это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3008822
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность темы. Проблема типологии государства на протяжении значительного периода времени считается актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства напрямую связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Темой исследования формы государства является организация, структура высшей власти государства и территориальная структура власти государства, методы ее реализации. Темой типологии государства, напротив, является доктрина демократии (демократии) как родовой сущности государства. Но, несмотря на взаимосвязь, форма государства не может быть отождествлена с типом государства, а типизация состояния не может быть отождествлена с классификацией формы.
Предмет исследования - типология государства и подходы к типологии - образовательной и цивилизационной.
Объектом исследования являются правоотношения, регулирующие функционирование и развитие Института государственной типологии.
Целью работы – изучение современных подходов к типологии государства.
Задачи:
- охарактеризовать понятие государственной типологии;
- проанализировать формирующий подход государственной типологии;
- охарактеризовать цивилизационный подход государственной типологии.
Понятие и критерии типологии государстваТипология - это деление целостных объектов (систем) на определенные типы (классы), осуществляемое с помощью аналитических процедур, основанных на определенных характеристиках (критериях).
Тип (исторический) государства и права - это целостный набор наиболее существенных признаков, присущих правовому и политическому, организованный в государственные системы единой социально-экономической формации и / или определенного этапа (периода) в развитии государства, определенное общество.
Основными характеристиками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:
- принадлежность к государственной власти, - которой принадлежит (политическая) государственная власть, закрепленная в законе;
- целесообразность государственной власти - в интересах каких социальных групп осуществляется эта власть;
- порядок осуществления (режима) государственной власти - как и какими способами эта власть осуществляется;
- государственно-правовые и бытовые традиции, в которых цивилизационные факторы играют важнейшую роль.
Долгие годы вопрос о сущности государства в нашей науке решался в одностороннем порядке. Сущность государства проявилась только в его жестокой стороне, признании его диктатурой, неограниченной властью правящего класса. В то же время упускается из виду, что общество едино. Как следствие, государство всегда выражает интересы всего общества и является путем к его интеграции.
Типологии формаций и цивилизаций
Существует два основных подхода к типологии государства: формирующий и цивилизационный.
Подход к обучению выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, исторический тип государства и права понимается как взятые в единстве, их наиболее типичные характеристики и атрибуты, относящиеся к одной и той же социально-экономической формации, к одной и той же экономической основе.
Чтобы определить тип государства и права в этом смысле, необходимо ответить на следующие три вопроса:
Какой социально-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует это государство;
Какого класса это инструмент;
Какова социальная цель этого государства.
Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельцев, феодалов, буржуазных и социалистических. Смена одного исторического типа другим - объективный историко-закономерный процесс, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Рабовладельческий, феодальный и буржуазный типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.
Классики марксизма определяли социалистическое государство как противоположность указанным типам государства.
Рассматривая формирующий подход типологии государства в тесной связи с марксистской доктриной государства, нельзя не заметить, что марксистская интерпретация этих вопросов играет значительную роль в научном объяснении возникновения и развития рабства феодальных типов государства. Он характеризовал тип буржуазного государства, соответствующий состоянию общественного развития середины XIX века, когда завершилось формирование индустриального капитализма.
К сожалению, марксистская теория классовой и государственной борьбы, включая ее типологию, была превращена советской социальной наукой в догму. Тип буржуазного государства характеризовался только с позиций Маркса и Энгельса, учитывая эпоху промышленного капитализма, и сводился к ленинским тезисам об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям об упадке и смерти капитализма, капиталистическая система понесла не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выдержала глубокий экономический кризис и депрессию конца 1920-х - начала 1930-х годов.
Благодаря вмешательству государства в экономику, инициированному теорией Дж. Кейнса и практикой Ф. Рузвельта, он укрепился и смог за относительно короткое время осуществить научно-техническую революцию, используя свои достижения для повышения стандартов жизней людей. При регулирующей роли государства были приняты меры по перераспределению доходов и введены различные средства социальной защиты человека.
Многие противоречия возникают при применении формирующего подхода к типу социалистического государства, возникшего после Октябрьской революции. Согласно марксистской типологии, все государства следовали строго определенному пути от одного исторического типа к другому. На самом деле эволюция государств была многовариантной. Тип рабовладельчиства был далеко не обязательным для всех штатов, в развитии некоторых из них наблюдалось обратное движение, длительные переходные состояния.
