это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3231474
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Глава 1. Правосознание………………..…………………………7
1.1. Понятие правосознания и его виды………………...………7
1.2. Структура правосознания…………………..………….....…12
Глава 2. Понятие, функции и структура правовой культуры…..................................................................................…18
2.1. Понятие правовой культуры……………………….…….….18
2.2. Функции правовой культуры…………………………….… 20
2.3. Структура правовой культуры………………………...…….22
Глава 3. Соотношение понятий правосознание
и правовая культура………………………………………..…….24
3.1. Основные различия правосознания
и правовой культуры…………………………………….……...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Правосознание – одна из важнейших составляющих культуры общества, которая не только определяет уровень вовлеченности в различного рода отношения, являющиеся производными от всей правовой системы в целом и возникающие относительно положений действующего законодательства, но и отражает отношение граждан к одним из самых главных общественных институтов – государству – в первую очередь как к органу, обеспечивающему реализацию прав индивидов внутри определенного пространства, и к отдельным формам организации жизнедеятельности больших групп людей. Уровень правового сознания, чей более глубокий и профессиональный анализ мог бы послужить ответом на многие актуальные проблемы современных государств и России в частности. Такая характеристика, дополненная развернутым описанием каждого лица, принимавшего участие в социологическом опросе на эту тему, с точки зрения возрастного параметра и социального положения, позволяет выяснить, какие параметры и аспекты жизни граждан влияют в большей мере на осуществление незаконной деятельности, на формирование взглядов, образовавшихся по отношению к судебной и правоприменительной системе, на понимание отдельных принципов правотворчества и остальных её категорий, оказывающих особое влияние на основу законодательной деятельности в целом.
Определение понятию правосознание давали многие эксперты в области юридических наук. Так, советский и российский учёный-правовед, Марченко М. Н., в учебнике, составленном под его руководством*, раскрыл сущность этого термина следующим образом: «Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом». Таким образом, основываясь на данном определении, можно сделать вывод, что правосознание – это совокупность всего того, что входит в структуру особенного, правового мировоззрения как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом, – или же такая характеристика, которая иллюстрирует уровень правовой сознательности граждан.
Некоторыми исследователями, занимавшимися изучением данного явления, указывается, что одним из важнейших составляющих понятия правосознание является понимание людьми необходимости проникновения в правовую деятельность и общественную жизнь совокупности черт, присущих демократическим системам. Иначе говоря, следуя такой точки зрения, можно определить, что правосознание в той или иной степени должно определять отношение индивидов к таким положениям, как свобода, равенство и справедливость, естественные права человека. Также считается, что правосознание занимает важное место в системе источников права – элементов, содержащих в себе обусловленные теми или иными обстоятельствами позиции, которые должны определять поведение людей в конкретных ситуациях.
Правосознание, основанное на всеобъемлющем изучении различных аспектов законодательства той или иной страны, способов осуществления прав и свобод, дарованных гражданам главными правовыми актами государства или обусловленных самой природой человека, т.е. существующих объективно, вне зависимости от воли третьих лиц, – надежный показатель того, каким образом люди будут строить свои отношения с окружающими, какие принципы и методы лягут в основу выражения их гражданской позиции. Развитое правосознание можно с уверенностью назвать тем самым механизмом, который не просто останавливает людей от совершения преступлений в силу страха перед последующим за тем наказанием со стороны государства, но и формирует в индивидах уважение по отношению к правам каждой отдельной личности, умение эффективно бороться со своими внутренними противоречиями, возникающими на почве вставшего перед ними выбора между неукоснительным соблюдением законов и их периодическим нарушением.
Актуальность изучения аспектов правосознания, его структуры, влияния на поведение граждан при выборе между правомерным действием и нарушением закона, формирования определенного образа мышления у людей, состоит в её не столько теоретическом значении, в том знании, которое открывается в последствии нахождения ответов на поставленные перед исследователем вопросы, сколько даже в практическом – ведь информацию, полученную в ходе глубокого рассмотрения различных факторов, взаимосвязей и закономерностей, составляющих сущность изучаемой темы, можно применять на практике, в повседневной жизни. В особенности если информация представляет собой не только фактический материал, точные сведения, происходящие от конкретно и категорично поставленных вопросов, но и мысли, содержанием которых могут являться определенные мировоззренческие установки, например, раскрывающие сущность понятия «преступление» и показывающие негативные последствия его совершения с целью внедрения в сознание какого-либо круга лиц понимания неправомерности подобных деяний.Целью данной работы является глубокое и всестороннее изучение понятия «правосознание», а также всех производных от него тем, явлений и вещей, включающих в себя и такой термин, как «правовая культура». В результате в ходе исследования вышеобозначенного вопроса должны будут появиться достаточно обширные сведения, в полной мере раскрывающие сущность правосознания (и правовой культуры), как формы общественного и индивидуального мышления, основанного на знаниях об аспектах правовой деятельности.
