Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Рынок труда и проблемы занятости. Государственная политика эффективного использования трудовых ресурсов.

Тип Курсовая
Предмет основы государственного и муниципального управления

ID (номер) заказа
2729697

500 руб.

Просмотров
935
Размер файла
673.85 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ 
Современный этап развития российского рынка труда может быть охарактеризован как трансформационный, поскольку отражает влияние новых процессов, происходящих как в отечественной экономике, так и в тенденциях общественного производства. Это способствует развитию новых явлений на рынке труда, которые оказывают влияние и на изменение занятости работников, что проявляется в характерных его особенностях. 
Во-первых, в стране отмечается стабильно низкий уровень безработицы, что, тем не менее, не повышает благосостояния населения, основная часть которых являются работающими гражданами. По данным официальной статистики, в первой половине 2015 года уровень безработицы составил 5,7% от активного населения страны. По сравнению с предыдущим периодом 2014 года прирост составил 0,2%, но людей, потерявших работу в это период, фактически намного больше. 
Во – вторых, в последние годы отмечается значительный рост неформальной занятости на рынке труда, что является нежелательным явлением, поскольку способствует нарушению трудовых и социальных гарантий работников. 
Стоит отметить, что значительная часть безработных предпочитает не регистрироваться в центрах занятости, а искать работу самостоятельно. В этой ситуации альтернативой безработицы и выступает неформальная занятость, под которой понимаются трудовые отношения, построенные на устной договоренности без юридического оформления. Росту неформальной занятости на отечественном рынке труда во многом способствует низкий уровень оплаты труда на предлагаемых работах. 
В – третьих, современное состояние российского рынка труда демонстрирует такие проблемы, как рост среди безработных доли молодых специалистов, которые, не имея возможности устроиться по полученной специальности (причина - отсутствие стажа), вынуждены работать не по профессии и не по квалификации. Имеют место факты дискриминации на рынке труда по ряду параметров, особенно в вопросах трудоустройства молодежи, женщин, т.д. Но наиболее важным проблемным вопросом является вопрос дисбаланса предложения и спроса на рабочую силу на рынках труда: требуются работники одной квалификации, а рынок предлагает другие, в итоге в проигрыше также обе стороны – и государство, и работники. 
Устойчивый рост экономики страны может быть обеспечен исключительно за счет грамотной политики, направленной на увеличение доли эффективных производств, создание оптимально сформированной структуры занятости посредством формирования механизмов обратной связи: эффективный рынок труда - рост производства – рост заработной платы и доходов - повышение платежеспособного спроса населения. Таким образом, снижение уровня безработицы и создание оптимальной занятости, выступает основой как экономического роста, так и благосостояния населения. Все изложенное обусловило выбор темы исследования. 
Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.
Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Основной целью социально-экономической политики государства в сфере занятости является обеспечение эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. 
Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.
Объект исследования в данной работе: рынок труда, государственная политика занятости и эффективного использования трудовых ресурсов.
Предмет исследования: специфика функционирования рынка труда и занятности населения. 
Задачи данной работы:
⦁    Раскрыть характерные особенности рынка труда.
⦁    Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её возможные перспективы развития.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка труда и занятости населения
1.1 Рынок труда: особенности его формирования и функционирования в системе экономических отношений

