это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3187999
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. В последние годы вопрос социальной политики стал центром политических дискуссий практически во всех странах мира, в том числе и в России. От того, как живет и развивается общество, зависит международный успех страны. Основной целью хозяйственной деятельности человека является создание материальной базы для создания наиболее благоприятных условий жизни. Поскольку люди тесно связаны в своей хозяйственной деятельности, изменения, происходящие в индивидуальных жизненных условиях, не могут быть исключены у других людей. Это, в свою очередь, требует координации деятельности различных социально-экономических субъектов для обеспечения благоприятных условий жизни.
В современной рыночной экономике эта сфера деятельности в значительной степени контролируется государством и известна как социальная сфера. Фактически социальная сфера выражает конечную цель и результат экономического роста. С точки зрения функционирования экономической системы социальная сфера играет двойную роль. При экономическом росте основной целью экономической деятельности становится создание благоприятных условий в социальной сфере, т.е. цель экономического роста концентрируется в социальной политике. Во-вторых, социальная сфера также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди стимулируют эффективную экономическую деятельность. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем больше внимания уделяется тем, кто обеспечивает экономический рост.
Поэтому социальная сфера является одной из наиболее актуальных тем для обсуждения на национальном и международном уровнях.
В силу социальной природы экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующий социальный состав. Таким образом, экономическая реформа и объективный комплекс социально-экономической деятельности взаимосвязаны. Поэтому результатом экономических реформ должно стать создание социально-экономической системы, сочетающей преимущества современной, высокоразвитой рыночной экономики с эффективной социальной защитой граждан.
Актуальность работы в том, что главным «персонажем» все чаще становится не машина, не автоматическая линия, а человек с творческим потенциалом и способностью к инновациям. Это означает, что мотивация, производительность труда и его конечный результат, а также эффективность экономики и прогресс общества в целом зависят от условий жизни, статуса человека, развития социальной сферы, отношения к людям.
Объект работы – социальная сфера.
Предмет – приоритетные направления развития социальной сферы (на примере города Москва).
Цель работы – изучить, какие имеются приоритетные направления развития социальной сферы в Москве в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить понятие социальной сферы;
2. Рассмотреть направления социальной сферы;
3. Проанализировать роль социальной сферы;
4. Провести анализ социальной сферы Москвы;
5. Рассмотреть статистику Москвы;
6. Изучить оценку направлений социальной сферы.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Болдова Я.Е., Вахабов А.А., Григорьева И.А. и т.д.
Нормативная база исследования включает себя ряд нормативно-правовых документов: Конституция Российской Федерации, ФЗ «О социальной политике» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Сущность социальной сферы
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает проведение крупных общегосударственных мероприятий, связанных с решением социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует работникам трудовых прав, стандартных льгот и образования и не обеспечивает социального обеспечения инвалидов, малообеспеченных людей и пенсионеров. Поэтому государство должно вмешиваться в сферу распределения доходов путем реализации социальной политики [16, с. 52-67].
Социальная политика возникла в последнее время как историческое событие. Появление понятия «социальная политика» связано с формированием теории и практики социального государства во второй половине XIX века. Новая функция государства, возникшая в связи с его социализацией, получила более систематическое и качественное определение и унифицировалась через термин «социальная политика».
Историк А. А. Кочетков считает, что социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантию минимального уровня жизни, необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, деловых, личных).
С точки зрения И. С. Николаева, социальную политику можно понимать в самом широком смысле, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными учреждениями, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами, с другой стороны, с точки зрения обеспечения достойных условий жизни. Социальная политика в узком смысле является составной частью народнохозяйственной политики, направленной на решение социальных проблем [3, с. 72-97].
Но в большинстве случаев можно увидеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, уменьшение противоречий между участниками рыночной экономики.
Поэтому это обстоятельство определяет ряд условий, но одно остается неизменным - социальная политика является важной частью национальной политики, без которой многие люди просто не могут жить. Социальная политика подразделяется на экспансионистскую и ограничительную.
Расширенная социальная политика предполагает наличие социальных планов, универсальность социальных выплат и комплексность деятельности государства по перераспределению.
Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму с целью добавления функций традиционных институтов в социальной сфере. Показателем эффективности социальной политики является уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни населения - это совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продукции на душу населения, структура потребления этой продукции в домашнем хозяйстве [9, с. 123-165].
