Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Форма государства

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3099066

500 руб.

Просмотров
1322
Размер файла
2.93 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение:
Во введении должна быть раскрыта актуальность темы исследования, определены цели и задачи работы, а также объект и предмет исследования, перечислены методы исследования и основополагающие источники.
Наименование и краткое содержание разделов:
1. Форма государства: понятие, факторы, влияющие на форму государства.
В разделе необходимо рассмотреть дать определение формы государства, определить какие характеристики включает в себя понятие формы государства, рассмотреть виды форм государства и выявить факторы, влияющие на форму государства.
2. Элементы формы государства
Здесь необходимо рассмотреть составные элементы формы государства: форму правления, государственное устройство и политический режим.
Заключение:
Заключение должно содержать краткие выводы, оценку результатов выполненной работы, преимущества решений, принятых в курсовой работе, соответствие полученных результатов заданию. В конце заключения указываются конкретные предложения по совершенствованию анализируемого правового института.
Руководитель работы
___________________
подпись, дата доцент Е.А. Филимонова
Задание принял к исполнению ___________________
подпись, дата И.И. Иванов

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc70199971 \h 51.1Понятие формы государства PAGEREF _Toc70199972 \h 71.2 Классификация форм государства PAGEREF _Toc70199973 \h 111.3 Факторы, влияющие на форму государства PAGEREF _Toc70199974 \h 132 Элементы формы государства PAGEREF _Toc70199975 \h 162.1 Форма правления PAGEREF _Toc70199976 \h 162.2 Форма государственного устройства PAGEREF _Toc70199977 \h 232.3 Политический режим PAGEREF _Toc70199978 \h 30Заключение PAGEREF _Toc70199979 \h 36Перечень использованных информационных ресурсов PAGEREF _Toc70199980 \h 39
ВведениеАктуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, необходимостью системного подхода к изучению и прогнозированию эволюции государственных форм как целостного феномена. Форма государства является одной из основополагающих категорий юридической науки, а также важнейшим политико-правовым институтом любого государства. В значительной степени от выбора той или иной формы организации власти, зависит все государственно-правовое развитие страны в будущем.
С древнейших времен и по настоящее время выбор оптимальной формы государства является предметом дискуссии представителей юридической науки, политического сообщества и общественности. Особую значимость вопрос о развитии и совершенствовании формы государства приобретает для нашего государства и стран ближнего зарубежья, находящихся на пути социально-экономических и политических преобразований, отражающихся на форме государства и проводящиеся под влиянием постоянно развивающейся формы.
В современной России значение исследуемой проблемы еще более возрастает накануне проведения очередных парламентских выборов, которые состоятся в сентябре 2021 г. Особенно активно эта тема стала затрагиваться после внесения изменений и поправок в Конституцию РФ в июле 2021 г. Происходящие в стране и во всем мировом сообществе перемены требуют по новому взглянуть на многие традиционные проблемы, в том числе, и на проблему форм государства, их эволюцию и классификацию.
Объектом исследования является форма государства как системная категория юридической науки в единстве и взаимосвязи трех ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Предмет исследования составляют основные типы формы государства как способы сочетания ее структурных элементов, а также присущие этим типам способы организации и ограничения верховной государственной власти
Цель исследования – комплексный теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, факторов влияющих на форму государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать различные походы к понятию форма государства;
– рассмотреть существующие классификации форм государства;
– выявить факторы, влияющие на форму государства;
– изучить формы правления;
– определить виды государственно-территориального устройства;
– установить особенности политических режимов.
В работе использовались общенаучные методы познания (диалектический, системно-структурный и метод анализа и синтеза) и частнонаучные методы (логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы).
Теоретическую значимость исследования формируют, в первую очередь, Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.
Практическая значимость состоит в направленности на содействие решению задач современного государственного строительства. Системный подход к изучению формы государства служит средством научно обоснованного упорядочения конституционно-правовой практики и перехода от отдельных преобразований в сфере статуса личности, законодательных, исполнительных, региональных органов к комплексному совершенствованию государственной формы как системного явления. 
1 Форма государства: понятие, факторы, влияющие на форму государства
Понятие формы государстваВ науке теории государства и права выделяют несколько точек зрения по вопросу об общем понятии форм государства. Так, одни отождествляют форму государства с формой правления, а другие, рассматривая это понятие в более широком смысле, включают в него форму государственного устройства, т. е. территориальное строение государства. Сторонники же третьей точки зрения под формой государства понимают организацию политической власти в единстве трех её основных элементов – формы правления, формы государственно-территориального устройства и политического режима
Денисов А. И. считал, что под «формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственного устройства, а в узком смысле – только форма правления». Петров В. С. под термином «форма государства» подразумевал «единство трех сторон организации государственной власти: формы правления, формы государственного устройства и политического режима».
По мнению, Мишина А. А. под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.
Чиркин В. Е. рассматривает форму государства как комплексный институт, представляющий собой «внутренне согласованную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государственной власти, политико-территориальное устройство, методы деятельности государственного аппарата и классификацию его обратной связи с населением».
В марксистско-ленинской теории понятие формы государства отождествлялось с понятием форма правления, затем вычленялось понятие форма государственного устройства как соотношение местной и центральной власти.
Среди современных исследователей проблемы, также как и среди их предшественников, нет единой точки зрения на понятие, виды и содержание форм государства. Высказываются различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Обычно под формой государства понимается устройство или организация государственной власти.
Форму государства можно рассматривать как внешнее выражение государства, как его структуру, как вид или тип государства. Но понятие формы государства основывается на философском учении о форме, согласно которому форма – это внешнее выражение, строение, организация, структура содержания. С точки зрения философии любой предмет или явление действительности представляет собой единство формы и содержания. Вследствие этого форма государства и трактуется как внешнее выражение, строение, организация, структура его содержания, под которым подразумевается государственная власть.
