это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3209790
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Актуальность темы исследования. В современных условиях актуальность экономических отношений, связанных с распределением, перераспределением и использованием государственных финансов федерального бюджета, стремительно растет. Государственный бюджет - это смета государственных доходов и расходов, в основном за год, которая составлена с указанием прямых источников доходов и направлений расходов.
Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом формирования и расходования средств страны. Он утвержден в виде федерального закона на ближайшие три года и регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его основная задача - регулировать экономическое и социальное развитие страны.
Федеральный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе, является основным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, играет важную роль в развитии государства, содействуя научно-техническому прогрессу. Развитие государства и качество жизни значительной части населения зависят от решения вопросов эффективного формирования и использования федерального бюджета.
Процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и созданного национального дохода страны осуществляется через федеральный бюджет. На него возложено финансирование органов власти и управления, а также различные виды деятельности: обеспечение обороноспособности государства, развитие науки и подготовка высококвалифицированных специалистов. Федеральный бюджет играет важную роль в поддержании и развитии искусства, культуры и средств массовой информации.
Способность федерального бюджета влиять на реализацию политики Российской Федерации в области решения общегосударственных задач определяет актуальность исследования проблем исполнения федерального бюджета.
Объектом исследования является федеральный бюджет.
Предмет исследования – роль федерального бюджета в решении общегосударственных задач.
Цель данной работы – рассмотреть федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, функции и структура федерального бюджета;
- изучить роль федерального бюджета в решении общегосударственных задач;
- проанализировать доходы и расходы федерального бюджета РФ;
- выявить проблемы использования федерального бюджета в решении общегосударственных задач;
- рассмотреть повышение эффективности использования федерального бюджета в решении общегосударственных задач.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых: Н.Н. Быкова, А.В. Галухин, Т.В. Ермошина, И.В. Караваева, Т.П. Николаева и др.
Методы исследования - системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения и обобщения, методы математической статистики.
1. Теоретические аспекты федерального бюджета и его роль в решении общегосударственных задач1.1. Понятие, функции и структура федерального бюджетаОснова казны каждого государства - бюджет. Он представлен как особая система взаимоотношений, основанная на императивных денежных средствах, которые, в свою очередь, служат неотъемлемой частью государственных средств.
В материальном смысле государственный бюджет - это централизованный денежный фонд в масштабе государства или административно-территориального образования, находящийся в распоряжении соответствующих государственных органов и местного самоуправления. Несмотря на то, что материальное содержание бюджета непостоянно, количество сконцентрированных в нем денег, виды доходов и направления расходов постоянно меняются, однако суть государственного бюджета неизменна. Он проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе формирования, планомерного распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при формировании централизованного фонда за счет налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; За счет экономических отношений значительная часть сбережений предприятий, организаций и доходов населения ежегодно мобилизуется в государственный бюджет. Бюджетные средства используются для финансирования задач и функций государственных, социальных и культурных мероприятий.
Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в форме Федерального закона.
Федеральный бюджет - это основная казна любого государства, представляющая собой систему взаимоотношений, основанную на императивных фондах, которые являются неотъемлемой частью государственных средств. Национальное финансовое богатство в основе своего формирования берет на себя основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются основные направления будущих доходов и расходов.
Федеральный бюджет является основным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функция - финансирование национальных органов власти и управления, деятельность, связанная с развитием научной деятельности в стране, обеспечение обороноспособности государства и подготовка высококвалифицированных специалистов для Российской Федерации.
Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений производства, создания новых производственных комплексов.
Бюджет выполняет ряд функций:
1. Накопление или функция формирования бюджетного фонда - эту функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов нестабильна и зависит от общей экономической ситуации в стране и приоритетов экономической политики в стране.
2. Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так перераспределяется ВВП страны за счет доходов и расходов бюджета.
3. Контроль - с помощью данной функции осуществляется контроль за действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных хозяйствующих субъектов, секторов экономики и территориальных единиц.
4. Регулирование означает, что в рыночной экономике основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном - бюджет.
Расходуя на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны.
