Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Понятие принципов права, а также исследование их видов.

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3207805

500 руб.

Просмотров
2015
Размер файла
65.43 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность данной темы обусловлена тем, что укрепление современной российской правовой системы требует теоретического осмысления основных идей, принципов, то есть принципов, на которых она организована и функционирует. Важность правовых принципов для правовой системы нельзя отрицать, поскольку закон является неотъемлемой частью правовой системы, и поэтому правовая система основана на правовых принципах.
Современный этап развития правовой системы Российской Федерации - это эпоха формирования новой правовой традиции. Влияние правовой теории и практики усложнилось, появились новые объекты конституционного регулирования, ранее неизвестные категории и системы права, возникли правовые дилеммы.
Развитие системы правовых знаний предполагает глубокое понимание основных принципов, на которых основаны законы и нормативные акты. Из этих принципов его по праву можно отнести к правовым принципам.
Вопрос о правовых принципах не является новым для российской науки. Она изучалась в отраслях теории права и юридической науки в советский период. В последние годы появилось много работ, в которых был проведен анализ общего права, межотраслевых, отраслевых и других правовых принципов. Активно разрабатываются вопросы, связанные с общим правом и отдельными правовыми принципами межотраслевого или отраслевого характера. Однако понятие, природа, классификация и система правовых принципов по-прежнему очень актуальны в научных спорах, что подтверждает, что в юридической науке относительно мало исследований на эту тему.
Изучение правовых принципов имеет большое значение для определения природы права и правильного применения правовых норм и дальнейшего совершенствования законодательства. Именно поэтому изучение понятия, системы и содержания правовых принципов нельзя считать абстрактной теорией, оторванной от повседневной деятельности субъекта правоприменительного процесса.
Объектом исследования выступает содержание права, а также роль принципов права в правовом регулировании общественных отношений.
Предметом исследования являются принципы права как всеобщие, исходные, основополагающие идеи, оказывающие глобальное влияние на все сферы общественной жизни.
Целью настоящей работы является комплексное изучение понятия принципов права, а также исследование их видов.
В соответствии с предметом и поставленной целью исследования определены следующие исследовательские задачи, на решение которых направлена данная работа:
Изучить понятие и признаки права;
Рассмотреть принципы права и их свойства;
Проанализировать место и роль принципов права в правовом регулировании;
Охарактеризовать общеправовые принципы;
Изучить межотраслевые и отраслевые принципы права.
Методология. В курсовой работе в основном применяется диалектический метод познания. Также используются следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, лингвистический и иные методы исследования.
При написании работы использовалась литература по теории государства и права, и монографические источники. Вопросы принципов права рассматривалось в работах таких авторов как С. С. Горохова, А. С. Гуков, О. В. Попова, В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко и многих других.
Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1.ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА1.1Понятие и признаки праваПраво - это система общеобязательных, формально определенных общих правил, сформулированных или одобренных государством и обеспечивающих государственную защиту.
К признакам права относятся:
Нормативность. Право - это нормативная система, то есть не конкретное указание-кому, что и как делать, а самый общий, типичный образец поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют моделями, стандартами, стандартами и шкалами правомерного поведения, в соответствии с которыми устанавливается поведение каждого, кто оказывается в нормативной ситуации. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. Правовые нормы предусматривают не единичный случай, а широкий спектр однородных ситуаций, общественных отношений, распространяя свою регулирующую роль на все такие случаи. Верховенство права показывает, как вести себя в ситуации, описанной данной нормой, какие действия являются законными, что можно сделать, что следует или не следует делать в каком-либо социальном взаимодействии, предписанном законом.
Общеобязательность. Право регулирует поведение каждого человека в ситуации, предусмотренной законом. Никто не подпадает под сферу действия этого права. Все без исключения юридические лица должны соблюдать требования законодательства. Это право универсально, распространяя свое влияние на всю территорию страны, на все население. В то же время правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства.
Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правовые нормы формально закреплены в законах, указах, постановлениях и других правовых формах, которые содержат обязательные реквизиты (имя, номер, дата, подпись уполномоченного лица). В то же время нормы не просто объективируются извне, они должны быть приняты на основе определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентным должностным лицом и изданы. То есть спецификация, которая не является общедоступной, не имеет юридических последствий. Таким образом, закон характеризуется всеобщей доступностью и общественным восприятием.
Определенность. Правовые нормы отличаются особым юридическим языком, особой юридической технологией. Прежде всего, речь идет о ясности, четкости и четкости изложения нормативного материала. Закон должен точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению лица, объем и условия возможного, надлежащего и запрещенного поведения, подробно описывать возможный или необходимый выбор правового поведения, последствия его нарушения. Кроме того, язык закона должен быть публичным и понятным для всех. Точность, конкретность и ясность норм обеспечивают единообразие закона, то есть единообразное понимание и применение закона всеми участниками правоотношений. Напротив, неопределенность содержания правовых норм допускает неограниченные возможности усмотрения в процессе реализации прав, что приводит к разногласиям, произволу и коллизии законов.
Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны. В обществе существует множество различных социальных норм. Но только права исходят непосредственно от государства. В результате закон получил официальный публичный характер. Правовые нормы формируются не спонтанно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, являющейся национальной атрибутикой. Правовые нормы всегда устанавливаются или ратифицируются государством. Все государственные учреждения издают нормативные акты в рамках своего круга ведения.
Системность. Право - это не случайный набор, а набор организованных структурных элементов, которые каким-то образом связаны друг с другом и влияют друг на друга. В целом закон обладает внутренним единством, структурой, последовательностью.
С точки зрения функции, принцип правового акта, с одной стороны, как исходный принцип законов и нормативных актов, обеспечивающий согласованность и эффективность системы правовых норм, с другой стороны-как непосредственный надзор за поведением участников общественных отношений, исходя из вышеизложенного, мы также можем дать следующие общие определения: правовые принципы-это общепризнанные базовые идеи, содержащиеся в различных источниках или выраженные в стабильной юридической практике, эти идеи в полной мере отражают уровень знаний общества в целом и конкретных законов, способствуют созданию внутренне непротиворечивой и эффективной системы правовых норм и непосредственно регулируют общественные отношения с их пробелами и противоречиями.
1.2 Принципы права и их свойстваПраво устанавливается и действует на основе определенных принципов, выражающих его сущность и социальное назначение. Они отражают основные атрибуты и характеристики права, делая его качественным государственным регулятором свободных и справедливых мер в общественных отношениях.
Принцип права является основной отправной точкой для определения объективного закона общественной жизни в праве. В них аккумулированы наиболее характерные черты права, определяющие его правовую природу. Принцип права является основой деятельности всех органов государственной власти в правовом государстве. Под их руководством государство обеспечивает социально-экономические, политические и индивидуальные права и свободы своих граждан, гарантируя выполнение своих юридических обязательств.
Правовые принципы пронизывают все правовые нормы и являются ядром всей национальной правовой системы. Поэтому они имеют решающее значение для регулирования общественных отношений, правоприменительной практики. Строгое и точное выполнение требований закона означает последовательное осуществление принципов, изложенных в нем, в то же время. Поэтому при разрешении конкретных судебных дел в первую очередь необходимо руководствоваться правовыми принципами. Это является основой для надлежащего применения правовых норм и обоснованных и законных решений.
Правовые принципы могут быть воплощены в общих правовых нормах (в конституции, преамбуле закона, кодексе), могут также составлять содержание закона, пронизывать внутреннее содержание правовых норм.
Правовые принципы объективно определяются характером общественных отношений, на которых основана правовая система. Это означает, что каждая система общественных отношений не является произвольной, а регулируется в соответствии с объективными требованиями, которые отражены в правовой системе и составляют ее сущность. Характер принципов конкретной правовой системы не может быть определен отдельно от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования социально-политической системы в целом.
