это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2870975
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблема успешности преподавательской деятельности особняком стоит в современных психолого-педагогических исследованиях, но, несмотря на это, существующие интерпретации факторов успешности деятельности преподавателя высшей школы не находятся в полном соответствии с современными теоретическими представлениями о профессиональном развитии личности и запросах образовательной практики. Вследствие этой связи особую значимость приобретает определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, с научных позиций.
Какими механизмами регулируется работа преподавателей высшей школы, какую роль играет личностный фактор в образовательном процессе – вопросы на пути решения которых стоят значительные противоречия и трудности, обусловленные необходимостью поиска и обоснования соответствующих методологических подходов, закономерностей, принципов исследования профессионально важных качеств преподавателя высшей школы в системе образовательной деятельности.
В исследовательской и педагогической практике существует множество подходов к описанию портрета современного преподавателя высшей школы, основанных на различных представлениях авторов о психолого-педагогической компетентности и успешности педагогической деятельности. Изучение портрета современного преподавателя высшей школы в первую очередь ориентируется на оценку операциональной стороны его деятельности (качество выполнения им отдельных педагогических функций), что требует от исследователя достаточно высокой квалификации. Иначе говоря, портрет современного преподавателя высшей школы связан с выделением соответствующих критериев, которым должен соответствовать успешный педагог.
В основанные на различных подходах (субъектно-деятельностный, системно-структурный, акмеологический и др.) к анализу портрета преподавателя высшей школы показатели входят:
профессиональные умения и профессионально важные качества;
совокупность знаний, умений и навыков;
личностные качества педагога;
профессиональная мотивация;
самосознание и др. [Былкина, 2014].
В исследованиях могут встречаться различные варианты сочетания вышеупомянутых компонентов. Некоторые исследователи воспринимают их «как относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога» [Сластенин, 2000]. В ряде работ даются психограммы, которым должен соответствовать личностный профиль преподавателя высшей школы.
Все эти требования, по мнению В.Д. Шадрикова, можно представить как профессионально важные качества или способности личности [Шадриков 1996]. Однако многими учеными, наряду с профессионально важными качествами и педагогическими способностями, выделяются также индивидные свойства, педагогические умения, педагогическая направленность личности, педагогическое самосознание, а также другие свойства личности учителя [Зимняя 1997].
Как справедливо отмечает Н.А. Аминов, основной мерой эффективности педагогической деятельности может служить оценка развития у учащихся навыков к самоорганизации, целеустремленности и саморегуляции (контроля) в процессе обучения [Аминов, 1995]. Соответственно, в качестве косвенных факторов, влияющих на портрет современного преподавателя высшей школы, могут выступать любые профессиональные качества, которые функционально связаны со скоростью и легкостью формирования навыков самообразования у студентов.
Исследователями-практиками отмечаются такие обязательные требования к портрету современного преподавателя высшейй школы, как адекватность самооценки и уровня притязаний, контактность, наблюдательность, настойчивость, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность преподавателя, скромность, трудолюбие, целеустремленность.
Особая роль отводится остроумию, ораторским способностям, артистичности натуры. Значимыми являются такие качества преподавателя высшей школы, как готовность к пониманию психических состояний студентов и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Немалое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура преподавателя высшей школы и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Нижв выделим наиболее важные составляющие портрета современного преподавателя высшей школы:
1. Этическая направленность педагога
Включает такие характеристики, как воспитанность, ответственность, отзывчивость, порядочность, профессионализм, пунктуальность, справедливость, честность, эрудированность.
Однако компетентность в преподавании и строгость оказываются в оппозиции к этим характеристикам. Как можно заметить, в этот фактор вошли все наиболее часто упоминаемые характеристики, составляющие ядро представлений. Между тем, компетентность, выступающая в оппозиции к названным характеристикам, отражает распространенную оценку преподавателя высшей школы не с позиций специальных знаний, а морально-нравственного облика и общей эрудиции. Примечательно и то, что в этом факторе строгость как важная характеристика личности преподавателя вступает в противоречие с воспитанностью, эрудированностью и другими параметрами.