Помимо четырех основных функций, бюджет может выполнять симуляционные, информационные и другие функции. Они не являются обязательными, и их состав зависит от цели бюджета.
Бюджет осуществляет свою деятельность на основе соответствующих принципов:
1) Принцип единства бюджетной системы РФ.
2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разного уровня.
3) Принцип независимости бюджетов.
4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
5) Принцип сбалансированного бюджета.
6) Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
7) Принцип покрытия общих (совокупных) затрат.
8) Принцип публичности средств.
9) Принцип бюджетной надежности.
10) Принцип адресности и адресность бюджетных средств.
Структурными составляющими бюджета являются его доходы и расходы.
Основным источником доходов бюджета является национальный доход общества, а расходы бюджета, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципалитетами (местным самоуправлением). В литературе доходы бюджета классифицируются по различным критериям:
- по социально-экономическому признаку;
- об условиях зачисления доходов в соответствующие бюджеты;
- по организационно-правовым формам доходов.
По социально-экономическому признаку доходы бюджета делятся на поступления от хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты доходы подразделяются на фиксированные и нормативные. По организационно-правовым формам доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые.
Бюджетное законодательство подробно регулирует доходы и расходы бюджетов. Многие положения, разработанные наукой финансового права, получили законодательное закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджета вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регулирует доходы отдельных типов бюджетов: федерального, субъектов Российской Федерации, местных.
Формирование доходов бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Поступления целевых бюджетных средств учитываются отдельно в составе доходов бюджета.
Доходы бюджета включают налоговые поступления, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы бюджетов включают поступления от федеральных налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе налогов, предусмотренных особыми налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также связанных с ними пеней и штрафов.
К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от продажи государственного или муниципального имущества, от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, конфискацию, компенсацию; средства самообложения граждан; прочий неналоговый доход.
Бюджетное законодательство подробно регулирует расходы бюджета. Как и при регулировании доходов бюджета, при регулировании бюджетных расходов БК РФ устанавливает не только общие положения о расходах бюджета вне зависимости от их уровня в бюджетной системе Российской Федерации, но и регулирует расходную часть отдельных видов бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
Бюджетным законодательством установлено, что формирование расходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации основывается на единых методологических основах, нормах минимального бюджетного обеспечения, финансовых затрат на оказание государственных услуг, установленных Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе повышать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
1.2. Роль федерального бюджета в решении общегосударственных задачРоль федерального бюджета состоит в том, что во внешнем виде он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на определенный период (обычно год).
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, основным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, представляющий собой набор документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует стиль правления, выбранный государством. Бюджет по отношению к проводимой властями экономической политике является производным продуктом, полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли.
Федеральный бюджет показывает размер необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, это бюджет, фиксирующий конкретные направления расходов, процент расходов по отраслям и территориям, конкретное выражение экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика.
Роль федерального бюджета проявляется в:
формировании финансовой базы государства для финансовой поддержки программ общегосударственного значения. Эту функцию выполняют доходы бюджета, включая налоги, доходы от государственной собственности, доходы от выпуска ценных бумаг и т. д.;
делегировании части налоговых и расходных полномочий нижестоящим уровням бюджетной системы для реализации основных функций государства;
создании предпосылок для увеличения инвестиций в сектора и сферы экономики в соответствии с приоритетами государственной политики;
реализации основных направлений бюджетной политики на соответствующий период;
финансовой поддержке обороны и безопасности;
выравнивании финансовых возможностей регионов и обеспечение сбалансированной бюджетной системы в целом;
предоставлении индивидуальных социальных гарантий гражданам и финансирование затрат на социальные проекты;
предоставлении информации о характере, приоритетах и основных инструментах бюджетной политики;
обеспечении платежеспособности государства в своих обязательствах.
Федеральный бюджет занимает главное место в бюджетной системе страны. Как координационный центр он оказывает финансовую помощь региональным и местным бюджетам в виде бюджетных субсидий, займов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность.
