Это могут быть и изменение социального статуса, и возросшие нагрузки на работе, и конфликт, и проблемные взаимоотношения с подчиненными, и внезапная травма, и болезнь, и многое другое. Стрессорами могут выступать факторы внешней или внутренней среды, вызывающие развитие стресса [3].
Достаточно условно стрессоры подразделяются на две группы, в зависимости от того, что является первичным, запускающим стресс фактором, – физические или психологические стрессоры.
1. Физические стрессоры (болезнь, травма, избыточные нагрузки и пр.). Это факторы, непосредственно влияющие на организм. Чрезмерные умственные нагрузки также относятся к физическим стрессорам, так как вызывают развитие состояния утомления, снижение активности психомоторных процессов, в основе которых лежат биологические изменения, а именно – истощение нервной системы.
2. Психологические, или информационные стрессоры (конфликты, неприятная информация, переживания в связи с чем–либо и пр.). Информационные стрессоры – это определенная информация, при восприятии которой начинается развитие стресса, при этом информация сама по себе не может вызвать стресс: здесь играет роль тот смысл, который она несет в себе для конкретного человека, то, как она трактуется.
Механизм стресса запускается при этом в двух случаях. Во–первых, если воспринимаемая информация расценивается как угроза физической либо психической целостности – угроза Я. Например, работа оперативного сотрудника органов МВД сопровождается психологическим стрессом: необходимость выполнения служебного долга в быстро меняющихся и трудно прогнозируемых условиях, связанных с необходимостью применения оружия на поражение, угрозой массовых беспорядков, дерзостью и агрессивностью преступников, знание о возможной непосредственной опасности – все это запускает механизм стресса.
Кроме того, к психологическим стресс–факторам можно отнести:
– конфликты (если не применяется физическое воздействие). Конфликты между людьми вызывают состояние стресса, так как конфликт – это обычно столкновение двух несовместимых тенденций, двух точек зрения. А отказ от своей точки зрения означает угрозу целостности. Поэтому деятельность организма мобилизуется, и личность активнее отстаивает свою позицию;
– отсутствие гармоничных отношений в коллективе выступает перманентным стресс–фактором, так как обусловливает высокую вероятность развития конфликтов;
– нескоординированность действий в команде при возникновении нестандартных ситуаций на работе является источникам стресса, так как приводит к неадекватным действиям и ухудшает эффективность работы всей команды.
Во–вторых – при возникновении противоречия между двумя несовместимыми мыслями, так называемый когнитивный диссонанс. Оказываясь между воображаемой и реальной действительностью, в которой осуществляемое неосуществимо или противоречит убеждениям, человек начинает испытывать внутренний конфликт, для разрешения которого он должен сделать выбор одной из сторон. Если выбор не делается, то существование двух противоборствующих когниций запускает механизм стресса.
В зависимости от действия тех или иных стрессоров выделяют два вида стресса: физиологический и психологический. Физиологический стресс возникает вследствие накопления критической массы усталости или иных физических воздействий на организм человека. Психологический стресс, в свою очередь, делится на эмоциональный и информационный. Причиной эмоционального стресса могут послужить яркие переживания человека, а информационный стресс имеет место в случае перегрузки мозга различного рода информацией [4].
Кроме того, стрессы можно классифицировать по характеру внешнего воздействия, послужившего причиной их возникновения, и с этой точки зрения стрессы можно подразделить на негативные и позитивные. Негативными можно считать стрессы, причиной возникновения которых служили факторы, отрицательным образом влияющие на человека и его жизнедеятельность. К позитивным относятся стрессы, возникающие в результате воздействия на человека благоприятных факторов, носящих чрезмерно интенсивный или яркий характер. В зависимости от последствий воздействия стрессов на организм человека, стрессы подразделяются на конструктивные и деструктивные. Конструктивными при этом являются стрессы, способствующие оздоровлению организма человека и интенсификации функционирования его основных систем. Деструктивные стрессы, напротив, связаны с выходом
из строя или нарушением нормального ритма работы отдельных систем человеческого организма. Слишком яркие переживания, независимо от того, являются они позитивными или негативными, в любом случае могут вызвать такие нежелательные последствия, как гипертония, инфаркт, инсульт и т. п. [5].
Для грамотного и эффективного управления стрессами в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов необходимо знать так называемый механизм стресса, действие которого можно рассмотреть на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.
Стадия 1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимаемая человеком как волнение.
Стадия 2. Стадия сопротивления – активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.
Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу, развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс–фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт), и это особенно вероятно, когда стресс–фактор продолжает влиять. Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, и если воздействие стресс–фактора не прекращается, то, в самом худшем случае, возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно. Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.
