Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Понятия и виды правового воспитания

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3124267

500 руб.

Просмотров
898
Размер файла
71 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы правового воспитания крайне трудно переоценить. В настоящее время можно говорить о наличии определённого социального заказа на воспитание современной, нравственной, образованной молодёжи, которая обладает готовностью к оперативному принятию решений, ноше ответственности и способностью к активному эффективному сотрудничеству. Формирование правового сознания у обучающихся представляет собой одну из ключевых задач, стоящих перед образовательными организациями. Данная проблема является значимым направлением научных исследований в рамках педагогической, юридической, философской и психологической наук. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс передачи опыта от старших к младшим. Целью воспитания является формирование у обучающихся определённых нравственных ориентиров и ценностей, знаний и взглядов, личностных убеждений.
Правовое воспитание представляет собой процесс формирования правового сознания и правовой культуры. Правовое непосредственным образом выражается в таких качествах, как правомерное поведение, уверенность в соблюдении юридических норм и правил, юридическая грамотность. Правовое воспитание обучающихся обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Сущность правового воспитания заключается в том, что оно представляет собой многоцелевую деятельность. Цели могут конкретизироваться с учётом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, применяемых форм и средств педагогического воздействия, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.
В юридической науке в течение многих лет проблема правового воспитания остается наиболее значимой и дискуссионной. Указанная тема является предметом исследования известных ученых-правоведов, таких как А. Ф. Черданцев, Ю. А. Тихомиров, В. И. Червонюк, А.С. Пиголкин, В.Д. Перевалов, Т. В. Кашанина, В.В. Лазарев, А.В. Мелехин, и многие другие.
Объектом исследования являются общественные отношения в рамках правового воспитания.
Предмет исследования курсовой работы институт правового воспитания.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить правовое воспитание и его формы. В ходе работы необходимо решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие правовое воспитание;
- раскрыть значение правового воспитания;
- проанализировать правовую пропаганду;
- рассмотреть правовое обучение.
Методологическая основа работы состоит из общенаучных диалектических методов познания и частно-научных методов, таких как описательный, лингвистический, сравнительно-правовой, формально- логический.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что работу могут использовать студенты и преподаватели в рамках изучения курса теории государства и права.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ
1.1. Понятие правового воспитания
Правовое воспитание – это организация педагогической деятельности, направленная на становление у обучающихся правосознания, благодаря которому они компетентны в своей области не только в своих правах, но и обязанностях. Правовое воспитание является основным этапом становления личности. Именно в подростковом возрасте важно закладывать знания о правовом сознании, правовой культуре, которые являются законом общественной ценности. Если рассматривать более масштабно, то оно так же даёт возможность выдать полномочия для реализации активной гражданской грамотности и создания правовой перспективы.
В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: всеобщее юридическое образование; продвижение законов в общественных отношениях; юридическое образование, связанное с некоторые конституционные меры (референдум, выборы).
Существуют некоторые предметы юридического образования: органы государственной власти; министерство образования; министерство информации; министерство внутренних дел и др.
Население выступает в качестве объекта правого воспитания. Чтобы это произошло, новым гражданам следует предоставлять образование на протяжении всей программы, но с 14 до 17 лет дети больше подвержены влиянию, потому что они ещё не полностью сформировались в своих взглядах.
Формирование правовой культуры должно начинаться в начальной школе - формируются базовые концепции, в средней школе учащимся дают более глубокие знания, они прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.
Кроме субъектов и объектов правовое воспитание имеет и основные задачи:
развитие крепких знаний о праве;
осознание необходимости права;
установление твёрдого правового поведения.
Кроме юридического образования существуют ещё художественное, физическое, эстетическое, духовное, нравственное, политическое и другие. Так чем же тогда юридическое образование воспитание отличается от всех других? Давайте разберёмся. Отличительными чертами правового воспитания являются:
1. Система правовых норм служит отправной точкой для юридического образования.
2. Юридическое воспитание – это умение принуждать.
3. Влияние юридического образования затрагивает всех участников. (как на добропорядочных, так и на правонарушителей).
