это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3193244
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Миграционный вопрос
США и Мексика обладают непростой историей, которая
характеризуется взлетами и падениями, войной и сотрудничеством,
конкуренцией и партнерством, миграцией миллионов человек через единую
границу, протяженность которой составляет примерно 2 тыс миль в поисках
наилучшего будущего.
Изначально считаем важным предоставить общий обзор потока
мигрантов из Мексики в США на протяжение XIX и начала ХХ столетий.
На протяжение практически 50 лет после аннексии Техаса в 1845 году
миграционный поток был едва заметным. Анализ исторических событий
этого периода демонстрирует, что значительная миграция была в другом
направлении: мексиканские граждане, которые покинули недавно
аннексированные территории США переселились на мексиканскую
территорию.
С 1890-х годов, новые отрасли промышленности на юго-западе США
(особенно горнодобывающая и сельскохозяйственная) привлекали
мексиканских рабочих, указанное способствовало формированию потока
трудовой миграции. Мексиканская революция (1910-1920гг.) явилась
причиной роста количества беженцев, которые бежали в США, чтобы
избежать войны 1 .
Определяющим фактором миграции из Мексики считается спрос на
неквалифицированный труд в США. В 1900-1920 гг. данный процесс отчасти
был предопределен потребностью в рабочих, которая была вызвана Первой
мировой войной; этот период получил название «Эра вербовки», где
«вербовка» трактовалась как «капкан» или «кабала». Подобная ситуация
повторилась двадцать лет спустя, во время Второй мировой войны 2 .
1 Пашков А.В., Кетенчиева Е.С. Опыт США и Мексики по решению проблем, связанных с миграцией:
исторический аспект // Деятельность Органов внутренних дел по противодействию криминальным
проявлениям в миграционной среде. СПб., 2020. С. 187
2 Лисина О.В. Международная миграция во благо устойчивого развития: на примере Мексики // Синергия
наук. 2019. № 40. С.124
Интересным представляется тот факт, что Мексика была освобождена
от квот в законе об иммиграции 1924 года. Большое влияние на
миграционные потоки из Мексики оказало и крушение фондового рынка в
1929 г. 3 .
Кардинальное увеличение притока иммигрантов латиноамериканского
происхождения в Соединенные Штаты произошло в ХХ столетии и было
взаимосвязано с активным ростом американской экономики, снижением
притока иммигрантов из западноевропейских государств, а кроме того,
скачкообразным ростом отягощенного бедностью населения в
латиноамериканских государствах. Непосредственно данные факторы
обусловили как высокий спрос на рабочую силу в Америке, равно и
предложение дешевой рабочей силы со стороны мигрирующего населения
государств Латинской Америки 4 .
В 1942 г. вступила в действие программа контрактации
сельскохозяйственных рабочих. Речь идет о Трудовом соглашении между
правительствами Мексики и США, которое позволяло временно принимать
на работу мужчин-мексиканцев, которые нанимались в сельских раионах и
работали также в сельских районах. Вследствие послевоенного
экономического бума эта программа была расширена, предопределив
круговое движение практически 5 млн. рабочих с 1942 по 1964 гг., когда этап
программа закончилась.
Итак, был сформирован крупномасштабный неофициальный рынок
труда, который поддерживался широкими экономическими, социальными и
семейными сетями. Представленная миграция продолжалась в контексте
значительной хозяйственной асимметрии; на протяжение многих десятков
лет США считались ведущей мировой державой, при том, как Мексика
оставалась, скорее, развивающимся государством. Одним из хозяйственных
3 Murrin, John M.; Hämäläinen, Pekka; Johnson, Paul E.; Brunsman, Denver; McPherson, James M. Liberty,
Equality, Power: A History of the American People, Volume 2: Since 1863. Cengage Learning. 2015, P. 659.
4 Журбей Е.В., Гарусова Л.Н. Проблемы адаптации и интеграции латиноамериканских иммигрантов в США во
второй половине ХХ – начале XXI вв. // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 4. С. 149
показателей считается разница в оплате труда между двумя государствами. В
2017 г. средняя заработная плата в промышленности США составляла 27,15
долл. США в час, тогда как в Мексике подобный показатель равнялся только
4,45 долл. США в час 5 .
За последние 30 лет миграция между США и Мексикой претерпела
серьезные изменения. При том, как в 1990-х г. и в первом десятилетии этого
столетия отмечалась рекордная миграция из Мексики в США, миграция из
США в Мексику была отрицательной, с 2009 6 , в то же время, число
американцев, проживающих в Мексике, неуклонно возрастало и теперь
превышает 1 млн., представленное делает его наиболее крупным
сообществом экспатриантов США в мире 7 .
Относительно нелегальной иммиграции, можно привести следующие
данные: с 2005 по 2015 гг. число нелегальных мигрантов из Мексики
выросло на 44% 8 .
На сегодняшний день Мексика считается ведущим государством по
иммиграции в США (совместно с Индией, Филиппинами и Китаем). В
настоящее время 35% иммигрантов – мексиканского происхождения,
другими словами, родились в Мексике. Представленное составляет примерно
33,7 млн. человек. Совокупное количество латиноамериканского населения
Америки – 45,3 млн человек. Большинство населения проживает в регионе
приграничных штатов и в южных штатах 9 .
Никто не может дать точную оценку количества нелегальных
иммигрантов в США. Различные источники оценивают их количество от 13
до 40 млн. чел. в 2007 г. (без учета населения Пуэрто-Рико), из которых 5-12
5 Лисина О.В. Международная миграция во благо устойчивого развития: на примере Мексики // Синергия
наук. 2019. № 40. С. 126
6 More Mexicans Leaving Than Coming to the U.S. // Pew Research Center. Режим доступа:
https://www.pewresearch.org/hispanic/2015/11/19/more-mexicans-leaving-than-coming-to-the-u-s/
7 Taylor Ad. Mexico Has its Own Immigration Problem: American Retirees // The Washington Post. Режим доступа:
https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2014/11/21/mexico-has-its-own-immigration-problem-
american-retirees/
8 Чагдуров А.Б., Зайцев А.С. Иммиграционная система США, ее история и перспективы // Научное
сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. 2015. № 10. С. 113
9 Филиппенко А.А. Проблемы иммиграционной политики США в период 1990-2015 гг.: дисс. канд. ист. наук:
07.00.03. М., 2015. С. 45-48.
