это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2701547
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы реферата «Зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология» состоит в том, что для успешной деятельности психолога важно понимать сущность психики человека и основных закономерностей ее преобразования в эволюции. Без этих знаний невозможно понимание специфики сознания человека, биологических и социально-культурных факторов, обусловливающих особенности человеческой психики.
Изучение зоопсихологии и сравнительной психологии позволяет выявить биологические корни психической деятельности человека и закономерности происхождения и развития его сознания, вносит вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. Изучение особенностей психической деятельности животных позволяет понять некоторые причины психических болезней людей.
Сравнительная психология — сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Одной из наиболее популярных областей сравнительной психологии является сравнительное изучение психики животных и человека.
Знание социальной психологии позволяет овладеть культурой профессионального общения, выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, анализировать социально-психологические явления, выявлять лидеров в группах и производить их социально-психологическую характеристику выделять социально-психологические качества и типы личности.
В процессе работы над рефератом был сделан обзор соответствующей литературы, изучены работы известных ученых и исследователей данной области науки. При написании реферата использовалась следующие источники. В учебном пособии Казаковой Е.В. освещаются вопросы зоопсихологии и сравнительной психологии, особенности поведения и психической деятельности животных, проблемы эволюции психики и интеллекта животных, развитие психической деятельности в онтогенезе, прикладные аспекты зоопсихологии. «Зоопсихология и сравнительная психология» исследователя Коровиной О. Е. отражает проблемы эволюции психики и интеллекта животных. В учебном пособии Филипповой Г. Г. характеризуются предмет, задачи и структура курса «Зоопсихология и сравнительная психология», показано его место в системе наук.
Ученые Почебут Л.Г . и Мейжис И.А. в работе «Социальная психология» рассматривают проблемы социальной психологии, сосредоточенные вокруг ее предмета: социально-психологические особенности личности, малых и больших групп. Содержание учебного пособия Журавлева А. Л. базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп.
Также в работе над рефератом была использована литература исследователей в данной области знаний таких как, Михалкин Н.В., Макерова В.В., Боднар Э.Л., Любякин А.А., Оконечникова Л.В., Вильгельм А.М., Сыманюк Э.Э., Плещинский И.Н., Звёздочкина Н.В.
Цель данной работы: изучить понятие зоопсихологии и сравнительной психологии, социальной психологии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть исторический аспект формирования зоопсихологии и сравнительной психологии.
2. Изучить предмет, задачи и основные методы зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Рассмотреть этапы формирования, социальной психологии.
4 Изучить объект, предмет социальной психологии.
5 Изучить категории и функции социальной психологии.
Раздел 1 Основная характеристика зоопсихологии и сравнительной психологии
1.1 Исторический аспект
В течение долгого периода перед психологией стаяла задача изучать внутренний мир человека, его переживания, считая этот внутренний мир как свойство, присущее духовной жизни, которое рождается в глубинах организма и не зависит от влияния окружающей среды. В противовес этому И. М. Сеченов высказывал мысль о том, что психология необходимо включить в число других наук о природе и что ее предметом должно быть изучение формирования психологических деятельностей, протекающее под непосредственным влиянием воздействий среды, которые испытывает человек. [3]
Благодаря работам Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других исследователей психология перестала быть наукой о внутреннем мире, который обособлен от внешних явлений. Психология стала пониматься как результат длительного развития жизнедеятельности, в процессе которой организм вступает во взаимодействие с окружающей средой, начинает ориентироваться в ней, отражать объективный мир. В процессе такого отражения и возникают психические функции мозга. [3]