Ориентация на определение уровня жизни. Потребительская корзина - совокупность товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. Изменение стоимости потребительской корзины является основой реализации демографической доходной политики. В связи с этим существует минимальный и разумный уровень потребления.
Минимальный уровень потребления - это потребительский набор, в котором потребитель выходит за рамки норм жизненных условий. Рациональный уровень потребления - объем и структура потребления, которые более выгодны для индивида.
Минимальный уровень потребления определяет порог бедности. Доля людей, живущих за чертой бедности, является одним из важнейших показателей уровня жизни в стране. Сокращение этой цели и ликвидация бедности - одна из основных задач социальной политики.
Сложнее оценить показатели качества жизни населения - совокупность основных качественных характеристик, отражающих физическое, социальное, физическое и культурное благополучие населения.
Социальная политика направлена на решение следующих вопросов:
1. Стабилизация уровня жизни людей и предотвращение массовой нищеты;
2. Предотвращение роста безработицы, материальная поддержка безработных и подготовка рабочей силы в масштабе и качестве, отвечающих производственным потребностям общества [6, с. 213-254];
3. Поддержание стабильного уровня реальных доходов населения за счет антиинфляционных мер и индексации доходов;
4. Сектор социального развития (образование,здравоохранение, жилищное строительство, культура и искусство).
Поэтому сущность социальной политики заключается в: поддержании отношений между социальными группами, между социальными слоями, обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества, создании социальной защиты для участия в общественном производстве.
1.2 Основные направления социальной сферы
Опыт социальной политики в развитых странах создал несколько направлений ее реализации:
1.Управление занятостью населения;
2.Государственная политика в области формирования доходов;
3.Социальная защита граждан;
4.Политика, образование, здравоохранение, жилье и т. д.
Следует отметить, что данный перечень фактически отражает основные задачи национальной социальной политики.
Между разными слоями населения доходы неодинаковы. Таким образом, государство проводит политику в направлении формирования доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем [16, с. 52-67].
1535049148132800Теоретические возможности полного равномерного распределения доходов выражаются биссектрисой, которая показывает, что любой процент домохозяйств получает соответствующий процент дохода. Это означает, что если 20, 40, 60% домохозяйств получают соответственно 20, 40, 60% своих доходов, то соответствующие точки будут расположены в двух местах.
Рисунок 1.1 - Кривые Лоренца
Кривая Лоренца демонстрирует распределение реальных доходов. Затененная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца показывает уровень неравенства доходов: чем больше площадь, тем выше уровень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов точно равно, кривая Лоренца и кривая деления совпадают. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов между различными периодами или группами людей.
Одним из наиболее часто используемых показателей разницы в доходах не менее 10% является коэффициент, который состоит из соотношения между средним доходом высокооплачиваемого гражданина и средним доходом в 10%.
В соответствии с особенностями общего распределения доходов населения используется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джина). Чем больше коэффициент, тем сильнее неравенство, то есть чем выше поляризация уровня социального дохода, тем ближе коэффициент Джина к 1. В период равновесия социальных доходов этот показатель стремится к нулю, потому что высокий уровень занятости также обеспечивает соответствующий доход для основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент от текущего числа занятых. Государство в своей политике стремится добиться полной занятости. В связи с этим экономика использует не все имеющиеся ресурсы для производства продукции и услуг, а обеспечивает такой уровень занятости, при котором возможна только фрикционная и структурная безработица [10, с. 152-187].
Фрикционная безработица - это безработица, связанная с добровольной сменой места работы и временным увольнением. Это временное отсутствие работника при переходе с одной работы на другую.
Структурная безработица относится к безработице, вызванной несоблюдением производственных требований специализированной структуры рабочей силы. Структурная и неструктурированная безработица составляют естественную норму безработицы. Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, которую должно решать государство.
Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и лиц, не включенных в общественное производство, а также государственное регулирование и оплата системы труда, защита прав работников. Этот аспект социальной защиты зависит от уровня экономического развития страны, соотношения политических сил и уровня самосознания [4, с. 95-102].
Система социального обеспечения включает в себя виды обязательного социального страхования, добровольные виды, государственную систему социальной помощи и программу социальной помощи предприятиям.
Принципы социальной защиты:
1. Социальная ответственность общества и государства;
2. Социальная справедливость в сфере трудовых отношений,
3. Защита работников от социальных и профессиональных рисков является общей и обязательной для минимизации этих рисков;
4. Социальная защита, предоставляемая государством;
5. Экономическая и социальная свобода работников и их личная ответственность в сфере труда;
6. Заинтересованность и солидарность подразделений обороны в формировании и совершенствовании систем обороны;
7. Многоуровневые и многообразные методы социальной защиты.
