Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Государственная политика и система управления в сфере культурного наследия Российской Федерации

Тип Курсовая
Предмет основы государственного и муниципального управления

ID (номер) заказа
3234615

500 руб.

Просмотров
1588
Размер файла
236.82 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Государственная политика Российской Федерации в сфере культурного наследия: теоретические и правовые аспекты 6
1.1. Государственная политика Российской Федерации в сфере культурного наследия: основные понятия и классификации 6
1.2. Нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере культурного наследия 9
2. Система государственного управления в сфере культурного наследия Российской Федерации 14
2.1. Министерство культуры РФ: функции, полномочия и направления деятельности 14
2.2. Основные результаты деятельности Министерства культуры и подведомственных учреждений 18
3. Государственные программы Российской Федерации в сфере культурного наследия 21
3.1. Государственная программа РФ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года»: цели, задачи, основные мероприятия 21
3.2. Перспективы реализации Государственной программы РФ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» 27
Заключение 37
Список используемых источников и литературы 41
Приложения 44

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время культурное и природное наследие, в его широком толковании, включает объекты материальной и нематериальной культуры, недвижимые и движимые культурные ценности.
Фундаментальные функции наследия проявляются в различных аспектах. Наследие – это код, с помощью которого память включается в современные процессы жизнедеятельности общества. Это положение справедливо в отношении всех объектов наследия как культурного, так и природного, выступающих в роли носителей информации о прошлом. Изучая наследие, мы можем восстановить естественную и социальную историю формирования урбанизированных, сельских и природных территорий, учесть исторический фактор при построении современной системы управления социальными, экономическими и культурными процессами, при разработке программ дальнейшего развития общества, его взаимоотношения с природной средой, включить знания о наследии в систему образования.
Наследие, также как и природная среда, является базовым при определении стратегии устойчивого развития Земли и Общества. Недостаточный учёт экологического фактора, игнорирование требований, определяющих необходимые условия сохранения окружающей среды, ведёт к возникновению катастрофических ситуаций, угрожающих стабильному развитию страны, региона, существованию Земли как живой планеты. Культурное и природное наследие является важнейшей составляющей окружающей среды. Важную роль в формировании устойчивого общества, среды его обитания играют не только объекты материальной культуры, но и традиционная культура, свидетель длительной истории адаптации народов, отдельных групп населения к природной и обустроенной им среде обитания.
Объекты культурного наследия, к которым, согласно принятому Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ относятся «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры», представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность каждого гражданина Российской Федерации заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры закреплена Конституцией Российской Федерации. Обязательства России перед международным сообществом по сохранению культурного наследия вытекают из Конвенции 1972 года об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Объектом исследования является культурное наследие РФ.
Предметом исследования является государственная политика и система управления в сфере культурного наследия РФ.
Цель работы: провести анализ государственной политики и системы управления в сфере культурного наследия РФ.
Задачи работы:
- исследовать основные понятия и классификацию государственной политики Российской Федерации в сфере культурного наследия;
- рассмотреть нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере культурного наследия;
- рассмотреть функции, полномочия и направления деятельности Министерства культуры РФ в сфере культурного наследия;
- представить основные результаты деятельности Министерства культуры в сфере культурного наследия и подведомственных учреждений;
- рассмотреть цели, задачи и основные мероприятия государственной программы РФ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» в сфере культурного наследия;
- представить перспективы реализации Государственной программы РФ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» в сфере культурного наследия.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

1. Государственная политика Российской Федерации в сфере культурного наследия: теоретические и правовые аспекты
1.1. Государственная политика Российской Федерации в сфере культурного наследия: основные понятия и классификации
Историко-культурное наследие России, будучи составной частью общечеловеческой культуры, участвует в формировании и развитии интеллекта человека, общества, этноса, является хранилищем исторической памяти. Оно включает в себя ту часть многогранного исторического опыта общества, которая позволяет проследить неразрывную связь времён, от глубокой древности до наших дней.
«Культура любого народа – это живой организм со своими родовыми особенностями, организм, хранящий память и традиции предков. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У неё самостоятельная жизнь.
Для успешного построения социального государства культурные права человека так же важны, как и другие виды прав. Под культурными правами в широком значение этого термина можно понимать «участие человека в создании материальной и духовной среды обитания, распространении и воспроизводстве норм и ценностей, способствующих гуманизации общества, взаимному уважению людей, солидарности общества, основанных на нравственности и достоинстве человека».
Отдельными исследователями культурные права предлагается рассматривать либо как личные права человека и гражданина, либо как социально-экономические. В то же время следует признать, что права граждан в области культуры носят комплексный характер, что обусловлено их значимостью, так как приходится говорить о сохранении культурного наследия, культурной самобытности и о культурном развитии страны в целом. Культурные права тесно связаны с другими правами и свободами граждан. Однако, как видно из анализа теоретических исследований о правах человека, вопросы культурных прав недостаточно освещены в российской юридической литературе.
Одной из важнейших составляющих культуры является историко-культурное наследие, представляющее собой форму закрепления и способ передачи совокупного духовного опыта человечества. Далеко не все, что сохранилось от прошлого, является положительным, но существуют вещи, которые необходимо сохранять, потому что, если они не сохранятся, разрушится наша национальная, культурная, духовная идентичность.
В законе выделяются три вида объектов культурного наследия:
- памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями;
- ансамбли – чётко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения;
- достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения.
В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплены права граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Закреплено право каждого на доступ к объектам культурного наследия.
В настоящее время продолжают действовать отдельные положения законодательства об охране памятников истории и культуры советского периода. Это связано прежде всего с тем, что признание многих памятников истории и культуры объектами культурного наследия имело место ещё в советское время в соответствии с действующим в тот период законодательством [23, с. 67]. Кроме того, многие положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требуют принятия нормативно-правовых актов органами исполнительной власти, обладающими необходимой компетенцией.
