Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основы клинической психологии, нейропсихологии и патопсихологии

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2735327

200 руб.

Просмотров
1014
Размер файла
59.12 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Актуальность темы реферата «Основы клинической психологии, нейропсихологии и патопсихологии» заключается в том, что результат развития клинической психологии показал значимость и право на существование научных и практических исследований в этой области. Клинический психолог должен быть широко образованным человеком, владеющим глубокими знаниями психологии, биологии, физиологии, философии. Это предоставляет дополнительные возможности, но и дополнительные требования к данной специальности.
Клиническая психология является отраслью психологии, сформированной на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на различных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании можно сказать, что она изучает всю динамику благотворных или пагубных воздействий всевозможно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.
В ходе работы был сделан обзор научной литературы. Использован теоретический материал ученых, исследователей. Фролова А.В. и Минуллина А.Ф. в работе «Клиническая психология» излагают основы клинической психологии: понятие психической нормы и патологии, психологии лечебного взаимодействия, психологии индивидуальных различий, психологии больного. Отдельный раздел посвящен методологии клинико-психологического исследования и патопсихологии. В работе Корсаковой Н. К. «Клиническая нейропсихология» рассмотрены основные разделы клинической нейропсихологии. Освещены вопросы нейропсихологической диагностики. Подробно изложены особенности различных нейропсихологических синдромов. Загорная Е.В. в учебном пособии «Основы патопсихологии» под редакцией профессора Соловьевой С.Л. отразила современные клинико-психологические представления о нарушениях психических процессов и структуры личности при различных психических заболеваниях, что знакомит нас с теоретическими основами и принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности человека. Работа «Нейропсихология» Хомской Е. Д. знакомит нас с основами нейропсихологии, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В данной книге рассмотрены основные тенденции развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач. Также использованы работы исследователей в данной области психологии, таких как Рубинштейн С.Я., Белопольской Н.Л., Орловой М.М., Левченко И.Ю., Ткачевой В.В., Юсуповой Г.Х., Бутко Г.А. и других авторов.
Цель данной работы: изучить основы клинической психологии, нейропсихологии и патопсихологии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предмет и объект клинической психологии.
2. Изучить задачи и разделы клинической психологии.
3. Рассмотреть основы нейропсихологии.
4. Рассмотреть основы патопсихологии.
Раздел 1 Клиническая психология как отрасль науки
1.1. Предмет, объект клинической психологии
Современная клиническая психология научными методами изучает нарушения психики и поведения личности. Она может применяться в медицине, в различных социальных, воспитательных и консультативных учреждениях, которые обслуживают людей с психологическими проблемами и аномалиями развития. В педагогической практике клинико-психологические знания дают возможность вовремя распознать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что дает в отношениях с ним возможность избирательного и эффективного применения соответствующих технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания необходимых условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей. Греческое слово kline обозначает постель, больничную койку, от него происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. [7]
Объект изучения клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предметом изучения клинической психологии являются: расстройства или нарушения психики и поведения; личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями; воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней; особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся. [6]
Также клиническая психология изучает методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических синдромов и симптомов, психологию взаимоотношений медицинского работника и пациента, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.
В широком смысле клиническая психология понимается как приложение всего объема психологических знаний к решению различных вопросов, возникающих в медицинской практике. В узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, основанную на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. [6]
Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы психологов и медиков. Она является отраслью медицинской науки. Проблемы, которые разрешает эта дисциплина: взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней. Практические задачи, которые перед ней ставятся: диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психических расстройств и психологических особенностей, анализ условий и факторов возникновения болезней и расстройств, психотерапия, психопрофилактика, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая. [6]
1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии
Современная клиническая психология решает такие задачи: - изучение влияния психосоциальных и психологических факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений, их коррекцию и профилактику; - изучение влияния нарушений и отклонений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение; - изучение характера и специфики нарушений развития психики; - изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением; - разработка методов и принципов клинико-психологического исследования; - создание и изучение психологических методов воздействия на психику в коррекционных и профилактических целях. [6]
Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина. Кроме этого в нее включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психопрофилактика и психогигиена, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств. Количество специальных разделов постоянно растет в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психовенерология, психоонкология, психология инвалидности, социальная психология здоровья.
