это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2735315
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы реферата «Психология развития и возрастная психология, педагогическая психология» состоит в том, что возрастная и педагогическая психология является одной из системообразующих, фундаментальных научных дисциплин в системе общего гуманистического человеко- и обществознания. Любые действия, знания, взаимодействие всегда производит реальный живой человек, его неповторимая психика. Поэтому определенная психологическая грамотность и культура нужна каждой конкретной личности, в любой жизненной ситуации. Человеческое существование невозможно без обнаружения субъектом самого себя в этом мире, без работы самопознания.
Возрастная психология и педагогическая психология имеют много общего, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях. Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека.
Практически все крупные ученые, которые оставили свой след в науке, занимались вопросами возрастной и педагогической психологии. Психология развития тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии.
Педагогическая психология является наукой, предметным полем которой является образование. Современная педагогическая психология формируется на принципе неразрывности субъекта и объекта.
В ходе работы над рефератом была изучена литература на заданную тему. Среди литературных источников можно выделить учебник Болотовой А.К. и Молчановой О.Н. «Психология развития и возрастная психология», в котором представлены основные теории и подходы к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии. В нем показаны все возрастные этапы и особенности развития. В работе Клюевой Н.В. «Педагогическая психология» освещены современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, которые выражены в характеристике предмета, принципов, задач и методов педагогической психологии. Большое внимание уделяется связи образования и культуры, принципам построения образовательного процесса, философско-психологическим основам и роли психолога, работающего с детьми, педагогами, управленцами, родителями. Шаповаленко И.В. в своей работе «Возрастная психология представляет периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. В работе были использованы источники других известных авторов, таких как Калиновой О.В., Марковой А.К., Молчановой О.Н., Сосновского Б.А., Телегиной Э.Д., Хухлаевой О.В., Зыкова Е.В., Базаевой Г.В. и др.
Цель данной работы: изучить понятия психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии.
Задачи работы:
1. Изучить предмет и объект психологии развития.
2. Изучить предмет и объект возрастной психологии.
3. Изучить предмет, задачи и структуру педагогической психологии.
4. Рассмотреть методы исследований.
5. Ознакомиться с этикой научного исследования изучаемых видов психологии.
Раздел 1. Психология развития и возрастная психология
1.1 Предмет и объект изучения
Психология развития является отраслью психологической науки, изучающей закономерности и факты психического развития человека в онтогенезе. Психология развития или возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка. В настоящее время детская психология является одним из разделов возрастной психологии, наряду с психологией отрочества (юности), взрослости (зрелого возраста) и геронтопсихологией (психологией старости). [1]
Основная задача психологии развития - исследование целостного психического развития на протяжении всей жизни человека.
В отечественной психологии существует тенденция разделять предметы изучения возрастной психологии и психологии развития. [6]
Предметом психологии развития является изучение общих тенденций и закономерностей психического развития человека в онтогенезе, раскрытие механизмов, факторов, движущих сил и возрастной периодизации развития.
Предметом возрастной психологии есть изучение и раскрытие особенностей психического развития человека на различных возрастных этапах.
Психология развития рассматривается как методологическая база возрастной психологии. Онтогенез, развитие и возраст являются ключевыми понятиями как в возрастной психологии, так и в психологии развития. [1]
Онтогенез — отрезок жизни отдельного человека от рождения до смерти. Это понятие обозначает только хронологические рамки индивидуального времени жизни безотносительно его содержания. Онтогенез рассматривается как универсальная и неизменная последовательность относительно ограниченных и устойчивых стадий, характерная для всех представителей данной культуры, где каждый возраст представлен отдельно.
Развитие является закономерным изменением явления или процесса во времени, выраженным в качественных и структурных преобразованиях. Главное, что отличает понятие развития — это акцент на появлении чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. Сравним с другими понятиями. Рост — усовершенствование какой-либо конкретной функции или качества; увеличение размеров, функциональных возможностей в целом органа или организма. Созревание — психофизиологический процесс изменения в соответствии с генетическим планом. Научение — процесс приобретения опыта индивидуального, изменение поведения в результате внешних воздействий. Социализация — процесс усвоения установок, норм, жизненных ценностей, обычаев, ролей и ожиданий конкретной социальной группы, которые позволяют человеку чувствовать себя и функционировать в качестве полноправного члена общества. Таким образом, развитие может включать процессы роста, созревания, научения, социализации, но к ним оно не сводится. [1]
Основные особенности процесса развития:
- тенденция к изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;
- необратимость развития: полное восстановление того, что было раньше, невозможно;
- обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса;
- неравномерность развития: периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;
- зигзагообразность развития, связанная с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают хуже, чем старые;
- гетерохронность развития: несовпадение темпов развития и сроков формирования различных психических функций;
- переход стадий развития в уровни: с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы;
- тенденция к устойчивости.