2. Открытость
Данный фактор содержит такие характеристики, как организованность, профессионализм, целеустремленность, которым противопоставлены компетентность в специальной области и справедливость. Анализ фактора открытости позволяет прийти к выводу, что он, как правило, сопровождается такими качествами, как организованность, профессионализм и целеустремленность. Эти характеристики во многом способствуют упорядоченности педагогической деятельности, а значит, предсказуемости деятельности и стабильности внутреннего мира.
3. Толерантность
Этот фактор включает такие качества, как доброжелательность, интересность, любознательность, ответственность, уважительность, – характеристики, которые в той или иной мере содержатся в определениях толерантности в межличностных отношениях. Кроме того, включенность в данный фактор характеристик любознательности и интересности может свидетельствовать о нацеленности на развитие.
4. Деятельностные характеристики
К факторам данного типа относятся исполнительность, ответственность, требовательность к себе и другим, уважительность. Этот фактор главным образом характеризует тип педагога-исполнителя.
5. Комплексный
Пятый фактор является одним из наиболее сложных. Он включает такие качества, как квалифицированность, интеллигентность, порядочность, чувство юмора (с отрицательным знаком) и строгость, справедливость (с положительным). Примечательно, что в этом факторе квалифицированность и интеллигентность противостоят строгости и справедливости. Очевидно, личность преподавателя, обладающая высокой квалификацией и характеризующаяся интеллигентностью и порядочностью, не акцентирована на строгость в отношении к учащимся в поиске справедливости.
6. Декларируемое понимание
Это самый противоречивый фактор, поскольку наряду с высокими коэффициентами нагрузок по этому параметру (понимание) выделяются трудолюбие, работоспособность, требовательность и с отрицательным знаком – внимательность, уважительность, порядочность. Это деятельностные характеристики педагогов, их оценки, с точки зрения не педагогической функции, а трудовой. Понимание в данном случае предполагает не осознание проблем студентов, их желаний, мотивов, со склонностью к оказанию помощи, а, напротив, понимание с позиции принуждения, привлечения их к деятельности; это своего рода «технологическое понимание».
7. Неконфликтность
Данный внутренне согласованный фактор включает характеристики отзывчивости, доброжелательности и чувство юмора.
На основе вышесказанного можно сделать несколько выводов:
1. В структуре представлений о портрете современного преподавателя высшей школы выделяются две основные категории: профессионально важная «инструментальная» характеристика личности и общепрофессиональная.
2. Профессиональное самоопределение преподавателей высшей школы охватывает короткую временную перспективу, что связано с достаточно низким уровнем притязаний при сохраняющейся высокой самооценке.
3. Представления преподавателей о личностных характеристиках профессионала весьма различны и образуют типы в зависимости от того или иного вектора направленности: декларируемое понимание, исполнительность, квалифицированность, неконфликтность, открытость, толерантность, требовательность, этическая направленность.
4. Представления о портрете современного педагога высшей школы связаны с профессиональными идентификационными категориями. Ориентация на ту или иную сферу педагогической деятельности как базисную предполагает опору на соответствующие ей личностные характеристики.
Подводя итог проведенному анализу, отметим, что портрет современного преподавателя высшей школы зависит не только и не столько от профессиональных знаний и навыков. Огромную роль в организации успешного взаимодействия между преподавателем и студентом играет личностный фактор.
Таким образом, в условиях современной образовательной системы преподаватель высшей школы – это профессионал, отличающийся устойчивостью, способностью к повышению квалификации, социальной мобильностью, восприимчивостью к инновациям, способностью к перемене профессиональной среды деятельности, готовностью к повышению социального статуса и уровня образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАминов, H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 5– 17.
Былкина, Т.Г., Пустобаева Е.И., Лежнева Е.А. теоретические подходы к пониманию и диагностике успешности педагогической деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 28.01.2018)
Варданян, Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. – М:., 2002. – 180 с.
Ерофеева, Е.В. Факторы профессионально-педагогической успешности; автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. – 21 с.
Журавлев, Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 213-218.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!