Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основы психогенетики, экспериментальная психология

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
2767022

200 руб.

Просмотров
1133
Размер файла
68.96 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Актуальность темы реферата «Основы психогенетики, экспериментальная психология» обусловлена тем, что в последнее время наблюдается значительный рост интереса к психогенетике, а экспериментальная психология раскрывает способы получения психологического знания и тем самым отличается от тех дисциплин, в которых это знание передается, как уже готовое.
Современная наука о генетическом разнообразии человечества знает очень много, но далеко не всё. Проблема эта очень сложна, здоровье человека определяется взаимодействием множества генов. Каждый из нас обладает собственной наследственной программой с её неповторимой природной комбинаторикой. И от того или иного сочетания генов зависит здоровье каждого человека в определённых условиях среды. Психогенетика изучает роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.
Экспериментальная психология для психологического образования является системообразующей, она показывает, как добываются психологические факты, достоверная психологическая информация, то, без чего наука не существует и с чего она начинается.
В процессе работы над рефератом был сделан обзор соответствующей литературы, изучены работы известных ученых и исследователей данных областей науки. При написании реферата использовались следующие научные источники. Учебное пособие авторов Субботиной Л.Ю. и Коневой Е.В. «Психогенетика» содержит основные понятия этой области науки, сведения о методологии и методах исследования. Исследователь Равич-Щербо И.В. в своей работе «Психогенетика» излагает необходимые базовые сведения по общей генетике, эмпирическим и математическим методам современной психогенетики. В учебном пособии «Психогенетика» Александров А.А. ставит своей целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.
В учебном пособии Дружинина В.Н. «Экспериментальная психология» излагается методология психологического исследования. Рассматриваются проблемы психологического эксперимента, его процедура и основные характеристики. Подробно раскрывается логика и структура эмпирического исследования. Автор Корнилова Т.В. в «Экспериментальной психологии» представляет психологические методы наблюдения и эксперимента. Психологический эксперимент показан как предметная деятельность исследователя и как система нормативов для проверки психологических гипотез, которая задает критерии классификации других эмпирических методов в психологии.
Также в работе над рефератом была использована литература исследователей в данной области знаний, таких как Марютина Т.М., Григоренко Е.Л., Ядрищенская Т. В., Жуйкова И. В., Боднар А. М., Носс И.Н., Евенко С. Л., Крук В. М., Боголюбова О.В., Дьяченко Е.В., Глуханюк Н.С. и других авторов.
Цель работы – изучить основы психогенетики, экспериментальной психологии.
Задачи работы:
Рассмотреть историю развития психогенетики.
Изучить предмет, задачи, методы исследования психогенетики.
Определить объект и предмет экспериментальной психологии.
Определить понятия: научный метод, эмпиризм, валидность.
Изучить этапы и виды научного исследования.
Рассмотреть этические принципы проведения исследований.
Раздел 1. Психогенетика как наука
1.1 История развития психогенетикиТермин «психогенетика» используется в России и Германии. Для обозначения данной дисциплины в зарубежных источниках часто используется термин «генетика поведения» (behavioral genetics). [5]
Этапы развития науки:
1 этап - зарождение генетики поведения человека (1865-1900 гг.);
2 этап - становление генетики поведения как самостоятельной научной дисциплины (1900-1924 гг.);
3 этап - накопление эмпирического материала (1924-1960 гг.);
4 этап- современный этап (с 1960 г. по настоящее время). [10]
Начало психогенетики как науки связано с именем английского ученого Ф. Гальтона, двоюродного брата Ч. Дарвина, который был разносторонне образованным человеком. Статья «Наследственный талант и характер», опубликованная им в 1865 году, положила начало серии работ по изучению наследственности у человека. В 1869 г. была выпущена в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он затрагивает проблему наследуемости одаренности, путем анализа родословных выдающихся деятелей науки, спорта, искусства, юриспруденции, военного дела с помощью генеалогического метода. [10]
Немецкий исследователь В. Штерн также считается одним из основателей психогенетики. Он впервые ввел термин «дифференциальная психология» - отрасль психологии, которая изучает индивидуальные различия между людьми. В. Штерн сформулировал базовые понятия, методологические и экспериментально-методические подходы, статистические приемы, используемые в психогенетике и в настоящее время.