Национальная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Основной механизм социального обеспечения работников в условиях рыночной экономики - социальное страхование [11, с. 232-256].
Жилищная политика рассматривается как элемент социальной политики по обеспечению необходимых условий жизни в современной экономике. Легкое и быстрое решение жилищной проблемы усиливает территориальную гибкость рабочей силы, что особенно важно в условиях значительных структурных преобразований, поскольку повышает производительность труда.
В традиционном варианте это направление социальной политики реализуется путем выделения средств из бюджета на оказание помощи работникам, снимающим жилье. Но этому есть альтернатива: государство пытается помочь в независимом жилищном строительстве. Еще один способ социальной поддержки в этой сфере - использование жилья, построенного частными строительными кооперативами [17, с. 89-102].
Роль государства в этом случае заключается в том, что оно предоставляет бесплатные земельные участки строительным организациям, осуществляет льготные кредиты или налагает на них более мягкие налоги. В рамках этого варианта государство обычно контролирует сумму, уплаченную за жилье, которая определяет конечную сумму дохода собственника за аренду квартиры. В некоторых случаях необходимо принять более решительные меры: изъять землю в частную собственность и использовать ее для строительства государственного жилья.
1.3 Роль социальной сферы в современной рыночной экономике
В переходный период вопросы социальной справедливости и неравенства доходов могут быть переданы в аренду не только рыночной экономике. Необходимо проводить активную национальную социальную политику.
Современная концепция социальной политики в эпоху трансформации состоит как минимум из двух стратегических направлений:
1. Мобилизация социальных факторов для экономического роста;
2. Формализация системы социальной защиты [5, с. 243-276].
Единственный способ остановить социальную бедность и тем самым искоренить ее - это служить экономическому росту, повышать эффективность производства и научно-технический прогресс, а также развивать культуру и здоровье нации.
Поэтому страны с переходной экономикой должны проводить социальную политику, которая приведет к экономическому прогрессу. Важнейшим социальным фактором экономического роста являются инвестиции в науку и образование, то есть в людей. Такой подход устраняет проблему экономических и социальных выгод, вызванных деятельностью человека.
Среди основных причин ухудшения человечности следует отметить социальную и политическую нестабильность, алкоголизм населения и растущую торговлю наркотиками, миграцию граждан в экономически развитые страны.
Мобилизация социальных факторов экономического роста, а также развитие социального партнерства создают благоприятную среду между работодателями и предпринимателями [2, с. 111-143].
Социальная политика государства в этом отношении означает, что, происходит тонкое ослабление патрилинейного статуса государства, необходимой ответственности за развитие и укрепление семьи.
Что касается финансовых аспектов дела, то активно используется специальная система социального страхования, а также государственная опека. Заработная плата должна быть выше, чем рост реальной заработной платы. Еще один экономический закон - повышение производительности труда требует большего, чем увеличение национальной заработной платы
Второй стратегический маршрут - формирование системы социальной защиты предполагает создание широких и легкодоступных возможностей для каждого члена общества получить доступ к образованию и работе, обеспечить минимальную жилую площадь и, при необходимости, получить специальную адресную поддержку.
Эта система защиты является как наличной, так и безналичной (через купоны, купоны на скидку и т.д. Социальное обеспечение часто сопровождается ценовыми искажениями [7, с. 23-41].
Существование таких проблем вызывает необходимость ускорения перехода от социальной помощи, основанной на ценовых искажениях, а также к стратегиям, основанным на целевой защите тех, кто действительно в ней нуждается.
Поэтому обобщением и доминирующей ориентацией социально-экономического развития должна быть социальная стабильность. Без этого не может быть стабильности экономической системы и общества в целом.
Социальная стабильность - это состояние общества и его граждан, характеризующееся стабильностью его экономического и социального положения и способностью обеспечить самопроизводство своей жизнедеятельности.
