Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Конституция как основной нормативный акт государства

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3205527

500 руб.

Просмотров
587
Размер файла
1.06 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Санкт-Петербургская юридическая академия»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…..4

ГЛАВА 1. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ  В СИСТЕМЕ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ……………………………………....7

1.1. Конституция - основной источник российского права………………..……7

1.2. Высшая юридическая сила конституции, её особая охрана…………........11  

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ  И  УСИЛЕНИЕ ЕЕ РОЛИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………………………………………………………………..12

2.1. Конституция - основа конституционного строя…………………………….12

2.2. Конституционная реформа  2020 года………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………25

Библиографический список …………………………………..………………...…29

Приложения…………………………………………………………………….0

Введение

 В наше время Конституция самый главный закон РФ, и любое изменение в ней влияет на различные сферы жизни общества,  которые затрагивают все слои общества. В наше время очень важно знать все свои права и свободы, потому что от этого может зависеть наша жизнь. И то,  что государство вносит изменения в Конституцию, очень сильно влияет не только на людей, но и на политическую систему РФ, на то, как будет дальше развиваться наша страна. И для совершения дальнейших действий, решений надо знать и уметь предугадать, что произойдет в нашей стране в ближайшем будущем.

Конституции Российской Федерации обеспечивает стабильное развитие государства, которое основывается на механизмах демократического взаимодействия государства и общества.  Сила российского государства во многом  обеспечивается авторитетом Конституции.

Тема  курсовой работы «Конституция как основной нормативный акт государства».

Актуальность работы в том, что в связи с необходимостью изучения Конституции  как главного нормативно-правового акта встает вопрос о влияния Конституции на право и конституционных поправок на политическую систему РФ. Сегодня одной из основных проблем общества является стабильности его основ закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Мотив, которым я руководствовалась при выборе темы курсовой работы, обоснован важностью работы, в  которой  заключается учёт современных научных подходов, подходы к реализации положений Конституции России, изменении, внесении и влияние конституционных поправок на политическую систему РФ.

Целью   работы было рассмотреть значение, роль и функции  Конституции Российской Федерации  в современной  России, отметить влияние конституционных поправок на политическую систему РФ.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

-   изучение  верховенства Конституции  в системе  нормативно-правовых  актов;

-  исследование Конституции как  основного источника российского права;

- осмысление того что высшая юридическая сила принадлежит Конституции и   имеется ее особая охрана;  

-  анализ и синтез полученных в ходе исследования данных о динамике развития Конституции  и  усилении ее роли в системе  нормативно-правовых  актов;

-  осмысление того что   Конституция - основа конституционного строя. 

- рассмотрение  Конституционной реформы  2020 года и сущности поправок в Конституцию.

Объектом исследования работы  является  состояние Конституции РФ, российское общество  и   государство.

Предметом  исследования являются  нормы Конституции как главного нормативно-правового  акта.

 Поправки в Конституции РФ, влияние конституционных поправок на политическую систему РФ, порядок и значение для  развития политической системы современной  Российской Федерации.

Основным методом работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме.

При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез  срав­нение, сопоставление, обобщение.

Основной работой над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме.  В современный период растет число исследований, посвященных проблемам реализации и применения Конституции РФ, констатируется тенденция активного применения конституционных принципов и норм российскими судами и другими правоприменительными органами. 

Научная значимость  курсовой работы состоит в создании научно-достоверной картины роли Конституция России   как главного нормативно правового акта и   влияние конституционных поправок на политическую систему РФ.   В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше­ние к возможностям развития государства и  общества в России, и  роли Конституции как главного из факторов, влияющих на государственность, гражданское общество и правовое государство.

Практическая значимость выражается в том, что полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании законодательства, в правоприменительной деятельности, а также в учебном процессе при написании учебно-методической литературы и проведении семинарских занятий.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами их подразделами, заключением и библиографическая литература, так же приложениями как дополнение к выпускной квалификационной работе.

Введение раскрывает актуальность, метод выбора темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе даётся общая характеристика Конституции РФ порядок принятия, внесения, изменений и пересмотр положений, при этом нами рассматривается особенности  юридических свойств, и так же высшая юридическая сила Конституции РФ и её особая охрана,   распространяющиеся на отношения политической, правовой и экономической системы государства.