Главными достижениями психогенетики в начале XX века можно назвать следующие. Г. Сименсом разработан метод идентификации монозиготных (М3) и дизиготных (ДЗ) близнецов - полисимптомный диагноз сходства и различия близнецов. Развитие статистических способов оценки сходства между родственниками (К. Пирсон, Р. Фишер, С. Райт). Развитие количественной генетики. Развитие тестологии - психологической диагностики. С Ф.Гальтона началось измерение психических качеств. Благодаря работам Спирмена, Бине, Тэрстона были разработаны и введены в практику основополагающие понятия (надежность, валидность, шкалирование). В плане развития общей генетики Т. Морган разработал «Хромосомную теорию наследственности», в соответствии с которой наследственные факторы - гены расположены в хромосомах, занимают в них определенное и постоянное место. [10]
Появление и распространение евгеники. Евгеника - учение о наследственном здоровье человека, о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники решаются в рамках генетики человека, особенно борьба с наследственными заболеваниями. Позитивная евгеника - профилактика наследственных и врожденных заболеваний путем просветительской и разъяснительной работы с населением.
Негативная евгеника. В Германии в 1934 г. вышел закон «О предотвращении рождения наследственно больного потомства», где было сказано, что лица, страдавшие врожденными слабоумием, эпилепсией, шизофренией, слепотой, немотой подлежали обязательной стерилизации. С 1934 по 1976 гг. программа насильственной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Англии, Эстонии и Швейцарии.
Сегодня евгенические принципы частично используются в рекомендациях к желательной или нежелательной беременности. Это проводится на основании биотестирования только небольшой категории лиц, которые входят в «группу риска». [10]
Конвенция о биомедицине и правах человека 2005 г. подписана большинством стран. В ней запрещена любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица. Евгеника запрещена также в рамках Европейского союза в соответствии с Хартией 2000 г. основных прав Европейского союза. В Хартии предусмотрено запрещение евгенической практики, направленной на селекцию человека. Международные документы, существующие по данной теме: «Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека» 1997 г; Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине 1997) г. и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях; Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека 2005 г; «Декларация Организации Объединенных наций о клонировании человека» 2005 г; Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» 1964 г., с последней редакцией 2000 г. [10]
На 3 этапе развития науки в области психогенетики происходит процесс накопления экспериментальных данных: проводятся генетические исследования интеллекта, различных форм психических заболеваний и дефекта умственного развития, изучается генетика поведения животных.
В ходе исследований устанавливается степень генетической детерминации различных поведенческих признаков. Появляются новые генетико-математические методы - структурный анализ, метод путей, позволяющие объединить в одной модели результаты, которые получены у людей разной степени родства, это дает возможность получить более точные оценки наследуемости. Уделяется внимание возрастной динамике генотип-средовых соотношений, детерминантам индивидуальной программы развития, генетической преемственности последовательных этапов онтогенеза.
В 60-70-е гг. основная часть усилий в генетике поведения направлена на исследование роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной и личностной сферах. [10]
К настоящему времени в психогенетике накоплен огромный фактический материал о влиянии генотипа на развитие функций организма. Психогенетические исследования охватывают обширный диапазон признаков: от элементарных до сложных. В психогенетике большинство работ посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, в основном интеллекта. Найдена определенная пропорциональность между степенью родства, то есть количеством общих генов, и сходством по многим тестам интеллекта. [9]
1.2 Предмет, задачи, классификация методов исследования
Психогенетика — междисциплинарная область знаний, пограничная между дифференциальной психологией и генетикой. По определению исследователя И.В.Равич-Щербо психогенетика является отраслью психологии, которая изучает соотношение и взаимовлияние среды и наследственности в образовании психических свойств человека. [5]
Предмет ее исследований - относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психофизиологическим и психологическим признакам. [10]
Цель психогенетики — определить роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психофизиологическим и психологическим признакам. Необходимо оценить изменчивость признака в фенотипе для данной популяции и дать ответ на вопрос об относительном вкладе в эту изменчивость средовых и генетических факторов. [1]
Цель большинства исследований в области психогенетики заключается в определении относительной роли генетических и средовых факторов в образовании индивидуально-психологических различий, в изучении механизмов, оказывающих средовые и генетические влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
Задачи психогенетики:
- выяснение роли наследственности и среды в формировании психологических различий между людьми.