Понятие формы государства в отечественной теории государства и права принято раскрывать через ее элементы, к которым относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Однако некоторые авторы не включают политический режим, ограничиваясь формой правления и формой государственного устройства.
Под формой государственного правления обычно понимают организацию верховной власти в государстве. Встречается и более широкая трактовка понятия. Так, некоторые авторы под формой правления понимают способ организации государственной власти, который включает в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношения друг с другом и с населением. Однако подобный подход к пониманию формы правления не позволяет разграничить форму правления и форму государственно-территориального устройства и ведет к их отождествлению, что не является верным.
Форма правления определяется организацией не всех без исключения высших органов государственной власти, а преимущественно высших исполнительных и представительных (законодательных) органов. Особенно это касается современных государств.
Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, которая характеризует политико-территориальное устройство государства, взаимоотношения между государством и его составными частями, между центральными, региональными и местными органами государственной власти.
В научной литературе понятию «государственное устройство» иногда придают более широкий смысл, рассматривая под этим понятием либо государственный, либо общественный строй. Некоторые исследователи, обращая внимание на неопределенность термина «форма государственного устройства», предлагают заменить такими, как «форма территориального устройства», «форма территориально-политического устройства», «форма политико-территориального устройства» и т.д..
Политический режим многими авторами тоже рассматривается в качестве элемента формы государства. Под политическим режимом понимается совокупность методов и способов осуществления государственной власти.
В научных кругах понятие «политический режим» рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле под политическим режимом понимается явление политической жизни общества и его политической системы, а в узком смысле – совокупность методов и способов осуществления власти. В теории государства и права это понятие обычно используется в узком смысле. В связи с этим отдельные авторы предпочитают именовать его государственным режимом.
Три названных элемента рассматриваются в тесной взаимосвязи, попытки изолировать их друг от друга не предпринимаются. Следует отметить, что предложения о пересмотре подхода к определению формы государства не находят поддержки. Так, например, не получило распространения представление о четырехзвенной структуре, включающей наряду с формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом еще и политическую динамику, характеризующую происходящие изменения.
Вместе с тем указанные элементы формы государства не исчерпывают собой всех проявлений формы государства и не дают о ней целостного представления. Они лишь раскрывают главные ее стороны, но не всю форму государства в целом. Поэтому целесообразен и более широкий подход к определению формы государства, который позволяет рассматривать форму государства как организационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях.
Подводя итог, можно дать следующее определение формы государства: это такое устройство государства, в котором находят проявление его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе организацию государственной власти и территориальную организацию населения. Форма государства определяется его содержанием, в состав которой входит сущность государства, дающее более глубокое представление об этом понятии.
1.2 Классификация форм государстваВ каждом отдельно взятом государстве устройство государственной власти имеет свои особенности. В зависимости от конкретно-исторических условий под воздействием различных факторов форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим изменяется.
В настоящее время выделяют три основные разновидности форм государства: монократическая, поликратическая и сегментарная.
Так, для монократической формы государства характерно единовластие. Государственная власть сконцентрирована в руках либо диктатора, либо монарха, либо правящей партии. Основными харатеристиками монократического государства являются: отсутствие системы разделения властей, неучастие или формальное участие населения в формировании органов государственной власти, отсутствие местного самоуправления. Для такого государства характерен недемократический властный режим: авторитарный или тоталитарный, опирающийся на обязательную государственную идеологию, насилие, принуждение. Сферы жизни общества подчинены государству, отсутствуют демократические права и свободы.
Выделяют несколько разновидностей монократической формы государства: теократическая, существующая в странах мусульманского фундаментализма (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия и др.); милитаристская (современная КНДР), экстремистская (в фашистских и полуфашистских государствах).
Любая из этих недемократических форм может быть завуалирована парламентской оболочкой, могут быть конституции, выборные органы власти, провозглашаться права и свободы личности, но лишь формально.
Прямой противоположностью монократической формы является поликратическая или полиархическая. Её основные характеристики: действует принцип разделения властей, децентрализация управления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных образований, наличие местного самоуправления, гарантия прав и свобод, демократические выборы, политический плюрализм, отделение экономики от государства.
Существуют две разновидности поликратической формы: традиционная и постсоциалистическая. Традиционная форма сложилась в большинстве демократических стран после окончания Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государства. Постсоциалистическая переживает период своего становления.
Промежуточной формой государства является сегментарная форма. Она сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Данная разновидность формы государства в значительной степени носит олигархический характер и присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами. Преобладающую роль в таких государствах играют кланы, семьи, племена, олигархические группы, сословия. Принцип разделения властей не реализуется, но допускается разделение полномочий между отдельными органами. Просматриваются элементы местного самоуправления и автономия административно-территориальных единиц. Не допускается безраздельное господство какого-либо органа или должностного лица, но есть доминирующее должностное лицо или лидирующий орган. Возможно частичное давление на государственную власть со стороны определенных заинтересованных групп. Существует политический и идеологический плюрализм в ограниченном виде. Законом устанавливает ограниченное число разрешаемых государственной властью политических партий (Сенегал, Нигерия, Индонезия). В Конституциях признаются демократические права и свободы личности, но на практике носят ограниченный характер.
Таким образом, в современном мире отмечается многообразие форм государств. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием различных факторов.
1.3 Факторы, влияющие на форму государстваВ системе факторов, влияющих на форму государства, выделяют наборо внутренних и внешних взаимосвязанных обстоятельств. Каждую из этих групп нужно рассматривать как сложную структуру.
