это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3116333
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Современное общество невообразимо без государства, играющего существенную роль в его жизнедеятельности.
Совместно с обществом формируются и все его институты, одним из них и выступает государство. Данное развитие выступает естественным историческим процессом, которое происходит непосредственно по объективным законам.
Государство проявляет себя как механизм в процессе работы упорядоченной системы специальных органов, коллективов должностных лиц и служащих, которые управляют делами общества в пределах собственных полномочий.
Подобные коллективы обычно функционируют на постоянной и профессиональной основе. Этими чертами они выделяются из общества, что ставит их над обществом.
Понятие механизма государства, государственного аппарата и органа государственной власти сегодня является неотъемлемым и центральным элементом не только правовой доктрины и законодательства. Но особенное, ключевое положение этих понятий исследуется в правовых учениях, поскольку без них совершенно невозможно понять явления, связанные с государственной властью, механизмом её осуществления, государственным устройством.
Актуальность темы исследования. Совершенствование системы государственного и политического устройства страны делает актуальной, в том числе, проблему формирования оптимальной системы органов государственной власти и четкое разграничение ответственности за решение конкретных вопросов между уровнями государственной власти, без чего невозможно повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Степень разработанности темы. Вопрос о государственной власти и ее органах исследован такими учеными как Авакьян С.А., Алексеев С.С., Алехина О.М., Баглай М.В., Байтин М.И., Бахрах Д.Н., Власов В.А., Искакова М.К., Кечекьян С.Ф., Козлов Ю.М., Копейчиков В.В., Кутафин О.Е., Матузов Н.И., Манько А.В. Спиридонов Л.И., Сырых В.М., Ямпольская Ц.А. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в сфере функционирования государственной власти.
Предметом исследования выступает организация и деятельность государственных органов, составляющих государственную власть в Российской федерации.
Цель курсовой работы – охарактеризовать три ветви государственно-политической власти и ее органы.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- описать единство государственной власти и разделение ее ветвей;
- выявить понятие органа государства и его признаки;
- охарактеризовать особенности разделения властей в Российской Федерации;
- проанализировать структуру органов государственной власти Российской Федерации.
При написании данной курсовой работы были применены следующие общенаучные методы: анализ научной литературы, синтез изученных знаний, индукция и дедукция.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ОРГАНЫ1.1 Единство государственной власти и разделение ее ветвейВласть - это возможность и способность подчинить своей воле волю других людей и коллективов.
Власть - это сложный и многогранный феномен, который проявляется в различных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях, принципах и т.д.
В юридической науке сформулировано понятие государственной власти, имеющей специфику по сравнению с другими видами властей.
Она характеризуется как авторитетное положение субъекта власти государственного органа или должностного лица, обладающего правом в пределах своих полномочий, определенных законом, непосредственно распоряжаться действиями других органов, организаций, отдельных граждан, а также принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которых они касаются, и привлекать к юридической ответственности лиц, нарушающих действующее законодательство.
Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.
Государственная власть выступает в качестве способа руководства или управления обществом при помощи применения специального аппарата принуждения, то есть авторитета силы.
Государственная власть – категория, ставящая своей задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы. Слова "легитимно и легально" означают, что государственная власть осуществляется только теми лицами и органами, которым её разрешил осуществлять народ и только в рамках закона.
Государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единство государственной власти находит свое выражение непосредственно в единстве системы высших государственных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях.
Фундаментом правового демократического государства служит принцип разделения властей, без него невозможно осуществление контроля над органами государственной власти, нельзя говорить и о полноценном обеспечении конституционных прав и свобод, о народовластии.
Под разделением единой государственной власти понимается структурообразующий и функциональный принцип рациональной организации власти и контроля в демократическом государстве, при котором обеспечивается гибкое взаимодействие высших органов государственного управления как частей единой государственной власти через систему сдержек и противовесов.