- определение набора сред, приводящих к появлению в разных фенотипах одного и того же генотипа.
- определение элементов среды, которые вносят наибольший вклад в развитии конкретного признака.
В круг проблем психогенетики входят: этиология человеческой индивидуальности; наследственные и средовые факторы психических заболеваний и отклоняющегося поведения; изучение параметров среды в формировании поведения человека; выяснение динамики генотип-средовых соотношений, закономерности онтогенеза; поиск конкретных генов, их локализация на хромосомах. [5]
Для психологии психогенетика важна тем, что она позволяет уточнить роль воздействий среды в развитии различных особенностей личности. Психогенетика помогает выявить компоненты среды, способные повлиять на формирование особенностей поведения человека и свойств его психики. [1]
Необходимо также учитывать, что имеется большое количество данных, показывающих очень сильные индивидуальные различия в реакции на средовые воздействия. И нередко воздействия среды, являющиеся, например, фактором риска возникновения какой-нибудь патологии, ярче всего проявляются у тех индивидов, у которых имеется генетически определенная предрасположенность. [1]
Современное изучение наследственности психических свойств, роли средовых факторов в проявлении психических характеристик базируется на комплексном применении разных методов генетики человека. Обычно выделяют два основания для классификации методов. [5]
По методикам исследования: биохимические; молекулярно-генетические; цитогенетические. В этой группе методов происходит составление хромосомной карты: какие гены нормальные, какие аномальные, которые можно устранить; число хромосом, поломки; заболевания.
По объекту исследования: близнецовый; генеалогический; популяционный. Выявлены трудности человека как объекта генетического исследования, такие как: маленькое число детей в большинстве семей; невозможность наблюдать больше, чем за тремя поколениями, вследствие длительности смены поколений, продолжителен жизненный цикл; длительный период созревания (от момента рождения до репродуктивного); невозможность проводить контролируемое скрещивание; большое число хромосом; невозможно учесть все влияющие факторы, так как человек – это продукт природы и общества. [5]
1.3 Методы исследований и типы наследования
Генеалогический метод – это метод составления и анализа родословной, позволяющий выявить роль наследственности в формировании признака. Для этого потребуется точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват широкого круга кровных родственников. Этот метод применим в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться как генетической их передачей, так и социальной преемственностью. В генеалогическом методе существуют два этапа: первый этап составления родословных и второй этап использования генеалогических данных для генетического анализа. Пробанд – это человек, в отношении которого составляется родословная. [5]
При аутосомно-доминантном типе наследования заболевание без пропусков регулярно передается из поколения в поколение. Оно прослеживается в родословной по вертикали за исключением вновь возникших мутаций. Если болен один из родителей, риск рождения больного ребенка составляет 50 %. У здоровых индивидов рождаются здоровые потомки. У больного индивида болен один из родителей за исключением мутаций. Поражаются оба пола с одинаковой частотой.
При аутосомно-рецессивном типе наследования родители пробанда здоровы, но аналогичное заболевание может возникать у родных, двоюродных и троюродных сибсов пробанда, можно сказать, что заболевание прослеживается в родословной в одном поколении по горизонтали. У больного родителя рождаются здоровые дети. Риск рождения больного ребенка равен 25 %. В случае кровнородственных браков между родителями пробанда число больных в родословной увеличивается. [5]
При Х-сцепленном доминантном типе наследования у больного пробанда болен обязательно один из родителей. У больного отца сыновья здоровы, а все дочери больны. У больной матери одинаково вероятно рождение больной дочери и больного сына. У здоровых родителей все дети будут здоровы. Больных женщин больше в два раза, чем больных мужчин.
