это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3189223
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность данной курсовой работы. Изменения в структуре российского государства и жизни российского общества привели к необходимости регулирования новых отношений, которые ранее не существовали или не регулировались правовыми нормами. Поэтому изучение законодательной системы Российской Федерации на данном этапе очень важно. Этот научный вопрос находится на стыке теории государства и права, конституционного права и других научных исследований.
Особый интерес представляет изучение федеральной системы законодательства в России. В федеративном государстве существует два уровня законодательной системы, что является отличительной чертой федеративного государства: федеральное законодательство и законодательство субъекта федерации, а законодательная система субъекта федерации и федеральная законодательная система находятся в довольно сложной ситуации.
Тема курсовой работы, ее теоретическая часть, широко изучена ведущими юристами современности, такими как: А. П. Альбов, С. С. Горохова, А. С. Гуков, А. М. Зарецкий, Ф. Г. Долгих и других.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере становления и совершенствования современной системы российского законодательства, а так же в ходе его исторического развития.
Предмет работы - нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно становления института российского законодательства.
Цель курсовой работы - комплексное правовое исследование института развития, совершенствования и становления российского законодательства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
Изучить систему законодательства в федеративном государстве;
Рассмотреть отраслевую структуру законодательства;
Охарактеризовать иерархическую (вертикальную) структуру законодательства;
Изучить федерально-территориальную структуру законодательства;
Охарактеризовать основные периоды формирования системы Российского законодательства;
Проанализировать проблемы и перспективы развития системы Российского законодательства.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. Понятие законодательства1.1. Система законодательства в федеративном государствеОсновным признаком, определяющим статус нормативного правового акта в законодательной иерархии, является его правовое действие, которое указывает на степень подчиненности акта акту вышестоящего органа. Юридическая сила Закона зависит от сферы компетенции учреждения, которое его обнародовало.
Существуют различные критерии классификации нормативных правовых актов. По своим правовым последствиям они делятся на законы и уставы.
Вертикальная структура законодательства включает также ратифицированные международные договоры и нормативные решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Иерархическая структура законодательства также включает в себя поведение субъектов Российской Федерации и поведение органов местного самоуправления. Но детали их взаимосвязи с федеральными нормативными актами будут рассмотрены в следующей главе этой работы.
Единым связующим звеном между различными правовыми актами является Конституция Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы и иные правовые акты, принятые Российской Федерацией, не противоречат Конституции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Статья 4 устанавливает верховенство конституции и федерального закона на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают конституции особый статус в системе правовых актов и устанавливают единство правового пространства Российской Федерации.
Особый порядок внесения изменений и принятия новой конституции Российской Федерации подчеркивает особый статус конституции. Этот факт помогает выделить некоторых авторов на нескольких уровнях самой конституции.
Ссылка в статье 15 Конституции на непосредственный характер ее действия имеет большое значение для понимания статуса и роли Конституции в законодательной системе. Однако непосредственное воздействие конституционных норм осложняется спецификой конституционных норм: большое место в них занимают нормы-принципы, нормы-цели, конституционные нормы, не содержащие определенных правил поведения. Так, статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье граждан". Эти конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.
Таким образом, Конституция Российской Федерации служит основой для принятия соответствующих законов, регулирующих общественные отношения.
а) когда положения, содержащиеся в конституционных нормах, по своему смыслу не требуют дополнительного надзора и не содержат указания на возможность их применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина;
б) Когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ему;
в) Когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит соответствующим положениям Конституции;
г) если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по вопросам общей юрисдикции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, ни один федеральный закон не может быть истолкован как нарушение конституции Российской Федерации.
В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.
Несмотря на эти проблемы, конституция является основным правовым фактором. В процессе законотворчества и правоприменения происходит конкретизация конституционных норм, но отступать от буквы и духа Конституции недопустимо.
Следующим звеном в законодательной иерархии является закон. Закон - это акт права, принятый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу, предназначенный для регулирования важнейших общественных отношений.
Закон имеет высший статус в иерархии законодательства, и он имеет первичную природу. Другие правовые акты должны основываться на законе и не должны противоречить ему. Должна существовать связь между правовым действием акта и сферой общественных отношений, находящихся под его контролем. Чем важнее общественные отношения, тем выше юридическая сила правового акта. В то же время возникает вопрос об определении важности связей с общественностью. Можно принимать законы по "узким" вопросам общественных отношений, но рассчитанные на многократное применение. Это не должно приводить к незначительному регулированию общественной жизни.