Задачи, поставленные на основе цели исследования, можно сформулировать так: во-первых, нужно изучить специально подобранную литературу, в которой могут содержаться важные сведения, могущие повлиять на ход изучения темы, во-вторых, следует, досконально изучив выбранную тематику, раскрыть сущность ключевых понятий, чтобы предоставить в итоге исчерпывающую информацию о проблеме.
Методы, использовавшиеся в процессе исследования темы, обозначенной в названии работы, относятся к различным областям науки Теория государства и права: рассмотрение представленной литературы, её подробное изучение; метод системного анализа; формально-юридический метод.
Глава 1. Правосознание
1.1. Понятие правосознания и его виды
Правосознание, как это уже не раз отмечалось во введении, подразумевает под собой определенную совокупность чувств, взглядов и эмоций, вызываемых по отношению к событиям и явлениям, относящимся к правовой области деятельности людей. Кроме того, правосознание можно определить как одну из главных составляющих общественной жизни, оказывающую непосредственное влияние на характер выстраиваемых в той или иной социальной группе контактов и связей. На разных временных этапах правосознание, как вид мышления, присущего отдельным индивидам и конкретным общностям, принимало различные формы, в первую очередь, в зависимости от того, насколько распространенными и развитыми были институты законодательной власти и образования в определенный хронологический отрезок и насколько высокий был уровень правовой сознательности граждан (в частности, к этому относятся такие вопросы: каким образом и при каких обстоятельствах чаще всего гражданам приходилось обращаться к закону, умели ли они в принципе отстаивать свои имевшиеся на тот момент права и свободы). Законодательство во многом было отражением тех порядков и тех экономических, социальных, политических установок, которые служили ориентирами для поступательного развития общественных отношений и придавали определенные символические характеристики различным событиям, – правосознание, теплящееся на знании нормативно-правовых актов или понимании их общего контекста, – являлось (и до сих пор таковым является) общим выражением сущности царившего на тот или иной период строя.Также, помимо прочего, правосознание включает в себя представление о том, какую роль в жизни государства и личности играют различные правовые учреждения, что составляет сущность нормативно-правовых актов, а также производное от всего перечисленного выше – понимание таких актуальнейших в двадцать первом веке вещей, как естественные права и свободы, данные каждому отдельному человеку по праву рождения и принадлежности к роду людскому.
Правосознание, сообразно своей сущности, должно побуждать людей, участников правоотношений, к оптимально возможным справедливым разрешениям конфликтов, к поиску таких выходов из затруднительных ситуаций, которые бы соответствовали действующему законодательству и согласовывались с отдельными нормативно-правовыми актами. Развитое правосознание, сформированное на основе глубокого и всестороннего понимания права и возникающих на его основе отношений, – является одним из возможных критериев выстраивания выгодного сотрудничества между государством, общественными организациями и конкретными индивидами. Правосознание, ко всему прочему, не относится к одной конкретной форме обращения с правом, т.е. следы его проявления можно увидеть на всех стадиях разработки законодательных актов.
Одним из столпов правосознания, на которых держится это понятие, является осознание важности индивидуальных личностных границ людей, их главнейших свобод. В этом контексте правосознание принимает уже с одной стороны социальную, с другой – политическую окраску, так как место индивидуальности в отношениях между людьми и характер предоставляемых людям свобод – вопросы, традиционно интересующие две сферы общественной деятельности. Определенный взгляд на право может помочь в общих чертах раскрыть сложившийся у того или иного человека образ политического мышления, например, как мне кажется, едва ли не пренебрежительное отношение к праву как к чему-то, что существует в абсолютной независимости от воззрений на него членов общества (вернее, никаким образом с ними не согласовывается и не поддается категорическому анализу с их стороны) и задаётся исключительной волей государства, говорит о желании видеть в государстве механизм, имеющий неоспариваемую прерогативу вмешиваться в общественные отношения настолько часто, насколько ему это покажется необходимым (см. «большое правительство/государство»). Таким образом, в рамках подобного контекста явственно прорисовываются* авторитарные (или даже, в большей мере, тоталитарные) наклонности индивида. Так как одним из ключевых признаков чисто авторитарного или тоталитарного режимов является требование государства к гражданам подчиняться существующему законодательству как к конструкту, определяющему всю полноту идеологической составляющей их жизней, характерные особенности мировоззренческих установок. Законодательство в таком случае направляет общественную жизнь по заранее выверенным и выгодным для определенной властвующей группы путям.
Демократическое государство, чаще всего, предполагает небольшой уровень вмешательства правительственных органов во все сферы общественной жизнедеятельности и, что самое важное в контексте исследуемой темы, отсутствие возможности издавать такие законы (не связанные, конечно, с естественными правами и свободами), которые получают характер не подлежащих сомнению и анализу.
Правосознание – явление, неотделимое от понятий «социум» и «культура», так как оно относится к предмету рукотворному, созданному путём осмысления определенных положений общественной жизни, оценивания каждой конкретной области человеческой деятельности с точки зрения регулирования их посредством применения правил, единожды принятых и закрепленных силой государственного механизма. Правосознание – продукт материальной деятельности людей, который, сам по себе не выражаясь в ощутимой форме, оказывает непосредственное влияние на реальный мир и на действия, совершаемые людьми.