То есть социальная сфера представляет собой особую область отношений, связывающих субъекты общественной жизнедеятельности. Она обладает относительной самостоятельностью, имеет специфические закономерности своего развития, функционирования и строения. Включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование индивидов и групп. Социальная сфера, опираясь на собственную инфраструктуру функционально обеспечивает воспроизводство трудового ресурса, регулирует потребительское поведение тех или иных социальных субъектов, способствует реализации их творческого потенциала, самоутверждению личности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МОСКВЫ
2.1 Основные направления социальной сферы городаМосковское местное самоуправление - это группа муниципальных (местных) органов власти в городе Москве. Местное самоуправление - границы муниципальных образований, то есть границы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности муниципальных жителей [14, с. 178-193].
Каждый муниципалитет самостоятельно выбирает орган местного самоуправления, его деятельность, муниципальную собственность и Устав, который определяет его местный бюджет, а также имеет право владеть собственным логотипом (гербом, знаками отличия, флагами и т.д.). Статус внутригородского определяется Уставом города Москвы, законом города Москвы (в частности, законом об организации местного самоуправления в Москве) и Федеральным законом «Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Социальная политика Москвы не только универсальна, но и структурно сложна. Структуру социальной политики можно разделить на пять структурных частей:
1. Политика регулирования доходов населения;
2. Политика сделки;
3. Политика социального обеспечения;
4. Политика социальной защиты;
5. Политика в области охраны здоровья населения и экологической безопасности.
Специфика переходной системы доходов определяется первой структурной частью социальной политики - политикой доходов.
Бедность может быть ликвидирована только в этом случае, чтобы трудоспособные граждане могли получать достаточный доход. Задача социальной защиты для них должна заключаться в повышении их благосостояния за счет работы, самозанятости, инициативы и труда. Необходимо принять меры по стимулированию инвестиций местных производителей с целью создания новых рабочих мест [13, с. 52-67].
Важным аспектом политики распределения доходов Москвы должен стать переход к системе социального партнерства и ее развитие.
Основными инструментами налоговой политики Москвы являются: налоговая система, различные льготы, субсидии и дотации, регулирование цен и т.д. Их конкретный выбор зависит от конкретных исторических условий, закономерностей и этапов развития переходного периода муниципального образования.
Политика в области занятости, которая является вторым структурным компонентом социальной политики Москвы, также отражает трудности, диспропорции и проблемы переходного периода. Главное - безработица.
В то же время политика занятости Москвы понимается как система принципов и мер, направленных на обеспечение и поощрение разумного и свободного выбора занятости для населения. Деятельность граждан, которая не противоречит законам государства, направлена на удовлетворение потребностей отдельных лиц или общества и приносит им основной доход.
Политика взаимодействия основана на определенной системе принципов:
1. Обеспечение равных возможностей трудоустройства для всех трудоспособных граждан;
2. Обеспечение мер по ликвидации безработицы;
3.Социальное обеспечение и компенсация безработным;
4. Помощь и поощрение граждан развивать свою производительность и способность творчески работать;
5. Меры по оказанию помощи гражданам с ограниченной занятостью;
6. Участие в решении проблем сотрудничества с организациями и профсоюзами;
7. Международное сотрудничество в решении проблем взаимодействия [12, с. 12-32].
Согласно установленным принципам, государство может использовать 2 вида регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости: пассивное и активное.
Политика пассивного управления занятостью Москвы ограничивается поиском и использованием средств терапевтического или даже успокаивающего характера. Существует две основные формы реализации этой политики. Первый - это социальное страхование на случай безработицы, которое подразумевает выплату пособий по безработице. Во-вторых, социальная помощь - это финансовая помощь долгосрочным безработным.
Разница между типом активного регулирования занятости заключается в том, что Москва влияет не на результаты происходящего, а на ситуацию самоочевидного события - рынка труда. В этом случае можно использовать два основных метода действий.
Первый подход заключается в увеличении спроса на рабочую силу. В основном это делается двумя способами: общая экономика, создание нетипичных рабочих мест [5, с. 182-193].
Общие экономические меры по увеличению спроса на рабочую силу включают:
1. Расширение свободы работодателей в решении проблем занятости;
2. Необходимо увеличить спрос на рабочую по льготным налогам;
3. Кредитные льготы для работодателей, повышающих спрос на рабочую силу;
4. Определить субсидии для обеспечения того, чтобы население занималось низкой конкурентоспособностью.
Второй из методов, составляющих тип активного регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда.
Эти меры включают в себя:
1. Расширение национальных и вспомогательных учебных программ для неправительственных организаций, включая общее и профессиональное профилирование;
2. Увеличение пособий и отпусков по уходу за маленькими детьми как средство выхода с рынка труда;
3. Образовательное и творческое приложение для отдыха, которое помогает сократить сегодняшнее предложение рабочей силы, но обеспечивает более высокую производительность завтра.
