это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2799506
Ознакомительный фрагмент работы:
Постановка проблемы. Реформирование образования в России
является частью процессов обновления образовательных систем,
происходящих в последние годы в европейских странах и связанных с
признанием значимости практико-ориентированных знаний как двигателя
общественного благосостояния и прогресса. Эти изменения касаются
создания современных государственных стандартов образования, обновления
и пересмотра структуры учебных программ, совершенствования содержания
учебников, дидактических и методических материалов, поиска новых форм и
методов организации учебного процесса в школе. Отсюда актуальным
становится вопрос о готовности учителей к внедрению инновационных
методик и технологий обучения, в частности учебно-игровых технологий,
позволяющих коренным образом изменить методологию, придать новое
качество организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса в
общеобразовательных учебных заведениях.
Цель работы заключается в исследовании педагогических технологий
развития ребенка как субъекта игровой деятельности.
Основное изложение работы. Современные тенденции
распространения учебно-игровых технологии в начальной школе выдвигают
первоочередную задачу разработки теоретических положений, объясняющих
особенности игры как эффективного вида педагогической деятельности и
которые могли бы стать не только основой проектирования новых учебных
игр, но и учитывали бы психолого-педагогические особенности развития
ребенка как субъекта игровой деятельности.
Указанное обусловливает необходимость рассмотреть сущность и
структуру учебно-игровых технологий. С этой целью прежде всего выясним
понятийно-категориальный аппарат исследования учебно-игровых
технологий. Дефиниция «учебно-игровые технологии» находится на
пересечении таких понятий, как «педагогические технологии» и «игровая
деятельность», поэтому считаем необходимым провести анализ ряда базовых
категорий: «технология», «педагогические технологии», «игра»,
«педагогическая игра», «игровая деятельность»,« игровые технологии »и др.
Анализ литературных источников показал, что понятие «технология» (от
греч. Τεχνολογια, что происходит от τεχνολογος: τεχνη - мастерство, техника;
λογος - (здесь) передавать, обучать) рассматривается в разной интерпретации
и прежде всего как совокупность методов обработки, изготовления,
изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов и полуфабрикатов,
осуществляемых в процессе производства продукции [1]. Однако в отличие
физических, химических и других процессов, используемых человеком для
достижения ожидаемого результата производственной деятельности, нас
интересовал технологический подход к организации образовательного
процесса, то есть собственно психолого-педагогическая сущность
технологии.
Технологический подход к образовательному процессу предполагает
направленное, поэтапное, инструментальное управление им с целью
гарантированного достижения поставленных учебных, воспитательных и
развивающих целей. Эта междисциплинарная комплексная проблема активно
разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной педагогике. Одни
ученые рассматривают педагогическую технологию как систему, в которой
на практике последовательно воплощается заранее спроектированный
учебно-воспитательный процесс, или как систему средств, применяемых в
обучении и способы их реализации. Другие определяют педагогическую
технологию как проектирование, создание и использование дидактических
модулей, программируют уникальную человеческую деятельность и
реализует ее в учебном процессе, а также системность и конструирование
учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. Третьи
считают, что педагогические технологии характеризует упорядоченная
система процедур, алгоритмическое выполнение которых с большой
степенью вероятности приводит к достижению запланированного результата.
В наиболее общем смысле под педагогической технологией
понимается совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов,
приемов и средств обучения и воспитания, то есть она является
своеобразным организационно-методическим инструментарием активного
педагогического процесса [3].
Отсюда, педагогическая технология в профессиональной подготовке
педагога, связанная с его творчеством и мастерством. Эта позиция особенно
интересна тем, что открывает новое направление в подготовке современного
учителя начальных классов - проектирование и организацию учебно-игровой
деятельности младших школьников. В иерархии педагогических технологий,
учитывая масштаб их применения, принято выделять такие соподчиненные
группы:
1) Метатехнология - представляет социально-педагогический уровень,
представляя образовательный процесс на уровне реализации социальной
политики в области образования; к ним относятся общепедагогические
технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в
стране, регионе, конкретном учебном заведении (например, технология
проектного обучения, технология свободного воспитания, технология
управления качеством образования и т.д.);
2) Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии -
представляют общепедагогический и общеметодический уровень, включая
деятельность в рамках любой образовательной отрасли, сферы, направлений
обучения или воспитания, учебной дисциплины (например, технология
преподавания фундаментальных или профессионально-ориентированных
дисциплин, технология контекстного обучения и т.п.);
3) Мезотехнологии (модульно-локальный уровень) - используются в
рамках реализации отдельных частей (модулей) образовательного процесса
или направлены на решение локальных дидактических, методических,
воспитательных и других задач (например, коучинг, тьюторство,
компьютерные технологии, технологии усвоения, повторения или контроля
знаний или сформированности умений и т.п.);
4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень) - ориентированы
на решение узких оперативных задач и предусматривают индивидуальное
взаимодействие субъектов образовательного процесса (например, технология
формирования навыков письма, чтения, технология-тренинг по коррекции
определенных качеств личности и т.п.) [2].