Сотрудникам необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато для организма истощением и нехваткой ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. В англоязычной литературе употребляется термин «burnout», что переводится на русский язык как синдром выгорания. Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением, и сотрудники оперативно–розыскных подразделений занимают в списке таких людей одно из первых мест. Специфика оперативно–розыскной работы такова, что сотрудники испытывают воздействие постоянного, хронического стресса, в результате которого у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.
Существенную роль в развитии данного процесса может сыграть несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с агрессивной средой, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. Возможности человеческого организма, к сожалению, небезграничны, и до какого–то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс–факторов: человек работает через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает фаза истощения, которая служит одной из предпосылок развития профессиональной деформации сотрудника, выражающаяся в ее негативном проявлении.
В работах отечественных психологов и психиатров убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз [1].
В результате экспериментальных работ с сотрудниками оперативно–розыскных подразделений органов внутренних дел выявлено множество факторов возникновения у сотрудника состояния, которое сами респонденты обозначали словами: надо, хочу, но не могу, т. е. заставляя истощенный организм работать, человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, в условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. Довольно часто проявляемые у сотрудников правоохранительных органов такие личностные качества, как конфликтность, отсутствие стремления к достижению профессионального успеха, появление разочарования профессией, снижение самоконтроля и требовательности к себе, развитие склонности к насилию, агрессивность, безразличие, подавленность, черствость к человеческой беде и прочие симптомы, которые часто рассматривают в качестве признаков профессиональной деформации личности сотрудников органов МВД, можно расценивать именно как проявления нереализованного механизма стресса.
Для нейтрализации негативных последствий стрессов и, соответственно, возможности профилактики профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов в контексте осуществления воспитательной работы с личным составом, необходимым является грамотное управление стрессами, подразумевающее взаимодействие двух основных способов: организационного и индивидуального [4].
Известные организационные способы управления стрессами основаны на непосредственном вмешательстве руководящего состава в социально–психологические процессы, происходящие в подразделении. К таким способам относятся следующие:
–рациональная организация управленческого и исполнительского труда (чем меньше будет возникать нестандартных, внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов);
– разработка и неукоснительное соблюдение режима и распорядка рабочего дня в организации;
–четкая регламентация процессов, происходящих в подразделении (документооборот, коммуникация и т.п.);
– организация и проведение внутриорганизационных культурно–массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пикники и др.), направленных на формирование сплоченного трудового коллектива;
–применение коллективных программ психологической регуляции, например, в начале рабочего дня можно проводить стимулирующие психотерапевтические сеансы, а в конце – успокаивающие.
Принимая во внимание необходимость внутриорганизационной профилактики стрессов, осуществление которой для сотрудников  правоохранительных органов должно начаться с глобальных проблем организации управленческих и производственных процессов, большее значение в деятельности  правоохранительных органов имеют индивидуальные способы управления стрессами. Исходя из этого, весьма важным в работе психологических служб органов внутренних дел является обучение сотрудников индивидуальным способам управления стрессами [5].
В качестве задач психологической службы при этом необходимо обозначить следующие:– получение сотрудниками практических знаний о стрессе;
– развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса;
– обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности.
Данные технологии способствуют предотвращению болезнетворно стрессов, повышению общей стрессоустойчивости человека и являются способами индивидуальной профилактики и индивидуальной нейтрализации негативных последствий стрессов сотрудниками милиции. Способы управления стрессами будут эффективны при одновременном осуществлении комплексной профилактики профессиональной деформации в системе научного обеспечения организации труда в органах внутренних дел.
Таким образом, стрессом считается неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему, при этом под требованиями подразумеваются все воздействия или стрессоры, ведущие к изменению деятельности организма. Это могут быть и изменение социального статуса, и возросшие нагрузки на работе, и конфликт, и проблемные взаимоотношения с подчиненными, и внезапная травма, и болезнь, и многое другое. Стрессорами могут выступать факторы внешней или внутренней среды, вызывающие развитие стресса.
2 Профилактика негативных последствий профессионального стресса
 Теоретико–методологической основой психологической профилактики профессионального стресса сотрудников МВД могут выступать основные положения поведенческой психотерапии, проводимой с целью формирования и укрепления способности к действиям, обучения техникам, позволяющим улучшить самоконтроль, уменьшить человеческие страдания и ограничения, помочь людям увеличить возможности их личного поведения, мыслей, чувств и предупреждения нежелательных способов реагирования.
Основными задачами поведенческой психотерапии являются: отработка поведенческих умений при восприятии, осознании и выражении межличностных чувств, связанных с взаимоотношениями, обучение эмпатии и содействию; формирование коммуникативных навыков и жизненных умений управлять тревогой, стрессом и уверенностью в себе, принимать решение; научение социальным умениям, умению планировать жизненный путь, в том числе карьеру.