Различают следующие разделы клинической психологии: - психология больного; - психология лечебного взаимодействия; - норма и патология психической деятельности; - патопсихология; - психология индивидуальных различий; - возрастная клиническая психология; - семейная клиническая психология; - психология девиантного поведения; - психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия; - неврозология; - психосоматическая медицина. [6]
Сферой пересечения клинической психологии и психиатрии является диагностика. Исторически клиническая психология возникла в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр делает основной акцент на распознавании патологических органических процессов, которые обусловливают расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы, профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как происходят психические процессы в норме, у здоровых людей. С одной стороны, процесс диагностики психических расстройств предполагает разделение расстройств, вызванных органическими нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой — диагностика психических расстройств требует подтверждения у человека наличия психологических нарушений, что делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов или проб. [7]
Совпадающим предметом клинической психологии и психиатрии являются психические расстройства. Кроме того, клиническая психология занимается расстройствами, которые болезнями не являются, так называемые, «пограничные психические расстройства». Психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, а клиническая психология - на специфике психологической реальности, которая возникает при психических расстройствах. [6]
1.3 Аспекты деятельности клинических психологов
Основные аспекты деятельности клинического психолога в образовательных и воспитательных учреждениях — диагностический, коррекционный и профилактический. [6]
Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психосоциальных и психологических факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и др. Клинико-психологическое обследование помогает определить причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, структуру этих нарушений, их взаимосвязь. По содержанию клинико-психологическое обследование шире, чем патопсихологическое, потому что сюда включается не только экспериментальная диагностика психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами, а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, которая основывается на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии позволяет школьному психологу и педагогу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, которые возникли под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать соответствующую стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.
Наиболее востребован диагностический аспект в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, при рассмотрении дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов. [6]
В случаях проблемного поведения психотерапия и психокоррекция, как разновидности клинико-психологической интервенции, основываются на применении одинаковых методов и техник, поэтому их различают условно. И психотерапия, и психокоррекция являются целенаправленным психологическим воздействием на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: психолога и клиента, врача и больного. [7]
Этимологически термин «терапия» связывают с облегчением состояния или избавлением страдающего человека от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является устранение, исправление или нейтрализация того, что представляется нежелательным и вредным для человека. Нежелательный компонент не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, которая обладает некоторым психологическим свойством или качеством, «идеальной модели» человека. Коррекция в этом смысле оказывается связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, так как психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели развития ребенка: психического - память, внимание, мышление, эмоции, воля и личностного - мотивы, установки, ценностные ориентации, приводя к оптимальному уровню функционирования в обществе. [6]
Таким образом, психотерапия и психокоррекция отличаются только объектом и целями психологического воздействия. Поэтому коррекционный аспект деятельности клинического психолога может быть и психотерапевтическим, если понимать под ним не только исправление или компенсацию психических недостатков, но и оказывающим содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка с психическими нарушениями или проблемным поведением. Знание психологических механизмов нарушений и определение ведущих причин позволяют клиническому психологу осуществлять межличностную или внутриличностную, групповую или индивидуальную психокоррекцию или психотерапию в самых разных воспитательных и образовательных учреждениях. Наиболее востребован этот аспект деятельности в классах компенсирующего обучения специализированных школ для проблемных детей, а также в детских исправительных учреждениях системы Министерства юстиции и отделах профилактики правонарушений среди подростков системы Министерства внутренних дел. [6]
Однако и в рамках обычных консультационных психологических служб системы образования может иметь место психокоррекционная и психотерапевтическая деятельность, которая направлена на оказание клинико-психологической помощи детям, ставшим жертвами различных психотравмирующих обстоятельств: эксплуатация или злоупотребление; пренебрежение; пытки или любые другие бесчеловечные, жестокие или унижающие достоинство виды обращения; наказания; природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты.
Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в воспитательных и образовательных учреждениях связан с профилактикой возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с профилактикой развития психосоциальной дезадаптации и обострений у аномальных детей, которые имеют личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, которые перенесли острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, сконцентрированную на формировании в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, с теми или иными особенностями личности, психологического статуса или развития.
Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную. [6]
Первичная психопрофилактика заключается в информированности руководителей и сотрудников учреждений, педагогов, родителей, детей и подростков о причинах возникновения нарушений поведения, психических расстройств, дезадаптивных состояний. Психопрофилактическая работа с руководителями, сотрудниками и педагогами дает возможность организовать в учреждении социальное пространство, которое препятствует формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск возникновения нарушений.
Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, которые уже имеют психические расстройства и нарушения поведения, для предотвращения или компенсации негативных последствий и развития имеющихся расстройств.
Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию детей, имеющих психические расстройства или нарушения поведения, в социум, предотвращает их агрессию, изоляцию и сопротивление, основанные на ощущении своей неполноценности. [6]
Раздел 2 Основная характеристика нейропсихологии и патопсихологии
2.1 Основы современной нейропсихологии
Нейропсихология развивалась в тот период, когда неврология особенно отчетливо стала ощущать необходимость в новых, дополнительных способах исследования больного; в методах, которые позволяют получить значительно больше информации о нарушениях, вызванных очаговым поражением мозга. В нашей стране основы современной нейропсихологии заложил А.Р. Лурия. Разрабатывая проблему соотношения мозга и психики, он вынес положение о нейропсихологических факторах как основе нейропсихологических синдромов. Этот подход им был сформулирован в виде теории системной динамической локализации высших психических функций. Впервые А.Р. Лурия стал рассматривать каждую психическую функцию как многозвеньевую комплексную систему, которая состоит из многих компонентов, и соотносить с мозгом не всю функцию, а отдельные ее составляющие. [8]
За последнее время в нейронауке и нейропсихологии многое изменилось. Прежде всего, утвердился взгляд на правомерность разделения нейропсихологии на теоретическую и клиническою. Кроме того, клиническая нейропсихология вошла в образовательный стандарт подготовки клинических психологов в высшей школе в качестве одной из базовых дисциплин. [3]
На данном этапе развития исследований проблемы «мозг и психика» созданная А.Р. Лурией методология объединяет теоретическую и практическую составляющие. Речь идет об обязательном комплексном исследовании в клинико-психологическом эксперименте различных психических функций с целью выявления общей причины расстройств в виде нарушенного нейропсихологического фактора, который непосредственно связан с работой определенных зон мозга.
Если в теоретических разработках еще возможно изучение мозговой организации отдельно взятого психического процесса, то при решении диагностических и реабилитационных задач в клиническом контексте подобная фрагментарность не приводит к продуктивному результату. Создание и применение в практике клинической работы синдромологии расстройств психических функций остается актуальным, поскольку возрастает потребность в диагностических возможностях нейропсихологии. [3]
В конце 80-х годов XX века считалось, что становление новых технологий, которые позволяют проникать в работающий мозг, не повреждая его, обеспечит диагностику состояния нервного субстрата и будет способствовать развитию нейронаук. Но, несмотря на большой вклад, который вносят в изучение мозговых механизмов психической деятельности и в решение практических задач медицины МРТ, функциональная МРТ, КТ и ПЭТ, они имеют и ряд ограничений. Прежде чем рассматривать эти ограничения, необходимо проанализировать то пространство, в котором существует запрос на область деятельности клинического нейропсихолога в данный момент.