Одними из первых начали развивать представления о психической деятельности животных древние философы. Эпикур и его последователи признавали существование у животных духовного начала. Они считали, что целесообразные действия животных – результат отбора, выживать могут лишь животные, которые обладают этими полезными свойствами. Сократ и Платон считали, что поведение животных определяется влечениями. Аристотель считал, что животные, в отличие от человека, обладающего разумной душой и способностью к познанию и свободной воле, обладают только чувственной душой и их поведение направлено на самосохранение и продолжение рода. Он признавал у животных разум и способность к пониманию цели, способность к индивидуальному научению. Сенека-младший считал, что наряду с врожденным поведением существует и благоприобретенное поведение при изменении условий. В трудах античных мыслителей выступали проблемы изучения поведения животных. Дальнейшее изучение поведения животных осуществлялось учеными-натуралистами XVIII века. Делались первые попытки изучения поведения на основе достоверных фактов, полученных на основе наблюдений и экспериментов. Одновременно в психологии возникает огромный разрыв между теоретическим и конкретным поведением человека. Кризису способствовала и теория эволюции Ч. Дарвина, сблизившая анатомически человека и животных, показавшая общность их телесного устройства. В биологическом плане человек перестал быть существом особого рода; обнаруживалось в его поведении много общего с животными. Дарвин сделал первый шаг в признании единства психики человека и животных. [2]
Основоположниками научного изучения психической активности животных в России были К.Ф. Рулье и В.А. Вагнер. Направление, ими основанное, получило название зоопсихологии. Оно изучало закономерности, проявления и эволюцию психики животных. Особое внимание уделялось происхождению и развитию психики в онто- и филогенезе, а также выявлению возможных предыстории и предпосылок человеческого сознания. Их труды получили дальнейшее развитие в работах Н.Н. Ладыгиной–Котс (1935; 1959), Н.Ю. Войтониса (1949), Г.З. Рогинского (1948). Объектом их исследований были сложные навыки и интеллект, манипуляционная активность и орудийная деятельность, стадное поведение обезьян – как предпосылка зарождения социальности и языка человека.
В России в ХХ веке проводилось множество исследований, посвященных поведению животных. Среди них выделялись три основные направления: изучение поведения в природе, зоопсихологические исследования и изучение физиологических механизмов.
Велика роль отечественных ученых в решении вопросов зоопсихологии. Академик Л.А. Орбели изучал зависимость пластичности поведения от степени живорождения. Эксперименты Г.А. Мазохина-Поршнякова выявили, что насекомым характерен уровень перцептивной психики. И.С. Бериташвили проводил исследования когнитивных процессов у животных по отсроченным реакциям или представлению. Очень большое внимание роли поведения в эволюции уделял выдающийся ученый-эволюционист А.Н. Северцов, являющийся основоположником эволюционной морфологии. Первое место среди них занимают работы Н.Н. Ладыгиной-Котс, особое место среди которых занимает сравнительное изучение развития в онтогенезе поведения детеныша шимпанзе и ребенка. Под ее руководством проводились исследования поведения антропоидов в Московском зоопарке. [2]
Широкую известность получили труды Н.К. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова. И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Его занимали проблемы, связанные с поведением животных. К.Э. Фабри создал учебник по зоопсихологии, представил зоопсихологию как целостную науку. Зоолог А.В. Тихонов применил для народного хозяйства эмбриональное научение у птиц. Л.В. Крушинский создал концепцию о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности, которая обобщала все многообразие полученных им фактов. Это позволило дать сравнительную характеристику развития рассудочной деятельности от рыб до высших млекопитающих в ряду позвоночных, проанализировать некоторые аспекты ее морфофизиологических механизмов и роль в обеспечении адаптивности поведения.
1.2 Теории поведения животных
В самом общем виде все теории поведения животных Савельев С.В разделил на две большие группы: креационные (теологические) и рациональные (естественнонаучные). [2]
Креационные теории поведения - гипотезы, в которых предусматривается наличие нематериального и внетелесного мыслящего и принимающего решения начала. Внетелесное начало может быть названо «душой», «мыслящей субстанцией» или «божественной программой поведения». Независимо от названия, сущность теорий сводится к признанию наличия у животных внетелесной и детерминированной программы поведения. Креационные теории подразделяются на три группы и множество вариаций внутри каждой из групп: теологические теории, картезианство, механистические теории поведения, метафизические теории поведения.
