это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3017622
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время во всем мире приковано внимание к системе
коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Многие психологи и педагоги считают, что
развитие нужно начинать как можно раньше.
Восприятие — очень сложный, системный, многоуровневый процесс,
выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка.
Восприятие рассматривается и как процесс формирования субъективного
образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы
чувств, и как сам этот образ, и как система действий, направленных на
ознакомление с предметом, воздействующим на анализаторы человека.
С точки зрения А.Г Маклакова, восприятие – это психический процесс,
приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по
определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых
элементов самого наблюдателя.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой
аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным
интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой
системы: фонетика, лексика и грамматика.
Среди причин данного нарушения Лукашевич И.П., Мачинская Р.И.,
Шкловский В.М. отмечают тот факт, что у детей с ОНР тяжелое состояние
высших психических функций, особенно зрительного, слухового гнозиса,
пространственной организации восприятия, связано с нарушениями
кровоснабжения при родовых осложнениях и на нейрофизиологическом
уровне проявляется в локальных изменениях электрической активности
правого полушария головного мозга.
Изучение нейрофизиологических механизмов организации речевой
деятельности у детей с различными речевыми расстройствами, проведенное
Фишман М.Н., свидетельствует о преимущественном поражении у них
структур левого полушария с вовлечением структур правого полушария, о
наличии несоответствия уровня электрической активности возрастным
нормативам.
У детей с недоразвитием речи нарушено формирование
функциональной специализации полушарий головного мозга, а деятельность
правого полушария уже на ранних этапах развития характеризуется
ослабленностью сенсорно-перцептивного звена.
При нарушениях развития, в том числе у детей с общим недоразвитием
речи, наблюдается значительное своеобразие высших психических функций,
в частности, восприятия. Это связано со сниженной способностью к
знаковому преобразованию действительности.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения,
недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в
формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому на сегодняшний
день выделяют четыре уровня речевого развития. В.П. Глухов отмечает, что
«указания на это содержатся в работах ряда исследователей – Т.Б.Филичева,
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.».
1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти
полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью
отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны
назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных
предложения.
2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками
общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие
из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют
обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью
педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы. Дети не
знают многие цвета, формы, размеры предметов и т.д. Нередко дети
заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо
наливает. Отмечаются грубые ошибки в грамматике. Грубо нарушается
слоговая структура слов и звуконаполняемость.
Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей
недостаточность фонематического слуха и восприятия.
3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-
фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться
с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей
(воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения.
Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и
ограничено знакомыми ситуациями. Наиболее отчетливо недостатки
проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ,
рассказы по серии картин и т.д. У ряда детей существенные затруднения
возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения
логической последовательности изложения, смысловые пропуски,
длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о
трудностях в программировании содержания развернутых монологических
высказываний. Ограниченный лексический запас, многократное
использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает
речь детей бедной и стереотипной.
Звуки, которые дети могут произносить правильно, в самостоятельной
речи звучат недостаточно четко. Характерным является то, что ребенок не
различает звуки, заменяет два или несколько звуков одним.
Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и
отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью,
акцентом на внешние, поверхностные впечатления. Отсутствие у детей
чувства ритма и рифмы мешает заучиванию ими стихов.
4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным
нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это
форма речевой патологии, при которой у дошкольников отмечаются неявно
выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и
грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной
слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться»),
недостаточный уровень различения звуков. Рассказывая о своей жизни,
составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в
основном простыми малоинформативными предложениями.
Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные
способности, нормативный слух, достаточная психическая активность,
потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение.
Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым
расстройствам.
Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что
несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в
числе причин, приводящих к речевым нарушениям.
Е.М. Мастюкова, при исследовании зрительного восприятия детей с
ОНР делает выводы о том, что у детей с речевой патологией данная
психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется
недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Исследования слухового восприятия Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой,
выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в
отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания,
дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи,
правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на
восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи
свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур.
У детей с ОНР наблюдаются специфические трудности в различении
тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход
развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на
формирование звукопроизношения.
Литература:
1. Бурмистрова Е.А. Взрослеем с подростком: воспитание родителей /
Изд.2-е. – М.: ДАРЪ, 2019. – с. 352.
2. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы. - СПБ.:
2019. – с. 278.
3. Индивидуальное сопровождение детей «группа риска»:
экспериментально-исследовательская деятельность, коррекционно-
развивающие занятия, картотека игр / авт.сост. Г.М.Татарникова,
И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко. – Волгоград: Учитель 2016. – с. 229.
4. Мартынова Т.Ф., Павлова Л.Е. Психологическая помощь детям,
оказавшимися в кризисной ситуации: метод. рекомендации для родителей /
М-во образования РС (Я), Респ. центр психол.-мед.-соц. сопровождения. –
Якутск, 2004. – с. 184.
5. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Купреева А.Е. Укрепление
психического здоровья детей и подростков в общеобразовательных
учреждениях РС (Я) / метод. рекомендации. – Красноярск, 2013. – с. 190.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!