Важно установить взаимосвязь между федеральной конституцией и конституцией. В конституции нет прямой ссылки на долю ее юридической силы.
Часть 3 статьи 76 Конституции предусматривает примат федерального конституционного закона над федеральным законом. Поэтому последние должны соответствовать первым и стоять на одну ступень ниже в иерархии. Был принят федеральный закон "Об актуальных вопросах общественной жизни". Для принятия этих документов Конституция предусматривает более сложные процедуры, чем принятие конституционных законов.
Подзаконные акты российского законодательства включают нормативные указы Президента Российской Федерации. В отличие от указов правоохранительных органов, они содержат правовые нормы, имеют общеобязательное значение и предназначены для повторного использования. Часть 1 статьи 115 Конституции предусматривает возможность для Президента издавать нормативные указы.
Согласно части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону". Очевидно, что в данном случае термин "федеральный закон" употребляется в собирательном смысле.
Статья 115 Конституции, статья 23 Федеральной Конституции "О правительстве Российской Федерации" предусматривают исполнение постановлений правительства на всей территории Российской Федерации, которые подчеркивают его высокий статус в иерархической законодательной системе.
Различные министерства, федеральные службы и федеральные агентства используют различные названия правовых актов: приказы, инструкции и письма-инструкции. Это разнообразие привело к вопросу об определении правового действия закона в правоохранительной деятельности.
Эти акты издаются органами, наделенными специальными полномочиями.
Поэтому можно сделать вывод, что основным требованием всех нормативных правовых актов, независимо от их положения в иерархии, является их законность, а также точное соблюдение и исполнение Конституции Российской Федерации.
1.2 Отраслевая структура законодательстваПо своей юридической силе ("горизонталь") нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, "вертикаль" - вводимые в Федерацию и принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает иерархию законов: федеральный закон не должен противоречить Федеральной Конституции (часть 3 статьи 76); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному закону; в случае противоречия федерального закона другому закону, изданному Российской Федерацией, применяется федеральный закон (часть 5 статьи 76).
К таким законам относятся: Конституция Российской Федерации, конституционные законы, федеральные законы, кодексы, кодифицированные акты-основы законодательства, а также Конституция, уставы (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Конституция-это состав государства, основной закон, определяющий правовые основы государства, принципы государственного устройства, структуру, основные особенности, права и свободы граждан, форму правления и форму устройства государства, судебную систему. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, как в силу принятия (путем референдума), так и в силу наличия специальных процедур изменения, а также специальных механизмов защиты - Конституционного Суда Российской Федерации.
Обычный федеральный закон-это действующее законодательство, регулирующее различные вопросы экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. Все законы имеют высшую юридическую силу. Соблюдение ими Конституции и конституционного права Российской Федерации должно обеспечивать единство законодательной системы и последовательное выражение принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа представителей Государственной Думы, которое считается одобренным Советом Федерации, если за них проголосовало более половины от общего числа его членов или если Совет Федерации не рассматривает их в течение 14 дней (статья 105).
В законодательстве существуют кодифицированные акты-кодексы и другие акты. Закон о кодификации отличается от обычного федерального закона тем, что содержит нормы, регулирующие важнейшие базовые общественные отношения, и определяет нормативную базу для конкретных отраслей (институтов) законодательства. Цель кодификации состоит в том, чтобы создать более стабильные, более стабильные нормы, призванные быть эффективными в долгосрочной перспективе. Кроме того, кодификация укрепила согласованность нормативных актов, их правовое единообразие и последовательность. Эффективность кодификационных законов во многом зависит от того, способны ли законодатели учитывать объективные тенденции развития отношений, являющихся субъектами регулирования таких актов, их динамику.
Одной из наиболее известных форм кодификационного права является кодекс, закон, который объединяет и систематизирует правовые нормы, регулирующие стабильные социальные отношения группы. Кодекс обычно относится к определенной отрасли материального или процессуального права
Еще одним видом кодификации является основа законодательства, которая указывает на федеративный характер государства. Эта форма нормативного правового акта была унаследована от Советского Союза, и 16 законодательных основ СССР и республик регулировали важнейшие сферы общественной жизни - трудовые, имущественные, жилищные, семейные и супружеские отношения.