Внешние факторы для каждого государства выступают на двух уровнях: факторы планетарного характера, действующие относительно всех государств и факторы, складывающиеся для отдельного государства на основе его внешних связей и отношений с другими государствами.
К факторам первой группы, которые под влиянием логики развития общества формулируются чаще всего дихотомическим способом и требуют международного внимания, относятся следующие:
– защита прав человека и гражданина, права на развитие;
– последствия индустриализации, информатизации, нарушения природной среды и как следствие – осознание важности выработки международных мер по восстановлению здоровой среды обитания, экологической безопасности;
– распространение ядерного оружия, формирование тенденций к сокращению вооружения;
– голод в слаборазвитых странах и неизбежность борьбы с ним;
– сочетание старых методов захвата и обороны территорий (мировые и локальные войны) с новыми экономическими, технологическими методами овладения ресурсами;
– повышение роли национальных экономик развитых стран за счет интернационализации хозяйства на основе информатизации общества, усиление экономических, идеологических и силовых форм борьбы за господство, сохранение большого разрыва в уровне развитых стран и стран третьего мира;
– формирование новых идеологий, поиск форм для их реализации.
Внутренние факторы, влияющие на форму государства, неоднородны. Ряд ученых перечисляют в своих трудах такие влияющие факторы, как социально-экономические, природный условия, религиозные особенности и культурный уровень развития общества. Итого, всего четыре основополагающих фактора, что, несомненно, недостаточно для раскрытия их влияния на форму государства. 
Первое, что следует подчеркнуть - это тип государства. К примеру, такая форма правления, как монархия больше присуща феодальному государству, а республика – буржуазному.
Вторым фактором является соотношение классовых или социальных сил: преобладание демократических сил ведет к установлению республики и демократических режимов. И наоборот – победа антидемократических сил, также их можно назвать реакционными силами, ведет к установлению военно-диктаторских, авторитарных либо тоталитарных режимов. Примером может служить такой исторический факт, как победа на референдуме демократических сил после Второй мировой войны в Италии привела к ликвидации в этой стране монархического строя, и, соответственно, к построению республики и демократического режима.
Третьим фактором будут являться конкретно-исторические условия, а именно, речь идет о поражениях в военных действиях. Примером тому будет являться поражение Японии во Второй мировой войне и, как следствие, оккупация ее войсками США. Это привело к тому, что под давлением американских войск установилась ограниченная монархия и вместе с ней либерально-демократический режим.
Следующий фактор – национальный состав страны: для федеративного устройства, чаще всего, характерен многонациональный состав, для унитарного государства – мононациональный.
Традиции, уважаемые в конкретном государстве, также влияют на форму государтсва. Классический пример тому – это Англия с ее традиционно ограниченной монархией; Япония, чья монархическая династия насчитывает более чем тысячелетнюю историю.
Идеологический фактор влияет непосредственно на форму правления. Исламская идеология предусматривает такую форму правления, которая подразумевает, что светская и религиозная власть совмещены в одном лидере государства. К примеру, в Иране высшим должностным лицом является аятолла, который имеет равный политический вес, наряду с парламентом и президентом.
Таким образом, мы видим, насколько многообразны причины влияния различных факторов на форму государства, как одной из важнейших содержательных характеристик теории государства и права.
Исследование влияния данных обстоятельств на форму государства привело нас к основной проблеме – теоретические исследования природы и тенденций развития современного государства в условиях интеграции, информационного и экономического сближения государств независимо от их политической формы и устройства.
Выработка теории современного государства с учетом состояния мирового сообщества и его отдельных регионов, уяснение принципов государственности с учетом развития мировой культуры организации социального развития и понимания важности сохранения земной цивилизации – актуальная задача современности.
2 Элементы формы государства2.1 Форма правления
Наиболее распространенными в современной политической практике являются две основные формы государственного правления: монархия и республика.
Монархия (термин греческого происхождения (monos – «один», arche – «власть») означает единовластие и представляет собой такую форму правления, в соответствии с которой верховная власть в государстве осуществляется одним лицом, принадлежащим к царствующей династии, и наследуется ее представителем .Монархия как форма правления подразделяется на неограниченную и ограниченную. Неограниченной формой монархии признается абсолютная монархия (Бахрейн, Оман). Ограниченная монархия представлена двумя видами: парламентской (Великобритания) и дуалистической (Марокко, Иордания).
Республика (от лат. res – «дело» и publecus – «общественный») как форма государственного правления основана на иных началах: верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на президентские (США), парламентские (Литва) и смешанные (Россия).
Существующие исследовательские школы и научные подходы к исследованию форм правления дают возможность убедиться в том, что ученые демонстрируют смешение критериев классификации форм правления, обозначающих реальные процессы осуществления государственной власти в ее самых пестрых формах и разновидностях. Причина такого смешения в том, что применяется различная аргументация и допускается пестрота в применении понятий и терминов. В результате отсутствие терминологического единства не способствует разрешению научных проблем, относящихся к форме государства, не способствует достижению научной истины. Пожалуй, в этом отношении меньшей критики заслуживает отечественная школа государствоведения, которая по сравнению с западной политической мыслью представляет из себя достаточно стройную теорию и демонстрирует относительное единство высказываемых взглядов на формы правления и общность применяемой терминологии.
Обратимся к обозрению проблем научного познания форм правления государства, проведем их краткий анализ.
Одной из краеугольных проблем любой науки является проблема формулировки основных понятий, а также проблема выбора точной и ясной терминологии. В этом смысле актуальна проблема корректной формулировки понятия «форма правления», которое бы содержало основные и существенные признаки этого политического феномена. В научной литературе, например, приводится следующая дефиниция: «Форма правления – это исторически сложившаяся модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического)». Данное определение интересно тем, что понятие «форма правления» рассматривается во взаимосвязи с правосознанием и правовым мышлением. Очевидно, данный взгляд Серегина А. В. восходит к концепции монархической государственности Тихомирова Л. А. (1905). Это говорит об известной преемственности научных концепций отечественных исследователей форм правления государства, а также привнесении в эти исследования новых категорий, таких, например, как «правовое мышление».