Во второй главе нами рассматривается основы конституционного строя

особенности норм, входящих в институт, основные  черты конституционного строя. Мы рассмотрим подробно Конституционную реформу в современной России. А так же проблему стабильности основ конституционного строя  и основные рекомендации по совершенствованию Конституции РФ.

 В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.  

 

ГЛАВА 1. Верховенство Конституции  в системе  нормативно-правовых  актов

 

1.1. Конституция - основной источник российского права

 

Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4%) [12.с.90].

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ и федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 4 марта 1998 года.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ (главы о федеративном устройстве государства, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении) [5.с.2].

Конституции  Российской Федерации 12 декабря 2018 г. исполнилось 25 лет. Это относительно небольшой срок для того, чтобы она должным образом закрепилась в правосознании современных людей, однако, по всеобщему мнению, как политиков, граждан, так и ученых, мы стоим на пути к конституционной реформе.

Об этом свидетельствует также издание председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькиным научной работы, посвященной внесению изменений в Основной закон нашего государства, под названием «Буква и дух Конституции»  [5.с.2].

В.Д. Зорькин в своей работе достаточно четко и грамотно сформулировал позицию по всем основным вопросам, касающимся проведения конституционной реформы в РФ.

В числе   проблем слабый механизм системы сдержек и противовесов, а именно, крен в пользу исполнительной власти. Действительно, закрепленный в ст. 13 Основного закона РФ  [1]. Принцип многопартийности не дал стране ничего, кроме красивых слов. На практике же в России сложилась многопартийная система с доминирующей партией, которая не имеет конкурентов на политической арене. Партия «Единая Россия» по итогам выборов 2003 и 2011 гг.располагала в Государственной Думе большинством, ситуация менялась в 2007 и 2016 гг., когда «Единая Россия» стала обладать конституционным большинством в парламенте [11.с.44]. То есть, после выборов 2016 г. «Единая Россия» располагает 343 мандатами в Государственной Думе, что составляет 76,22% от общей численности депутатов (450), и, в свою очередь, позволяет данной партии беспрепятственно, без учета мнения оппозиции, принимать законы и влиять на политическую обстановку в стране. Думается, ситуация, при которой одна партия может определять политический курс в стране, в принципе не характерна для демократического государства.

Конституция – основной источник российского права. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

Статья 15 Конституции Российской Федерации гласит «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].

Конституция в любом государстве – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека (общества) и государства, а также устанавливающий принципы организации самого государства.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вышеперечисленным признакам общих понятий отвечает и действующая Конституция РФ. Юридические свойства Конституцию РФ отличают особые юридические свойства (Кутафин О.Е., Козлова Е.И.). Верховенство конституции (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) Означает, прежде всего, утверждение в России конституционного строя, стремление к созданию правового государства; с принципами, нормами, заложенными в Конституции РФ концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства отражается и федеративный характер РФ. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. Точка зрения

Хотя российская Конституция в основном подчеркивает свое верховенство в связи с федеративным устройством страны, тем не менее, это свойство имеет более широкий смысл. Имеется в виду, что Конституция предопределяет дух как федерального и регионального законодательства, так и правоприменительной практики. Наивно, конечно рассчитывать на высокий уровень конституционного сознания всех законотворцев и правоприменителей.  Высокое конституционное сознание формируется самим строем публичной жизни. И тут едва ли не главную роль играет Конституционный Суд РФ, который, опираясь на принцип верховенства, своими решениями может направлять всех по пути уважения конституционного духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Высшая юридическая сила конституции, её особая охрана

 

Высшая юридическая сила Конституции (ст. 15 Конституции РФ) означает не только то, что законы и иные НПА, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции РФ характеризует ее место в иерархии НПА, действующих в РФ. Является ядром правовой системы государства и системы права Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов [9.с.124].

