это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3182808
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc72263217 \h 1Глава 1. Теоретико-методологические основы правосознания PAGEREF _Toc72263218 \h 21.1 Правосознание, как идеологический источник права PAGEREF _Toc72263219 \h 21.2 Социально-правовая определенность правосознания PAGEREF _Toc72263220 \h 6Глава 2. Анализ содержания и структуры правовой культуры PAGEREF _Toc72263221 \h 102.1 Правовая культура личности: общая характеристика PAGEREF _Toc72263222 \h 102.2 Правосознание, как основа правовой культуры PAGEREF _Toc72263223 \h 20Заключение PAGEREF _Toc72263224 \h 28Список литературы PAGEREF _Toc72263225 \h 30
ВведениеВ правовой системе Российской Федерации на сегодняшний день наблюдается определенный дисбаланс в системе источников права. Несмотря на огромное количество научных исследований, понятия «источник права» и «форма права» до сих пор являются дискуссионными и не нашли должного концептуального оформления. Так, некоторые ученые, в частности, С.Ф. Кекечьян, Г.Ф. Шершеневич и С.Л. Зивс полагают, что понятия «источник права» и «форма права» тождественны.
О.С. Иоффе считает, что исследуемые понятия никак логически не связаны.
Л.А. Малиновский и Е.В. Абрамова выделяют формальный, материальный и идеальный источники права.
Идеологические источники права лежат в основе правовой практики, определяя общественную значимость и целесообразность ее правового регулирования. Отметим, что специфика идеологических (идеальных) источников права основана на том, что они являются отражением правовой реальности, основываются на многовековой правовой практике и подтверждаются правовой практикой. Именно идеальные источники права обеспечивают возможность обратной связи между обществом и государством, между формально установленными государственными правилами и практикой реального правоприменения.
Объект исследования – правосознание личности.
Предмет исследования – правовая культура.
Цель исследования – изучение правосознания и правовой культуры.
Задачи исследования:
- исследовать правосознание как идеологический источник права
- изучить социально-правовую определенность правосознания
- определить общую характеристику правовой культуры личности
- выявить взаимосвязь правосознания и правовой культуры
Глава 1. Теоретико-методологические основы правосознания1.1 Правосознание, как идеологический источник праваПроанализировав источники права, выделим четыре категории: 1) закон (нормативный правовой акт, представляющий волеизъявление властного органа или лица; 2) судебный прецедент; 3) нормы и правила, установившиеся в обществе (к которым относятся нормы обычного права); 4) правовая идеология и правосознание. Соглашаясь с В.А. Рудковским, отметим, что каждому источнику права соответствует свой вид права.
Подлинно действующим можно считать лишь то право, которое отражает такие феномены права, как правосознание, правовая культура и правовая идеология. Эти правовые феномены, отражаясь в общенародной воле, должны учитываться в законотворческом процессе. Исследуя понятия «источник права» и «форма права» в рамках плюралистической установки, согласимся с В.А. Рудковским в том, что термин «источник права» включает в себя «разнообразные факторы, процессы, состояния, находящиеся в определенной связи с правом».
Ученый отмечает, что «необходимым идеальным (идеологическим) источником права является правосознание, взятое в единстве его идейнопсихологических и волевых качеств».
В.Л. Кулапов считает, что уровень правосознания в совокупности с политической организацией общества и особенностями политической обстановки составляют «источник права в идеальном смысле».
Наименее исследованными современной теорией права являются нетрадиционные источники права, называемые «идеальными», или «идеологическими». Е.В. Абрамова под идеологическими источниками права понимает правовую идеологию и правосознание. Она отмечает, что «под данное понятие подпадают юридические доктрины и учения, определяющиеся аксиологическим аспектом, т.е. являющиеся наиболее ценными для общества».
В.М. Баранов полагает, что идеальными источниками права являются концепции, идеи, теории, чувства и представления людей о праве и правовой действительности.
Также он подчеркивает, что правовая идеология является основным источником формирования права. Значение идеологических источников права весьма значительно. Так, по нашему мнению, «эффективность правового регулирования в государстве во многом обусловлена уровнем правосознания и правовой культуры граждан, их готовностью и желанием воплотить в жизнь правовые предписания государственной власти. Однако позитивное отношение к правовым нормам и явлениям не возникает само по себе, а является результатом сложного процесса формирования общей концепции правосознания и правовой культуры в государстве».
Тем не менее, многими юристами идеологические источники права исследуются лишь в формате методологического плюрализма, как один из вариантов анализа феномена «источник права». Так, В.А. Рудковский обращает внимание на позицию ряда ученых-юристов, полагающих, что источником права является внешняя форма правовой нормы, установленная и регламентированная государством.
А.В. Краснов и А.В. Скоробогатов исследуют источники права на основе социальнокультурного антропологического методологического подхода. Они считают, что в качестве источников права могут выступать различные правовые и социально-культурные явления: - функционального характера, к которым можно отнести культурные, социальноэкономические и политические интересы и потребности людей; - аксиологического характера, к которым относится правовая культура общества; - интеллектуально-психологического характера, к которым относятся правосознание в широком понимании.
Однако, роль таких феноменов права, как правосознание, правовая культура и правовая идеология весьма значительна, так как именно они, отражая духовные ценности, являются интегральным критерием правового прогресса общества и определяют вектор общественного развития.
