это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3233660
Ознакомительный фрагмент работы:
Формирование социально-профессиональных компетенций у будущих
психологов - одна из актуальных проблем современного высшего
образования. Решение данной проблемы будет зависеть от понимания
сущности данных компетенций и их содержания для специальности
«Психология».
Социально-профессиональные компетенции ученые определяют как
интегральные качества личности, проявляющиеся в общей способности и
готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной
деятельности в условиях реальной социально-профессиональной ситуации,
основанные на профессиональных знаниях, умениях и навыках, опыте,
ценностях и склонностях, приобретенных в процессе обучения.
Важнейший вопрос состоит в том, кто должен (или может) определять
эти компетенции. Мы полагаем, что это может быть прерогатива
работодателей, то есть тех, кто предъявляет определенные требования к
психологу, определяет и устанавливает его функциональные обязанности.
Во-вторых, как мы считаем, определять социально-профессиональные
компетенции психолога должны профильные факультеты классических
университетов, занимающихся подготовкой психологов. Однако мы не
обнаружили ни с одной, ни с другой стороны каких-либо попыток решить
этот вопрос.
Основываясь на требованиях Государственного образовательного
стандарта профессионального образования по специальности «Психология»
мы считаем, что к числу социально-профессиональных компетенций
психолога следует отнести компетенции: профессионально-
коммуникативную; социально-перцептивную; креативности; социально-
профессиональной ответственности; организационную; социально-
профессиональной адаптивности; педагогическую, исследовательскую;
профессиональной рефлексии; психолого-консультативную;
психокоррекционную; экспертную.
. Следовательно, владение педагогической компетенцией - один из
важнейших показателей профессиональной компетентности специалиста-
психолога.
Мы исходим из того, что каждая из названных выше компетенций в
качестве своих содержательных компонентов включает субкомпетенции.
Педагогическая компетенция включает в себя субкомпетенции:
преподавательскую (в нашем случае - преподавателя психологии в высшей
школе); методическую; дидактическую; воспитательную. Разграничить
данные субкомпетенции, провести между ними какие-либо более или менее
четкие границы, практически невозможно. Все они, как правило,
взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Например,
преподавательская компетенция не может рассматриваться вне своего
методического, дидактического аспекта, а также, в определенной мере,
воспитательного компонента. Тем не менее, каждая из этих субкомпетенций
характеризуется своими особенностями.
Преподавательская компетенция в целом предполагает способность и
готовность преподавателя к самостоятельной и успешной преподавательской
деятельности, включающей постановку перед студентами познавательной
задачи, организацию лекционных и практических занятий, руководство
самостоятельной, научно-образовательной работой студентов СУЗ и т.п.
Преподавательская компетенция немыслима без компетенции
дидактической.
Владение дидактической компетенцией в широком смысле
предполагает способность и готовность преподавателя самостоятельно и
успешно решать в теории и практике методологические проблемы высшего
профессионального образования. В узком смысле дидактическая
компетенция - это качество личности преподавателя, проявляющееся в его
способности и готовности самостоятельно реализовать конкретные методы
обучения в высшей школе. Не случайно в педагогике СУЗ в неразрывном
единстве рассматриваются понятия «дидактика» и «педагогическое
мастерство».
Понятие «воспитание» в педагогической литературе рассматривается в
широком смысле как система специально организованной передачи из
поколения в поколение социального опыта и принципов социального
формирования человека; в узком смысле - целенаправленная деятельность по
формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов,
убеждений, определенных привычек и правил поведения . Практически везде
в литературе проблема воспитания поднимается только лишь в ключе
обучения и воспитания детей. Между тем, поскольку процесс формирования
и развития личности - непрерывный, продолжающийся на протяжении всей
жизни человека, не следует, на наш взгляд, игнорировать проблемы
воспитания в высшей школе будущих специалистов. Еще Н.И. Пирогов
писал, что система образования, обеспечивающая воспитание личности
должна обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. В этой связи
перед преподавателем высшей школы, в частности перед преподавателем
психологии, стоит непростая задача - не только обучения психологии, но и
воспитания профессиональной культуры, психологической культуры у
будущего специалиста, независимо от содержания его предстоящей
профессиональной деятельности. Решение этой задачи немыслимо без
владения психологом, преподавателем психологии воспитательной
компетенции, предполагающей способность и готовность самостоятельно
ставить и реализовывать цели, решать задачи воспитания студентов. Тогда
многие сформированные личностные качества станут качествами
профессионально важными для той или иной сферы деятельности.