Возраст является важнейшим понятием психологии развития. Это определенный, ограниченный хронологическими относительными границами период в психическом и физическом развитии человека. Возраст — конкретно-историческая категория, сами периоды и их содержание обусловлены исторически и определяются уровнем культурного и социально-экономического развития общества. Возраст развития и критерии его оценки отражают различные аспекты развития человека: психологический, биологический и социальный. [1]
Биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст связан с выполняемыми социальными ролями, с положением индивида в системе общественных отношений; психологический возраст определяется характером уровнем эмоционального и личностного развития, сенсомоторной и умственной деятельности, переживанием и отношением ко времени собственной жизни.
Периодизация развития представляет разделение онтогенеза на последовательные отдельные возрастные периоды, эпохи, фазы или стадии есть. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития и отвечать следующим требованиям: - описывать качественное своеобразие каждого периода и его отличия от других периодов; - определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; - устанавливать неизменную последовательность стадий развития; - иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предыдущем, включает и развивает его достижения. [5]
Развитие обусловлено тремя взаимодействующими между собой факторами: нормативными историческими, нормативными возрастными и ненормативными. Сила воздействия этих факторов различается в зависимости от возраста человека. Дети и старики больше подвержены влиянию нормативных возрастных факторов. В период юности и ранней взрослости наибольшее влияние приобретают нормативные исторические факторы. Накопленный эффект случайных ненормативных событий часто приобретает для пожилых людей особое значение. [1]
1.2 Методы изучения
В психологии развития часто используются две стратегии изучения развития: лонгитюдный метод - метод продольных срезов и срезовый метод - метод поперечных срезов.
Лонгитюдное исследование — организация исследования, в которой одни и те же люди на протяжении определенного периода времени обследуются несколько раз. Временной промежуток может быть коротким - несколько месяцев или продолжительным - несколько десятилетий.
Лонгитюдный подход имеет основные два преимущества. Во-первых, он позволяет установить общие паттерны и индивидуальные различия в развитии. Только этот подход дает возможность непосредственно измерить возрастные изменения. Также это единственный способ построить график индивидуального развития и оценить изменчивость или стабильность во времени. Кроме того, дает возможность эффективно проследить постепенные, непрерывные трансформации, которые происходят в процессе развития. Во-вторых, лонгитюдные исследования выявляют связи между предшествующими и последующими событиями и поведением, каким-то фактом окружающей среды человека и некоторым аспектом его развития в дальнейшей жизни. [1]
Недостатком является то, что лонгитюдные исследования изучают развитие группы людей, родившихся и развивающихся в один период времени и находящихся под влиянием конкретных исторических условий. Результаты исследования одной группы могут не подойти людям, которые живут в другое время. Также неизбежно происходит смешение возраста и исторического времени измерения. Если результаты повторного тестирования и результаты первого отличаются, то это можно объяснить либо возрастом, либо временем обследования. Лонгитюдные исследования требуют больших финансовых затрат, времени, что объясняет относительно редкое их использование.
Метод поперечных срезов является стратегией исследования, при которой изучаются и сравниваются в один и тот же промежуток времени группы людей разных возрастов. Этот метод более экономичен, требует меньше временных и материальных затрат. Модель срезов дает возможность выявить наиболее общие закономерности развития, оценить долговременные изменения, установить возрастные различия между разными группами. [1]
Недостатки метода заключаются в том, что данные об изменениях, непосредственно происходящих на индивидуальном уровне, оказываются недоступными, отсюда невозможность выявить индивидуальные различия, изучить индивидуальную непрерывность поведения. Еще одна проблема связана со смешением возраста и поколения (когорты). Респонденты входят в разные возрастные группы, появились они на свет в разное время, росли в разных условиях. Предположим, в исследовании были обнаружены различия между группой 15-летних и группой 25-летних лиц. Но чем объясняется это различие — возрастом или разницей между поколениями, метод поперечных срезов ответить не в состоянии.
