это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2777867
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе-размышление по проблеме «Психология как наука о поведении
П. П. Блонского»
Научные взгляды и предпочтения П. П. Блонского претерпевали несколько этапов развития и трансформации. Особое влияние на его философские предпочтения оказывали труды и лекции отечественных и зарубежных философов и историков. Его дореволюционные взгляды отражают его положительное отношение к позитивизму. Позднее идеи П. П. Блонского трансформировались под влиянием положений К. Маркса. Таким образом, можно сказать, что научная мысль отечественного философа, педагога и психолога претерпела эволюцию от идеализма к марксизму, что и определило неустойчивость его философских взглядов. Однако, активное сотрудничество со сторонниками коммунизма, в частности, детальное изучение исследований И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, способствовало дальнейшему развитию научных взглядов П. П. Блонского и сформировало его приверженность к материализму. Именно на данном этапе автор обосновывает необходимость в разработке новой психологии поведения, основанной на идеях марксизма и теории условных рефлексов.
В своем эссе я бы хотела проанализировать несостоявшуюся концепцию П. П. Блонского о том, что поведение составляет основу всего развития человека с точки зрения психологической науки. Навеянные буржуазными исследователями его мысли о, так называемом, биогенетическом принципе стали фундаментом идеи о том, что каждый человек повторяет привычки, манеры и поведение в целом всего человеческого рода. Суть биогенетической теории или биогенетического параллелизма заключается в том, что поведение любого человека определяется поведением его предков. Помимо этого автор предлагает рассматривать поведение человека как «историю поведения», что позволяет рассматривать психику человека как продукт общественной истории. Развитие человека П. П. Блонский рассматривает как процесс поэтапного усложнения и развития мозга, органов чувств, психики, конечностей и организма в целом, происходящий по законам биологии и психофизиологии.
Другими словами, согласно данной теории, умственное и моральное развитие ребенка обязательно проходит этапы, которые человечество прошло от состояния первобытности до цивилизации. Таким образом, на мой взгляд, данная концепция ограничивала развитие индивида определенными стадиями и процессами с самого рождения. Получается, что поведение человека изначально предопределено и не может быть изменено, приобретая индивидуальные особенности. Из минусов данной теории и сам автор отмечал ее односторонний характер, хотя им и предпринимались попытки ее расширения с помощью социологической составляющей. Эмоционально-инстинктивное поведение (приспособление примитивных инстинктов и эмоций к общественной жизни и социальному сотрудничеству) отражает общественное развитие человечества. Так, «одни из этих инстинктов и эмоций под влиянием социального взаимоприспособления и воспитания атрофируются как «животные» и «дикие», другие же поощряются в своем развитии как «социальные», в то время как третьи видоизменяются и преобразовываются».
Также идея того, что ребенок в процессе развития проходит основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития всего человечества имеет похожие черты, например, с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского, на мой взгляд. Во-первых, изначальная концепция, основанная самим автором, так же как и поведенческая концепция П. П. Блонского, опирается на марксистские идеи в психологии. Во-вторых, сама суть данной популярной во всем мире науки теории заключается в том, что развитие ребенка происходит по ходу усвоения им социального опыта других людей, что так же перекликается с идеей П. П. Блонского о повторении социального опыта каждым ребенком в процессе своего становления и развития.