Как это уже говорилось, правосознание, проявляясь в самых различных явлениях и процессах, способно по отношению к определенным условиям менять свою форму и свой характер, как бы подстраиваясь под ситуации, вызывающие необходимость его проявления.
Существуют группы, на которые подразделяются виды правосознания:
1) Виды правосознания по характеру отражения правовой действительности: к ним относятся правовая идеология, включающая в себя совокупность взглядов, теорий, концепций, которые призваны отражать положение дел в правовой сфере и выражать мнение различных групп на то, каким образом должны строиться правоотношения между людьми, и правовая психология, отвечающая за эмоциональную составляющую правовых взаимодействий в обществе. 2) Виды правосознания по субъектному (в зависимости от того, кто и какими способами выражает его) составу: к ним относятся индивидуальное, групповое, коллективное и общественное правовое сознание. Понятно, что общественное правосознание (как отчасти и групповое, и коллективное) отражает тот обыденнень юридических явлений и процессов, а также отношения к ним со стороны, например, населения какой-то отдельно взятой страны, которого к определенному моменту времени достигло множество людей, объединенных одной политической, географической или социальной связью. Групповое правосознание, если углубится в сущность данного термина и всё-таки выделить его из сознания общественного, призвано выражать интересы немногочисленного объединения людей, связанных друг с другом, например, по профессиональному признаку. Индивидуальное правосознание, в отличие от первых двух, указанных выше, показывает умонастроения, эмоции и чувства одного конкретного человека по отношению ко всему юридическому конструкту с его нормативно-правовыми актами, характером возникающих отношений между людьми, принадлежащим различным статусам и общественным положениям. Индивидуальное правосознание базируется на жизненном пути, пройденном каждым отдельным членом общества, формируется на основе тех принципов, которые ему привили окружающие, а потому оно всегда имеет субъективный характер.
3) Правосознание также подразделяется на несколько видов в зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений. К таким видам относятся:
Обыденное правосознание, отражающее ту часть правового сегмента, которая по своему существу является довольно-таки легко усвояемой большими массами людей. Подобный вид правосознания формируется на основе личных оценок правовой действительности, собственного опыта соприкосновения с юридическими нормами и принципами. Определяется он главными потребностями, нуждами и желаниями людей, возникающими в связи с обращением к юридическим аспектам жизни. Обыденное правосознание неразрывно связано с таким понятием как «здравый смысл», проще говоря, именно в этом виде правового сознания выражается способность рядового члена общества находить собственными имеющимися средствами взаимосвязи в существующих юридических отношениях, использовать сведения, полученные на основе проведения подобных нехитрых эмпирических операций, в повседневной своей деятельности.
Профессиональное правосознание имеет под собой более глубокое основание, потому как оно связано с обращением к праву на уровне юридически подкованного человека, по своему образованию или ввиду своих должностных обязанностей способного разбираться в различных видах правовых отношений.
Научное (иначе называемое теоретическим) правосознание заключается в умении не просто понимать структуру правоотношений, выявлять их взаимосвязи, но и самостоятельно находить способы решения сложившихся в сфере законодательства проблем, формулировать основные принципы, согласно которым происходит осуществление правовых норм. Этот вид правосознания характерен в первую очередь для ученых, людей, по своему роду деятельности располагающих такими умственными способностями, которые позволили бы им проникать вглубь не всегда легко поддающихся осмыслению правовых процессов, постоянно видоизменяющихся во времени и в зависимости от места их протекания.
1.2. Структура правосознания
Структура – это такое внутреннее построение, характеризующееся взаимосвязанностью объектов или частей какого-либо конкретного понятия, явления, предмета, выстраиванием их в соответствии с иерархией значимости – и определяющее сущность того, во что они входят и чему принадлежать в совокупности.