Рынок труда считается составной частью рыночной экономики. Он предполагает собой комплекс социально-трудовых отношений среди наемных работников и работодателями  по поводу условий найма и применения рабочей силы. С переходом в России от командно-административной экономической системы к рыночной происходит трансформация самой экономики, которая предусматривает институциональные преобразования как в экономике, так и в стране. Институциональные преобразования должны быть сориентированы, прежде всего, на обновление существующих или создание новых институтов, не идущих в противоречие с оформленной рыночной системой и обуславливающих ее эффективное функционирование.
Следует отметить, что в одной из подсистем отечественной экономики, а именно в области социально-трудовых отношений произошли радикальные перемены. В первую очередь, это связано со сменой государственного подхода в области трудовых отношений и занятости трудоспособного населения, а также монопольного использования труда рабочих с учетом свободного выбора места приложения.
Так, доперестроечное устройство сферы труда, которое базировалось на обязательности труда, принципах всеобщности и гарантированной занятости со стороны государства, сформировало трудовое поведение, полностью лишенное какой-либо инициативы. Свободы на реализацию права на труд, которые были предоставлены гражданам, большинством из них остались не востребованы, что было связано с невозможностью граждан проявлять инициативу, творчество и соответствовать требованиям постиндустриального общества. К инерционности сознания присоединилось чувство социального страха, которое оказало тормозящее влияние на формирование рынка труда и создание агентов рыночной экономической системы. Существующая мировая практика институциональных преобразований доказывает, что формирование эффективных формальных правил, которые бы соответствовали новым условиям хозяйствования – процесс сложный и длительный. Если говорить о современном российском рынке труда, то  он только находится на пути становления цивилизованного рынка труда, который нуждается в совершенствовании институциональных основ его функционирования. Это подтверждают многочисленные публикации, отражающие российскую специфику в области рынка труда. 
Теоретические аспекты рынка труда широко обсуждаются в научной литературе, дающей целую «палитру» различных трактовок и суждений. Существует множество подходов к определению рынка труда в экономической теории. В России широкое распространение получило определение рынка труда, предложенное Федеральной службой занятости, где отождествляется рынок труда с механизмами и процессами трудоустройства. Например, В.И. Долгий, и Л.С. Верещагина считают, что когда мы применяем понятие «рынка» к анализу сферы труда, мы не можем приравнивать труд к обычным товарам. В первую очередь, труд – это процесс экономической деятельности людей, и только во вторую очередь может являться ресурсом или товаром
В современном обществе индивидуум как носитель способности продавая труд располагает предпочтениями выбора. Поэтому работника нельзя купить, его можно использовать как наемного работника.
Существует такое утверждение, что рынок труда является не только рынком труда, но и рынком рабочих мест, так как существует постоянный спрос и предложение на них . Ведь предприниматель, который в то же время может быть и непосредственным работодателем, объединяет и распределяет труд нанятых работников таким образом, что каждый работник становится закрепленным за определенным рабочим местом, а все рабочие зоны или места взаимосвязаны между собой внутриорганизационной кооперацией и технологией.
Как уже было отмечено, в экономической литературе существует большое количество определений понятия «рынок труда», и каждое из них имеет не только достоинства, но и недостатки. Рассматривая как механизм рыночной системы, рынок труда в широком смысле можно представить как сложную, неоднородную, многоплановую, динамичную систему, связанную с рыночными отношениями по воспроизводству производительных способностей трудоспособных людей, охватывающую совокупность взаимоотношений между работниками и работодателями в сферах обращения и производства . 
Сложность и многогранность проблемы понятия рынка труда привели к образованию различных направлений ее исследования и многообразию подходов ее анализа. Невозможно в современной литературе найти однозначную трактовку определения «рынка труда». Обобщив исследования различных ученых, можно сделать вывод, что рынок труда – это организация общественных отношений, в том числе юридических норм и институтов, которые обеспечивают эффективное использование и нормальное воспроизводство труда, качество и количество которых вознаграждается. То есть он является проявлением системы организации в условиях товарно-денежных отношений наемного труда.
 Выделяют основные функции рынка труда:
Социальная функция- состоит в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных возможностей работников.
Экономическая функция- рынка труда заключается в целесообразном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что дает возможность особо выделить размещающую и селективную функции.
Размещающая функция- предполагает собой распределение рабочей силы отталкиваясь и в согласовании со спросом. Эта функция подразумевает, что предприятие и функционирование рынка труда обязаны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным компаниям, отраслям и регионам. В основном эта функция выражается на региональном и макрорегиональном  уровнях.
Селективная функция- состоит в выборе рабочей силы истекая из спроса и предложения, а также отталкиваясь из профессионально квалификационных характеристик рабочей силы. Более существенно выражается данная функция на микроэкономическом уровне.
Воспроизводственная функция – восстановление производительных способностей работников и на этой основе приумножение общественного богатства.
Рынок труда осуществляет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, увеличению интереса в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.
Таким образом, влияние технического прогресса неоднозначно. Спрос на рабочую силу снижается в секторах, где работники автоматизированы, и в то же время спрос на работников увеличивается в секторах, где производится новое оборудование и в которых они обслуживаются. Другим фактором является демографический фактор, а именно неравномерное распределение населения в стране, что очень важно для России. Часто это связано с отсутствием спроса в некоторых регионах и заторов в других регионах. 