Отличие психопрофилактики профессионального стресса сотрудников МВД, основанной на поведенческой психотерапии, от классической поведенческой психотерапии заключается в том, что показанием для психопрофилактических процедур являются не только существующие лично у сотрудника стрессовые реакции на определённые ситуации жизнедеятельности, но и выявленные в ходе исследования негативные последствия воздействия стрессоров профессиональной деятельности сотрудников МВД. В ходе профилактики формируется личный адаптивный поведенческий арсенал, представляющий собой стратегии адаптивного копинг поведения, навыки адаптивных поведенческих реакций, подкрепленных и зафиксированных групповым одобрением. Этот адаптивный поведенческий арсенал способствует эффективному активному преодолению сотрудником потенциально стрессовых ситуаций, с высокой вероятностью и частотой возникающих в его жизни. Выбор в качестве базовых методов поведенческой психотерапии обусловлен так же и тем, что они предусматривают воздействие на всех уровнях психологической структуры личности сотрудника [6].
Под психопрофилактикой стресса подразумевают предотвращение негативного воздействия стресс–факторов (психологическое просвещение и формирование жизненных стратегий), подготовку людей к неизбежному стрессогенному воздействию (формирование стрессоустойчивости, обучение методам внутренней регуляции). В рамках такого подхода различные приёмы непосредственного воздействия можно классифицировать по двум основным группам: внешним и внутренним. К внешним способам профилактики стрессовых состояний относят рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, библиотерапия и т.п. К способам внутренней профилактики относят: самогипноз, нервно–мышечную релаксацию, идеомоторную тренировку, сенсорную репродукцию, аутогенную тренировку, поведенческую психотерапию, групповые тренинги. На сегодняшний день существует множество книг и публикаций по этой проблеме. Основная масса их посвящена профилактической работе по предотвращению стресса в труде. При этом проблема профилактики стрессовых состояний рассматривалась, как правило, в широком контексте оптимизации всей системы трудовой деятельности.
В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов понимают под психопрофилактикой комплекс мероприятий, направленный на предупреждение развития у людей социально–психологической и личностной дезадаптации, заболеваний и их обострений. Они различают первичную (предупреждение развития негативных психических состояний и расстройств), вторичную (для предотвращение рецидивов заболеваний) и третичную (реабилитация серьёзных заболеваний) профилактику.
Основные пути и направления предотвращения, купирования и коррекции эмоционального стресса рассматривали отечественные учёные В.Я. Апчел и В.Н. Цыган. Ими предложены два пути профилактики и коррекции эмоционального стресса: фармакологический и немедикаментозный. Авторы приходят к выводу о том, что решать проблему коррекции стресса необходимо с позиций комплексного подхода.
При разработке комплексной программы психологической профилактики профессионального стресса исходными положениями выступило, предложенное Всемирной организацией здравоохранения выделение первичной, вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация негативного влияния стрессогенных факторов профессиональной деятельности руководителей и работа с «группой риска». Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как восстановление здоровья, сопровождающееся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с заболеваниями стрессовой этиологии [7].
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трёх уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие профессиональный стресс, на ранних этапах появления проблем.
Первичная психопрофилактика решает следующие задачи:
обращает внимание на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчивости, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг–стратегий;
увеличение потенциала личностных и средовых копинг–ресурсов.
Основными способами реализации задач психопрофилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально–поддерживающими сетями. Обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально–психологического тренинга проблем–разрешающего копинг–поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я–концепции, эмпатии, аффилиации, снижению чувствительности к отвержению и т.д.
В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов, в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на отдельных социальных сетях, так и на отдельных индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг поведенческих навыков и т.д.
Вторичная психопрофилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными сотрудниками МВД в стрессовой ситуации. Достижение цели специальной психопрофилактики требует выполнения следующих задач:
овладение навыками практического применения активной копинг–стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг–стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг–стратегии избегания;
повышение потенциала блока личностно–средовых копинг–ресурсов [8].
Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в рамках самостоятельного изучения различных методик в рамках самосовершенствования, а также в форме различных видов психологического тренинга.
Третичная или, особенная психопрофилактика проводится с сотрудниками заболевшими различными хроническими заболеваниями и в этом смысле уже собственно профилактикой не является. Исходя из этого, третичная психопрофилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путём обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т.д.
Особенностью третичной психопрофилактики является необходимость обучения сотрудника не только базовым активным копинг–стратегиям, но и появляющимся на нозологическом этапе специфическим копинг–стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, на соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т.д. Недостаточность активных копинг–механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг–стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной, и на более низком функциональном уровне [9].Группа проблемно–ориентированных методов психопрофилактики стресса включает тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем, тренинг социальных навыков, обучение которым направлено на предотвращение стрессовых ситуаций, контролируемых субъектом.