В советские времена для осуществления охраны памятников истории и культуры было достаточно двух документов. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо 12 документов. Кроме того, внесение изменений в гражданское, земельное, градостроительное законодательство привело к тому, что законодательство об охране памятников стало не способным решать поставленные задачи [21, с. 2].
В 2016 – 2019 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность: укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства.
Общество и государство обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие в 2019 году федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2018 годы)». [7].
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».
Выбор приоритетных целей программы «Культура России (2006 – 2018 годы)» опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учётом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
1.2. Нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере культурного наследия
В связи с охраной объектов культурного наследия Российская Федерации взяла на себя выполнение многих обязательств, основанных на международных договорах.
К числу основополагающих актов международного права относится Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на семнадцатой сессии Генеральной конференции Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившей в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. Конвенция вступила в силу 17 декабря 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI [10].
Согласно ст. 1 указанной Конвенции культурное наследие включает в себя:
- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- ансамбли: группы изолированных или объединённых строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии [10].
Кроме того, в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия содержатся положения, регулирующие вопросы национальной и международной охраны объектов культурного наследия, деятельности межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия, фонда охраны всемирного культурного и природного наследия, а также условия и порядок предоставления странам, в том числе странам-участницам Конвенции, международной помощи.
Почти ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
К числу локальных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, относятся европейские конвенции.
Базовым документом для Европы по вопросам охраны объектов культурного наследия является Европейская культурная конвенция, заключённая в Париже 19 декабря 1954 г. Для СССР Конвенция вступила в силу с 21 февраля 1991 г. [11].
Среди других документов Совета Европы можно назвать Европейскую конвенцию об охране археологического наследия от 20 ноября 1970 г. СССР присоединился к данной Конвенции с 14 февраля 1991 г. [12]. Однако в 1992 году Конвенция была пересмотрена Советом Европы, и только в 2019 году был принят Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)» от 27 июня 2019 г. № 163-ФЗ. Таким образом, Россия становится участницей пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия [8].
В указанной Конвенции даётся уточнённое определение элементов археологического наследия, которыми считаются все остатки и предметы, любые другие следы человечества прошлых эпох. Это сооружения, строения, группы зданий, освоенные участки, движимые объекты, иные памятники, а также окружающая их обстановка, находящиеся на суше или под водой.
Основные положения Европейской конвенции об охране археологического наследия сводятся к следующему. Каждая сторона обязуется создать правовую систему защиты археологического наследия. Обеспечивать, чтобы потенциально разрушающие методы применялись только квалифицированными и специально уполномоченными лицами. Принимать меры для физической защиты археологического наследия. Содействовать обмену его элементами в научных целях. Организовать государственную финансовую поддержку археологических изысканий. Содействовать международным и исследовательским программам. Оказывать техническую и научную помощь путём обмена опытом и экспертами [12].
Другим важным документом является Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, вступившая в силу 1 декабря 1987 г. Для СССР Конвенция вступила в силу с 1 января 1991 г. В данной Конвенции содержится понятие «архитектурное наследие», которое включает в себя такие объекты недвижимости, как памятники (все строения и конструкции, представляющие явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный или технический интерес, включая приспособления и принадлежности для них), комплексы строений (однородные группы городских или сельских строений, представляющих явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный и технический интерес, которые достаточно связаны между собой, чтобы их можно было определить топографически), достопримечательности (совместные творения человека и природы, являющие собой места, частично застроенные и достаточно отличительные и однородные, чтобы их можно было определить топографически, и представляющие явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный или технический интерес) [13].
Стороны-участницы Конвенции об охране архитектурного наследия Европы берут на себя обязательства осуществлять соответствующий надзор и процедуры выдачи разрешения на производство работ, как того требует законная охрана данной недвижимости. Предотвращать порчу, обветшание или уничтожение находящейся под охраной недвижимости.
Центральное место среди федеральных законов в сфере охраны объектов культурного наследия Российской Федерации занимает Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ [2].
Данный Федеральный закон, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры [2].
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [4]. Согласно указанного документа «стратегия национальной безопасности Российской Федерации – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу». Данный документ является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений с целью защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основная задача Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов [6].
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности должны быть сосредоточены на обеспечении национальной безопасности и в духовной сфере.

2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ: ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культура России – явление многостороннее и неординарное, корнями уходящее глубоко в историю. Зачастую даже не замечая, мы ежедневно соприкасаемся с самыми разными проявлениями культуры: слушаем музыку, смотрим кино, посещаем театры и библиотеки. Всё это – неотъемлемая часть нашей жизни, то, без чего мы не можем её представить [23, с. 65].
Министерство культуры Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный заниматься вопросами культуры и искусства [26].
Культура Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Сегодня структура Министерства культуры представляет собой разветвлённую систему, охватывающую абсолютно все сферы культуры. Каждая из сфер, находящихся в ведении Министерства, распределена между 59 отделами, входящими в состав 11 профильных департаментов [26].
Нормативно-правовой департамент обеспечивает правовую деятельность ведомства. Сотрудники департамента вносят свои предложения по усовершенствованию законодательства в области культуры и искусства, вырабатывают и реализуют государственную политику в сфере авторского права и смежных прав, осуществляют контроль в этой сфере.
Сотрудники департамента создают условия для использования, сохранения и пополнения фондов музеев, проводят аттестацию специалистов в области историко-культурной и искусствоведческой экспертизы.
Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества отвечает за сохранность и развитие всех видов искусств в России – музыкального, театрального, циркового, изобразительного. Сотрудники департамента популяризируют творчество россиян в своей стране и за рубежом, обеспечивают доступ широких слоёв населения к произведениям искусства, оказывают поддержку новаторским и альтернативным формам искусства, вырабатывают стратегию развития искусства в России, оценивают работу государственных учреждений в этой области.
Департамент кинематографии отвечает за развитие отечественной киноиндустрии и создание условий для плодотворной деятельности российских кинематографистов. Сотрудники департамента продвигают российские фильмы на международные фестивали, пропагандируют отечественную кинопродукцию, а также выдают прокатные удостоверения на фильмы, выходящие на экраны в Российской Федерации.
Департамент государственной охраны культурного наследия контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере культурного наследия. Сотрудники департамента лицензируют деятельность по сохранению объектов культуры, выдают задачи и разрешения на работы по сохранению культурных ценностей, аттестируют специалистов в области реставрации.
Департамент науки и образования подготавливает правовые акты в области культуры и библиотечно-информационной сфере. Сотрудники департамента отвечают за развитие научного потенциала отрасли, системы художественного образования и сохранения библиотек, повышение квалификации кадров и развитие международного сотрудничества в этих областях, а также информатизацию отрасли культуры.
Департамент экономики и финансов формирует единую финансовую политику в области культуры. Сотрудники департамента ведут управленческий, статистический и бухгалтерский учёт в сфере культуры, делают аналитику кассового исполнения федерального бюджета Министерства и подведомственных учреждений, разрабатывают документы по субсидиям.
Департамент инвестиций и имущества отвечает за капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию объектов искусства, культуры и кинематографии. Сотрудники департамента проводят мониторинг подведомственных организаций по части использования недвижимого имущества, формируют единый реестр объектов культурного наследия России, доводят до субъектов Российской Федерации субсидии на развитие искусства и культуры.
Департамент управления делами осуществляет организацию ведения делопроизводства и ведомственного архива Министерства, контроль за выполнением поручений в установленные сроки, административно-хозяйственное и социально-бытовое обеспечение гражданских служащих, обеспечивает организационно-документационную деятельность коллегии Министерства.
Департамент туризма и региональной политики формирует общие принципы государственной политики в сфере туризма и развития регионов. Сотрудники департамента разрабатывают инновационные предложения по развитию туристской отрасли и развитию культуры в регионах.
Основная задача Министерства культуры Российской Федерации – реализация Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2019 г. [6].
Министерство культуры Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
- разрабатывает и организует реализацию комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;
- положение о национальном фильме;
- порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет, а также лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным программам;
- порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- порядок установления льгот организациями культуры, находящимися в федеральном ведении, для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при организации платных мероприятий;
- порядок периодической аттестации работников библиотек;
- положение о Музейном фонде Российской Федерации;
- порядок отнесения документов к книжным памятникам;
- порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников;
- порядок ведения реестра книжных памятников;
- требования к содержанию и формам отчётности, а также к порядку представления отчётности об осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
- положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения;
- порядок передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в федеральной собственности и включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- требования к техническим средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации (в том числе от несанкционированного доступа), используемым при эксплуатации единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах и при передаче демонстратором фильма информации в указанную систему, а также порядок обмена информацией между демонстратором фильма и оператором системы;
- порядок приёмки работ по сохранению объекта культурного наследия и др. [26].
2.2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Министерство культуры в отчёте по итогам работы с 2012 по 2019 год рассказало о развитии информационных технологий в культуре и портале «Культура.РФ»: в 2019 году посещаемость превысила 31 миллион визитов – это в 26 раз больше, чем в 2019-м. На данный момент в открытом доступе на портале – более 1500 фильмов, 870 спектаклей и 1000 лекций. На платформе PRO.Культура.РФ зарегистрировано уже 20,5 тысячи учреждений культуры по всей стране, которые только за прошлый год опубликовали 174 тысячи новостей и анонсов мероприятий [26].
Также Министерство культуры подвело итоги всероссийских акций. Так, в 2019 году в рамках «Библионочи» по всей стране состоялось 2,6 тысячи событий, в рамках «Ночи музеев» – 2 тысячи событий, «Ночи кино» – 3,6 тысячи и «Ночи искусств» – 4,5 тысячи мероприятий.
Поскольку 2019 год прошёл под знаком Года театра, внимание уделили и итогам развития театральной сферы в стране. Статистика показала, что посещаемость федеральных театров с 2012 года выросла на 38%: в 2019 году отечественные театры приняли 5,1 миллиона зрителей. А 450 мероприятий Театрального марафона, одного из главных культурных событий прошлого года, увидели семь миллионов зрителей в 93 городах.
Минкультуры отметило и «музейный бум», который произошёл в России в последние годы. Так, если в 2012 году музеи по всей стране зарегистрировали 90 миллионов посещений, то в 2019 году их число поднялось до 155 миллионов.
Важным направлением работы министерства в 2019 году стал Национальный проект «Культура», призванный сделать культуру страны более доступной, в том числе и в цифровой среде. Так, в рамках проекта «Цифровая культура» до 2024 года будет создано 500 виртуальных концертных залов и 450 музейных гидов дополненной реальности, проведено 600 онлайн-трансляций и оцифровано 48 тысяч книжных памятников.
Было сформировано полноценное волонтёрское движение в сфере культуры. В 2019 году по программе «Волонтёры культуры» было организовано более 40 мероприятий. Количество участников превысило 42 тыс. человек – этот показатель перевыполнен в четыре раза.
Ещё одно важное направление работы Министерства культуры РФ – обеспечение доступности культурных благ. При поддержке Минкультуры России и Фонда кино в прошлом году завершено производство 75 игровых, 258 анимационных и 289 неигровых фильмов, в том числе 17 фильмов-дебютов.