В настоящее время это создает противоречия между федеральными и региональными законами и негативно сказывается на качестве регионального законодательства.
1.3 Иерархическая (вертикальная) структура законодательстваВертикальная (иерархическая) структура отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов в соответствии с их правовыми последствиями. Главой системы нормативно-правового регулирования Российской Федерации является Конституция, за которой следуют законы, указы президента, постановления правительства, положения органов местного самоуправления, местные уставы.
Вертикальная структура российского законодательства в переходный период формировалась на основе принципа стратификации и упрощалась до следующих критериев:
а) изменение федеративной структуры законодательства в рамках конституционализма как идеологии правовой государственности;
б) ориентация федерального и регионального законодательства на строгую упорядоченность нормативно-правовых актов, реализующую принцип верховенства законов;
в) достижение эффективности и качественной реализации законодательства на федеральном и региональном уровнях с учетом подзаконного и ведомственного нормотворчества;
г) научное обеспечение законодательной деятельности: планирование, информатизация, экспертиза, систематизация и т.д.;
д) сохранение преемственности отечественного законодательства в условиях инкорпорации норм международного права и региональной национально-культурной диверсификации российского законодательства.
Основа вертикальной (иерархической) правовой системы делится в соответствии с правовыми последствиями нормативных актов и национальными органами, принимающими нормативные акты. В соответствии с этими критериями вся существующая правовая база государства делится на законы, принятые высшим представительным органом государства или народом в целом путем референдумов, которые регулируют наиболее важные вопросы общественной жизни и имеют наивысшую юридическую силу, а также подзаконные акты, которые должны соблюдаться и издаваться в соответствии с ними.
В Российской Федерации вертикальная законодательная система состоит из следующих подразделений:
- Конституция Российской Федерации, которая является главой законодательной системы;
- Федеральный Конституционный закон;
-федеральный закон;
- Нормативный указ Президента;
- Решения государственного регулирования;
- Нормативные приказы, постановления, директивы и акты других наименований министерств, национальных комитетов и других центральных органов исполнительной власти;
- Нормативное поведение представителей и исполнительных органов местного самоуправления;
- Правила, изданные для управления предприятиями и учреждениями в рамках их компетенции (местное поведение).
Поэтому можно сделать вывод, что основным требованием всех нормативных правовых актов, независимо от их положения в иерархии, является их законность, а также точное соблюдение и исполнение Конституции Российской Федерации.
1.4 Федерально-территориальная структура законодательстваНаличие федеративного устройства в законодательной системе является отличительной чертой федеративного государства. Соотношение правового акта федерации и правового акта субъекта федерации оказывает большое влияние на состояние правовой системы.
Россия - федеративное государство. Субъекты Федерации связаны общими обязательствами и взаимной ответственностью, регулируемыми Конституцией Российской Федерации. В то же время структурные элементы федерации (субъекта), как и сама федерация, обладают некоторой независимостью друг от друга. Независимость Федерации проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии федеральных органов государственной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию страны, верховенстве федеральных законов и конституций. Поэтому Россия-это страна, которая должна сформировать единое правовое пространство.
Изучение опыта разделения предмета компетенции в других странах дает основания утверждать, что подход российской Конституции является одним из наиболее перспективных. Конституция Федеративной Республики Германия перенимает опыт конституционного разделения субъектов, находящихся под юрисдикцией Германии. Российская Федерация признает конституционное разделение субъекта компетенции, которое не входит в компетенцию Федерации и обладает всей полнотой государственной власти. В ходе осуществления своих полномочий субъекты Федерации формируют собственное законодательство, право, на создание которого предусмотрено Конституцией Российской Федерации (статьи 5, 73, 76).
Изучение структуры федерального законодательства предполагает выяснение характера связи между федеральными и региональными правовыми актами.
Одной из основных причин противоречия в структуре федерального законодательства являются двусторонние соглашения, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти соглашения отражают общую тенденцию к децентрализации правового регулирования. Они устанавливали различные полномочия для субъектов федерации. Положения соглашения определяют содержание законодательства субъекта Федерации. Поэтому при определении соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству возникает вопрос о приоритете договорных положений или норм федерального законодательства.
Отсутствие четких представлений о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в основном обусловлено разнообразием взглядов на природу и характер Российской Федерации, степень самостоятельности субъектов федерации. Поэтому изучение структуры федерального законодательства неотделимо от общего анализа современного русизма.