млн. – мексиканцы. Примерно 82-86% мексиканского нелегального
населения обосновывается в приграничных штатах США, главным образом в
Калифорнии и Техасе 10 .
Высокий уровень безработицы, нестабильная социальная обстановка и
высокий уровень преступности вынуждают население юга и центра Мексики
ехать в северные штаты и далее в Америку. Работодатели в США охотно
нанимают (а иногда и провозят нелегально) мексиканцев с целью
обеспечения предприятий юга дешевой, нетребовательной и не
налогооблагаемой рабочей силой. В то же время условия содержания
рабочих считаются нарушением американского трудового законодательства.
Итак, на сегодняшний день 35% иммигрантов – это мексиканцы
(примерно 33,7 млн чел), при том, как совокупное количество
латиноамериканского населения – 45,3 млн чел 11 .
Беря в учет растущие потоки иммигрантов, существует явная
необходимость в расширении двустороннего сотрудничества государств в
миграционной сфере, что соответствовало бы как интересам США, равно и
Мексики, а также соответствовало бы единым ценностям и принципам.
Значимым аспектом в рамках миграции считается взаимодействие
США с выборными коллегами из Мексики. Представленное связано с тем,
что выборные должностные лица на разных государственных уровнях
ответственны за обеспечение того, чтобы существовало осознание характера
американо-мексиканских отношений, а также осознание того, как развитие
межгосударственных отношений влияет на избирателей.
Некоторые исследователи полагают, что масштабы мексиканской
американской общины, а также ее связи с семьей и друзьями в Мексиканском
государстве являют собой исключительную возможность в рамках
сотрудничества между гражданским обществом Мексики и США.
10 Хлопов О.А. Сотрудничество США и Мексики по проблемам миграции: возможности и сложности //
Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 12
11 Филиппенко А.А. Проблемы иммиграционной политики США в период 1990-2015: дисс. канд. ист. наук. М.,
2015. С. 45-48
Фактически, эффективные пути сотрудничества уже созданы. К примеру,
ассоциации родного города, либо АРГ, выдали разрешение мексиканской
диаспоре в США поддерживать политические, экономические и социальные
связи с их общинами 12 . Полагаем, что такого рода сотрудничество
необходимо развивать в рамках развития американо-мексиканских
отношений.
Отметим, что в США проживают примерно 6,4 млн. уроженцев
Мексики, которые не имеют медицинской страховки. Указанное более 50%
мексиканских трудовых иммигрантов. Отсутствие медицинского
страхования наиболее заметно среди иммигрантов, которые работают в
сельском хозяйстве (71%), строительстве (69%) и на низкооплачиваемых
работах (63%), где наиболее велико количество несчастных случаев и
заболеваний 13 . Согласно исследованию, которое было проведено
Калифорнийским университетом в Беркли вместе с министерством
внутренних дел Мексики, мексиканцы в меньшей степени пользуются
американской системой здравоохранения. С одной стороны представленное
свидетельствует об отсутствии загруженности страхового здравоохранения в
регионе, с другой стороны все бесплатные больницы приграничных штатов
по обе стороны границы загружены сверх нормы, а пациенты ждут
медицинской помощи часами.
При этом в Мексике подавляющая часть граждан полагает, что
миграция на территорию Соединенных Штатов Америки положительно
отражается на экономическом развитии последних. Однако самые
консервативные слои американского общества воспринимают нелегальную
иммиграцию как угрозу национальной безопасности, считая, что мигранты
крадут рабочие места у американцев, а незаконное переселение напрямую
взаимосвязано с незаконным оборотом наркотиков и иными преступлениями,
12 Хлопов О.А. Сотрудничество США и Мексики по проблемам миграции: возможности и сложности //
Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 15
13 Хлопов О.А. Сотрудничество США и Мексики по проблемам миграции: возможности и сложности //
Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 12
что не так давно было публично озвучено Д. Трампом. Следовательно, в
вопросах миграции США и Мексика придерживаются разных позиций и идут
разными внешнеполитическими курсами.
Но, невзирая на вышесказанное, отметим, что в вопросе миграции
рассматриваемые государства в последнее время достигли некоторых
успехов, например, речь идет о расширении сотрудничества руководства
Мексики со Службой гражданства и иммиграции Америки. 14 .
Нелегальная иммиграция, однако, наносит ущерб экономикам Америки
и Мексики и экономике региона в частности: отправленные в Мексику
деньги не берутся в учет при распределении бюджета государства;
нелегальные иммигранты и их труд не облагаются налогом; более дешевый
труд нелегалов увеличивает безработицу в Соединенных Штатах в сельском
хозяйстве и добывающей промышленности; многие бедные нелегальные
иммигранты ради существования примыкают к мафиям и наркокартелям
Мексики и США.
Исходя и всего вышесказанного, можно заключить, что иммиграция из
Мексики во многом формирует социальный и экономический дисбаланс в
регионе приграничных штатов. По причине массовой и не контролируемой
(до 1993 г.) миграции, приграничные штаты США оказались в социально-
экономической нестабильности, а в регионе были созданы мафиозные
группировки и наркокартели.