Сущность правосознания как источника права заключается в том, что оно является феноменом, способным отражать и преобразовывать правовые ценности граждан, их правовые представления и установки, формировать действующие в обществе правовые институты и общественные отношения. К существенным признакам правосознания относится то, что оно является одной из сфер общественного сознания, отражающей правовую действительность и включающей правовые идеи, правовые ценности, правовые идеалы и представления, а также правовые установки и убеждения.
Правосознание является основой правового отношения субъекта к правовой действительности, формируя представления о праве, определяя отношение к праву, регулируя поведение и формируя правовые установки и убеждения. Правосознания, по нашему мнению, можно считать феноменом, синтезирующим правовые нормы, правовую действительность и преставления о праве, сформированные в процессе правоприменения. Правосознание как важнейший идеологический источник права отражает реальные правовые отношения и проблемы общества. В правосознании, отражающем объективную правовую реальность, формируются новые правовые ценности и убеждения, способствующие совершенствованию права и правовой системы в целом. Правосознание – это лакмусовая бумажка, отражающая реально существующие в обществе на конкретном историческом отрезке времени проблемы правоприменительной практики.
Особенностью правосознания граждан в современном мире является то, что посредством СМИ, телевидения (через многочисленные сериалы и ток-шоу), периодические издания (как юридические специализированные, так и просто популярные) большинство граждан получает определенные правовые знания. Такая популяризация правовых знаний способствует повышению общего уровня правосознания граждан и совершенствованию правотворческой деятельности, так как законодатели вынуждены учитывать меняющиеся правовые установки и убеждения граждан и определять перспективы развития законодательства, исходя не только из интересов государства, но и объективных общественных потребностей индивидов.
Именно поэтому можно сделать вывод о том, что правосознание является одним из важнейших идеологических источников права, так как представляет собой синтез правоприменительной практики, правовых установок и правовых идей и ценностей.
Таким образом, концептуальный подход к исследованию идеологических источников права на основе историко-правового анализа феноменов правовой идеологии, правосознания и правовой культуры, являющихся интеллектуальной основой правовой системы, позволит повысить эффективность законодательства. Исследование особенностей идеологических источников права как основы правовой системы Российской Федерации обусловлено особенностями правового развития России как уникального своей поликонфессиональностью и многонациональностью государства.
В правовой системе Российской Федерации невозможно применение юридических доктрин, идей, правовых принципов, правовых аксиом чуждых правовой ментальности российского народа.
Процесс построения правового государства и гражданского общества невозможен без четко организованной и структурированной системы источников права, в которой особое место занимают идеологические (идеальные) источники права, призванные побуждать членов общества к уважению и соблюдению правовых норм.
1.2 Социально-правовая определенность правосознанияДля того чтобы следовать закону, необходимо, с одной стороны, знать этот закон, а с другой – считать нужным придерживаться заложенных в нем нормативных установлений. Это та причина, по которой правосознание выступает в роли основы включенности членов общества в систему правовых отношений. По факту, осознание прав и ограничений является одним из важнейших составных элементов социализации.
Вместе с тем, следует отметить, что данный процесс не является унифицированным для всех членов общества, равно как и его результаты в существенной степени могут иметь различия. Это связано с тем, что два ключевых аспекта правосознания – формирование знаний в правовой сфере и формирование отношения к ней – реализуются в социальной среде крайне неоднородно, поскольку сами по себе зависят от ряда вариативных факторов. Рассмотрим данный момент подробнее.
Что касается наличия знаний в правовой сфере, то речь идет о моменте правовой грамотности, которая формируется, с одной стороны, как результат передачи правовых знаний в рамках коммуникативного процесса, а с другой – в рамках деятельности ключевых общественных институтов, ответственных за формирование социального мировоззрения. К числу таковых относятся, в первую очередь, институты семьи и образования, а также развернутая система информационных служб, на уровне которых происходит освещение ряда аспектов правовой действительности. Отдельного внимания в данном случае заслуживает деятельность правоохранительных органов, а также действия профессиональных юристов, ориентированные на информирование населения о специфике конкретных правовых норм.
Отдельно следует отметить возрастающую роль сферы информационной коммуникации, в рамках которой освещается ряд аспектов права, в том числе изменения в правовой сфере, возникающие в процессе законодательной деятельности. В совокупности данные социальные механизмы определяют осведомленность населения о существующих нормах права. Рассматривая вопрос о таком аспекте правосознания, как отношение к праву, следует отметить, что здесь ключевое значение приобретает место права в социальной картине мира членов общества, а также его соотнесенность с ключевыми социальными ценностями, принимаемыми в социальной среде.
Касательно первого из обозначенных аспектов следует отметить такие моменты, как понимание членами общества социального значения права, его влияния на область личных интересов членов общества и на благополучие социальной системы в целом, а также оценки действующего законодательства и правовой системы в целом как с точки зрения соответствия ключевым ценностным ориентирам и социальным интересам, так и с точки зрения оценки общей эффективности правовой системы как регулятора общественных отношений.