Рациональными теориями называют гипотезы, в которых источником поведения животных служит мозг, который обладает набором врожденных инстинктов, сочетающихся с индивидуальным опытом, приобретаемым в течение жизни, и адаптивными реакциями. У человека последние из перечисленных свойств называются творчеством или импровизацией. Рациональные (естественнонаучные) теории поведения можно разделить на несколько основных групп и подгрупп: атомистические теории поведения (теории тропизмов Ж. Леба, рефлексологические теории поведения И.П. Павлова); теории с использованием антропоморфного подхода; детерминистические теории (бихевиоризм, гештальтпсихология); теории, построенные на анализе форм поведения (методологическая теория В. Вагнера; объективистская теория поведения К. Лоренца). [2]
Основой теории христианского учения о бессмертии души является крупнейший мыслитель XVII в. Р. Декарт. Он сделал научную формулировку теологической точки зрения на этологию. Сторонником теологического мировоззрения являлся Ж.А. Фабра, который изучал поведение насекомых и считал, что эволюции животных не существует, а все многообразие живой природы было создано в момент божественного творения.
Аристотель был первым зоопсихологом рационального направления. Он сравнивал разнообразных существ, которых ему из своих походов присылал Александр Македонский. Сопоставляя животных с человеком, Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, аналогичными психическим способностям людей. Благодаря описаниям жизни животных и первым зоопсихологическим обобщениям, которые были сделаны Бюффоном, Реомюром, Реймарусом, Галлером, Леруа, Кондильяком и Ламарком, возникли представления о причинах различий между животными и человеком, понятие инстинкта, были высказаны первые идеи об эволюции поведения.
На принципе единства психики человека и животных построены теории зоопсихологического антропоморфизма. Сторонники такого подхода считают, что мышление и сознание человека может быть перенесено на уровень животного мира без существенных изменений. Все, что свойственно психике человека, можно найти у животных. Не исключается возможность известной разумности и у низших одноклеточных организмов. Это направление носит название зоопсихологического антропоморфизма от человека к животным. Формальным началом антропоморфного подхода в зоопсихологии является эволюционная теория Ч. Дарвина. Ч. Дарвин был ближе к рациональной зоопсихологии, чем его последователи. Сторонники Дарвина не обременяли себя экспериментами, а предпочитали проводить прямые аналогии с человеком. Самым ярким представителем направления антропоморфизма в середине XX века стал Д. Лилли (1961), который занимался проблемами поведения дельфинов. Этот исследователь пытался установить с ними контакт. Д. Лилли считал, что дельфины столь же разумны, как и человек. [2]
В настоящее время антропоморфизм остается одной из доминирующих идеологий в зоопсихологии. Это связано с тем фактом, что исследование познавательных способностей животных происходит одновременно с их использованием в качестве экспериментальных моделей для изучения человека. Перенос психологических принципов человеческой психологии происходит автоматически на уровень животных. Зоопсихология используется, как метод познания человека и решения его проблем вместо непосредственного анализа поведения животных.
Принцип теории атомистической зоопсихологии основан на идентичности психологии животных и человека. В этом варианте психика человека представляется немного усложненным случаем психики животных.
Основателями теории тропизмов были физиологи, которые считали психику животных внешним проявлением физиологических процессов, а физиологические процессы – результатом физико-химических реакций на уровне отдельных клеток. Основоположником стал Ж. Леб, основавший учение о тропизмах. Тропизмами он называл простые реакции растений и животных на свет, химические вещества, физические источники электромагнитных полей и т.д. [2]
В самом конце XIX века И.П. Павлов разработал рефлексологическую теорию поведения. Он основывался на экспериментах по физиологии пищеварения. Также разработал теорию научения животных, которая была построена на концепции рефлексов. Ее суть сводится к выделению двух типов рефлексов: безусловных и условных. Дальнейшая разработка открытий И.П. Павлова привела к созданию общей теории научения животных.
Появление детерминистических теорий возникло в связи с новым подходом к решению зоопсихологических проблем, который сформировался в начале XX века как бихевиоризм. Его основателем был Дж. Уотсон (1913). Он считал, что основой психологии являются отдельные рефлексы, объективно наблюдаемые реакции, конкретные внешние или внутренние раздражители. В практику зоопсихологических исследований бихевиористы ввели конкретные и воспроизводимые опыты на лабораторных животных. Большинству экспериментаторов стало ясно, что сложное поведение невозможно объяснить, сводя его к простой совокупности рефлексов. Был необходим более целостный подход. [2]
Этот подход реализовался в гештальтпсихологии. Одним из основоположников этого направления был В. Келер (1887). Для животных гештальтпсихология сыграла большую роль в анализе индивидуального развития поведения и становления нервных функций. Он считал, что процессы образования условных связей представляют такие факторы поведения, как установки, котоые могут найти себе осуществление только в более или менее отдаленном будущем.