Помимо указанного, американо-мексиканская граница считается
лидером по числу нелегальных переходов в мире – больше 1 млн
мексиканцев ежегодно. Однако некоторые исследователи говорят, что
незаконная иммиграция не является острой проблемой. Например,
исследование 2013 г. установило, что приток трудовых и нелегальных
иммигрантов из Мексики не оказывает негативного влияния на уровень
14 Косевич Е.Ю. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы // Латинская
Америка. 2018. № 1. С. 68-69
безработицы американских граждан, но при этом он позитивно сказывается
на занятости высококвалифицированных американцев 15 .
В то же время незаконная иммиграция и бедность мексиканских
граждан приводят к формированию мафии на западных территориях
Америки. Значимым аспектом считается присутствие в северных
мексиканских штатах наркокартелей, способствующих росту бедности и
нестабильности регионов, картели сотрудничают с мафиями, по данной
причине растет оборот наркотиков из Мексики в США.
В качестве решения данной проблемы в период своего президентства
Д. Трамп выступал за закрытие государственных границ для мигрантов.
Возведение стены вдоль границы с Мексикой было одним из ведущих
пунктов президентской программы американского лидера во время выборов.
В результате того, как Д. Трамп официально возглавил США, он сумел
добиться начала строительства заграждений на границе с Мексикой. Туда
вошли не только стена, а также и системы видеонаблюдения, беспилотные
летательные аппараты и иные компоненты технического контроля за линией
разграничений между государствами 16 .
Приход администрации Трампа, в целом, обострил американо-
мексиканские отношения, возведение стены является одной из причин. Но
даже при условии обострения отношений государства находили общий язык
в решении некоторых региональных вопросов. Например, плодотворным
было сотрудничество в рамках венесуэльского кризиса: в 2017 г.
мексиканская сторона поддержала введение Соединенными Штатами
санкций против официальных лиц Венессуэлы и пр.
В мае 2019 года пограничная служба США задержала 132 887 человек
при попытке пересечь границу между Мексикой и США вне пунктов
пропуска – это самый высокий показатель за последние 12 лет. Задержанные
15 Хлопов О.А. Сотрудничество США и Мексики по проблемам миграции: возможности и сложности //
Гуманитарный научный вестник. 2019. № 2. С. 13
16 Мягкая твердая сила: кто и как влияет на мировую политику? // РИА-новости. Радио SPUTNIK. Режим
доступа: https://radiosputnik.ria.ru/20200225/1565198013.html
обычно пользуются правом попросить убежище и так образом избегают
немедленной депортации 17 .
В последние годы американские федеральные службы прикладывают
немало усилий в рамках борьбы с незаконной миграцией, мафией и
наркокартелями. Указанное необходимо, так как, к примеру, в августе 2020 г.
между контрольно-пропускными пунктами на юго-западной границе США
были задержаны 46,8 тысячи человек. Для сравнения, в июле – 38,4 тысячи
нелегальных мигрантов, а в июне – 30,7 тысячи. Наименьшее число
задержаний на границе в этом году было зафиксировано в апреле – 16,1
тысячи человек. Главным образом, в США в одиночку пытаются проникнуть
взрослые. Также в августе были задержаны 2,9 тысячи одиноких детей, еще
2,5 тысячи человек попытались пересечь границу целыми семьями 18 .
С приходом администрации Байдена возобновились переговоры с
Мексикой по вопросу борьбы с ростом нелегальной миграции. В мартовском
интервью Байден заявил, что «его предшественник Дональд Трамп не
использовал фонды в размере $700 млн , направленные на регулирование
миграционных процессов на американо-мексиканской границе, в результате
чего приток нелегалов вырос на 31%. Президент США в связи с этим
отметил, что перед его администрацией сейчас стоит задача восстановить
контроль на границе, а также обеспечить условия по временному
пребыванию нелегалов. Для этих целей, по его словам, будут созданы 5 тыс.
коек в специальных центрах. Глава Белого дома добавил, что нелегалы не
должны находиться в помещениях пограничной службы более 72 часов» 19 .
Считаем, что обновленная политика будет способствовать не только
решению проблемы миграции, но и в перспективе будет способствовать
развитию американо-мексиканских отношений.
17 Аверчук Р. Несмотря на стены и угрозы: почему Трамп не сможет остановить миграцию из Центральной
Америки // Hromadske. Режим доступа: https://hromadske.ua/ru/posts/nesmotrya-na-steny-i-ugrozy-pochemu-
tramp-ne-smozhet-ostanovit-migraciyu-iz-centralnoj-ameriki
18 В США заявили о росте числа нелегальных мигрантов на границе с Мексикой // Российская Газета. Режим
доступа: https://rg.ru/2020/09/05/v-ssha-zaiavili-o-roste-chisla-nelegalnyh-migrantov-na-granice-s-meksikoj.html
19 Байден: США ведут переговоры с Мексикой по поводу передачи ей нелегальных мигрантов // ТАСС.
Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10998045
В 2020-2021 гг. между президентами США и Мексики (Андресом
Мануэлем Лопесом Обрадором и Джо Байденом) в рамках телефонных
переговоров была обсуждена необходимость изменения подхода к проблеме
региональной миграции, что свидетельствует о сближении
внешнеполитических векторов государств. «Оба лидера отметили общее
желание заниматься коренными причинами миграции в Сальвадоре,
Гватемале, Гондурасе и на юге Мексики и построить будущее больших
возможностей и безопасности для региона. Они обсудили совместную работу
направленную на то, чтобы выработать новый подход к региональной
миграции, который предоставил бы альтернативы опасному пути в США» 20 .
Также считаем необходимым отметить, что в марте 2021 г.
американский президент Джо Байден принял решение пересмотреть
принятый администрацией Д. Трампа перечень мер для борьбы с
нелегальной иммиграцией. Например, он отменил решение
профинансировать строительство стены на границе с Мексикой за счет
средств из других программ, а кроме того, объявил об отмене запрета Трампа
семьям нелегальных мигрантов воссоединяться на территории США.
Последнее решение спровоцировало приток детей-мигрантов, которые
прибывают, чтобы найти родственников.