Федеральный бюджет является государственным казначейством, который служит финансовой основой для осуществления государственных функций на всей территории страны. Это может объяснить высокую степень централизации денежных ресурсов в государственном бюджете на федеральном уровне.
Роль федерального бюджета заключается в том, что в его внешней форме именно главный финансовый план государства определяет его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов за определенный период (обычно за год).
Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, основным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, представляющий собой просто набор документов, разработанных одной ветвью власти и утвержденных другой, выполняет довольно утилитарную функцию - он определяет стиль государственного управления, выбранный государством. Бюджет по отношению к проводимой государством экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли.
Федеральный бюджет, показывает размер финансовых ресурсов, необходимых для государства и фактически доступных резервов, определяет налоговый климат страны, это бюджет, фиксирующий конкретные направления расходов, процент расходов по отраслям и территориям, составляет конкретное выражение экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной деятельности, повышения эффективности производства, именно через бюджет реализуется социальная политика.
Формирование и распределение бюджетных средств из федерального бюджета связаны с такими показателями, как воспроизводство рабочей силы, рентабельность регионов и различных отраслей экономики. Любое формирование бюджетного процесса определяет выделение средств из федерального бюджета на поддержку регионов и отраслей с низкой рентабельностью. Именно такое финансирование обеспечивает воспроизводство рабочей силы как на уровне отдельных регионов и муниципалитетов, так и городов, а также на уровне страны в целом.
Федеральный бюджет аккумулирует около половины средств страны, которые перераспределяются между различными отраслями финансирования. Это позволяет государству не только удовлетворять национальные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать реализацию программы экономического и социального развития страны.
В процессе составления основного финансового плана государства федеральный бюджет материализуется - он воплощается в централизованном фонде государственных фондов. Он концентрирует денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других доходов для национальных нужд. Они формируют доходы бюджета, которые используются для финансирования экономических и социальных программ и других запланированных мероприятий. На данном этапе бюджет уже можно охарактеризовать как основной централизованный фонд государственных средств.
В процессе перераспределения национального дохода, доходов и бюджетных расходов между участниками этого процесса возникают определенные финансовые отношения. Их специфика определяется экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и специальным общественным назначением.
Значение федерального бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
Федеральный бюджет - это инструмент влияния на развитие экономики. В контексте экономических реформ государственный бюджет укрепляет свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику - оно предоставляет предприятиям и организациям субсидии, государственные инвестиции, обеспечивает бюджетное финансирование тех видов экономической деятельности, которые определяют научно-технический прогресс, в конечном итоге обеспечивая изменение экономических пропорций. Использование бюджетного механизма позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства;
Федеральный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем за счет совершенствования бюджетного финансирования социальных учреждений. Финансируются государственные социальные программы, приоритетные национальные социальные проекты;
Федеральный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов за счет бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе.
Из федерального бюджета финансируется 100% государственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительные органы, 89% - на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольшая сумма средств в федеральном бюджете направляется на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительные органы и безопасность, они составляют около четверти всех бюджетных расходов.
На втором месте по расходам федерального бюджета постоянно растут ассигнования на обслуживание государственного долга (более 24%).
Третье место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме государственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессиональное и среднее специальное образование - около 50%, на социальную политику - около 50%, культуру и искусство - более 20%.
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют около 4% всех затрат. При этом расходы федерального бюджета превышают 40% расходов страны на промышленность, энергетику и строительство и более 30% на сельское хозяйство.
2. Анализ федерального бюджета в решении общегосударственных задач РФ2.1. Доходы и расходы федерального бюджета РФВ декабре 2019 года в китайском городе Ухань была зафиксирована первая вспышка новой коронавирусной инфекции SARSCoV-2. С января 2020 года на китайских фондовых рынках началась паника, которая отразилась на фондовых индексах других стран. Инвесторы ожидали падения промышленного производства и спроса на ресурсы со стороны Китая из-за введения карантинных мер и ограничений на авиаперелеты.
В марте 2020 года к негативным новостям о распространении новой коронавирусной инфекции добавились новости о срыве сделки ОПЕК + и ценовом противостоянии между Россией и Саудовской Аравией. Это вызвало резкое падение цен на нефть марки «Брент» с 50 до 33 долларов за баррель.