Здесь следует подчеркнуть, что крайне высокое значение приобретают эффективность освещения права в образовательной деятельности и характер репрезентации правовой проблематики на уровне социально-информационного пространства. В особенности это становится важным с учетом того, что в современном мире опосредованное социальное познание выступает в качестве доминирующего основания создания социальной картины мира и, соответственно, в формировании представлений о праве и отношения к нему одну из главных ролей играет характер представленности правовой тематики в информационном пространстве общества. Речь идет как о механизмах частной коммуникации между членами общества, так и о процессах информационного взаимодействия, реализованных на уровне сетевой сферы и ведущих масс-медиа Анализ современных исследований, посвященных специфике правосознания в российском обществе, позволяет говорить о серьезном наборе кризисных тенденций, среди которых выделяются следующие: - дефицит правовой грамотности в гражданской среде; - нарушение ценностного восприятия правовой сферы; - наличие механизмов обоснования противоправной деятельности как модели социальной активности; - деактуализация права как регулятивного принципа, а также деформация правосознания; - нарушение доверия к основным государственным институтам, обеспечивающим реализацию права в сфере социальных отношений.
Рассмотрим подробнее обозначенные тенденции. Относительно недостаточной правовой грамотности населения следует отметить, что данная ситуация является результатом недостаточной представленности правовой тематики на уровне образовательного процесса. Российская действительность такова, что большинство членов общества обладают смутным представлением как о собственных правах, так и об ограничениях, налагаемых законом на определенные сферы деятельности. Незнание собственных прав косвенно влияет на недооценку значимости права, а также делает возможными беспрепятственные нарушения этих прав со стороны других участников общественных отношений (включая носителей власти).
При этом существует относительно узкая прослойка населения, обладающая глубоким пониманием правовой тематики в силу характера полученного образования и направленности профессиональной деятельности. Одновременно с этим обнаруживаются развитые тенденции деактуализации значимости права, что связано, с одной стороны, с характеристиками менталитета россиян, для которых в приоритете следование собственному пониманию морального поведения, нежели следование внешним нормам. С другой стороны, вызывают серьезные опасения тенденции трансляции ценностных установок, противоречащих существующим законодательным нормам. Это в существенной степени подкрепляется информационной продукцией, на уровне которой фактически обосновывается «право на преступление» в условиях крайней нужды либо в ситуации, когда «совесть» противоречит правилам. Серьезную настороженность в данном контексте вызывает также активная трансляция элементов криминальной субкультуры, весьма популярной среди российской молодежи. Рассматривая специфику условий развития правосознания, следует отдельно отметить и такой аспект, как недоверие государственным институтам, ориентированным на поддержание права, а также дискредитация власти, деятельность которой лежит в основе правовой системы российского общества. Все это в совокупности позволяет судить об обширных предпосылках нарушения и деформации правосознания. Последнее выражается в том, что формируется приверженность негативным стереотипам восприятия правовой системы и гражданских отношений в целом с последующим принятием деструктивных моделей социальной активности.
Глава 2. Анализ содержания и структуры правовой культуры
2.1 Правовая культура личности: общая характеристикаВ различных научных сферах проблемы, связанные с низким уровнем правовой культуры, не являются новыми. Философы акцентируют внимание на аксиологической сущности феномена, социологи констатируют низкий уровень правовой культуры населения и предпринимают попытки воздействия на личность, используя разные социальные институты. Наряду с этим в правовой доктрине отсутствует единый подход к пониманию правовой культуры личности, ее содержанию и структуре. Немаловажна конкретизация данного понятия для разработки комплексного механизма формирования правовой культуры населения, определения реальных условий эффективной реализации политики государства в указанном направлении. В ходе исследования предполагается решение следующих задач: научное обоснование сущности и содержания правовой культуры личности, определение критериев ее оценки, структурирование феномена «правовая культура личности», разработка рекомендаций по оптимизации государственной политики по формированию правовой культуры населения.
Анализ взглядов ученых на определение правовой культуры личности позволил выявить общие черты, отмечаемые абсолютно всеми авторами вне зависимости от времени исследования. Во-первых, речь всегда идет о совокупности элементов (идей, ценностей, характеристик, свойств, качеств, способностей, навыков и т. д.), что в последующем позволяет систематизировать и структурировать сам феномен. Отметим, что совокупность не является однородной, что говорит о многогранности. Во-вторых, выделяется аксиологическая суть понятия, которая интерпретируется через категории «ценности», «уважение», «позитивное отношение», «правомерные убеждения» и т. д.
В-третьих, определяется неразрывная связь с правовой культурой общества, что позволяет говорить о взаимозависимости уровня сформированности правовой культуры личности и правовой культуры общества. В-четвертых, правовая культура личности рассматривается как элемент ее общей правовой культуры и профессиональной правовой культуры, что обусловливает интегральный характер явления вне зависимости от социального статуса, вида профессиональной деятельности и личностных характеристик самого человека. Разночтения в определениях исследуемого феномена можно идентифицировать через призму субъективного восприятия исследователем таких факторов, как время, уровень образования, опыт, сфера профессиональных интересов. Так, например, в 1960-е гг., начиная детально рассматривать правовую культуру, Е.А. Лукашева отмечала суть явления в определенном отношении, которое выражалось в знании и понимании права, осознании необходимости выполнения его требований.
По нашему мнению, это определение обтекаемое и универсальное, так как может применяться для раскрытия содержания правовой культуры как личности, так и общества. В 1980-е гг. Е.В. Аграновская конкретизирует феномен, включая в него взгляды, оценки, убеждения, установки относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.