Так, в Теории государства и права, традиционно занимающей главенствующее (фундаментальное, ибо она в большей мере способствует выстраиванию основы для положений всех исторических, специальных и других наук, связанных с изучением юриспруденции под различными углами) положение среди наук, изучающих отдельные области юридического знания, существует устоявшееся мнение насчёт частей, указывающих на свою тождественность внутри одно понятия – правосознания. Выделяют два главных компонента правосознания:
1) Правовую психологию, которая подразумевает под собой переживание и осмысление права как такового на чувственном, эмоциональном уровне. То, какие чувства возникают у людей по отношению к тем или иным событиям, происходящим в контексте юридической действительности, определяет, в первую очередь, уровень индивидуальной правовой сознательности, способность свободно ориентироваться в сфере правоприменительных и других отношений, умение адекватно формулировать свои запросы относительно того или иного положения, содержащегося в действующем законодательстве конкретной страны. Примером правовой психологии можно смело назвать ситуации, когда у людей возникает чувство страха перед совершением преступления (или последующей за тем уголовной ответственностью) или, наоборот, чувство удовлетворения неукоснительным соблюдением правовых норм, по большей части отсылающих к этико-моральным категориям. Правовая психология может быть основана на традициях и обычаях народа, спецификой пройденного им исторического пути, выражение которого является осмысление тех или иных нормативно-правовых актов и юридических положений посредством обращения к прошлому страны. Правовую психологию отдельной личности важную роль играет её самооценка – способность правильно, критически при этом осмысливая их, оценивать свои поступки, действия, принимаемые решения, адекватно формулировать свои желания и потребности, уметь выстраивать собственные цели и продвигаться на пути к их достижению. Стыд, совесть, удовлетворение совершаемыми действиями, проявляющиеся с точки зрения правового анализа, – яркие примеры проявления в человеке правовой психологии. Правовая психология, как и любое другое явление общественной жизни, обладает несколькими компонентами, в совокупности определяющими сущностную характеристику данного понятия (среди них, например, доктор юридических наук, Морозова Людмила Александровна, в своём учебнике по ТГП выделила «устойчивые» и «неустойчивые» компоненты):
«Устойчивые» компоненты: знание нормативно-правовых актов, законодательства страны, в которой проживает тот или иной человек; индивидуальное отношение к традициям, обычаям и нравам народа; ранее упоминавшаяся самооценка личности; «способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву».
«Неустойчивыми» компонентами, то есть такими частями правовой психологии, которые, составляя сущность данного понятия, являют собой нечто подвижное, подверженное частому изменению, можно назвать эмоции, настроения и чувства, которые возникают у людей по отношению к различным правовым событиям.
2) Помимо правовой психологии в понятие правосознания входит так называемая «правовая идеология», которую можно охарактеризовать как совокупность правовых идей, взглядов, точек зрения, основанных и подкрепленных теорией (иначе говоря, соответствующими данной юридической категории знаниями). Правовая психология – выражение правовой действительности посредством формирования чётко выраженных концепций, которые могут быть внедряемы в сознание граждан посредством выражения, озвучивания и закрепления в каких-либо документах, нормативно-правовых актах, отношения государства к тем или иным правовым положениям, субъективных оценок отдельных юридических явлений, охватывающих общество в целом. Правовая идеология отличается от предшествующей ей правовой психологии тем, что она по своей сущности является продуктом более глубокого, осмысленного изучения правовой действительности, и эмоциональная окрашенность ей свойственна в гораздо меньшей мере. Правовая идеология, обладающая более формальными характеристиками, чем правовая психология, вполне может служить основой создания законов. Правоведение, иначе называемое «юридической наукой», – одно из конкретных и объективных воплощений правовой идеологии, но, стоит отметить, что, в отличие от той же самой правовой идеологии, оно ставит перед собой задачу не выразить чьи-то специфические субъективные взгляды под прикрытием «научности», а раскрыть объективные знания о праве, не связанные с интересами тех или иных социальных групп или организаций.
Тем не менее, как указывают некоторые специалисты в области юриспруденции (в том числе и профессор В. И. Червонюк), правовая идеология не обязательно может развиваться исключительно в научном ключе или даже иметь под особой чисто рациональную основу. Так, например, правовая идеология может быть сформулирована в соответствии с принципами господствующего, довлеющего на определенной территории религиозного учения, диктующего своим последователям определенный образ мышления. К законодательствам, испытавшим на себе влияние религиозных догматов, можно отнести индусское право, а также право исламских государств.
Правовую идеологию могут выражать и формулировать любые социально-политические объединения и, не в последнюю очередь, партии, общественные движения. Коммунистические и другие левые партии, по большей части выражающие интересы рабочего класса, стремятся закрепить в государствах такое законодательство, которое соответствовало бы требованиям и потребностям, прежде всего, лиц, занятых ввиду своей профессиональной деятельности на предприятиях, тогда как, условно говоря, правые партии (либеральные, в первую очередь) не считают нужным акцентировать внимание на правах одной конкретной группы людей и потому провозглашают универсальность законодательства для всех граждан. Правовая идеология, таким образом, может служить интересам самых различных социальных групп, прослоек общества, отражать взгляды на идеальные правовые системы, в рамках которых возможно естественное, поступательное развитие отношений, возникающих внутри социума.
Правовая психология и правовая идеология – вещи, неразрывно связанные друг с друг и сосуществующие в одних и тех же условиях. Для того чтобы общество развивалось стабильно, не испытывая острые социальные кризисы ввиду складывающихся противоречий между двумя близкими по своему духу явлениями, нужно, чтобы и правовая психология, и правовая идеология «шли в ногу» друг с другом, развивались в одном и том же направлении. Если же этого не происходит и, например, правовая психология граждан, отвечающая за эмоциональную сторону понимания правовых отношений, остается на уровне прошедших эпох и никак не поддается эволюции, то правовая идеология, которой руководствуется государством в процессе создания новых юридических положений, становится не способной изменить общественные условия, принимаемые социумом за единственно правильные, проверенные временем, а потому якобы не требующие никаких изменений и вмешательства извне. Любая реформа государства, задуманная в условиях законсервированной правовой психологии, обречена на провал, ибо любой толчок, поданный со стороны правительства, требует отклика со стороны подвластного населения.