При Х-сцепленном рецессивном типе наследования заболевание наблюдается у родственников-мужчин пробанда по материнской линии. Никогда сыновья не наследуют заболевания отца. У больного отца его все дочери здоровы, они гетерозиготные носители мутантного гена. Если женщина гетерозиготный носитель мутантного гена, то все ее дочери здоровы, а половина сыновей больны, при этом половина ее дочерей гетерозиготные носители мутантного гена.
При У-сцепленном типе наследования признак передается только по отцовской линии потомкам мужского пола.
При митохондриальном наследовании болезнь передается только от матери. Больны и мальчики, и девочки. Больные отцы не передают болезни ни сыновьям, ни дочерям.
При аутосомном наследовании, зависимом от пола аутосомные гены по-разному проявляются в фенотипе у женщин и мужчин;
При аутосомное наследовании, ограниченном полом, изучаемый признак возникает только у особей одного пола.
Генограмма представляет собой родословную, в которой показан характер взаимоотношений между родственниками (диадические). Например, конфликтные (дружественные) или тесные (очень тесные, отдаленные). Генограмма используется в психотерапевтических целях.
Метод близнецов является одним из наиболее информативных. Существенное ограничение этого метода заключается в том, что сходство психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Этот метод заключается в следующем. Близнецы являются одновременно родившимися детьми. Монозиготные (М3) близнецы имеют 100 %-ю схожесть генотипа, они сформировались из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Дизиготные близнецы имеют 50 %-ю схожесть генотипа, они сформировались из двух оплодотворенных яйцеклеток. Для дискретных или отдельных признаков с помощью близнецового метода определяют: конкордантностъ - признак проявляется у обоих близнецов или схожесть; дискордантность - у одного близнеца проявляется в фенотипе, у другого – нет – это различие. [5]
На основе конкордантности и дискордантности М3 и ДЗ близнецов рассчитывают коэффициент наследуемости по Хольцингеру, позволяющий определить вклад среды и наследственности в формировании признака или болезни. Метод разлученных близнецов позволяет отделить сходство, которое вызвано одинаковым генотипом от сходства, в котором причиной является одинаковое воздействие среды. Метод близнецовых семей дает возможность выяснить причину фенокопий и ненаследственных изменений фенотипа организма. Метод контрольного близнеца, когда в экспериментальную и контрольную группу включают по одному из близнецовой пары. [5]
Широко применяется метод приемных детей, который позволяет выявить роль среды и наследственности путем сравнения вариативности признаков у детей и их биологических и приемных родителей. Этот метод заключается в сопоставлении сходства по определенному психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, а также ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
Популяционный метод дает возможность изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции обследуют большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной или представительной, которая позволяет судить о популяции в целом. Этот метод более информативен при изучении разных форм наследственной патологии. [5]
Анализ наследуемости нормальных психологических признаков, надежных сведений не дает, так как различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться обычаями, традициями и социальными причинами.
Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода.
Раздел 2 Экспериментальная психология как самостоятельная наука
2.1 Проблема объекта и предмета экспериментальной психологии
Термины «эксперимент» и «эмпирика» с греческого переводятся одинаково – опыт, но в современной науке их значения разные. В понятии «эксперимент» опыт понимается как конкретный прием исследования в точно учитываемых условиях. В понятии «эмпирика» опыт рассматривается как общая совокупность накопленных умений и знаний. Предметная область экспериментальной психологии выходит за пределы понятия «эксперимент».