4. Юридическое образование получают люди со специальной подготовкой.
5. Эти программы граждан запрещены, и они действуют в соответствии с ними.
Выполняющий социальные функции закон является важнейшим фактором жизни общества. Воспитательная функция основывается на том, что активное и сознание исполнение человеком норм права является примером идеального поведения гражданина правового государства.
Поняв, что же такое правовое воспитание, можно выделить три его элемента. Первый элемент – правовая осведомлённость населения. Это качество информации, предоставляемой населению в области законодательства, отношение к законам, правоохранительным органам, глубина знаний своих прав и свобод. Второй элемент – правовая деятельность. Первый и второй элемент неразрывно связаны. Под правовой деятельностью понимается не только деятельность юристов, но и студентов, то есть, теоретическая, образовательная и практическая стороны. Третий элемент – вся система юридических актов. Конституция – основной документ, определяющий систему законодательства. Однако происходит эволюция народов и властей законов, исполнительных органов, актов среднего классов и других. Важно понимать, что любое юридическое действие, которое нельзя отделить от правосознания, которое, в свою очередь, проявляется как юридическая деятельность.
Принципы правового воспитания:
связь с жизнью, юридической практикой;
научный характер; яркость и образность;
ориентирование на укрепление законности;
повышение авторитета закона;
знание действующих норм и умение ими пользоваться.
Важную роль играет правовое просвещение по вопросам взаимоотношений учащихся и преподавателей. Этот процесс должен включать различные формы и методы, которые будут наиболее эффективными. Наиболее эффективные формы:
1. Юридическое чтение формирует в голове представление о юридической деятельности.
2. В соответствии с возрастом вовлечение молодёжи в правоотношения и любую другую деятельность, помогающую понять смысл
3. Самостоятельное обучение – умение применять знания в жизни без какой-либо помощи, это хорошо развивает правовое мышление.
4. Использование деловой игры – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и хранения информации.
Правоохранительные органы используют специальные методы юридического воспитания. Это контрольно-воспитательные надзорные меры, они адаптированы под отдельные категории граждан, которые были склонны к мерам совершения правонарушений в случаях, упомянутых в праве на прямое.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность. Правовая воспитанность может быть определена, посредством оценки таких компонентов, как знания, мотивация, деятельность. Согласно установленным критериям, юридическое образование может формироваться с разной степенью возвышения: высокая, средняя и начальная.
Данные показывают, что не все хорошо осведомлены о законах граждан, которые на самом деле ценят широко распространённый страх с точки зрения правовой осведомлённости. Не вникая полностью в суть правовых явлений, подростки не могут оценить своё поведение, которое может вызвать юридические последствия, а также вызвать неодобрение в глазах общества. Равнодушное, отстранённое, а иногда и неуважительное отношение людей к публичной оценке своей деятельности часто приводит к появлению антиобщественных черт личности, которые прямо проявляются в противоправных действиях.
1.2. Значение правового воспитания
В формировании гражданственности и укреплении государства важную роль играет правовое сознание. Повторимся: правосознание – это особое правовое явление, которое имеет свои законы развития. Произвольно «преодолеть», «искоренить», «возвысить» его невозможно. Безусловно, правосознание отличается консервативностью. Оно очень живуче; легко восстанавливается в том же содержании у последующих поколений. Всем очевидно, что правосознание немцев является весьма высоким на протяжении столетий. Правосознание российского общества традиционно низкое. Об этом писали еще дореволюционные правоведы и философы. Приведем знаменитые слова Б. Кистяковского: «русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития». Для русской интеллигенции отечественная государственность также не являлась ценностью. Через лет десять после выхода известного журнала революции привели к крушению империи и хаосу, из которого пришлось выходить ценой гражданской войны и голода. Правосознание современного российского общества не столь монолитно. После распада СССР многие институты, влиявшие на формирование высокого уровня правосознания, оказались разрушенными. Министерство юстиции СССР и союзных республик осуществляли значительную работу по правовому воспитанию населения. Издавались тематические сборники, которые и сейчас не потеряли свою актуальность. Однако это направление работы фактически вычеркнуто из официальной компетенции органов юстиции. Современное российское общество значительно сложнее, чем советское. Прежде всего, заметно усилились конфессиональные и национальные различия. Появились религиозные течения, которые открыто призывают к свержению официального строя. Сторонники таких течений являются носителями антигосударственных установок. В настоящее время положение меняется в лучшую сторону. На наш взгляд, угрозы различного характера сохраняются. Серьезной проблемой остается пренебрежительное отношение к праву. Анкетирование среди студентов региональных вузов показывает низкий авторитет правовых норм. Получается, что Конституция РФ объявляет Россию правовым государством, но при этом даже студенты юридических факультетов признают более важными религиозные и нравственные нормы. Как нам кажется, право не может быть ниже других социальных регуляторов. Крайне болезненно на правое сознание общества влияют различного характера коррупционные скандалы в федеральных и региональных органах власти. Простой человек невольно приходит к мнению, что в государственном аппарате должностные лица занимаются массовыми злоупотреблениями.