Теории, построенные на анализе форм поведения, представляют собой две наиболее общие концепции, в которых сделаны попытки рационального объяснения психологии животных. Первую предложил в 1914 году В. Вагнер, а вторую в 30 – 50-х годах XX века – К. Лоренц и Н. Тинберген. Эти теории сходны по одному фундаментальному признаку – организменному подходу. Его суть в том, что животное рассматривают как целостный организм. [2]
Объективная биопсихология В. Вагнера построена на сравнительном анализе поведения животных. Инстинктивно-объективно гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена –реализация одного из подходов В. Вагнера. К. Лоренц и Н. Тинберген внесли большой вклад в разработку проблем инстинкта, импринтинга, запечатления и врожденных пусковых механизмов поведения. К. Лоренц сформулировал одну из гипотез в современной этологии – теорию коммуникаций, а Н. Тинберген разработал основы анализа социального поведения животных.
1.3 Предмет, задачи и основные методы
Зоопсихология – отрасль психологии, которая изучает закономерности развития и проявления психического отражения у животных, это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне.
Задачи зоопсихологии: изучение формирования психических процессов у животных в онтогенезе, происхождения психики и ее развития в процессе эволюции, биологических предпосылок и предыстории зарождения человеческого сознания. [2]
Объектом зоопсихологии является психика, психическая деятельность животных, а предметом – закономерности фило- и онтогенеза психики, психической деятельности животных, ее проявления в различных формах поведения.
Психическая деятельность животных является целостным комплексом всех проявлений поведения и психики животных, которые направлены на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Поведение и психика, внешняя активность и ее отражение составляют органическое единство. Рассматривая поведение и психику как единое целое, зоопсихологи учитывают первенство поведения в психическом отражении у животных.
Поведение присуще живым существам. Это взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, так и к их совокупностям - поведение биологического вида, социальной группы.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении предметов и явлений окружающего объективного мира. Она обеспечивает эффективное приспособление к среде. Ее важность заключается в том, что при помощи этой функции животные адекватно отражают окружающий мир, приобретают возможность лучше ориентироваться в нем и адекватно строят свои отношения с биологически значимыми компонентами окружающей среды. [2]
Сравнительная психология – отрасль психологии, которая изучает общее и индивидуальное в психике животных и человека, их эволюцию в процессе онтогенеза. Сравнительная психология тесно связана с зоопсихологией. Эти отрасли психологии рассматриваются в единстве.
Задачи сравнительной психологии: изучение проблем, которые связаны с антропогенезом, становлением человеческого сознания, изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, социального и биологического в поведении человека.
Объектом сравнительной психологии является психика животных и человека, а предметом – общие и качественно отличные закономерности формирования и проявления психики животных и человека. [2]
Данные сравнительной психологии имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и других наук. Сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития психики ребенка. Практическое применение данных сравнительной психологии находят также в медицине.
Основными методами зоопсихологии и сравнительной психологии являются наблюдение и эксперимент. Метод эксперимента отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта.
В зоопсихологии метод наблюдения используется для наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания и в искусственно создаваемых условиях, а в сравнительной психологии метод наблюдения применяется для наблюдения за поведением животных и человека с целью выявления схожих и различных особенностей. [2]
В зоопсихологии метод эксперимента применяется для экспериментального изучения поведения животных в ходе решения ими различных задач. В сравнительной психологии метод эксперимента используется для экспериментального изучения общих и различных особенностей поведения животных и человека при решении аналогичных задач. Экспериментальные методы исследования в зоопсихологии, следующие: метод «лабиринта», метод «обходного пути», метод «проблемной клетки» (ящика). метод орудийных действий. Большую роль играет в зоопсихологических исследованиях анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.