1.2 Государственная политика занятости населения: ее проблемы, стратегические цели, приоритеты, методы проведения
Занятость является важнейшей характеристикой экономики, параметром уровня жизни населения страны. Занятость не только экономическое явление, она выступает частью социальной политики государства.
Государственная политика в сфере занятости населения – это часть социально-экономической политики государства, направленная на решение проблемы трудоустройства граждан, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. 
Существует определенный механизм реализации государственной политики занятости населения, состоящий из трех звеньев. Первое звено — принятие и претворение в жизнь соответствующих нормативных и законодательных документов. Второе звено — создание государственных и негосударственных служб занятости. Третье звено — финансирование политики занятости. В зависимости от того, как действует данный механизм, можно судить об эффективности государственной политики занятости населения.
Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации – правительство и Федеральное Собрание.
В наше время занятость является одной из самых важных социально-экономических проблем. Она затрагивает и государство, и общество, и отдельно взятых людей. К сожалению, с каждым новым годом эта проблема не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. В разных странах эта проблема решается по-разному: одни государства справляются более-менее успешно, другие испытывают огромные трудности в её решении. Но известно: если государство может предоставить полезную и эффективную работу большему количеству людей, тем выше будет валовой внутренний продукт. Если же в стране будет высокая и растущая безработица, то это не позволит произвести потенциально возможный ВВП, а это создаст трудности для государства в решении социальных проблем. Поэтому важнейшей задачей каждого государства и его правительства будет обеспечение полной занятости всего работоспособного населения. Чтобы решить эту задачу, правительство принимает специальный закон о занятости и разрабатывает систему мер, содействующих его реализации, иначе говоря, осуществляет конкретную политику занятости. 
Основные принципы политики занятости отражены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» и Конституции Российской Федерации:
Гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принуждение к труду запрещено, кроме случаев, установленных законодательством.
Государство держит ответственность за создание благоприятных условий труда. 
Для решения проблем занятости нужна координация усилий всех органов власти, координация государственных механизмов регулирования и рыночных элементов саморегулирования; использование финансовых ресурсов внебюджетных фондов, организаций, общественных объединений и граждан.
Достижения эффективности зависят от принимаемых программ содействия занятости населения.
В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выделено множество направленностей государственной политики в области содействия занятости. Если обобщить их, то можно выделить несколько основных направленностей: 
Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, в том числе особым категориям испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние; лица предпенсионного возраста; беженцы и другие) и увеличивающих число создания новых рабочих мест. 
Осуществление программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочего населения. 
 Принятие программ по социальному страхованию безработицы. 
Обеспечение равных возможностей на трудоустройство всем граждан Российской Федерации. 
 Координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции. 
Развитие международного сотрудничества в решении проблем занятости населения. 
Образование условий для развития негосударственных учреждений, помогающим в трудоустройстве граждан.
Различают активную и пассивную политику занятости.
Таким образом, на сегодняшний день на рынке труда наблюдается несоответствие спроса и предложения профессиональных кадров. Урегулированием данного вопроса должны заниматься как учреждения профессионального образования, так и предприятия и организации. Необходимо восстановить почти утраченные связи между ними, и это надо сделать в том числе и на законодательном уровне. На сегодняшний день в стране используются выработанные относительно давно некоторые модели по регулированию занятости и безработицы, которые, к сожалению, в настоящее время не в состоянии явиться основательной базой для формирования государственной политики занятости, в первую очередь по причине устаревания этих подходов к решению вопроса. В связи с этим необходимо выработать комплексный подход к вопросу регулирования рынка труда, который обеспечил бы переход от устаревших моделей к совершенно новому содержанию вопроса регулирования сферы занятости и позволит обеспечить низкий уровень безработицы и при этом высокопроизводительный труд занятых, создавать новые рабочие места, подготовить высококвалифицированные кадры, предоставлять помощь в трудоустройстве, оказывать помощь в поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д., т.е. по сути новая модель занятости населения, реализация которой зависит от общественного контроля и обеспечения.
 Государство должно стимулировать население, предприятия, учебные заведения, общественные организации, государственные и негосударственные организации и предприятия, органы госуправления к саморегулированию в сфере занятости и при этом возложить на себя обязанность по обеспечению взаимодействия всех заинтересованных сторон. Только в результате такого взаимодействия государство будет способно выработать и реализовать правильную и эффективную политику регулирования рынка труда. Таким образом, стратегическая направленность деятельности государства по регулированию сферы занятости включает:
 - содействие становлению многосекторного хозяйства, способствующего обеспечению занятости и предоставляющего выбор работникам соответствующих видов занятости по способностям и интересам; 
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его непредпринимательского и предпринимательского сегментов в целях сохранения рабочих мест;
 - реальная поддержка малого и среднего бизнеса;
 - совершенствование законодательства в сфере занятости;
 - введение обязательной экспертизы всех разрабатываемых программ в целях оценки их влияния на условия занятости и разрешение социальных проблем регионов; 
- разработка федеральных и региональных программ развития рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;
 - совершенствование принципов социального партнерства за счет их включения в договоры мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала в случае изменения их структуры и качества, а также, при необходимости, использование практики общественных работ .