Существенное значение для гражданской идентичности и государственности в целом имеет правовое чувство. Об этом писали крупнейшие отечественные и зарубежные правоведы и мыслители. В частности, известный немецкий юрист Р.фон Иеринг указывал, что «если правовое чувство отдельных лиц оказывается невосприимчивым, трусливым, апатичным в отношениях частного права, если благодаря помехам, какие оно находит в несправедливых законах или дурных учреждениях, у него нет простора для свободного и мощного развития». Ученый отмечает, что правовое чувство корень всего дерева: если корень не годится, то дерево засыхает «среди камней и бесплодного песка».
По - мнению известного российского мыслителя и правоведа Ивана Ильина, человеку присущи такие чувства, как чувство правоты, чувство справедливости, чувство ответственности и чувство свободы. В правосознание же выражается чувство уважения к закону и законности, чувство преклонения перед законной власти, и законного суда и долга. Очевидно, что без положительного правосознания вряд ли возможно формирование и функционирования устойчивого государства. Наверное, то же самое можно сказать и об обществе. «Без правосознания нет субъекта права, а есть лишь одно трагикомическое недоразумение - духовно пустой человек, которому напрасно предоставляются права живого духа. Тогда и право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель», - писал И.А. Ильин .
Правосознание следует формировать целенаправленно. Этот процесс охватывается правовым воспитанием. В советский период воспитанию уделялось значительное внимание. «Целенаправленный идеологический процесс воспитания выступает главным стержнем формирования советского человека»3 , - отмечал А.В. Мицкевич. Однако содержание и цели воспитание носили партийно-идеологический характер. Известный советский правовед И.Е. Фабер писал, что целью правового воспитания является «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности» 4 . Безусловно, это утверждение имеет «печать» того времени. Другой известный исследователь П.П. Баранов, определяет правовое воспитание как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правового поведения. Перед нами громоздкое определение правового воспитания. Однако в нем правильно указаны цели правового воспитания. Думается, что правовое воспитание должно стать важнейшим направлением государственно-правовой политики современной России. Без эффективной правовой политики вряд ли наше общество придет к высокому уровню правового сознания и правовой культуры в целом.
2. ВИДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Правовая пропаганда
Вопрос обеспечения безопасности и правопорядка в современных странах мира, в том числе и в Российской Федерации, довольно часто рассматривается исследователями, политологами, юристами и правоведами. Это связано с возникновением различных угроз, как на уровне государства, так и в отношении отдельных граждан. К ним можно отнести угрозы экономическому состоянию страны, а также военные и террористические угрозы, которые требуют от России решительной перестройки во многих сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере переоснащения вооружённых сил. Также имеют место быть экологические и иные риски. Всё это нашло своё закрепление в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», что подтверждает актуальность данного вопроса. Большое внимание ему уделено и в зарубежных странах мира, где имеются свои концепции и стратегии, регулирующие проблемы безопасности, которые, в целом, имеют схожие с Российской Федерацией цели и задачи.
