Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психология труда, инженерная психология и эргономика, организационная психология

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2735277

200 руб.

Просмотров
2037
Размер файла
62.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение3
Раздел 1 Психология труда, инженерная психология и эргономика5
1.1. Развитие психологии труда 5
1.2 Объект, предмет и задачи 6
1.3 Понятие труда, его психологические признаки
и психические регуляторы8
1.4 Инженерная психология и эргономика12
Раздел 2 Организационная психология16
2.1 Понятие, предмет и объект изучения16
2.2 Основные понятия организации, ее внутренняя среда 18
2.3 Области применения организационной психологии,
ее связь с психологией труда20
Заключение23
Список использованной литературы24
Введение
Актуальность темы реферата «Психология труда, инженерная психология и эргономика, организационная психология» заключается в том, что эти, недавно появившиеся отрасли психологического и инженерного знания, переживают в настоящее время интенсивное развитие. За последние 15-20 лет произошли радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельных предприятий. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей. Наблюдаются структурные изменения в экономике, широкое распространение информационных технологий, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда. Меняются представления о профессионализме, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов.
Профессии инженера-психолога, эргономиста, инженера-проектировщика связаны с созданием рабочей среды человека, в которую включены разнообразные технические средства и системы. Часто инженеру-конструктору недостаточно психологических и эргономических знаний для грамотного проектирования оборудования и систем, содержащих оператора в качестве управляющего и контролирующего звена. Именно по этой причине появляются неудобные рабочие места, тесные кабины самолётов, неуправляемые комплексы, системы с постоянно возникающими нештатными ситуациями, ведущими к авариям и катастрофам. Кроме инженерных знаний и умений, необходимо опираться на эргономику и инженерную психологию, дисциплины научно-практического комплекса под общим названием «человеческий фактор», учитывающие особенности проектирования техногенной среды. [6] Организационная психология имеет важное значение для областей, связанных с исследованием, учетом, коррекцией и проектированием психологических аспектов деятельности человека в рамках целостных организаций.
В ходе работы над рефератом была проанализирована соответствующая литература. Так, в учебнике Сергеева С.Ф. рассмотрены история возникновения и развития, основные понятия эргономики и инженерной психологии. Доктор психологических наук Толочек В. А. раскрывает взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, анализирует тенденции развития научных дисциплин. Автор Белоусова Н.С. описывает становление и развитие психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Анализирует влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность и безопасность труда. Особое внимание уделено в пособии описанию функциональных состояний субъекта труда. В работе «Организационная психология» Реньш М.А. представлены основные концептуальные положения по ведущим проблемам организационной психологии, рассмотрены теоретико-методологические подходы. В учебном издании Рогова Е.И. показаны методологические и прикладные проблемы психологии.
Так же был сделан обзор литературы на данную тему ведущих ученых и преподавателей в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики таких как Климов Е.А., Носкова О.Г, Солнцева Г.Н., Караяни А.Г., Моргунов Е.Б. и других исследователей.
Цель данной работы: изучить психологию труда, инженерную психологию и эргономику, организационную психологию.
Задачи работы:
1. Изучить объект, предмет и задачи психологии труда.
2. Рассмотреть понятие труда, его психологические признаки.
3. Изучить основные понятия инженерной психологии и эргономики.
4. Изучить основные понятия организационной психологии.
5. Рассмотреть области применения организационной психологии.
Раздел 1 Психология труда, инженерная психология и эргономика
1.1. Развитие психологии труда
Отрасли психологического и инженерного знания появились совсем недавно. Ведущую роль в середине XX века вследствие технического перевооружения производства обрела инженерная психология. Именно в этой области велись масштабные и последовательные исследования, были сосредоточены наиболее квалифицированные научные кадры. В связи с актуализацией «человеческого фактора» в 1960-1970-е гг. на лидирующие позиции выходит эргономика, обретающая все большую автономию с 1980-х гг. и ставшая самостоятельной дисциплиной, организационная психология. С 1990-х гг. по сегодняшний день профессиональное обучение взрослых является наиболее динамично развивающейся научной дисциплиной. [7]
Предметом исследования психологии труда всегда будет оставаться человек как отдельный индивид, который взаимодействует с предметом и средствами труда. Психология поступательно продвигается навстречу его индивидуальности. Со временем изменятся условия труда человека как субъекта. Уже сейчас ученые обсуждают такие вопросы, как гибкий рабочий график, частичная занятость, вариативность условий рабочего места («виртуальные работники», «виртуальные рабочие места»). Каждая историческая эпоха будет вносить новые и новые «вводные».