Глава 2. Понятие, функции и структура правовой культуры.
2.1. Понятие правовой культуры
Правовая культура общества характеризует уровень сознательности граждан по отношению к юридической действительности, систему взглядов, возникающих у различных социальных групп по поводу тех или иных материальных или духовных ценностей, определенный образ мыслей, формирующий основу для создания такой общественной обстановки, в рамках которой строго осуждается и не допускается любое отклонение от правомерных и общепринятых стандартов поведения. Существует такое понятие, как правовой прогресс, которое подразумевает под собой конкретное состояние общества, когда значение закона в жизни граждан возрастает и начинает в большей мере, чем ранее, влиять на принятие каких-либо решений, когда право становится не просто формальной категорией, связанной в первую очередь с государственным принуждением, а вполне осязаемым предметом, определяющим поведение индивидов внутри социума. Процесс этот имеет поступательный, объективный характер, потому как напрямую зависит от эволюции человеческих отношений, возникающих в самых разных сферах деятельности, как то: политика, экономика, культура и т.д. Не удивительно, что главным показателем наличия такого прогресса является высокий уровень правовой культуры, которая, в свою очередь, включает в себя состояние гарантии соблюдения государством и членами общества прав и свобод отдельных граждан, осознание значимости правовых регуляций и их весомости в решении социальных конфликтов.
Правовая культура также не может не испытывать на себе влияние менталитета народа, преобладающего на территории определённого государства. Этот самый менталитет, представляющий собой совокупность ценностей, различных культурных материй, – основа для формирования специфичного типа правовой среды.
Существуют три уровня правовой культуры, каждый из которых раскрывает степень правовой сознательности социальных групп:
1) Обыденный – это такой уровень правовой культуры, для которого является характерным понимание правомерности как единственно правильной формы поведения, а также отторжение от грубых и явных нарушений установленных законов, общественного порядка, норм морали. Обыденный уровень может быть связан с отсутствием профессиональной работы в качестве юриста. Этот уровень не выходит за рамки повседневного столкновения с правовыми категориями, поэтому он не порождает глубокое понимание сущности нормативно-правовых актов в человеческой жизни. Им руководствуются в исполнении повседневных обязанностей, возложенных на граждан законодательством страны, и применении в спорных ситуациях своих прав и свобод.
2) Профессиональный уровень возникает посредством частого обращения к сложным юридическим понятиям, их использования в отношении различных жизненных обстоятельств, требующих разрешения в правовом контексте. Так, этот уровень обычно свойственен людям, занятым в сфере юридической практики: адвокатам, прокурорам, юрисконсультам, судьям и т.д. Уровень подразумевает высокую степень понимания складывающихся в обществе правовых отношений, владение навыками решения конфликтов, возникающих между индивидами по поводу самых многообразных вопросов.
3) Доктринальный (иначе называемый «теоретическим») уровень подразумевает возможность свободного обращения к юридическим категориям и понятиям, высокую степень понимания закономерностей развития и становления тех или иных правовых явлений, знание всей системы права (а не отдельных его элементов вроде каких бы то ни было отраслей, теоретических концепций, дисциплин, связанных с получением юридической информации), его влияния на общественную жизнь. Доктринальный уровень присутствует у людей, по роду своей деятельности так или иначе связанных с созданием, оформлением нормативно-правовых актов, реализацией законодательных инициатив и с воздействием на всю правовую систему государства. Уровень этот создается посредством проведения научно-исследовательских работ, анализа внутренних противоречий, произрастающих из столкновения интересов социальных групп, отдельных личностей с государством, глубокого и всестороннего рассмотрения эволюции правовых актов. Обладают им ученые, специалисты в области юридических наук, профессора университетов, философами, изучающими область права, социологами и политологами, рассматривающими юридические аспекты жизни общества в их тесной связи с политикой.
2.2. Функции правовой культуры
У правовой культуры, как и у любого другого явления социальной жизни, направленного на преобразование среды обитания человека, развитие внешних условий, способствование укреплению и стабилизации его духовного, внутреннего мира, существуют также определенные функции, с помощью которых она реализовывает то предназначение, которое ей определил человек.
1) Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры заключается в осмысление полученных на основе проведенных исследований актуальных данных о состоянии правовой среды в обществе, в которую в совокупности входят уровень защищенности прав и свобод населения, отношение к праву со стороны государственных должностных лиц и отдельных граждан, а также в переработку этих теоретических знаний в практически значимые действия по совершенствованию области законодательства.
2) Праворегулятивная функция подразумевает под собой выстраивание такой системы общественной жизни, в рамках которой осуществляется стабильное функционирование элементов правовой действительности и всего социума. Достаточно высокий уровень правовой культуры благотворно влияет на каждого члена общества, воспитывая в них должное понимание сущности правомерного поведения, причины недопустимости грубых нарушений установленных государством правил.