В ней задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. В ст. 80 Конституции РФ закреплено, что ее гарантом является Президент РФ. В случае противоречия Конституции Президент может отменить постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации, приостановить действия актов органов исполнительной власти, субъектов Федерации. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законам и иным нормативным актам как федеральных органов государственной власти, так субъектов Федерации. Особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок. Существует специально усложненная процедура представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

 

 

ГЛАВА 2. Динамика развития Конституции  и  усиление ее роли в системе  нормативно-правовых  актов

 

2.1. Конституция - основа конституционного строя

 

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции и образуют институт основ конституционного строя. Этот институт занимает ведущее место в системе права.

Особенности норм, входящих в институт основ конституционного строя:

1) Эти нормы определяют содержание правового воздействия на все сферы общественной жизни;

2) Адресованы всем субъектам права;

3) По своему виду большинство норм является нормами-принципами, целями, дефинициями;

4) Они играют направляющую роль для всего государственно-правового регулирования;

5) Эти нормы имеют особую юридическую силу (никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя – ч.2. ст.16 Конституции).

Впервые понятие «конституционный строй» было закреплено в Конституции РФ: в первой главе определены основы конституционного строя. С этого времени конституционный строй стал базовым конституционным институтом, нормы которого обладают более высокой юридической силой по сравнению с установками других институтов. При этом данная категория не только правовая, но и экономическая, философская, политическая. Поэтому до сих пор ни в конституционно-правовой науке, ни в законодательстве не выработано единого понятия конституционного строя.

В Большом юридическом словаре можно найти следующее определение: «Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства» [5, с. 275]. Авторами словаря уточняется, что нельзя отождествлять конституционный строй с государственным строем. Конституционный строй предполагает наличие конституции, и его необходимыми признаками являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, в то время как государственный строй может и не содержать этих признаков. С.С. Зенин отмечает: при оценке всей совокупности конституционных принципов видно, что в своем единстве они представляют сложную многоуровневую систему активно взаимодействующих элементов и связей, возникающих между ними. Данная система обладает признаками иерархичности и состоит из четырех базовых уровней: принципы, образующие ядро конституционной системы, базовые принципы, специальные и институциональные принципы. Объединенные в первую и вторую группу принципы составляют основы конституционного строя и обладают повышенной правовой стабильностью и высшей юридической силой [9, с. 3—8]. Как отмечает Н.А. Богданова, доктринальное значение данных принципов заключается в том, что они «держат» систему науки конституционного права [3, с. 173—174]. Другие положения.

Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Существует мнение, что конституционный строй шире понятия «государственный строй», так как конституционный строй — сочетание государственного и общественного строев. В то же время вызывает трудности его разграничение с общественным строем: с одной стороны, конституционный строй есть соединение прав человека и конституционных гарантий их реализации; с другой стороны, это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Таким образом, конституционный строй становится одной из форм общественного строя [6, с. 17—28]. Придерживаясь позиции, согласно которой государственные и общественные интересы могут быть различны по содержанию, полагаем, что конституционный строй их объединяет, устанавливая основы регулирования правоотношений, в то время как общественный строй может включать регулирование общественных отношений, не являющихся правоотношениями, иными, внеправовыми методами. Стоит обратить внимание на понятие «конституционализм», которое означает «правление, основанное на признании и соблюдении международных прав человека, ограниченное конституцией, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления» [14, с. 8—11].

Основные  черты конституционного строя Российской Федерации.

Конституционный строй – это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основы конституционного строя – это основные принципы, основополагающие начала государственного устройства, обеспечивающие признание за данным государством характера конституционного государства. Основы конституционного строя РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Основы конституционного строя РФ изложены в первой главе Конституции РФ.

Основы конституционного строя делятся:

- политические основы конституционного строя, включающие основные характеристики Российской Федерации и основы организации государственной власти;

- экономические основы конституционного строя, строящиеся на многообразии форм собственности гарантиях со стороны государства защиты частной собственности;

- социальные основы конституционного строя, заключающиеся в установлении социального характера государства в РФ, признании права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду;

- духовные основы конституционного строя.

