это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3160529
Ознакомительный фрагмент работы:
Церковь Спаса на Нередице является одним из главных памятников русской
культуры и искусства, который был возведен в 1198 году по поручению князя
Ярослава Владимировича. Роспись была произведена в 1199 году. Церковь стала
настоящим эталоном зодчества XII века, наряду с Софийским собором в Киеве,
Георгиевским собором Юрьева монастыря в Великом Новгороде. Внутри церкви
находились фресковые росписи, которые занимали всю поверхность стен. Это был
один из самых живописных ансамблей в России. Сейчас сохранены только
отдельные фрагменты росписи, но даже они позволяют рассмотреть их красоту. На
фресках можно увидеть Архангела Михаила. В алтарной апсиде находится
изображение Богородицы Оранты, а также святителей. На жертвеннике
расположено изображение Богоматери, которой поклоняются две фигуры. Это образ
легенды о молении Алексея.
В куполе расположено «Вознесение». На радуге восседает Христос,
окруженный шестью ангелами, а снизу изображены апостолы. Это жест чуда
«вознесения», а также принятие руководства миром. Позы спокойные и все
погружены в раздумья. Остальные части церкви украшены сценами из священного
писания. На одних участках изображены ветхозаветные сюжеты:
«Жертвоприношение Авраама», «Явление троицы Аврааму», в трансепте находятся
изображения, отсылающие к Новому Завету: «Рождество Христово», «Крещение»,
«Сретение» и другие. Исследователь Л. Д. Любимов по этому поводу писал: «В
образах святых с горящими глазами, выстроенных по стенам лицом к зрителю,
грозно внушительных в своей неподвижности или мерной, тяжелой поступи,
дышала некая первозданная мощь».
Все фрески выполнены в одно время, кроме одной. В западном нефе написано
изображение отца Александра Невского Ярослава Всеволодовича, который
подносит модель церкви Христу, выполненное около 1246 года.
Памятник стал объектом научного исследования. Особое внимание уделялось
росписи, которую на протяжении нескольких поколений изучали историки. Первая
архитектурная реставрация проводилась в 1903-1904 годах.
В 1903 году начались работы по её восстановлению. Одновременно художник
и архитектор Л.М. Браиловский исполнил акварельные этюды фресок церкви, а
фотограф Археологической комиссии И.Ф. Чистяков сделал с росписей около 200
снимков.
Летом 1904 года работы по ремонту продолжились: был укреплён фундамент
и починён пол, выполнены переоблицовка купольного барабана и укрепление
купольного свода, отреставрированы крыша и окна, удалена пристройка 1795 года,
укреплена, где возможно, древняя штукатурка. Старая четырёхскатная крыша
полностью заслоняла окна в куполе, из-за чего купольные фрески были погружены
во мрак. Было принято решение восстановить купольные окна.
Ремонт церкви был произведён очень тщательно, но были допущены и
ошибки: по верху здания пущен карниз, совершенно чуждый её архитектуре,
наружные части стен облицованы новым кирпичом, положенным на цемент. Вместо
неровной, волнистой поверхности стен, столь характерной для древнего
строительства, получилась сухая гладкая стена с ровными острыми углами. Но не
только декоративно пострадала от этого церковь — цемент закрыл все поры, стены
перестали «дышать», то есть прекратилось нормальное циркулирование воздуха, и в
здании появилась сырость, что сразу сказалось на росписи.
Н.К. Рерих в 1906 году с большой горечью писал: «Показали снимок
незнакомой церкви. "Откуда это?" — "Вот ваш любимый Спас в новом виде".
Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. ...Его переделали. Нашли мёртвую
букву Византии, отбросили многое, тоже веками сложенное. На пустом берегу,
звеном Новгорода и старого Городища, стоял Спас одинокий. Позднейшая
звонница, даже ненужный сарайчик пристройки, даже редкие вётлы волховские, всё
спаялось в живом силуэте. А теперь осталась Новгородская голова на чужих
плечах». И далее Николай Константинович пишет, как будто предчувствуя
дальнейшую судьбу этого храма: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать
красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные
обломки для будущих зданий жизни».
Повреждения в храме были замечены еще в довоенное время. Утрачивалась
роспись, но за восстановление в то время никто не брался. А вот во время Великой
Отечественной войны храм находился прямо на линии фронта, что не позволило ему
сохранить свой внешний вид. За время военных действий было уничтожено около
50 процентов кладки. Больше всего повредилась живопись, из которой сохранилось
всего 15 процентов. Поскольку фрески храма были уникальными и имели
культурную ценность, их восстановление после войны было чрезвычайно важным.