На мой взгляд, данная теория могла бы иметь место в современной психологической науке, но с некоторыми поправками. Мы знаем, что человек – существо социальное. И его пребывание именно в обществе, усвоение общепринятых норм, правил и других социальных предикторов и делает его, собственно, человеком. Но автор не учитывает культурно-исторические особенности различных этнических групп, обусловленных климатическими, географическими, этническими и другими особенностями. Так, для ребенка, который рожден в южном регионе будет непривычна пища народов, проживающих на Севере, не говоря уже о наличии определенных предрасположенностей, особенностей строения тела, цвета кожи, структуры волос и других особенностей. Конечно, невольно мы копируем поведение своих предков, иногда повторяя судьбы членов нашего рода, но утверждение о том, что родившийся ребенок будет в точности повторять поведение собственного рода или всего человеческого рода – не совсем правомерно, так как игнорирует наличие множества других факторов, оказывающих существенное влияние на развитие личности: условия проживания, питания, особенности воспитания, обучения и т.д. Также попытка П. П. Блонского изучать поведение людей в зависимости от социальных условий их развития, в частности от их классового положения, была бы безусловно прогрессивной. Однако автор очерка не различает разных уровней отражения общественного бытия в голове человека — идеологического и социально-психологического. Разные формы общественного сознания составляют содержание идеологии и общественной психологии. Вот почему их нельзя изучать только «в аспекте социальной психологии». Точнее было бы сказать, что разные формы общественного сознания своеобразно преломляются в общественной психологии, т. е. в психологии разных социальных групп. Хочется отметить также недооцененную роль сознания в поведенческой психологии П. П. Блонского. Однако, несмотря на свою поведенческую позицию, он не игнорирует сознания полностью.
К плюсам поведенческой психологии П. П. Блонского также можно отнести четкость понимания им значения психологической науки, потому как с помощью именно психологии становится возможным руководить людьми, воспитывать и корректировать поведение личности ребенка, совершенствуя и вырабатывая необходимые навыки и привычки.
В заключении хочется отметить, что характерной чертой поведенческой психологии П. П. Блонского является ее все-таки практическая направленность. Чем лучше мы будем знать поведение человека, тем успешнее мы сможем влиять на него. Как писал сам автор: «И политик, и судья, и моралист должны уметь разбираться в поведении людей. Писатель, артист, оратор — словом, всякий, кто обращается к человечеству, должен знать психологию человечества. Знание того, как и отчего изменяется поведение ребенка, необходимо воспитателю. Значение социальной психологии для социолога очевидно. Историк должен понимать поведение людей прежнего времени. Но ясное знание того, почему мы поступаем так, а не иначе, делает нас более понимающими свою жизнь и более властными над ней. Создавая научную психологию, мы тем самым готовим почву для создания истинной философии правильного поведения». Несмотря на отдельные ошибочные положения концепции поведенческой психологии П. П. Блонского и его положительное отношение к психологии поведения в целом, его взгляды сыграли положительную роль в самоопределении отечественных психологов, в победе материализма над идеализмом в психологии. В целом данная концепция П. П. Блонского была «первой ласточкой» советской психологии, первым вестником ее грядущей перестройки на основе марксистской философии, что, несомненно, сыграло большую роль в дальнейшем развитии отечественной психологии как науки.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать дипломную работу по теме Автоматизация деятельности гостиниц...
Диплом, Информационные системы
Срок сдачи к 17 мая
Решить типовой расчёт
Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика
Срок сдачи к 19 мая
Содержание пособия. 1 Титульный лист (просто оставить пустым) 2....
Другое, Педагогика и психология
Срок сдачи к 17 мая
курсовая на тему "валютный контроль в области таможенного дела" на 30...
Курсовая, Таможенное право
Срок сдачи к 22 мая
Решить 2 задачи по производственному менеджменту
Решение задач, производственный менеджмент
Срок сдачи к 19 мая
Сделать презентацию про экономиста Ричард Кантильон
Презентация, Английский язык
Срок сдачи к 17 мая
Программа вводит несколько строк, количество которых не более 24....
Лабораторная, Машинно-ориентированное программирование
Срок сдачи к 21 мая
Начертить однолинейную схему. Первые два файла это пример
Чертеж, Проектирование систем электроснабжения
Срок сдачи к 20 мая
Помогите пожалуйста сделать отчет по практике.
Отчет по практике, Земельно имущественные отношения,недвижимость
Срок сдачи к 19 мая
Особенности проявления агрессивности у подростков из неполных семей.
Курсовая, Психологическая служба
Срок сдачи к 21 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!