В круг интересов экспериментальной психологии сегодня входит все большее число неэкспериментальных исследовательских приемов. Многие эмпирические методы естественным образом включают в себя измерительные процедуры и анализ результатов измерения, поэтому и в область компетенции экспериментальной психологии входит и теория измерений, и знания по статистической обработке эмпирических данных. [2]
Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает около ста лет. С середины XVIII до середины XIX века вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Внедрение в психологические исследования математико-статистических методов повысило надежность результатов и дало возможность устанавливать скрытые закономерности. В конце XIX века применение экспериментального метода в исследовании психических явлений помогло в становлении психологии как самостоятельной науки. Как только психология стала опираться в своих выводах на эксперимент, она тут же вошла в круг точных наук, результаты которых можно и проверить на практике, и спрогнозировать. Психологические явления стали объективным фактом, который подчинен математическим измерениям. [3]
В связи с накоплением психологических знаний постепенно произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом, целями и методами их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься только как общее обозначение разных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов. Исследователь В.В.Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась сложная ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. В.Н.Дружинин предлагает несколько понятий и значений термина «экспериментальная психология», а также ее предметов. [4]
1. Экспериментальная психология как система знаний, которые получены на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Эти знания по способу получения противопоставляются знаниям, которые получает априорная психология – философским, интроспективным, умозрительным, гуманитарным.
2. Экспериментальная психология рассматривается как система экспериментальных методов и методик, которые применяются в конкретных научных исследованиях.
3. Экспериментальная психология понимается как научная дисциплина, которая занимается проблемой методов психологического исследования в целом.
4. Экспериментальная психология рассматривается как теория психологического эксперимента, основанием которой служит общенаучная теория эксперимента и включает его планирование, обработку результатов и их представление. [4]
Существуют две трудности научного познания природы психических явлений. Первая отмечена профессором психологии Ю.Б. Гиппенрейтер и заключается в том, что в психологии сливаются объект и предмет познания. Он говорит, что если раньше мысль человека была направлена на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек решился с помощью мышления начать исследовать само мышление. Задачи психологии намного сложнее задач любой другой науки, потому что только в ней мысль совершает поворот на саму себя. Только в ней научное сознание человека становится научным самосознанием. Вторая трудность научного познания природы психического отмечена Б.Ф. Ломовым. Он утверждает, что задача науки – изучить психику, используя объективные методы и раскрыть объективные законы, которым она подчиняется. Здесь возникает парадокс: с одной стороны, проблемы психологии лежат в области субъективных явлений, которые обычно противопоставляются объективным, с другой стороны от нее требуется изучение объективных законов психики. [2]
В связи с этими противоречиями в истории психологии мы наталкиваемся на попытки изобрести принципиально новые по сравнению с другими науками способы и средства исследования психического; заявлениями о том, что психология может быть только наукой описательной или резкими утверждениями о непознаваемости психики.
Несмотря на трудности в получении объективных знаний о действительности, в науке все же разработаны и апробированы средства для нивелирования проблемы влияния субъективного на процесс получения объективных знаний о действительности. В качестве такого средства применяется научный метод получения знания.
2.2 Понятия: научный метод, эмпиризм, валидностьНаука – это готовность принимать факты даже в случаях, когда они противоречат нашим желаниям. Наука от других форм познания отличается тем, что берет объективные знания о мире. Она руководствуется рациональным критерием, формируется на основе критицизма и скептицизма. Ее основные инструменты – логика, аргументы, доказательства и факты проверяемые и перепроверяемые. Она подвергает сомнению любое знание ради получения объективного знания и потому отвергает априорную веру. Наука призвана получать объективное знание о действительности, но у человека нет независимого, объективного источника информации о нем, также, как и объективного инструмента его изучения. Именно в этом находится одна из ключевых проблем научного познания. Мир и действительность являются только совокупностью наших ощущений, а что за ними, нам пока не дано понять. Отдельные научные открытия, в физике, например, показывают, что объективно нет звука, а существуют только волны различной амплитуды и частоты, объективно также нет и цвета, а есть только белый цвет и его преломления. Получается, что мир реально бесцветен и беззвучен. Но мы опровергаем эти факты. [2]
Научный метод является не только особым способом познания, но и связанной с ним определенной технологией, то есть совокупностью специальных процедур и правил по производству эмпирического знания.