Конституция Российской Федерации установила модель симметричной федерации, но асимметричный характер России сделал заключение договоров нарушением статей 71-73 Конституции.
Вышеприведенная характеристика российского федерализма означает, что нормы Конституции РФ имеют приоритетное значение для определения соотношения двух уровней законодательства. В ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлен принцип верховенства федерального законодательства. Следовательно, Россия вправе требовать признания своего законодательства на всей территории, что должно служить формированию единой непротиворечивой системы законодательства, созданию единого правового пространства. Поэтому правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с разграничением предметов ведения, определенном Конституцией РФ.
Многие субъекты Федерации до сих пор не нашли субъекта своих собственных законов и нормативных актов. В результате они часто "встроены" в федеральную власть или просто "повторяют" федеральные действия.
Поэтому сегодня невозможно говорить о четком соблюдении закона в рамках федеральной законодательной структуры. Решение проблем в теории не сразу приводит к положительным изменениям на практике. Во многих отношениях причины несоответствия между поведением на региональном уровне и поведением на федеральном уровне носят экономический характер. Субъектом Федерации является заключение двусторонних соглашений в целях реализации экономических интересов. Поэтому необходимо укреплять федеративные отношения в финансовой сфере.
ГЛАВА II. Основные периоды формирования системы Российского законодательстваТеоретический подход к пониманию законодательства и правовых систем, пониманию процессов их формирования и актуальности невозможен без опоры на исторические материалы, а его концептуальное исследование в свою очередь позволяет достичь общенаучного подхода к этим правовым явлениям с использованием системного подхода, поскольку познание имеет особое значение для истории государств и законов, поскольку любая система представляет собой целостную, упорядоченную совокупность элементов, придающих ей новое, а не присущее ей качество.
В этом смысле российская законодательная система не является исключением, поскольку ее исследование позволяет понять ее природу, выявить основные этапы становления, как отражение процесса развития нормативно-правовых актов.
На основе рассмотренного материала мы выделим три этапа становления российской законодательной системы: 1)общее направление становления правового регулирования и зарождение законодательной системы (IX-середина XVII века); 2) области и направления правового регулирования.
Первый этап становления российской законодательной системы связан с определением общего направления правового регулирования и зарождением законодательной системы. Его начало связано с периодом становления государственности и действующих законов Древней Руси, а конец-с изданием Соборного свода в 1649 году.
Древнерусские властно-правовые предписания основывались на обычаях и традициях славянских племен, которые, как было признано властями, формировали обычное право как первоисточник позитивного права. В то время в законодательстве было мало последовательности, оно лишь отражало происхождение правовых нормативных актов и подчеркивало их естественную неразвитость. В то же время именно на этом этапе были выявлены основные тенденции развития российской правовой системы.
Регулирующая деятельность государства связана со сложностью общественных отношений и приводит к увеличению количества правовых актов, а также усложнению их содержания. В то же время была разработана методика представления правовых актов и сформирована основа правовой технологии. В результате увеличения правового массива необходимо было упорядочить его, чтобы обеспечить правовой материал для нового государственного аппарата и судебной деятельности, а также заложить основу для систематизации законодательства. Все это способствует приданию внутренней и внешней согласованности закону, как качественному состоянию правового массива.
Развитие правовых технологий, систематизация права и формирование законодательной системы стали проявляться, как неразрывное явление в области права, сформировавшееся в жизни российского общества, а также как явление высшей власти и особой заботы государства.
На эволюцию правовой системы повлиял ряд факторов. Одним из них является специфика права, которая проявляется в нормативном выделении, применимом к конкретным группам населения и территориям, которое актуализировалось в последующие периоды с развитием правового устройства Российской империи. Еще одним фактором является взаимодействие формирующейся российской системы с развитием зарубежных правовых систем.
Систематизация правовых предписаний выступает важнейшей предпосылкой формирования и развития системы законодательства. В этом плане показательно создание и использование в юрисдикционной деятельности Русского государства в XI - XII вв. первого кодифицированного акта древнерусского права - Русской Правды, которая воспринималась как "руководство для суда" и была "в ее древнейшем составе обращена в доисторическую глубину народной жизни".