3) Ценностно-нормативная функция состоит в выработке и формировании у людей принципов общественной жизни, отторгающих понятие аморального поведения, ущемления прав и свобод окружающих по причине каких бы то ни было сторонних причин вроде политической, экономической и социальной/национальной вражды, конфликта мировоззрений и т.д. Также она связана с подготовкой людей к принятию в спорных, конфликтных ситуациях таких решений, которые по своей сущности согласовывались бы с действующими нормативно-правовыми актами.
4) Правосоциализаторская функция заключается в том, что правовая культура, пронизывая собой все области человеческой жизнедеятельности, определяя во многом любые взаимодействия людей друг с другом, так или иначе воздействует на умы подрастающих поколений с тем, чтобы помочь им обрести целостное понимание правовой системы и вытекающих из неё обязанностей и возможностей граждан по отношению к иным членам общества или к государству. Гуманитарные уроки в школах, затрагивающие тему правоотношений, юридических процессов и явлений, проведение тематических, воспитательных бесед родителями с их детьми, – всё это можно назвать различными способами донесения до людей в их ещё не совсем сформировавшемся состоянии личности фундаментальных правовых истин, на которых зиждется здание общественной жизни.
5) Коммуникативная функция – функция регулирования отношений между людьми в сферах, затрагивающих юридические нормы. Эта функция проявляет себя в существовании у людей понимания необходимости соблюдать, например, указанные в договоре обязанности, чётко следовать действиям, указанным им нормативно-правовыми актами.
6) Прогностическая функция подразумевает под собой возможность анализа уже сложившихся в обществе правоотношений с последующими за ним выводами, которые должны будут обосновать развитие тех или иных социальных тенденций в будущем.
2.3. Структура правовой культуры
Правовая культура, под которой Ратинов Александр Рувимович, доктор юридических наук, подразумевает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей», так же, как и другой любой сложный компонент правовой системы, состоит из нескольких элементов, в совокупности обнаруживающих их единство в данном понятии и определяющих его сущностные характеристики.К таким элементам относятся:
1) Право как важнейший, фундаментальный институт, без которого невозможно было бы построение остальной конструкции правовой системы с её сложными отношениями, возникающими между различными компонентами общественной жизни. Право – это сформулированные государством в письменной и четкой, доступной для подвластного населения формах, такие правила поведения и принципы человеческого общежития (в значении «быт»), которые могли бы обеспечить стабильное развитие общественных отношений в самых различных сферах жизнедеятельности, помочь избежать критических стадий конфликтов и урегулировать по заранее определенным нормам проблемные ситуации.
2) Правоотношения – отношения, возникающие по поводу объекта, посредством ли из-за которого могут возникнуть права или обязанности.
3) Правовые учреждения и институты, являющиеся порождением деятельности государства по приведению к централизации различных правовых отношений, имеющие возможность непосредственно вмешиваться в правоотношения между гражданами.
4) Правовое поведение (правомерное и неправомерное).
5) Правосознание, отражающее степень осознанности восприятия правовых норм обществом и отдельными его членами.
Все эти компоненты, на которые ученые и исследователи расщепляют понятие «правовой культуры» с целью всестороннего и глубокого его изучения, одинаково важны с точки зрения построения целостного и определенного по своей сущности явления общественной жизни, во многом определяющего стабильность протекающих в нём процессов.
Глава 3. Соотношение понятий правосознание и правовая культура.
Будучи элементами единой правовой системы, правовая культура и правосознание не могут не иметь своих связей и общих черт. Стоит отметить, что, в первую очередь, два этих понятия можно рассматривать как часть (правосознание) и целое (правовая культура), – из последнего выделяется первое, второе служит основанием для выделения первого и т.д. Правовая культура – это обобщенное понятие всей совокупности предметов, явлений и процессов, порожденных человеческой деятельностью в области юриспруденции, и потому логично, что оно будет включать в себя правосознание как целостность эмоциональных, теоретических и идеологических компонентов права.
Правосознание и правовая культура, как уже отмечалось ранее, имеют одинаковое происхождение, единый и одинаковый для них источник – право и отношения, возникающие на его основе. Функции и даже их структура хоть и отличаются в какой-то степени, но всё же сходятся во многих аспектах (оба они призваны создавать такую общественную атмосферу, которая могла бы соответствовать людским идеалам стабильного и здорового общества). Также общими для правосознания и правовой культуры являются, соответственно, их виды и уровни, включающие в себя «обыденный, профессиональный и научный».
3.1. Основные различия правосознания и правовой культуры
Помимо того общего, что объединяет два понятия внутри целостной правовой системы, существуют и чётко просматривающиеся на их фоне отличительные черты, обнаруживающие разницу в сущности явлений, определением которых приходятся указанные выше понятия.