В марте 2020 г. средняя цена на нефть марки «Юралс» упала до 28,95 долл. США за баррель, а в апреле достигла 16,26 долл. США за баррель, что практически свело ставку НДПИ на добычу нефти до нуля (рис. 2.1).
-26035180340Рисунок 2.1 Динамика цены нефти сорта «Юралс» и налоговой ставки НДПИ в 2019 и 2020 гг.
В результате нефтегазовые доходы федерального бюджета упали на 40,0%: с 8 247,7 до 4 951,2 млрд. рублей. Наибольшее падение пришлось на вывозные таможенные пошлины на сырую нефть: их поступления упали более чем на 60,0%. Произошло как физическое сокращение экспорта сырой нефти, так и катастрофическое падение пошлин, особенно в мае-июне 2020 года. Таким образом, если в мае 2019 года ставка составляла 104,6 доллара США за 1000 кг сырой нефти, то в мае 2020 года ставка упала до 6,8 долларов США за 1000 кг.
Поступления от экспортных пошлин на товары, произведенные из нефти, сократились почти вдвое, примерно на 40,0% - снижение поступлений от вывозных таможенных пошлин на газ и налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородов (рис. 2.2). В результате доля доходов от нефти и газа в общей сумме доходов федерального бюджета снизилась с 40,9% до 26,4% по итогам 2020 года.
-76201176655Рисунок 2.2 Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2019 и 2020 гг., млрд руб.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2020 году снизилась на 10,3% (в сопоставимых ценах 2019 года). Это снижение произошло в основном за счет налоговых поступлений. Неналоговые доходы оставались относительно стабильными и составили чуть более 5 трлн. рублей.
К налоговым поступлениям, безусловно, относятся поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами - они снизились более чем на 36,0% (в сопоставимых ценах 2019 года).
Также снизились поступления по налогу на прибыль - почти на 11,0% в реальном выражении. При этом доходы по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые в Российской Федерации, увеличились на 7,3%. Поступления от налогов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, росли вместе с темпами потребительской инфляции, поэтому в реальном выражении их объем практически не изменился.
Расходы федерального бюджета в 2020 году существенно выросли: с 18 213,2 до 22 821,5 млрд рублей (на 21,2% в сопоставимых ценах в 2019 г.). Наибольший вклад в рост расходов в 2020 году внесло увеличение расходов на социальную политику. Их доля увеличилась с 26,8% до 30,6%, а темп роста в реальном выражении составил 138,5% (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Структура и динамика расходов федерального бюджета РФ в 2020 г., млрд руб. и %.
Наименование Млрд руб. Удельный вес, % Темп роста к 2019 г. (в сопоставимых ценах)
Расходы – всего в том числе: 22821,5 100,0 121,2
Общегосударственные вопросы 1507,7 6,6 106,9
Национальная оборона 3168,8 13,9 102,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2226,6 9,8 103,4
Национальная экономика 3483,9 15,3 119,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 371,5 1,6 127,3
Охрана окружающей среды 260,6 1,1 127,6
Образование 956,9 4,2 112,0
Культура, кинематография 144,5 0,6 114,2
Здравоохранение 1334,4 5,8 181,0
Социальная политика 6990,3 30,6 138,5
Физическая культура и спорт 75,3 0,3 89,4
Средства массовой информации 121,1 0,5 113,2
Обслуживание государственного и муниципального долга 784,2 3,4 103,8
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 1395,9
6,1
134,6
Вторым по значимости фактором стал рост затрат на здравоохранение - более чем на 80,0%. В результате их доля увеличилась с 3,9 до 5,8%. Расходы на национальную экономику выросли - на 19,2% в сопоставимых ценах в 2019 году. Таким образом, рост расходов федерального бюджета в основном был связан с реализацией мер поддержки экономики в условиях ограничений, принятых для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.
Также следует отметить рост межбюджетных трансфертов общего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Их объем увеличился на 34,6%, а их доля - с 5,5% до 6,1%.
Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. (3,8% ВВП). В первом квартале 2020 года дополнительные доходы от нефти и газа были использованы для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в соответствии с действующим бюджетным правилом. Однако уже во втором квартале 2020 года оценочная цена на нефть марки «Юралс» упала ниже цены отсечения, и покупка иностранной валюты была приостановлена. Тем не менее, по состоянию на 1 января 2021 года объем ФНБ составил 13 545,7 млрд рублей. (11,7% ВВП) или 183,4 млрд долларов. По данным ЦБ, в первом полугодии 2020 года на внутреннем рынке было продано валюты на сумму 925,9 млрд рублей. компенсировать упущенные нефтегазовые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет поступило 4 600,6 млрд рублей от размещения государственного долга (без выкупа ценных бумаг) в 2020 году. Таким образом, заимствования на внутреннем рынке стали источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом расходы на обслуживание долга выросли незначительно - всего на 3,8% в сопоставимых ценах в 2019 году.
2.2. Проблемы использования федерального бюджета в решении общегосударственных задачСовременная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран с федеративным устройством. Тем не менее, нынешняя бюджетная система в России по-прежнему достаточно противоречива и требует серьезного пересмотра. В частности, необходимо решить следующие ключевые проблемы в сфере бюджетных отношений:
- противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающиеся, например, учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
- нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы для решения этой проблемы;
- сокращение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности федерального и региональных бюджетов.
Чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо выполнить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом внести утверждение источников погашения дефицита законом о бюджете;
- создать группу для соответствующей редакции бюджетного кодекса;
- просить Счетную палату дать предложения по данным вопросам;
- увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В настоящее время основными проблемами в госсекторе являются:
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетных ресурсов и бюджетного процесса;
- усиление системы финансового контроля за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных средств;
- разработка методических подходов, методов и приемов бюджетирования и распределения бюджетных средств.
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и приемов их реализации в практике бюджетной системы и бюджетного процесса.
Существующая система сбора средств из федерального бюджета имеет ряд недостатков. Переход средств от налогоплательщика к получателям средств замедляет работу большого количества счетов на уровнях казначейства. Неправильное исполнение налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов и сборов также препятствует формированию доходной части бюджета. Возможные пути преодоления этих проблем сводятся к устранению следующих недостатков организации бюджета Российской Федерации: недостаточная заинтересованность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, несовершенство системы управления государственного (муниципального) финансового контроля (аудита).
Наличие дефицита бюджета обычно считается негативным явлением, но это не всегда так. Бюджеты большинства штатов в настоящее время дефицитны. Приоритетами долговой политики на ближайший период должны стать: развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизация стоимости государственных заимствований; повышение ликвидности государственных ценных бумаг; оптимизация структуры государственного долга, заимствований и повышение их эффективности. Несмотря на политику сокращения размеров дефицита федерального бюджета, мировая экономика еще долгое время будет находиться в нестабильном положении. В ближайшем будущем Россия должна сохранить свое постоянное присутствие как на внешнем, так и на внутреннем рынках капитала.
К проблемам формирования доходов федерального бюджета в настоящее время относятся: отсутствие достоверной информации о размерах средств, поступающих в бюджет; уклонение от уплаты налогов; «Теневая экономика. Рост цен на нефть и газ может привести к увеличению доходов федерального бюджета РФ, но необходимо искать и другие источники доходов.
К проблемам, связанным с формированием доходной части бюджета, можно отнести следующее:
1. Органы федерального казначейства несут ответственность за учет поступлений в федеральный бюджет и контроль за их использованием. Средства, поступающие в федеральный бюджет, становятся доступными только после составления банком и органами казначейства отчетов об остатках средств на лицевых счетах для учета доходов федерального бюджета, перечисленных на расходы по финансированию.
2. Переход денежных средств от налогоплательщика к получателям бюджетных средств, а также от поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям замедляет работу большого количества счетов на уровне органов казначейства.
3. Остатки федерального бюджета, находящиеся на лицевых счетах органов казначейства, не могут находиться в оперативном управлении.