Форма правления конкретного государства зависит от того, в каких исторических условиях она складывалась и существует, то есть предопределяется главным образом ходом исторического развития государства или историческим типом государства. Одноименные формы правления в государствах различного типа имеют специфические особенности, обусловленные влиянием конкретных социально-политических обстоятельств. Значение могут иметь национальные, этнические, культурные, религиозные, идеологические и др. факторы.
Например, во всех исторических типах государства существовали монархии.
Но рабовладельческие монархии во многом отличаются от монархий, которые сложились в период феодализма; от них, в свою очередь, существенно отличаются монархии эпохи развитого капитализма. Коренные специфические особенности присущи квазимонархиям государств социалистического и постсоциалистического типов.
Характеризуя соотношение типа и формы правления государства, следует отметить большую роль исторического типа. Однако форма правления государства зависит и от многих других факторов. Среди них наиболее важными следует признать соотношение общественных классов, слоев и правящих элит, достигнутый общественный компромисс, политическую культуру общества, обычаи и традиции, политическое сознание и т.д.
Следует признать, что, применяя в познании категорию «форма правления», нужно понимать условность и даже известную ограниченность данного понятия в применении его к реальным существующим государствам. В этом заключается одна из основных проблем при изучении формы правления. Суть в том, что в истории не всегда монархия – это наследуемый государственный институт, а республика – это не всегда выборная верховная власть. За многовековую историю государств известны многочисленные случаи исключений, когда монархия формировалась через выборы (например, избрание императоров в поздней Римской империи, избрание представителей династии Романовых на царствование в России в XVI в. и др.). В наши дни такая разновидность монархии (выборная) существует в Малайзии: по Конституции 1957 г. глава государства избирается на 5 лет поочередно девятью государствами, входящими в это федеративное образование с монархической формой правления. Поэтому трактовка монархии как передаваемой по наследству высшей верховной власти в некоторых случаях не всегда корректна и позволяет усомниться в существенных признаках монархии как таковых.
Республика как форма правления также имеет исключения из правила, согласно которому это есть верховная власть народа. Нередки случаи, когда республиканская власть представляет из себя передаваемую по наследству высшую династическую власть, юридически оформляемую процедурой выборов (например, в США сформировались президентские семейные кланы Кеннеди, Бушей; в Республике Азербайджан сформировался семейный клан Алиевых (избранный президент Азербайджана И. Алиев является сыном бывшего президента Г. Алиева).В то же время имели место случаи, когда республики трансформировались в монархии (например, Наполеон I стал императором в 1804 г.).
Еще одна проблема познания форм правления государств заключается в следующем. Нередко признаки, характеризующие ту или иную форму, в современных государствах тесно переплетаются друг с другом, что дает основания высказать мнение о том, что республики нередко принимают черты монархического государства и наоборот. В результате исследователи выделяют смешанные формы правления, относящиеся к республикам и монархиям. Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик. Их главная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Подобная система сложилась во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии и др.
Применительно к монархиям смешанная форма («гибридная форма») выражается в присутствии многих черт республиканской власти в государствах с дуалистической и парламентской монархиями. Так, в дуалистических монархиях (Иордания, Кувейт, Марокко) монарх наделен исполнительной властью, правом формировать правительство, правом вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделение властей, монарх исполняет представительские функции, правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, реальные полномочия монарха ограничены.
Дискуссионным вопросом в государствоведении является обоснование и признание в качестве отдельной разновидности формы правления диархии (или дуумвирата). Это система правления, предполагающая наличие двух равноправных или неравноправных правителей (наследственных, выборных, назначаемых).
До сих пор мы говорили о научно-понятийных проблемах формы государства.
Между тем можно указать и на практические проблемы, связанные с воплощением этой формы правления в политической практике отдельных государств. В связи с этим возникает практически прикладная проблема формы правления, реализуемая в рамках федеративного государства. Острота этой проблемы обусловливается самой природой федерации.
Как известно, в любом федеративном государстве (Швейцария, США, Россия и др.) в отличие от унитарной формы государственного устройства имеется две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации), наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты(конституции, уставы, кодексы, законы). При этом субъект федерации не имеет права сецессии (выхода из состава федерации) и не является субъектом международных отношений.
В чем же заключается существо проблемы формы правления в федеративном государстве? Практический аспект этой проблемы выражается в необходимости установления такой формы правления, которая бы в оптимальной форме соответствовала коренным интересам субъектов федерации, составляющих федеративный союз государств. Поэтому вследствие различий в исторических традициях государств, национальном и этническом составе населения, его политической и правовой культуре и правосознании объективно создаются предпосылки для установления определенной формы правления. Поэтому, например, Австрия представляет из себя парламентскую республику, Королевство Бельгия – конституционную монархию, Объединенные Арабские Эмираты – выборную монархию, Мексика – президентскую республику, а Австралия – парламентскую монархию. В указанных государствах сложились разные формы правления, однако именно они благодаря своей оптимальности обеспечивают единство федеративного государства, поддержание внутрисистемных интеграционных связей экономического, социального и политического характера.