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие признаки принципов права:
наличие основополагающего характера;
отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
системность;
устойчивость;
фиксирование в законодательстве;
отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Поэтому принципы права (они же принципы права, принципы правового регулирования) являются основными, определяющими, важнейшими структурными звеньями в объекте правового регулирования, внутри и вне правовой системы (связи с социальной средой), которые должны быть основными, определяющими, важнейшими структурными звеньями в объекте правового регулирования.
1.3 Место и роль принципов права в правовом регулированииСегодня перед российской юридической наукой стоит задача переосмысления классификационных приемов, унаследованных от советской теории, придания нового смысла традиционным понятиям и выявления сущностных характеристик права. Точное отражение конкретной концепции соответствующего правового явления является не только теоретическим, но и практическим. В конце концов, верховенство закона означает, что закон публичной власти и вытекающий из него закон являются обязательными. Одним из таких понятий, требующих углубленного теоретического исследования, является понятие правовых принципов (правовых принципов).
Когда речь заходит о принципах права, они подразумевают, что их целью является раскрытие сущности права, представленной во всех правовых явлениях. Поэтому при определении понятия "принцип права" необходимо исходить из понятия сущности права, разработанного в рамках различных видов правопонимания. Как мы знаем, существующие правовые перспективы включают в себя несколько основных типов понимания права - позитивизм, естественное право и либерализм.
Позитивизм связывает право с его внешними проявлениями - правом, судебной практикой, правоотношениями, правосознанием его субъектов. Следовательно, принцип права выводится (абстрагируется) из этих внешних проявлений права.
В современной юридической литературе распространено представление о правовых принципах, которые, как правило, носят позитивистский характер. С одной стороны, правильно указать, что правовые принципы являются общими нормами функционирования во всей сфере правового надзора, отражающими модель развития правовой системы, а с другой стороны, указано, что правовые принципы следуют общему смыслу закона. Поэтому получается, что принцип-это не закон, а закон, и логичнее было бы говорить о законодательных принципах, а не о законах.
В отличие от позитивизма, метод естественного права определяет закон не через его внешние проявления, а через его содержание. В рамках этого правового понимания содержание права раскрывается через обращение к неюридическим понятиям и явлениям.
Поэтому, с точки зрения позитивизма и естественного права, закон не имеет собственного содержания, и поэтому невозможно точно выделить принципы права и предложить систему его построения.
Проблема понимания принципа права как выражения сущности самого права решается в рамках либеральной теории. Эта теория не истолковывает закон через внешнюю форму его проявлений и не смешивает содержание закона с явлениями вне закона. Таким образом, либеральное правосознание преодолевает недостатки позитивизма и юснатурализма, ориентируясь на самостоятельное значение права. С точки зрения этого закона, право представляет собой самостоятельную систему социального регулирования, выполняющую определенные функции. Право действовать независимо от других социальных норм (моральных, нравственных, религиозных, эстетических, корпоративных норм). В то же время, признавая независимость права, его принципиальное отличие от морали и нравственности, либеральное правосознание не отрицает их значения.
Концепция либерализма проистекает из того факта, что наиболее абстрактным пониманием закона является формальное равенство свободных индивидов.
Право-это мера свободы, которая изначально означает, что она ограничивает свободу других индивидов, в противном случае свобода становится произволом. Закон выступает за равенство людей, но это равенство не практическое, а формальное. Юридическое равенство делает свободу возможной и эффективной в универсальной правовой форме, в форме определенного правового порядка. Эта свобода выражения мнений посредством формального равенства воплощает справедливость. Действовать беспристрастно - значит действовать законно в соответствии с универсальными и равными требованиями закона.
Правовые определения, предложенные либертарианской теорией, позволяют нам идентифицировать системы правовых принципов, чтобы показать их роль в правовом регулировании. Все принципы права в его системном единстве выражают формальное равенство, раскрывают его смысл и распространяют его содержание на все аспекты (сферы) правового регулирования.