Публикация судебника в 1497 году еще больше определила право России в контексте объединения русских земель вокруг Москвы, что стало первой, хотя и довольно неудачной, попыткой создать общероссийский акт кодифицированного характера. Судебный кодекс основан на этих актах, но он еще не имеет четкой структуры: при разграничении положений, касающихся центральных и провинциальных судов, нормы материального и процессуального права не разделяются.
Разработка этого акта была предложена Судебником в 1550 году. В нем учтены предыдущие недостатки и представлена, хотя и непоследовательная, разница между правилами субъекта и процедуры: правовые нормы уголовного субъекта и процессуального права закреплены в первой части, а гражданского материального права - во второй. В придворных книгах 1550 года они были введены в течение всего следующего столетия, что было связано с созданием и функционированием различных орденов, для которых были изданы указы (почти 450).
В начале XVII века начали складываться предпосылки для перехода ко второму этапу формирования отечественной законодательной системы. В России в понимании законодательной власти и правоприменительной практики определяется направление правового регулирования, выявляется необходимость систематизации легализации, накапливается опыт создания масштабных правовых актов.
Второй этап формирования российской законодательной системы связан с определением предметно-территориального уровня правового регулирования, а также с поиском путей развития законодательной системы в середине XVII века-первой четверти XIX века. Начало этого этапа ознаменовалось принятием Кодекса Совета 1649 года, а конец-публикацией закона о систематизации законодательства, подготовленного комитетом, разработавшим этот закон в 1810-1820-х годах.
Соборный кодекс 1649 года стал основой для определения сферы правового регулирования. Именно эта граница разделяла древнее и новое законодательство и оставалась краеугольным камнем российского законодательства вплоть до публикации кодекса законов. Публикация Кодекса была обусловлена сложными социально-экономическими и политическими причинами.
Соборный кодекс был первым кодексом в истории российского права (в России в то время юридический термин "кодекс" был синонимом понятия "кодекс").
Нормы кодекса Совета можно разделить на следующие формирующиеся отрасли права:
1) Церковное право (гл. 1);
2) Национальное законодательство (гл. 2-9);
3) Судебный акт (ч. 10-15);
4) Гражданское право: Положения о наследии (глава 3). 16-20);
5) Уголовно-процессуальный кодекс: определение подсудности, функций органов полиции по уголовным делам и состава крупных имущественных преступлений, совещательная характеристика стрелецких и казачьих дел (главы 21-25).
Укрепление сферы правового надзора в XVIII веке имело особенно важное значение для формирования российской законодательной системы. Последнее стало главным средством преобразования царской воли в общество и главным инструментом преобразования. Значительно возросла законодательная сила, определен тип правовой систематизации и ее содержательная направленность, а также восполнены пробелы в различных областях правового надзора. Активный поиск путей систематизации законодательства стимулировал создание его системы. Типичной ситуацией в то время была публикация крупномасштабного кодификационного законодательства, регулировавшего основные области права и регулирования.
Об интенсивности законодательной деятельности можно судить по росту законодательной власти. С момента принятия Кодекса парламента в 1649 году и до второй трети начала девятнадцатого века было издано 35 993 правовых акта, из которых 1026 были систематически формирующими и изданы в форме кодифицированных актов: кодексы, статуты, учреждения и такие правовые акты также включают 250 свидетельств о праве собственности. При Петре I кодифицированный законопроект был принят в 161 году, при Екатерине II-в 151, при Александре I-в 414.
С начала XVIII века предпринимались активные попытки систематизировать законодательство. Поэтому Петр I указом от 18 февраля 1700 года учредил Торговую палату Кодекса. Работа этого комитета и его последующих комитетов не принесла никаких результатов. В царствование Елизаветы Петровны шестой систематизированный орган с начала века-Учредительный комитет кодексов (1754)-должен был сформулировать кодекс, состоящий из четырех частей:"1) по судебным делам, 2) по уголовным делам, 3) по мировым нападениям, 4) законы о народе государства", также требуя подготовки "уставов по государственным делам, чтобы был устав для каждого субъекта".Расширение территории Российского государства в XVI-XVII веках, а также активная территориальная экспансия XVIII века привели к еще одному фактору формирования российской правовой системы-империи, которая определила структуру внутреннего законодательства, породила аннексию новых территорий и новых этнических групп, поставив вопрос об отношении высшей власти к ранее сложившимся в этих регионах административно-административным системам. Верховная власть России при включении новых территорий в целях обеспечения политической стабильности гарантировала сохранение прежних религий, обычаев и законодательства на этих территориях, действительность которых подтверждалась каждым императором. Такая ситуация привела к формированию в Российской империи двух уровней законодательства: государственного и местного.