В это же время А.Ф. Никитин отразил суть правовой культуры в образе дома, где правовые знания выступали фундаментом. Е.А. Певцова, исследуя правовую культуру на стыке правового и педагогического опыта, отмечает важность унификации определения для разработки правильной политики по ее формированию.
В более поздних исследованиях правоведов ведущее место занимает аксиологическая сущность феномена, т. е. осознание верховенства права, необходимости и потребности личности в реализации своих прав, свобод и обязанностей.
Для конкретизации научного представления о правовой культуре личности ранее нами последовательно исследовались такие термины, как «личность», «культура» и «право», в результате чего мы пришли к выводу, что сочетание понятий «культура» и «право» по отношению к личности ценно с точки зрения аксиологического подхода. Так, в контексте определения личности значимо единство трех компонентов: биологического, социального и духовного, которые находятся под влиянием культурного диапазона, что отличает личность от индивида и характеризуется уровнем развития его качеств.
В русле аксиологического подхода феномен «культура» важен в духовном аспекте. Под правом в объективном смысле общепринято в правовой доктрине понимать совокупность нормативно установленных, формально определенных правил поведения. Однако необходимо учитывать определение естественного права через возможности субъекта. «Таким образом, правовая культура личности – это качественная характеристика, отражающая отношение биологически, социально и духовно развитого человека к действующей правовой системе, базирующееся на его системе ценностей».
Правовую культуру как явление определяет не столько знание конкретного индивида о праве (оно, скорее, является условием самого ее наличия), сколько отношение человека к познанному им праву, включающее убежденность человека в необходимости существования и последовательной реализации права, и, как следствие, активное правомерное поведение. В данном случае отмечается отличие от правосознания, поскольку акцентируется внимание на позитивном аспекте, проявляющемся в деятельности лица.
В результате анализа научных исследований по проблемам правовой культуры нами было определено содержание правовой культуры личности, что в последующем позволит сформулировать критерии для ее оценки (рис. 1). Наряду с этим результаты опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры студентов неюридических направлений подготовки дают возможность конкретизировать и обосновать потребность формирования отдельных элементов, на первый взгляд кажущихся присущими только профессиональному сознанию юриста. Имеющееся в науке представление об очевидности содержания понятия правовой культуры личности, на наш взгляд, не вполне соответствует действительности, а сам термин нуждается в конкретизации и уточнении. Так или иначе, большинство авторов, каким-либо образом исследующих вопросы формирования правовой культуры личности, выделяют как ее основополагающий критерий знание действующего законодательства страны проживания. В целом соглашаясь с этой позицией, несколько уточним сформулированное. Необоснованно в данном случае говорить об абсолютном знании действующих законов Российской Федерации.
Для формирования правовой культуры личности необходимым и достаточным является знание и понимание содержания основных законов страны. Понимание природы правовой системы страны и знание системы законодательства является основой, чтобы человек смог ориентироваться в системе законодательства, т. е. осознавал существование, значимость, необходимость учета содержания правовых норм в процессе решения вопросов, связанных с удовлетворением потребностей личности
Рисунок 1 – Содержание правовой культуры личности
Однако это затруднительно без некоторых базовых знаний в области теории права. Можно выделить ряд необходимых конструкций теории права, без которых невозможно понимание и, как следствие, правильное использование норм права. К ним, на наш взгляд, следует отнести структуру нормы права, владение основным юридическим тезаурусом, понимание правового статуса. Структура нормы права есть необходимое условие возможности толковать нормы права – понимать предписанную законодателем модель поведения, условия ее реализации и последствия своего поведения.
Владение базовой юридической терминологией необходимо, поскольку любой юридический документ изложен специфическим языком, а внутренние связи элементов его содержания, как правило, непонятны лицам без юридического образования. Чтобы правильно понять смысл предписаний правовой нормы (и полноценно воплотить их в жизнь), необходимо знание юридической терминологии. Чем выше уровень оперирования терминологией, тем больший объем правовой информации может быть правильно усвоен конкретным индивидом и тем выше будет уровень соответствия его поведения требованиям законов. Категория «правовой статус» необходима как основание для активизации таких когнитивных составляющих, как знание своих прав, обязанностей, гарантий, свобод и ответственности и, как следствие, понимание, какие правоотношения являются доступными для данного индивида и окружающих его людей.
В результате успешного усвоения знаний и понимания субъектом своей роли в правоотношениях создается фундамент для мотивационно-волевых характеристик. Первоначально формируются позитивные правовые убеждения, которые способствуют возникновению чувства уважения к действующей правовой системе, в последующем мотивируя желание решать возникающие проблемы исключительно в рамках правового поля. Отметим, что правовые убеждения имеют свою логическую градацию, что в последующем скажется на определении критериев оценки сформированности правовой культуры личности. Таким образом, изначально возникает убежденность в необходимости соблюдения и исполнения норм права, потом следуют осознанность целесообразности и, наконец, убежденность в полезности, когда субъектом понимается зависимость друг от друга таких конструкций, как законность, законопослушание и правопорядок. Оставшиеся пять элементов можно объединить в группу поведенческих характеристик, пассивных и активных.