Еще одна практическая проблема, связанная с реальным функционированием формы правления, выражается в том, что это функционирование не имеет спонтанного и произвольного характера. Как реальная политическая данность и объективно существующий феномен форма правления любого государства испытывает на себе влияние определенных закономерностей. Назовем некоторые из них:
1) трансформация форм правления государств в рамках модернизации политических систем государств;
2) соответствие (корреляция) форм правления государств сложившимся в них социально-экономическим, правовым и культурно-ценностным предпосылкам;
3) функционирование форм правления государств на основе политических решений, правовой системы, демократических (недемократических) процедур, традиций и иных социальных норм;
4) разновекторность (вариативность) политического процесса трансформации форм правления государств в зависимости от складывающихся социально-политических и экономических предпосылок (с целями прогресса или регресса, демократизации или авторитаризма, интеграции или деинтеграции, либерализма или консерватизма и т.д.);
5) плюрализм (множественность) политических субъектов, оказывающих влияние на функционирование и трансформацию форм правления. К таким субъектам относятся институты власти, иные политические институты, институты гражданского общества, этносы, бизнес-структуры и т.д.;6) закономерностью установления той или иной формы правления в конкретном государстве является зависимость формы правления от господствующего типа политической идеологии, политической культуры общества, его ментальности, психологических факторов (например, коллективное бессознательное), нравственных ценностей общества и его моральных ориентиров;
7) отдельной закономерностью функционирования форм правления государств является тенденция к централизации власти, усиление полномочий в государствах с президентской формой правления;
8) важной закономерностью является неизбежное влияние, которое оказывают монархическая и республиканская формы правления на государственную власть. Это влияние в разные исторические эпохи имеет различные цели, направленность, интенсивность и эффективность, однако оно всегда во всех типах государств имело место и останется в дальнейшем.
В заключение укажем на правила юридической квалификации форм правления: нельзя считать единоличность главы государства признаком, присущим абсолютно всем монархическим формам правления; порядок наследования высших государственных должностей не является исключительно монархическим; совсем не обязательно, чтобы монарх обладал реальной верховной властью в своей стране; лишь признаки бессрочности монархической власти и юридической безответственности персоны государя являются наиболее устойчивыми из классических категорий градации монархической формы правления; при анализе монархической и республиканской государственности необходимо рассматривать критерии монархического и республиканского правосознания, а также монархического и республиканского правового мышления, потому что их отсутствие неминуемо приведет к отождествлению по классическим признакам монархии некоторых достаточно авторитарных президентов с титулом венценосных наследственных самодержавных правителей.
2.2 Форма государственного устройстваФорма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства.
Она отражает характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
Однако, несмотря на кажущуюся очевидность данного понятия, глубокую проработанность его в теории государства и права, российское правоведение пока не решило некоторых важных теоретических проблем формы государственного устройства, в том числе отсутствует окончательное решение проблемы о форме государственного устройства России.
В теории государствоведения государственное устройство чаще всего делят на простое и сложное. Именно на этой основе проводится классификация форм государственного устройства.
Простое государственное устройство не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Такое устройство еще называют унитарным (Япония, Польша).
Сложное государственное устройство включает в себя другие государственные образования с разной долей самостоятельности и суверенности.
Сложные государства по своему устройству подразделяются на протекторат и унию. Протекторат подразумевает установление опеки политически и экономически сильного государства над слабым государством (территорией) с соответствующими договорными обязанностями и правами
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний выделяют конфедерации, федерации, унии, империи.
В учебной и научной литературе традиционно проводят классификацию форм государственного устройства на унитарные и федеративные государства.
Сегодня в мире насчитывается около 30 федеративных государств, имеющих политико-правовые различия и нюансы в организации отношений между государствами – членами федерации. Общим для всех федераций является наличие большого числа наций и народностей, входящих в федерацию. Именно поэтому проблемой практического воплощения федерации является разделение, разграничение суверенитета между союзом государственных объединений (федеральным центром) и отдельными субъектами федерации.
По принципу объединения федеративные государства подразделяются на территориальные (США, Королевство Бельгия) и национальные (Южный Судан).
Конституция РФ 1993 г. установила смешанный принцип федеративного устройства страны – национально-территориальный. Однако предпочтительным для федераций является принцип территориальный, исключающий привязку той или иной национальности (народа, нации) к определенной территории и снижающий вероятность межэтнических конфликтов.
В науке существуют различные классификации федераций: федерации, основанные на союзе и автономии составных частей; договорные и конституционные федерации; централизованные и относительно децентрализованные.
Классификация федераций на симметричные и асимметричные является общепринятой, однако по этому вопросу единство мнений ученых отсутствует.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация симметрична в силу принципа равенства субъектов Федерации (ст. 5 Конституции РФ). Между тем политическая практика убеждает, что субъекты в Российской Федерации не равны друг другу ни в формально-правовом, ни в экономическом, ни в демографическом аспекте. Отсюда вытекает проблема реального равенства (неравенства) субъектов Федерации в нашей стране.
Конфедерация – это недолговременная форма государства. Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г., Швейцария с 1815 по 1848 г. По своей сущности конфедерация представляет временный союз государств, создаваемый народами и правительствами в определенных политических целях.
Существуют и другие формы государственных образований. К числу таких образований относятся содружество, протекторат (доминионы), уния, империя.
Содружество – это достаточно редкое организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков в экономике, праве, языке, культуре, религии и т.д. В науке высказывалось суждение, согласно которому созданный в 1991 г. на территории бывшего СССР союз государств, получивший наименование Содружество Независимых Государств (СНГ), имеет форму конфедерации. Цель создания СНГ заключалась в придании легальности политическому процессу распада СССР.
Однако проблема юридической оценки содружества в том, что это объединение состоит из независимых государств, в основе которого лежит межгосударственный акт – договор, устав, декларация и т.д. При этом ряд черт содружества дает основания говорить о содружестве как о своеобразном государственном устройстве. Например, в СНГ легально получило закрепление единое оборонное, таможенное, экономическое пространство.