Марксистскую типологию государств можно критиковать или отказываться от нее, но ее необходимо изучить. Это необходимо делать только потому, что нельзя игнорировать опыт государств, идущих по пути социалистического развития. Самое большое государство в мире - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской спецификой.
Еще один заслуживающий внимания современный подход к типологии государства - это цивилизационный подход. В настоящее время преобладает так называемое технологическое направление. Он связывает тип государства с этапом научно-технического прогресса и уровнем жизни населения, определяемым потреблением и предоставлением услуг, которым соответствует данное государство.
Одним из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автором которой является известный американский социолог и политик Уолт Ростоу. Согласно этой теории, разработанной, по словам ее автора, чтобы бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод осмысления современной истории, все общества с точки зрения экономического развития можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором заложены основы преобразований; общество, переживающее процесс изменения; зрелое общество и общество, достигшее высокого уровня массового потребления.
Ростоу относит к первой стадии как к обществу, основанному на догоньютоновской науке и технике и доминировании сельского хозяйства.
Второй этап - это период трансформации компании в более продвинутый период, когда закладываются основы для «изменений» в обрабатывающей промышленности.
Третий этап - это «изменение», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертый этап характеризуется как «зрелость». На этом этапе достигается постоянный избыток производства по отношению к приросту населения.
Пятый этап - период «высокого уровня массового потребления», в течение которого основные отрасли экономики обращаются к производству потребительских товаров и услуг длительного пользования. В соответствии с рассмотренной концепцией именно на пятом этапе формируется общество, которое можно назвать «государством всеобщего благосостояния».
Английский историк А. Тойнби является представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства. Он сформулировал концепцию цивилизации, в которую он включает замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся религиозными, психологическими, культурными, географическими и другими общими характеристиками. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, которые не связаны между собой каким-либо общим законом развития, а существуют бок о бок.
При рассмотрении вопроса о типах государства необходимо использовать как формационный, так и цивилизационный подходы.
На основе концепций и критериев обучения можно выделить пять социально-экономических формаций, но четыре типа политических и правовых систем; рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический (теоретически - первый этап коммунистической формации). Примеры: обучение рабов в древности, феодальность в средние века, капиталистическая и социалистическая в наше время. Известные цивилизации мира различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизации Древнего Египта и Античности, Западной и Китайской Европы, христианской и исламской. Проблема православной цивилизации и, в частности, русской (российской) цивилизации актуальна.
Формирующее и цивилизационное объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-административное значение.
Вид изменения типов состояний
Государственная и правовая системы меняются по трем направлениям. Фактически, в ходе своего исторического развития каждое государство в той или иной степени использовало любую возможность для изменения своего государства и своих правовых систем.
Революция - это внезапное и быстрое изменение основных характеристик государства и правовой системы с целью усиления и формирования следующей социально-экономической формации. Как правило, суть революции - это акт внезапного захвата государственной власти.
Суть революции наиболее точно и лаконично выразил в афористической форме французский писатель Виктор Гюго, заявивший, что бедность порождает революцию, а революция - бедность.
Эволюция - это постепенное, преимущественно ненасильственное изменение основных характеристик государственно-правовой системы с той же целью, что и во время революции.
Конвергенция - это постепенное сближение различных образований и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - это проявление эволюционного изменения типа государства и прав.
Государства рабовладельческого типа возникли позже, чем государства раннего Востока, в результате возникновения частной собственности, расслоения собственности и разделения общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. До н.э.) и Риме (VI в. До н.э.). Рабовладельческая государственность существовала в виде монархий и республик.
Экономической основой рабовладельческого государства была собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на рабочих - рабов. Основные создатели материальных благ - рабы - не имели статуса субъектов права, но, как и все остальное, являлись объектами закона и эксплуатации.
Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Кроме них, были социальные слои - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы сражались либо в форме скрытого и пассивного сопротивления, либо в форме открытых восстаний (восстание рабов на Сицилии во II веке до нашей эры, восстание Спартака в I веке до нашей эры и т. Д.).
Внутренние функции рабовладельческого государства включали:
1) защиту частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и свободных от бедных;
2) подавление сопротивления рабов и свободных бедняков методами жестокого насилия;
3) идеологическое влияние с целью поддержания дисциплины и порядка.