Следующей структурной частью социальной политики Москвы является политика социального обеспечения. На данном этапе развития Москва понимает принципы, формы и методы, используемые для создания необходимых минимальных условий для жизни членов общества [8, с. 98-143].
Социальное обеспечение - это совокупность социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих основные права членов общества в сфере производства и распределения. Основными элементами системы социального обеспечения являются: меры по формализации, поддержке, развитию и реструктуризации человеческого потенциала, меры по регулированию источников и объемов доходов, обеспечению равного доступа на рынки товаров и услуг, а также соблюдению разумных стандартов использования социальных средств.
Основной формой определения социального обеспечения Москвы является национальный минимальный социальный стандарт, под которым понимается разработанный и утвержденный государством социальный стандарт, определяющий минимальный уровень гарантированного удовлетворения значимых социальных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах:
1. Минимальные бюджетные расходы;
2. Минимальная заработная плата.
Следующим структурным компонентом социальной политики Москвы является политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, которые муниципальной образование использует для создания и управления социально-экономическими условиями для обеспечения защиты социальных рисков граждан [5, с. 254-287].
Социальный риск относится к ситуациям, которые наносят большой ущерб гражданам по причинам, которые не контролируются (безработица, инфляция, инвалидность, смерть главы семьи и т.д.).
Основой этой защиты считается создание и развитие системы социальной защиты, которая формирует комплексные формы и меры по обеспечению безопасности жизни населения и граждан, находящихся в зоне социального риска в силу условий, не зависящих от этой системы.
Основными принципами, на которых основывается политика социальной защиты, являются:
1. Человеческая природа;
2. Дифференцированный подход к социально-демографическим сегментам и группам населения;
3. Адресная защита;
4. Гибкость системы;
5. Интеграция компонентов в единую систему;
6. Надежность ресурсного обеспечения принимаемых мер.
Существует две основные формы социальной защиты в Москве: денежная и физическая. В некоторых случаях различные пособия, пенсии и субсидии выплачиваются наличными. В своей естественной форме социальная защита предоставляется в виде бесплатного школьного завтрака или обеда, обеспечение детских домов одеждой и продуктами питания и т.д. [16, с. 52-67].
Подходы к социальной защите на практике разнообразны и новые подходы могут возникать по мере изменения социальных условий, особенно в условиях переходного периода. Основными методами, используемыми в переходный период в Москве, являются: социальная помощь, социальное страхование, социальная опека, социальная поддержка, социальные услуги.
Социальное страхование - это система оказания финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных). Объем социальных услуг зависит от суммы выплат. Кроме того, эта система может быть публичной и частной.
Социальная опека - это метод социальной защиты, который предоставляет помощь независимо от уровня дохода или вклада, но связан с появлением потребностей (например, дети без родителей).
Охрана здоровья населения и политика экологической безопасности - еще одна составляющая социальной политики Москвы. Две крупнейшие социальные проблемы:
1. Тенденция к сокращению численности населения в переходный период;
2. Риск экологической катастрофы в целом может решить проблемы не только переходного периода, но и народного хозяйства [9, с. 100-154].
Основной причиной сокращения численности населения является снижение рождаемости, а также увеличение смертности населения. Рост смертности в Москве связан со следующими причинами:
1. Ухудшение здоровья населения в связи с ухудшением его экономического положения;
2. Длительное социальное давление;
3. Рост заболеваемости тяжелыми заболеваниями;
4. Рост детской смертности;
5. Рост смертности мужского населения от неестественных причин.
Потеря населения неоценима для муниципального образования. Без населения, без его здоровой и активной поддержки нет переходной задачи, которая может быть выполнена.
Это касается и экологической безопасности. Если этого не сделать, социально-экономическая реструктуризация и социально ориентированные модели обречены на провал.
Именно поэтому охрана здоровья населения и обеспечение экологической безопасности должны стать еще одной и наиболее важной частью социальной политики.
Но особенности переходного периода и высокая стоимость провала социальной политики Москвы поставили перед наукой такую общую задачу, как разработка социальных стратегий. Социальные стратегии являются внутренней, общей и долгосрочной основой всей социальной политики [7, с. 58-61].
Основной функцией социальной стратегии можно считать:
1. Определение основных целевых направлений социальной политики;
2. Обеспечение комплексности, внутренней согласованности всех частей социальной политики.