Кроме неврологии и нейрохирургии, где суть междисциплинарного взаимодействия с нейропсихологией существенно не изменилась, появляются новые клинические области. Развитие биологических составляющих в подходе к патогенетическим механизмам эндогенных психических заболеваний привело к формированию нового термина — «нейрокогнитивные расстройства», который возник в описании психической патологии. Все чаще слова «Нейрокогниция», «нейрокогнитивный профиль» употребляются в совместной деятельности психологов и психиатров. По сути, речь идет о подходе, в рамках которого можно распознать расстройства в познавательной или когнитивной сфере в связи с изменениями в работе мозга и его отдельных структур. Именно нейрокогниция всегда находилась в центре внимания теоретической и клинической нейропсихологии. [3]
В поле зрения нейропсихологов оказалось и психическое заболевание деменция позднего возраста, при котором прогрессирующее разрушение нервного субстрата приводит к глубокой когнитивной дефицитарности. Нельзя исключить и того, что нейрокогнитивная дефицитарность в этом случае обусловлена изменениями на другом уровне обеспечения деятельности мозга, не морфологическом. [3]
Сфера профессиональной деятельности клинического нейропсихолога интенсивно расширяется, выходя в исследованиях по проблеме «психика и мозг» далеко за пределы локальной мозговой патологии. Так, нейропсихологический подход востребован в изучении отклонений в функционировании человека, таких как патологическая зависимость от психоактивных веществ. Здесь появляются возможности для ответа на актуальный вопрос о связи наследственных или генетических и средовых факторов в церебральном онтогенезе и в возникновении групп риска.
В настоящее время возникают гипотезы о роли дисгармонических отношений во взаимодействии полушарий мозга в качестве одной из причин возникновения патологии влечений, аналогичную синдрому расщепленного мозга. [3]
Выделяют три уровня анализа нейропсихологических факторов: - морфологический — указание на те мозговые образования, у которых поражение вызывает определенный синдром; - физиологический, функциональный — указание на физиологические процессы, протекающиет в определенных мозговых образованиях и объединяющиеся в функциональную единую систему, которая отвечает за психическую функцию; - психологический — указание на ту роль, которую данный фактор играет в осуществлении различных психических функций.
Выделяют следующие виды факторов: модально–неспецифические (связанные с различными уровнями неспецифической системы); модально–специфические (связанные с вторичными мозговыми полями); ассоциативные (связанные с третичными областями коры, прежде всего — конвекситальной); полушарные факторы (обеспечивающие целостные принципы работы каждого полушария); факторы межполушарного взаимодействия (связанные с серединными комиссурами, объединяющими полушария мозга); глубинные подкорковые факторы (связанные с работой базальных ганглиев и других подкорковых структур); общемозговые факторы (сосудистые, биохимические и другие механизмы, ответственные за работу мозга как целого). Степень изученности указанных факторов и соответствующим им синдромов в нейропсихологии различна. [8]
Нейропсихология рассматривает психологические процессы как сложные формы деятельности, которые включают в свой состав движущие мотивы и цели. Работоспособность этих функциональных систем поддерживается целым комплексом совместно работающих зон мозговой коры и ближайшей подкорки, каждая из них вносит свой вклад в тот или иной вид психологической деятельности. [5]
Нарушение любого сложносоставного психического процесса может появиться как в результате поражения глубинных структур мозга, так и отдельных зон коры, которые обеспечивают получение информации от органов чувств, ее анализа и синтеза. Также причиной этих нарушений может быть поражение лобных отделов мозга, которые способны создавать сложные устойчивые программы поведения и обеспечивать контроль за производимыми действиями. И только детальное описание особенностей этих нарушений (квалификация симптома) дает возможность решить вопрос о локализации очага, вызвавшего нарушение. Таким образом, основную цель нейропсихологии можно определить, как задачу квалификации симптома. [5]
2.2 Нейропсихологические исследования
Одной из главных задач клинического нейропсихологического исследования является разработка методов восстановительного обучения и его применение в практической работе по реабилитации больных с локальным поражением мозга. Нейропсихологическое исследование дает возможность оценить эффективность лечения в условиях динамики наблюдения за пациентом до и после операции, а также при рентгенотерапевтическом, медикаментозном и других методах лечения больных с локальным поражением мозга: при опухолях, кровоизлияниях, травмах, аневризмах и др. Результаты нейропсихологического диагностического исследования также могут использоваться при оценке трудоспособности больного, степени его инвалидизации, прогнозе о возможностях социальной или трудовой реабилитации. [5]
Нейропсихологические методы в последнее время стали внедряться во внеклиническую сферу, как пример, в анализ проблем школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость имеет многопричинную обусловленность. Затруднения в учебе могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Это может быть следствием плохих условий жизни и внутрисемейными отношениями. Трудности обучения, возникающие из-за этого, могут иметь преходящий характер, но их следует обязательно учитывать. [5]