1.3 Особенности и опыт регулирования рынка труда и занятости населения в промышленно развитых странах
Одной из принципиальных особенностей современного рынка труда в развитых странах является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности.
Одной из характерных черт для Америки является то, что от работодателей не требуют предоставления оплачиваемого отпуска для работника, в отличие от типичных европейских стран, где работники отдыхают больше. Как правило, работодатели злоупотребляют своим положением и прописывают в контрактах обычно около 13 оплачиваемых отгулов в год, а то и меньше. 
Основным источником права в США является свод законов. Он действует на всей территории Америки. Раздел 29 данного свода посвящен право регулированию трудовых отношений. Кроме того, в США так же принимались отдельные нормативно – правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Например, в 1938 году был принят закон «О справедливых трудовых стандартах». В нем впервые закреплялись права и обязанности работников и работодателей в сфере труда. Он был призван обеспечить минимальные гарантии уровня заработной платы и других условий труда в США. В нем устанавливается минимальный размер оплаты труда, а также впервые установились понятия «работник» и «работодатель».
Японская модель рынка труда долгие годы признавалась одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Основой японской модели выступает система трудовых отношений, базирующаяся на принципе «пожизненного найма», которая гарантирует занятость работника на предприятии до 55–60 лет. Размеры социальных гарантий и заработная плата работников напрямую зависят от количества проработанных лет. Работники планомерно проходят повышение профессиональной квалификации в надлежащих производственных службах и передвигаются на новые рабочие места строго по плану. Воспитание творческого отношения к труду, рост ответственности за качество работы, забота о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм» − характерные черты японской модели. 
Европейская модель регулирования трудовых отношений включает в себя такие страны как Великобритания, Франция, Италия, в том числе и Россия. Данная модель включает в себя сильное влияние государства на экономику, борьбу против неравенства граждан, защиту прав работников, высокий уровень социальных гарантий, существование минимального размера оплаты труда и сохранение рабочих мест. В трудовом кодексе Российской Федерации – основном документе, который регулирует отношения между работником и работодателем в нашей стране, прописано, что трудовой договор должен быть обязательно заключен. 
Проанализировав трудовое право в России и зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что трудовой договор и трудовые отношения являются социально значимыми для современного общества.
 


