это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2846507
Ознакомительный фрагмент работы:
Малый и средний бизнес: текущее состояние и потенциал развития
Еще в начале 1990-х годов, когда Россия встала на путь экономических и политических реформ, развитие устойчивого сектора микро- и индивидуального предпринимательства стало одним из важнейших факторов социально-экономических преобразований в стране. Это было ясно из проводимой государством политики поддержки предпринимательства и риторики, публично пропагандировавшей его значение для развития современной экономики и социальной жизни населения.
В последние годы Российское Правительство уделяет особое внимание развитию малым и средним предприятиям (МСБ) и индивидуальным предпринимателям (ИП), предпринимаются активные шаги по созданию более конкурентной бизнес-среды и реализации государственных программ, направленных на устранение барьеров в таких сферах, как развитие компетенций, финансы и инновации.
В Федеральном законе "О МСП" от 2007 года была введена стабильная и благоприятная основа политики в области МСП и ИП, четкие ориентиры относительно целей политики, видов действий и обязательств различных государственных структур.
Федеральный бюджет на мероприятия Программы "МСП и ИП" был значительно увеличен с 3,9 млрд рублей в 2008 году до 11,33 млрд рублей в 2016 году (Федеральное казначейство РФ 2017). Развернулись масштабные программы развития конкуренции, стремительно продвигался процесс упрощения административно-регуляторных процедур, начала формироваться инфраструктура поддержки услуг по развитию предпринимательства. Внешэкономбанк (ВЭБ), государственный банк развития, также сделал крупный вклад в улучшение доступа субъектов МСБ и предпринимателей к кредитам путем предоставления значительных государственных кредитных линий для кредитования МСБ банками-партнерами, а также новое Федеральный Агентство кредитных гарантий было создано в 2014 году.
Однако, несмотря на усилия по созданию законодательной базы и внушительный объем ресурсов, выделяемых на поддержку предпринимательства, показатели развития малого и среднего бизнеса в России остаются весьма скромными.
В большинстве российских регионов наблюдается отрицательная динамика деловой демографии, то есть количество "мертвых" МСП превышает количество созданных новых предприятий. В крупнейшем секторе экономики страны за 2012-2016 годы численность действующих ИЭС сократилась до 78,7 тыс. человек (-3%) (Федеральная служба государственной статистики РФ, 2017). Из 85 субъектов Российской Федерации, только 10 регионов, в том числе два столичных, демонстрируют небольшой рост, что в основном связано с концентрацией капитала и объемом рынка торговли и услуг.
Официально декларируемая сейчас поддержка предпринимательского сектора не в полной мере соответствует тенденциям развития ИП на местах, и его потенциал остается в значительной степени неиспользованным.
В настоящее время в секторе МСП занято менее 30% рабочей силы, в то время как в большинстве стран ОЭСР этот показатель превышает 50% (OECD 2015). Только 5% взрослых в России в настоящее время начинают или участвуют в создании нового бизнеса. Для сравнения: в Китае этот показатель составляет 16%, а в Бразилии – 18%. Только 5% МСП в России осуществляют любой из видов инноваций по сравнению с типичным уровнем в 50% в странах ОЭСР.
В 2015 году на заседании Госсовета Президент России поставил амбициозные задачи по увеличению вклада МСБ в российскую экономику, в том числе по увеличению доли ВВП, производимого МСБ, с 25% в 2012 году до 50% в 2020 году (Путин 2015). В июне 2016 года Правительство России утвердило Стратегию развития малого предпринимательства до 2030 года (Постановление Правительства РФ № 1083-р от 2016 года), предусматривавшее освобождение отдельных рыночных ниш для малого бизнеса, повышение доступности финансирования, внесение изменений в налоговое законодательство и др.
Данное исследование направлено на определение роли малого и среднего бизнеса в общем развитии российской экономики и поиск путей создания более эффективного и устойчивого сектора ИЭ.
Таким образом, данное исследование имеет важное значение в силу своего потенциала в развитии сектора малого бизнеса, ставшего носителем развития и двигателем социально-экономического роста. Результаты исследования позволят определить, какие вопросы требуют приоритетного внимания, тем самым стимулируя правительство правильно распределять финансовые ресурсы и стимулы для улучшения существующих предприятий.
По оценкам ОЭСР, в Российской Федерации насчитывается 1 958,7 тыс. активных субъектов МСП. Несколько небольших стран, таких как Турция, Мексика, Испания, Корея и другие имеют больше предприятий, чем Российская Федерация.
По размеру в 2019 году около 80,8% предприятий в Российской Федерации составляли микропредприятия (1-9 сотрудников), 15,4% составляли предприятия с численностью 10-49 сотрудников, 3,3% – с численностью 50-249 сотрудников и 0,5% – крупные фирмы с численностью не менее 250 сотрудников. По сравнению с другими странами наблюдается дефицит числа микро- и малых предприятий.