Республиканцы, к примеру, критикуют Байдена за миграционную
политику и полагают, что своими указами он способствовал эскалации
кризиса, который приведет к значительному росту числа мигрантов. Трамп
также обвинил своего преемника в проблемах на границе США. Бывший
президент США считает, что Байдену необходимо закончить строительство
стены, признать свою неудачу и вернуться к политике предыдущей
администрации 21 .
20 США и Мексика обсудили «новый подход к региональной миграции». Режим доступа:
https://1prime.ru/world/20201220/832637412.html
21 Миграционный кризис на границе США и Мексики. Фоторепортаж // РБК. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/photoreport/22/03/2021/60584c2a9a79474cef9ff222
«Политика Байдена усугубляет два кризиса — миграционный и кризис
американской федерации. Потому что как раз Техас и многие другие штаты,
по сути, уже открыто выступили против указов Байдена в рамках тех
полномочий, которые имеет штат. Это нарастающая бомба замедленного
действия. Она может резко спровоцировать массовые беспорядки в южных
штатах, а также односторонние действия штатов» 22 .
Весной 2021 г. на южной границе страны были задержаны примерно
172 тыс. незаконных мигрантов. Это на 71% превышает показатель февраля и
является максимумом за последние 15 лет. При этом 168 тыс. из них были
пойманы пограничниками при попытке проникнуть на территорию США,
минуя пограничные пункты контроля. Это рекордный месячный показатель с
марта 2001 года 23 . «Набирающий обороты кризис на границе — это
гуманитарная катастрофа, которую спровоцировали слова и действия
президента Байдена. Дальше будет только хуже» 24 . Считаем, что
представленное является доказательством неэффективности новой политики
Байдена.
Итак, можно заключить, что невзирая на активную борьбу с мафиями и
наркотрафиком, ведущей проблемой, с которой сталкиваются США и
Мексика выступает проблема нелегальной иммиграции. Граница США и
Мексики считается лидером по числу нелегальных переходов в мире – более
1 млн мексиканцев ежегодно. Пограничный патруль США жалуется на
посто- янное недофинансирование и недокомплектацию. В среднем на милю
границы приходится примерно 4 служащих, однако подавляющее число
работает в районах крупных населенных пунктов – обширные пустынные и
горные районы охраняются слабо. В населенных местах сооружены заборы-
ограждения, но существуют скептические мнения об их эффективности.
22 Юранец А. Байден рушит стену: мигранты осадили границы США // Газета.ру. Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/politics/2021/03/15_a_13512668.shtml
23 Количество задержанных мигрантов на границе США и Мексики достигло максимума за 15 лет //
Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4763111
24 Логинова К. Нерадушный прием: в США разгорается миграционный кризис. Границу со стороны Мексики
штурмуют толпы нелегальных переселенцев // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/1144920/kseniia-
loginova/neradushnyi-priem-v-ssha-razgoraetsia-migratcionnyi-krizis
Незаконная миграция считается наибольшей проблемой региона. Она
также выступает причиной иных проблем региона. Как было установлено,
ведущей причиной иммиграции из США в Мексику выступает бедность
мексиканского населения и развитость и достаток американского.
Заинтересованность американских предпринимателей в дешевом, не
налогооблагаемом, труде также выполняет решающее значение. Помимо
указанного, одной из причин считается заинтересованность Мексики в
нелегальных иммигрантах в США, которые снижают уровень бедности
финансовой помощью семьям, а кроме того, снижают уровень безработицы в
Мексике.
Незаконная миграция и бедность населения ведет к образованию
мафии, сформированной из иммигрантов или их потомков и считаются
основным дистрибьютерами наркотиков на юге и западе США.
2. Наркотрафик и незаконный оборот оружием, как
дестабилизирующие факторы
Сотрудничество США и Мексики в борьбе с незаконным
наркотрафиком и незаконным оборотом оружия продолжается много лет.
Власти США контактируют с администрацией Мексики в данном вопросе,
предоставляя южному соседу значительные денежные средства, исчисляемые
миллиардами долларов, с целью обеспечения и тренировки силовых
структур, модернизации системы судов, а также иные инвестиции. Кроме
того, США пытаются ликвидировать потоки незаконных наркотических
веществ на свою территорию с помощью создания дополнительных
фортификационных вооружений на границе с Мексикой, что уже вызвало
ожесточенные споры о необходимости такого радикального шага.
Источник возникновения трафика наркотических веществ с территории
современной Мексики можно проследить еще с XVI столетия. Конопля (она
же каннабис) была завезена в Новый свет испанскими колонистами, где
получила повсеместное распространение и в качестве сельскохозяйственной
культуры, и как опиумный мак. Конгресс США в 1909 г. запретил опиум для
различных целей, кроме медицинских, что было сделано на волне
антинаркотических настроений. Однако, спрос на запрещенное вещество был
настолько крупным, что незаконный ввоз опиумного мака приносил
мексиканцам большую прибыль 25 .
Невзирая на давление властей США и дальнейший запрет на создание
опиума и марихуаны, мексиканские наркобароны продолжали собственную
деятельность. Явная выгода от этой деятельности привела к тому, что
местные чиновники часто лично контролировали земледельцев, в связи с чем
возникла фактическая круговая порука. Проблема не была решена и
формированием в 1947 г. отдельного подразделения правоохранительных
25 Пономаренко А.П. Сотрудничество США и Мексики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков //
Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 4-1. С. 197
органов по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков: руководство
полиции быстро присоединилось к коррумпированным чиновникам, рядовые
полицейские не редко подкупались. Невзирая на различные усилия и
давление Соединенных Штатов, продвижения в борьбе с наркотрафиком не
происходило; в крайнем случае, производство переносилось в иные штаты.