Глава 2. Анализ состояния, тенденций развития рынка труда и политики занятости населения в Российской Федерации и Республике Дагестан
2.1. Анализ состояния рынка труда и политики занятости населения в Российской Федерации
В условиях российской действительности важным элементом рынка рабочей силы выступает его региональная составляющая, так как формирование и развитие рыночных отношений в России проходит в условиях существенных диспропорций территориальных уровней экономического развития и производительности труда, разнообразия в природно-климатических условиях, национально-культурных традициях, технико-экономическом потенциале и, само собой, в региональном трудовом потенциале. 
В научных работах учеными особое внимание уделяется возможностям отдельного региона по формированию и модернизации существующей структуры рынка труда, тем самым обеспечивая стабильное развитие территорий и их способность противостоять различным негативным последствиям и экономическим угрозам.
Следует отметить, что особенность российского рынка труда, заключающаяся в том, что он включает относительно изолированные региональные рынки, обусловливает потребность их анализа для выявления имеющихся проблем в сфере труда и предопределяет возможность использования проведенной оценки для разработки политики государства в области регулирования занятости на мезоуровне.
Региональную специфику функционирования рынка рабочей силы рассмотрим на примере Республики Дагестан (РД), как территории с напряженной ситуацией в сфере занятости населения, проанализировав тренды основных показателей функционирования рынка рабочей силы региона в сравнении с Российской Федерацией (РФ) и СевероКавказским федеральным округом (СКФО). Численность рабочей силы (экономически активного населения) по РД в среднем за 2017 г. составила 1359,8 тыс. человек (табл. 1), где прирост по сравнению с 2006 годом составил 11%.
Таблица 1 Численность рабочей силы в РД, СКФО и РФ (тыс. чел.)
    РД    СКФО    РФ
2006    1224,5    4054,4    74418,9
2007    1250,0    4194,0    75288,9
2008    1328,6    4280,7    75700,1
2009    1301,6    4371,4    75694,2
2010    1271,7    4357,5    75477,9
2011    1358,9    4434,4    75779,0
2012    1329,2    4485,4    75676,1
2013    1320,1    4524,6    75528,9
2014    1324,7    4544,1    75428,4
2015    1300,9    4492,3    76587,5
2016    1334,9    4535,1    76636,1
2017    1359,8    4559,3    76108,5
Источник: официальный сайт Росстата – URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rab-sila18-pril.rar
Сравнительный анализ динамики численности рабочей силы показал, что в целом по РФ в период с 2006 по 2017 годы произошло ее увеличение на 2,3%, или 1689,6 тыс. человек. В СКФО прирост экономически активного населения составил 12,5%, что в абсолютном выражении – 504,9 тыс. человек. На 135,3 тыс. человек этот прирост был обеспечен за счет РД. Однако, выглядящая на первый взгляд благоприятно, ситуация ростом численности рабочей силы отражает не столь однозначные тенденции. Как видно из рисунка 1 динамика прироста численности рабочей силы в РД определяется резкими перепадами, относительно СКФО и РФ, а в среднем за 2007-2017 гг. наблюдается снижение темпов роста экономически активного населения по всем рассматриваемым объектам оценки
 
Рис. 1. Динамика прироста численности рабочей силы в РД, СКФО и РФ (%)
Заслуживает внимания динамика показателя «уровень участия в составе рабочей силы населения» (рис 2.), который отражает долю населения страны трудоспособного возраста, которое активно участвует в деятельности рынка труда, работая или пребывая в поисках работы.
 