В наши дни Российская Федерация стоит на пути усиленного развития и стремится к значительному улучшению во всех сферах общественной жизни путём искоренения недостатков в политической, экономической, социальной и иных областях. Таких нюансов насчитывается достаточно много. Так, к проблемам, тормозящим развитие России, можно отнести: прогрессирование коррупции, неэффективность системы государственного управления, непрофессионализм государственных служащих, пассивность населения страны к большинству важных вопросов, необходимость усиленного вложения средств в развитие науки и образования, недостатки системы здравоохранения и многое другое.
Наряду с внешнеполитическими и внутриполитическими проблемами и угрозами возникает также множество моральных и социальных вызовов, пытающихся подорвать общественный порядок внутри государства. Существующий разрыв между богатыми и бедными способствует возникновению регулярных конфликтов в обществе, а также политическому напряжению. Усиливается недоверие населения к государству, неспособному обеспечить социальную справедливость. Всё это в конечном итоге приводит к росту преступности в стране, а, соответственно, данное явление можно трактовать как дестабилизирующее общественный порядок, нарушающее правовую стабильность.
В связи с этим говорить о правовой пропаганде как о форме правового воспитания представляется достаточно актуальным. Правовая пропаганда представляет собой один из методов обеспечения правопорядка и безопасности в государстве, так как с помощью имеющихся в её арсенале методов и способов осуществляется непосредственная работа с населением по распространению правил должного поведения, которые приведут нарушенное общественное состояние в положение равновесия.
Как уже было сказано, вопросам безопасности в странах мира, в том числе и в Российской Федерации, уделено большое значение. Правовая пропаганда представляет собой один из путей её осуществления, возложенных на правоохранительные органы. Однако стоит отметить, что её реализация не позволяет полностью избавиться от угроз, возникающих по отношению к стране и её населению. В связи с этим можно говорить о существовании проблем реализации правовой пропаганды.
Одной из наиболее существенных проблем в данной сфере является не всегда правильная или вовсе неправильная организация правовой пропаганды. Она может заключаться в отдаче властными органами необоснованных и незаконных приказов и нормативных актов, плюс ко всему с элементами нарушения прав и законных интересов граждан. Здесь важно понимать, что любое мероприятие по осуществлению такой работы должно проводиться в соответствии с действующими нормами законодательства. В связи с этим остро встаёт вопрос о «пропаганде для пропаганды».
Так, для решения вопросов безопасности представленным методом, необходимо провести совершенствование работы органов и организаций, осуществляющих рассматриваемое мероприятие, прежде всего, повысить уровень ответственности за проведение пропаганды каждого, кто задействован в ней. Главной задачей является переход от количества к качеству реализуемой агитации. Это связано с понижением эффективности проводимых мероприятий, то есть на практике они имеют место быть, но результаты не всегда оказываются теми, которые ожидались. Так, например, в данном ключе можно говорить об уровне правовой грамотности граждан при постоянно проводимой в нашем государстве пропаганде, так как её высокий уровень является большим залогом на пути к обеспечению безопасности каждого отдельного человека, а затем и общества, и государства в целом.
Исходя из результатов всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ еще в мае 2017 г. совместно с Национальной юридической службой АМУЛЕКС, можно отметить, что при нарушении своих прав 74 % граждан не предпринимают никаких мер для их защиты. В большинстве случаев люди обращаются за советом к родным и близким или ищут ответы в Интернете. В случаях возникновения опасности «население готово действовать правовым путём, но несовершенство правового поля и кодифицированного права часто приводит людей к поиску неправовых средств разрешения социальных конфликтов». Данная ситуация показывает низкий уровень проводимых мероприятий по уяснению и разъяснению права, вследствие чего можно сделать вывод о том, что граждане не знают, как вести себя в той или иной ситуации, как применить право и не стать жертвой обмана и угроз. Как результат – наличие у россиян правового нигилизма, выраженного в пассивном отношении к законодательству, органам власти, существующим правилам и организации проведения пропаганды.
