Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические аспекты психологического благополучия

Тип Курсовая
Предмет Психология и социология

ID (номер) заказа
3111168

500 руб.

Просмотров
814
Размер файла
452.32 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты психологического благополучия
Теории и модели психологического благополучия………….........5
Диалектика стратегий социальной адаптации личности…...……10
Глава 2. Эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в психологическом благополучии лиц юношеского возраста
2.1 Методические процедуры эмпирического исследования………….19
2.2 Полученные результаты и их анализ ……………………………..…23
2.3 Связь эмоционального интеллекта с психологическим благополучием лиц юношеского возраста…………………………………..…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….…29
Приложения…………………………………………………………….…31
Введение
Актуальность темы.
Проблема благополучия человека — одна из ключевых в гуманитарных науках. Тем не менее психологи долгое время игнорировали эту проблему, сконцентрировав внимание на изучении психологических отклонений и нарушений. Смещение акцентов на позитивные стороны жизни человека связывается с возникшим в конце ХХ века новым направлением — позитивной психологией.
Надо отметить, что и ранее появлялись отдельные труды, прежде всего в области возрастной психологии (Э. Эриксон), психоанализа (А. Адлер, К. Юнг), гуманистической психологии и психотерапии (А. Маслоу, К. Рождерс), в которых рассматривались такие феномены, как позитивное функционирование личности, индивидуализация, самореализация и другие, смещающие фокус внимания от того, чего не должно быть, на представления о позитивном, сущностном, требующим своей реализации в человеке.
Появление работ М. Селигмана, Р. Бредбурна, Р. Райана, Э. Деси, К. Рифф существенным образом повлияло на теоретическое осмысление представлений о «хорошей» жизни, породило массу исследований, открыло новые перспективы для развития психологической науки.
Цель курсовой работы – выявить стратегии адаптации у людей с различным уровнем психологического благополучия.
Объект исследования – эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в психологическом благополучии лиц юношеского возраста.
Предмет курсовой работы – психологическое благополучие.
Исходя из данной цели курсовой работы, необходимо решить такие задачи:
изучить теории и модели психологического благополучия;
рассмотреть диалектику стратегий социальной адаптации личности;
сделать эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в психологическом благополучии лиц юношеского возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты психологического благополучия
Теории и модели психологического благополучия
В настоящее время представления о позитивном функционировании (психологических аспектах благополучия) — одно из основных направлений позитивной психологии. Позитивная психология — наука о позитивных аспектах человеческой жизни, таких как счастье, благополучие и процветание. По определению Мартина Селигмана, одного из основателей этой ветви психологической науки, позитивная психология — это «научное исследование оптимального функционирования человека, нацеленное на выявление и усиление тех факторов, которые позволяют отдельным людям и сообществам благоденствовать».
Поиск ответа на главный вопрос: что значит быть хорошим человеком или хорошо жить — предполагает выяснение того, какими позитивными качествами должен обладать человек, чтобы полноценно функционировать. Положения о полноценно функционирующей личности были сформулированы Карлом Роджерсом на основе опыта общения с клиентами, наблюдений во время сеансов психотерапии, «центрированной на клиенте» (разработанная К. Роджерсом разновидность психотерапии).
Полноценно функционирующий человек — человек живущий «хорошей жизнью». Хорошая жизнь — это не некоторое достигнутое состояние бытия (счастье, адаптация, равновесие), это процесс, направление, которое выбрано всем организмом при психологической свободе двигаться куда угодно. Синонимом «полноценно функционирующей личности» является оптимальная психологическая приспособленность, психологическая зрелость. Характерной особенностью этого процесса (появляющейся в процессе терапии у клиента) является открытость своему опыту, осознание своих переживаний, как негативных, так и позитивных. Противоположностью открытости опыту является защита, отрицание, вытеснение из сознания неприятных мыслей, чувств, опыта.
Вторая черта полноценного функционирования — проживание в настоящий момент времени, полное осознание каждого момента. По К. Роджерсу, самый перспективный человек — тот, кто полностью осознает свои внутренние переживания в данный момент. К этим особенностям добавляется еще одно качество — вера в свои внутренние побуждения и интуитивную оценку, постоянно растущая уверенность в собственной способности принимать решения.