Во внешней сфере рабовладельческое государство играло роль в защите своей территории и мирных отношениях с другими государствами; функция захвата чужих территорий; функция управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом сыграла армия. Участвовала в выполнении внешних и внутренних функций. Полиция, суды, административные и бюрократические органы также действовали как части государственного аппарата.
Монархии и унитарные республики были формой организации рабовладельческой государственной власти. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Было замечено республиканскую форму правления и долгое время сохранял свои характеристики. Но в третьем в. Рим становится неограниченной монархией.
Рабовладельческая республиканская форма правления была двух типов. Первая - это демократическая республика (Афины), где все свободное население приняло участие в выборах в высшие органы государства. Второй тип - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии приняли участие в выборах высших органов государственной власти.
В период империи рабское право в Риме достигло своего наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римские юристы разработали множество правовых институтов: имущественное, имущественное, обязательное, семейное, наследственное право и т. Д. Римское право стало классическим типом права, основанного на частной собственности. Он пережил эпоху рабовладения и теперь влияет на развитие частного права.
После фазы становления и развития рабовладельческое государство вступило в фазу упадка. На смену ему пришло феодальное государство.
Таким образом, основой рабовладельческого государства была частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - это говорящий инструмент. Юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, признавалось с изменением «положения» и социального статуса.
Феодальное государство
На основе феодальных производственных отношений возникли многие государства, не известные до предыдущей эпохи. Это государства Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польши, Скандинавских стран, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.
Экономической основой феодального государства была собственность на землю феодалов и неполная собственность крепостных. Феодальное землевладение служило основой социального неравенства. Основными сословиями общества были феодалы и крепостные. В то же время существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, купцы и т. Д.
Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с разделением собственности. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга количеством прав и обязанностей, закрепленных в законе. В России, например, была привилегированная собственность, такая как князья, дворяне и духовенство. Имущество ремесленников, торговцев и мелкой буржуазии не имело тех привилегий, которыми обладали высшие классы. Самыми бессильными оказались слуги, насильно привязанные к земле. Закон открыто закрепил классовое неравенство и привилегии. Крестьянские восстания и войны имели место на протяжении всей истории феодального общества.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии он прошел несколько этапов:
а) децентрализованная феодальная раздробленность;
б) усиление централизации и создание представительной монархии домена;
в) централизованная абсолютная монархия и распад феодального государства. Большинство функций феодального государства было обусловлено классовыми противоречиями. Это защита феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения.
Государство также выполняло функции, вытекающие из потребностей всего общества. Его внешняя деятельность в основном сводится к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, спецслужбы, налоговые органы и суды. На последней стадии развития феодального общества начинают складываться буржуазные производственные отношения, в которых рабочий имеет возможность свободно продавать свой труд.
Подводя итог, следует отметить, что в основе феодального государства лежит частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не на рабочих (как правило). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным правовым неравенством.
Буржуазное (капиталистическое) государство
Первые капиталистические государства возникли более трех веков назад. Буржуазия пришла к власти с лозунгом: «Свобода, равенство, братство». Создание буржуазного государства по сравнению с феодальным государством - большой шаг вперед на пути социального прогресса.
Экономической основой буржуазного государства на ранних этапах его развития была частнокапиталистическая собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равными по закону, но экономическое неравенство сохранялось. Долгое время буржуазное общество состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпели значительные изменения. В своем развитии он прошел несколько этапов.
Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции между большим количеством собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическая жизнь определяется рынком и конкуренцией. Чтобы выявить общеклассовые интересы и волю развивающейся буржуазии, требовался новый, более современный механизм. Этим механизмом была буржуазная демократия, парламентаризм и законность. Государство создало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах создаются банковские системы. По мере развития национальной денежной системы эмиссия банков централизуется в нескольких крупных коммерческих банках. В результате монополия на выпуск банкнот и проведение единой государственной денежно-кредитной политики перешла к банку, который стал центральным банком. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая необходимость в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений.
Во избежание потерь на финансовых рынках возникла необходимость в едином финансовом органе государства с контрольными и надзорными функциями по отношению к другим финансово-кредитным структурам. В большинстве европейских стран с середины XIX до XX веков функции центрального банка были переданы государством отдельным банкам. Например, полномочия единого эмиссионного центра были переданы: в 1848 г. Банку Франции; для Банка Испании - 1874 г.; Федеральная резервная система США была создана в 1913 году.