Наука начинается там, где мы спрашиваем саму природу и ищем у нее ответы с помощью наблюдения и опыта. В широком понимании научный метод является способом получения объективных знаний о реальности, способом понимания и поиска истины о ней. Научный метод при такой интерпретации приближается к понятию методологии научных исследований. В более узком понимании научный метод представляет собой систему процедур мышления и инструментальных действий исследователя, приводящих его к объективному знанию и предохраняющих от ошибок.
Современный научный метод базируется на опыте, а науку характеризует сам метод, а не сущность изучаемого предмета. Традиция получения знания с опорой на опыт в психологии называется эмпирической. Эмпиризм предоставляет опыту две разные функции. Опыт, во-первых, рассматривается как источник всех идей, сырой материал для мышления. А во-вторых, опыт рассматривается как основа для подтверждения или опровержения гипотез исследователя о реальности. [2]
Психологическая наука следует строгим правилам познания, что вызвано необходимостью сводить к минимуму познавательные ошибки.
Валидность исследования в психологии. Научный результат должен быть независимым относительно времени, пространства, типа субъектов и типа объектов исследования, быть объективным. В реальности разные моменты времени не идентичны, необратимо развитие мира: он иной в каждый следующий момент времени. Не однородно пространство. Нет полностью двух одинаковых объектов. Все люди уникальны, каждый со своей судьбой. Исследователи уникальны. Невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. На ход исследования, на точность регистрации влияют личностные черты экспериментатора. На его отношения с испытуемыми и на особенности интерпретации данных.
В связи с этим для конструирования и оценки экспериментальных процедур существует понятие «валидности». Валидность эксперимента определяется как степень соответствия измеряемой переменной исследуемому свойству реального объекта.
Соответствие реального исследования идеальному выражается в таком его качестве, как внутренняя валидность. Чем больше влияние на изучаемое поведение неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность. Главный признак хорошего эксперимента - высокая внутренняя валидность. [2]
Эксперимент полного соответствия представляет собой экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности. Это соответствие определяется таким понятием, как внешняя валидность, или экологическая валидность. От уровня внешней валидности зависит степень переноса результатов эксперимента на жизненную ситуацию.
Выделяют и другие виды валидности. План и методики эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе. Степень этого соответствия определяет операциональную валидность. Понятие конструктной валидности ввел Кэмпбелл. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, которая определяется правильностью употребления терминов той или иной теории. [2]
2.3 Этапы и виды научного исследования
Исследование в науке представляет собой процесс выработки новых знаний, которые характеризуются воспроизводимостью, объективностью, доказательностью, точностью. Научное исследование основано на строгом стандарте, нормативе, который называется научный метод. [3]
Наука нормативна, так как включает использование сложившихся способов, понятий и схем мышления, которые отличаются от мышления человека, не владеющего системой знаний в соответствующей области. [2]
Нормативность научного исследования отличается наличием ряда необходимых и последовательных этапов. На каждом этапе решается конкретная задача. Исследование начинается с постановки проблемы, называемой исследовательский вопрос: что неизвестно? Проблема – это возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет значимый практический или теоретический интерес. На этом этапе формулируется тема исследования, общая исследовательская цель, затем определяются объект и предмет исследования. Возможно вынесение предварительной гипотезы. Научная проблема формулируется в понятиях и терминах соответствующей научной отрасли. Такой шаг дает возможность поставленную задачу сделать понятной для исполнителя. К тому же легче выбирать и методы решения из арсенала известных в рамках определенного научного направления. После этого проблема операционализируется. Формулируя проблему, сужается диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигается гипотеза исследования. Операционализация требует конкретного определения переменных, для того, чтобы обеспечить объективность исследования и получаемых результатов. Кроме того, что операциональные определения дают возможность производить измерения в психологии, они еще и обеспечивают возможность повторить исследование. Процесс, обратный операционализации – концептуализация, в ходе которого одиночные конкретные результаты измерений формулируются в более общих терминах.