В словаре С. И. Ожегова «благополучие» определяется как спокойная, счастливая жизнь в довольстве, полная обеспеченность, а «благополучный» означает удачный, успешный, удовлетворяющий. Добавление эпитета «психологическое» ставит вопрос: «Что значит быть благополучным с психологической точки зрения?». С такой позиции психологическое благополучие рассматривается в качестве интрасубъектного (или субъективного) феномена, который характеризует, прежде всего, отношение человека к своей жизни, интегральную оценку своего бытия.
Понятие субъективное благополучие было введено Н. Бредберном как научный термин — синоним счастья (для сравнения: понятие интеллект является научным синонимом житейского понятия ума). Как и для эмоционального благополучия, ключевой вопрос для изучения субъективного благополучия: «Что значит “мне хорошо”?». В большинстве случаев ответ на этот вопрос содержит перечисления позитивных переживаний счастья, удовлетворенности, оптимизма и т. п. Исследования субъективного благополучия чаще акцентируют удовлетворенность человека своей жизнью. Оценка жизни (удовлетворенности) относится, прежде всего, к мыслям о своей жизни. Типичным вопросом таких исследований является вопрос о том, насколько человек удовлетворен своей жизнью.
Наиболее известные модели, раскрывающие психологические, субъективные аспекты благополучия, были построены в рамках двух основных подходов к изучению этого феномена: гедонистического и эвдемонического. Гедонизм рассматривает в качестве основного стремления человека получение удовольствия (чувственные наслаждения) и избавление (минимизация) страданий — негативных эмоций. Эвдемонизм исходит из представлений о наличии у человека определенного набора позитивных свойств (добродетелей), следование которым ведет к его процветанию или хорошей жизни. Таких качеств может быть достаточно много, и исследователи признают комплексность, многокомпонентность состава психологического благополучия, хотя перечень конкретных свойств, входящих в его состав, остается предметом многочисленных теоретических рассуждений и эмпирических исследований.
Гедонистические модели благополучия. Основными конструктами гедонистических моделей являются эмоциональное и субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью. Работы Н. Брэдберна и Э. Динера заложили теоретическую базу для исследований субъективного благополучия, которые долгое время строились преимущественно в рамках названных двух концепций позитивного функционирования. Это были исследования счастья как баланса между позитивными и негативными переживаниями (аффектами) или исследования удовлетворенности жизнью либо ее отдельными сторонами (работой, соседями и др.). Для измерения субъективного благополучия была разработана шкала баланса аффекта «The affect balance scale». Э. Динер дополнил баланс аффекта другим измерением психологического благополучия — субъективной удовлетворенностью жизнью.
Эвдемонистические модели благополучия. Иное представление о хорошей жизни заложено в идее эвдемонического благополучия, связанной с работами гуманистической и экзистенциальной психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). Основные понятия, предложенные этими авторами: самоактуализация, личностный рост, индивидуализация — отражают другие представления о хорошей жизни (позитивном функционировании). Понятие эвдемонии (греч. eudaimonia, от daimon — истинный дух), было введено Аристотелем, который полагал, что реализация желаний и получение удовольствия сами по себе не приносят благополучия. Термин «эвдемония» часто переводится как счастье, хотя более точное его значение — человеческое процветание или хорошая жизнь. Согласно Аристотелю, к эвдемонии ведет следование добродетелям. К данному направлению исследований психологического благополучия можно отнести модель психологического благополучия К. Рифф и теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Деси.
Модель психологического благополучия К. Рифф. Модель создавалась в рамках эвдемонического подхода. Само понятие «психологическое благополучие» ввел Н. Брэдберн, отграничив его от понятия «психическое здоровье». В качестве основного эмпирического показателя психологического благополучия Н. Брэдберн использовал баланс позитивных и негативных эмоций. В современных работах этот показатель принято относить к субъективному (гедоническому) благополучию. Со временем понятие «психологическое благополучие» из-за огромной популярности работ К. Рифф закрепилось за выделенными ею шестью психологическими характеристиками, однако термин может использоваться и для обозначения других психологических составляющих благополучия, подчеркивая тем самым субъективный характер переживания благополучия в отличие от объективных показателей благополучия: материального благосостояния, образования и др. До публикаций К. Рифф в ряде областей психологии так или иначе затрагивались вопросы, касающиеся близких по сути аспектов позитивного функционирования, которые в последующем объединились в ее модели. Это работы в области возрастной психологии (возрастная периодизация) Э. Эриксона, которые акцентировали благополучие как траекторию роста на протяжении жизни. В трудах клинических психологов предпринимались попытки раскрыть содержание благополучия в концепциях самоактуализации (А. Маслоу), позитивного функционирования (К. Роджерс), формирования зрелости личности (Г. Оллпорт) и индивидуализации (К. Юнг). Стоить отметить также работы по психическому здоровью, которые, затрагивая прежде всего негативные проявления неблагополучия, вместе с тем обращали внимание на проявления позитивного здоровья.