Поэтому, подводя итог вышесказанному, следует сказать, что социальное сфера Москвы, несмотря на все ее недостатки, существует политически, но не имеет развитой системы социального партнерства и защиты. Активная роль муниципального образования в общественной жизни и сфере социально-экономических отношений является основополагающей.
2.2 Статистика основных социальных показателей
По данным Росстата, дифференциация по доходам в Москве в 2019 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9%. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Распределение общего объема денежных доходов населения Москвы 2018-2019 гг., % [18].
Показатели 2018 г. 2019 г.
Денежные доходы - всего, процентов 100 100
в том числе по 20-процентным группам населения: первая (с наименьшими доходами) 5,1 5,1
вторая 9,8 9,8
третья 14,8 14,8
четвертая 22,5 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 47,8 47,8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 16,8 16,7
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,422 0,422
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (см. табл. 2.2), выросли доходы населения.
Таблица 2.2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода 2018-2019 г., % [18].
Показатели 2018 г. 2019 г.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: 13,3 13,1
Дефицит денежного дохода: 1,3 1,2
Так, в 2019 г. объем денежных доходов населения Москвы увеличился на 12,5% по сравнению с 2018 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг на 5,0% больше, чем в 2018 году. Сбережения за этот период составили на 67,3% больше, чем в предыдущем году.
По данным Росстата России, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2019 г. составила более 52% от общей численности населения.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения Москвы, в 2019 г.. составил 8,6%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в 2019 г. составил 61,2% (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Экономическая активность населения [18].
Показатели 2018 г. 2019 г. 2018 к 2019 г., (+/-)
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 7557 7456 -101
занятые 6950 6799 -150
безработные 606 656 495
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет), % 67,8 66,9 -0,9
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет), % 62,4 61,0 -1,4
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет), % 8,0 8,8 0,8
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения.
Таблица 2.4 - Показатели численность граждан социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 2018-2019 г., % [18].
Показатели 2018 г. 2019 г.
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек 39,4 38,8
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. 102,5 120,7
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. 217 259
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов 28 27
На основании представленных данных можно сделать вывод, что:
1. Жилищные условия с каждым годом улучшаются;
2. Субсидии / социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг стало получать меньшее количество людей, но при этом размер самих выплат увеличился.
По оценке Росстата России, численность постоянного населения Москвы к 2019 г. увеличилась на 3,2 тыс. человек, или на 0,002%.
2.3 Оценка направлений социальной сферы городаЗа последние пять лет абсолютное большинство граждан сосредоточилось в основном на повышении цен (более 70%). Это неудивительно, так как инфляция Москвы все еще находится на высоком уровне (8,8 % на конец 2019 года).
Проблема роста безработицы стала беспокоить больше москвичей, чем в 2018 году (56% в июне 2019 года).
В результате финансового кризиса и спада производства большое количество населения Москвы понесло материальные потери. У многих групп населения развилось недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня общество сталкивается с новыми вызовами и новыми рисками [11, с. 52-67].
В связи с этим руководители министерства Москвы вынуждены решать сложную проблему. С одной стороны, должны сократить охват кризисом от коронавируса наиболее уязвимых групп населения, с другой стороны - сохранить количество финансовых ресурсов, выделяемых государством для выполнения социальных обязательств, которые обсуждались с представителями Минфина и Минэкономики.
Правительство приняло принципиальное решение о том, что даже в условиях глобального финансового кризиса все социальные обязательства были выполнены на надлежащем уровне до начала финансового кризиса. Социальные обязательства, предусмотренные в бюджете Российской Федерации, не были сокращены в период финансового кризиса.
В рамках модели немедленного реагирования были принты специальные меры по снижению социальной напряженности, в основном в связи с ухудшением ситуации на рынке труда.
В случае угрозы массовых увольнений Москва выделила дополнительные средства на повышение квалификации сотрудников. Были проведены специальные мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса и самозанятость безработных граждан [15, с. 87-93].
Ситуация с занятостью в Москве находится под контролем. Региональные власти уделяют особое внимание трудоустройству людей с низкими денежными доходами, а также безработице граждан, которые по объективным причинам недостаточно конкурентоспособны на рынке труда.
Пенсионная система граждан Москвы активно развивается и будет развиваться и в дальнейшем. Особенно в том, что касается государственной помощи в дополнительном страховании по старости.