Так, к подобным расхождениям можно отнести следующие положения:
1) Правосознание в сравнении с правовой культурой является понятием более узким и конкретным, так как оно описывает лишь совокупность определенных эмоций, взглядов и идей, направленных на осмысление всего правового института и его отдельных компонентов. В то же время правовая культура описывает всю совокупность знаний и различных мировоззренческих установок, обращенных на тот период времени по отношению к праву, и потому оно включает в себя понятие правосознания, как один из своих составных компонентов.
2) Правосознание не выходит за рамки мира духовного, то есть не имеет своего материального воплощения (при этом действия людей, осуществленные под его воздействием, не учитываются), тогда как правовая культура в своей структуре содержит правовые организации – институты и иные государственные учреждения, осуществляющие различные действия по регулированию общественных отношений посредством применения нормативных актов.
3) Правосознание, в отличие от правовой культуры, может выражаться в негативных формах, – т.е. оно подвержено регрессии. Существуют различные виды деформации правосознания (правовой фетишизм, правовой дилентализм, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, «перерождение» правосознания). Правовая культура по своей сути вещь, обратная правовому нигилизму, так как её призванием является формирование у людей таких ценностных ориентиров, которые позволили бы им с большим вниманием и доверием относиться к закону, понимать важность наличия порядка во взаимоотношениях между индивидами.
4) Правосознание – явление динамичное, способное быстро видоизменяться во времени, принимать самые различные формы и характеристики (это легко прослеживается на примере взросления человека – чем он младше, тем проще и даже легкомысленнее относится к окружающей правовой действительности). Правовая культура, напротив, явление в достаточной степени стабильное, изменяющееся с меньшей скоростью, нежели правосознание конкретного человека. Для того чтобы изменилась вся правовая культура, какой-то части общества недостаточно просто сменить взгляды на те или иные аспекты правоотношений. Должны прийти в движение все составляющие её компоненты, включая те, что основаны на государственном вмешательстве (государственные учреждения, организации, нормативно-правовые акты и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек ещё в глубокой древности начал задумываться об идеальном общественном устройстве, о порядках и принципах, на которых должно строиться здание государственного механизма, регулирующего деятельность людей. Понимание значимости свободы как таковой (свободы слова, вероисповедания, самовыражения) приходило сначала к некоторым, немногочисленным социальным группам (философам и политическим деятелям, в первую очередь), потом, по мере повышения людской сознательности, появлявшейся на фоне всё углублявшихся конфликтов интересов и увеличения количества имущих граждан, вступавших в конфронтацию со старой родовой знатью, такое понимание начало посещать и тех, кто, казалось бы, не был связан с политикой никоим образом и не имел возможности прямого воздействия на неё.
Свобода, равноправие и справедливость составили нехитрую формулу достижения такого общественного порядка, при котором бы можно было добиться естественного и стабильного развития отношений, основанных на взаимопонимании и солидарности. И главным способом привидения такой формулы к действительности было не только соответствующее оформление законодательной области человеческой жизнедеятельности (написание законов, гарантировавших демократичность государственно-общественных отношений), но и воспитание граждан на принципах, согласующихся с данными тремя понятиями. Ведь правосознание, подразумевающее под собой мировоззренческие установки, взгляды, эмоции и чувства, проявляющиеся по отношению к праву, является одним из ведущих стимулом на пути к изменению существующих правовых стереотипов, мешающих прогрессу в развитии законодательной области жизни.
И. Ильин, известный русский философ и публицист, в своей работе «О Сущности Правосознания» отмечал, что «чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и "положительное право" и руководимая им внешняя жизнь людей...» Это утверждение подтверждается простыми историческими примерами: например, когда общественное правосознание (т.е. в том числе и понимание законности) Древней Руси находилось на низком уровне, совершенно приемлемым и нормальным считалось явление «кровной мести», позволявшей родственникам отомстить смертью человеку, который убил члена их семьи. Впоследствии осознание того, что возможность совершения самосуда не сглаживает обострение конфликтных ситуаций, а только лишь разжигает людскую злость, государственные деятели приняли решение ограничить возможность осуществления подобных действий в последующих нормативно-правовых актах. Так, благодаря не слишком положительному опыту, люди пришли к мнению о том, что самоуправство среди рядовых членов общества, не наделенных специальными знаниями, не приводит к улучшению сложившейся обстановки.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что правовая культура, включающая в себя общее понятие имеющихся на конкретный период времени правовых знаний, убеждений и установок (а также уровень разработанности законодательства), находится в пропорциональной зависимости от динамики развития правосознания (это также истинно в отношении обратной их связи). Чем выше уровень положительного правосознания, тем, соответственно, выше должен быть уровень правовой культуры, так как последняя является показателем того, насколько развитые правовые отношения связывают различных индивидов в обществе.
Если правосознание раскрывает то, какое, грубо говоря, представление имеют люди о праве, то правовая культура показывает общую картину взаимодействий, складывающихся на фоне столкновений различных взглядов и идеологических установок.