Одной из оригинальных форм государственного устройства является протекторат. Это такая форма государственного устройства, которая подразумевает политико-юридическое и военное влияние над тем или иным государственным образованием со стороны более сильного государства. Протекторат выражается в разных формах, например в охране территории опекаемого государства, экономическом, политическом, военном, культурном, демографическом использовании территории и населения опекаемого государства. При этом государство, находящееся под протекторатом, не утрачивает собственного суверенитета, однако вынуждено согласовывать с государством-метрополией свои действия на внешнеполитическом и внутриполитическом поле. Такая форма отношений государств сложилась, например, в Британской Империи (в отношении Австралии, Канады, Новой Зеландии и др.). Тенденцией политического развития доминионов является расширение суверенитета и становление полноценного национального государства.
Редкой формой государственного устройства является уния. Уния – это объединение государств под руководством общего монарха. В таких государствах наиважнейшим законом является закон о порядке престолонаследия. Наследник трона в одной стране является наследником для всех государств, составляющих унию. В настоящее время примером унии являются Объединенные Арабские Эмираты, состоящее из семи эмиратов.
Значимой формой государственного устройства следует считать империю.
Империя – сложное государство, созданное путем военного или политического завоевания смежных территорий. Именно так были созданы Римская империя (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.), Византийская империя (395-1453), Монгольская империя (1206-1368), Британская империя (1583-1997), Российская империя (1721-1917) и др.
Как правило, империя включает в себя множество народов, национальностей, этнических групп, которые занимают свою территорию, однако находящуюся под общим контролем центра империи. Народы, входящие в империю, периодически могут проявлять различные формы неповиновения, несогласия с политическим и военным контролем со стороны империи, что подавляется военной силой (таковым, например, было польское восстание в Российской империи в 1830-1831 гг.). Общей закономерностью существования империй является их распад на самостоятельные автономные государственные образования.
Обратимся к правовым проблемам федеративного устройства России.
В главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ определяется правовой статус Федерации и входящих в нее субъектов, дается исчерпывающий перечень этих субъектов. На сегодняшний день в составе России 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Возникает вопрос: почему именно таково строение нашего государства?
Самый общий ответ заключается в том, что Россия – это многонациональная страна с богатой историей, предопределившей закрепление за отдельными национальными группами политико-правовых национально-государственных форм.
На территории страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык.
В силу того, что каждая нация или национальность имеет право на политическое и государственное самоопределение, в России, как было отмечено выше, имеет место несколько разновидностей субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в главе 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.
В основе федерализма как формы государственно-территориального устройства лежат исходные базовые положения – принципы, под которыми понимаются исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства.
В Конституции РФ принципы федеративного устройства государства изложены в главе 1. Они отражают тип Федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Особенность функционирования России как федерации выражается в том, что субъекты Федерации в России равноправны, не имеют каких-либо привилегий в отношении некоторых из них. Однако в то же время отдельным субъектам РФ предоставляются дополнительные права и льготы. Поэтому вопрос о равноправии составных частей Российского государства до сих пор является спорным.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Наряду с территориальной целостностью единство системы государственной власти является непременным условием государственной целостности.
Для федеративного устройства в России характерно положение, согласно которому правовое и экономическое пространство страны имеет единство. В результате создан единый внутренний экономический и торговый рынок, установлены многообразные экономические связи между регионами, что в итоге приводит к положительным тенденциям в благосостоянии населения субъектов Федерации. Проблема федеративного устройства России выражается в том, что ч. 3 ст. 5 Конституции РФ провозглашает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Однако на практике получается, что Конституция РФ разграничивает именно предметы ведения РФ и ее субъектов, а не предметы ведения и полномочия органов государственной власти центра и регионов. В результате нередко возникают проблемы реального разграничения полномочий и компетенций указанных субъектов.
Сегодня практически многие вопросы федеративного устройства России являются предметом дискуссий. Так, не решена проблема ценности федерализма как принципа организации государств, расходятся мнения в трактовке принципов и конституционно-правовых основ федерации, нет однозначного решения проблемы децентрализации полномочий и т.д.
Таким образом, форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты. Проанализировав правовые основы государственного устройства Российской Федерации был обнаружен ряд практических проблем, связанных с несовершенством федеративного устройства государства.
2.3 Политический режимФункциональный и динамический аспекты государства выявляются в политическом режиме. В широком значении, это технология создания и реализации политической власти в государстве.
Категория «политический режим» возникла в научном обороте в 60-е гг. XX в. В работах некоторых ученых рассматривалась в качестве синонима формы государства. Часть исследователей указывали, что политический режим вообще нужно исключить из состава формы государства, так как функционирование государства, характеризует, в первую очередь, государственный, а не политический режим. Дискуссии того времени дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического режима.
Согласно широкому подходу политический режим относится к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий подход характеризует режим как часть государственной жизни и государства. Политический режим рассматривается в рамках широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, которые проходят в обществе. Политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, массовые движения подвергаются значительному влиянию государства. В свою очередь, на государство влияет общественно-политическая «среда обитания». Это влияние распространяется на форму государства и, в частности, на политический режим.
Особое влияние следует обратить внимание на соотношение понятий «государственный режим» и «политический режим». Многие исследователи считают, что политический режим более обширное явление, чем государственный режим. Политический режим включает в себя методы государственного властвования, характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, таких как, например партии, общественные движения и тд.
Политический режим объединяет как политические институты, так и методы осуществления государственной власти; методы принятия политических решений; объем прав и свобод личности; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом; указывает на социальную природу власти.
Наименование «политико-правовой режим» является компромиссным наименованием, обособленным от «политического» и подчеркивающим его правовую сущность, то есть, это политический режим, который действует в правовых формах.