Для понимания психики одного из животных, или одной группы, необходимо сравнение ее представителей с формами, непосредственно предшествующими данной группе и за ней следующими. Отсюда по В.А.Вагнеру два пути сравнительного изучения предмета объективным методом:
1. Сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни вида; в этом случае руководящей нитью исследования будут данные учения о генеалогическом родстве организмов, с которым связана и эволюция психики в царстве животных. Изучение сравнительной психологии таким приемом можно назвать филогенетическим;
2. Сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни особи, с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды, до ее смерти. Такой прием в изучении сравнительной психологии можно назвать онтогенетическим: эволюция психики индивида составляет его ближайшую задачу.
Филогенетический метод по Вагнеру состоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у других представителей животного мира. Исходным пунктом филогенетического метода служит идея о том, что организмы, в смысле их психологии, представляют существа не изолированные, а связанные друг с другом непрерывной цепью фиксированных у представителей животных разных классификационных единиц, психических признаков. Поэтому для понимания одной из их групп или одного из них необходимо изучение не изолированного организма или группы, а психологии родственных групп: видов, родов, семейств и классов. [2]
Онтогенетический метод по Вагнеру состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни. Под онтогенетическим методом изучения психики животных понимают изучение предмета по материалу, который представляется этой психикой в разные периоды жизни особи, с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды до её смерти.
Биогенетический метод по Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении развитии особи, которая повторяет собой развитие вида.
Раздел 2 Основы социальной психологии
2.1 Этапы формирования, современные исследования
Возникновению социальной психологии как науки предшествовали длительные наблюдения за поведением людей в обществе. В трудах Аристотеля, Гераклита, Гиппократа, Платона, Демокрита, Конфуция, Уцзы, Суньцзы и других описывались социально-психологические особенности характеров людей в зависимости от их предназначения в обществе, социального происхождения, а также выявлялись мотивы поведения в группах. В Средние века и до середины XIX в. зарубежные и российские ученые, такие как Н. Макиавелли, И. Бентам, Т. Гоббс, Н. Я. Данилевский, А А. Токвиль, Ш. Монтескье,. И. Герцен и др., рассматривали общение и взаимодействие различных социальных общностей. [4]
Для превращения социальной психологии в науку большое значение имели теории социальных философов и представителей английского эволюционизма Г. Спенсера, Ч . Дарвина, а также социологов Э. Дюркгейма, О. Конта. Свой вклад внесли археологи, этнологи, антропологи Э. Тейлор, Л. Морган, Л. Леви Брюль, правоведы Ф. Гольцендорф, Л. И.Петражицкий, языковед А. А. Потебня, представители общей психологии и психиатрии. [4]
Исследователи выделяют следующие основные этапы формирования социальной психологии как науки:
1. Описательный этап. С конца ХIХ в. по 20-е гг. ХХ в. - формирование социальной психологии как науки.
2. С 20-х гг. до 40-х гг. ХХ в. - экспериментальное оформление социальной психологии, появление новых школ.
3. Период с середины 40-х гг. ХХ в. до настоящего времени - решение практических задач и разработка новых теорий.
Темы исследований, которые вызывают сегодня наибольший интерес у отечественных и зарубежных социальных психологов следующие. Изучение особенностей психологии малых групп, межгрупповых отношений, поиск психологических способов разрешения конфликтных ситуаций, решение проблем психологии бизнеса, этнопсихологии, рекламы и массовых коммуникаций, политической и организационной психологии. [4]
Социальные психологи занимаются изучением близких межличностных отношений, таких как дружба, любовь. Но некоторые психологические аспекты аттракции, симпатии и антипатии, романтической привязанности людей остаются малоизученными и требуют дальнейшего изучения. Недостаточно также изучены критерии отношений доверия в дружбе.