Невропатолог обладает относительно ограниченными возможностями исследования больного. Исследование рефлекторной сферы, чувствительности, тонуса и движений позволяет ему описать ряд очень четких и полностью надежных симптомов. Однако зоны больших полушарий, которые непосредственно связаны с этими процессами, составляют сравнительно небольшую часть головного мозга. Чуть ли не две трети мозговой коры определяют организацию сложных форм психической деятельности - ее вторичные и третичные зоны. Их поражение ведет не к нарушению движений и чувствительности, рефлекторной сферы и тонуса, а к дезорганизации сознательной деятельности человека, которая принимает различные формы в зависимости от расположения и размера патологического очага. [5]
Именно это обстоятельство вызвало острую необходимость в разработке новых экспериментально-психологических методов, которые позволят более детально изучать изменения психологических процессов, появляющиеся при поражении указанных зон коры мозга, описать их различные формы.
2.3 Предмет, задачи, методологические основы патопсихологии
Как и нейропсихологию патопсихологию можно считать отечественной отраслью клинической психологии, создателями которой являются Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. [6]
Патопсихология как самостоятельная наука выделилась в конце XIX — начале XX в. Патопсихология уже в истоках имела все признаки, которые необходимы для утверждения ее научной самостоятельности в качестве отрасли психологической науки: концептуальный аппарат — аппарат психологической науки; предмет исследования — нарушения психики; методы — весь арсенал психологических методов. [4]
Патопсихология — практическая отрасль клинической психологии, которая изучает расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, свойств и состояний личности в норме. [6]
Патопсихология является отраслью психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности вследствие соматических или психических заболеваний. Ее данные имеют огромное теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии. [4]
Признание того факта, что патопсихология есть психологическая, а не медицинская дисциплина, определяет предмет патопсихологии и отделяет его от предмета психопатологии. Патопсихология исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в соответствии с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. В компетенцию патопсихолога входит психологическое исследование нарушений мышления, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для работы по построению плана коррекционно-восстановительной работы. Патопсихолога интересуют психические нарушения, так как они раскрывают специфику психики, которая проявляется в особых условиях (в условиях болезни), для патопсихологии актуальным остается изучение именно психологических феноменов. [4]
Дети и подростки с нарушениями развития могут становиться при определенных условиях объектом изучения патопсихолога, например, при проведении судебно-психиатрической или воинской экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью, при обследовании ребенка, который нуждается в дифференцированной диагностике между детской шизофренией и синдромом раннего детского аутизма, при стационировании в связи с нарушениями поведения ученика специальной школы.
Иногда патопсихологу в его практической деятельности приходится решать задачи, которые традиционно относятся к компетенции психолога, работающего в специальном образовании, например, давать оценку обучаемости ребенка при снятии или установлении диагноза «умственная отсталость».
Одна из главных задач практической патопсихологии — получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и в целом личности. Эти данные нужны врачу для решения вопроса о постановке диагноза заболевания. Специальное экспериментально-психологическое исследование помогает выявить многие признаки психических нарушений, определить их взаимосвязь и структуру. Устанавливая структуру нарушенной личности и познавательной деятельности, патопсихологическое исследование предоставляет клиницисту дополнительные диагностические данные. [4]
Не менее важной задачей, которую решает патопсихолог, является проведение экспериментально-психологического исследования как психиатрической экспертизы - трудовой, воинской, судебной. В ходе такого экспертного исследования психолог решает задачу или установления структуры нарушений и их соотношения с сохранными сторонами психической деятельности, или дифференциальной диагностики. Сложность такого исследования для психолога в том, что больной заинтересован в результатах исследования, он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений (диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация) и даже симулировать болезненные проявления психики, чтобы получить инвалидность или избежать ответственности. [4]
Еще одной сложной практической задачей патопсихолога является исследование измененной психической деятельности под влиянием терапии. В этом случае неоднократное исследование больного однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием лечения и продемонстрировать его эффективность.