По виду политического режима зачастую обозначают и само государство, его природу, так как именно политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
В конкретном общественном образовании в основе политического режима лежат свойственные ему тип легитимации власти, структура политических институтов, партийная система, форма государства, способ голосования и методы принятия решений.
Политический режим отвечает на вопрос, кому принадлежит реальная политическая власть в государстве, какими методами осуществляется, как взаимодействуют государство и гражданское общество, какой объем прав и свобод гражданина, социальных групп и каковы реальные возможности их осуществления.
Различные формы политического режима, по мнению Нерсесянца В. С., отличаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой развитости, характером и качеством соответствующего правового порядка.
Политические режимы, в соответствии с принятыми в науке критериями, делятся на две группы: демократические и антидемократические. Эти виды режимов можно рассматривать как крайние полюсы развитости и неразвитости правовых систем. Существует огромное количество различных промежуточных ступеней, форм и способов осуществления государственной власти.
Характерной чертой современных политических режимов являются переходы от одного типа режима к другому. Изменение политического режима ведет к резкому изменению внешней и внутренней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Качественными признаками, характеризующими понятие «политический режим», являются:
– степень участия народа в управлении делами государства;
– гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
– характеристика реализации отдельных механизмов осуществления власти в обществе;
– статус средств массовой информации и степень гласности в обществе;
– роль негосударственных структур в политической системе общества;
– характер политического плюрализма;
– наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц.
Эти признаки позволяют охарактеризовать режим. Уровень демократичности или антидемократичности режима можно измерить составом признаков, наличествующих или отсутствующих в том или ином государстве.
Политический режим позволяет определить, как осуществляется власть, как функционируют политические институты, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой общество и власть, как и в каком объеме осуществляется контроль в обществе.
Рассматривая различные виды политических режимов, следует различать такие близкие понятия как тоталитарный и авторитарный режимы. Сравнительный анализ позволит определить общие и отличительные черты.
Одной из ключевых отличительных черт тоталитарного режима является то, что политическая система строится вокруг правящей партии – идеологического центра. Государство становится инструментом правящей партии, а его институты – главным орудием осуществления идеологической власти. Происходит фактическое сращивание государственных и партийных органов. Официальная идеология, которая существует в тоталитарном государстве, формируется правящей партией и становится государственной идеологией. Идеологии придается общеобязательный характер путем законодательной деятельности. Она пронизывает все сферы общества, государство действует на основе этой идеологии, как во внутренней, так и во внешней деятельности. Тоталитарная идеология охватывает все сферы жизнедеятельности и при этом государство и правящая партия ставят своей целью распространение её еще более активно, по отношению ко всем лицам. Благодаря такой идеологии государство видит единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на обоснование единственно верного пути в будущее, на воплощение истины в последней инстанции. Тоталитарная идеология строится на убеждении в возможности и необходимости переустройства общества. В основе такой идеологии можно видеть веру в ее основные положения и негативное отношение к любой критической оценке постулатов этой идеологии. На основе такой оценки, тоталитарную идеологию можно рассматривать как разновидность квазирелигии. Тоталитарная идеология нацеливает государство на ее распространение как в рамках общества данного государства, так и ее распространение на территории других государств. Это приводит к агрессивному настрою тоталитарного государства по отношению к другим государствам. Для авторитарного государства не характерно наличие такой систематизированной государственно-обязательной идеологией. При авторитаризме могут существовать некоторые признаки контролируемого плюрализма и даже наличие некоей «полуоппозиции». В авторитарных государствах идеология не такая общеустановленная как в тоталитарных государствах, государство в меньшей степени вмешивается в личную жизнь, однако в ограниченном объеме может диктовать населению обязательные формы поведения и контролировать политическую деятельность в государстве. Авторитарный режим основывается на обычных традиционных ценностях. Он не несет в себе попыток распространять свою идеологию по отношению к другим государствам.
Тоталитарный режим, при всей его жесткости, устанавливается при активном участии общественных масс. Народ участвует в навязывании тоталитарного режима самому себе. Тоталитарные режимы стараются опираться на поддержку массовых партий, которые ранее не входили в состав правящей верхушки. Все это приводит к активному поклонению народом главе государственных партий, формирующих власть в государстве.
Авторитарный режим наоборот устанавливается вопреки мнению большинства или без его поддержки и согласия. Большинство негативно относится к политическому руководству страны, оставаясь в стороне от политического противоборства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцовых», военных переворотов. Авторитарный режим устанавливается путем навязывания власти меньшинством большинству. Это приводит к последующему отсутствию массовой народной поддержки авторитарной власти и отсутствию поклонения политическим лидерам власти. Власти стараются при этом опираться на органы принуждения, сформированные в государстве – армию, государственную бюрократию, церковь.
В научной литературе существуют два наиболее общих подхода в трактовке демократического режима: плюралистический и элитарный. Сторонники первого варианта рассматривают демократию как политический механизм, регулирующий взаимодействие между конфликтующими интересами путем предоставления различным социальным группам законного доступа к «принятию решений». В рамках второго - демократия рассматривается как политический процесс, обеспечивающий осуществление демократических принципов отбора и функционирования политической элиты.
Демократический режим характеризуется следующими обязательными чертами. Наличие политических институтов представительского характера и сменяемость политической власти с помощью регулярных свободных выборов, которые предполагают, по крайней мере, три условия - свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования партий; свободу избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек – один голос»; свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной компании.
Для демократического режима характерно уважение к оппозиции, признание ее права на свободную критику и права сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти.