По указу императора Александра II в 1860 году был учрежден Государственный банк России. Согласно уставу, он подчинялся Министерству финансов и являлся краткосрочным коммерческим кредитным банком, призванным способствовать «укреплению денежно-кредитной политики кредитной системы». и «оживление товарооборота» в стране. Первоначально у него не было права на выпуск, имея только разрешение на «временные выпуски» небольших объемов банкнот, включая векселя и срочные облигации.
В 1884 году по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, сторонник идеи народного хозяйства, принял новое письмо Госбанка. Теперь он имеет право кредитовать отечественных производителей, выдавая промышленные ссуды, значительную часть которых составляют ссуды, предоставленные на развитие промышленности и торговли, а также крестьян и ремесленников.
Вторая фаза совпала с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазного государства: конец XIX - первая половина XX века). В экономике происходят серьезные изменения. Малый бизнес и бизнес объединяются для повышения своей конкурентоспособности, монополизируются различные виды производства. Возникают сильные ассоциации: тресты, профсоюзы, корпорации и т. Д. Эксплуатация рабочего класса растет, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.
Это приводило к периодическим кризисам, сопровождающимся банкротством корпораций, ростом безработицы и обострению классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 года - это исторически первая попытка рабочего класса революционным образом захватить государственную власть и использовать ее в своих интересах.
На рубеже XIX и XX веков буржуазное государство все больше трансформировалось в политический институт монополистической крупной буржуазии, которая начала отказываться от демократии и верховенства закона. В некоторых странах это приводит к появлению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением - функция войн за завоевание чужих территорий и рынков. Все это идет рука об руку с ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ века. - Это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, крушения колониальной системы, тяжелых экономических кризисов. Гражданское общество и государство неизбежно столкнулись с трудной альтернативой - либо самоуничтожение под натиском острых противоречий, либо реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.
В 1930-е годы буржуазное государство вступило в третью фазу своего развития, т. Е. В переход к государству более высокого типа. Его инициировал «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. Однако изменения в более широком масштабе, совпавшие с прогрессивной научно-технической революцией, начались только после Второй мировой войны. На этом этапе существенно меняется экономическая база государства, частная собственность перестает доминировать. До 30% и более экономического потенциала развитых стран становится государственной собственностью, акционерное богатство быстро растет, появляется кооперативная собственность. Экономика смешивается. Разнообразие типов и форм собственности придает экономике больший динамизм и способность адаптироваться к меняющимся условиям.
Не менее значительные изменения происходят в структуре социальных классов общества. Многие рабочие становятся акционерами и вместе с другими социальными слоями образуют «средний» класс - главный стабилизатор общественных отношений.
Государство сохраняет черты класса буржуазии, но становится более демократичным и социальным. Многие из его основных функций вытекают из потребностей всего общества - экономических и социальных. Он активно вмешивается в экономику посредством гибкого планирования, государственных закупок, кредитования и т. Д.
Буржуазное государство - это прежде всего строгое расширение частной собственности на средства производства. Он функционирует в условиях научно-технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.
Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве воплощены во многих мировых религиях, особенно в христианской. Они были придуманы и составлены социалистами-утопистами и вошли в эпосы и легенды.
В И. Ленин развивал эти идеи, делая упор на навык Октябрьской революции и первых лет Русской власти. Являлось, собственно что свежее антиэксплуатационное правительство появилось в итоге пролетарской революции и распада давнего буржуазного страны. Муниципальная администрация в нем принадлежит рабочим во главе с трудящимся классом. По собственной сущности это положение диктатуры пролетариата, призванное подавить противодействие свергнутых эксплуататорских классов, перевоплотить всех трудоспособных людей в рабочих.Марксизм завлял, собственно что пролетарское правительство с этапа собственного появления более не считается государством как таким, а делается умирающим «полугосударством», которое вслед за тем станет заменено коммунистическим публичным самоуправлением.