В теории современного конституционализма принцип разделения властей рассматривается в разных аспектах:
1) как политическая (или прескриптивная) теория;
2) как нормативная структура, присутствующая в правовых системах;
3) как концепция теории государства и права, раскрывающая в правовых системах нормативные структуры распределения компетенций и государственно-властных полномочий.
Теория разделения властей возникла уже в античных государствах.
Концепция разделения властей окончательно сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные положения этой теории были разработаны Д. Локком, а затем Ш. Монтескьё.
Концепция «классической» модели разделения властей, разработанная Локком и Монтескьё явилась одним из средств утверждения и политического оформления гражданского общества, его освобождения от полной зависимости от государства, обеспечения прав и свобод граждан; оказала влияние на развитие теории и практики правовой государственности; выступила в качестве основы конституционализма.
Концепцию разделения властей можно рассматривать в качестве «общего» для всех ее вариантов, независимо от того, где, в какой стране и при каком политическом режиме она применяется и как интерпретируется.
Среди такого рода достаточно устоявшихся универсальных положений можно выделить следующие постулаты:
– теория разделения властей представляет собой разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
– в каждой стране, именующей себя демократической, законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны;
– между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов;
– все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе;
– степень и характерные особенности процесса реализации разделения властей обусловлены конкретными факторами (формой правления, формой территориального устройства, характером политического режима, историческими, национальными и политическим традициями).
Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, но также предполагает и единство власти по ее источнику - многонациональному народу и систему мер контроля, обеспечивающих единство в основополагающих направлениях деятельности.
Разделение властей не означает, что органы власти будут полностью автономны. В нормативных актах обычно предусматриваются и общие полномочия, реализация которых в рамках определенных направлений государственной деятельности согласуется с системой «сдержек и противовесов», цель которой заключается в том, чтобы обеспечить реальное и действительное взаимное уравновешивание властей.
В современных конституционных государствах сложилось несколько моделей реализации принципа разделения властей, а именно: «жёсткая», «гибкая» и «смешанная». Данная терминология используется с целью выявления характерных особенностей каждой модели разделения властей и вместе с тем для определения общих черт, свойственных целой группе государств, функционирующих в условиях одной из названных моделей.
«Жёсткая» модель опирается на идеи Д. Мэдисона, А. Гамильтона, Т. Джефферсона о равновесии, независимости и взаимном контроле властей. Данная модель была впервые реализована на практике в Конституции США 1787 г., она свойственна президентской республике. Для «жёсткой» модели разделения властей характерны следующие черты:
- Органы законодательной и исполнительной властей формируются самостоятельно, независимо друг от друга посредством электоральных процедур, при этом сроки их полномочий различны;
- Одно и то же должностное лицо одновременно может принадлежать только к одной ветви власти, поэтому устанавливается конституционный запрет на совмещение депутатского мандата, министерского портфеля и должности судьи;
- Ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти не могут досрочно прекратить полномочия друг друга. Так, президент не обладает правом досрочного роспуска нижней палаты парламента, а парламент не может выразить вотум недоверия правительству;
- Вместе с тем глава государства обладает правом отлагательного вето, а парламент имеет право осуществить процедуру импичмента в отношении президента;
- Возможность существования разделённого политического правления, которое наступает всякий раз, когда президент относится к одной политической партии, а большинство в одной или обеих палатах парламента принадлежит другой политической партии.
«Гибкая» модель присуща странам с парламентарной формой правления. И парламентарным монархиям (например, Великобритания), и парламентарным республикам (например, Германия). «Гибкая» модель разделения властей тесным образом связана с теорией и практикой парламентаризма. Для неё характерны следующие черты:
- Конституционное право провозглашает доктрину верховенства права;
- Правительство формируется парламентом и несёт политическую ответственность перед ним;
- Должность премьер-министра занимает лидер партии парламентского большинства или коалиционного большинства в парламенте;
- Правительство и парламент обладают средствами обоюдного воздействия: правительство наделено правом роспуска парламента, а последний, в свою очередь, вправе выразить правительству вотум недоверия.