Так, отличать активное правомерное поведение от пассивного позволяют такие характеристики личности, как способность оказывать содействие в правовом поле другим, в ущерб своим интересам. Под использованием законов подразумевается реализация норм права, когда субъект способен оперировать нормами права для защиты своих прав. Под целенаправленной инициативной деятельностью по пресечению правонарушений понимается желание и возможность субъекта противостоять противоправной деятельности. Отметим, что речь не о правоприменительной форме реализации права, а именно о способности лица Правовая культура личности Правовые знания (действующих законов; правовой системы и системы законодательства; структуры нормы права; терминологии) Понимание своего правового статуса Убежденность в необходимости, целесообразности и полезности соблюдения и исполнения законов Уважение законов Желание решать проблемы в рамках правового поля Соблюдение и исполнение законов Активное правомерное поведение Целенаправленная инициативная деятельность по пресечению правонарушений Использование норм права Способность разрабатывать нормативные документы высказать несогласие с нарушением норм права, принять меры по пресечению дальнейших нарушений.
В заключение отметим значимость способностей субъекта разрабатывать нормативные документы. На уровне обыденного правосознания для характеристики высокого уровня правовой культуры, по нашему мнению, вполне достаточно, если специалист на основе правовых знаний, умений и навыков, представленных выше, способен разрабатывать локальные правовые акты на предприятии.
Определив содержание правовой культуры личности и конкретизировав его суть, выделив критерии оценки, предполагаем логичным структурировать сам феномен для более качественного эмпирического исследования в будущем. Отметим, что такой подход в науке является основополагающим так как систематизация и структуризация позволяют смоделировать многоступенчатый процесс формирования качественной характеристики и выявить корреляционные связи между ее компонентами. В настоящее время в доктрине отсутствует не только унифицированное понимание правовой культуры личности, но и структурирование феномена. Различны количественные и качественные показатели. Как правило, выделяется от трех до шести компонентов, причем чем выше количество структурных единиц, тем меньше его содержание. Пять-шесть компонентов в структуре правовой культуры личности выделяются в педагогике, психологии и социологии, где определяющими являются статистические данные и корреляционные связи между ними. В правовой доктрине выработана более ровная позиция: выделяются три-четыре компонента, в которых фундаментальное место занимают правовые знания. Следующей надстроечной единицей должен быть компонент, отвечающий за отношение к существующей правовой системе, и логически завершаться конструкция должна поведенческо-деятельностными характеристиками, за счет которых личность реализуется в обществе. Так, в нашем представлении правовая культура личности должна иметь в своей структуре три компонента: когнитивный, мотивационно-волевой и поведенческо-деятельностный (рис. 2)
Рисунок 2 – Структура правовой культуры личности и содержание ее компонентов
Следует отметить, что все компоненты находятся в тесной взаимосвязи и могут влиять на уровень сформированности друг друга. Процесс формирования целесообразно выстраивать по восходящей от когнитивного к поведенческо-деятельностному компоненту. В таком случае можно говорить о качественно сформированных личностных качествах, позволяющих в последующем человеку выступать полноценным субъектом правоотношений и чувствовать себя более уверенно при решении вопросов в рамках правового поля. Таким образом, отметив тенденцию к структурированию феноменов для последующего их изучения, предлагаем остановиться на трехкомпонентной структуре правовой культуры, выделив когнитивный, мотивационно-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты. Каждый компонент подлежит оцениваю согласно следующим группам критериев. В ходе диагностики когнитивного компонента представляется возможным установить уровень правовой грамотности, знаний действующих законов, структуры нормы права, системы права и законодательства, понимания субъектом своего правового статуса. Мотивационно-волевой компонент позволит проиндексировать группа критериев на определение позитивного отношения к действующей правовой действительности, выражающегося в уважении законов; выявление желания решать возникающие вопросы в рамках правового поля, убежденности в необходимости, целесообразностии полезности соблюдения и исполнения законов. В ходе диагностики поведенческо-деятельностного компонента можно сделать выводы об уровне правовой активности личности путем определения сформированности способностей субъекта к соблюдению и исполнению законов, инициативе по пресечению правонарушений, использованию норм права и разработке нормативных документов. В современных условиях развития гражданского общества, включения населения в политическую и правовую жизнь страны правовая культура становится необходимым атрибутом личностного потенциала. Грамотная в правовом смысле личность способна выступать полноценным субъектом различного рода правоотношений и имеет потенциальную возможность не только высказывать разумные предложения по совершенствованию жизнедеятельности общества, но и быть услышанной.
Следует обратить внимание, что в условиях переизбытка недостоверной информации вследствие подрыва авторитета власти через социальные институты именно правовая культура личности не позволяет личности поддаваться негативным воздействиям, помогает уверенно вести себя в нестандартных ситуациях, отстаивать свою точку зрения по правовым вопросам, правильно расставлять приоритеты. Государственная политика по формированию правовой культуры должна носить комплексный и системный характер, так как в таком процессе нет начала и конца, нет ограничений по объему.
Сегодня профилактических мероприятий по недопущению совершения правонарушений уже недостаточно для качественного формирования правовой культуры населения. Постоянная информационная поддержка со стороны государства – это, по нашему мнению, минимально необходимая мера. Однако для поддержания высокого уровня сформированности правовой культуры необходимо постоянное поступление новой информации о тех изменениях, которые происходят в правовой сфере. Наряду с этим государственными органами должна быть разработана система фильтра ненадлежащей информации, вне зависимости от того, является она запрещенной, вредной или устаревшей.