Страны прежних социалистических государств признаны странами высочайшего и исторически последнего на подобии. Они были напротив всех эксплуататорских стран. На самом деле это были, быстрее всего, страны, угнетенные деструкциями и стремящиеся перебежать к социалистическому типу. Сейчас китайские теоретики больше реалистичны. Они обосновывают, собственно что возведение социализма в Китае настятельно просит веков, а не десятков лет. Абстрактный догматизм, субъективность, волюнтаризм и иррациональное влечение к «большим скачкам» в общественном развитии, о чем говорит не лишь только навык Китая, приводят к промахам в практике муниципального постройки (например, навык культурной революции).
Социалистическое государство характеризуется следующими основными характеристиками: насильственная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; Заявленная цель государственной правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.
Общая характеристика формационного подхода к типологии государстваТипология государств, основанная на формационном подходе, основана на таком понятии, как «социально-экономическая формация» (поэтому подход называется «формационным»), который составляет основу марксистского понимания истории.
Социально-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства в марксистской теории - это единство производительных сил и производственных отношений. Он выступает в качестве материальной основы социально-экономической формации, определяющей ее характеристики, а изменения способа производства определяют развитие социально-экономических формаций, переход от одной формации к другой. При этом в социально-экономической формации выделяют основу: производственные отношения, экономическую структуру общества и надстройку - политические, государственно-правовые явления и т. Д. Согласно марксистской теории, государство относится к надстройке социально-экономической формации.
Переход от одной социально-экономической формации к другой происходит как естественно-исторический процесс в результате замены устаревших форм производственных отношений и их замены новой экономической системой, основанной на социальных революциях.
Сообразно марксистско-ленинскому осознанию становления общества методом замены социально-экономических формаций, ситуация общества понимает 5 социально-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. При данном исторический образ страны отличается на базе лишь только тех социально-экономических формаций, которые имеют классовый нрав, потому что правительство, по Марксу, имеет возможность поприсутствуешь лишь только в классовом обществе.
Эти социально-экономические классовые образования являются рабовладельческими, феодальными, буржуазными и первой фазой коммунистической формации - социализмом. Следовательно, выделялись четыре исторических типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Первые три типа охватываются одним общим понятием - «тип эксплуататорского состояния». А социалистическое государство исторически было объявлено последним и высшим типом государства, которое в ближайшей исторической перспективе разовьется в коммунистическое общественное самоуправление вместе с переходом от социализма ко второй стадии коммунистической социально-экономической формации - коммунизму. Получается, что при первобытном строе (первобытный коммунизм) еще нет государства и закона, а при коммунизме государство и право как классовые явления исчезнут.
С точки зрения марксистско-ленинского формирующего расклада в данной иерархии типов страны любой дальнейший образ повыше предшествующего. Это значит, собственно что на ступенях социального прогресса феодальное правительство опережает рабовладельческое правительство, буржуазное - феодальное, социалистическое - буржуазное.
Исторический образ страны с точки зрения педагогического расклада - это совокупа более значительных данных, свойственных странам единственной социально-экономической формации.
Значение цивилизационного подхода в современной типологизации государствВ последние годы в российской исторической науке получило распространение представление, согласно которому кризис, связанный с падением авторитета марксизма и теории формаций, может быть преодолен с помощью цивилизационного подхода к развитию человечества.
Если категория формации является чисто марксистской, она относится к материалистическому пониманию истории, то понятие цивилизации, введенное в литературу XVIII века, широко использовалось в различных системах философских и исторических взглядов и в разных интерпретациях. Современные издания словарного типа трактуют цивилизацию как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; и как современная мировая культура; и как третий этап общественного развития после варварства (первый этап - дикость) в историко-культурной периодизации, принятой в науке XVIII и XIX веков.
Теория цивилизаций «старше» теории формаций, у нее более богатая исследовательская традиция, представленная большим количеством «громких» имен.