К ним относятся гарантированность идеологического многообразия и многопартийности, а также светский характер государства, отделение от государства и равенство перед законом религиозных объединений, запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Современный конституционный строй представляет собой результат изменений в государстве и обществе конца 1980-х — начала 1990-х годов. Политические, экономические, социальные, духовные процессы в обществе и государстве происходили в условиях политической борьбы на фоне экономического кризиса. В начале 1990-х годов четко обозначилась проблема конституционного кризиса, когда действующее законодательство не удовлетворяло потребностей времени. В таких условиях сформировался конституционный строй, нашедший свое оформление в Конституции РФ. При этом важно, чтобы Конституция РФ была не просто декларативным документом, должно обеспечиваться ее прямое действие — залог стабильности конституционного строя, а главная гарантия стабильности — это обеспечение безопасности государства. Конституционный строй представляет собой средство построения правового и конституционного государства. Развитию правового государства препятствуют криминогенная ситуация, массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина [18, с. 39—46]. Это является и причиной, и следствием низкой правовой и политической культуры, недоверия личности к праву и государству. При этом каждая из основ конституционного строя в настоящее время имеет свои проблемы реализации. Предмет обеспечения стабильности конституционного строя и его основ — не только зафиксированные в писаной конституции постулаты, основополагающие принципы организации государства и общества и конституционно-правового статуса личности. Охране и защите подлежат фактически сложившиеся конституционные правоотношения.

Если юридическими гарантиями стабильности конституционного строя являются его действие на всей территории, закрепление его основ в Конституции РФ — акте высшей юридической силы, обладающем прямым действием, — а также принятие и возможность изменения в порядке, установленном самой Конституцией РФ, то фактическими гарантиями выступают различные меры, принимаемые государством для реализации закрепленных основ, что является неотъемлемым элементом для претворения основ конституционного строя в жизнь. Это необходимо для достижения совпадения юридической и фактической конституций, т. е. чтобы в полной мере использовать заключенный в самой Конституции РФ потенциал. Задача обеспечения стабильности основ конституционного строя Российской Федерации состоит в защите и охране как зафиксированных конституционным законодателем основополагающих принципов (иначе конституция не будет являться реальной), так и действительных, фактических общественных отношений, ценность которых равнозначна.

Следовательно, проблема стабильности основ конституционного строя имеет настолько объемное содержание, что включает в себя деятельность, совокупность мер, применяемых в целях претворения зафиксированных в писаном источнике основ конституционного строя в жизнь, а значит, обеспечения реальности Конституции РФ. При этом отказ от внесения поправок в текст Конституции РФ не является гарантией стабильности конституционного строя Российской Федерации, а, наоборот, делает конституцию нежизнеспособной.

Понятие национальной безопасности подвергается жесткой критике в связи с тем, что национальная основа данного термина не соответствует понятию многонационального народа, используемому в Конституции РФ. На наш взгляд, важной составляющей механизма защиты Конституции РФ и гарантией ее стабильности является конституционная безопасность. Она выступает видом юридической безопасности, а в силу специфики конституционно-правовых норм (всеобъемлющего характера) представляет собой основу для определения содержания иных видов юридической безопасности (экологической, информационной, экономической и т. д.). Законодателем и зачастую отдельными учеными осуществляется подмена понятия конституционной безопасности понятием национальной безопасности.

 Так, согласно дефиниции, приведенной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В этом определении четко прослеживается цель охраны личности путем обеспечения реализации ее конституционных прав и свобод, общества — достойного качества и уровня жизни граждан и государства — положений, составляющих основы конституционного строя России. Различие между национальной и конституционной безопасностью проводится учеными следующим образом: если конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, то национальная безопасность — фактической конституции страны [7, с. 117—125]. С одной стороны, для науки конституционного права такое разграничение представляет большой интерес; с другой стороны, на практике эти грани становятся иллюзорными, поскольку деятельность всех участников общественных отношений в определенной степени направлена на реализацию норм писаной конституции. Возникает вопрос об эффективности реализации их прав и исполнения обязанностей, т. е. национальная безопасность, по сути, находит свое воплощение через обеспечение конституционной безопасности. При этом конституционная безопасность представляет собой сочетание таких слагаемых, как безопасность личности, общества и государства. Так, несмотря на уже более чем двадцатилетнее действие конституционных норм, по-прежнему сохраняется актуальность проблем реализации конституционных прав и свобод, принципа равенства независимо от пола.