«Смешанная» модель складывается на основе сочетания элементов «жёсткой» и «гибкой» моделей разделения властей. В качестве примера данной модели можно назвать V Республику во Франции.
Таким образом, принцип разделения властей оказывает большое влияние на организацию государственной власти: определяет модель взаимодействия государственных органов, принадлежащих к различным ветвям государственной власти; позволяет посредством реализации системы сдержек и противовесов предотвратить узурпацию власти одной из ветвей, тем самым создавая действенный механизм её функционирования.
1.2 Понятие органа государства и его признакиОдним из наиболее важных элементов механизма государства принято выделять государственный орган.
Государственный орган – это инструмент, обеспечивающий реализацию государственной власти и государственной политики на территории страны, ее отдельных регионов.
Орган государства представляет собой звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации функций государства и наделяется для этого властными полномочиями.
Государственные органы являются составными частями одного и того же государственного аппарата и отличаются друг от друга выполняемой деятельностью, порядком своего образования, объемом и характером компетенции, отличительными характеристиками выполнения служебных полномочий.
Государственный орган как специфическое образование имеет набор признаков. В научной литературе к признакам государственного органа принято относить следующие положения:
– он является самостоятельным элементом механизма государства и выступает неотъемлемой частью единого государственного организма;
– действует от имени и по поручению государства;
– образован и функционирует на основе Конституции, законов и подзаконных актов;
– государственные органы действуют согласно правовому принципу «позволено только то, что разрешено законом»;
– выполняет только предписанные ему в законе задачи и функции, применяя для этого соответствующие методы и инструменты (для этого наделяется властными полномочиями);
– обладает соответствующей компетенцией, под которой понимают совокупность законодательно установленных полномочий, предоставленных конкретному органу или его должностному лицу для выполнения им определенных задач и функций;
– компетенция является неотъемлемым признаком правового статуса государственного органа;
– реализует собственную компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов, принятием правоприменительных актов и конкретно-организационной деятельностью;
– включает государственных служащих и подразделения (отделы, управления, канцелярии и т.п.), которые объединены единством целей своей деятельности;
– имеет определенный правовой статус, который отражает положение и социальное содержание этого государственного органа;
– функционирует на определенной территории, т.е. обладает территориальным масштабом деятельности.
Таким образом, государственный орган обладает совокупностью признаков, которые выделяют его среди иных общественных институтов.
Государственные органы классифицируются в соответствии с определенными критериями, к числу которых относятся следующие:
1. Способ возникновения. В соответствии с данным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- Выборные или первичные государственные органы. Особенность этих органов состоит в том, что они не могут быть созданы какими-либо другими государственными органами. Их возникновение обеспечивается порядком наследования в том случае, если в государстве действует наследственная монархия, избранием в соответствии с установленной процедурой и наделением властных полномочий, делегируемых им избирателями, в случае формирования представительных органов власти в лице парламента;
- Назначаемые или производные государственные органы, создание которых осуществляется первичными государственными органами, наделяющими их определенной совокупностью властных полномочий.
2. Объем властных полномочий или предмет ведения. В соответствии с этим критерием всю совокупность органов государственной власти можно разделить на следующие виды:
- Федеральные государственные органы, власть которых распространяется на территорию всего государства. Примером таких органов являются Президент государства, его Правительство, Парламент и так далее;
- Региональные органы государственного управления, функционирование которых осуществляется в рамках определенной административно-территориальной единицы, являющейся регионом государства. Властные полномочия таких органов получают применение только на территории этих регионов.
3. Широта компетенции. В соответствии с указанным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- Органы общей компетенции, призванные осуществлять решение разнообразных вопросов. К числу таких органов относится российский Президент и российское Правительство;
- Органы специальной компетенции, имеющие специализацию по отношению к выполнению какой-либо определенной функции. В качестве примера можно привести Министерство финансов, Министерство иностранных дел и так далее.