Подсчитано, что в 2019 году в Российской Федерации в малом и среднем бизнесе было занято чуть более 18 млн человек, что составило лишь 24,5% трудоспособного населения.
Эти цифры показывают, что существует большой потенциал для создания рабочих мест за счет создания и развития сектора МСП в Российской Федерации.
В 2019 году на долю малого и среднего бизнеса приходилось 28,5% продаж предприятий в общем объеме хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что эта цифра не является строго сопоставимой с международными данными, эта доля значительно ниже среднего типичного показателя в странах ОЭСР, составляющих около двух третей МСП, генерируемых бизнес-единицами. Эти цифры подчеркивают необходимость повышения качества существующей деятельности МСП в Российской Федерации, а также увеличения числа предприятий и их занятости.
Показатели бизнеса и занятости в СМБ и ИП в российской Федерации существенно связаны с оптовой и розничной торговлей.
Сектор розничной торговли и потребительских услуг представляет почти половину союзников и более трети малых и средних предприятий. Треть малых и средних предприятий занята в секторах, ориентированных на внутреннее потребление, таких как гостиницы и рестораны, транспорт и связь, строительство и недвижимость, аренда и бизнес-услуги.
На долю обрабатывающей промышленности приходилось лишь 7% от общего числа занятых и лишь 14,6% занятых.
Эти данные свидетельствуют о снижении доли обрабатывающего сектора в деятельности МСП в Российской Федерации и сдвиге в сторону торговли и услуг.
Необходимо добиться значительного увеличения масштабов производственной деятельности МСП в Российской Федерации для того, чтобы использовать относительно хорошие перспективы для поддержания долгосрочного роста производительности труда, обеспечения экспортной выручки и диверсификации российского экспорта за счет использования природных ресурсов, а также для поддержки роста остальной экономики за счет создания цепочек поставок.
В ряде аспектов рамочных условий, затрагивающих МСП и предпринимательство в Российской Федерации, произошли значительные улучшения. К ним относится повышенная открытость торговли с момента вступления Российской Федерации в Мировое Сообщество Организации торговли, внедрение значимых программ развития конкуренции и приватизации, значительное снижение административно-регуляторной нагрузки на бизнес и внедрение федеральной антикоррупционной инициативы. Например, время, необходимое для начала бизнеса, сократилось до времени ведущих стран мира. Важно продолжать развивать эти программы реформ в этих областях и обеспечивать их эффективную реализацию на местах.
Международные эксперты сходятся во мнении, что в Российской Федерации существует огромный недоиспользуемый потенциал малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют значительные недостатки по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами в количестве малых и средних предприятий на душу населения, уровне занятости в малом бизнесе, темпе открытия новых предприятий и уровень инвестиций и инноваций со стороны МСП.
Преодоление этих недостатков окажет существенное влияние на российскую экономику с точки зрения значительного создания рабочих мест и получения доходов, увеличения инвестиций, конкуренции и производительности труда, а также диверсификации экономической базы от ее нынешней зависимости от экспорта сырьевых товаров (OECD 2015).
Одной из задач станет улучшение отношения к предпринимательству в российском обществе. Доля взрослого населения, указывающего на намерение начать свой бизнес в Российской Федерации составляет всего 3% населения и является одной из самых низких в мире. Кроме того, многие предприниматели сомневаются в том, что у них достаточно знаний и опыта для ведения бизнеса, и испытывают относительно сильный страх неудачи.
Изменение укоренившихся взглядов - трудная перспектива для российского правительства, но необходимая для того, чтобы предпринимательство приобрело легитимность, необходимую для того, чтобы стать неотъемлемой частью российского общества и экономики.
Еще одна проблема, требующая решения, - это зависимость многих российских домохозяйств от крупного нелегального сектора. Большой масштаб нелегальности отражает ряд институциональных слабостей, и сокращение масштабов нелегальной экономики потребует не только системного подхода к управлению, но и мер по устранению ее причин.
Усилия также должны быть постепенными и осторожными, поскольку необходимо признать, что нелегальная деятельность в настоящее время обеспечивает рабочие места и способствует сокращению социальной и экономической изоляции, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
В Российской Федерации показатели инновационной активности субъектов МСП, измеряемые темпами продуктовых/процессных инноваций и темпами маркетинговых/организационных инноваций, а также новизной продуктов и услуг, предоставляемых российскими предприятиями своим клиентам, также относительно низки. Повышение инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших приоритетов текущей политики Российской Федерации, что имеет решающее значение для будущей конкурентоспособности. Кроме того, есть некоторые свидетельства того, что ориентированным на рост предпринимателям труднее реализовать свои устремления в Российской Федерации, чем в других странах.