4. Неправильное исполнение налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов и сборов также препятствует формированию доходной части бюджета. Более того, такие правонарушения становятся все более распространенными. Их опасность заключается в том, что они перекрывают каналы поступления доходов в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает эффективность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации.
Состояние мировой экономики, цены на нефть, экономические санкции против России и политическая ситуация оказывают существенное негативное влияние на устойчивое развитие российской экономики.
В ситуации сохранения и укрепления социальной стабильности российского общества в целом одним из основных направлений изменения концепции бюджетной политики может и должна стать налоговая реформа. Дело в том, что в современной внутренней налоговой политике задача стимулирования, а точнее регулирования процесса капитализации доходов как хозяйствующих субъектов, так и населения при финансировании основных структурных направлений развития отечественной экономики не считается приоритетной. Это существенно ограничивает возможности увеличения инвестиций в его развитие. Эта проблема актуальна как для федерального, так и для консолидированного бюджета России.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значимость региональных и местных бюджетов;
- сложившаяся практика формирования территориальных бюджетов;
- тенденция к переносу расходов вниз без соответствующей поддержки доходов, что приводит к субсидированию ранее сбалансированных местных бюджетов;
- принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресованы нижестоящим структурам управления, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
- доминирующая роль регулирования доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля налоговых платежей, закрепленных за территориями;
- недобор налоговых платежей, основными причинами которого явились: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в национальной экономике; прямое уклонение от уплаты налогов, сокрытие многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролировать все малые и средние предприятия, уклонение от налоговой полиции посредством расчетов наличными).Эти проблемы решаются:
1) Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
2) Создание реального бюджетного механизма, позволяющего реализовать разработанные принципы на практике.
3) Разработка и принятие нормативных актов о разграничении полномочий и функций между органами государственной власти разного уровня, распределении расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов государственной власти разного уровня.
4) Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, основанной на использовании различных форм финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
5) Разработка новых принципов подготовки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
2.3. Повышение эффективности использования федерального бюджета в решении общегосударственных задачОсновными резервами сегодня являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с постепенным сокращением дотаций в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета при последовательном повышении уровня жизни пенсионеров;
- активное использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлекать инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вкладывать средства Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления в инвестиционные проекты, в первую очередь инфраструктурные, на возвратной основе;
- с учетом готовности оборонных предприятий к выполнению госконтрактов, возможное продление сроков реализации отдельных направлений Госпрограммы вооружения;
- проведение структурных реформ в социальной сфере;
- повышение адресности социальной поддержки граждан; для достижения максимального социального эффекта предоставление такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критериях потребностей граждан;
- повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и количества госслужащих.
Бюджетная политика Российской Федерации в ближайшие три года должна иметь приоритет в поддержке экономических преобразований.
При этом темпы роста расходов по приоритетным направлениям должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах, зафиксированными в планах таких преобразований.
Однако неудача большинства бюджетных реформ в области расходов в основном связана с тем, что реформируется только бюджетирование с точки зрения планирования, и в целом управление государственными финансами не реформируется.
Также необходимо учитывать проблемы, которые связаны с использованием управления по результатам в государственном секторе:
- системы управления эффективностью в первую очередь предназначены для промышленной и производственной деятельности циклического характера, состоящей из простых производственных функций и имеющей очевидные, однозначные результаты;
- некоторые виды деятельности органов государственной власти носят многоцелевой характер;
- существует длительный промежуток времени между процессом деятельности и получением запланированных результатов и т. д.
Модель управления результатами предполагает планирование деятельности органов государственной власти исходя из того, что целью этой деятельности должно быть достижение конкретных и измеримых социально значимых результатов. Запланированные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если в этом будут постоянно заинтересованы все участники бюджетного процесса, поэтому для последних необходимо создать систему соответствующих стимулов. В сфере государственных финансов эта модель реализуется с использованием методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Основные инструменты бюджетирования по результатам:
- долгосрочная целевая программа;
- отчет о результатах и основных направлениях деятельности главного распорядителя бюджетных средств;
- ведомственная целевая программа;
- государственные (муниципальные) услуги и работы как единица деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также органов государственных (муниципальных) учреждений;
- реестр государственных (муниципальных) услуг;
- стандарты качества государственных (муниципальных) услуг;
- оценка потребности в государственных (муниципальных) услугах;
- оценка стоимости государственных (муниципальных) услуг;
- государственное (муниципальное) задание.