4. Способ осуществления компетенции или принятия решений. В соответствии с данным критерием государственные органы делятся на:
- Коллегиальные, в рамках которых принятие решений осуществляется большинством голосов, например, Государственная Дума;
- Единоначальные, которые предназначены для единоличного принятия решений, к примеру, Президент государства, Уполномоченный по правам человека.
5. Правовые формы деятельности. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
- Правотворческие, в ведении которых находится издание нормативно-правовых актов, к примеру, Федеральное собрание;
- Правоприменительные органы, которые осуществляют реализацию судебной власти;
- Правоохранительные органы, деятельность которых направлена на охрану порядка и защиту права, к примеру, прокуратура.
6. Принцип разделения властей. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
- Законодательные, к примеру, Парламент;
- Исполнительные, к примеру, Правительство;
- Судебные.
7. Сроки полномочий. В соответствии с этим критерием государственные органы подразделяются на:
- постоянные (создаются без ограничения срока своего действия);
- временные (для выполнения краткосрочных целей и задач, например, чрезвычайные ситуации).
Таким образом, государственный орган – это структурный элемент, обладающий определенной самостоятельностью в системе государственного управления, призванный осуществлять реализацию тех или иных государственных функций, подкрепленных соответствующими властными полномочиями.
Существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.1 Разделение властей в Российской Федерации
Ст. 10 Конституции РФ непосредственно содержит положение, в котором сказано, что в РФ государственная власть разделена на законодательную, судебную и исполнительную ветви власти.
Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам.
Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью. В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Деятельность законодательной власти, не может осуществляться «оторвано» от исполнительной и судебной власти. Она функционирует на территории Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на региональном уровнях.
Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
К основным полномочиям Правительства РФ можно отнести разработку и предоставление Государственной Думе РФ федерального бюджета; проведение в государстве единой государственной политики в области культуры и духовной сферы в общем; осуществляет деятельность по защите законных прав и интересов граждан Российской Федерации.
В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
Органы судебной власти осуществляют полномочия в области правосудия (деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства); осуществляют контроль за законность федеральных законов и законов субъектов; дают разъяснение по судопроизводству; обеспечивают исполнение наказание и реализуют иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Правовой статус судебной власти в системе разделения властей обеспечивает органам судебной власти, наряду с иными органами государства значительную роль в механизме государства.
Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Но говорить о «четвертой власти» - президентской - невозможно, поскольку это противоречило бы ст. 10 Конституции РФ. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами - как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.
Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику - многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и его достижение.
Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей.
В систему принципов, определяющих сущность и содержание принципа разделения властей, входят такие принципы как:
- народовластия и принадлежности государственной власти многонациональному народу России (ст. 3 Конституции), обеспечивающий единство публичной власти по ее источнику;
- функционального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельности их в пределах полномочий (ст. 10 Конституции);
- система сдержек и противовесов, заключающаяся в определенных полномочиях органов законодательной, исполнительной власти и Президента Российской Федерации, обеспечивающих их взаимосвязь и взаимозависимость;
- федерализма;
- единства системы государственной власти;
- разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции).
Анализ конституционных основ организации и функционирования государственной власти на федеральном уровне и в субъектах федерации, определяющих содержание принципа разделения властей, свидетельствует о его многоаспектной сущности, комплексном и системном характере, которые заключаются в том, что Конституция России определяет:
- многонациональный народ России в качестве единственного источника власти (ст. 3 Конституции РФ);
- народный суверенитет основой государственного суверенитета;
- обеспечивает единство, самостоятельность, взаимосвязь и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
- систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти с учетом федеративного устройства государства;
- функции и полномочия органов законодательной и исполнительной власти на основе конституционно установленных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов федерации.