Психология развития применяет все методы психологической науки, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. [6]
Как научный метод, наблюдение представляет собой целенаправленное и организованное фиксирование психологических фактов в естественных условиях жизни с целью их объяснения при невмешательстве в них наблюдающего. Общая структура наблюдения включает этапы: - определение целей и задач наблюдения; - определение предмета наблюдения (что именно подлежит наблюдению) и объекта наблюдения (отдельные индивиды или группа), ситуации; выбор способа наблюдения, обеспечивающего сбор необходимой информации; - выбор способов регистрации данных; - построение плана наблюдения; - обработка и интерпретация полученной информации.
Метод наблюдения одновременно наиболее ценный и сложный из методов исследования. Он распространен в работе с младенцами и маленькими детьми, может применяться при изучении развития людей любого возраста. Методы наблюдения включают ведение дневниковых записей, естественное — наблюдение поведения в естественных условиях; структурированное — наблюдение поведения в лабораторных условиях, одинаковых для всех участников исследования. [1]
Большим преимуществом естественного наблюдения является возможность непосредственно увидеть повседневное поведение, которое намерены объяснить исследователи.
При структурированном наблюдении в лаборатории исследователь создает условия, вызывающие интересующее его поведение, поэтому каждый участник имеет равную возможность для реагирования. Структурированное наблюдение дает возможность лучше контролировать ситуацию исследования, чем естественное наблюдение. Этот метод особенно полезен для изучения взаимоотношений родители—ребенок или дружеские отношения, которые редко могут наблюдать исследователи в повседневной жизни.
Проблема, связанная с методом наблюдений - определение точности результатов наблюдения. Одним из факторов, влияющих на точность наблюдения является само присутствие наблюдателя, так как люди часто изменяют свое поведение, если знают, что являются объектом наблюдения. Другим фактором, который искажает результаты, может стать необъективность наблюдателя, который фиксирует то, что ожидает увидеть, или интерпретирует результаты в соответствии со своими ожиданиями и гипотезами. [1]
Экспериментальное исследование - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется, подлежащий изучению, психологический факт. Экспериментальные исследования преследуют цель проверки гипотезы о причинно-следственной связи между воздействием (независимой переменной) и изменениями состояния индивида (зависимой переменной). Исследователи развития часто проводят эксперименты в условиях, которые приближены к лабораторным, чтобы контролировать переменные, которые могут повлиять на результат исследования. Недостаток лабораторного эксперимента заключатся в том, что интересующее поведение изучается не в естественных условиях, появляется затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.
Экспериментальное исследование бывает констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление имеющегося уровня поведения или психологического качества, на обнаружение и регистрацию структур и связей, которые складываются в процессе индивидуального развития. Формирующий эксперимент проявляется в форме экспериментально-генетического или генетико-моделирующего метода. [1]
В психологии развития кроме основных методов исследования используется ряд вспомогательных. Это методы беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, самоотчета, тестирования и т.д., каждый из которых адаптирован к возрастным особенностям испытуемых.
Среди диагностических средств, используемых в детской психологии, рисуночные методы стоят на первом месте. Для диагностического использования рисунков важно, что они отражают не сознательные установки, а бессознательные переживания и импульсы. Рисуночные методики очень информативны, они позволяют оценить умственное развитие и выявить личностные особенности человека. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их близость к обычным видам человеческой деятельности, естественность. [6]
Важное для детской психологии, имеет клинический метод, который строится в результате одновременного использования интервью, наблюдений, тестовых показателей и часто психофизиологических методов оценки. Он предоставляет полную картину психологического функционирования конкретного индивида.
Особое значение для психологии развития имеют сравнительные методы исследования: близнецовый, который исследует роль наследственности и среды в психическом развитии; метод сравнения нормы и патологии, который акцентирует проблему нормы психического развития и индивидуальных вариантов нормативного развития; кросскультурный, который предполагает выявление особенностей психического развития в зависимости от культурного контекста; биографический, который направлен на выявление устойчивых и закономерных характеристик развития, анализируя жизненный путь разных людей.