Теория самодетерминации (self determination theory, SDT) Р. Райана и Э. Деси создана в рамках эвдемонистической модели и относится к современному направлению позитивной психологии. Теория определяет факторы, процессы и условия, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию человека, групп и сообществ или создают препятствия на пути реализации врожденного потенциала личности. Основной идеей теории является утверждение о наличии у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Создатели теории утверждают о существовании трех фундаментальных врожденных потребностей, являющихся универсальными: автономия — потребность выбирать то, что делаешь, быть режиссером собственной жизни; компетентность — потребность чувствовать себя уверенно в том, что делаешь; связи / отношения — потребность иметь тесные и надежные связи с другими людьми. Автономия, компетентность и связи / отношения лежат в основе внутренней мотивации и обеспечивают благополучие (но не являются его структурными компонентами). Когда эти потребности удовлетворены, мотивация и благополучие усиливаются, в противном случае возникают негативные последствия для нашего правильного функционирования. Особое значение в теории придается потребности в автономии (самодетерминации). Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор. Потребность в автономии — это потребность чувствовать себя инициатором, причиной собственной жизни. Как и другие потребности, она является врожденной. Список эмпирических индикаторов (проявлений) самодетерминации включает спонтанность, креативность, интерес и личностную значимость в качестве причины действия, чувство внутренней свободы, преобладание в речи глагола «хочу» над «должен».
Самодетерминация определяет вовлеченность в интересующее поведение. В свою очередь, соответствующая интересам активность способствует развитию умений гибко взаимодействовать с социальной средой, т. е. адаптивные способности.
Внутренняя мотивация определяется Э. Деси и Р. Райаном как врожденная характеристика человека, основанная на применении своих интересов и упражнении своих способностей, включающая в себя стремление к поиску и преодолению задач оптимального уровня сложности. Отличительным признаком внутренней мотивации является то, что главным побудителем выступает интерес и удовольствие от выполняемой субъектом деятельности. Внутренняя мотивация составляет основу для развития автономной личности.
1.2 Диалектика стратегий социальной адаптации личности
Процесс социальной адаптации представляет научный интерес для многих исследователей, особенно в контексте сегодняшних преобразований и в мире, и в России. Пристальное внимание к адаптационному процессу как таковому обостряется в периоды перекосов и трансформаций в развитии общества, в периоды ломки и переустройства отдельных аспектов общественной жизни. Именно поэтому изучение сущности и особенностей социальной адаптации личности - довольно сложная задача, решение которой не может являться однозначным. Данная позиция не означает невозможности поиска и нахождения некоторых общих особенностей социальной адаптации.
Социальная адаптация является «буферным» механизмом, системой сдержек и противовесов, определяющей такой вариант жизнедеятельности, при котором человек находит соотношение между степенью приспособления к социуму и степенью своей автономности как способности противостоять общественному давлению.
С нашей точки зрения, содержание адаптационного цикла представляет собой этапы разрешения личностью социального противоречия, структура которых наполнена ментальными характеристиками адаптирующегося субъекта. Эти этапы представляют собой витки-события, являющиеся основными модусами адаптационного процесса как такового, определяющими временную динамику его развития: адаптивные качества (количественная характеристика адаптационного процесса), адаптивное поведение, (качественная сторона адаптации) адаптированность (обобщенный результат приспособительного процесса).