Во главе системы правовых принципов стоит принцип равенства форм, из которого вытекают все остальные правовые принципы. Принцип формального равенства подразумевает общие правовые принципы, такие как презумпция невиновности, гуманитарные принципы, принцип справедливости и принцип равенства.
Презумпция невиновности вытекает из принципа "все, что не запрещено, разрешено", который выражает неотъемлемую свободу человека. Каждый имеет право свободно действовать по своему усмотрению до тех пор, пока не будет доказано, что он нарушил права и свободы других лиц. Произвольные ограничения свободы человека недопустимы. Предположение о том, что лицо совершило преступление, должно быть доказано и подтверждено решением компетентного национального органа. Это решение, в свою очередь, может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган и, в конечном счете, в суд.
Доказательство деликта человека требует применения мер юридической ответственности. В то же время любая мера ответственности должна быть соизмерима с преступлением и не допускать унижения человеческого достоинства. Это следствие гуманистических принципов.
Признавая равенство форм для всех, закон предоставляет им общую правовую возможность реализовать различные интересы в соответствии с их способностями. Только такое равенство воплощает справедливость.
Принцип равенства предполагает равенство свободы, равенство перед законом и судом. Этот принцип гласит, что дискриминация по признаку пола, расы, религии и другим признакам не допускается, и налагает на закон требование о том, чтобы он не содержал правил, необоснованно ограничивающих права одних лиц по сравнению с правами других.
Общие правовые принципы воплощены в межведомственных, отраслевых и институциональных правовых принципах.
В юридической науке правовые принципы рассматриваются как идеи или нормы. Некоторые процессуалисты признают особую роль правовых принципов в правовом регулировании, рекомендуют не определять правовые принципы и нормы и считают, что правовые принципы сохраняют свое значение, даже если они не имеют нормативного закрепления в законодательных актах.
В то же время, представляя правовые принципы как идеи, мы придаем им чисто доктринальный характер, что ослабляет их роль в практическом применении. Руководствуясь природой права, эти принципы первоначально были идеями, но позже приобрели характер нормативного характера.
Если мы будем рассматривать только правовые принципы как идеи, то есть вещи чисто как доктрины, они потеряют свое юридическое значение.
Конституционный Суд Российской Федерации не только признал правовые принципы правовыми нормами, но и отметил, что общепризнанные правовые принципы обладают высшей степенью нормативной универсальности и определяют содержание конституционных прав человека, и что общая обязанность граждан соблюдать эти принципы заключается как в их приоритете над другими правовыми положениями, так и в их применении ко всем субъектам права.Признание нормативной природы правовых принципов делает их основой для формирования правового законодательства и имеет практическое значение, поскольку они являются критериями исправления закона, когда он несовместим с законом.
Конституционный Суд Российской Федерации, как правило, руководствуется правовыми принципами при определении конституционности законов. В одном из решений Конституционного Суда Российской Федерации принцип экономической свободы определяет основные элементы этих прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а именно право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 1). (Статья 34), а также право каждого человека владеть, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как самостоятельно, так и совместно с другими. Поэтому именно правовые принципы определяют содержание некоторых конституционных прав человека, то есть приоритет отдается не конституционным нормам, отражающим права, а правовым принципам.
Поэтому правовые принципы следует понимать как общие правовые нормы с высокой степенью абстракции, отражающие основные атрибуты права, такие как свобода, формальное равенство и справедливость. Правовые принципы выражаются в более конкретных нормах, обеспечивающих правовую природу законодательства.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА2.1. Общеправовые принципыНа сегодняшний день изучение принципов права сохраняет неизменную актуальность в современной юридической науке и входит в область научных интересов многих современных ученых-юристов, занимающихся проблемами теории права. В отличие от отраслевых и межотраслевых принципов права, изучаемых отраслевыми юридическими науками, общеправовые принципы непосредственно входят в предмет исследования теории государства и права.