Человек не существует в обществе как изолированный индивид, даже если выполнение его трудовых функций не предполагает взаимодействия с другими людьми, и он занят индивидуальной трудовой деятельностью. На его психофизиологическом и психологическом состоянии неизбежно будут сказываться социальные факторы — от «внешней социальной среды» (статус, наименование должности, престиж профессии, статус организации в обществе, образовательный ценз) до «внутренней» (групповые нормы, психологический климат, отношения с коллегами и руководством). [7]
Серьезные коррективы в организацию труда внесли такие исторические глобальные изменения труда, как сокращение доли тяжелого неквалифицированного и физического труда, внедрение высоких технологий, компьютеризация производства, миграции рабочей силы, сокращение рабочей недели, интенсификация профессиональной деятельности, возрастание эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, усиление контроля за продуктивностью работы в течение дня каждого человека. Это будет порождать новые вопросы, на которые наука должна находить ответы. [7]
1.2 Объект, предмет и задачи
Психология труда является комплексом научных дисциплин о труде как процессе развития и функционирования человека как субъекта труда и как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психологических и психофизиологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, заболеваниях, деформациях. Психология труда изучает закономерности деятельности человека как субъекта, закономерности развития и формирования человека как субъекта труда. В компетенцию психологии труда входят разработка понятийного аппарата и методологии, анализ отношений, динамики и параметров основных феноменов, возникающих в процессе труда субъекта, таких как профессия, рабочее место и так далее. Психология труда долгое время была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как эффективности его профессиональной деятельности в частности и профессионала в целом. [7]
Психология труда является именно научной дисциплиной, так как она изучает условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде.
Важнейший предмет изучения психологии труда — человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как творца по отношению к противостоящим ему объектам социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», который обеспечивает взаимодействие всех ее компонентов. [7]
Объектом психологии труда является труд как социальная активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности.
Предметом психологии труда являются процессы, психологические факты и закономерности, возникающие в результате трудовой деятельности человека, его развития и функционирования в качестве субъекта, индивида, личности и индивидуальности.
В широком смысле психологией труда называется комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, который вступает в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора». [7]
В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях. [7]
Главная задача психологии труда помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда. Отечественная психология рассматривает труд человека как деятельность, включенную в систему общественных отношений и не существующую вне их.
Общепризнана концепция деятельности А. Н. Леонтьева, названная «теорией деятельности», а позже — «деятельностным подходом». Деятельность рассматривается А. Н. Леонтьевым как система, включенная в общественные отношения, как процесс, в котором происходит взаимный переход между категориями «субъект-объект». Общественные условия жизни человека задают мотивы и цели его деятельности. [7]
1.3 Понятие труда, его психологические признаки и психические регуляторы
Автор Е.А.Иванова рассматривает труд в контексте понятия деятельность. Она отмечает, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности». [7]
В отечественной психологии труд рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности регулирует и контролирует обмен веществ между природой и собой.
Труд является сознательной деятельностью людей, которая направлена на создание духовных и материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. [7]
Основные черты труда человека: - его роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; - его целесообразность; - значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; -активизация всех познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, воображения в планировании и осуществлении трудовой деятельности. Роль этих процессов по мере усложнения техники все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда проявляют у человека определенные волевые усилия, сформированные и формирующиеся в процессе мотивационной и смысловой деятельности. Труд – это основной источник формирования и проявления разных чувств человека, которые определяются степенью удовлетворенности трудом, процессом и его результатами.
Рассматривая труд как сложное историческое, экономическое, социальное и культурное явление, необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы понимаем совместную целесообразную деятельность человека, которая направлена на удовлетворение своих естественных потребностей, на поддержание своего физического существования; разделение деятельности на отдельные действия, их регламентацию и координацию активности человека и групп людей. Труд в широком смысле является общественным по характеру процесса взаимодействия людей по преобразованию ими внешнего мира и собственной природы человека, процесса его становления и развития как личности и активного субъекта своей жизнедеятельности. [7]
Психологическими признаками труда являются:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Деятельность можно назвать трудовой если предвосхищаемый результат, который обозначается как социально ценный для широкой общности людей, коллектива. [1]
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в случае, если при других равных условиях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. Когнитивный компонент выражается в осознании субъектом труда ответственности перед людьми. Аффективно-волевой компонент – в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, которые связаны с параметрами стабильности условий и процессов осуществления деятельности, соотносимыми с ее целью. Человек не только понимает, какой цели в труде он должен достичь, но и эмоционально переживает процесс осуществления трудовой деятельности. Он соотносит выполненные и планируемые трудовые операции с идеальным итогом.