1.3 Этика научного исследования
Исследуя процессы развития человека, необходимо бережно относиться к душевному и физическому здоровью участников исследования, их благополучию и чувствам собственного достоинства. Необходимо следовать этическим принципам. Кодексы поведения, этические нормы и стандарты проведения психологических исследований оговаривают права участников исследования и процедуры, которые защищают этих участников. [1]
Перечислим основные этические принципы, одобренные Обществом исследования развития детей, которые служат руководством при организации психологических исследований.
Ненанесение ущерба испытуемому. Исследователь должен воздерживаться от любых действий, способных нанести ребенку физический или психологический вред. Исследователь обязан использовать методы, способные менее всего причинить вред участникам исследования, вызвать у них стресс. Степень риска минимальна, не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни, а также при выполнении обычных психологических тестов.
Информированное согласие. Участие в исследовании добровольное. Будущих участников исследования проинформируют обо всех особенностях исследования, о его содержании и возможных последствиях. Ответы на все их вопросы должны быть в доступной форме, чтобы они на основании полной информации могли принять решение об своем участии в исследовании.
Согласие родителей. Способность детей самостоятельно делать выбор относительно участия в исследовании еще недостаточно сформировалась, поэтому исследователь должен получить согласие родителей ребенка, его опекунов предпочтительно в письменной форме.
Дополнительное согласие. Исследователь должен получить информированное согласие любых лиц, таких как школьные учителя, взаимодействие которых с ребенком является предметом исследования. [1]
Поощрение за участие в исследовании не должно превышать по своей значительности тех поощрений, получаемых ребенком в обычной жизни.
Избегание обмана. Для проведения исследования может потребоваться обман или сокрытие части информации. В подобных ситуациях после проведения исследования необходимо дать исчерпывающее объяснение подлинного характера исследования, испытуемых информировать о мотивах обмана и принять соответствующие меры, чтобы уменьшить негативные последствия ложной информации.
Анонимность и конфиденциальность. Результаты исследования должны быть анонимными, нельзя полученные данные связывать с именем участников. Если полная анонимность невозможна, исследователь должен сохранять в тайне, полученную об испытуемых, информацию.
Взаимные обязательства. С самого начала эксперимента между исследователем и испытуемыми должно существовать ясное соглашение, определяющее обязанности каждой стороны. Исследователь должен выполнить все обязательства и обещания, которые предусмотрены.
Непредвиденные последствия. Если исследовательские процедуры привели неожиданно к нежелательным последствиям для испытуемого, исследователь немедленно должен принять меры по их исправлению.
Сообщение результатов. Сохранить конфиденциальность результатов исследования сложно, когда информацию об индивидуальных результатах запрашивают учителя или родители.
Опасность. Если исследователь в ходе эксперимента узнает о чем-либо, что может угрожать благополучию ребенка, он должен обсудить этот вопрос с родителями, опекунами и специалистами, чтобы оказать ребенку необходимую помощь.
Ответственность ученого за последствия научных открытий. Исследователь всегда должен помнить о общечеловеческом, социальном и политическом значении своего исследования и с особой осторожностью представлять результаты своей работы. [5]
Раздел 2 Педагогическая психология как предмет изучения
2.1 Предмет, задачи и структура
Педагогическая психология является отраслью психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. [3]
Объектом педагогической деятельности выступают процессы учения и воспитания, а предметом является ориентировочная часть деятельности учащихся.
Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. С этой точки зрения, педагогическая психология занимается изучением вопросов формирования познавательных процессов, управления процессом обучения. Она отыскивает надежные критерии умственного развития, условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между учащимся и преподавателем. [2]
Педагогическая психология исследует не только психологические механизмы и закономерности процессов, которые происходят в образовании, но и стремится их внедрить в современную образовательную практику.
Как прикладная дисциплина педагогическая психология ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса. Это предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой. [3]
Основные задачи педагогической психологии: - исследование механизмов и обеспечение условий, которые необходимы для полноценного психического развития учащихся, а также формирования их личности на каждом возрастном этапе; - выявление и проектирование социально-педагогических условий, которые максимально содействуют личностному развитию и самоопределению участников образовательного процесса; - создание методического инструментария, который позволяет выявить и спрогнозировать особенности личностного и интеллектуального развития ребенка; - изучение психологических особенностей субъектов образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка.
Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, его особенности личности и общения, закономерности и этапы его профессионализации. Особое внимание уделяется причинам и способам снятия конфликтных ситуаций, взаимоотношениям внутри педагогического коллектива.
Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, формирования учебной деятельности, ее мотивации. В рамках психологии обучения делается психологический анализ форм и методов обучения, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие психологически здоровой личности. [3]
Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на различных возрастных этапах, рассматривает влияние дальнего и ближнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.
2.2 Принципы педагогической психологии
Формирование современной педагогической психологии направлено на становление жизнеспособного, самостоятельного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания. [2]
Принцип социальной целесообразности. Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей, которые приняты в рамках образовательной системы и в обществе в целом, определяющие социальную целесообразность действий теории и практики. Любое психическое явление или система, которые стали предметом изучения педагогической психологии, анализируется на двух уровнях с точки зрения социальной целесообразности:
- уровень адаптации подразумевает не противоречие индивидуальных норм индивидуума общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности;
- уровень преобразования себя и общества подразумевает создание новых общественно-исторических форм, которые способствуют развитию данного человека как системы и прогрессу общества в целом.
Принцип единства теории и практики заключается в том, что образовательная практика - основной источник проблем для экспериментальных и теоретических исследований педагогической психологии, критерий оценки их результативности. [3]
Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии: - поиск смысловых оснований применения человеком новых психологических знаний; - определение целей психологического воздействия в зависимости от понимания природы человека и его развития; - оценка эффективности применяемых психотехник - целесообразность, характер влияния психолога, краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т.д.
Принцип развития. Цель любого воздействия теории и практики педагогической психологии в конечном итоге - это в целом становление, развитие участников образовательного процесса и системы образования. [3]
Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимосвязь предмета исследования с событиями предыдущими или последующими, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздействий среды.
Принцип системности. Предмет исследования рассматривается как компонент системы, который имеет самостоятельную цель функционирования. Цель любой системы в педагогической психологии - развитие ее участников, которое осуществляется на разных уровнях:
индивидуальном, включающем в себя особенности генотипические, когнитивные, потребностно-мотивационные, эмоциональные, личностные;
социальном, содержащем коммуникативные навыки участников, принципы существования социальной общности, социальных ролей;
духовном, который имеет ценностно-смысловые основания существования человека, субъектность человека - баланс между социальными и индивидуальными моделями поведения, вклад в жизнь других людей.
После установления уровней системы, анализируются взаимоотношения между ними, закономерности их функционирования, изучается генезис системы и системные качества предмета, который изучается. [3]
2.3 Методы педагогической психологии
В педагогической психологии сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный. [3]
Естественнонаучный подход направлен на построение реальной картины происходящего, познание объективных законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, который не влияет на происходящее с исследуемым объектом. Исключено влияние собственного отношения к происходящему. Различные классификации, типологии являются результатом использования математических методов обработки результатов.
Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы: смыслах, ценностях, свободе, ответственности. Для этого подхода самым важным становится не столько понимание психологических фактов и закономерностей, сколько отношение к этим фактам человека, смыслам, которые он им придает. В гуманитарном познании точка исследования смещается с выявления общих закономерностей на поиск особенного, индивидуального. В гуманитарном подходе признается противоречивость, сложность и изменчивость человеческого бытия. [2]
Основные методы педагогической психологии следующие.
Наблюдение - целенаправленное, определенным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение дает возможность выявить в естественных условиях психологические особенности ребенка, учителя или родителя. За ребенком можно наблюдать во время игры со сверстниками или урока, за родителем - во время праздника, который организован в классе, при этом наблюдатель должен опираться на наблюдаемые объективно параметры поведения, не интерпретировать их.
Самонаблюдение представляет собой разновидность наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за своими собственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен быть сформирован достаточно высокий уровень абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии.
Эксперимент - метод сбора фактов в управляемых и контролируемых условиях, которые обеспечивают активное проявление изучаемых психических явлений. По форме проведения бывают естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводят в условиях привычной для испытуемой деятельности в игре, на занятиях. [3]
Лабораторный эксперимент проводят в созданных специально условиях.