Государство должно было принять меры по восстановлению. Первые работы
начались в марте 1944 года. В это время проводилась разработка проекта
восстановительных работ. Памятник включили в первоочередной список. Это
означало, что на него будет обращено особое внимание. В мае 1944 года был
возведен специальный защитный навес, служивший средством защиты
сохранившихся фресок.
С августа по октябрь 1944 года живописцы, художники и археологи
участвовали в экспедиции под руководством М. К. Каргера, одного из известных
советских историков архитектуры. За это время были проведены обмеры, а также
фиксация состояния объекта. Все работы по восстановлению были инициированы
Новгородским музеем-заповедником.
Перед проведением работ были изучены исследования Н. П. Сычевой, В.К.
Мясоедова, Л. А. Мацулевича, В. А. Булкина и других. Помимо этого, были
рассмотрены и труды ряда исследователей, которые составляли описание церкви,
среди них можно выделить работы Л.И. Лифшица, Э. С. Смирновой, Г.И. Вздорно-
вой.
Разбор завалов, начавшийся в сентябре 1944 года, завершился к 1948 году,
когда убрали всю территорию, а также вывезли 70 корзин фресок, представляющих
историческую ценность. В это время был расчищен обширный участок, а также
выбраны 3 тысячи фрагментов росписи, которые отправились в музей.
После этого начались работы, которые перешли в активную стадию по
восстановлению. В 1945 году был возведен каркас временного шатра, но материалов
хватало только на частичную обшивку.
Следующие три года (с 1946 по 1948) продолжались работы по освобождению
от завалов. В 1946 году была расчищена территория алтарной части церкви. За это
отвечала мастерская Л. М. Шуляк.
Основной этап работ проходил с 1949 по 1957 годы. За это время была
проведена архитектурная реставрация, которая придала церкви ее прежний вид. Это
стало возможным благодаря тому, что сохранились обмерные чертежи начала XX
века, которые были сделаны архитекторами того времени. Восстановили верхние
части стен, своды и купол. При этом некоторые фресковые росписи были утрачены
безвозвратно без возможности их восстановления.
В фонде Новгородского музея Всероссийской Академией Художеств
хранились фрагменты живописи, которые были собраны с 1944 года. Фрагменты
штукатурки были так же сохранены и оставлены в деревянном сарае около церкви.
В будущем их планировалось использовать для восстановления. Но постоянные
перевозки корзин привели к тому, что из 72 сохранившихся, только 36 удалось
вернуть обратно в церковь.
Таким образом, первый этап восстановления был завершен к 1958 году. За это
время был возвращен основной внешний вид здания церкви Спаса на Нередице. Это
позволило приблизиться к полной реставрации важного объекта культуры.При этом
требовалась еще долгая и кропотливая работа, которая включала в себя
восстановление живописи храма. За нее должны были взяться лучшие художники,
которые смогли бы воссоздать внутренний облик храма.
Новгородский музей-заповедник для работ по восстановлению
монументальной живописи привлек Татьяну Ромашкевич и команду, которая
должна была выполнять реставрационную деятельность под ее началом. Это
позволило вернуть красочный слой, шпаклевку, а также выполнить прочие
косметические работы. При этом даже сейчас продолжается деятельность по
подбору фресковой живописи, чтобы вернуть церкви ее первоначальный
внутренний вид.
Первый этап работы по реставрации живописи начался в 1969 году. В это
время исследователи А.П. и В.Б. Грековы вместе с бригадой реставраторов начали
работу по восстановлению фресок.
Начиная с зимы 1970 года по весну 1971 года проводилась просушка
фрагментов, их упаковка в ящики. Все они были возвращены в музей.
Насчитывалось 81270 фрагментов, которые занимали площадь в 92,4 квадратных
метра. Однако, при хранении собранных фрагментов, были допущены ошибки, что
приводило к их частичному разрушению. Там увеличилось количество
биологических поражений, произошло образованию солевых пленок.
С 1985 года было принято решение о том, что необходимо начать проведение
работ по комплексному восстановлению фресок. До этого была проведена
реставрация стен здания. Этот вопрос обсуждался на Совете по охране памятников
культуры, проходившем в Новгороде. Начались реставрационные работы, главной
целью которых было восстановление памятника, куда входила необходимость
подборки фрагментов фресок для их возвращения на стены. Все найденные
фрагменты должны были быть возвращены в церковь. Это дало возможность
вернуть хотя бы часть композиций, каждая из которых считается уникальным
объектом.