В связи с этим сам адаптационный процесс можно разделить на три основных этапа: активизационный, предполагающий мобилизацию всех сил и ресурсов организма для успешной адаптации; поисковый, в ходе которого осуществляется выбор стратегии действия в проблемной ситуации; и результативный, демонстрирующий итог адаптации.
В настоящем исследовании мы предприняли попытку проанализировать именно серединный этап адаптационного цикла.
Активизационный этап адаптационного цикла, помимо оценки индивидом собственных ресурсов, необходимых для разрешения противоречия, включает и оценку самой адаптивной ситуации. Совокупность этих оценок влияет в конечном счете на выбор индивидом стратегии поведения в конфликтной ситуации. С этого момента начнется новый временной этап адаптационного цикла, который обозначен нами как поисковый.
В научной литературе классификация адаптивных стратегий (копинг-стратегий) - чрезвычайно распространенное явление, встречающееся даже гораздо чаще, чем вопрос о сущности и природе самого адаптационного процесса. Вполне возможно, что это связано с не вполне серьезным отношением исследователей к данной проблеме как таковой. Любой адаптивный барьер, встречающийся на жизненном пути личности, любая проблемная ситуация уже дают повод для подобных классификаций. И если не углубляться в сущность вопроса, то возникает иллюзия того, что «достаточно просто типологизировать все многообразие адаптивных форм и процессов в обществе, для того чтобы получить твердое основание классификации стратегий социальной адаптации».
Анализируя существующую литературу по данной проблематике, мы столкнулись с разночтениями исследователей по поводу понимания смысла понятий «противоречие», «проблема», «конфликт», а потому считаем существенным остановиться на определениях данных категорий и внести ясность в понимание их сущности в данной работе.
Проблема, на наш взгляд, - это субъективное отношение человека к объективному противоречию. Например, абитуриент, поступая в вуз, не набирает нужного количества баллов. Объективно существует противоречие между желанием, намерением бывшего школьника поступить учиться и реальным препятствием в виде требований, которые не позволяют достичь цели. Противоречие в данном случае может быть и другим: между требованиями, предъявляемыми вузом (системой образования) будущим студентам, и недостаточно развитыми когнитивными ресурсами, необходимыми для получения высшего образования. Проблему будут актуализировать данные обстоятельства, но в случае индифферентного отношения абитуриента к описываемой ситуации мы не можем говорить о существовании проблемы как таковой, а только лишь о существовании объективного противоречия. Однако, если к данной ситуации абитуриент будет проявлять личное отношение, выражающееся в форме негативных переживаний, порождающих душевный дискомфорт от того, что цель не достигнута, то речь, конечно, идет о проблеме, сама ситуация воспринимается и оценивается индивидом как проблемная. Есть и третий вариант развития аналогичных событий, при котором упоминаемый абитуриент может радоваться тому, что цель не достигнута (например, он и не хотел поступать в данный вуз, но «надавили» родители), тогда проблемы для данного индивида тоже нет.
Конфликт - это отношение двух противоположных сторон, при котором одна или обе стороны нарушают «правила» (нормы, законы, принципы), принятые или установленные для данной ситуации. Этот основополагающий признак конфликтной ситуации вообще почему-то игнорируется многими исследователями, дающими определение конфликта. Чаще всего (если это не аффективный конфликт) конфликт заключает в себе и противоречие, и проблему, тогда как проблемная ситуация и противоречие - это еще не обязательно конфликт. Понятие конфликта, на наш взгляд, наиболее соответствует адаптационному процессу, поскольку смена условий существования, которая и актуализирует адаптационный процесс, - это объективное или субъективное нарушение традиционных «правил» бытия.
При такой позиции становится понятным, что и онтологическими, и гносеологическими, и иными методологическими «единицами» измерения, единицами понимания сути социальной адаптации как таковой должно являться именно «отношение» индивида, его оценки, суждения по поводу каждой конкретной ситуации и в каждой конкретной ситуации. На первый взгляд объективно проблемная ситуация может не оказаться таковой для конкретного человека, поскольку он не воспринимает и не оценивает ее как проблемную. И наоборот - то, что для большинства может казаться проблематичным, не воспринимается и не оценивается как проблема для конкретного человека. Однако подобная выкладка не является причиной для того, чтобы сам исследовательский процесс понимания социальной адаптации потерял смысл, хотя, безусловно, это положение (и об этом будет говориться ниже) является чрезвычайно важным для дальнейших рассуждений.