В царствование Александра I систематизация законодательства усилилась. В феврале 1804 года Комитет по разработке закона предложил принцип правового регулирования: закон должен быть "основан на правильном определении всех частей государственного управления, ограничений государственных органов, незыблемой основе прав и обязанностей субъекта. В то же время план "Книги законов", который характеризуется областью правового регулирования, состоит из нескольких частей. Нормы в области национального права состоят из двух частей: органического (коренного) права и процедур законодательной деятельности. Третья часть представлена гражданским законодательством, четвертая-уголовным и полицейским законодательством, а пятая - местными законами. Очень важным для формирования законов является составление и подготовка проектов гражданских, коммерческих и уголовных нормативных актов.
На третьем этапе развития российской законодательной системы происходило формирование законодательной системы (первая четверть XIX-начало XX века). Этап начался с работы над созданием свода законов Российской империи.
Таким образом, существует два порядка права: национальное право и гражданское право. "В каждом порядке закона он проводит различие между регулирующим и защитным правом. Поэтому он называет его "четырьмя видами государственного права "нормативного характера: 1)"основным законом"; 2)"институтом"; 3)"Законом государственной власти"; 4)"Государственным правом". В закон о защите государства он включил "все законы о союзе государства и граждан и вытекающие из этого права, защищаемые при их действии мерами общего государственного порядка", то есть государственным правом. "Закон о защите" (охранительного характера):"Устав Президента" и "Уголовное право".
Правовой кодекс Российской империи формально закрепил общую имперскую законодательную систему. Она состоит из восьми книг.
Эта законодательная система, с некоторыми изменениями, сохранялась до 1917 года. Кодификация уголовного права и публикация декретов, кодифицированных в период реформ 1860-х годов, имели большое значение для развития правовой системы.
В Кодексе законов 1832 года пропорциональные параметры национальных и местных законов также определяются законом. "Российская империя управлялась на прочной основе действующих законов, институтов и уставов, созданных самодержавной властью", - гласила статья 47 Основного закона Свода законов Российской империи. В статье 48 говорилось: "Законы Империи либо действуют единообразно в своей универсальной силе, либо некоторые ее части подвержены частичным изменениям. Пространство для этих изменений, места, где они допускаются, и их связь с общим правом определяются специальными законами, нормативными актами и институтами".
В XIX веке она регулировалась в пределах того, где было локализовано влияние местных законов в регионе.
Поэтому развитие российской законодательной системы определяется происхождением государственно-правовой системы, взаимосвязанным процессом возникновения и становления общественно-государственных организаций, упорядочением общественных отношений посредством легализации.
ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития системы Российского законодательстваСовременное российское государство движется в направлении формирования гражданского общества, формирования правового государства и связанных с этим процессов совершенствования национального законодательства и приведения его в соответствие с общепризнанными международными нормами и принципами.
Дальнейшее совершенствование законодательства в основном связано с повышением качества законодательства. Принятие и исполнение законов, указов, постановлений и других актов связано с преодолением конфликтов, в том числе коллизий права. Выделяется стратегическая задача координации правовых действий, которая требует динамичного решения.
На сегодняшний день вопрос повышения эффективности законодательной деятельности, создания законодательной системы в условиях модернизации современной России, является особенно актуальным. Этим вопросам посвящено множество исследований-статей, монографий, научных статей.
Одной из важнейших тенденций в развитии правовой системы является изменение сферы правового регулирования с изменением общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. Появление новых проблем - экологической безопасности, трансплантации органов человека, информационных технологий и других - меняет отрасли российского права.
Можно сказать, что формирование и развитие современной нормативно-правовой базы в Российской Федерации - это процесс постоянного обновления, и механизм повышения ее эффективности нуждается в совершенствовании.
На самом деле общепризнано, что законодательство понимается как совокупность законов и уставов.
Законодательство-это не просто набор законодательных актов, а их система. Трудно быстро изменить понятие законодательства, только понять его как систему законодательных актов. Эта позиция должна учитываться при формировании законодательной системы, при принятии и изменении конкретных нормативных правовых актов, с тем, чтобы реализовать медленный, но верный подход к правовому регулированию в основном через законодательные акты. До сих пор законодательная практика, как правило, следовала по пути широкого толкования законодательных понятий, что не повышает роль закона. Поэтому сегодня мы должны говорить о стабильности закона, что, в свою очередь, будет способствовать стабильности законодательства в целом.