По целям проведения разделяют констатирующий и формирующий эксперимент. Целью констатирующего эксперимента ставится измерение наличного уровня развития, степени сформированности моральных представлений, уровня развития абстрактно-логического мышления. Формирующий эксперимент направлен на активное развитие, преобразование различных сторон психики. Благодаря экспериментально-генетическому методу, появилась возможность не только выявить особенности развития высших психических функций, но и влиять на их формирование.
Наиболее распространенным методом являются рисуночные техники.
Некоторые психологи используют рисунок в психологической диагностике, опираясь на следующие принципы: - создания рисунка, за возникновением которого можно было наблюдать; - классификации рисунка с точки зрения необычных признаков и с точки зрения уровня развития; - рассмотрения рисунка как результата полифункциональной деятельности.
При этом, рисунок не следует использовать как единственный отправной пункт проективной интерпретации, проективные тенденции необходимо проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями, рисунок может явиться индикатором как творческих способностей, так и патологических процессов. К основным аспектам интерпретации рисунка семьи относятся структура рисунка семьи, особенности нарисованных членов семьи, процесс рисования. [3]
Метод изучения продуктов деятельности дает возможность собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности. Используя данный метод, исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: учебной, игровой, творческой. При осуществлении этого метода важно попытаться воспроизвести процесс изготовления продукта и таким образом обнаружить особенности личности.
Метод опроса обеспечивает получение информации в процессе непосредственного или опосредованного общения. Для грамотного проведения анкетирования и интервью необходимо четкое формулирование вопросов, так, чтобы испытуемые их понимали однозначно. В психологии разработаны правила составления открытых и закрытых вопросов, расположение их в нужном порядке, группировка в отдельные блоки. Необходимо владеть техниками эффективного общения, знать правила установления контакта, способами расположения к себе собеседника. [2]
Социометрия – это метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Состоит он в том, что основным измерительным приемом является вопрос, при ответе на который каждый член группы проявляет свое отношение к другим.
Биографический метод - сбор и анализ данных о жизненном пути индивида. Исследование жизненного стиля и сценария личности (метод генограммы и анализа ранних детских воспоминаний) используется для определения особенностей формирования жизненного стиля ребенка.
Математические методы в психолого-педагогическом исследовании применяются как вспомогательные при планировании и обработке тестовых обследований, результатов эксперимента, анкетирования и опроса. [3]
Методы оказания психологической помощи и поддержки участникам образовательного процесса направлены на создание условий для психологического развития школьников, а также на решение конкретных проблем, которые возникают в процессе развития.
Активное социальное обучение или тренинг представляет собой совокупность методов, которые направлены на развитие знаний, социальных установок, навыков и умений самопознания и саморегуляции, общения.
Целью психологического консультирования ставится культурно-продуктивная личность, которая обладает чувством перспективы, действует осознанно, разрабатывает различные стратегии поведения и анализирует ситуацию с разных точек зрения. При консультировании школы психолог ориентирован на оптимизацию управленческих и организационных структур.
Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на психологические структуры с целью обеспечения полноценного формирования, развития и функционирования личности. У школьных психологов много программ, которые направлен на развитие и коррекцию познавательной стороны учащихся, эмоционально-личностной сферы.
Заключение
Цель данной работы заключалась в изучении психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии. Для этого необходимо было решить соответствующие задачи. В ходе работы для успешного решения поставленных задач был сделан обзор и анализ учебной литературы.
В настоящее время главной целью образования становится воспитание личности, способной к саморазвитию и самообразованию, к компетентному и свободному определению себя в обществе, профессии, культуре. Развивающее образование на первый план ставит создание условий, способствующих активизации творческого потенциала всех сфер личности.
Предметом психологии развития является изучение общих тенденций и закономерностей психического развития человека в онтогенезе, раскрытие механизмов, факторов, движущих сил и возрастной периодизации развития.
Предметом возрастной психологии есть изучение и раскрытие особенностей психического развития человека на различных возрастных этапах. Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. С этой точки зрения, педагогическая психология занимается изучением вопросов формирования познавательных процессов, изучением вопросов управления процессом обучения. Она отыскивает надежные критерии умственного развития, условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между учащимся и преподавателем.
Исследуя процессы развития человека, также важно бережно относиться к душевному и физическому здоровью участников исследования, их благополучию и чувствам собственного достоинства. Необходимо следовать этическим принципам, которые также рассмотрены в данной работе
Таким образом, мо?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!