В области музейной деятельности в 2019 году были созданы новые учреждения федерального ведения: Государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость» и Российская государственная художественная галерея в Севастополе. Активной и интенсивной остаётся выставочная и научно-просветительская деятельность российских музеев. Растёт количество выставок, которые проводят наши федеральные музеи.
Замминистра выделила работу над нормативно-правовой базой – в 2019 году принято семь законов, разработанных Министерством культуры.
В проекте доклада также представлены планы и задачи на 2021 год. Ольга Ярилова отметила несколько основных направлений: дальнейшая реализация мероприятий национального проекта «Культура», модернизация региональных и муниципальных ДШИ в рамках государственной программы «Развитие образования», реализация мероприятий в рамках Года памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и другие [26].
Где культурное наследие и подведомственные структуры и организации?

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ «СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Сделать акцент на культурном наследии
В Основах государственной культурной политики, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 808, культура впервые в Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России [5].
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года отмечено, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры» [9].
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р (далее – Стратегия), является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии стало формирование новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, включающей в себя также и региональное измерение с учётом федеративного устройства Российской Федерации [6].
В настоящее время региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики, приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Особое внимание в них уделено вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия, разработке и внедрению лучших практик в сфере культуры.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы в распределении субсидий из федерального бюджета на развитие учреждений культуры участвует лишь около одной трети субъектов Российской Федерации.
Вызывает тревогу тенденция сокращения числа учреждений культуры. За 25 лет практически вдвое уменьшилось количество культурно-досуговых центров, почти на четверть – количество сельских клубов, все меньше становится библиотек, в первую очередь в небольших посёлках и в сельской местности. Во многих субъектах Российской Федерации нет театров юного зрителя.
В связи с этим предстоит скорректировать систему государственной поддержки и регулирования государственной культурной политики, усовершенствовать федеральное и региональное законодательство в области культуры, сформировать на федеральном и региональном уровнях структуры по обеспечению реализации и мониторингу достижения целей и решения задач Стратегии и Основ государственной культурной политики.
Для разработки и реализации программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, необходимо использовать потенциал Российской академии наук, профессиональных сообществ и иных общественных объединений.
С учётом важности целей и задач государственной культурной политики, указанных в Стратегии, обеспечения координации деятельности органов государственной власти по её реализации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о включении в перечень приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации приоритетного проекта «Культура».
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- включить в план мероприятий по реализации Стратегии начиная с 2019 года специальный раздел, посвящённый вопросам культурного развития субъектов Российской Федерации;
- разработать и утвердить концепцию национальной программы по поддержке детского и юношеского чтения в Российской Федерации;
- образовать правительственную комиссию по вопросам государственной культурной политики;
- рассмотреть совместно с Российской академией наук, профессиональными сообществами и иными общественными объединениями возможность ресурсного обеспечения при разработке пилотных проектов культурного развития субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:
- провести экспертизу документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации в области культуры на предмет их согласованности с положениями Стратегии и при необходимости оказать субъектам Российской Федерации методическую и консультационную помощь в приведении принятых ими документов стратегического планирования в соответствие с положениями Стратегии;
- обеспечить при формировании системы мониторинга реализации Стратегии отражение наиболее существенных аспектов состояния и тенденций развития культуры в субъектах Российской Федерации, выявление лучших практик формирования региональных систем мониторинга состояния и тенденций развития культуры и их распространение;
- проработать вопросы, связанные с объединением отдельных показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, а также с исчислением показателя развития сферы культуры «Увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры»;
- предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов увеличение объёмов финансирования на комплектование библиотечных фондов и информатизацию учреждений культуры;
- оказать необходимую государственную поддержку в реализации программ культурно-познавательного туризма для детей и молодёжи, в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 50-летию маршрута «Золотое кольцо России»;
- разработать с учётом положений Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13, проект концепции развития исторических поселений и муниципальных образований, располагающих историко-культурным наследием;
- рассмотреть экономические аспекты управления культурным наследием Российской Федерации на период до 2030 года;
- подготовить предложения по государственной поддержке отечественной анимации, созданию, прокату и показу фильмов для детей и юношества, реализации инновационных проектов в театральном деле.
Российская Федерация для обеспечения национальной безопасности сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнёрства.
Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются противоправные посягательства на объекты культуры.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры достигается за счёт признания первостепенной роли культуры в возрождении и сохранении культурно-нравственных ценностей народов Российского государства.
Схожие положения относительно роли культуры и культурного наследия во внутренней политике государства можно найти в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В данной Концепции определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 – 2030 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Одним из важнейших направлений долгосрочного социально-экономического развития Российского государства является повышение человеческого потенциала, которое включает системные преобразования, направленные на улучшение качества социальной среды и условий жизни людей. Последние в числе других приоритетов охватывают развитие культуры.
Одним из целевых ориентиров развития сферы культуры к 2030 году намечено обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2030 году должна обеспечить равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, а также активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
Реализация поставленных задач – это совместная ответственность всех уровней власти.
Положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации должны быть реализованы за счёт консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, путём комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
В 2019 году была решена проблема выделения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, а также определен перечень памятников, государственная охрана которых остаётся за федеральными органами исполнительной власти. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» от 2 декабря 2019 г. № 308-ФЗ предусмотрены соответствующие субвенции [3].
Особо следует отметить, что на сегодняшний день созданы финансовые условия для реализации региональными властями делегированных им федеральных полномочий по охране объектов культурного наследия. При этом была разработана соответствующая нормативно-правовая база.
