это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3255229
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение31. Общая характеристика
правового статуса личности51.1 Понятие правового статуса личности51.2 Виды и структура личности62. Содержание правового статуса человека102.1 Права человека 102.2 Проблемы практической реализации личных прав и свобод14
2.3 Гражданство как структурный элемент правового статуса личности16
2.4 Правосубъектность18
3. Гарантии правового статуса личности20
3.1 Роль правового государства в сфере соблюдения принципов,
гарантий и механизма реализации, основных прав и свобод человека20
3.2 Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ22
3.3 Полномочия государственных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина23
Заключение26
Список использованных источников27Введение
Актуальность исследования. Проблема права человека это одна из вечных проблем, которая сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Важность данного вопроса обусловлена тем, что реализация человеком его прав и свобод, является основным условием для его духовного развития, а также физического и психологического благополучия. Многообразие прав и свобод человека может быть охарактеризовано посредством понятия правового статуса человека, в котором находят свое отражение основные стороны жизнедеятельности индивида: его потребности, интересы, взаимодействие с государством. Следовательно, правовой статус личности является собирательной или аккумулирующей категорией.
Термин «правовой статус» определен в научной литературе как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса положен фактический социальный статус, а именно реальное положение человека в указанной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет данное положение и вводит его в определенные законодательные рамки. Одновременно с этим, особое значение в данном аспекте приобретает гарантии практической реализации правового статуса личности, в связи с чем, особую актуальность приобретает комплексное изучение данных вопросов во взаимосвязи.
Степень научной разработанности темы. Вопросы, которые непосредственно связаны с правовым статусом личности, неоднократно рассматривались в юридической и научной литературе. Так, для написания настоящего исследования были использованы труды таких авторов, как Р.Е. Карасев, Е.Е. Никитина, И.А. Данилюк, Н.В. Витрук, С.В. Бошно и других. Однако комплексное монографическое исследование, посвященное не только правовому статусу человека, но и практическим проблемам его реализации в настоящее время отсутствует. В связи с чем, ошибочно говорить о надлежащей правовой проработке заявленной темы в научном мире.
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ прав человека и правового статуса личности и гарантий его реализации на территории Российской Федерации;
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Понятие правового статуса личности, его структуру и виды;
Определить основные права человека;
Выявить проблемы практической реализации прав и свобод;
Раскрыть гражданство как элемент правового статуса личности;
Изучить правосубъектность в структуре правового статуса;
Определить роль государства в сфере реализации прав и свобод;
Охарактеризовать систему гарантий прав и свобод;
Проанализировать надзорные полномочия государства в данной сфере.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие на фоне практической реализации гражданином своих прав и свобод, составляющих основу правового статуса личности.
Предмет исследования - теоретические положения и законодательные нормы, регламентирующие соблюдение прав и свобод человека и гражданина и практика их применения.
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод, методы анализа и синтеза. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно формально-юридический метод.
Практическая значимость исследования предопределена тем, что оно имеет комплексный характер и освещает основные аспекты заявленной темы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
1. Общая характеристика правового статуса личности
1.1 Понятие правового статуса личности
Юридическая наука уделяет большое внимание проблеме правового статуса личности. Во многом это обусловлено тем, что существующие связи между личностью и правом максимально емко отражаются через понятие правового статуса личности, так как именно в данном аспекте проявляются все стороны юридического бытия индивида. Стоит отметить, что речь идет о таких сторонах, как потребности, взаимоотношения с государством и обществом, интересы и другие. На современном этапе развития, вопросы в сфере определения понятия правового статуса личности исследованы юридической наукой достаточно подробно. Одновременно с этим, единое мнение относительно того, сформировано ли данное определение окончательно, по-прежнему не сложилось.
Известно, что в переводе с латинского языка слово «статус» означает состояние, положение чего или кого-либо. Применительно к теме исследования, речь будет идти о правовом статусе личности, человека и гражданина, хотя едва ли существует объективная необходимость в такой дифференциации данных понятий.