Ситуация не улучшилась и в дальнейшем: на фоне войны во Вьетнаме
настроения в американском обществе сменились на про-наркотические,
движение хиппи и пацифистов родило повышенный спрос на героин и
марихуану, после чего Мексика стала главным экспортером наркотиков в
США, поставляя в те годы до 98% марихуаны и до 78% героина 26 .
Пришедший к власти в 1969 г. 37-й президент США Ричард Никсон
первоначально был настроен на реализацию политики, которая была
направлена на выведение наркотиков с рынков США: он планировал
ужесточить санкции за сбыт и хранение наркотиков, жестко критиковал
правящий аппарат за лояльное отношение к наркотикам, а кроме того,
полагал, что одной из причин поражения американских войск во
Вьетнамской войне выступает употребление наркотиков военнослужащими.
Администрация Никсона стала проводить повсеместные досмотры на
границе, указанным затормаживая законную торговлю и миграцию. Но
представленное не считалось причиной для замедления наркотрафика: у
дилеров постоянно было огромное число путей транзита наркотиков, будь то
небо, море либо тоннели 27 .
Такая тенденция стала предвестником будущей нарковойны в Мексике:
увеличилась как конкуренция (и, соответственно, ужесточились конфликты)
между наркокартелями в стране, так и количество потребителей опиятов
среди мексиканцев, чему также способствовал экономический кризис в
государстве в 1970-80-х гг.
26 Пономаренко А.П. Сотрудничество США и Мексики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков //
Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 4-1. С. 198
27 Гришина А.Е. Американская стратегия борьбы с наркотрафиком из Мексики // Актуальные проблемы
современных международных отношений. 2017. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-strategiya-borby-s-narkotrafikom-iz-meksiki
Вероятно, единственным совместным методом борьбы в XX в. с
наркотрафиком между Мексикой и США являлась операция по зачистке
плантаций северных мексиканских штатов, которая также не получила
успеха, т.к. наркомафия переориентировалась на транзит наркотиков с юга,
что способствовало росту цен на них 28 .
В 1994 г. между США, Канадой и Мексикой было подписано
соглашение НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной
торговле. Невзирая на явные преимущества этого проекта, НАФТА привел
также и к серьезным проблемам в борьбе с наркотрафиком. Исходя из того,
что мексиканские фермеры не смогли конкурировать с более качественными
и недорогими американскими товарами, многие разорились и были
вынуждены принимать участие в контрабанде наркотиков, например,
получившего огромный спрос кокаина. Наркокартели становились крупнее,
конкуренция усиливалась, а нелегальная продажа оружия американского
производства привела к фактической милитаризации каждого картеля.
Отличавшиеся большой жестокостью столкновения затронули гражданское
население. 11 декабря 2006 года новоизбранный президент Фелипе
Кальдерон из правоцентристской партии Национального действия (ПНД)
направил 6,5 тыс солдат мексиканской армии в штат Мичоакан, чтобы
положить конец наркомафии. Данное действие было первым серьезным
ответным ударом правительства против волны насилия со стороны картелей
считается отправной точкой нарковойны в Мексике. Президент Кальдерон
также сосредоточил усилия на очистку полиции от коррумпированных
сотрудников, в том числе заменяя местные полицейские силы
военнослужащими 29 .
В процессе увеличения потока импортируемого кокаина в
Соединенные Штаты усиливалось и могущество мексиканских картелей,
28 Гришина А.Е. Американская стратегия борьбы с наркотрафиком из Мексики // Актуальные проблемы
современных международных отношений. 2017. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-strategiya-borby-s-narkotrafikom-iz-meksiki
29 Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков 1500-2000. М.: АСТ, 2004. С. 412
указанное было выражено в росте прибыли данных преступных организаций,
формировании своих сетей распространения в Америке, диверсификации
преступной деятельности, а кроме того, количественном увеличении
штатной и организационной структуры наркокартелей. Если ранее
(ориентировочно с 1980-х гг. до начала XXI в.) наркокартели являли собой
сложные вертикальные организации с бюрократической моделью
управления, то в начале XXI в. данные организации преобразуются в сетевые
сообщества и организации, которые действуют по принципу системы,
которая состоит из разных групп, реализующем строго определенные задачи,
однако в то же время они обладают большой свободой криминальной
активности 30 .
В процессе изменения структуры наркокартелей отмечается тенденция
к диверсификации криминальной деятельности. Ориентировочно с 90-х гг.
XX в. (по иным сведениям – с начала XXI в.) мексиканские наркокартели все
активней начинают заниматься иными видами преступной деятельности:
организацией и контролем проституции, незаконным оборотом оружия,
контрафактной деятельностью, похищением людей с дальнейшим
требованием выкупа за них, организацией незаконной эмиграции в
Соединенные Штаты, торговлей человеческими органами и т.д. Главным
образом эти виды криминальной деятельности реализуются для обеспечения
незаконного оборота наркотических средств. Оно реализуется путем
финансирования операций, взаимосвязанных с незаконным оборотом
наркотиков, за счет доходов, которые были получены от других видов
криминальной деятельности, а кроме того, получения ряда инструментов для
контрабанды наркотиков, защиты маршрутов их следования,
противодействия государственным органам и иным картелям. Фактически
формируется замкнутый круг криминального наркотрафика, в котором
доходы от преступных операций (к примеру, похищения людей, незаконной
30 Gootenberg P. Andean Cocaine: The Making of a Global Drug. Chapel Hill : Univ. of North Carolina Press, 2018. Р.
107-108
эмиграции, краж, грабежей и др.) вкладываются в оборот наркотиков либо
тратятся на приобретение оружия, автомобилей, установление
коррупционных связей и других протекций, которые важны для обеспечения
наркотрафика, а сверхприбыли от незаконного оборота наркотиков или
вторично вкладываются в совершение новых преступлений, или отмываются
и инвестируются в легальную экономическую деятельность 31 .