Довольно часто исследуется феномен лидерства в малых группах, групповая сплоченность, поведение людей во время конфликта. Наибольший интерес у социальных психологов вызывают проблемы, которые связаны с социализацией личности; социально-психологической адаптацией мигрантов; образом Я, концепцией Я, социальной, индивидуальной, профессиональной, этнической, групповой, гендерной идентичностью человека в разных культурах; изучением социальных ролей и статусных отношений людей в различных средах; особенностями взаимодействия различных категорий людей с информационной средой; характеристиками восприятия СМИ разными группами граждан; коммуникацией в образовательной и профессиональной среде; рассмотрением специфики проявления всевозможных психических феноменов в зависимости от принадлежности к определенной этнокультуре; сравнением культурных ценностей; определением факторов, влияющих на психологическую удовлетворенность браком; гендерными различиям в восприятии бренда, рекламы; выявлением и анализом ценностных ориентаций; изучением социальных установок, стереотипов и представлений о различных явлениях; влиянием эмоций на коммуникативное взаимодействие. [4]
Возрастает число исследований, посвященных изучению психологических особенностей виртуальной, феномена интернет-зависимости, а также межкультурной коммуникации. В связи с продолжающимся ростом во всем мире разводов супружеских пар актуальным сейчас признано изучение психологической стороны брачных отношений, романтической привязанности супругов друг к другу, семейных ценностей.
В практическом плане услуги социальных психологов оказываются востребованными в семейном консультировании; в эмпирическом изучении лояльности бренду, эффективности рекламных сообщений, восприятия товара; в проведении тренингов по работе с клиентами и технике продаж; в анализе вербальных и невербальных компонентов коммуникации; в психологической оценке, адаптации и отборе персонала организаций; в анализе трудовой мотивации; в практических вопросах влияния психологической совместимости на особенности межличностного взаимодействия; в анализе преимуществ и недостатков тех или иных стилей руководства; в изучении последствий профессионального и эмоционального выгорания и т. д. [4]
Важно помнить, что социальная психология в своем теоретическом и прикладном аспектах отвечает на запросы общества, поэтому ее изменения тесно связаны с направлениями развития общества.
2.2 Объект, предмет и направления исследования
Социальная психология изучает механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп индивидов, психологические характеристики самих этих групп, их межличностных отношений, психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. [5]
Объектом социальной психологии выступают: личность, социальная группа, их поведение и деятельность, взаимоотношения, процессы развития личности и конкретной группы. Объектом социальной психологии являются все элементы и компоненты социального. Социальное — это форма и способ бытия человека в относительно устойчивом сообществе себе подобных, развивающееся и воспроизводимое не столько в рамках биологического, генетически обусловленного развития, но и рационально осмысленного развития, пронизанного эмоциями, чувствами.
Предмет исследования социальной психологии исходит из того факта, что основу социального составляет деятельность человека и его сообществ. Поэтому изучение социально-психологических сторон человеческой деятельности, межличностного общения, их влияния на формирование и функционирование психики человека предполагает научный подход к определению предмета социальной психологии. В процессе этой деятельности и общения преобразуется мир материальной природы, формируется духовный мир, создается социоприрода. Особое значение для социальной психологии имеет проблема общения. Без анализа связей одних общностей с другими, человека с человеком, невозможно выявить содержание и сущность таких феноменов, как «групповое сознание», «общественное мнение» и т.д. Принадлежность людей к различным социальным общностям, слоям, странам, народностям, этносам, нациям обусловливает их характер, содержание психологических черт и свойств. [5]
Предмет социальной психологии составляют закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей, формирования личности, психологические характеристики различного вида социальных общностей, все иные психологические феномены, которые являются составной частью социального бытия.
Основные элементы предмета социальной психологии:
1) закономерности возникновения, функционирования психических аспектов социальной жизни групп общества;
2) состояния людей, включённых в массовые процессы;
3) взаимодействие людей и их межличностные отношения в различных сферах и областях человеческой жизни;
4) психология различных видов и типов коллективов.
Можно выделить следующие направления и уровни исследований социальной психологии:
Экспериментально-эмпирический уровень — накопление эмпирического материала для дальнейшего обобщения и исследования природы социально-психологических феноменов. Он ориентирован в основном на исследование малых групп, личностей и межличностных отношений в той или иной социальной ситуации. [5]
Теоретический уровень — создание концептуальные модели социально-психологических процессов, которые протекают в конкретных общностях. На этом уровне формулируются: знания, которые отражают:
- сущность социально-психологических процессов;
- понятийный аппарат науки;
- рекомендации и предложения для практической деятельности специалистов;
- направления экспериментально-эмпирических исследований.