Таким образом, политический режим – это функциональный аспект политической системы, методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
ЗаключениеВ ходе исследования были сделаны следующие выводы:
– форма государства – это способ организации политической власти, включающий в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти элементы формы государства являются основными, но не исчерпывают собой все проявления формы государства. Они раскрывают главные ее стороны, но не всю форму государства в целом. Поэтому актуальным является более широкий подход к определению формы государства, позволяющий рассматривать форму государства как организационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях;
– выделяют три разновидности форм государства: монократическую, поликратическую и сегментарную;
– в форме государства выражается его строение, на которое оказывают влияние социально-экономические факторы, природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; историко-национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.Обстоятельства, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. Но в целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Так как каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы;
– форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В вопросе классификации государств мира по форме правления актуально традиционное деление их на республики и монархии. Монархии, в свою очередь, делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные), а республики – на три разновидности (президентскую, парламентскую и полупрезидентскую), которые выделяются на основе признаков, характерных во всей своей совокупности лишь конкретным развитым западным государствам. В настоящее время существуют также государства с уникальными характеристиками форм правления, которые либо позволяют оставить их в рамках республиканской формы правления (суперпрезидентская, гибридная, социалистическая и исламская республики), либо требуют классификации в качестве атипичных форм правления, сочетающих в себе признаки двух традиционных форм правления – монархии и республики;
– форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Традиционно различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Нетипичными формами государственного устройства являются содружество, протекторат (доминионы), уния, империя;
– политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Выделяют демократический и антидемократический (тоталитарный и авторитарный) режимы. Политические режимы являются особенными в каждой стране, и на разных этапах исторического развития государств. На формирование и развитие политических режимов влияют множество разнообразных факторов. К этим факторам можно отнести экономические, социальные, национальные, религиозные и другие факторы.
Если обратиться к практическим проблемам российского федерализма, то они еще не решены до конца. В данной сфере сохраняется целый ряд правовых проблем, которые требуют эффективного решения.
Во-первых, определенные проблемы создает длительность сроков переходных периодов образования новых субъектов РФ (в эти отрезки времени решаются все наиболее важные организационные моменты объединения субъектов Российской Федерации). В частности, переходный период образования Пермского края по отдельным позициям в финансово-бюджетной сфере продолжался после образования края (1 декабря 2005 г.) вплоть до 2008 г. Новый субъект Федерации не мог обрести все элементы своего статуса, что негативно сказывалось на его развитии. В федеральных конституционных законах об образовании новых субъектов РФ целесообразно предусматривать более короткие сроки переходных периодов.
Во-вторых, представляется необходимой четкая регламентация участия органов государственной власти объединяющихся субъектов Федерации в процессе работы над проектом федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
В-третьих, отсутствует законодательно установленные пределы укрупнения субъектов Федерации.
Важнейшей юридической и политической проблемой территориального устройства Российской Федерации является корректное протекающее на основе права изменение границ субъектов РФ. По этой проблеме следовало бы принять соответствующий законодательный акт. Требует федерального законодательного регулирования также макроуровень территориального устройства Российской Федерации.
Перечень использованных информационных ресурсов1.Матарас, В. Н. Методы исследования форм государства в историческом времени и пространстве / В. Н. Матарас // Вестник БГУ, Серия 3. – 2016. – № 1.– С. 104-113.
2. Денисов, А. И. Сущность и формы государства / А. И. Денисов. – Москва.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. – 67 c.
3. Петров, В. С. Сущность, содержание и форма государства / В. С. Петров. – Ленинград: Наука, 1971. – 163 с.
4. Мишин, А. А. Высшие органы власти буржуазного государства: (политикоправовой анализ структуры, полномочий и дефиниций): автореф. дис. … дра юрид. наук.: 12.00.11 Международное право / А. А. Мишин. – Москва: Б. и., 1963. – 83 с.
5.Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: изд. для вузов по спец. «Юриспруденция» / В. Е. Чиркин. – [8-е изд.]. – Москва: Норма, 2018. – 784 с.
6. Матузов, Н. И. Теория государства и права: [учебник] / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – [5-е изд.]. – Москва: Дело, 2018. – 525 с.
7. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – [2-е изд.]. – Москва: Проспект, 2016 – 304 с.
8. Ирхин, Ю. В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – Москва: Юристъ, 2002. – 511 с.
9. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева.  – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 582 с. 
10. Ишанова, М. В. Форма государства: понятийные интерпретации / М. В. Ишанова, Е. И. Грушко, Е. Н. Кутелева // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-1 (39). – С. 85-88.
11. Бачило, И. Л. Факторы, влияющие на государственность / И. Л. Бачило  // Государство и право. –1993. – №7. – С. 21-30.
12. Михалёва, Н. В. Разновидности современных монархий / Н. В. Михалева, В. С. Плаксина // Научный журнал. – 2017. – № 3 (16). – С. 40–43.
13. Актуальные проблемы теории государства и права : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. В. Д. Перевалов. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2019. – 440 с.
14. Савинов, Д. М. Формы правления и типы государственного устройства / Д. М. Савинов, Н. А. Петров, В. С. Кошкаров // Проблемы науки. – 2019. – №2(38). – С.83-84.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] : Официальный сайт. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 24.04.2021).
16. Левин, В. С. Особенности и различия форм государственного устройства / В. С. Левин // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2020. – № 16. – С. 237-240.
17. Платонов, В. М. Федерализм как социальная основа государственного устройства / В. М. Платонов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 2 (75). – С. 24-28.
18. Корниенко, Т. А. Политический режим как функциональный аспект политической системы / Т. А. Корниенко, Е. Н. Ярмонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S5. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept. ru/2016/76048. htm.19. Проценко, Е. Д. Форма государства и государственный режим / Е. Д. Проценко, А. Л. Бредихин // Академический юридический журнал. – 2015. – №2. – С.4-10.
20. Гагкаев, Р. Р. Политический процесс и политические режимы: современные трансформации / Р. Р. Гагкаев // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – № 2. – С.78-82.

 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.