Согласно сведениям Управления по борьбе с наркотиками США
(DEA), мексиканские наркокартели считаются крупнейшими иностранными
поставщиками героина, метамфетаминов и кокаина в США 32 . В последние
годы объем изъятия наркотиков в Соединенных Штатах сильно возрос.
Картели также производят и ввозят контрабандой большие объемы
марихуаны в Америку, однако легализация наркотиков в некоторых
американских юрисдикциях и Канады подтолкнула наркокартели к
переориентации на более тяжелые наркотики, такие как героин, спрос на
который сильно возрос с ростом опиоидной эпидемии в США. Лишь в
период с 2016 по 2017 год производство героина в Мексике возросло на
37% 33 .
Отметим, что одной из первых совместных инициатив правительств
США и Мексики по борьбе с наркотрафиком был проект «Коронадо»,
который был анонсирован в 2006 г. Его основной задачей была ликвидация
крупного и влиятельного картеля La Familia. На протяжение четырех лет
совместными усилиями 2 государств были арестованы более 1150 человек,
так или иначе взаимосвязанных с производством и торговлей наркотиками. В
финальной операции, в которой приняли участие несколько тысяч
федеральных агентов Соединенных Штатов, у наркокартеля были
конфискованы 63 кг кокаина, 330 кг метамфетамина, 438 кг марихуаны.
31 Коробеев А.И., Лобач Д.В. Мексиканская организованная наркопреступность в XXI веке: состояние,
структура, тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета
экономики и права. 2014. № 2. С .179-180
32 2018 National Drug Threat Assessment. Режим доступа: https://www.dea.gov/sites/default/files/2018-11/DIR-
032-18%202018%20NDTA%20final%20low%20resolution.pdf
33 The U.S. Opioid Epidemic. Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/us-opioid-epidemic
Тогда же в 2006 г. президент Дж. Буш-мл. отдал распоряжение по
возведению на мексикано-американской границе физического барьера,
который должен был снизить приток нелегальных мигрантов и
наркотрафика. В результате, США возвели более 1100 км ограды, однако
закрыть всю 3200 –километровую границу с южным соседом не
предоставлялось возможным 34 .
Помимо указанного, подчеркнем, что с приходом к власти
администрации Кальдерона, последняя планировала привлекать армию для
решения представленной проблемы. Однако в зону наивысшего интереса
попало недружественное участие со стороны Америки в «войне с
наркокартелями», которые стали в действительности огромной проблемой
для Мексики по причине неконтролируемого разгула насилия 35 . В
рассматриваемом контексте Кальдерон предложил Дж. Бушу во время визита
в Мексику в марте 2007 г. собственную схему сотрудничества в
представленной области. Следствием представленной встречи явилась
программа взаимодействия, которая получила название «Инициативы
Мерида». Данная инициатива включала в себя финансовую поддержку в 1,6
млрд долл. на протяжение дальнейших 3 лет с целью покупки боевой
техники и переподготовки мексиканских вооруженных сил.
Указанная инициатива «Мерида», представляющая собой соглашение о
сотрудничестве в сфере безопасности между США, правительством Мексики
и государствами Центральной Америки. Помощь включает в себя обучение
персонала, помощь в снаряжении правоохранительных органов и обмен
разведданными.
Представленная инициатива выдвигает четыре ведущие задачи. К
числу последних относятся:
1. Устранение организованных преступных групп (наркокартелей);
34 Пономаренко А.П. Сотрудничество США и Мексики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков //
Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 4-1. С. 199
35 Kosévich E.Y. México: estrategia de seguridad y de la lucha contra el crimen organizado // Iberoamérica. 2017.
No 1. P.83
2. Институционализация правопорядка при защите прав человека;
3. Создание границы XXI столетия;
4. Формирование сильных и устойчивых сообществ 36 .
Борьба с незаконным оборотом наркотиков является, вероятно,
наиболее значимым вопросом в мексикано-американских отношениях и на
протяжение первых 2 лет администрации Обамы. Правительство и общество
США были обеспокоены 2 аспектами представленной проблемы. Прежде
всего, значительностью объемов наркотических средств мексиканского
происхождения, которые доставляются в Америку. И, кроме того,
вероятностью переноса насилия, которое разбушевалось в Мексике в
результате объявленной Ф. Кальдероном войны с наркомафией на
непосредственно североамериканскую территорию. Власти США стали
делать заявления о том, что государственные органы Мексики также
вовлечены в наркоторговлю, а коррупция достигла наиболее высоких
уровней властных структур. На такие обвинения Мексика отвечала, что
наркотрафик, в первую очередь, предопределен большим спросом на
наркотики непосредственно в Соединенных Штатах, отмывание денег
осуществляется в американских банках, а поток незарегистрированного
оружия берет начало именно на территории северных соседей и лишь потом
оседает в руках мексиканских наркокартелей 37 .
С приходом Обамы в Белый дом США были готовы наиболее тесно
сотрудничать с мексиканскими властями в вопросе борьбы с наркоторговлей,
возведенном и правительством, и обществом в ранг общенациональной
угрозы. В июне 2009 г. был подписан закон, который увеличил размер
бюджетной поддержки предпринимаемых Мексикой контрнаркотических
мер 38 . А в 2011 г. Вашингтон дополнительно выделил 500 млн долл в рамках
36 U.S. Embassy & Consulates in Mexico. Режим доступа: https://mx.usembassy.gov/our-relationship/policy-
history/the-merida-initiative/
37 Косевич Е.Ю. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы // Латинская
Америка. 2018. № 1. С. 71
38 Dominguez J. La politica exterioi del president Barack Obama hacia America Latina // Foro Internacional. 2010.
Vol. 50. No 50. P. 264
финансирования вышеупомянутой «Инициативы Мерида». Ускорившийся
обмен разведывательной информацией привел к аресту нескольких
мексиканских наркобаронов.