Термин «цивилизация» с самого начала ассоциировался с термином «гражданский» (Civilis) в его противопоставлении термину «естественный» (Naturalis). Эта дихотомия впервые появилась в античной теории права и восходит к никомаховой этике Аристотеля. Глагол «civilize» (цивилизатор) впервые появился снова в эпоху Возрождения (по крайней мере, в конце XVI века). Он ознаменовал переход людей в истории от состояния невежества и дикости к гражданскому, культурному и государственному состоянию. В XVII - первой половине XVIII в. Этот глагол широко использовался в трудах английских и французских философов и педагогов. Фактически, термин «цивилизация» впервые появился в 1756–1757 годах у французского философа Мирабо-старшего (отца знаменитого трибуна времен Великой французской революции). в своей работе «Друг людей или трактат о людях»
В современной исторической литературе можно выделить несколько этапов развития теории цивилизаций. Первый этап (середина XVIII - середина XIX века) характеризовался «безрассудным историческим оптимизмом, тенденцией к сближению идей цивилизации и прогресса, характерным линейным этапом цивилизации и неразвитостью представлений о цивилизациях. Понятие «цивилизация» употреблялось почти исключительно в единственном числе. С середины XIX века второй этап в развитии теории цивилизаций начинается, когда «концепция цивилизации как прогресса сменяется восприятием цивилизации как эволюции. Детерминизм продолжал доминировать в исторической теории, но телеологизм, ориентация на некий антиисторический подход. цель, идеал постепенно исчез». Этот этап отличается «преобладанием в теории истории ... представлений о целостности и связности истории, принципиальной совместимостью логического и исторического подходов к ее изучению, преобладанием анализа причинно-следственных связей. в истории ...". Третий этап (XX век) в развитии теории цивилизаций характеризуется преобладанием представлений «о разнонаправленности и дискретности исторического процесса, о наличии когнитивного, гносеологического барьера между логическим и историческим, преобладание внимания к мотивационным связям в истории, порожденное не объективными факторами, а различиями мировоззрений в разных культурах.
Кол-во слов: 126 Символов: 1439 Уникальность нового текста: 35,7% Время обработки: 0,03 сек.
Но ситуация локальных цивилизаций стала автономным предметом исторического изучения. «Великие доктрине цивилизаций» ХХ века. породила большущее облом философов и историков в перспективах становления европейской цивилизации и борьбе с данным ощущением. Преобладающий в доктрине цивилизаций ХХ века. мысль цивилизаций как локальных социокультурных систем, порожденная особенными критериями работы и миропониманием людей, населяющих данный ареал и конкретным образом взаимодействующих приятель с ином в масштабе глобальной ситуации, стала мыслью цивилизации. Мысль «мировой цивилизации», в случае если она сталкивается в данный момент, считается только производной идеи взаимодействия меж разными цивилизациями, но не моделью, позволяющей поделить цивилизации на «правильные» и «неправильные». Эталон «цивилизации» бесповоротно сдвигается из области науки в район идеологии. На замену «монистической» концепции цивилизации приходит «плюралистическая». Более важный лепта в разработку почв цивилизационного расклада к исследованию ситуации в ХХ веке. предоставлена французской «школой Анналы ».
Просто видать, собственно что термин «цивилизация», в различие от термина «социально-экономическая формация», не содержит отчетливого концептуального определения. Как ни необычно, это понятие «эстетический вариант» содействовало его распространению в качестве главного вещества в разъяснении исторического процесса. Есть большое количество интерпретаций сего в зависимости от методологических позиций изыскателей, значения теоретической абстракции и т. Д. В то же время примечателен что прецедент, собственно что «понятие цивилизации плотно связано с мнением культуры», при этом не лишь только в позитивном, но и в отрицательном значении. она противопоставляется культуре как вещественной, технической - духовной, нормальной и жестокой - оригинальной и гуманной. «Просто попробуйте вспомнить наибольшее выражение данной противоположности в интерпретации Шпенглером цивилизации как кризиса культуры.
В современной историографии «в большинстве случаев понятие« цивилизация »используется как полностью эквивалентное понятию« культура », и поэтому цивилизация рассматривается прежде всего как сообщество духовных традиций людей, территориально объединенных на протяжении длительного времени». Другими словами, цивилизация - это социокультурное образование, в отличие от формации, которая отражает систему социальных связей независимо от культуры.
В то же время почти все современные российские ученые (М. Барг, Э. Б. Черняк) расположены говорить термин «цивилизация» в больше широком значении, а не элементарно отождествлять цивилизацию с культурой. Например М.А. Барг, рассматривая данный термин как категорию исторического познания, обусловил его как «обусловленное, с одной стороны, натуральными почвами жизни, а с иной - ее беспристрастными историческими критериями, а с иной - уровнем становления человека. субъективность, проявляющаяся в виде жизни индивидов, в том, как они разговарив
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!