Философско-методологический уровень социально-психологических исследований предоставляет исследователям мировоззренческие обобщения результатов исследований, позволяет им выявить новые аспекты влияния человеческого фактора на общественное развитие.
Современная структура социальной психологии определяется предметной областью исследования, методами социально-психологического исследования. Она включает в себя следующие структурные компоненты:
социальная психология личности;
психология межличностного взаимодействия;
психология малых групп;
психология межгруппового взаимодействия;
психология больших социальных групп и массовых явлений.
2.3 Категории и функции
Все понятия и категории социальной психологии представляют собой совокупность общенаучных категорий, а также категорий и понятий, выработанных социологией, психологией, философией, педагогикой, анатомией. [5]
Категории называют фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства, черты, закономерные связи и отношения элементов реальной действительности и познания. Они отражают не только свойства и отношения личностей, групп, но и позволяют раскрывать признаки изучаемых социально-психологических явлений и процессов. Верхний ярус системы категорий социальной психологии составляют общенаучные и философские категории. К ним можно причислить следующие: «цивилизация», «социум», «общественно-экономическая формация», «культура», «прошлое», «настоящее», «будущее», «архетип», «личность», «ценности», «потребности», «интерес», «мораль», «социальное действие», «безопасность» и другие.
Наряду с категорией «пространство» в социальной психологии используется и понятие «социальное пространство», которые определяются не только как среда обитания людей, но и как идеальная составляющая, образующая систему ценностей, целей, принципов и норм человеческого бытия.
Для характеристики преобразований, которые происходят в деятельности и общении личностей и групп, социальная психология использует категорию «социальное время». Под ним понимают время человеческого бытия, с его различными скоростями изменений и темпами, с различной интенсивностью социализации человека и формирования личностей, с многообразием форм социальных союзов в исторически определенном промежутке их возникновения, становления. [5]
В социальной психологии значительное место занимают такие категории психологии, как: «психическое состояние», «психический процесс», «психическое образование», «темперамент», «воля», «характер», «направленность» и другие. Они позволяют всесторонне и полно раскрыть внутренний мир личности, которая является главным субъектом социально-психологических процессов. Результаты научных исследований зависят в большей степени от личных и профессиональных качеств отдельных учёных, научных коллективов и от избранной ими методологии научных исследований.
Социальная психология выполняет такие функции, как участие в формировании правил поведения и отношения между людьми, в выработке алгоритмов и механизмов контроля за отношениями, складывающимися между людьми. Функции социальной психологии, как науки и учебной дисциплины:
мировоззренческая;
методологическая;
воспитательная.
Мировоззренческая функция состоит в осмыслении и объяснении процессов, которые происходят в обществе, в определении места и роли человека в этой системе отношений, в выработке средств и способов познания и преобразования общества, а также и общественных отношений. Формулирование системы взглядов на мир и на место человека в этом мире предполагает создание его образа: как в целом общества, так и конкретного общества, в частности российского. Мировоззренческая функция социальной психологии позволяет осуществлять аксиологические и гносеологические процедуры. Для того чтобы формулировать цели, необходимы не только знания о создании и функционировании социальной действительности, мотивов и содержании поведения групп людей, личностей, но обязательна и ценностная их оценка, создание определённой иерархии потребностей и интересов как отдельного человека, так и общества в целом. [5]
В рамках мировоззренческой функции социальной психологии происходит выявление и формирование критериев оценки психологических и социальных знаний, их ценностной значимости и включения в содержание социальных норм, нормативно-правовых актов общества и государства.
Методологическая функция социальной психологии заключается в следующем: разработка и совершенствование частной методологии для социальных и психологических наук и социальной практики; систематизация и совершенствование методов, принципов и правил социально-психологических исследований, которые раскрывают содержание социальных отношений и общений между людьми. [5]
Социальная психология выполняет функцию выявления ориентиров социальной деятельности, которая связанна с формулированием направлений и установок для тех, кто занят разработкой норм и правил общественных отношений, общения и поведения.
Воспитательная функция социальной психологии проявляется в формировании и развитии
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!