Однозначно это должно касаться официальных порталов правовой информации и приближенных к ним. Для просвещения молодежи могут активно использоваться социальные сети, которым молодое поколение доверяет. Такая работа будет эффективной при условии задействовании всех социальных институтов: СМИ, образовательных организаций, учреждений сферы культуры и спорта. Привлечение правоохранительных органов к совместной с социальными институтами деятельности представляется не просто полезным, а необходимым для погружения людей в правовую среду. В рамках такой координационной работы налаживаются позитивные взаимоотношения, которые благотворно влияют на формирование мотивационно-волевого компонента. Сегодня молодые люди нуждаются в позитивных контактах с представителями власти, в получении информации от первоисточника.
Таким образом, отметим, что правовая культура личности, бесспорно, является определяющим фактором становления правового государства, гражданского общества. Посредством формирования правовой культуры государством могут быть решены глобальные задачи становления разумной, грамотной личности, на которую в последующем можно будет опереться. Государственная политика, по нашему мнению, должна быть комплексной и системной и, наряду с перечисленными направлениями деятельности в утвержденных президентом РФ «Основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [15], имеет потенциал влияния на население путем организации координационной работы правоохранительных органов и социальных институтов.
2.2 Правосознание, как основа правовой культурыСознание - это высшая форма психического отражения действительности социально развитым человеком. Сознание-это такая функция человеческого мозга, сущность которой заключается:
1) в адекватном, обобщенном, целенаправленном и активном отражении мира;
2) в связывании вновь полученных впечатлений с предыдущим опытом;
3) в выделении человеком себя из окружающей среды;
4) в противопоставлении себя миру как субъекта объекту;
5) в эмоциональной оценке действительности;
6) в предварительном мысленном конструировании разумно мотивированных действий.;
7) в способности человека осознавать то, что происходит в мире и в его собственной душе. По мнению известного философа и психолога А. Г. Спиркина: «Сознание-это высшая функция мозга, свойственная человеку и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и в предвосхищении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека «1. Философия с уверенностью может утверждать, что сознание:
1) действительно существует;
2) имеет особую, идеальную природу;
3) что идеальное сознание происходит из материи (человеческого мозга);
4) сознание интенционально, то есть направлено на субъект;
5) сознание является идеационным, то есть способно создавать идеи. Предпосылками для формирования сознания были:
1) эволюция свойства отражения, присущего материи (мозгу);
2) развитие зачаточного интеллекта животных;
3) переход особой ветви гоминидов от оружейной деятельности к предметно-практическому освоению мира;
4) создание орудий самим человеком;
5) развитие потребности в вербальном общении и передаче опыта молодым людям;
6) формирование культуры как особого мира человека. Современные философы определяют: обыденное, научное, философское, правовое, религиозное, политическое, эстетическое осознание мира. В структуру сознания входят: ощущения, восприятия, идеи, понятия, мышление, память, акт внимания, эмоции (радость, удовольствие), воля и другие. Человеческое сознание-это целостное, сложно структурированное целое. Правосознание рассматривает мир с точки зрения законного и незаконного, с точки зрения понимания его статуса и соблюдения установленных норм. Она призвана содействовать надлежащему верховенству права, основанному на правах и обязанностях каждого человека. Правосознание в современном мире необходимо для активного, деятельного, конструктивного регулирования общественных отношений. В то же время человек утверждает собственную духовность, признает духовность других граждан, свободу, взаимность, опирается на знание прав и законов. Правосознание рассматривается на теоретическом и бытовом уровнях. На теоретическом уровне это система знаний о праве и 1 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.94 с. 16 правовая идеология (законы, правовые нормы и идеи, теории, знания об объективных законах развития общества). На обыденном уровне это:
1) правовые знания, приобретенные человеком в его собственном жизненном опыте;
2) его переживания, чувства, эмоции, отражающие его правовую реальность;
3) эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий;
4) правовые привычки, закрепленные в сознании человека о законном и незаконном, справедливом и несправедливом. Формирование правовой культуры личности должно быть комплексным, учитывающим как теоретический, так и бытовой уровни. Выделяют общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание фокусируется на том, что является общим. Она независима от индивида, поэтому представляет собой систему идей, концепций, программ, концепций, идей, отражающих социальное бытие. Индивидуальное сознание ограничено знаниями, опытом, переживаниями одного человека.