В ряде случаев администрация Обамы даже признала негативную роль
Соединенных Штатов в отношении неконтролируемой эскалации насилия в
Мексике. К примеру, согласно официальному сообщению Госдепартамента,
почти 95% убийств, связанных с деятельностью организованной
преступности, произошли с использованием оружия, незаконно
приобретенного в США 39 .
Инцидентом, не способствующим укреплению взаимопонимания
между двумя странами, стало оглашение в первом квартале 2011 г. деталей
секретной операции по отслеживанию конечных покупателей незаконно
проданного в Соединенных Штатах оружия. Программа, известная под
названием «Форсаж», продемонстрировала, что в незаконную торговлю были
вовлечены именно североамериканские должностные лица, что вызвало
негодование в Мексике. Президент Обама сразу же заявил, что не был
осведомлен о данной операции. Стоит заметить, что чуть позже она
закончилась еще большим скандалом, после того, как более чем 2000 единиц
отслеживаемого оружия были «потеряны» из вида.
Президент Кальдерон настаивал на том, чтобы Обама инициировал
внесение изменений в американское законодательство о продаже оружия,
позволяющих избежать его перемещение в Мексику. Тем не менее в
условиях давления оружейного лобби в 2012 г. сенат США отклонил
предложение об ужесточении контроля над огнестрельным оружием, на
которое так рассчитывала мексиканская сторона 40 .
Таким образом, при администрации Обамы проблема борьбы с
наркоторговлей в отношениях с Мексикой приобрела характер,
39 Mares D. R., Vega C.G. The U.S.-Mexico Relationship: Towards a New Era? // The Woodrow Wilson Center.
Режим доступа:
https://escholarship.org/content/qt1kb4c76j/qt1kb4c76j.pdf?nosplash=5e6140997dba06b903a771b96d96a16d
40 Косевич Е.Ю. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы // Латинская
Америка. 2018. № 1. С. 72
определяемый формулой «конфликт – сотрудничество», а попытки ее
разрешения были ознаменованы как успехами, так и провалами.
Также за прошедшие несколько лет во внешней политике США и
Мексики были внесены изменения из-за риторики президента Трампа. В
процессе предвыборной кампании в 2016 г. в Америке в данную риторику
были включены заявления о мигрантах из Мексики, а в дальнейшем –
распоряжения о росте числа депортаций и ускорении строительства
пограничной стены, прекращение действия программы «DACA» и заявление
Трампа о намерении выйти из НАФТА. Эта тенденция позволяет говорить об
отсутствии возможности всестороннего сотрудничества государств и
расстройстве действующих моделей взаимодействия, так как изменения во
внешней политике Америки, которые противоречат мексиканским
интересам, могут привести к ответным мерам мексиканского правительства в
таких сферах, где США нуждаются в сотрудничестве Мексики, таких, к
примеру, как борьба с незаконным производством наркотиков 41 .
Итак, важной проблемой считается наркотрафик. Указанное
обусловлено тем, что мексиканские наркокартели сегодня присутствуют
приблизительно в двухстах городах США. Согласно сведениям средств
массовой информации, 90% поставляемого в Америку метамфетамина
производится в «мегалабораториях» на мексиканской земле. Но эта проблема
на сегодняшний день находится на этапе разрешения. Например, сегодня
Соединенные Штаты в сотрудничестве с Мексикой воплощают программу
«Инициатива Мерида», которая как раз и нацелена на борьбу с
наркоторговли, а также взаимосвязанными с ней видами организованной
преступности. Представленная программа включает обучение кадров и
поставку оборудования (самолетов и вертолетов). К 2016 г. бюджет
рассматриваемой программы составил 2,7 млрд долл США 42 .
41 Хлопов О.А. Миграционная политика США и Мексики: поиск возможного сотрудничества // Современные
научные исследования и разработки. 2018. № 12. С. 9
42 Что нужно знать об отношениях США и Мексики. Экономические связи и общие проблемы двух стран //
Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3201350
В частности, декабре 2018 года администрация Дональда Трампа
объявила о новой программе помощи Мексике, которая направлена на
пресечение нелегальной миграции и незаконного оборота наркотиков,
выделив более 4 млрд долларов на обеспечение безопасности и создание
рабочих мест на юге Мексики 43 .
Однако с течением времени трансграничная контрабанда наркотиков
увеличилась. Таможня и пограничная служба Соединенных Штатов Америки
сделали заявление о серьезном увеличении объема изъятий запрещенных
наркотиков, в том числе об увеличении объема поставок фентанила на 80% и
росте числа насильственных преступлений в Мексике 44 .
К 2019 году правительство США выделило примерно 3 млрд долларов
на реализацию «Мерида», включая сотни миллионов долларов на подготовку
мексиканских сил противодействия наркотикам и оснащение ее вертолетами
и оборудованием для инспекций.
Таможня США сообщает, что за последний год было изъято на 28%
больше наркотиков. Мексиканский президент пообещал задействовать новый
подход в борьбе с преступностью, заявив, что он будет бороться с основными
причинами преступности с помощью социальных программ и реформ.
Несмотря на то, что президент Мексики поддержал разработку
согласованного двустороннего плана по борьбе с трансграничной
преступностью, в 2019 году сотрудничество между США и Мексикой носило
весьма сдержанный характер.
За указанный год, помимо представленного, на территории страны
изъяты 9,7 тысячи единиц огнестрельного оружия и 294 тонны
наркотических веществ 45 .
43 Пономаренко А.П. Сотрудничество США и Мексики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков //
Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 4-1. С. 200
44 Исаев М. The Hill: Мексика остановила мигрантов, но у США возникли новые проблемы // Regnum. Режим
доступа: https://regnum.ru/news/polit/2844132.html
45 Пономаренко А.П. Сотрудничество США и Мексики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков //
Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 4-1. С. 200
Волна насилия, которая захлестнула Мексику в последние годы, во
многом вызвана противоборством картелей за контроль над транзитом
кокаина в США. В 2019 году в Мексике совершено более 32,6 тысячи
убийств, что немногим менее рекорда 2018 года (более 33 тысяч, по данным
министерства безопасности) 46 .