Суды при оценке обстоятельств дела, определении возможности удовлетворения заявленных лицами, участвующими в деле, ходатайств, прибегают к конституционным нормам, подчеркивая тем самым их прямое действие и высшую юридическую силу, это придает особую значимость вынесенному судебному акту, делает его понятным и доступным гражданину, что способствует достижению целей осуществления правосудия и обеспечению стабильности основ конституционного строя. В защите основ конституционного строя и обеспечении конституционной безопасности большую роль играет надзорная функция главы государства.

Так, в 2000 году Президентом РФ были изданы указы о приостановлении актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, что сыграло значительную профилактическую роль в обеспечении законности и укреплении прав граждан, что, как отмечают в юридической литературе, «в большей степени имеет политико-правовой аспект, связанный с профилактикой конституционной безопасности государства» [17, с. 69—77]. Нередко проекты нормативных правовых актов не являются совершенными с точки зрения соответствия их норм положениям Конституции РФ и закрепляемым ею конституционным правам и свободам, например, проект Кодекса административного судопроизводства РФ, принятый в первом чтении Государственной Думой 21.05.2013 г., предъявляющий требования к представителям. Принимаемые правовые акты могут и существенно дополнять положения Конституции РФ и даже устранять ее пробелы, как, например, Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле». В 2013 году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий фактически упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и его включение в расширенную структуру Верховного Суда РФ.

В теории и практике высказываются противоположные мнения относительно влияния данного шага на уровень конституционной стабильности и эффективности работы, как формирующейся судебной системы России, так и Конституции РФ в целом. Современное состояние конституционного строя требует решения новых проблем, связанных с обеспечением реализации конституционных положений и их совершенствованием, а также защитой конституционного строя.

При этом интегрирующим понятием безопасности является «конституционная безопасность», способное заменить понятие национальной безопасности. Данная дефиниция не только включает состояние защищенности и обеспечения реализации совокупности основных конституционных начал организации государства, но и предполагает базовые руководящие идеи обеспечения безопасности иных видов. Конституционная безопасность включает конституционную безопасность личности, общества и государства, обеспечивает стабильность конституционного строя и безопасность фактической конституции страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Конституционная реформа  2020 года

 

О необходимости внесения изменений в Конституцию РФ президент Владимир Путин заявил в ежегодном обращении к Федеральному собранию. 20 января 2020 года проект законопроекта "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" [2]. был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Поправки затронут социальные гарантии, усилят роль парламента и губернаторов, закрепят статус Госсовета и изменят условия выбора кандидата на должность президента. За каждую, из предложенных инициатив, Владимир Путин предложил проголосовать россиянам и уже дал поручение по подготовке формата голосования.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин назвал предложенные поправки историческим решением. "Многие вопросы, связанные с государственным устройством, с функционированием институтов государственной власти, в рамках предложений Президента будут наполняться совершенно иным содержанием. Которое в основе своей будет предполагать передачу больших полномочий именно гражданам нашей страны для того, чтобы они более эффективно принимали участие в управлении государством, решении вопросов, которые стоят перед нашей страной", — сказал он.

Основные поправки в Конституцию РФ включают в себя:

В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда, не менее величины прожиточного минимума, и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом.

В Российской Федерации регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом.

Главой государства может стать гражданин Российской Федерации старше 35 лет без иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране, который проживает в России не менее 25 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков.

Должности премьер-министра и члены правительства будут назначаться президентом после утверждения их кандидатур Государственной Думой. Президент будет представлять Совету Федерации кандидатов на пост главы и судей Конституционного, Верховного и других судов федерального уровня, а также их заместителей.

Президент будет формировать Государственный Совет России для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития.

Российская Федерация может не исполнять решения межгосударственных органов, если они приняты по международным договорам, в которых участвует Россия, но противоречат российской конституции.

Законопроектом предлагается внести поправки в Конституцию РФ, направленные на усиление социальных гарантий и уточнение полномочий органов власти.

23 января законопроект об изменении Конституции РФ прошел первое чтение, второе прошел в феврале. После этого россияне проголосовали  за предложенные поправки. 

По материалам данного раздела работы можно сделать вывод, что поправки в Конституцию РФ были призваны обеспечить развитие государства Российской Федерации на новом уровне. ХХI века и они это обеспечили.