Внедрение системы БОР в практику органов исполнительной власти позволяет:
- определяет приоритеты бюджетных расходов и обеспечивает их исполнение;
- установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программ и объемом ресурсов, необходимых для этого;
- повысить обоснованность бюджетных расходов;
- более эффективно распределять бюджетные средства между конкурирующими статьями расходов в соответствии с приоритетами государственной (муниципальной) политики;
- расширить самостоятельность и повысить ответственность получателей бюджетных средств;
- стимулировать государственных (муниципальных) служащих, работников бюджетных и автономных учреждений к эффективной работе, направленной на достижение конечных результатов;
- повысить уровень прозрачности деятельности органов исполнительной власти, что способствует повышению общественного доверия и привлечению инвесторов.
В БК РФ есть статья, согласно которой принцип рентабельности - «такой же результат за меньшие деньги» или «за те же деньги - больший результат». Другими словами, за основу для оценки эффективности законодатель видит результат, полученный при расходовании средств, в сравнении с затратами.
Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед властью и местным самоуправлением, является повышение эффективности бюджетных расходов.
Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных государственных фондов. Ведущее звено финансовой системы - государственный бюджет.
Государственный бюджет - это самый крупный централизованный денежный фонд, находящийся в ведении правительства.
Именно с помощью бюджета государство может концентрировать финансовые ресурсы на решающих секторах социально-экономического развития; с помощью бюджета национальный доход перераспределяется между отраслями, территориями и сферами общественной деятельности.
В самом общем виде государственный бюджет можно назвать планом доходов и расходов государства на текущий год, составленным в виде баланса и имеющим силу закона.
В современных условиях, в связи с реализацией активной государственной политики, наблюдается значительный рост государственных расходов. Рост государственных расходов предсказал немецкий экономист А. Вагнер, сформулировавший закон увеличения государственной активности, согласно которому государственные расходы в странах с развивающейся промышленностью должны расти быстрее, чем национальный доход. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.
Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирования деятельности в пределах утвержденных бюджетом сумм и в течение финансового года, на который рассчитан бюджет. одобрено.
Мировой финансовый кризис, сильно затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, обнажил накопившиеся проблемы в сфере государственных финансов и государственного сектора экономики. Образовавшийся дефицит бюджета невозможно уменьшить без модернизации и реформирования государственного сектора, пересмотра расходной части бюджета.
Как показывает межстрановой анализ, структура госсектора и, соответственно, государственных расходов в России во многом неэффективна. Таким образом, уровень занятости в госсекторе, а также ее доля в расходах бюджета превышает аналогичный показатель большинства развитых стран. Кроме того, при среднем уровне государственных инвестиций и относительно низких расходах на человеческое развитие (образование, здравоохранение) российский бюджет характеризуется значительными расходами на оборону и безопасность, административными расходами, неинвестиционными расходами на поддержку экономики, а также высокий уровень социальных расходов. ... Существующая структура затрат сочетается с их низкой эффективностью практически по всем направлениям, по которым сходятся оценки как международных, так и отечественных аналитических исследований.
Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создание для нее максимально благоприятных условий. С этой точки зрения приоритет следует отдавать тем расходам, которые обычно называют производительными или производительными: на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, на содействие накоплению физического и человеческого потенциала. Сравнительный анализ показывает, что с точки зрения государственных инвестиционных расходов Россия находится на довольно высоком уровне по сравнению с другими странами, в то время как расходы на здравоохранение и образование или человеческое развитие относительно ниже. В целом объем производственных расходов в нашей стране составляет 11-12% ВВП, или около 30% всех расходов бюджетной системы. Между тем, в США, например, на такие расходы приходится около 16% ВВП, или около половины всех расходов бюджетной системы.