С 1 октября 2019 года государство начало финансировать субсидируемую часть трудовой пенсии граждан. Часть выплаты из части будущего пенсионного фонда оплачивают граждане, а другую часть - государство.
Система финансовой поддержки молодых семей в Москве, имеющих второго ребенка и не только, продолжает совершенствоваться и развиваться. В 2019 году семьи, получившие ипотеку на покупку жилья, смогли воспользоваться ипотекой для погашения ипотеки на так называемый материнский семейный капитал (в размере 300 тысяч рублей) [13, с. 6-15].
Значительные изменения произошли и в сфере здравоохранения. В 2019 году планировалось принять концепцию развития здравоохранения до 2021 года. Цель состояла в том, чтобы значительно повысить качество медицинских услуг и обеспечить медицинское обслуживание всех без исключения групп населения.
Основным направлением здравоохранения стало формирование здорового образа жизни, который воспитывает потребности каждого человека в укреплении здоровья и благополучия своих детей. Прежде всего, это искоренение вредных привычек (употребление алкоголя и табака), развитие спортивно-развлекательных систем, значительное улучшение охраны труда и здоровья на рабочем месте.
На решение этой проблемы в Москве направлены масштабные организационные, структурные, финансовые и экономические преобразования, которые предполагается осуществить и в дальнейшем.
Провал нормативных механизмов социального партнерства в настоящее время особенно важен. Слушать и понимать друг друга, находить компромиссы и взаимоприемлемые решения - вот основные задачи социального диалога [16, с. 52-67].
Сегодня задача - минимизировать социальные последствия, которые приводят к финансовому кризису, и избежать каких-либо социальных волнений в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕОжидаемые и фактические результаты экономических реформ, проводимых в России с переходной экономикой, должны оцениваться не только на основе экономических критериев, но и на основе таких социальных критериев, как качество и ожидаемая продолжительность жизни населения, охрана и улучшение окружающей среды, социальное обеспечение и социальная справедливость.
Социальная политика государства не может сводиться к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих. Более важным элементом этой политики являются социальные аспекты приватизации, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и других видов экономической политики. Только в этом случае можно говорить об общественно-ориентированной экономике, где производственные отношения и механизмы управления обеспечивают подчинение процесса воспроизводства вопросу развития личности, устранение отчуждения человека от рабочей силы и ее продуктов, средств производства, общества и культуры.
В данной работе были изучены основные направления и механизм реализации социальной политики в современной рыночной экономике. Изучена роль социальной политики в современной рыночной экономике, были рассмотрены концепции, цели и принципы социальной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3.Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 27.12.2009) «О занятости населения в Российской Федерации».
5. ФЗ от 31 июля 1997 года N 42/47-ОЗ «о муниципальных должностях и муниципальных служащих Московской области».
Библиографическая литература:
6.Болдова, Я.Е. Взаимосвязь социальной защиты населения и социальной работы /Я.Е. Болдова. - Улан-Удэ, - 2019. - 213 с.
7.Вахабов, А.А. Социальное развитие как условие экономического роста / А.А. Вахабов. - М., 2017. - 245 с.
8.Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учебное пособие / И. А. Григорьева. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 149 с.
9.Дахин, А.В. Основы социального государства: учебное пособие / А.В. Дахин. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. – 102 с.
10.Егоров, Г.В. Социальная политика в СССР в период с 1980 – 1991 гг. / Г.В. Егоров. - 2018. - 175 с.
10.Зябликов, Д.В. Социальная политика РФ и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д.В. Зябликов. - М., 2018. - 150 с.
11.Клименко, В.А. Рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития / В.А. Клименко. - М., 2019. - 72 с.
12.Липайкина, М.И. Социальная политика: цели и теоретические основы изучения М.И. Липайкина. - М., 2018. - 306 с.
13.Морозов, В.Е. Рыночная экономика и ее социальная направленность / В.Е. Морозов. - М., 2017. - 541 с.
14.Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы: учебное пособие / Г.И. Осадчая. - М. : Академический проект, 2018. – 334 с.
15. Плюхина, А.А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития / А. А. Плюхина. – М., 2019. – 542.
16.Приходовская, Е.А. Рыночная экономика / Е.А. Приходовская. - М., 2018. - 657 с.
17. Свистун, Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России / Р.А. Свисун. - М., 2017. - 390 с.
Электронные источники:
18. Российская статистика [Электронный ресурс]. М., 1999–2021. URL: https://rosstat.gov.ru/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!