Анализ   поправок в Конституцию 2020 года 

Конституционная реформа в современной России вызывает споры в обществе и  столкновение противоположных сил (каллюзии). В социологии  политики коллизия — это столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений

Ответственный секретарь Конституционной комиссии 1990–1993 гг. Олег Румянцев считает, что Конституционная реформа направлена против духа Конституции.

Дух Конституции подвергается шаг за шагом ревизии и дальнейшему выхолащиванию. В ней изначально заложено внутреннее противоречие между преамбулой, первыми тремя главами, две из которых получили гарантии незыблемости, и самой конфигурацией верховной власти, а главное – практикой ее деятельности. Не случайно конституционный законодатель и сам Конституционный суд ограничены в возможности рассмотрения этого противоречия, хотя ч. 2 ст. 16 четко закрепила норму: никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Механизмы глав 4–7 об устройстве государственной власти отсылают к итогам борьбы с первым и последним демократически избранным российским парламентом и Конституционным судом в 1993 г.,   

Дух Конституции говорит о свободе и солидарности, правах и ответственности, о народовластии и демократии, федеративном, социальном, правовом государстве с республиканской формой правления. Практика слишком часто опровергает их высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России. 

Сегодня  неподконтрольный обществу экономический, политический монополизм власти требует не соблюдения прекраснодушных основ конституционного строя, а жестких действий надстройки в своих интересах. Отсюда устройство персоналистской власти, авторитарный механизм принятия решений, культ силы, ручной характер и понятийность регулирования, отсутствие институциональных механизмов согласования групповых и классовых интересов. 

Поправки 2020 г. носят характер дальнейшего масштабного усиления президентской (верховной) власти и бюрократического уточнения и детализации конституционного текста.

Конституция предлагает полный комплекс демократических свобод: осуществление народом своей власти непосредственно (референдум, сходы), через госорганы, через органы местного самоуправления. Но референдум по федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» практически неосуществим, местное самоуправление власти не имеет, парламент, по сути, не избирается, а формируется. Конституционный принцип народовластия по факту предложено реализовывать через  выборы  главы государства. 

Сам принцип самостоятельности и независимости судебной ветви власти сегодня проходит череду испытаний. Новый этап судебной реформы назрел – однако  поправки  в Конституцию  концентрируют  в одних руках контроль над судами.   Конституционный суд при объективно требуемом росте нагрузки по ним сокращается почти вдвое количество судей. Состав суда не сможет избирать председателя.  Нужны дополнительные конституционные полномочия Конституционного суда по преодолению частых случаев игнорирования его правовых позиций; норм федерального конституционного закона о Конституционном суде здесь недостаточно. Проверка по запросам президента конституционности принятых законов до их подписания не должна исключать обжалования таких федеральных законов по обращениям граждан России и российских юрлиц по практике его применения впоследствии. 

Текст подготовленных государственно-правовым управлением (ГПУ) президента поправок старается уйти от прямых нарушений основ конституционного строя. Однако каллюзии остаются в отношении многих принципов. Это нормы ст. 12 о местном самоуправлении дополненные новой частью 3 ст. 132 и новой редакцией ст. 133. Новых гарантий политической, административной и, главное, финансовой независимости органов МСУ, их представительных органов не предложено. Полновесность местной власти, напрямую связанной с избирателями, не достигнуто. Она  сохранит подчиненное значение и в ходе совместного выполнения с госорганами публичных функций. Это – зеркало подчиненных отношений общества с всесильным государством.

По этим материалам   можно сделать вывод, что в поправках нет ничего, что усиливало бы конституционную роль гражданского общества, ведь государство по замыслу инициаторов конституционной реформы начала 90-х является официальным представителем общества. По нашему мнению важно  пойти на включение в Конституцию новой дополнительной главы 21 «Гражданское общество. Свободные выборы», раскрывающей эти институты. Можно констатировать,  что  сам президент дал установку на укрепление роли гражданского общества в  Российской Федерации ХХI века.   

 

 

Заключение

 

Конституционный строй Российской Федерации это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

Можно констатировать, что конституционный строй нашей страны сформировался  как результат политических и социально-экономических преобразований, отразивший необходимые ценности и определивший направления развития общества и государства.