В результате изменения отношения в обществе к культурному достоянию, что наблюдается в последние два-три года, можно констатировать активизацию нормотворческой деятельности в данной сфере. Так, по состоянию на 1 января 2009 г. действовало шесть нормативно-правовых актов федерального уровня, регулирующих вопросы охраны объектов культурного наследия, на сегодняшний день количество нормативно-правовых актов в данной сфере увеличилось до 21.
Таким образом, изменение государственной политики в области охраны объектов культурного наследия привело к тому, что устранены многие пробелы действующего законодательства, и сегодня можно говорить о необходимости разработки действенных средств контроля и надзора за его исполнением.
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»
Анализ существующей ситуации позволяет выстроить иерархию межотраслевых проблем культурной политики.
1. Постепенное сокращение присутствия и влияния российской культуры в мире, происходящее в силу разных причин, в т.ч. и как следствие распада СССР, отъезда ряда влиятельных отечественных деятелей культуры для работы за рубеж, снижения экономических возможностей поддержки культуры. Это происходит на фоне сокращения инфраструктуры, обеспечивающей изучение русского языка за рубежом, и, как следствие, сокращения численности людей, изучающих и знающих русский язык. В силу ряда причин, в том числе и политического характера, происходит снижение объёмов международных гастролей и выставочных проектов, организованных российскими учреждениями культуры за рубежом. Сокращаются масштабы переводов русской классики и современной российской литературы на иностранные языки. Не прекращаются попытки фальсифицировать историю, подвергнуть её ревизии, как основания для пересмотра итогов Второй мировой войны.
2. Существование рисков и угроз единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития Российского государства, его национальной безопасности и территориальной целостности. Культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства России. Необходимы меры по сохранению и усилению роли русского языка как государственного и языка межнационального общения. При этом необходимо учитывать федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления, культурное многообразие. Региональные диспропорции в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии также формируют риски для сохранения единства культурного пространства. Существуют угрозы и риски: проявления и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетерпимости, в т.ч. в СМИ и социальных сетях системы Интернет; осуществления экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в т.ч. со стороны зарубежных организаций.
Действующие документы стратегического планирования Российской Федерации не в полной мере учитывают стратегическую значимость потенциала культуры.
3. Региональные диспропорции в развитии культуры проявляются в разном уровне обеспеченности объектами культуры, финансирования и доступности культурных благ для широких слоев населения. Несмотря на то, что региональная дифференциация расходов на культуру и искусство в % от ВРП демонстрирует в последние годы тенденцию к снижению, сократившись с 10 раз в 2010 г. до 6,5 раза в 2018 г., региональные различия в обеспеченности, развитости инфраструктуры продолжают оставаться значительными. Например, региональная дифференциация посещаемости как театров, так и концертных организаций, в расчёте на 1000 жителей в 2012 году составила 17-кратную величину. А показатели посещений музеев на 1000 жителей в ряде северокавказских республик ниже в 50 раз аналогичного показателя столичных городов.
Хотя численность региональных театров выросла, не все театры соответствуют социальным нормативам и нормам обеспеченности населения организациями культуры по их видам. Так, в 41 регионе нет театров юного зрителя, в 6 – театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета, хотя этого требуют указанные социальные нормативы. В 36 из 165 городов России с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, а в 33 из этих 165 городов театров нет вообще.
Региональные диспропорции в развитии культуры проявляются в зависимости от обеспеченности объектами культуры, финансирования и доступности культурных благ для широких слоёв населения. Несмотря на то, что региональная дифференциация расходов на культуру и искусство в процентном отношении от валового регионального продукта демонстрирует в последние годы тенденцию к снижению (с 10 раз в 2010 году до 6,5 раза в 2018 году), региональные различия в обеспеченности и развитости инфраструктуры продолжают оставаться значительными. В частности, региональная дифференциация посещаемости как театров, так и концертных организаций в расчёте на 1000 жителей в 2012 году составила 17-кратную величину, а показатели посещений музеев на 1000 жителей в ряде регионов в 50раз ниже аналогичного показателя столичных городов.
Наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах. Главные дирижёры значительного числа симфонических оркестров Российской Федерации не проживают в тех городах, где работают. Серьёзные кадровые проблемы присущи и в сфере народного академического искусства, не хватает художественных руководителей и балетмейстеров. Хотя численность региональных театров выросла, не все регионы Российской Федерации соответствуют социальным нормативам и нормам обеспеченности населения организациями культуры по их видам.
Так, в 41 регионе нет театров юного зрителя, в 6регионах -театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс.человек нет театров оперы и балета. В 36 из 165 городов Российской Федерации с численностью населения более 100 тыс.человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальным нормативам, а в 33 из этих 165 городов театров нет вообще. Число мест в концертных залах, согласно социальному нормативу, устанавливается из расчёта 2 – 4места на каждую 1000 городских жителей. В действительности же значение этого показателя составляет около 1,14 места, а с учётом численности населения, проживающего в сельской местности, – около 0,84 места на 1000 жителей.
В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. Согласно статистик, в сельской местности в 2019 году действовало около 72 тыс. учреждений культуры (80 процентов общего количества учреждений культуры Российской Федерации).
При этом сеть сельских клубных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 процента (14,2 тыс. единиц), что объясняется: укрупнением сельских населённых пунктов и объединением в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населённых пунктов с численностью меньше 2 тыс.человек (с 25 тыс. в 1989 году до 23,4 тыс. в 2010 году); сокращением численности сельских населённых пунктов за 20 лет на 1,5 тыс.; реорганизацией части сельских учреждений культуры путём объединения клубов, музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения.
При этом материально-техническая база значительной части сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными, сформирована в 70-е–80-е годы и в 42 процентах из них не обновлялась. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 32 процента требуют капитального ремонта, износ оборудования в среднем составляет 70 процентов. Диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой испытывают и малые города в ряде субъектов Российской Федерации.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 781 малый город с численностью населения до 50тыс.жителей, в которых проживает до 25 процентов населения Российской Федерации (для малых городов характерна маятниковая трудовая миграция).Значительная часть малых городов Российской Федерации является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма.