Правовая пропаганда не всегда организована правильно. Для решения этой проблемы необходимо прибегнуть к координации, например, органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, а также взаимодействовать с общественностью, опираясь на её помощь. Такая взаимосвязь позволит увеличить уровень законности и снизить преступность в стране в связи с многофункциональностью проводимых мероприятий. Это значит, что можно смело говорить о повышении уровня безопасности граждан.
Также пропаганда часто носит формальный и чисто просветительский характер и не всегда соответствует состоянию правопорядка на определённой территории. Так, не происходит детальное изучение состояния преступности в отдельных регионах и нередки случаи необоснованного направления сил на эти регионы, в то время как в местах, где пропаганда действительно требуется, она проводится, основанная лишь на общих призывах к укреплению законности, которые не связаны с задачами населения конкретного населённого пункта.
Также стоит рассмотреть проблему, при которой уполномоченные лица не имеют информации о состоянии безопасности и законности в определённых регионах или учреждениях, однако вспоминают о своих обязанностях по урегулированию ситуации только в случае чрезвычайных обстоятельств, прибывая на место для проведения пропаганды лишь в момент самого происшествия. Такое поведение можно отнести к разновидности правового нигилизма со стороны государства.
Большое внимание в рамках проблем правовой пропаганды необходимо уделить преобладанию в её процессе уголовного законодательства. Однако необходимо отметить, что иные отрасли права также должны иметь место в данной области и не терять своего значения. Недостаточно внимания уделяется разъяснению гражданам семейного, жилищного, земельного права, а также законов об охране здоровья и природы. Представляется, что это оказывает не меньшее значение в жизни людей и должно пропагандироваться с большей активностью. К тому же стоит учесть, что проблемы обеспечения безопасности существуют и в этих отраслях. Так, например, можно отметить, что заключённым в местах лишения свободы куда более полезно было бы узнать о нормах трудового законодательства, так как для этих людей главной задачей является как можно более ускоренная реабилитация в обществе, а значит, и устройство на работу, в отличие от Уголовного кодекса РФ, который данные лица, являясь участниками преступных кругов, знают более подробно. Вопросы, затронутые земельным, жилищным, гражданским, трудовым правом, которые коснутся их после освобождения, будут являться для данной категории лиц на этапе, пока их свобода ограничена, более полезными. Таким образом, пропагандисту необходимо обращать особое внимание на специфику своих выступлений, а также на их конкретную тематику.
Если говорить о деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, то можно заметить её стремление к устранению однотипных методов и форм ведения правовой пропаганды. В данном вопросе необходимо различать пропаганду среди должностных лиц, среди населения и среди учащихся образовательных учреждения. Ясно, что в каждой группе она должна иметь свою специфику, быть ориентированной на конкретных участников. Это подразумевает, что в каждом случае прокурор должен изучить особенности отдельной группы и, исходя из этого, детально подготовить своё выступление перед публикой. В данный процесс необходимо включить использование материалов проверок, правонарушений, результаты расследования преступлений, решения суда, а также статистические данные о состоянии преступности в регионе. Необходимо, чтобы каждый прокурор понимал специфику своей деятельности, знал нормативно-правовые акты.
Распространена ситуация, когда сотрудники с небольшим опытом работы незнакомы с методикой и формами пропаганды. Для них сложно провести беседу с населением, непросто установить контакт с гражданами. В этой сфере необходимо осуществлять работу по подготовке грамотных сотрудников, чтобы они могли эффективно исполнять свои должностные обязанности по пропаганде права. Наиболее рационально для решения данной проблемы проводить тренинги и повышать квалификацию под руководством наиболее опытных пропагандистов, имеющих за плечами большой опыт работы в данной сфере. В связи с этим можно добиться, чтобы каждый участвовал в таких мероприятиях и передавал полученные навыки следующим поколениям сотрудников.
В процессе правовой пропаганды необходимо делать упор на разъяснение не только прав, которыми наделены граждане, но в том числе и обязанностей. Однако в действительности происходит обратное, что является недостатком для данного явления. Граждане забывают, что им необходимо соблюдать законодательство, а иногда просто не знают об обязанностях, из-за чего растёт число правонарушений. Пропагандист должен суметь доступно и убедительно разъяснить единство этих двух категорий.