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Реализация трудовой деятельности предполагает понимание субъектом труда своих возможностей и ограничений, способов применения орудий и средств труда, умение делать соответствующий выбор.
4. Осознание производственных зависимостей, отношений между людьми («живых» и овеществленных). Практически всегда вещественные средства, орудия, условия труда скрывают в себе овеществленные отношения между людьми. Инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены, материалы кем-то добыты, изготовлены, подготовлены, условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме. Если человек безответственно относится к инструментам, портит полуфабрикаты, заготовки, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она происходит на штатном рабочем месте. [1]
Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы. [7]
Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности): - чувственный, сенсорный, перцептивный; -репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение); - репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).
Образ субъекта: - актуальный «Я-образ» (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений); - обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; «Я среди других»; «Я как представитель профессиональной общности», «Я как личность», «Я как индивидуальность» и др.). [7]
Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений: - потребности и функциональные состояния; - эмоции, чувства, эмоциональные отношения; - характер, направленность личности, мировоззрение; - профессионализм, опыт, знания, умения, навыки.
Люди способны в разной степени различать степень интенсивности воздействующих на них факторов среды, таких как зрительные, акустические, тактильные, вкусовые, пространственные и др. Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно увидеть, другому — услышать, третьему — «почувствовать» предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые характеризовались изначально выраженными природными задатками. [7]
Только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма обеспечивается высокая работоспособность при любом виде деятельности. Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, которая характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Физиологи установили, что работоспособность – величина переменная и связана с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. [1]
1.4 Инженерная психология и эргономика
Целью инженерной психологии является разработка психологических основ для проектирования и создания новой техники с учётом «человеческого фактора» и с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, влияющих на эффективность системы «человек — машина». Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, который выполняет функции управления сложной системой. Сложная система «человек — машина» отличается двумя главными признаками. В такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него через дистанционные передачи, а не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда. Человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и осуществляет воздействие на управляемый объект посредством органов управления. Инженерная психология — отрасль науки, которая изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Полученные результаты используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий. [6]
Предметом инженерной психологии являются процессы и структура информационного взаимодействия человека и технических систем, в том числе приёма, хранения, переработки информации, принятия решений и психической регуляции управляющих действий. Объектом инженерной психологии является система «человек — техника». Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку. Как техническая наука инженерная психология изучает технические средства деятельности с целью изменения их в направлении оптимизации информационного взаимодействия в системе «человек — машина». Как практическая дисциплина инженерная психология решает вопросы внедрения психологических знаний в практику проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ). [6]
Предметом эргономики является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния факторов внешней среды. Объектом изучения эргономики является система «человек — техника — среда» и так называемые эргатические системы.
Эргономика является научно-прикладной дисциплиной, которая занимается изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика, как отрасль науки, изучает человека или группу людей и их деятельность в условиях производства с целью совершенствования условий, орудий и процесса труда. Главными целями эргономики являются: повышение эффективности систем «человек — техника — среда» (в разных вариантах — «человеко-машинного комплекса», «эргатической системы», обеспечение безопасного труда и обеспечение развития личности профессионала в процессе труда. [6]
Также эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, его затраты энергии, интенсивность и производительность при конкретных видах работ. Эргономика исследует физиологические, анатомические и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, в промышленном дизайне. Метод исследования эргономики - системный подход. [6]
Эргономика условно делится на три подобласти: микро-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — машина»; миди-эргономика — исследование и проектирование систем «человек — рабочая группа, экипаж, коллектив, организация», «коллектив — машина», «человек — сетевое сообщество, сеть», «коллектив — организация»; макро-эргономика — исследование и проектирование систем «организация — система организаций», «человек — социум, общество, государство». [6]
В эргономике в настоящее время выделяется три основных направления:
Эргономика физической среды, которая рассматривает вопросы, связанные с анатомическими, физиологическими, антропометрическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Решаются вопросы выбора оптимальной рабочей позы, организации рабочего места профессионала, обеспечения профессионального здоровья и надёжности функционирования на рабочем месте, создания комфортной обстановки. [6]
Когнитивная эргономика связана с когнитивными психическими процессами, которые оказывают влияние на функционирование элементов системы «человек — машина — среда». Решаются проблемы организации принятия решений, интеллектуального труда, разработки систем интерфейса, обеспечения эффективного взаимодействия человека и компьютера. [6]
Организационная эргономика рассматривает вопросы, которые связаны с созданием и оптимизацией социо-технических систем, в том числе их организация и управление. Рассматриваются вопросы создания рабочих коллективов, обеспечения коммуникаций между их участниками, управления групповыми ресурсами и т. д. [6]
Различия между инженерной психологией и эргономикой носят незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки междисциплинарные и используют данные широкого класса, связанных с человеком наук. В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию — или на человека — инженерная психология, или на учёт особенностей человека при проектировании техники — эргономика. Инженерная психология занимается системами «человек — техника», а эргономика — «человек — техника — среда». Инженерная психология — психологическая, теоретическая дисциплина, а эргономика — более практическая, инженерная.