При эволюционном развитии научного знания источником проблем служит дефицит информации для объяснения или описания реальности. При революционном развитии науки научная проблема появляется как следствие противоречия в научных знаниях. [2]
На следующем этапе проводится теоретический анализ проблемы, который включает системный анализ доступной информации по изучаемой проблеме, который представлен в монографиях, периодических изданиях, других ресурсах. Может выясниться, что проблема эта уже решена или существуют аналогичные исследования, которые не привели к окончательному результату.
На основе предшествующих этапов появляется возможность формулировки предположений – гипотез исследования, в которых предпосылками выступают результаты информационного поиска. Это ответственный и важный этап работы, на котором общая цель исследования конкретизируется в систему задач.
Следующим этапом является планирование исследования. Строится программа исследования, выбираются конкретные методики и методы его реализации. На этом этапе происходит выбор участников – группы людей, с согласия которых будет проводиться эмпирическое исследование. Уточняется предмет исследования – это часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается время и место проведения исследования, разрабатывается порядок экспериментальных воздействий, определяются способы контроля помех, которые могут повлиять на результат исследования.
На следующем этапе происходит проведение исследования по намеченному плану. В ходе реального эмпирического исследования всегда появляются отклонения от замысла, которые необходимо учитывать при интерпретации полученных эмпирических данных.
Затем проводят анализ и интерпретацию полученных данных. Этот этап включает математическую обработку результатов, которая позволит оценить достоверность исходной гипотезы.
В заключении формулируются новые закономерности и факты, которые обязательно публикуются в форме научных статей, монографий и др., потому что публичность эмпирического знания обеспечивает его доступность и открытость для независимой проверки и критики со стороны других исследователей.
Различают исследования эмпирические и теоретические. В основе теоретического исследования лежат некие теоретические обобщения, на основе которых формулируются новые теоретические выводы. Основа эмпирических исследований - реальные достоверные факты. У них нет теоретической базы, они позволяют лишь накопить первоначальные научные факты. Большинство исследований имеют теоретико-эмпирический характер. При этом на основе известных в науке теорий, подходов, принципов ведется накопление нового знания. [2]
По характеру исследования делятся на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Фундаментальное исследование направлено на познание мира без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится с целью получения знания, которое необходимо использовать для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в пределах отдельной науки. В междисциплинарных исследованиях участвуют специалисты различных областей и проводятся они на стыке нескольких научных дисциплин. Аналитическое исследование ориентировано на выявление одного, по мнению исследователя, наиболее существенного, аспекта реальности. Комплексное исследование направлено на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.
По цели проведения исследования принято делить на несколько типов. Первый тип - поисковые исследования. Под ними подразумевается попытка решить проблему, которую еще никто не ставил или не решал подобным методом. Второй тип — критические исследования. Они проводятся с целью опровержения существующей гипотезы, теории, модели, закона или для проверки, какая из двух гипотез точнее прогнозирует реальность. [2]
Большинство исследований, которые проводятся в науке, относится к уточняющим. Их целью является установление границ, в пределах которых теория предсказывает эмпирические закономерности и факты.
Третий тип — воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения объективности, достоверности и надежности полученных результатов.
Условия проведения – это еще одно основание классификации. Различают лабораторные, естественные и полевые исследования.
Лабораторный эксперимент проводят в специальных условиях. Исследователь целенаправленно и планово воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.
Естественный эксперимент проводят в реальных условиях. Изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, вследствие этого полученные данные легко переносятся в реальность.
Полевой эксперимент проводится по аналогии естественного эксперимента. При этом не исключается использование портативной аппаратуры, которая позволяет более точно регистрировать получаемые данные. [2]
2.4 Этические принципы проведения исследований
Вопросы этики проведения исследований с участием людей возникли в 60-х гг. XX века. Они инициированы профессором Йельского университета Стенли Милграмом. Он отмечал, что при планировании исследований экспериментаторы сталкиваются с требованиями, которые могут вступить в противоречие м


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИжГТУ имени М.Т.Калашникова
Сделала все очень грамотно и быстро,автора советую!!!!Умничка😊..Спасибо огромное.
star star star star star
РГСУ
Самый придирчивый преподаватель за эту работу поставил 40 из 40. Спасибо большое!!
star star star star star
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.