Кроме всего прочего, необходимо добиться отсутствия в речи разъяснителя правовых норм часто встречающихся резких и громких фраз. Выступая перед гражданами, пропагандист не должен афишировать личные достижения или прогресс в раскрытии преступлений. Пропаганда имеет тонкую грань, поэтому важно делать акцент на наиболее важных проблемах текущего состояния общественной безопасности и призывать граждан к её охране действительно работающими методами.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что проблемы реализации правовой пропаганды на пути к безопасности общества и государства, несомненно, существуют. Возможно, именно они делают проводимую работу с населением не в полной мере эффективной, тем не менее перед правоохранительными органами поставлена задача по усовершенствованию работы своих подразделений в области правовой пропаганды. Деятельность пропагандиста должна быть открытой: без замаскированных уловок, навязывания, неточной информации. Причины существования обозначенных проблем необходимо искать как в разъяснителях правовых норм, так и в уяснителях. Необходимо добиться того, чтобы каждый из них осознал важность существования действующего законодательства, все его плюсы и минусы, и своё место в этой правовой системе. Кроме того, на наш взгляд, важным является процесс определения тематики проводимой пропаганды, а также её полезность, нужность, а самое главное понятность для той или иной социальной группы. Учёт всех этих нюансов позволит произвести некое реформирование в данной области, которое может стать надёжным пластом в становлении безопасности и правопорядка, а также при устранении возникающих общественных и государственных угроз.
2.2. Правовое обучение
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена также криминализацией общественных отношений: наличие детской преступности, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними гражданами, проявления агрессии в социальной среде, негативное влияние на процессы воспитания средств массовой информации, особенно сети Интернет в условиях недостаточной цензуры информации вредоносных сайтов и т.д. Отсюда особую значимость приобретает процесс правового воспитания в системе непрерывного образования. Интересна в этом отношении позиция З. З. Гумеровой, которая полагает, что в качестве детерминант правового воспитания следует рассматривать право, как меру свободы и право как приказ власти. Автор подходит к пониманию правового воспитания как диалектическому процессу формирования и закрепления совокупности ценностей правосознания, задающих направленность социальному поведению субъекта, что означает идеологическое воздействие на сознание индивида. Но именно диалектическое понимание процесса правового воспитания позволяет воздействовать на сознание индивида с двух сторон: понимая под правом приказ действующей власти, задается жесткая детерминированность к поведению воспитанника, он пассивно воспринимает внешние воздействия на него. С другой стороны, правовое воспитание, детерминированное идеей права как меры свободы, высвобождает внутреннюю энергию индивида, его внутреннюю активность, побуждая его тем самым развиваться и совершенствоваться в правовом отношении.
Формирование правовой грамотности у школьников – сложный и ответственный процесс, поскольку в этот период закладываются фундаментальные знания, влияющие на дальнейшее развитие правовой культуры личности и гражданина. Для исследования уровня правовой грамотности школьников, а также уровня усваиваемости школьного материала в области правовых знаний необходимо провести анализ посредством тестирования. На данный момент в России проводятся следующие мероприятия по повышению уровня правовой грамотности школьников:
– правовое просвещение на уроках обществознания и истории;
– внеурочные занятия;
– дополнительные предметы в учебной программе
– Лекции, беседы, встречи с представителями правовой сферы
– Рекомендации школьникам специальной литературы.
Стратегическая задача образования в программе развития основной школы Академического лицея – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направленных на общую пользу.Важную роль в формировании правого воспитания подрастающего поколения играет правовое образование в системе непрерывного образования, в частности, в системе среднего профессионального образования, которое для многих юношей и девушек является переходным звеном между школой и вузом или школой и самостоятельной трудовой жизнью. В связи с этим особую роль играет в системе профессионально-педагогического образования имеет такая дисциплина, как методика обучения правовым дисциплинам, которая ориентирует педагога на использование современных активных и интерактивных методов обучения, а тем самым и правового воспитания. Одной из важнейших задач является не «вложение в голову» готовых схем и шаблонов поведения, а формирование умений принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях.