Как показало исследование стрессовых событий профессиональной жизни руководителей МВД, наиболее важными из них стали те, которые обусловлены неэффективным использованием времени, отсутствием необходимых для эффективного руководства подчинёнными социальных навыков, неуверенным поведением руководителя.
При разработке программы психопрофилактики профессионального стресса сотрудников МВД должны учитываться индивидуально–психологические и личностные качества, оказывая воздействие на которые возможно изменить уровень профессионального стресса у сотрудников МВД. Кроме того, основные элементы программы психопрофилактики профессионального стресса сотрудников МВД и характер связи между ними обусловлены выявленными в ходе констатирующего эксперимента служебными и общесоциальными факторами профессионального стресса сотрудников, наиболее типичные стрессогенные ситуации профессиональной деятельности сотрудников МВД, должны учитываться в ходе разработки программы психопрофилактики.
Исходя из особенностей профессионального стресса сотрудников МВД, первичная психопрофилактика должна осуществляется со всеми руководителями МВД.
Основными целями данного этапа являются формирование активного адаптивного функционального копинг поведения, устранение факторов риска и условий возникновения профессионального стресса. Эффективность первичной психопрофилактики зависит от успешности решаемых задач: углубления самопонимания, прояснения проблем психологической устойчивости к профессиональному стрессу, эффективного использования когнитивной оценки стрессовых ситуаций и активных копинг стратегий, увеличения потенциала личностных и средовых ресурсов [10].
Основными способами решения задач выступают: информирование сотрудников о проблематике профессионального стресса, обучение социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых воздействий, накопление опыта активизации социально–поддерживающих сетей. В качестве основных форм психопрофилактической работы целесообразно использовать обучение аутотренингу, упражнениям на саморазвитие, дыхательным упражнениям, кроме того тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, когнитивное реструктурирование, тренинг уверенности в себе, консультации по управлению профессиональным стрессом, информирование в ходе учебных занятий по профессиональной психологической подготовке, медицинской подготовке, специальных лекториях, индивидуальных беседах с руководителями и членами их семей. Вышеперечисленные формы используют в своей работе психологи, педагоги, сотрудники отделов воспитательной работы, вышестоящие руководители.
В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, учебных занятий, психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия).
Таким образом, комплексная программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей МВД должна быть направлена на формирование эффективного личностного и социального копинг ресурса на всех уровнях профилактической работы, включая формирование потребности к постоянному саморазвитию и личностному росту. Программа должна предусматривать вовлечение в качестве субъектов деятельности командный состав, психологов, преподавателей, врачей, психофизиологов, психотерапевтов, ближайшее социальное окружение. Для реализации программы может быть использован широкий спектр психопрофилактических методик.
В соответствии со спецификой профессионального стресса можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности), адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик), массовость (приоритет групповых форм работы), позитивность информации, минимизация негативных последствий, личная заинтересованность и ответственность участников, максимальная активность личности, устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей).Таким образом, психопрофилактика профессионального стресса сотрудников МВД, своей конечной целью ставит снятие негативных последствий профессионального стресса сотрудников МВД и обучение их навыкам самостоятельного преодоления стресса или стресс–менеджменту.
3 Стрессоустойчивость и формирование компонентов стрессоустойчивости сотрудников 
Стрессоустойчивость – психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него задачи без потерь (физиологических и психологических), т.е. в состоянии психофизиологического равновесия.
Термин «адаптация» широко и по–разному применяется в различных областях науки: социальных медицинских, биологических, психологических и др. Адаптация в целом ассоциируется с понятиями «приспособление», «защита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «компенсация» и т.д. В отличие от животных люди располагают особой социальной системой материальной и духовной адаптации, с другой стороны, их биологическая адаптация зависит от условий жизни и профессиональной деятельности, а именно от социальной адаптации. В современных социальных условиях происходит ускорение изменений в жизни, труде, быту людей; ритма жизнедеятельности и миграции населения, освоение новых технологий. Всё это требует новых форм и темпов физиологической и психической адаптации, новых средств и способов приспособления к быстро и резко меняющимся условиям, в том числе и экстремальным. Этого требует и приспособленность к обычным условиям после возвращения из экстремальных условий жизнедеятельности.
Таким образом, можно сказать, что адаптация – способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Г.Селье писал, что есть два способа выживания: борьба и адаптация, но к успеху чаще всего ведет адаптация.
Существуют разные формы адаптации: безразличие к ситуации и сотрудничество. Сотрудничество более выигрышно, так как даёт возможность приобретения сторонников, которые могли бы оказать помощь. Именно сотрудничество формирует стрессоустойчивость [11].
В современной психологической литературе со стрессоустойчивостью отождествляют: эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций,   способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях,    способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности,    свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно–психической эмоциональной энергии,   стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач.
Таким образом, стрессоустойчивость является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, характеризующееся эмоцио


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.