Рис. 2. Динамика уровня участия в рабочей силе населения в РД, СКФО и РФ (%)
Если по РФ и СКФО наблюдаются устойчивая тенденция роста уровня участия в составе рабочей силы населения, что свидетельствует о повышении интереса к официальной занятости среди населения, то РД отличает нисходящий тренд и снижение индикатора по сравнению с СКФО начиная с 2012 года и еще большее отставание от средних значений по РФ.
 
Рис. 3. Уровень участия в рабочей силе населения по возрастным группам в РД, СКФО и РФ в 2017 г. (%)
Анализ уровня участия в рабочей силе населения по возрастным группам выявил отставание РД от средних показателей РФ и СКФО в возрастных категориях от 20 до 59 лет (рис. 3). При этом наблюдается превышение по РД уровня участия в рабочей силе населения по возрастным группам 15-19 лет и 60-72 года, аналогичных показателей СКФО И РФ. Это говорит о том, что молодёжь Дагестана в возрасте 15-19 лет вместо того чтобы получать образование, а лица в возрасте 60-72 года после выхода на пенсию продолжают работать или находятся в активном поиске работы. Оценивая динамику занятости населения следует отметить что в целом по РФ за с 2006 по 2017 годы произошло увеличение количества занятых на 2973,3 тыс. человек или 4,3%. В СКФО прирост числа занятых составил 29,3%, в абсолютном выражении – 919,0 тыс. человек. Доля Дагестана за рассматриваемый период в приросте занятых СКФО составила 242,0 тыс. человек, или 25,4% к 2006 году (таб. 2).
Таблица 2 Численность занятых в РД, СКФО и РФ (тыс. чел.)
    РД    СКФО    РФ
2006    954,4    3139,0    69168,7
2007    997,4    3386,8    70770,3
2008    1153,7    3609,6    71003,1
2009    1130,2    3670,2    69410,5
2010    1083,2    3638,6    69933,7
2011    1186,8    3791,4    70856,6
2012    1173,9    3898,6    71545,4
2013    1167,3    3938,5    71391,5
2014    1189,5    4036,8    71539,0
2015    1160,6    3993,5    72323,6
2016    1188,8    4035,4    72392,6
2017    1196,4    4058,0    72142,0

Не смотря на столь значительный прирост числа занятых в СКФО и РД в течение 2006-2017 гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов их роста. Как видно из рисунка 4 динамика прироста численности занятых в РД выражена резкими перепадами, относительно СКФО и РФ, с относительной стабилизацией после 2012 года.
 
Рис. 4. Динамика прироста численности занятых в РД, СКФО и РФ (%)
Что касается уровня занятости населения, СКФО и РД на протяжении 2006-2017 гг. представлены более низкими значениями показателя «уровень занятости населения», по сравнению со среднероссийскими, а начиная с 2012 года Дагестан стабильно отставал и от СКФО (рис. 5).
 
Рис. 5. Динамика уровня занятости населения в РД, СКФО и РФ (%)
В СКФО и РД сохраняется проблема высокого уровня неформальной занятости, т.е. официально незарегистрированной экономической деятельности (табл. 3). Официальная статистика зарегистрировала в 2017 году масштабы неформальной занятости, в соответствии с которыми ее уровень по СКФО и РД, составил соответственно 44,9% и 56%, в то время как средний показатель по России – 19,8%. Анализ структуры занятых по месту основной работы выявил, что более 54,9% работающих в РД осуществляют трудовую деятельность в собственных домашних хозяйствах, в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица; по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в фермерском хозяйстве, в то время как в СКФО и РФ на предприятиях, в организациях со статусом юридического лица работают соответственно 56,1% и 81,6% занятых (рис. 6)
Таблица 3 Численность занятых в неформальном секторе по типу занятости в РД, СКФО и РФ в 2017 г
    