Таким образом, качественные характеристики законодательства во многом зависят от развития правовых концепций—самого сложного и важного этапа в законодательстве. Но вопрос стабильности закона сложен. Стремление законодательно закрепить наиболее важные аспекты общественных отношений часто приводит на практике к прямо противоположному результату.
Законодательная система (в отличие от правовой системы) обладает более очевидной субъективностью, отражает все аспекты общественных отношений и охватывает большинство сфер межличностных отношений. Развитие правовой системы часто зависит от источника правовой системы.
Правовые системы и законодательные системы - это разные, но взаимосвязанные категории. Первым элементом правовой системы является верховенство права, а первым элементом правовой системы является нормативный правовой акт. Правовая норма юридической отрасли является строительным материалом, который формирует законодательную ветвь власти. В некоторых случаях есть отрасль права, но нет отрасли законодательства. Если есть законодательная ветвь власти и нет юридической ветви власти, может произойти обратное.
Таким образом, законодательная ветвь может быть 1)аналогичной правовой ветви, называемой одной и той же; 2) сложной, состоящей из норм различных отраслей права; 3) сформированной на основе какого-либо органа конкретной отрасли права и заимствованной из другой законодательной ветви.Однако следует отметить, что отрасль права не всегда выражается в отрасли законодательства. Однако отрасль права часто называют отраслью законодательства, и наоборот.
Признавая эту идею, мы отмечаем, что эти изменения объясняются растущим процессом интеграции в рамках национального законодательства и между ним. Сближение принципов и норм международного права с нормами внутреннего права оказывает существенное влияние на состояние российской правовой системы, что является характерной чертой развития российской правовой системы. Следует отметить, что в условиях мировых политико-правовых изменений ХХ века стала возможной реализация вопроса национальной и международной правовой координации, формирование межгосударственных объединений.
На внутригосударственном уровне взаимодействие норм международного права и внутреннего законодательства России происходит в основном в двух направлениях: в законодательном процессе и в правоприменительном процессе. Их взаимодействие на внутригосударственном уровне основывается на Конституции Российской Федерации и ее международных договорах.
Важная роль в процессе конвергенции принадлежит процессу правовой глобализации, который проявляется в форме правовой интеграции. О важности интеграционного процесса в законодательной системе можно судить по степени, в которой его эффективность зависит от целостности процесса формирования определенных законодательных массивов (комплексов). Речь идет о более крупной законодательной структуре, чем отрасль, масштабы и внутренняя организация которой таковы, что с помощью активного центра, возглавляющего массив кодификационных законов, управлять ими в принципе невозможно. В этом случае регулятивные связи должны уступить место скоординированным связям, аналогичным тем, которые существуют в правовых системах в области публичного и частного права.
Хотя процесс интеграции правового регулирования в настоящее время превосходит процесс дифференциации, последний все еще продолжает в определенной степени влиять на развитие российской правовой системы. Поэтому процесс дифференциации в административном праве-наиболее обширной из отраслей публично-правовой семьи-продолжает развиваться. После отрасли финансового права налоговое право отделяется от нее как подотрасль.
Конвергенция правовых систем в условиях глобализации показывает, что в современной правовой реальности стран, принадлежащих к разным правовым системам, нормативные правовые акты, особенно преемственность законов. Право, по своей природе, качеству универсального нормативного регулирующего органа общественных отношений, приобретает все больший статус в этих правовых системах, в которых основными источниками права долгое время считалось закрепление других внешних форм выражения и правовых норм: судебных прецедентов, правовых обычаев, религиозных норм.
Но не стоит забывать, что формирование единого правового пространства в России базируется на Конституции Российской Федерации, и совершенствование законодательства должно быть в основном направлено на реализацию положений основного закона. Иерархия, представленная в виде плана: Конституция Российской Федерации - конституция субъекта Российской Федерации определяет два уровня конституционного регулирования. И одной из проблем в развитии законодательной системы в целом и законодательства, особенно сегодня, является соотношение двухуровневой системы законодательства - федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации ставит перед государством и обществом стратегические задачи, одной из которых является создание легитимного государства, обеспечение того, чтобы права и свободы человека являлись основными конституционными ценностями. Гарантией и условием достижения этой цели является эффективная законодательная система, ее технические и правовые характеристики.