В осмыслении феномена правового воспитания помогает аксиологический подход, который предполагает формирование ценностно-смысловой системы правосознания, включающей в себя не только когнитивный, но и мотивационно-волевой и эмоциональный компоненты. Действительно, не достаточно знать законы, нормы права, но их еще надо соблюдать, а чтобы соблюдать, их надо «пропустить через себя», через свои личностные установки, эмоции, чтобы они превратились в убеждения личности. Если правовое обучение связано с когнитивной сферой, то правовое воспитание – с формированием жизненных, правовых ценностей в сфере социальной жизни (экономической, политической и др.). Поэтому правовое воспитание следует рассматривать как деятельность, которую осуществляют семья, система образования, средства массовой информации, произведения литературы, искусства и т.д. Главной целью правового воспитания является сформированные нравственные и правовые ценности личности, борьба с правонарушениями, профилактика различного рода девиаций, правового нигилизма в молодежной среде.
Система образования на всех уровнях имеет в этом процессе главенствующее значение. И если осуществлять правовое воспитание на уровне общего образования достаточно благоприятно в силу относительно высокой восприимчивости школьников, то в профессиональных образовательных организациях этот процесс значительно усложняется. Это обусловливается тем, что у студентов в возрасте 16–18 лет имеются уже четко сформированные взгляды на жизнь, явления окружающего мира, социальные события, и в области права в том числе. Исходя из этого, методика воспитания студентов имеет свои особенности, акцент переносится на формирование и усиление активной гражданской позиции, сознательного отношения к правовым явлениям. Особенно эффективными на этапе обучения в организациях среднего профессионального образования (колледж, техникум) будут учебные и внеучебные занятия в интерактивной форме: в виде коллоквиумов, «круглых столов», «деловых игр», квестов, кабинетов правовой консультации и др. Особая роль отводится комплексному изучению права, иллюстрации нарушения норм права на массе жизненных примеров с теми негативными последствиями, которые следуют за подобного рода нарушениями. Необходимым педагогическим приемом выступает предоставленная студенту возможность высказаться по тому или иному поводу, обосновать свою точку зрения, тем самым поддерживая интерес к изучаемым проблемам. Это способствует выработке навыка ориентироваться в регулярно изменяющихся жизненных ситуациях, умения найти выход из ситуации в рамках правового поля, получать нестандартные решения из проблемных правовых и иных ситуаций.
Правовое воспитание напрямую связано с формированием правового мышления студентов, которое в последующем может сыграть определяющую роль в отношении к юридически важным моментам жизни общества и государства. Правовое воспитание имеет свои особенности на различных стадиях становления обучающейся личности, поэтому для преподавателя (как общего, так и профессионального образования) и студента профессионально-педагогических вузов остается важнейшим условием обучения овладение разными методами, приемами, формами и технологиями образовательной деятельности.
Таким образом, рассматривая проблему формирования правового сознания и правовой культуры личности в современном обществе, следует 320 главную роль отвести правовому образованию и воспитанию. Также следует всегда учитывать социальный заказ конкретного общества и государства в данный исторический период к правовоспитанной личности. В процессе правового обучения следует особое внимание уделять методике обучения правовым дисциплинам в учебной и внеучебной деятельности. Формирование правового сознания должно базироваться на правовых знаниях, но обязательно носить внутренне-осознанный характер, то есть осмысление правовых феноменов должно осуществляться на эмоциональном уровне. Только комплексный подход в правовом воспитании может принести желаемый эффект и мы будем иметь дело с правопослушной, но в то же время активной личностью с четко выраженной гражданской позицией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поводя итоги проведенному нами исследованию можно сделать следующие выводы.
Правовая грамотность, как и правосознание, является структурным элементом правовой культуры личности, и представляет собой уровень знаний и умений, необходимых для полноправного эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни общества, а также для содействия прогрессу и для собственного развития. Для формирования высокого уровня правовой грамотности необходим должный уровень воспитания правовой культуры.