Метод наблюдения — заключается в регистрации внешних проявлений деятельности человека в СЧМ, к которым относятся мимика, речь, поза, результаты труда и т. д. Наблюдение дополняется рядом объективных методов регистрации — фото-, кино-, видеосъемка рабочей позы, показаний приборов, движений, направления взгляда, запись на магнитофон речи. Производятся замеры физиологических показателей — частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности головного мозга, сердца, мышц, снимаются данные методами ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и т. д. [6]
Наблюдение дополняется беседами с операторами и анкетированием.
Эксперимент — изучение психологических особенностей деятельности оператора путем изменения условий, целей или способа её выполнения.
Различают лабораторный и естественный эксперименты. [6]
Лабораторный эксперимент заключается в том, что оператору в лабораторных условиях ставится задача выполнить определённые действия по психологической структуре близкие его действиям в реальной деятельности. Естественный эксперимент — проводится путём анализа и регистрации параметров реальной деятельности испытуемого.
Метод моделирования — заключается в том, что исследуются не сами реальные процессы и явления, а модели — искусственно созданные объекты, аналогичные реальным в определённом отношении.
Различают физические и математические модели. При физическом моделировании исследуется в лабораторных условиях деятельность оператора или её фрагменты с помощью специального имитационного оборудования — тренажёров, стендов, макетов и т. п. При математическом моделировании реальная деятельность заменяется её математическим описанием — формулой, уравнением, неравенством и т. п. [6]
Раздел 2 Организационная психология
2.1 Понятие, предмет и объект изучения
Начало 1960-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной ветви психологии труда — организационной психологии, или психологии организационного развития. Активно использовать понятие организационной психологии стали в 80-е гг. XX в. для обозначения совокупности тех проблем организаций, для решения которых полезно научно-психологическое знание.
Предметом организационной психологии является изучение социально-психологических закономерностей поведения людей в организациях и социально-психологических характеристик самих организаций. Цель организационной психологии заключается в повышении производительности труда и удовлетворенности работой в различных организациях. [3]
Проблема эффективности работы предприятия в организационной психологии рассматривается на разных уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида.
Ее объектом является организация как дифференцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов, процедур, правил.
В организационной психологии исследование проблем влияния психологических факторов на организационную эффективность осуществляется на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Организационный уровень включает анализ преимущественно факторов внутренней среды организации, затрагивающих взаимодействие некоторых отдельных людей, производственных групп и коллективов. [5]
Организационная психология — прикладная отрасль психологии, которая изучает все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях для повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развитии психического здоровья членов организации. Организационная психология занимает пограничное положение между психологией и общей теорией организации. [3]
Организационная психология имеет множество подобластей, в том числе: удовлетворенность работой, развитие карьеры, мотивация труда, групповая динамика, групповые процессы, деятельность руководителя, принятие решений в организациях и совершенствование организационной структуры. Организационную психологию можно определить как применение психологических принципов на проблемы, касающиеся человека, который функционирует в контексте бизнеса и промышленности. К сфере интересов организационной психологии относят использование достижений психологической науки, ее принципов и методов для решения практических задач, которые стоят перед предприятиями и работающими на них людьми. [3]
Предметом организационной психологии являются социальные организации, среди которых выделяют административные, союзные, ассоциативные, различающиеся по целям, форме образования, функционирования. В крупных социальных организациях можно выделять несколько их подструктур: институциональную, технологическую, формальную, неформальную, внеформальную. [7]
Под структурой понимают часть системы, такую совокупность ее компонентов, их отношений и связей, при устойчивости которых сохраняются основные свойства системы. Целенаправленные воздействия на систему для обеспечения и поддержания ее оптимального функционирования называют управлением. [7]
Управление, система, структура в теории систем также имеют несколько основных значений, но в литературе по теории организаций многообразие смыслов этих понятий несколько упрощается, определяется контекстом, например, обычно отождествляются понятия «элементы» и «компоненты».
2.2 Основные понятия организации, ее внутренняя среда
Цели, которые ставят перед собой определенные люди в организации, могут существенным образом отличаться от общей цели организации в силу индивидуальности человека, его восприятия, поведения. Поэтому важно отметить основную дилемму организации – проблему примирения потенциально существующего несоответствия между индивидуальными потребностями и интересами и потребностями, и интересами организации. [5]
Социальная организация в широком смысле представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей членов сообщества. [7]
Понятие организация имеет несколько основных значений:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловливающих его строение;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил, и процедур.