Итак, какие же основные стратегии деятельности характерны в ситуации конфликта? Пять классических основных: избегание, отрицание, компромисс, сотрудничество и соперничество. Сейчас речь пойдет о более общих стратегиях, задающих «общий камертон», личностную направленность в ситуации противоречия. Если говорить в самом обобщенном виде, то таких стратегий всего две: активная и пассивная. Активная стратегия характеризуется целенаправленным стремлением человека разрешить противоречие, снять деструктурирующие нормальную жизнедеятельность факторы. Это деятельная форма отношения индивида к трудной жизненной ситуации, направленная на активное преобразование окружающей среды. Но эта активность может иметь как положительную, так и отрицательную направленность, быть как конструктивной, так и деструктивной. Критериев у того и у другого вариантов множество, они задаются параметрами окружающей среды, и прежде всего - соответствием деятельности индивида нормам и требованиям данного общества. Но в контексте нашей работы любая деятельность, которая не приводит к личностной прибавке опыта, а значит, к личностному росту - деструктивная. Она характеризуется спонтанностью, дезорганизацией, импульсивными, а не целенаправленными поисками выхода из ситуации конфликта. Кроме того, для такой деятельности могут быть характерны разрушительные или агрессивные действия по отношению к социальному окружению или самому себе и ухудшение качества жизнедеятельности в целом. Иными словами, речь идет о дезадаптационном поведении.
Конструктивная активная деятельность - это всегда личностный рост и развитие через расширение и повышение уровня поисковой, познавательной активности, мобилизация всех адаптивных ресурсов на решение проблемы.
Пассивная стратегия совладения с трудными жизненными ситуациями также реализуется в двух формах. Первая связана с простым приспособлением, конформным поведением индивида, при котором он отказывается от отстаивания и защиты своих интересов и целей, идет на уступки социальной среде, обстоятельствам. Происходит общее снижение эффективности жизнедеятельности или она остается на уровне, соответствующем меняющимся условиям. Другая форма пассивной адаптивной стратегии проявляется как уход или избегание ситуации конфликта. Демонстративно это выражается в отказе от дискомфортного взаимодействия, уходе в фантазии и иную реальность с помощью алкоголя, наркотиков, психотропных средств, которые и способствуют «квази-адаптации». Основополагающими чертами пассивной стратегии адаптации являются отсутствие прибавки социального опыта, остановка в развитии, личностный или общественный регресс.
Диалектический парадокс этих двух стратегий адаптации - активной и пассивной - заключается в том, что в обоих случаях, независимо от того, какую стратегию выберет индивид, общая результативность социальной адаптации как таковой (а именно ее количественный аспект) может быть одинаково оценена как положительная. Иными словами, и в том и в другом случае можно диагностировать внешние признаки адаптированности индивида в конкретной социальной среде и даже его успешное функционирование в ней. Но эта успешность (при пассивной стратегии) на самом деле иллюзорна: при всем внешнеатрибутивном благополучии в душе у такого человека может твориться ад, т.е. развиваться внутриличностный конфликт. В ситуации, когда человек принимает различные психоактивные средства для того, чтобы адаптироваться, «смириться» с окружающей реальностью, можно говорить о той же самой адаптированности, но как о внутреннем субъективном ощущении, т.е. самооценка процесса адаптации будет положительной, а внешняя оценка социального окружения - отрицательной. Это положение только подчеркивает диалектичность каждого из компонентов и аспектов адаптационного процесса, в том числе и его направленность. Вот почему так важно изучать внутренние ментальные характеристики субъекта на всех временных этапах адаптационного цикла; это позволит дать более объективную картину его социальной адаптации.
Итак, безусловно, наиболее приемлемой и эффективной с точки зрения результативности адаптационного процесса будет активная конструктивная стратегия. Однако в процессе анализа различных адаптивных стилей мы столкнулись с одной конфронтационной позицией, касающейся разделения адаптивных стилей поведения в конфликте на активные и пассивные.