По материалам   работы можно сделать вывод, что конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона. Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

- человек, его права и свободы как высшая ценность;

-народовластие;

-полнота суверенитета Российской Федерации;

-равноправие субъектов РФ;

-единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

-экономическая свобода как условие развития экономической системы;

-разделение властей;

-гарантии местного самоуправления;

-идеологическое многообразие;

-политический плюрализм (принцип многопартийности);

-приоритет закона;

-приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

-особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

          Сегодня важнейшей является проблема стабильности конституционного строя на основе  положений о его гарантиях закрепленных в Конституции. Обеспечение конституционной безопасности должно осуществляться  на основе Конституции Российской Федерации и концептуального подхода к решению проблем стабильности конституционного строя и реализации конституционных норм в жизни граждан нашей страны.  

Конституция РФ – это единственно верный путь к справедливому социальному государству, которое с наибольшей вероятность поднимет уровень жизни общества, даст возможность быстрее и динамичнее развиваться сферам жизни общества, а так же позволит гражданам счастливо и полноценно жить в своей стране. Теоретические основы Конституции РФ  в том что ценность Основного закона - в его идеях, которые влияют на нашу повседневную жизнь страны и ее жителей. Конституции России всего четверть века, что по меркам истории российского права срок скромный, и стране еще предстоит большой путь практической реализации ее положений, раскрытия и осознания прописанных норм.

Сущность Конституции РФ в том что формула  Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» работает в нашей стране. При этом она  сегодня является в значительной степени нормой-целью, а не констатацией факта, поскольку демократия, федерализм, правовое государство находятся в постоянном развитии: как в плане идеологического обеспечения, так и с точки зрения возникновения новых политических практик.

По материалам   работы можно сделать вывод, что влияние конституционных поправок на политическую систему   Российской Федерации в том, что реализуется тенденция расширения практики реализации Конституции путем ее прямого действия и прямого применения конституционных положений. В этой связи  развитие государства на новом уровне во многом призваны обеспечить  поправки в Конституцию РФ. Президент РФ В.В. Путин 20 января 2020 года объявил о необходимости внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. В реализации его концепции был разработан и принят Госдумой  в I чтении 23 января 2020 года Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». После голосования все предлагаемые поправки были утверждены и сегодня наша страна живет по Конституции полностью соответствующей требованиям времени.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – М.: Право, 2020. 36 с.
  2. Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ N 885214-7 "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 23.01.2020).// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=190975#0259960325441708

II. Учебная и научная литература:

  1. Баранов В.М. Основные направления модернизации техники современного правотворчества в России // Юридическая техника. 2019, №6. С. 42-50.
  2. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя РФ как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // ВМУ. Сер. 11 «Право». 2020. № 6. С.22-23.
  3. Геворкян М. В.  Конституция Российской Федерации 1993 года. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 112-115.
  4. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учеб. пособие. Современная версия новейшей истории государства. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: НГУ, 2020 344 с.Зорькин В.Д.Буква и дух Конституции.// РГ 09.10.2018. С.2.
  5. Зенин С.С. Динамизм конституционного принципа народовластия в Российской Федерации: теоретический аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1.С.10-11.
  6. Кондрашев А.А. Россия: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica.2019. №3. С. 74-88.
  7. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов: учебное пособие. Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.344 с.
  8.  Кудинов О.А. К вопросу о понятиях конституционализм, конституция, конституционное право, конституционное государство, конституционный строй и их соотношении // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1.С.44-45.
  9.  Кудряшов К.В. Конституционно-правовые проблемы и последствия отмены действующей Конституции РФ // Концепт. 2021. №10. С.66-68.
  10.  Медведев Д.А. 25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью.// Закон. 2018. №12.С.44-49.
  11.  Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: ВШ, 2021. 443 с.
  12.  Нерсесянц В.С. Философия права: учебник для вузов. М.ВШ, 2021. 339 с.
  13.  Умнова-Конюхова И.А. Конституция Российской Федерации 1993 года: оценка конституционного идеала и его реализации сквозь призму мирового опыта // Lex Russica. 2021. №1.С.41-44.

         16. Шахрай С.М. Конституция России: стабильность и развитие.// Актуальные проблемы российского права. 2021. №1.С.90-95.

 

 

 

 

 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.