В контексте организационной психологии эти значения можно рассматривать как предмет науки (объединения людей), ее метод (совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), цели и результаты (внутренняя упорядоченность, согласованность).
Понятие «организация» применяется к биологическим, социотехническим, социальным, техническим и другим объектам в связи с изучением и управлением их динамическими характеристиками, связанными с функционированием и развитием. [7]
Основные характеристики организации:
- ее размер как фактор, определяющий характер межличностных отношений сотрудников;
- сложность, связанная со степенью дифференциации (специализации и разделения труда, уровни иерархии управления, территориальное распределение подразделений);
- формализация как выражение потребности в структурированном контроле (изложенные в письменной форме правила и процедуры, выступающие ориентирами и критериями поведения и деятельности всех сотрудников);
- рациональность как форма упорядочения социотехнической системы, основанная на логике деятельности, научном знании и здравом смысле, ориентирующая сотрудников на решение собственных задач, способствующих достижению общей цели;
- иерархическая структура, отражающая различие властных полномочий на разных управленческих уровнях;
- специализация как тип объединения отдельных видов деятельности, выполняемых разными сотрудниками.
Специализация выступает в двух формах — как разделение труда на предельно простые элементы и как специализация, предполагающая формирование комплексов уникальных знаний, умений и навыков. [7]
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. [5]
Оcнoвными внyтpeнними пepeмeнными opгaнизaции являютcя: - цeли – жeлaeмый peзyльтaт, кoтopый cтpeмитcя дocтигнyть чeлoвeк или opгaнизaция; - зaдaчи – пpeдпиcaннaя paбoтa, cepия paбoт или чacть paбoты, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa зapaнee ycтaнoвлeнным cпocoбoм в зapaнee oгoвopeнныe cpoки; тexнoлoгия – cpeдcтвo пpeoбpaзoвaния вxoдoв, бyдь тo люди, инфopмaция или мaтepиaлы, в иcxoдящиe peзyльтaты; - cтpyктypa – группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели; люди – персонал организации. [5]
Важнейшей характеристикой внутренней среды организации является организационная структура. Как правило, структура организации определяется как набор элементов (подразделений), а структура управления – как система связей, их объединяющих.
2.3 Области применения организационной психологии, ее связь с психологией труда
В отечественной психологии круг прикладных проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, соотносится с такими дисциплинами, как психология труда, инженерная психология и эргономика. Организационная психология возникла на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда поле зрения специалистов по человеческому фактору стали все чаще попадать проблемы, которые связаны с рассмотрением работы человека в рамках целостных организаций — промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений. [3]
Фактически в комплексе психологических наук о труде произошло разделение на две самостоятельные области: инженерную психологию и эргономику, прежде всего рассматривающую систему отношений «человек — техника», и ее более гуманизированную ветвь — психологию труда и организационную психологию, уделяющую большее значение психологическим особенностям действующей личности и ее взаимоотношениям с окружающими. С этого момента психология труда и организационная психология начали приобретать свои формы, были утверждены ученые степени и квалификационные требования, организованы первые профессиональные ассоциации, стали выпускаться научные специализированные издания. [3]
Организационную психологию и психологию труда можно использовать независимо друг от друга, но объекты их изучения все равно будут в значительной степени пересекаться. Психология труда применяется, когда акцент ставится на особенностях индивида как детерминантах поведения, тогда как в организационной психологии первостепенное внимание уделяется характеристикам организационных структур. По мере развития исследований стало очевидным, что существуют всевозможные формы взаимодействия между этими двумя группами детерминантов, и потому их четкое разграничение невозможно.
Организационная психология как теоретическое, научное и практическое знание имеет важное значение для областей общественной практики, связанных с исследованием, учетом, коррекцией и проектированием психологических аспектов деятельности человека в рамках целостных организаций. [3]
От организационных психологов ожидается участие в разработке структуры организации, создание и поддержание необходимого уровня внутриорганизационной стабильности, подбор квалифицированного персонала и его развитие.
Организационный психолог — это сотрудник, умеющий собирать и анализировать индивидуальную кадровую информацию, изучать специфику деятельности организации, разрабатывать и реализовывать технологии оценки и подбора кадров, проводить сравнительный анализ различных систем стимулирования труда, прогнозировать кадровый процесс, рассчитывать потребность в кадрах, разрабатывать и реализовывать основополагающие принципы, существующие в организации. [3]
Организационная психология представляет собой совокупнос


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.