Всего, тыс. человек    в том числе заняты    Занятые в неформальном секторе в % к общей численности занятого
населения
          

только в неформальном секторе    
в          неформальном и формальном секторах    из них     
                    с основной работой в неформальном секторе    с дополнительной работой в неформальном секторе     
РФ    14253,0    13298,8    954,2    16,4    937,8    19,8
СКФО    1823,2    1780,2    42,9    0,04    42,9    44,9
РД    669,5    656,2    13,3    …    13,3    56,0

Представленный сравнительный анализ показателей численности рабочей силы, занятых и безработных Республики Дагестан, Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации дает возможность оценить развитие рынка рабочей силы региона за более чем десятилетний период и демонстрирует, что за сравнительно благополучной ситуацией на региональном рынке труда, скрываются столь противоречивые тенденции и диспропорции, требующие формования и реализации взвешенной и эффективной политики государства направленной его устойчивое развитие. На федеральном и региональном уровнях необходима кардинальная перестройка институциональных механизмов рынка труда, обеспечение эффективного его мониторинга, разработка и совершенствование программ развития и повышения кадрового потенциала, стимулирование создание новых высокотехнологичных рабочих мест.


2.2. Оценка основных направлений реализации государственной политики занятости в Республике Дагестан
 Проводимые в настоящее время социально-экономические преобразования характеризуется активным поиском путей решения проблем регионального развития, среди которых особую актуальность приобретает проблема формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения. Территориальные особенности социально-экономических ситуаций в регионах Российской Федерации чрезвычайно разнообразны. 
Несмотря на стабилизацию положения на рынке труда в целом по России в последние годы, в ряде регионов Российской Федерации ситуация в сфере занятости остаётся напряженной. Ситуация на рынке труда характеризуется напряженностью в большей степени в регионах, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем по России в целом. К сожалению, этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем. 
Республика Дагестан, входящая в состав Северо-Кавказского федерального округа, является ярким примером территории с напряженной ситуацией в сфере занятости населения. 
За 2000-2020 годы численность экономически активного населения в Дагестане увеличилась на 36,7 % и составила 1 338 тыс. человек. Число занятых за этот же промежуток времени увеличилось на 22,3 %. Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом, так как количество рабочих мест в экономике растет гораздо медленнее, чем численность экономически активного населения республики.
Большая часть населения Дагестана проживает в сельской местности, а сельское хозяйство - это ключевой сектор экономики региона. Не смотря на санкционное давление на Российскую Федерацию, ориентацию на импортозамещение, рост численности сельского населения и сохранение ее доли в общей численности населения региона на уровне 54,8% в Республике Дагестан с 2013 года наблюдается тенденция к сокращению доли занятых в сельском хозяйстве. Это говорит о том, что меры, предпринимаемые органами государственной власти, направленные на стимулирование импортозамещения недостаточно эффективны. Фактором, сдерживающим рост занятости в аграрном секторе экономики региона, также является нестабильное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций: высокие долговые обязательства, низкое материально-техническое обеспечение. 
В Дагестане наблюдается перераспределение рабочей силы из сельских территорий в города региона, чему способствует более благоприятная конъюнктура на городском рынке труда.
Для нормализации ситуации в сфере занятости населения в Республике Дагестан требуется организованная политика занятости, учитывающая на федеральном и региональном уровнях динамику численности населения, потенциальных работников, инвестиционных процессов, а также взаимодействие работодателей, работников и служб занятости населения. От решения проблем занятости в Республике Дагестан, зависит уровень благосостояния населения и возможность переход региона к устойчивому развитию.
Мероприятия в области содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, оказания материальной поддержки гражданам в период их вынужденной безработицы, обеспечения потребностей предприятий в квалифицированной рабочей силе в Республике Дагестан осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и подконтрольные министерству структуры. 
В республике Дагестан разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 марта 2016 г. № 71 государственна


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.