В 2019 году в рамках программы поддержки сельских территорий и малых городов Российской Федерации почти 3 млрд. рублей было направлено на комплексное развитие учреждений культуры, 38 малых городов получили гранты на воссоздание и сохранение исторических центров, более 1,5 тыс. учреждений культуры приобрели современное оборудование и музыкальные инструменты.
В настоящее время 44 населённых пункта на территории Российской Федерации имеют статус исторического поселения федерального значения. Главным принципом сохранения исторических поселений является установление границ территорий, в пределах которых утверждается предмет охраны этого поселения.
Статус исторического поселения – это шанс заявить об историко-культурной ценности застройки в установленных границах территорий как мощном градообразующем факторе и тем самым выйти из разряда моногородов, предложив своим гражданам новый путь развития – сохранение своей исторической самобытности и создание положительного образа, что является основным фактором для привлечения инвестиций и посетителей.
Большинство малых городов, в том числе исторических поселений, неспособно самостоятельно решать многочисленные проблемы городского хозяйства. Значительное количество памятников истории и культуры в таких поселениях требует реставрации либо консервации, а большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждается в модернизации, недостаточно развита социальная инфраструктура.
Работы по восстановлению исторической застройки порой входят в противоречие с хозяйственными и бюджетными интересами исторических поселений. Для устойчивого развития исторических поселений необходима разработка качественной градостроительной документации, учитывающей цели развития туризма за счёт строительства объектов инфраструктуры, создания новых туристических маршрутов и проектов приспособления исторически ценных зданий, поэтому содержание и структура генеральных планов для таких населённых пунктов нуждается в существенном пересмотре. Требуется разработка пилотных проектов, направленных на развитие туристического потенциала исторических городов, а также разработка экономических механизмов для обеспечения получения налоговых льгот, преференций или дополнительного финансирования.
Также одним из рисков является и недооценка потенциала культуры для гармонизации общественных отношений. Несмотря на большое количество некоммерческих организаций, занимающихся вопросами культуры, сохраняется недостаточная активность и слабая вовлеченность общественных институтов в реализацию культурной политики. Так, несмотря на увеличивающиеся с каждым годом объёмы грантовых средств на творческие проекты и реализацию гражданских инициатив, а также на привлечение внебюджетных средств в сферу культуры, значительная часть общественных инициатив осуществляется при условии доступа к бюджетному финансированию. Особых мер культурной поддержки требуют социально уязвимые группы населения, включая инвалидов.
Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан Российской Федерации способствует тому, что происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также рост индивидуализма и числа разводов. Так, на 1,22 млн. браков, заключённых в 2019 году в Российской Федерации, приходится более 690 тыс.разводов. Один из самых высоких уровней разводов в мире свидетельствует об ослаблении роли этого важного социального института в системе ценностей граждан Российской Федерации. Все это не способствует передаче от поколения к поколению традиционных для Российской Федерации ценностей и норм, традиций и обычаев, нарушает прежде устойчивые межпоколенческие связи в вопросах передачи культурных, этнических традиций и знаний. Расходы на культуру становятся все менее значимой величиной в структуре расходов домохозяйств.
Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях. Массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов. Также проблемой является некоторое сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры. Важнейшим условием обеспечения эффективности культурной политики является формирование условий для постепенного увеличения внебюджетных источников финансирования.
Существующий мировой опыт, в том числе иностранных государств с развитой системой поддержки культуры из внебюджетных и иных альтернативных источников финансирования, свидетельствует, что многоканальная система финансирования может включать в себя следующие (дополнительные к существующим) элементы: нормативы бюджетного финансирования; общенациональная лотерея в области культуры; эффективная система налоговых преференций; институт бюджетных назначений; маркированные налоги; фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) по видам культурной деятельности.
Дифференцированные нормативы устанавливают в различных странах минимальные доли расходов на культуру в бюджетах всех уровней бюджетной системы государства для обеспечения, прежде всего, гарантий доступности для широких слоев населения культурных благ.
Общенациональная лотерея в области культуры – один из чрезвычайно распространенных в зарубежной практике механизмов привлечения в сферу культуры дополнительных негосударственных финансовых средств. Отчисления от общенациональной лотереи позволяют реализовывать многие социальные, гуманитарные, инфраструктурные проекты в сфере культуры.
Создание эффективной системы стимулирования частной и корпоративной меценатской деятельности в иностранных государствах обеспечило значительную долю негосударственных инвестиций в общем объёме расходов на культуру. Мировая практика стимулирования меценатской деятельности базируется на системе налоговых преференций в отношении физических лиц, государственных и негосударственных организаций культуры, коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры. Это позволяет привлекать в сферу культуры частные и корпоративные инвестиции.
Институт бюджетных назначений также позволяет привлечь в сферу культуры дополнительные финансовые вложения через законодательное предоставление права каждому налогоплательщику по его выбору направлять в пределах от 1 до 2 процентов его подоходного налога на поддержку культуры.
Введение маркированных налогов предусматривает прямое направление в сферу культуры части отчислений от конкретных видов налогов и сборов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации. Согласно мировой практике, в качестве таких налогов могут использоваться акцизы на алкогольную и табачную продукцию, доходы от тотализаторов и букмекерских контор и др.
Создание фондов целевого капитала является перспективным направлением аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры. В ряде стран фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) на федеральном и региональном уровнях часто аккумулируют поступления от института бюджетных назначений и маркированных налогов.