А.А. Реан, рассматривая варианты взаимодействия человека с социальной средой, возражает против такого разделения. «Второй тип, - пишет автор, - тоже активный. Но здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды». Именно поэтому автор предлагает критерием различения типов адаптационного процесса считать не «активность - пассивность», а вектор активности, его направленность. В этом отношении с автором, безусловно, можно было бы согласиться, но лишь отчасти. С его концепцией диссонирует вариант девиантного и делинкветного поведения (как способов, стратегий адаптации), где и речи не может быть о самоизменении, самокоррекции. Любое преступление - это, безусловно, попытка изменить социальную среду и только социальную среду. Индивид потому и совершает противоправные и аморальные поступки, поскольку не может или, что вероятнее всего, не хочет изменить себя. Свои неудачи такая личность объясняет внешними обстоятельствами (не повезло), а удачи - исключительно собственными заслугами. Положительный исход конфликта еще больше культивирует в самосознании такого человека гипертрофированную высокую самооценку своих личностных качеств и заслуг, а потому априори блокирует появление каких-либо побудительных мотивов и стимулов к саморазвитию.
Таким образом, выбор индивидом пассивной стратегии адаптации к социальной среде, если она является указанной формой социальной податливости, не всегда формирует перекосы и является «регрессом», такая стратегия может быть объективно необходима для успешности адаптационного процесса. Существует еще несколько обстоятельств, демонстрирующих «полезность» пассивной стратегии адаптации.
Во-первых, эта стратегия является единственной на начальном этапе социализации человека - младенческом возрасте, когда идет усвоение простейших норм и правил социальной среды. Речь идет об элементарных биологических и социальных умениях, которые совершенно необходимы для выживания: умение держать ложку, правила гигиены, основы этикета. Подобные объект-объектные отношения являются решающими для сохранения необходимого равновесия в социальной среде. И только постепенно, в периоды взросления происходит процесс субъективации, отрыва от общества и выражения собственной индивидуальности, становления личностной неповторимости.
Во-вторых, пассивная адаптационная стратегия с необходимостью проявляется как вторичная адаптационная стратегия к тем изменениям, которые были совершены человеком при активной адаптации. Следовательно, человек активно адаптирует окружающую или социальную среду под свои потребности, затем адаптируется (уже пассивно) вторично к той среде, которую создал. В этом смысле мы наблюдаем противоречие между соотношением самого процесса адаптации и филогенеза человека, а точнее, диалектическое противоречие между целями человека и результатами достижения этих целей. Желая облегчить себе жизнь, мы создаем множество новшеств, гаджетов и в конечном итоге согласно тем же гегелевским законам количество создаваемых удобств переходит в качество, которое есть нечто новое, непрогнозируемое первично, и к чему мы вынуждены вновь адаптироваться.
Итак, в адаптационном цикле, на его поисковом этапе можно выделить три основные возможные стратегии поведения личности: активную, пассивную и активно-пассивную. Каждая из этих стратегий, будучи выбранной, может привести как к положительному результату (адаптированности), так и к отрицательному (дезадаптированности), поэтому судить о результативности адаптационного процесса и прогнозировать его результат невозможно без дополнительных сведений о том, какими внутренними ментальными процессами сопровождался выбор той или иной стратегии. Кроме того, еще раз подчеркнем, что могут быть ситуации, когда общество считает человека дезадаптантом (например, если он находится на иждивении государства). Однако с позиции самого субъекта этот же феномен может интерпретироваться иначе, но в том случае, если человек осознанно выбрал подобный способ жизнедеятельности, рассматривая его как наиболее соответствующий своим способностям и возможностям, базовым ценностям. С позиции общества подобное поведение неадаптивно, но с позиции самого субъекта оно может оцениваться как адаптивное, и это обстоятельство необходимо учитывать, давая общую оценку всему адаптационному процессу и его результату.
Глава 2. Эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в психологическом благополучии лиц юношеского возраста

2.1 Методические процедуры эмпирического исследования

В исследовании приняли участие студенты исторического и психолого-педагогического факультетов Омского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст испытуемых составляет 19, 13). Выборка состояла из 39 мужчин (52%) и 36 женщин (48%), всего 75 человек. Все испытуемые были подробно проинструктированы относительно правильного выполнения методик. Для повышения достоверности результатов исследования проводилось анонимно, в бланках ответов испытуемые указывали только возраст и пол.