В августе 2019 года Трамп заявил, что если госудасртва-транзитеры
или государства-производители наркотиков не улучшат борьбу с
контрабандой наркотиков, то Соединенные Штаты рассмотрят вопрос о
внесении данных государств, включая Мексику, в список стран, не
реализующих собственные международные обязательства. Данный шаг
помог усилить сотрудничество между США и Мексикой в рамках борьбы с
трансграничной преступностью. Правительства двух государств
договорились о плане борьбы с контрабандой оружия на границе 47 .
Также считаем необходимым отметить, что в 2020 г. Служба
налогового администрирования (SAT) Мексики изъяла крупную партию на
таможне в городе Тихуана в штате Нижняя Калифорния (Северная) на
границе с Америкой. Сотрудники обнаружили нелегальный груз в процессн
досмотра с применением рентгеновского аппарата. В совокупной сложности
конфисковали 301 ящик с марихуаной весом 3607 кг и 21 ящик с
метамфетамином весом 565 кг 48 .
Согласно сведениям министерства национальной обороны Мексики, за
десять лет в государство было нелегально ввезено более 2 млн единиц
огнестрельного оружия, главным образом с территории США.
Кроме того, в 2020 г. по результатам встречи делегаций Мексики и
США согласована двусторонняя программа борьбы с незаконным
трансграничным оборотом наркотиков и оружия, включая финансирование
46 Мексика и США согласовали план борьбы с трафиком оружия и наркотиков // РИА Новости. Режим
доступа: https://ria.ru/20200117/1563520357.html
47 Исаев М. The Hill: Мексика остановила мигрантов, но у США возникли новые проблемы // Regnum. Режим
доступа: https://regnum.ru/news/polit/2844132.html
48 Власти Мексики конфисковали более 4 тонн наркотиков на границе с США // РБК. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ee58c999a7947e6c295fa58
международных преступных сообществ. «Согласована общая двусторонняя
программа по сокращению незаконного оборота оружия, наркотиков и
финансовых ресурсов транснациональных преступных сетей на суше, на
море, в портах и аэропортах, в которой организованные преступные
организации воспринимаются как экономические субъекты, финансы
которых должны стать мишенью» 49 .
Интерес представляет и то, что в октябре 2020 г. экс-главу минобороны
Мексики обвинили в наркотрафике. Обвинительный акт в отношении
Сьенфуэгоса американские прокуроры утвердили еще в 2019 г, но до
момента задержания экс-министра, возглавлявшего военное ведомство
Мексики в 2012-2018 годах, его держали в тайне. По представленным в суде
документам, 72-летний генерал за взятки «прикрывал» Н-2 (картель),
направляя военные операции на их конкурентов, предупреждал их о процессе
ведущихся в США расследований и даже помогал организовать перевозку
наркотиков по морю, подыскивая подходящий транспорт.
Согласно оценкам прокуратуры, благодаря помощи Сьенфуэгоса в
2015-2017 годах члены Н-2 сумели доставить в США как минимум несколько
тонн кокаина, героина, метамфетамина и марихуаны. За деньги он также
знакомил представителей группировки с иными мексиканскими
чиновниками. Уличить генерала в преступной деятельности получилось
благодаря перехвату нескольких тысяч его сообщений, которые были
отправлены по электронным каналам коммуникации 50 .
В свою очередь уже в январе 2021 г. Министерство юстиции США
узнало о решении Генеральной прокуратуры Мексики не возбуждать
уголовное дело в отношении Сальвадора Сьенфуэгоса. Американская
сторона была разочарована решением Мексики обнародовать секретные
49 Мексика и США согласовали план борьбы с трафиком оружия и наркотиков // РИА Новости. Режим
доступа: https://ria.ru/20200117/1563520357.html
50 Сенин К. На высшем уровне: экс-главу минобороны Мексики обвинили в наркотрафике. Американская
прокуратура подозревает генерала Сальвадора Сьенфуэгоса в причастности к контрабанде наркотиков и
отмыванию денег // Известия. Режим доступа: https://iz.ru/1075692/kirill-senin/na-vysshem-urovne-eks-glavu-
minoborony-meksiki-obvinili-v-narkotrafike
материалы по делу, которые были переданы ей спецслужбами США.
«Обнародование такой информации нарушает договор о взаимной правовой
помощи между Мексикой и США, а также ставит под сомнение то, могут ли
США продолжать делиться информацией с Мексикой для оказания помощи в
расследовании преступлений» 51 .
Итак, в настоящее время Мексика считается ведущим поставщиком
наркотиков в США. Можно заключить, что, вероятно, лишь государства
Латинской Америки, в числе которых и Мексика, могут остановить данный
наркотический бум и сопровождающую его нарковойну. Стоит Мексике
легализовать кокаин, как его волна опустится на США, которые будут не в
силах указанное остановить. Перемещая наркотики с черного рынка,
правительство указанным сумеет ликвидировать источник больших доходов
наркокартелей, а представленное сильно ослабит их позиции. Если данное
произойдет, то рухнет весь режим мирового контроля над наркотиками и
наркотрафиком. Следовательно, война за наркотики будет бессмысленной.
Несомненно, развитым государствам совместно с США, которые выступают
основными потребителями, необходимо выбирать пути решения вытекающей
из указанного проблемы, которые могут свестись к той же легализации и
одновременному развитию национального института здравоохранения в
области наркотиков, а кроме того, декриминализации потребителей, другими
словами, в будущем для США, вероятно, будет более рациональным
проведение политики, которая направлена на сведение к минимуму вреда от
наркотиков, а не попытки ограничить наркотрафик.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!