Развитие более существенного сектора высоких темпов роста в Российской Федерации является еще одним ключевым политическим приоритетом. Правительству Российской Федерации следует усилить работу, направленную на устранение существующих циклических ограничений и структурных барьеров. Одним из основных препятствий для развития предпринимательства и малого и среднего бизнеса в России является сложность финансирования, что усугубляется ограничением доступа российских банков на мировые финансовые рынки из-за антироссийских санкций. Банковское кредитование МСП и условия кредитования все еще не восстановились до докризисного уровня, и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что кредитные ограничения для МСП, скорее всего, сохранятся в обозримом будущем.
В этом контексте для улучшения условий доступа и финансирования МСП необходим двусторонний подход. С одной стороны, важно восстановить состояние банков для улучшения кредитования, поскольку банковское финансирование по-прежнему будет иметь решающее значение для малого и среднего бизнеса. С другой стороны, необходимо, чтобы МСП диверсифицировали свои источники финансирования в сторону небанковских инструментов и поддерживали частные инвестиции. Однако в настоящее время финансовые инструменты, альтернативные традиционным кредитам, по-прежнему представляют собой лишь небольшой источник финансирования МСП. Альтернативными методами внешнего финансирования для МСП и ИП являются:
финансирование на основе активов или кредитование на основе активов; факторинг; финансирование заказов на покупку; складские квитанции, лизинг;
корпоративные облигации – секьюритизированный долг; облигации с покрытием; частное размещение; краудфандинг;
"гибридные" инструменты – субординированные кредиты/облигации; участие в займах;
права участия в прибыли; конвертируемые облигации; облигации с варрантами, мезонинное финансирование;
долевые инструменты – прямые инвестиции; венчурный капитал; бизнес-ангелы; специализированные
площадки для публичного размещения МСП.
Для решения вышеперечисленных задач предлагаются следующие ключевые рекомендации по политике развития сектора:
увеличение числа субъектов МСП и их занятости путем сочетания масштабных мер, направленных на повышение уровня предпринимательства среди населения, и более адресной и специализированной поддержки ориентированных на рост предпринимателей и предприятий;
содействование росту обрабатывающих МСП, в частности путем усиления внимания к инновационным, экспортным и инвестиционным программам МСП и установление целевых показателей участия обрабатывающих МСП в этих программах;
способствование позитивному отношению к предпринимательству путем проведения национальных кампаний по повышению осведомленности о предпринимательстве с участием средств массовой информации и всесторонней интеграции обучения предпринимательству во всю систему образования;
способствование переводу предпринимательской деятельности из нелегальной в легальную экономику путем устранения ненужных барьеров для формального предпринимательства в системе налогообложения, а также регулирования и поддержки нелегальных предпринимателей в модернизации их бизнеса и использовании новых источников спроса;
принятие мер, позволяющих МСП и ИП получить доступ к более широкому спектру финансовых инструментов, а также формирование и развитие цивилизованных рынков частного капитала и коллективных инвестиций.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Характерной чертой МСБ и ИП в Российской Федерации является дефицит числа микро- и малых предприятий, низкая занятость и довольно скромный вклад сектора МСБ и ИП в экономику страны по сравнению не только с развитыми странами, но и со странами с формирующейся экономикой.
В рамках деятельности МСБ и ИП в Российской Федерации сокращается сфера деятельности предприятий обрабатывающей промышленности; акцент смещается в сторону торговли и услуг.
Эксперты сходятся во мнении, что в Российской Федерации существует огромный недоиспользуемый потенциал малого и среднего бизнеса и предпринимательской деятельности. Есть несколько областей, в которых дальнейшее совершенствование могло бы значительно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса и предпринимательства. Они включают в себя открытие экономики для более активной деятельности частного сектора путем дальнейшего сокращения государственного контроля, содействие притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ), укрепление профессиональных и предпринимательских навыков, увеличение инвестиций в исследования и разработки, развитие и коммерциализация государственных исследований, укрепление верховенства права, включая защиту собственности предпринимателей и прав внешних инвесторов в МСП, а также увеличение банковского кредитования МСП.
Дальнейшие усилия должны быть направлены на реализацию комплекса мер по целевой и специализированной государственной поддержке ориентированной на рост, т. е. и МСП; усиление внимания к программам для инноваций, экспорта и инвестиций в производство МСП; национальный кампании по повышению осведомленности о предпринимательстве; об устранении препятствий к легальному предпринимательству посредством оптимизации налогообложения; расширение доступа субъектов МСП и финансирования за счет расширения спектра финансовых инструментов.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!