Воспитание правовой культуры личности происходит при помощи всех институтов общества, так, на формирование правовой культуры влияют: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидения, специальные юридических учебных заведения. Правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности появляются более действенные способы и формы осуществления воспитательной функции, она становится все более обособленной и специализируется на правовом воспитании как самостоятельном виде деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Это означает, что правовое воспитание – это, прежде всего, целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая его правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностных ориентаций, специальных, профессионально необходимых знания. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.
На всех этапах развития нашего государства отношение человека к праву базировалось на результатах политико-правовых реформ, проводимых в то или иное время. В силу исторических факторов российское правосознание формировалось специфически и поэтому существенно отличается от правового сознания жителей других развитых стран. В российской истории в течение длительного периода времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры. Многовековой период монархии, характеризуемый бесправием человека в обществе; советская власть, декларирующая принципы демократии и равенства, но реализующая авторитарный режим – всё это формировало в сознании личности не только глубокое, устойчивое, негативное отношение к праву, но и его внутренне отторжение, отрицание.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что особое значение на данном этапе развития нашего государства приобретают такие направления исследований, как:
1. анализ состояния и тенденций развития правосознания в российском обществе;
2. разработка теоретических основ ценностно-правовой ориентации человеческой деятельности;
3. формирование правовой грамотности у школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2020. № 144.
Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс.
Адаева О.В., Шимкин Е.О. Понятие и сущность правовой пропаганды как формы правового воспитания //Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2019. № 7 (46). С. 12-15.
Адаева О.В. Правовое воспитание: понятие, цель, задачи и формы //В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 190-191.
Абрамов А.Е., Прохорова С.И Правовая пропаганда: к проблеме определения понятия //Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2019. № 6-2. С. 220-223.
Амиров Р.З. К вопросу об идеологических аспектах правовой пропаганды //Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 2 (33). С. 7-9.
Гумерова З. З. Идея права как детерминанта правового воспитания // Вестник КГУ. 2016. № 6. С. 172–174.
Гуляихин В. Н. Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания // Юридические исследования. 2014. № 8. С. 60–79.
Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Понятие и сущность правового воспитания //Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 (117). С. 30.
Иеринг Р.фон. Борьба за право. М., 1991. 64 с.
Ильин И.А. О монархе и республике // Вопросы философии. 1991.№.4. С.108-151. С.125. 252.
Конева В.И. Интерпретация понятия «правовое воспитание» //В сборнике: Студенческая практика - основа будущего профессионализма. Материалы и доклады Студенческой научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: А.В. Бугославская. 2020. С. 71-75.
Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры //Вестник Тамбовского университета. 2018. № 5 (121). С. 266-270.
Каримов Р.Р. Осуществление правовой пропаганды в рамках системы обеспечения прав человека// Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3. С. 33-35.
Мицкевич А. В., Шанба Т. М. Правовое воспитание - составная часть идеологического процесса коммунистического воспитания трудящихся. Организация и эффективность правового воспитания. М.,1983. 285 с.
Половникова А.В. Правовая грамотность и правовое просвещение в условиях современного общества // В сборнике: Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы теории и практики сборник научных статей, посвященный 10-летию кафедры международного права и прав человека Юридического института. Москва, 2016. С. 136–142.
Сталповская А.Н., Бедняк Е.В., Кручинина И.А., Колиошко П.Г., Сороколетова К.А. Правовое воспитание: понятие, особенности //Вестник современных исследований. 2020. № 4-6 (34). С. 20-22.
Титова Е.А. Правовая пропаганда как форма профилактики правонарушений //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 17-2. С. 261-263.
Ушакова Е.В. Правосознание и правовая культура: соотношение и структурные компоненты в современном юридическом образовании // Философия образования. 2019. №1 (40). С. 192–201.
Фабер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 243- 253.
Щебляков Е.С. Правовая пропаганда как способ формирования правовой культуры населения в сборнике: формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды // Материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 67-70.
 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.