В общем виде правовой статус личности представляет собой положение личности в современном обществе. С помощью правовых установлений, правовой статус будет приобретать определенные законодательные рамки. Кроме того, правовой статус личности включает в себя права, свободы, интересы и обязанности личности, которые подлежат правовому регулированию и закреплению, а также находятся под защитой государства. Отсюда следует, что в качестве основы правового статуса личности выступает социальный статус, под которым стоит понимать фактическое положение человека в той или иной системе общественных отношений. Очевидно, что право будет лишь закреплять данное положение на законодательном уровне и осуществлять его правовое регулирование.
Как уже отмечалось ранее, правовой статус личности находит свое выражение в совокупности прав человека и гражданина, которые нашли свое закрепление и отражение в правовых нормах. Можно заключить, что основу правового статуса личности будут составлять именно те права и свободы человека и гражданина, которые сегодня закреплены в Конституции Российской Федерации.
Такие понятия, как «правовое положение личности» и «правовой статус личности» являются тождественными понятиями. Как уже отмечалось ранее, в основу правового статуса личности заложены права, свободы и обязанности, указанные в действующем законодательстве, в частности, в Конституции Российской Федерации (далее-Конституции РФ). В свою очередь, правовой статус личности будет характеризовать правовое положение личности в обществе и государстве, в чем и проявляется тесная взаимосвязь между указанными понятиями. Можно заключить, что правовой статус, а также содержание правового статуса личности является результатом регулирующего воздействия норм права на поведение гражданина. Одновременно с этим, в качестве основания правового статуса личности также может выступать правосубъектность гражданина, под которой понимаем возможность иметь права и обязанности. Приходим к выводу, что правовой статус личности предполагает наличие определенных прав, свобод и обязанностей лиц в Российской Федерации. Данная совокупность прав, свобод и обязанностей закреплена в важнейших нормативных правовых актах государства (Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и иные нормативные правовые акты).Можно выделить следующие основные виды гарантий правового статуса личности, которые имеют место в российском государстве. Во-первых, это экономические гарантии, затем политические, юридические и идеологические гарантии. Одновременно с этим, несмотря на тот факт, что на территории нашей страны выделяют достаточно широкую совокупность гарантий правового статуса личности, правонарушения в данной сфере не являются редкостью.
1.2 Виды и структура личности
Рассматривая правовой статус личности через призму конституционно-правового статуса, отметим, что под конституционно-правовым статутом личности целесообразно понимать совокупность права и обязанностей конкретной личности, которая закреплена в Конституции РФ, гарантируется и защищается государством.
Конституционно-правовой статус личности является фундаментальной правовой категорией, которая учитывает особенности конкретного субъекта, а также его субъективные права и обязанности. Более того, конституционно-правовой статус включает в себя широкую совокупность принципов права, а также целей государства и общества. Отсюда следует, что данный статус приобретает характер основополагающего начала по отношению к регулированию правового положения индивида той или иной отраслью права. Указанный вывод подтверждается положениями ст. 64 Конституции РФ, в соответствии с которой, глава о правах и свободах человека и гражданина составляет основу правового статуса личности на территории нашей страны.
Структурно правовой статус личности включает в себя несколько структурных элементов. Во-первых, это правовые нормы, которые устанавливают и на законодательном уровне закрепляют права и свободы, составляющие правовой статус личности. Представляется, что правовые нормы содержатся в нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Вторым элементом является правосубъектность. Она состоит из двух определений: дееспособность и правоспособность, которые должны быть у каждого человека в государстве. Правоспособность представляет собой способность каждого гражданина иметь права, и определенные обязанности (статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации). Дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Третьим элементом правового статуса личности являются права и обязанности. Они закреплены в главном законе страны Конституции Российской Федерации (право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, обязанность уплачивать установленные налоги и сборы). Существуют несколько элементов конституционного статуса граждан российского государства. Например, правовое положение личности на территории нашей страны определяется принадлежностью лица к тому или иному государству или распространением суверенитета РФ на проживающих на ее территории иностранных лиц и лиц без гражданства. Говоря иначе, правовое положение личности во многом определяется наличием, либо отсутствием гражданства Российской Федерации Можно заключить, что гражданство выступает в качестве одного из главнейших элементов конституционного статуса гражданина нашей страны.