За несколько последних десятилетий коллективы реставраторов занимались
именно этой работой, чтобы восстановить вид штукатурки XII века. Ими
применялись современные методики автоматизированной локализации и сборки
фрагментов живописи. Это позволяло лучше восстанавливать различные объекты
живописи, чтобы они были максимально идентичны тем, которые находились в
церкви XII века.
Архитектурный памятник восстановлен не полностью, но работы ведутся
довольно активно. Только одна композиция вернулась на свое место - «Ктитор-
ская» фреска. Очень важный этап для церкви - это восстановление композиции
Святой великомученицы Юлиании, которая продолжается в архитектурных
мастерских. По окончанию, она будет возвращена в церковь. Остальные фрагменты
находятся в архитектурных мастерских, где с ними ведется планомерная работа. По
их окончанию они также будут возвращены на территорию культурного объекта.
Сейчас ведется работа над композицией «Крещение».
Площадь восстановленных объектов очень мала по сравнению с пустыми
стенами, так что понять, как выглядели отдельные, не восстановленные композиции,
пока не представляется возможным. Даже подготовленный специалист не получит
практически никакой комплексной информации.
Сегодня для работ в обязательном порядке должны применяться
компьютерные технологии, а не только классические методы реставрации. Это
связано с тем, что ручной поиск и подбор фрагментов малоэффективен, и на это
могут потребоваться многие годы. Становится также понятно, что многие объекты
живописи восстановить в полной мере не получится по ряду объективных факторов:
разрушение храма, перемещение фрагментов и их утеря.
Хотя полностью восстановить реальный вид церкви не получится, но сейчас
производятся работы по созданию виртуальной модели росписи. Это позволит
получить представление о том, какие историко-художественные особенности имеет
памятник. Для этого были собраны архивные фотографии, проанализированы
различные авторитетные источники. Реставраторам помогает и документальная
фотофиксация памятника, копии и обмерные чертежи, которые были сделаны до
тотального разрушения культурного объекта.
Таким образом может быть осуществлен комплексный подход к
восстановлению церкви Спаса на Нередице. Но этот процесс займет много времени,
и потребуются усилия большого числа реставраторов и ученых. Они должны
работать вместе, чтобы вернуть хотя бы частично вид архитектурного объекта.
Специально для работы в церкви Спаса на Нередице были разработаны новые
методы восстановления объекта. Для этого используется современная аппаратура.
Из-за того, что консервация церкви не была проведена вовремя, большинство
фрагментов живописи были утрачены, а часть имела стертые края. Новая методика
использует прежние наработки российских реставраторов, а также современное
программное обеспечение, которое позволило проанализировать архивные
фотографии, и по ним восстановить контуры фресок. Они будут через проекторы
выводиться в реальную величину на стену, сделав работу реставраторов более
точной. При невозможности обследования внешней стороны фрески, будет
проводиться внутренний анализ. На места, где восстановить прежний вид не
удается, накладываются «пробелы», что позволит получить полное представление
обо всех изображениях.
Есть все основания говорить о том, что Новгородская церковь Спаса на
Нередице в значительной степени была восстановлена после практически полного
разрушения во время Великой Отечественной войны. Это стоило больших усилий
архитекторов, реставраторов и других специалистов. При этом государство активно
поддерживало инициативы по восстановительным работам, связанные с
уникальным памятником XII века.
Для нашего времени очень важно сохранить даже небольшие фрагменты
росписи. Это позволит следующим поколениям иметь представление о культуре
того времени. Для исследователей важной задачей является именно восстановление
всего ансамбля. Все реконструкции проводятся именно с научными целями, так как
это позволяет обеспечить исследовательский процесс достоверными сведениями о
памятниках архитектуры.
Таким образом, именно восстановление культурных памятников должно быть
в приоритете министерства культуры и всего государства, для сохранения
культурных ценностей, а также памяти об истории живописи XII века.
Использование современных методов позволяет добиваться значительного
прогресса в работе, результаты которых положительным образом сказываются на
культурном наследии всего общества.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде внесена в Список Всемирного
наследия по решению ЮНЕСКО. Там не проводятся службы, и только иногда
совершаются молебны. Это памятник русской архитектуры, за которым теперь
обязано следить государство.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!