Можно сказать, что в основном современные специалисты в области права сходятся в общей характеристике правовых принципов и придерживаются нескольких общих подходов к их сущности, однако при разрешении таких проблем, как составление их перечня, большинство авторов остается при собственном мнении. Поэтому на сегодняшний день существует множество различных перечней общеправовых принципов. Более того, достаточно распространено мнение, что составление точного и исчерпывающего перечня принципов права, включая общеправовые, невозможно вообще.
Основные общеправовые принципы. Как уже замечено, на сегодняшний день единого мнения относительно перечня общеправовых принципов в современной юридической науке не существует. Таким образом, рассмотрим общеправовые принципы верховенства права, справедливости, законности, взаимной ответственности государства и гражданина, широкой доступности правовой информации, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, уважения прав и свобод человека и гражданина, правосудия, демократизма.
Принцип верховенства права. Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах.
Во-первых, согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства. Так, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат. Однако становятся составной частью правовой системы государства и приобретают обязательный характер они, как правило, только при условии их ратификации. Кроме того, п. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает общее правило, гарантирующее признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами.
Во-вторых, в соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права.
В Российской Федерации Конституция и федеральные законы обладают верховенством на всей её территории в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ, а согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ она обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации, и никакие правовые акты, принимаемые на её территории, не должны ей противоречить. В связи с этим законодательством закрепляются специальные механизмы для проверки конституционности законов. Так, в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» в России функционирует Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля, в полномочия которого входит, в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ как государственных нормативно-правовых актов различных уровней, так и не вступивших в силу международных договоров, а также осуществление толкования Конституции РФ и рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Принцип справедливости. Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. Справедливость представляет собой сложнейшую многоаспектную философскую категорию, понятие о должном, связанное с представлениями о неотъемлемых правах человека. На протяжении нескольких тысячелетий, начиная со времен античности, многие выдающиеся мыслители проявляли интерес к понятию справедливости и придавали ей особое значение.
Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала. Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом. Во-первых, именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей. Так, для соответствия закона принципу справедливости, крайне важно обеспечение равноправия всех граждан перед законом – правового равенства, ведь равенство – важнейшая составляющая справедливости. Во-вторых, неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности. Поэтому, рассматривая принцип справедливости в праве, необходимо уделять внимание ее моральному и нравственному аспектам.
Принцип законности. Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.
Таким образом, значение реализации принципа законности для общества и государства трудно преувеличить. Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
Принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Содержание данного принципа можно отразить следующим образом. Во-первых, в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке. Согласно ст. 52 Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений со стороны власти охраняются законом, а самим потерпевшим обеспечиваются доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба. Кроме того, в соответствии с положением ст. 53Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием со стороны государства.
Во-вторых, данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства. Для таких ситуаций п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод. Такими органами являются, в частности, Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека, один из международных судебных органов.
Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и гражданина лежит в основе их взаимоотношений, а его реализация и неуклонное соблюдение способствует их укреплению и выводит отношения между государством и обществом на качественно высокий уровень. Необходимо также заметить, что реализация, воплощение в жизнь данного принципа является важнейшим шагом на пути к построению правового государства. Кроме того, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.
Принцип широкой доступности правовой информации. Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Прежде чем начать его рассмотрение, необходимо уделить некоторое внимание нескольким наиболее распространенным определениям понятия «правовая информация».
Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи, с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности. Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение, в осуществлении которого недопустимо.
Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод. Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание.
Во-первых, ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. В соответствии с положением п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый может подвергаться лишь ограничениям, законно установленным в целях защиты чужих прав и свобод и обеспечения общественного порядка и благосостояния, а также удовлетворения справедливых требований морали.
Во-вторых, ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках – пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Основные права и свободы человека и гражданина прямо сформулированы в статьях Всеобщей декларации прав человека и непосредственно закрепляются в главе 2 Конституции РФ. Причем п. 1 ст. 55 Конституции указывает, что приведение в ней перечня основных прав и свобод не следует толковать как умаление или отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 17, основные права и свободы рассматриваются Конституцией с точки зрения естественно-правового подхода как присущие каждому от рождения и неотчуждаемые.