ЗаключениеТаким образом, федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в форме федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, посредством которого мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России.
На федеральный бюджет возложено финансирование органов государственной власти и управления, мероприятия, связанные с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки и подготовкой высокоспециализированных специалистов. Итак, федеральный бюджет - это годовая смета (перечень) предстоящих доходов и расходов государства. В Российской Федерации государственный бюджет составляется правительством, утверждается и утверждается высшими законодательными органами.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, способность государства мобилизовать эти ресурсы; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.
Проанализировав основные проблемы формирования и исполнения федерального бюджета Российской Федерации и пути их решения, можно сделать следующие выводы:
- Сегодня самая сложная проблема федерального бюджета РФ - это его сбалансированность;
- К основным проблемам формирования бюджета относятся: отсутствие достоверной информации о суммах поступающих в бюджет средств, уклонение от уплаты налогов и «теневая» экономика.
Приоритетами политики по привлечению финансовых ресурсов в бюджет путем выпуска государственных ценных бумаг на ближайшее время должны быть:
- развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг;
- минимизация стоимости государственных заимствований; повышение ликвидности государственных ценных бумаг;
- оптимизация структуры государственного долга, заимствований и повышение их эффективности.
В ближайшем будущем России следует сохранить и обеспечить свое постоянное присутствие как на внешнем, так и на внутреннем рынках капитала.
Список использованной литературыНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201912030041 (дата обращения: 26.05.2021).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. С. 2817.
Учебники, статьи
5. Борисов, Е. Ф. Экономика. Учебник для бакалавров / Е.Ф. Борисов, А.А. Петров. - М.: Проспект. 2020. - 272 с.
6. Быкова, Н.Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней / Н.Н. Быкова, А.И. Шайдуллова // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
7. Васильев, В. П. Экономика. Учебник и практикум / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: Юрайт. 2020. - 298 с.
8. Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения / А. В. Галухин // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2019. - № 2. - С. 41-49.
9. Ермошина, Т. В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета / Т.В. Ермошина, Е.А. Святкина // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603.
10. Казначевская, Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие / Г.Б. Казначевская. - М.: Феникс. 2020. - 384 с.
11. Караваева, И.В. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России / И.В. Караваева, А.Г. Коломиец // Экономическая теория, анализ, практика. - 2019. - № 2. - С. 45–65.
12. Караваева, И.В. Государственный бюджет как основа становления системы государственного стратегического планирования / И.В. Караваева, Е.А. Иванов // Страховое дело. - 2019. - № 8. - С. 3–17.
13. Лукашенко, М. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1 / М.А. Лукашенко, Ю.Г. Ионова. - М.: Издательский дом Университета "Синергия". - 2019. - 364 с.
14. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. - 380 с.
15. Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — М.: Юрайт, 2019. — 333.
16. Фомина, Е.А. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография / Е.А. Фомина, Ю.В. Ковальская. - Уфа: БАГСУ, 2019. - 231 с.
17. Шимко, П. Д. Экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.Д. Шимко. - М.: Юрайт. 2019. - 462 с.
18. Эскиндаров, М. А. Экономика и финансы. Учебник / М.А. Эскиндаров, А.В. Шаркова. - М.: КноРус. 2019. - 448 с.
Интернет-ресурсы
19. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: www.minfin.ru (дата обращения: 26.05.2021).
20. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 26.05.2021).
21. Сущность федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/242492/rol-federalnogo-byudzheta-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-rossii (дата обращения: 26.05.2021).
22. Статистика доходов и расходов федерального бюджета РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 26.05.2021).
23. Федеральный бюджет, его основные характеристики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/7_72692_federalniy-byudzhet-ego-osnovnie-harakteristiki-sostav-dohodov-i-rashodov.html (дата обращения: 26.05.2021).
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: www.gks.ru (дата обращения: 26.05.2021).
25. Функции федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/178160/federalnyiy-byudjet---eto-zakon-o-federalnom-byudjete (дата обращения: 26.05.2021).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!