Право пронизывает все сферы человеческой жизни, поэтому можно сказать, что правосознание отражает весь живой мир человека. Известный русский философ В. С. Соловьев отмечал, что «право и мораль едины в стремлении к осуществлению справедливости.» Мораль и нравственность предстают в виде норм, установленных общественным мнением, а право предстает в виде норм, законов, установленных государством. Правосознание неразрывно связано с политикой, поскольку именно государство осуществляет законодательную и правоохранительную деятельность, только при верховенстве закона политика может быть защищена от безнравственности. Правосознание многофункционально, так как носителями правосознания являются: личность (индивидуальное сознание); нация (национальное сознание); класс (классовое сознание); общество (общественное сознание). Основная функция правосознания:
1) регулятивная (каждый человек руководствуется теми правами, нормами, которые закреплены в обществе, именно так координируются действия индивида, общества, социальных институтов;
2) эпистемологическая (законы, правовые теории и нормы узнаваемы. Законы и нормы формируются в процессе развития общества, ускоряя или препятствуя развитию прогресса);
3) аксиологические (оценка законности и порядка в обществе);
4) нормативный и прогностический (выражающийся в заинтересованности социального субъекта в их правовом обеспечении в будущем);
5) онтологический (правосознание само по себе является реальностью, бытием человека, государства и человечества в целом). В социально-философском смысле правовая культура-это: 1) особое социальное явление, проявляющее качество правового статуса общества; 2) способ организации жизни индивида с использованием законов, норм и законных прав. В эпистемологическом аспекте правовая культура-это знание людьми своих прав и обязанностей и существующих законов. В онтологическом аспекте правовая культура должна выражаться:
1) в гуманистической направленности правоприменительной и правоохранительной деятельности государства;
2) в строгом исполнении законов всеми субъектами права;
3) в интеллектуальном и волевом пространстве правотворческой деятельности юридических лиц. Одним из серьезных проявлений влияния общественно-политической ситуации в стране на правовую культуру населения является правовой нигилизм.
В принципе, нигилистическое сознание -это объективное явление, присущее переходному периоду, сопровождающемуся радикальным разрушением общественно-политических устоев. В большинстве случаев массы без особого энтузиазма воспринимают серьезные изменения и потрясения, особенно если они происходят на фоне очень значительного снижения уровня жизни. Они отвергают все новое, пока не оценят его социально-политические и экономические преимущества. Правовой нигилизм-это определенная форма общественного сознания русского народа, отражающая политические и национально-исторические особенности русского общества.
Степень правового нигилизма является своеобразным показателем здоровья общества и государства, в котором он проявляется. Поэтому можно с уверенностью сказать, что правовой нигилизм -это не только правовое понятие, но и своеобразное общественно-политическое явление, возникающее в результате оценки закона или его отдельных норм, социальными, политическими субъектами или даже всем обществом.
По сравнению с современным периодом реформ все непросто. Помимо причин, порожденных молниеносным отказом от десятилетних «социалистических» устоев и переходом к классическому капитализму со строгими рыночными законами,-таких причин, как единое жизненное государственное пространство, влекущее за собой морально-психологическую напряженность в обществе, правовой нигилизм провоцируется и не поддается никакому логическому объяснению действий властей. Когда само государство пренебрегает законом или использует его, как это часто бывало в истории, только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться, что люди будут действовать в рамках закона и положительно оценивать его суть. Современная социально-политическая реальность ставит законопослушных граждан в сложное положение, так как старые нормы недостаточны, а новые находятся в стадии формирования.
В этой ситуации юридическое лицо руководствуется не чем иным, как своим правосознанием и правовой культурой. В связи с этим возникает вопрос: как должно измениться качественное состояние правовой культуры населения, чтобы стало возможным решение проблем формирования правового государства и гражданского общества?
Среди негативных факторов, препятствующих формированию правового государства, следует отметить достаточно высокий уровень правового нигилизма в сознании граждан. Более того, правовой нигилизм-это не просто механическая сумма негативных правовых чувств, эмоций и настроений, а синтезированная целостная сущность, имеющая четко определенные количественные и качественные параметры, имеющая внешние связи и взаимодействия.
Термин «нигилизм» происходит от латинского слова «nihil», что означает «ничто», «ничто».» «Правовой нигилизм» - отрицание права как социального института, системы правил поведения, способных успешно регулировать человеческие отношения. Являясь противоречивым и в то же время широко распространенным элементом правовой сферы, правовой нигилизм находит свое конкретное выражение (материализацию) в самых разнообразных проявлениях, проявляет удивительные способности к «контакту» со многими явлениями правового бытия. Однако чем больше связей находит правовой нигилизм, тем, очевидно, большую опасность он представляет для развития русского права. Это может быть особенно негативно для новых, перспективных направлений. Другой выдающийся немецкий философ М. Хайдеггер обратил внимание на то, что нигилизм «является историческим движением, а не каким-то учением или взглядом, это движение раскрывает такую глубину, что его развертывание может привести к глобальной катастрофе»
Нигилизм выражает негативное отношение человека или социальной группы к определенным нормам, ценностям, идеям, теориям.
Его главной особенностью является отрицание или неуважение тех ценностей и норм, которые являются основополагающими в той или иной области социальной практики и теоретической мысли. Вот почему нигилизм-это разрушительное явление с огромной разрушительной силой. Политический анализ правовой культуры также предполагает рассмотрение содержания понятия «правовое пространство». Следует сказать, что, несмотря на довольно частое упоминание в научной литературе, понятие «правовое пространство» не подвергалось в политологии, в том числе, каким-либо специальным исследованиям или исследованиям. Действительно, политико-правовая наука фокусируется на структурно-нормативном, отраслевом рассмотрении правовых реалий.
На наш взгляд, термин «правовое пространство» выступает как универсальное политико-правовое понятие, позволяющее анализировать соразмерность нормативных правовых актов, договорные механизмы в республиканских отношениях, изучать общее и особенное, пределы и сферу действия правовых актов и др. Более того, с нашей точки зрения, правовое пространство включает в себя совокупность правовых явлений, процессов, правосознания, правового функционирования юридических лиц в контексте общественно-политических отношений. Изучение специальной литературы позволяет констатировать, что вопрос о том, что следует понимать под правовым пространством, правом, является дискуссионным. Можно говорить о традиционных подходах к пониманию права.