Принцип правосудия. Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания.
Во-первых, согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека  и  гражданина,  позволяющим  защищать  нарушенные  права  и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.
Во-вторых, данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти.
Таким  образом,  нужно учитывать,  что для полноценной  реализации  принципа   правосудия крайне необходимо стремиться к совершенствованию механизмов функционирования судебной власти с целью повышения качества правосудия в целом. Соответственно, ее защита от общественного и политического давления, подавление коррупционной составляющей в деятельности судов являются важнейшими задачами в условиях развития многих современных государств. Так, сегодня на повестке дня стоит реформирования современной российской судебной системы, и данные задачи, вне всякого сомнения, являются основополагающими.
Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке.
Принцип демократизма. Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом. Во-первых, принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность. Данный аспект можно справедливо назвать основополагающим. Во-вторых, в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему  представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.
Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.
Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции,  единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит  закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.
Не вызывает сомнений, что сущность демократизма в первую очередь заключается в реальном существовании демократии в обществе и государстве и неуклонном следовании ее началам. В связи с этим необходимо отметить, что на данный момент нельзя говорить о полном воплощении в жизнь принципа демократизма в России, поскольку на самом деле современная российская демократия еще находится в процессе становления.
В заключение необходимо отметить, что рассмотренный перечень общеправовых принципов нельзя назвать наиболее полным и исчерпывающим. Однако использование при выборе подлежащих рассмотрению принципов перечней, предлагаемых различными авторами, позволило в рамках настоящей работы рассмотреть наиболее важные основные общеправовые принципы.
2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы праваНаряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами. Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и права.
В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права).
Примерами отраслевых принципов могут служить принципы:
равенства сторон и свободы договора - в гражданском праве (равенство сторон - данный принцип совпадает с одним из признаков метода гражданско-правового регулирования и означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство;
свобода договора - означает, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. (Данный принцип конкретизирован в ст. 421 Гражданского кодекса РФ);
принцип субординации (соподчиненности) - в административном праве (предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива);принцип презумпции невиновности - в уголовном праве (гласит: «Человек не виновен, пока не доказано обратное». Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого. Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства. Таким образом, государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.
Отраслевые и межотраслевые принципы тесно взаимосвязаны с общими нравственными и организационными принципами права, фундаментируют, обогащают и конкретизируют их содержание. Значение некоторых отраслевых и межотраслевых принципов столь велико, что они оказывают существенное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальное значение для определения и обеспечения его демократического характера, дальнейшего прогрессивного развития. Такой, например, принцип презумпции невиновности, согласно которому, как гласит п. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Логическим следствием данного принципа являются закрепленные Конституцией РФ положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (п. 2 ст. 49), а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49).
Конституция РФ преобразовала данный принцип в межотраслевой; распространив его на ответственность не только за преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения (административные, имущественные и др.).
Как записано в ст. 54 Конституции:
1. «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».
Однако при всем положительном значении приведенных норм рассматриваемый принцип и в настоящее время используется в российском праве далеко не в полную меру, ибо его приложение официально ограничивается сферой отношений, связанных с правонарушениями, неоправданно не распространяясь на регулирование правомерного поведения субъектов права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПоскольку право является стержневым элементом правовой системы, его основные идеи неразрывно связаны со всеми процессами, происходящими в сфере правового управления, и, так или иначе, оказывают влияние на все виды деятельности, связанные с правом: законодательство, правоприменение, толкование законов, систематизация законодательства, правовое просвещение населения. Правовые принципы направляют деятельность законодателя в заданном направлении, дисциплинируют его, заставляют более ответственно подходить к принятию решений и сознательно использовать законодательные приемы. Любое законодательное новшество должно в первую очередь оцениваться на основе его соответствия правовым принципам. Однако руководствоваться основными правовыми идеями должны не только законодатели, но и сотрудники правоохранительных органов. Прежде всего, в процессе правовой квалификации различных событий и действий невозможно применять правовые нормы к конкретным жизненным ситуациям без учета правовых принципов. В противном случае вам легко совершать ошибки и принимать решения, которые не соответствуют духу закона, общему смыслу законодательства. Во-вторых, при обнаружении пробелов в законе принцип может служить прямым источником закона (аналогией закона), хотя и не во всех случаях.