Среди других рисков и проблем, определяющих целесообразность выработки новой модели культурной политики, являются сложности межведомственного взаимодействия по вопросам развития культуры, неполное соответствие инфраструктуры культуры вызовам нового времени, недофинансирование культуры и недиверсифицированность источников её поддержки, несовершенство системы институтов развития, наконец, необходимость учёта целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики и Стратегии в документах стратегического планирования, в том числе разрабатываемых в целях планирования и программирования. Основным источником, обеспечивающим реализацию Стратегии, является государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" и иные государственные программы, связанные с отдельными областями культуры. При этом мероприятия, показатели и параметры государственных программ Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", "Информационное общество", "Внешнеполитическая деятельность", "Развитие науки и технологий", "Развитие образования" и других документов стратегического планирования, оказывающих влияние на государственную культурную политику (в частности, федеральные целевые программы в сфере культуры, образования, русского языка, межнациональных отношений, патриотического воспитания, туризма), могут быть при необходимости скорректированы с учётом положений Основ государственной культурной политики и Стратегии.
Реализация Стратегии позволит:
- сформировать новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики, включающую в себя также и региональное измерение с учётом федеративного устройства Российской Федерации;
- увеличить финансирование культуры за счёт всех источников до 1,4 процента валового внутреннего продукта к 2030 году;
- обеспечить долю внебюджетных инвестиций в культуру на уровне не менее 25 процентов совокупных расходов на культуру за счёт всех источников;
- увеличить долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, до 90 процентов общего количества учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;
- выровнять условия доступности услуг для жителей малых городов и сельских территорий, а также качество оказанных услуг с учётом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры;
- привести уровень обеспеченности организаций культуры в регионах Российской Федерации в соответствие с социальными нормативами и нормами, составляющими около 80–90 процентов;
- создать эффективный механизм привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства;
- создать эффективную и ресурснообеспеченную систему сохранения объектов культурного наследия, позволяющую постоянно снижать долю памятников, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии;
- войти в пятёрку стран-лидеров по количеству объектов, включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, при этом обеспечить государственную охрану 100 процентов объектов культурного наследия путём утверждения границ их территории и предметов охраны; обеспечить использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения;
- расширить пространство русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах; укрепить позиции русского языка в национальных системах образования государств-участников Содружества Независимых Государств;
- увеличить в 20 раз по сравнению с 2019 годом количество качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании и русской культуре;
- увеличить в 2,5 раза долю российских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку (включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях), в общем количестве российских школ (классов) за рубежом;
- увеличить объём продажи книг в Российской Федерации с 3 до 7 на душу населения по сравнению с 2019 годом; достичь доли национальных фильмов в отечественном прокате к 2030 году в размере 30 процентов;
- включить профессиональные сообщества, союзы и общественные организации в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в целом по стране за последние 30 лет выросла и окрепла сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры: количество театров выросло в 1,7 раза (с 382 театров в 1990 г. до 658 театров в 2018 г.), количество музеев – в 2 раза (с 1315 в 1990 г. до 2727 музеев в 2018 г.). Количество концертных организаций и самостоятельных коллективов также существенно увеличилось.
При этом количество культурно-досуговых центров за 1990–2018 гг. сократилось с 73,2 тысяч до 42,2 тысяч. Сократилось и количество библиотек, что обусловлено снижением численности населения, в том числе проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий, а также процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора.
Несмотря на сокращение количества культурно-досуговых учреждений, число клубных формирований выросло в 1,3 раза за прошедшие двадцать лет: с 305,1 тыс. ед. в 1995 г. до 414,0 тыс. ед. в 2019 г.; число участников клубных формирований увеличилось в 1,3 раза по сравнению с уровнем 1995 г. и составило в 2019 г. 6,2 млн. чел. (4,6 млн. чел. – 1995 г.).
За 25 лет численность работников сферы культуры и искусства, в том числе в федеральных и региональных учреждениях культуры, выросла с 668,3 тыс. человек в 1990 г. до 778,4 тыс. человек в 2019 г. За указанный период существенно выросло число занятых в театрах, концертных организациях, детских школах искусств, музеях. При этом сократилось число занятых в библиотеках с учётом постепенного перехода ряда библиотек на электронные носители и формирования в регионах мультифункциональных центров, в которых обеспечивается доступ к книжным фондам в электронном виде.
Численность работников в сфере культуры и искусства в расчёте на 1000 жителей за 15 лет выросла с 4,52 человека в 1990 году до 5,42 человека на 1000 жителей в 2019 г. При этом численность работников в сфере культуры и искусства в расчёте на 1000 занятых в экономике выросла с 9,27 человека в 1990 г. до 11,49 чел. в 2019 г. Таким образом, численность занятых в сфере культуры и искусства существенно выросла.
Органы государственной власти и общество в последние годы уделяют культуре все более серьёзное внимание.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний».
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 – 2019 гг. впервые за многие годы в качестве одного из приоритетов бюджетных расходов определена поддержка сферы культуры. Так, в 2019 г. расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете Российской Федерации составили 410 млрд. рублей, что на 33,1 млрд. рублей выше уровня предыдущего года.
Важнейшими документами для планирования и программирования направлений государственной культурной политики, а также повышения эффективности управления стали указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации».
В результате реализации данных указов заработная плата работников учреждений культуры по сравнению со средней заработной платой по экономике Российской Федерации выросла с 55% в 2012 г. до 74 % в 2019 г. (за 9 месяцев), составив 24514 руб. При этом, за период с 2000 по 2019 гг. оплата труда в сфере культуры и искусства в номинальном выражении увеличилась почти в 19 раз (в реальном выражении за 15 лет – в 3 раза).