Методические средства эмпирического исследования. Для изучения характеристик психологического благополучия испытуемых были использованы опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н. Лепешинского.
Эта методика - адаптированный вариант англоязычной методики The scales of psychological well-being, разработанный К. Рифф. Наиболее распространенным является вариант с 84 пунктов, стал основой для двух наиболее известных версий: в 2005 году опросник был адаптирован и валидизованый Т. Шевеленковою и Т. Фесенко, в 2007 году - М. Лепешинской.
Обе версии опросника состоят с 84 пунктов. Шесть шкал и интегральный показатель, выделенных авторами методики, нашли свое отражение в обеих валидизациях. Каждая из этих шкал содержит 14 пунктов - как прямых, так и обратных.
Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф - теоретически обоснован инструментарий, который предназначен для измерения основных составляющих психологического благополучия: позитивные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие, автономия, наличие цели в жизни.
Шкала «положительные отношения с другими». Высокие баллы - человек имеет удовлетворительные, доверительные взаимоотношения с окружающими; заботится о благополучии других; способна сопереживать, допускает расположение и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках. Слишком низкие баллы - человек имеет ограниченное количество близких взаимоотношений с окружающими: ей сложно быть открытой, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных отношениях, как правило, она изолирована и фрустрирован; не желает идти на компромиссы для поддержки важных связей с окружающими.
Шкала «Личностный рост». Высокие баллы - человеку свойственно чувство непрерывного развития, она воспринимает себя «растущей» личностью, постоянно самореализуется; открыта новому опыту, чувствует реализацию своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии со своими знаниями и достижений. Низкие баллы - человек осознает отсутствие собственного развитии, не самореализуется, чувствует скуку и не имеет интереса к жизни, часто не способна устанавливать новые отношения или менять свое поведение.
Шкала «Управление окружением». Высокие баллы - человек имеет власть и компетентная по управлению окружением, контролирует собственную внешнюю деятельность, эффективно использует возможности, предоставляемые способна использовать условия и обстоятельства, которые обеспечивают удовлетворение личных потребностей и достижения целей. Низкие баллы - характеризуют человека как человека, испытывающего трудности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособной изменить или улучшить жизненные обстоятельства, лишенная чувства контроля над тем, что происходит вокруг него.
Шкала «Самопринятие». Высокие баллы - характеризуют исследуемого как человека, положительно относится к себе, знает и принимает разные стороны своего «Я», включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое. Низкие баллы - человек недоволен собой, разочарована событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не той, какой он есть.
Шкала «Цель в жизни». Высокие баллы - человек имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлое жизнь имела смысл; придерживается принципов, которые были сформированы в течение жизни; намерен относительно будущего. Низкие баллы - человек лишен смысла в настоящее время; имеет мало жизненных замыслов; у нее отсутствует чувство направленности, она не видит смысла в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл будущего.
Шкала «Автономия». Высокие баллы - характеризуют исследуемого как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; такой человек самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериев. Низкие баллы - человек зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; подвергается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
Для определения уровня эмоционального интеллекта и его составляющих у лиц юношеского возраста нами была применена методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла. Методика направлена ​​на изучение способности межличностные отношения, представляются в эмоциях, и способности к управлению эмоциональной сферой. Опросник состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций, постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью больше, чем другие, знают о своих внутренние состояния.
2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная гибкость, то есть, произвольное управление своими эмоциями.
3. Самомотивация - управление своим поведением средством управления эмоциями.
4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущем эмоциональному состоянию другого человека, а также готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, языковыми интонациями и «языком» тела.
5. Распознавание эмоций - умение идентифицировать эмоциональные состояния других людей.
Следующая методика, которая была использована в ходе эмпирического исследования, - графический тест «Звезды и волны» В. Аве-Лаллемант. Графический тест является проективной методикой, побуждает к отображению собственных эмоциональных переживаний в рисунке небесных звезд и морских волн.
Основные показатели, которые были использованы при анализе рисунка: 1) эмпатийность; 2) соотношение рационального и эмоционального; 3) эмоциональная возбудимость; 4) понимание эмоций (потребность в осмыслении эмоций).
К полученным в исследовании эмпирических данных были использованы следующие методические процедуры: 1) формирование групп и?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.