Эти подходы, правда, в не очень выраженной форме, прослеживаются в законодательстве XX - начала XXI веков.
В условиях современного, в его переходном и кризисном состоянии, необходимо более глубокое понимание роли репрессивных и восстановительных правовых норм в формировании современной гражданственности и гражданской культуры, учитывая хотя бы тот факт, что миллионы россиян стали реальными объектами практического применения репрессивного права. Выступая важным и необходимым инструментом государственного управления, формой реализации государственной политики, право одновременно является важным показателем положения человека в обществе и государстве, гарантией его прав, инструментом их защиты и реализации.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус личности, являются важной составляющей русского права, что очень важно для оценки развития и демократичности этой правовой системы.
Современное право в своем истинном смысле рассматривает человека, его благо как цель, а не как средство функционирования общества. Система русского права включает в себя различные элементы (правоотношения, правопорядок, правопреемство, правоспособность и т.д.), среди которых для нашего исследования особое значение имеют правотворчество и правосознание.
ЗаключениеПроблема сознания, его содержания, назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественных наук, в том числе и юридических. Проблема сознания имеет непосредственное отношение к человеку, его внутреннему миру и бытию в рамках системы социальных связей и культурных ценностей, что позволяет взглянуть на проблему через призму различных точек зрения и научной полемики. Наука как интегративная система юридического знания, выстраивает собственную концепцию правового сознания, понимая его как необходимый, постоянный признак правовой действительности, концентрирующий в себе все возможные познавательные интерпретации, значимые для юридического регулирования. В российской юридической науке существует множество определений понятия «правосознание». Ученые в различные исторические периоды по-разному понимали правосознание, его значение и сущность. С.А. Комаров считает, что «правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических, политических, религиозных воззрений»
Правосознание – весьма сложный феномен, который имеет различные аспекты философского, юридического, социально-политического и морального содержания. Оно представляет собой сферу общественного сознания, духовной жизни общества и является элементом правовой жизни. Осознание сущности и ценности права, его роли в социальной жизни общества, включая и категорию правосознания, особенно важно возродить, воплощая в жизнь накопленный научный потенциал. В свою очередь это создает основу для разработки концепции современного правосознания, его интегрального определения с учетом обновления правовых, социально-политических, экономических, духовных реальностей российского общества.
Список литературыАбрамова Е.В. Источники права как системная категория // Вестник ОмГУ. Сер.: Право. 2018. №4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-prava-kak-sistemnaya-kategoriya
Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2018. 17 с.
Артеменко Т.А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти // Административное право и процесс. 2007. № 4. С. 25–29 ; Смолина И.Г. Правовая культура избирательного процесса в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 172 с
Баранов В.М. Формы права // Теория государства и права / под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. М., 2019
Бондаренко Г.И., Берсиров Т.Б., Продиблох Н.Е. Вуз как институциональный агент формирования правосознания // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С. 8–14.
Бошно С.В. Трудности формирования правовой культуры // Право и современные государства. 2016. № 2. С. 8–10. https://doi.org/10.14420/ru.2016.2.1.
Воробьев С.М., Зотова Н.В., Лещенко О.В., Комаров С.А., Курмаев Р.М. Правосознание и правовая культура граждан России: теоретико-правовые проблемы // Dilemas contempor|neos: educación, política y valores //http://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/Año: VII Número: Edición Especial Artículo №: 108. Período: Noviembre, 2019
Гаджиева П.Д. Возможности правовой информации в формировании правосознания студентов // Символ науки. 2016. № 3–2. С. 46–48
Гусарова М.А. Понятие правосознания в современных интегративных теориях (на примере концепций А. В. Полякова и И. Л. Честнова) // Общество: философия, история, культура. – 2017. – № 1. – С. 28–31
Джамалова Э.К. Некоторые особенности дефинитивных подходов к правовой культуре народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 4. С. 25–36
Загутин Д.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России // Философия права. 2017. № 3 (82). С. 79–84.
Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 506 с
Краснов А.В., Скоробогатов А.В. Источники и формы права в контексте правовой реальности // БГЖ. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-i-formy-prava-v-kontekste-pravovoyrealnost
Кулапов В.Л. Формы права // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2017
Кученев А.В. Правопонимание основа формирования правосознания личности // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 313–319.
Ломакина И.А. Формирование правосознания учащихся учреждений начального профессионального образования в процессе изучения правовых дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.
Лукашева Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 2019. № 7. С. 35–46.
Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299–313
Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2017. № 3 (87). С. 70–81
Реуф В.М., Сальников С.П. Правосознание как функция и функции правосознания // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 12. – С. 50– 57.
Рудковский В.А. Теория источников права: дискуссионные моменты // Вестник СГЮА. 2015. №6 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-istochnikov-prava-diskussionnye-momenty
Рудковский В.А. Формы (источники) права // Теория государства и права / под ред. П.В. Анисимова. М., 2005
Фоменко С. С. Формирование культуры правосознания личности в условиях институциональных трансформаций: дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2015
Шиханова Е.Г. Формирование правовой культуры … С. 59.
Шиханова Е.Г. Формирование правовой культуры студентов технического профиля подготовки в воспитательном пространстве вуза : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2018. 188 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!