Наконец, знание основных правовых принципов обеспечивает правильное толкование законов и нормативных актов и помогает понять концептуальные намерения законодателей.
Ни законодатели, ни ученые не имеют четкого представления о системе правовых принципов. В то же время, ссылаясь на тот или иной принцип, нужно твердо верить, что эта идея является именно юридическим принципом и признается большинством экспертов. С другой стороны, сомнительно, что существует раз и навсегда система правовых принципов.
Отсутствие законодательного оформления правовых принципов затрудняет их использование в качестве источника права на практике и порождает неоднозначные толкования при их применении. По возможности необходимо стремиться к наиболее полному и точному включению основных правовых идей в законы и нормативные акты, четко и ясно формулировать их и, при необходимости, подробно описывать. Наиболее важные правовые идеи должны быть отражены на конституционном уровне.
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:
Правовые принципы характеризуются смешанной социально-правовой природой и являются результатом отражения общего социального права и конкретного права.
Правовые принципы - это специальные правовые понятия, которые в полной мере выражают сущность права в соответствии с его уровнем знаний.
Правовые принципы - это основные идеи, воплощенные в различных официальных источниках их норм, и, хотя они не имеют такого закрепления, они общепризнанны в правоотношениях в стабильной юридической практике.
Принцип правового акта, с одной стороны, как исходный принцип закона и нормативных актов, обеспечивает согласованность и эффективность системы правовых норм, с другой стороны, как непосредственная реакция участников общественных отношений на их разрыв и непоследовательное поведение.
Правовые принципы - это общепринятые базовые идеи, выраженные в различных источниках или в стабильной юридической практике, которые в полной мере отражают уровень знаний общества в целом и конкретных законов, способствуют созданию внутренне непротиворечивой и эффективной системы правовых норм и непосредственно регулируют общественные отношения в их пробелах и несоответствиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно – правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)\\ Российская газета. -4 июля 2020 г. N 144.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) \\ Российская газета. -N 238-239, 08.12.1994.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" \\ Российская газета. - N 138 - 139, 23.07.1994.
Специальная литература
Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.
Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2017. 196 с.
Ветютнев, Ю. Ю. Правовые ценности / Ю. Ю. Ветютнев // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. - М. : Юр-литинформ, 2016. - С. 117-135.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 5-е издание. М: Дашков и К, 2021. 238 с.
Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
Ведяхин В.М., Суркова О.Е. Факторы формирования и реализации принципов права. Самара, 2017. – с. 42.
Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.
Ершов В.В. Правовая природа принципов российского права: теоретические и практические аспекты // Российский судья. 2019. № 5. С. 9-14.
Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Синергия". 2018. 240 с.
Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2020. 464 с.
Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2016. 448 с.
Карев Д.А. Критерии классификации правовых принципов: предметный, нормативный и функциональный подходы // Известия Саратовского университета. 2018. № 3. С. 357-361.
Лавдаренко Л.И., Рудых С.Н. Принципы права и их система // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95).С. 196-203.
Малько А. В., Гогин А. А., Липинский Д. А. Теория государства и права. Учебник. / под ред. Малько А. В., Липинский Д. А. М: Проспект, 2017. 328 с.
Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России. Уч. пос. в 2 т. Т. 1. Государство. М: Проспект, 2021. 640 с.
Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
Румянцева В.Г., Ширяев Ю.Е. Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса // История государства и права. — 2016. — № 8. – с. 91.
Терениченко А. А., Горохова С. С., Тедеев А. А. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. М: Юрайт, 2016. 338 с.
Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.
Фролов С.Е. Принципы права (вопросы теории и методологии): Дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2017. – с.52.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.