Среди наиболее существенных признаков педагогических технологий
принято выделять следующие:
1) технология, которая разрабатывается под конкретный
педагогический замысел, ее основу составляет определенная
методологическая, философская позиция автора (например, технология
развивающего обучения - Эльконин, В. Давыдов, технология проблемного
обучения - М . Махмутов, технология проектного обучения - Дж. Дьюи, В.
Килпатрик)
2) технологическая цепочка педагогических действий, операций,
коммуникаций, что выстраивается в соответствии с целевыми установками:
цель - проект - пути реализации - конкретный ожидаемый результат;
3) технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя
и учащихся с учетом принципов индивидуализации, дифференциации,
оптимальной реализации личностных и материальных ресурсов;
4) элементы педагогической технологии должны, с одной стороны,
быть воспроизводимым любым учителем, а с другой - способствовать
гарантированному достижению запланированных результатов всеми
учащимися;
5) органической составляющей педагогической технологии являются
диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, а также
инструментарий для измерения результатов образовательной деятельности
[1].
Игра является сложным социокультурным феноменом, которому
посвящено большое число философско-культурологических,
психологических и педагогических исследований. Сейчас наукой накоплен
огромный потенциал знаний об этом уникальном явлении действительности.
Наиболее общее определение игры находим в Большом
энциклопедическом словаре: «Игра - вид непродуктивной деятельности,
мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [4]. В
педагогической психологии понятие «игра» рассматривается как конкретное
проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка,
имеющее конкретно исторический, многовидовой, креативный и
многофункциональный характер [1]. Следовательно, понятие «игра»
различными учеными толкуется по-разному: как развлечение,
непродуктивная деятельность; как средство обучения и воспитания; как
форма организации общественно полезной деятельности; как средство
коммуникации и тому подобное. Общепринятым является определение игры
как формы деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах
науки и культуры [3].
Итак, игра обязательно осуществляется в форме игровой деятельности.
То есть это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающей
средой, в процессе которой происходит его познание, усвоение культурно-
исторического опыта и формирования детской личности [2].
Особое место нами отведено вопросу об использовании игры в
учебных целях. Здесь сложность заключается в особой природе игровой
деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается
самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической
направленности, ориентации на результат.
В процессе игры дети, как ее участники, решают проблемные
психолого-педагогические ситуации, их взаимодействие регламентируется
определенными правилами, что отражают реальные условия и
закономерности. В ходе игры производятся коллективные решения по
решению какой-то значимой проблемы.
Педагогическая игра имеет специфические признаки, среди них:
1) моделирование условий, имитирующих профессионально-
педагогическую деятельность;
2) поэтапное развитие игры;
3) наличие сложных и проблемных ситуаций;
4) совместная деятельность участников игры;
6) описание психолого-педагогической ситуации и объекта игрового
имитационного моделирования;
7) контроль игрового времени;
8) система оценок;
9) правила игры;
10) элементы соревнования [1].
Наиболее характерными особенностями для педагогических игр
являются: импровизированное исполнение ролей; условность ситуаций, в
которых проходит игра; социальный характер игры; наличие ролевых
ожиданий стимулирования коллективно-личностного и профессионально-
педагогического общения; привязка моделируемых в игре событий к
определенным моментам времени; наличие разветвленной системы
индивидуального и группового оценивания деятельности участников игры и
тому подобное.
Педагогическая игра предполагает использование различных учебно-
игровых технологий. Распространение учебно-игровых технологий в
образовании объясняется тем, что игра является естественной
познавательной деятельностью ребенка, отсюда - учебная деятельность,
которая «вырастает» из игровой. Именно поэтому к игре, как более понятной
для ребенка деятельности, обращаются педагоги с целью усиления сложной
для ученика деятельности - учебно-познавательной [2].
Учебно-игровые технологии опираются на педагогическое руководство
игровой деятельностью, которое рассматривается как способ достижения
цели учебно-воспитательного процесса путем применения системы
педагогических приемов, адекватных задачам конкретной игры и
направленных на удовлетворение актуальных детских потребностей и
реализацию личностного потенциала учащихся. При таких условиях игровая
деятельность реализуется как инновационный педагогический метод.
Считаю, что целью применения учебно-игровых технологий является
развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к учебному
предмету через разнообразные игровые формы обучения.
Выводы. Подытоживая вышесказанное, отметим, что проанализировав
многочисленные определения и исходя из содержания общей дефиниции
«игровые технологии», под учебно-игровыми технологиями автором
понимается совокупность методов, приемов и средств организации
образовательного процесса в форме различных педагогических игр с четко
поставленной целью и соответствующими задачами, характеризующимися
активной учебно-познавательной и воспитательной направленностью.
Учебно-игровые технологии выступают как средство интереса, побуждения,
стимулирования детей к активной учебно-познавательной деятельности.
Библиографический список
1. Алиханова Р.А. Игровые технологии в современной системе
воспитания личности: учеб.-метод. пособие / Р.А. Алиханова, Н.А.
Абдуллаева. – Махачкала : АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. – 111
с.
2. Белешева А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста посредствам игры // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11. – С. 24-26.
3. Захарова И.Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и
описание игр / И.Ю. Захарова. – Москва : ТЕРЕВИНФ, 2018. – 151 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!