Содержание принципа разделения властей на уровне органов власти субъектов федерации дополняется положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором (подп. «д» п. 1 ст. 1) определены в качестве целей его реализации обеспечение сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
Принцип разделения властей реализуется при построении органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, в них на его основе сформирована система законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
В тоже время, нет оснований рассматривать систему органов государственной власти субъектов федерации в качестве обособленной системы органов государственной власти исходя из принципа разделения властей по вертикали (федеральная и субъектов федерации) и по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная). Конституционное установление механизма его реализации на разных организационно-правовых уровнях федеративного государства обеспечивает взаимодействие ветвей власти и единство системы органов исполнительной и судебной власти России.
Внутреннее устройство системы государственной власти в субъектах федерации сформировано с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов на основе функционального подхода реализации принципа разделения властей и самостоятельности их органов.
Таким образом, принцип разделения властей представляет собой основу государственного устройства общества, важным аспектом которого является не дать абсолютизироваться ни одной ветви власти. То есть этот принцип необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.2.2 Структура органов государственной власти РФСтруктура государственного органа представляет собой совокупность его структурных подразделений, играющих определенную роль в исполнении закрепленных за конкретным органом государственной власти полномочий.
Минимальным элементом структуры государственного органа выступает каждый конкретный государственный служащий, осуществляющий определенные обязанности на своем рабочем месте.
На структуру государственного органа прямое воздействие оказывает объем реализуемых полномочий и функциональная нагрузка данного органа.
Система государственной власти России, особенности ее организации и функционирования напрямую связаны с федеративным устройством государства.
Федеративная организация государственной власти, то есть федерализм как принцип территориальной организации власти и федеративное устройство как политико-территориальная организация государства, закреплены в двух главах Конституции РФ (статьи 1 и 5 главы I и глава III). Государственная власть в федеративном государстве осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов федерации.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти образуют систему органов государственной власти (систему государственной власти) Российской Федерации.
Система федеральных органов власти установлена Конституцией РФ (ч. 1 ст. 11), и ни один орган, кроме перечисленных в Конституции (сформированных указанными органами), не вправе функционировать на территории Российской Федерации. Установление системы органов государственной власти субъектов Федерации отнесено к ведению субъектов Федерации на основе общих принципов, установленных федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
Рисунок - Структура органов государственной власти Российской ФедерацииЗаконодательные органы государственной власти – высшие государственные органы, осуществляющие власть путем издания законов - нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой, для регулирования наиболее важных и общих вопросов жизни общества.
Законодательные органы занимают центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку, согласно принципу разделения властей, законодательная власть является наиболее важной. Они устанавливают общеобязательные требования, которым должна отвечать исполнительная власть и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Система органов законодательной власти в федеративном государстве, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) является Российская Федерация, представляет собой иерархическую по уровням компетенции конструкцию, на вершине которой находится парламент страны, а ее сетевую основу образуют законодательные (представительные) органы субъектов федерации. Организованный таким образом институт законодательной власти является единственным среди всех институтов государства, который должен не только формироваться, но и действовать на основе политической конкуренции.
Орган исполнительной власти – это учреждение, которое было создано для участия в осуществлении функций этой власти и наделено в этих целях государственно-властными полномочиями. Орган исполнительной власти является образованием, которое обособлено и которое не входит в состав какой-либо другой организации. Этот орган является носителем самостоятельной власти.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
1) Президент Российской Федерации;
2) Правительство Российской Федерации;
3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций);
6) правительства субъектов Российской Федерации;
7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные).
Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев – это министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Система органов рассматриваемой ветви государственной власти выстроена с учетом оговоренных в Конституции Российской Федерации полномочий Федерации и ее субъектов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ - коллегиальный орган, управляющий единой системой исполнительной власти в России.
Судебные органы – это правоприменительные органы, которые функционирует для реализации правосудия.
Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти.
К высшим органам судебной власти относятся:
- Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
- Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).
Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:
- суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).
Однако помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В этом и состоит принципиальная разница между категориями «орган государственной власти» и «государственный орган».