В последнее десятилетие патопсихология стала все шире применяться для решения еще двух задач. Во-первых, это участие психолога в реабилитационных мероприятиях, во время которых пристальное внимание уделяется выявлению сохранных сторон психики и личности больного, а также изучению его характера отношений в социальной среде, социального окружения, учебных или трудовых установок. Цель подобного исследования — разработка рекомендаций, которые способствуют социальной и трудовой реабилитации больного. Во-вторых, самостоятельной задачей психолога в психиатрической клинике является его участие в системе психотерапевтических мероприятий. [4]
2.4 Патопсихологический эксперимент
Являясь отраслью психологии, патопсихология использует весь арсенал методов, которые накоплены психологической наукой, и среди них ведущее место занимает эксперимент. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно с уверенностью констатировать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является очень полезным для психопатологии. [4]
Патопсихологический диагностический эксперимент от традиционного тестового метода исследования имеет специфические отличия в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям: исследование способа достижения результата, отсутствие временного ограничения выполнения задания, возможности использования помощи экспериментатора, эмоциональные и речевые реакции во время выполнения задания. При этом сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психометрического (тестового) и психологического исследования. [6]
Основными задачами проведения патопсихологического эксперимента являются: - дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности; - анализ структуры и установление степени психических нарушений; - определение уровня психического развития пациента, характеристик его или ее личности; - оценка динамики психических нарушений во времени; - решение экспертных задач.
Принципы построения патопсихологического исследования следующие. Патопсихологическое исследование состоит из ряда компонентов: эксперимент, беседа с больным, анализ истории жизни заболевшего человека (профессионально написанная врачом история болезни), наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Очень важно проводить исследование в динамике, то есть через год-два. В силу объективных обстоятельств это не всегда бывает возможно. [6]
Выделяют следующие методы психопатологического эксперимента:
Методы анализа ощущений.
Методы анализа восприятия.
Методы измерения времени психических процессов.
Методы анализа воспроизведений:
Методы простых воспроизведений,
Методы сложных представлений.
Методы анализа сложных психических актов.
Одним из основополагающих принципов патопсихологического эксперимента выступает системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев показали, что психические процессы прижизненно формируются по механизму присвоения общечеловеческого опыта в процессе общения субъекта с другими людьми, его деятельности. Поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на измерение и исследование отдельных процессов; а на исследование человека, который совершает реальную деятельность. То есть патопсихологический эксперимент направлен на качественный анализ разных форм распада психики, на распознавание механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. [6]
Исходя из того, что любой психический процесс обладает известной направленностью и динамикой, следует так выстроить экспериментальные исследования, чтобы они могли отражать сохранность или нарушение этих параметров. Результаты эксперимента должны выявить не столько количественную, сколько качественную характеристику распада психики.
Стоит остановиться еще на одной особенности патопсихологического эксперимента. Его строение должно помочь обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Необходимость такого подхода необходима для решения вопросов восстановления нарушенных функций. [6]
Таким образом, основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного, а не только лишь одного количественного их измерения. Имеет значение не только какой трудности или объема задание больной выполнил или осмыслил, но и то, как он это делал, чем были обусловлены его затруднения и ошибки. Именно анализ ошибок, которые возникали у больного в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой показательный и интересный м


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИжГТУ имени М.Т.Калашникова
Сделала все очень грамотно и быстро,автора советую!!!!Умничка😊..Спасибо огромное.
star star star star star
РГСУ
Самый придирчивый преподаватель за эту работу поставил 40 из 40. Спасибо большое!!
star star star star star
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.