Одной из причин неэффективности законодательного процесса является низкий уровень подготовки законодателей, поскольку законодательство требует соответствующей квалификации. Успешная законотворческая деятельность зависит, прежде всего, от образования и правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии. Законодатель, который не является высокообразованным или образованным, не только не может создать качественные законы, которые глубоко и всесторонне отражают потребности социального прогресса и развития, но и может нанести большой вред этому развитию,
Одним из важнейших и особо актуальных вопросов развития российской законодательной системы является устранение диссонанса в регулировании законодательства. "Унификация правовых актов способствует упрощению нормативно-правового массива и поддержанию правовой системы в состоянии функционального равновесия".
Основной целью координации является преодоление и устранение разногласий. Закон должен показывать пробел (проявление разногласий) до тех пор, пока он не будет согласован. Для "здорового" закона координация может быть вредной. Координация должна осуществляться выборочно и должна быть связана только с несогласованными законами. Координация была сосредоточена главным образом на выявлении и изменении противоречивого характера закона, как в отношении взаимосвязей между его внутренними элементами, так и в отношении других актов нормативного права. Состав уровня законодательной координации зависит не только от структуры нормативного материала самого закона, но и от построения системы государственного управления. Процесс гармонизации законодательства воплощает в себе эти два организационных аспекта нормотворчества, требуя единообразного формата применения правовых технических правил и единообразных законов по духу, цели и предмету ведения.
Поэтому приведенный выше список вопросов не является исчерпывающим. Представляется, что их оторванность от ряда сложных и многогранных вопросов развития российской правовой системы полезна как для научных исследований, так и для дальнейшей работы, направленной на совершенствование законодательства.
Необходимо решить вопрос повышения роли закона и его качества, соответствия федерального законодательства законодательству субъектов Российской Федерации и устранения разногласий в регулировании законодательства.
Кроме того, необходимо обратить внимание на ближайшие перспективы развития правовой системы, которые могут включать в себя расширение нормативной базы Российской Федерации под влиянием глобализации международного права; национального и наднационального законодательства, в частности государств-участников СНГ; а также национального и наднационального законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ российского законодательства показывает, что это противоречиво. Как правило, в законодательной деятельности государства преобладают интересы отдельных субъектов Федерации и определенных групп населения, что приводит к ослаблению внутренних связей законодательства. Приведение его в упорядоченное состояние зависит, среди прочего, от решения теоретической задачи.
При изучении системного качества российского законодательства значительное внимание было уделено рассмотрению российской законодательной системы, в которой проводилось различие между горизонтальными, иерархическими и федеральными структурами.
Анализ иерархической структуры права выявляет многие проблемы соотношения актов, имеющих юридическую силу. Особое внимание следует обратить на необходимость применения Конституции Российской Федерации как правового акта, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие. Вопрос о соответствии правовых актов Президента Российской Федерации федеральному законодательству должен решаться на федеральном уровне.
Рассмотрение иерархической структуры законодательства позволяет определить объем правовых актов, составляющих законодательство, что позволяет нормализовать это понятие. В заключение обратим внимание на тесную связь между формированием четких и упорядоченных федеральных законодательных структур в России. Будет разработана согласованная федеральная законодательная структура, обеспечивающая равные экономические возможности для субъектов Федерации. Это позволит им укрепить свой политический и социально-экономический статус и, в свою очередь, будет способствовать реализации прав граждан Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно – правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)\\ Российская газета. - 4 июля 2020 г. N 144.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" \\ Российская газета. -N 251, 09.11.2020.
Специальная литература
Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.
Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2017. 196 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 5-е издание. М: Дашков и К, 2021. 238 с.
Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Синергия". 2018. 240 с.
Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2020. 464 с.
Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
Левгеева,Т. Б. Проблемы обновления российской правовой системы и тенденции ее развития / Т. Б. Левгеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 348-350.
Лукьянова Е. Г. Правовая система России: современные тенденции развития/ Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2. М., 2016. 223 с.
Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — 6-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 475 с.
Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: закон и право, 2018. — 447 с.
Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 195 сСтарков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 372 с
Терениченко А. А., Горохова С. С., Тедеев А. А. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. М: Юрайт, 2016. 338 с.
Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.
Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 512 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!