В число государственных органов входят, например: Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
В настоящее время к федеральным органам государственной власти, не указанным в ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, можно отнести достаточно большое количество органов.
Их разделяют на две основные группы:
1) органы государственной власти, не указанные в части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации, но названные в других ее статьях (Центральный банк Российской Федерации (Банк России), прокуратура Российской Федерации, Конституционное собрание Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и другие органы государственной власти);
2) органы государственной власти, не указанные в ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, но названные в федеральных законах (Следственный комитет Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации и другие органы государственной власти).
Кроме этого, выделяют еще органы, правовой статус которых находится в стадии становления: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования; Совет Безопасности Российской Федерации и другие органы.
Важно подчеркнуть, что эффективность функционирования системы органов государственной власти, в том числе в Российской Федерации, обеспечивается законностью их учреждения, формирования и функционирования в рамках возложенных на них полномочий при недопустимости концентрации власти на одном из уровней публичного управления или у одной из ветвей публичного управления.
Таким образом, в России государственная власть поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования необходимо сформулировать основные выводы.
Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.
Разделение властей - теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле - в качестве основ конституционного строя и подлинной свободы человека показателя демократичности государства.
Государственный орган представляет собой звено государственного аппарата, осуществляющее определенные функции государства и наделен в этой связи властными полномочиями.
Государство устанавливает права, обязанности, объем ответственности органов государственной власти, а также государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить. Создается государственный орган только государством и может действовать от его имени.
Система органов государственной власти в Российской Федерации характеризуется сложностью и разнообразием внутреннего устройства.
По уровню публичного управления, на котором функционируют органы государственной власти, выделяют: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. Кроме того, относительно самостоятельная система публичного управления функционирует на уровне местных сообществ – это система местного самоуправления.
По функциям публичного управления классификация органов государственной власти в Российской Федерации позволяет разделить их на: законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы.
Принцип разделения властей является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации.
Построение эффективного механизма государственной власти на основе принципа разделения властей предусматривает создание полноценной системы сдержек и противовесов, основанной на разграничении функций и полномочий органов разных ветвей государственной власти.
В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент не является представителем ни одной из ветвей власти, хотя нередко его статус ошибочно инициируют с исполнительной властью. Основополагающая задача Президента РФ - проводить балансировку и координацию работы всех ветвей.
Принцип разделения властей способствует утверждению верховенства права, подчинению и подконтрольности государственной власти обществу, обеспечению условий для защиты и реализации прав и свобод человека.
Демократическая государственная власть использует формы непосредственной, представительской, президентской демократии, для осуществления власти народа Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. 09.03.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
Абрамович С. В. Органы федеральной исполнительной власти РФ // Молодой ученый. - 2019. - №33. - С. 18-20.
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – М.: Инфра-М, 2019. – 767 с.
Гаджиев А.Ш., Саабдулаев С.М. К вопросу об органах государственной власти в механизме государства: теоретико-правовой аспект // Юридический вестник ДГУ. - 2020. - № 1. - С. 15-18.
Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018. – 592 с.
Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. - 9-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 506 с.
Макашова, А. А. Принцип разделения властей как основа организации государственной власти // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 256-259.
Мархгейм М.В. Органы государства: конституционные версии властного сопряжения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2019. - № 1. - С. 8-16.
Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, A. В. Малько. - М.: Юр. Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 640 с.
Морозова, Л. А. Теория государства и права. учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 464 с.
Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебное пособие / Л. А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. - 516 с.
Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 414 с.
Пьянкова В. М. Принцип разделения властей в контексте Российской правовой действительности // Вопросы российской юстиции. - 2020. - №5. - С. 303-318.
Рассказов, Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. - РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 559 с.
Саабдулаев С.М. Теоретико-правовые аспекты соотношения понятий «орган государства» и «орган государственной власти» // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 2 (141). - С. 152-154.
Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. - 13-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2019. - 607 с.
Чепурнова Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - №2. - С. 86-94.
Червонюк В. И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 2. - С. 131-135.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!