Основными компетенциями современного преподавателя психологии
СУЗа, которые актуализированы в отраслевом стандарте, являются:
профессиональная компетенция, которая базируется на специальной
научной, практической и психолого-педагогической подготовке специалиста;
общекультурное и гуманитарная компетенции, включающей в себя знание
основ мировой культуры, гуманистические личностные качества,
ответственность за результаты собственной деятельности, мотивации
к самосовершенствованию; креативность личности, предполагает
сформированность нестандартного мышления, владение инновационной
стратегией и тактикой, пластической адаптацией к изменениям содержания
и условий профессиональной деятельности; коммуникативная компетенция,
включающая в себя развитую родной язык, владение иностранными языками,
современными средствами связи и основами компьютерной грамотности;
социально-экономическая компетенция, что предполагает владение основами
современной рыночной экономики, знание законов бизнеса, азам экологии,
социологии и права.
Владение профессиональными умениями, знаниями и навыками
преподавания материала посредством соблюдения логической
последовательности в освещении тематике, ясно и доступно, разъяснения
сложных положений, выделять главные моменты, умение вызвать
и поддержать интерес аудитории к предмету и знания новых подходов
и методов обучения.
Не менее важным компонентом в деятельности преподавателя является
его информационная культура. Уже сегодня преподаватель СУЗа должен
эффективно использовать новые технологии и источники информации, что
будет способствовать более продуктивному усвоению новых знаний
и умений в системе дальнейшего развития информатизации общества.
Еще одной неотъемлемой составляющей характеристики
преподавателя психологии СУЗа является уровень его педагогической
культуры. Педагогическая культура является частью общечеловеческой
культуры, в которой с наибольшей полнотой отражены духовные
и материальные ценности образования и воспитания, а также способы
творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания
исторического процесса смены поколений, социализации личности и
осуществления воспитательно-образовательного процесса.
Конструирование и проектирование модели
высококвалифицированного, хорошо подготовленного преподавателя
психологии СУЗа , специалиста-профессионала, который бы сочетал в себе
глубокую научную эрудицию с основательным знанием основ психолого-
педагогической науки и высоким уровнем методических умений, знаний и
навыков.
Основными ценностными установками преподавателя психологии
СУЗа являются склонность к познанию окружающего мира и
систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через
педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание
равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному
профессиональному росту.
Компетенции преподавателя психологии СУЗа определяются
наличием педагогических умений формулировать цели изучения учебной
дисциплины (при отборе и описании целей важно соблюсти принцип их
достижимости); измерять уровень достижения цели адекватными методами
педагогического контроля; оценивать учебный процесс и определять
направления его совершенствования; формировать качественно новые
взаимоотношения между преподавателем и студентом; проводить занятия с
максимальной мотивацией к познавательной деятельности.
Преподаватель психологии также СУЗа должен владеть основами
научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе;
методами и приемами устного и письменного изложения учебного
материала, современными образовательными технологиями; активными
методами обучения, основами применения информационных технологий в
учебном процессе; методами формирования навыков самостоятельной
работы студентов.
Преподаватель психологии СУЗа должен уметь анализировать
деятельность студентов и их психологические состояния, а также владеть
навыками педагогического общения.
К профессионально важным качествам личности преподавателя
психологии СУЗа относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к
педагогическому труду, педагогические и организаторские способности,
артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность,
справедливость, доброжелательность).
По материалам доклада можно сделать вывод, что преподаватель
современного СУЗа – это человек, осуществляющий обучение, воспитание и
развитие потенциала студентов, ведущий активную научно-
исследовательскую и методическую деятельность, участвующий в
управлении обучением и других видах активной деятельности в СУЗе.
Список литературы
1. Бозаджиев В.Л. К проблеме о социально-профессиональных
компетенциях психолога // Современные наукоемкие технологии. -
2017. - №12. - С. 93-95.
2. Бозаджиев В.Л. Педагогические компетенции психолога // Успехи
современного естествознания. 2021. № 3. – С. 85-86.
3. Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования. Специальность 020400 «Психология».
- М., 2020.
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2021.
5. Резник С.Д.
6. Профессиональные компетенции преподавателя высшего учебного
заведения: система формирования и развития: моногр./ С.Д. Резник,
О.А. Вдовина. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 140 с.
7. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа качества под-
8. готовки специалистов.// Высш. образование сегодня. – 2018. – №
8..С.69-70. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность
преподавателя
9. вуза.// Высшее образование сегодня. – 2020. – № 1.С.33-34.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!