В Российской Федерации действуют государственные и федеральные программы, направленные на: обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристской сферы; укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений; поддержку русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество; развитие образования и гуманитарных наук; просвещение, воспитание и самовоспитание граждан; развитие детского и молодёжного движения; формирование информационного пространства страны.
Обеспечено расширение доступа населения к культурным ценностям. Выросло количество музейных выставок, подведомственных Минкультуры России, и количество посещений музеев Российской Федерации. Обеспечен бесплатный доступ в федеральные и региональные музеи посетителям младше 16 лет, а в федеральные музеи – ещё и студентам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам (1 раз в месяц).
Для приобщения и расширения доступа к отечественному культурному наследию созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая портал Культура.рф.
Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана Национальная электронная библиотека (НЭБ), фонд электронных документов которой насчитывает более 1,6 млн. экз.. К НЭБ подключены более 100 региональных библиотек, а также ресурсы архивов и музеев.
Значительные инвестиции направляются на реконструкцию и реставрацию объектов культуры и памятников истории и культуры. Однако, средства, выделяемые из консолидированного бюджета Российской Федерации на содержание и ремонт объектов культурного наследия, явно недостаточны. Так, в 2018 г. на содержание и ремонт 180 тыс. памятников, находящихся на государственной охране, было выделено 23,7 млрд. рублей.
Вместе с тем, с учётом зафиксированного в Основах ГКП отнесения культуры к числу национальных приоритетов, достигнутые результаты и выделяемые государством ресурсы не могут быть признаны достаточными.
В соответствии с Основами ГКП, осуществление экономической и социальной модернизации страны в исторически короткие сроки, переход к интенсивному пути развития, обеспечивающему готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира, не представляется возможным без планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. Такие вложения признаны явно недостаточными, делающими возможным проявления гуманитарного кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016г. N 326-р «О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012 – 2018 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 192"О внесении на ратификацию Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)" // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Европейская культурная конвенция ETS N 018 (Париж, 19 декабря 1954 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Европейская конвенция об охране археологического наследия ETS N 143 (пересмотренная) (Валлетта, 16 января 1992 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Конвенция об охране архитектурного наследия Европы ETS N 121 (Гренада, 3 октября 1985 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
Богданова А.В. Культурные ценности как объект публичной собственности // Публично-правовые исследования (электронный журнал), - 2019. - №1. – С. 1-8.
Буданова ЕА., Проблемы квалификации хищения предметов, имеющих особую ценность // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – С. 154-157.
Булатова В.В. Преимущественное право государства на покупку культурных ценностей: некоторые проблемы правового регулирования // Lex Russica. –2016. - № 5. – С. 1209-1212.
Бутаева Э.С. Некоторые особенности принудительного прекращения права собственности на культурные ценности // Общество и право. – 2016. – №1(19). – С. 92-98.
Бушманова А.В. Классификация мер охраны культурных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – №2. – С. 75-83.
Джамалудинова М.Ю. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие. – М.: Русайнс, 2019. – 104 c.
Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 687 с.
Работкевич А. В. Нормативное обеспечение деятельности по охране объектов культурного наследия // Культура: управление, экономика, право. – 2018. – № 3. – С. 2–3.Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2018. – 320 с.
Шестова С.М. Развитие российского зако-нодательства об охране памятников истории и культуры // Культура: управление, экономика, право. – 2017. - № 2. - С. 65-71.КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Научная электронная библиотека. – Режим доступа: elibrary.ru
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.govweb.ru/govbody/1
Портал государственных программ Москвы. – Режим доступа: http://budget.mos.ru/gp_list
Портал государственных программ Российской Федерации. – Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/Сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия». – Режим доступа: http://www.gov.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные социально-экономические показатели в сфере культуры в соответствии со сценариями реализации Стратегии государственной культурной политики
Сценарии Показатели 2019
факт 2020
прогноз 2025
прогноз 2030
прогноз
Инерционный Расходы на культуру, в % от ВВП 0,6 0,6 0,6 0,6
Соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по экономике, % 70 100 100 100
Численность занятых в сфере культуры к уровню 2019 г., % 100 95 80 85
Базовый Расходы на культуру, в % от ВВП 0,6 0,8 1,1 1,4
Соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по экономике, % 70 100 120 150
Численность занятых в сфере культуры к уровню 2019 г., % 100 100 105 115
Инновационный Расходы на культуру, в % от ВВП 0,6 1,2 1,6 2,0
Соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по экономике, % 70 120 150 180
Численность занятых в сфере культуре к уровню 2019 г., % 100 110 120 130


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы введения элементов новой модели многоканального финансирования сферы культуры в соответствии со сценариями реализации Стратегии государственной культурной политики
Сценарии Источники финансирования 2019
факт 2020
прогноз 2025
прогноз 2030
прогноз
Инерционный Бюджетное финансирование да да да да
Нормативы бюджетного финансирования нет нет нет да
Национальная лотерея нет нет нет да
Благотворительность и меценатство нет нет да да
Институт бюджетных назначений нет нет нет нет
Маркированные налоги нет нет нет нет
Региональные эндаумент-фонды по видам культурной деятельности нет нет нет нет
Базовый Бюджетное финансирование да да да да
Нормативы бюджетного финансирования нет нет да да
Национальная лотерея нет да да да
Благотворительность и меценатство нет да да да
Институт бюджетных назначений нет нет нет да
Маркированные налоги нет нет да да
Региональные эндаумент-фонды по видам культурной деятельности нет нет нет да
Инновационный Бюджетное финансирование да да да да
Нормативы бюджетного финансирования нет да да да
Национальная лотерея нет да да да
Благотворительность и меценатство нет да да да
Институт бюджетных назначений нет нет да да
Маркированные налоги нет да да да
Региональные эндаумент-фонды по видам культурной деятельности нет нет да да

 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.