Отклоняющееся, преступное поведение граждан можно преодолеть и исправить только благодаря общему повышению правосознания, частому проведению таких уроков или бесед с людьми, которые способны были бы в полной мере раскрыть сущность понятий справедливости, гуманизма и демократии и понятными словами донести их до широких масс.
Информация, полученная на основе проведения анализа имеющегося теоретического материала и изложенная в данной работе, можно использовать как краткое пособие для изучения людьми неподготовленными, т.е. не имеющими специальных знаний в области юриспруденции, темы правосознания и правовой культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров В.А., Попурей Н.С., Нечепай А.Ю. «Правосознание как элемент правового государства» // КиберЛенинка – научная электронная библиотека URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravosoznanie-kak-element-pravovogo-gosudarstva#:~:text=Правосознание%20-%20это%20отношение%20людей,угла%20поставлены%20права%20и%20обязанности (дата обращения: 05.04.2021)
2. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц— М.: Норма, 2018. — 656 с.
3. Коломейченко Е. А. Политическое и правовое сознание личности: грани взаимодействия // Ленинградский юридический журнал. – 2010. – № 4 (22). – С. 188-194.
4. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд. / М. Н. Марченко – М.: Проспект, 2012. – 656 с.
5. Тирских М.Г. Право в государствах с авторитарным политическим режимом // Сибирский юридический вестник, 2011, № 3. – с. 109 – 115
6. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: учебник / А. Н., Головистикова, Ю. А Дмитриев – М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
7. Беденков В.В. «Понятие и структура обыденного правосознания» // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. – № 3 (91). – С. 23-27 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-obydennogo-pravosoznaniya 8. Матузов Н. И., Малько А. В. Теоргия государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 528 стр.
9. Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА М, 2014. — 464 с.
10. Хоружий В. В. Правосознание как основной элемент правовой культуры // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 3 (17). – С. 6-7.
11. Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА М, 2014. — 464 с.
12. Там же . – С. 431
13. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.В. Элементарные начала общей теории права: учебное пособие / И. В. Гойман-Калинский, Г. И. Иванец, В. В. Червонюк – М.: Колос-Пресс, 2003. – 544 с.
14. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.В. Элементарные начала общей теории права: учебное пособие / И. В. Гойман-Калинский, Г. И. Иванец, В. В. Червонюк – М.: Колос-Пресс, 2003. – 544 с.
15. Золкин А. Л. Философия права: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 382 с.
16. Гусарова М.А. Соотношение правовой идеологии и правовой психологии как фактор преодоления кризиса правосознания в современном российском обществе (философско-правовой аспект) // Вестник Вятского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 10 - 14.
17. Славова Н. А. Правовая культура: понятие и функции // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2020. – № 3 (36). – С. 48-55.
18. Абдилов К.С. Общая характеристика правовой культуры // Инновационная наука. – 2020. – № 4. – С. 134-136.
19. Митин А. В. Правовая культура: структура и функции // История парламентаризма в России: к 110-летию начала деятельности государственной думы. – М.: Московский городской педагогический университет. – 2018. – С. 138-157.
20. Ратинов А. Р. Избранные труды / А. Р. Ратинов – М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. – 212 с.
21. Мельникова В. А. Право. Теория. Правовая культура. // [Электронный ресурс] URL: http://obschestvoznanie-ege.ru/право-теория-правовая-культура/ (дата обращения: 22.04.2021)
22. Укиев Б. Правовая культура и правосознание: соотношение и взаимосвязь // Вестник Казну. – 2012. – № 5 (спец. выпуск). – С. 76-79.
23. Ильин И. В. «О сущности правосознания» / Иван Ильин: Философия как духовное делание. Собрание сочинений. – М.: ПСТГУ, 2014. – 716 с.
24. Русская Правда (Краткая редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4946 / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Служебная дисциплина в органах внутренних дел.
Контрольная, Административная деятельность полиции
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно пройти контрольные тестирования по предметам
Тест дистанционно, Административное право, Безопасность жизнедеятельности, Гос. и муниципальные финансы
Срок сдачи к 28 дек.
Взаимодействие экономических и правовых отношени в хозяйственной жизни общества
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 31 дек.
Написать курсовую. Тема курсовой Маркетинг в развитии коммерческой...
Курсовая, Коммерция
Срок сдачи к 8 янв.
Сделать 6 несложных лабораторных в sql
Лабораторная, Информационные системы в экономике
Срок сдачи к 27 дек.
Решить задачу неканонического вида симплекс методом
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
доклад + презентация
Доклад, система государственного и муниципального управления
Срок сдачи к 26 дек.
Написать полные конспекты на темы: нервная система, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты
Реферат, Гистология Животных
Срок сдачи к 26 дек.
Написать текст для рекламной компании фотографа , подробнее ниже
Отчет по практике, Реклама и PR
Срок сдачи к 26 дек.
Расчет тягово-экономических свойств автомобиля.
Курсовая, Автомобильная промышленность
Срок сдачи к 29 дек.
сделать презентацию по заданию, уровнь 2...
Презентация, информационные технологии
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!