На сегодняшний день, некоторые основы правового статуса личности определяются общепризнанными нормами и принципами международного права. Стоит отметить, что международные нормы в сфере прав человека также могут действовать и в рамках национального законодательства, но только в том случае, если они включены в законодательство страны. В качестве примера можно привести Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, которая ратифицирована множеством государств и ее нормы действуют как общепризнанные законодательные нормы в сфере прав и свобод человека и гражданина. Можно заключить, что международный правовой статус личности будет включать в себя права, обязанности, свободы и гарантии человека, которые разработаны международным сообществом и нашли свое закрепление в действующем законодательстве. Применение международных правовых норм на территории нашей страны допускается на основании ст. 15 Конституции РФ.
Конституционно-правовой и международный правовой статус личности тесно взаимосвязаны между собой. Данное положение выражается в том, что международное право закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, нашедшие закрепление в конституционных нормах. Сходства данных статусов проявляется в том, что права и свободы человека и гражданина в любом случае защищаются национальным и международным правом одновременно. Отсюда следует, что лицо имеет возможность обратиться за защитой своих прав и свобод в специализированные международные органы, в том числе в случае, если возможности для защиты прав и свобод в рамках национального законодательства отсутствуют. Можно заключить, что рассмотренные правовые статусы личности не только имеют тесную взаимосвязь, но и оказывают друг на друга определенное влияние. Однако наибольшее влияние все же оказывается международным правом, так как большинство его норм нашло свое отражение в национальном законодательстве.
Рассматривая специальный (родовой) статус личности определенных категорий граждан отметим, что данный статус призван закреплять правовое положение определенных категорий граждан. Посредством данного статуса, определенная категория граждан (например, пенсионеры), могут рассчитывать на предоставление ряда гарантий и прав, в том числе, материального характера. Одновременно с этим, указанные категории не лишающего общего, конституционно-правового статуса, так как он является гражданином Российской Федерации. Однако специальный статус лица в данном аспекте позволяет получить дополнительные права и гарантии.
Также стоит рассмотреть индивидуальный статус личности, который стоит разграничивать от специального (родового) статуса. Отличие между ними заключается в том, что индивидуальный статус личности закрепляет правовое положение определенного лица, например, на законодательном уровне устанавливает его семейное положение при вступлении в брак. Как следствие, индивидуальный статус личности можно представить в виде совокупности персонифицированных прав и обязанностей человека и гражданина. Индивидуальный правовой статус личности характеризуется как динамичный и подвижный, так как в течение жизни лица может подвергаться различным изменениям. Например, лицо может расторгнуть брак, поменять социальный или должностной статус и так далее.
Таким образом, специальный, индивидуальный и конституционно-правовой статус личности соотносятся друг с другом как единичное, общее и особенное. Как уже отмечалось выше, они имеют между собой тесные взаимосвязи и оказывают друг на друга определенное влияние. Представляется, что гражданин может иметь несколько статусов одновременно, однако общий правовой статус будет одинаковым для всех граждан, а иные статусы могут отличаться, так как зависят от определенных факторов. В данном случае значение приобретает тот факт, что специальные статусы не должны вступать в противоречие с конституционным (общим) правовым статусом лица.
2. Содержание правового статуса человека
2.1 Права человека
Права человека образуют основу правового статуса личности и своеобразное ядро конституционного права правовых государств. Права человека подразделяются на различные категории, к которым относятся такие права как личные, политические, социально-экономические и иные права. Как справедливо отмечает А.Г. Бережнов, «права личности в юридическом смысле выступают как элемент объективного права и субъективного права, а правовой статус личности является частью объективного права в целом». В связи с тем, что права человека составляют одну из основ правового статуса личности, рассмотрим основные категории прав человека в контексте основы правового статуса личности в целом.
Личные права человека, которое нередко называют гражданскими, представляют собой совокупность естественных и неотчуждаемых, основополагающих прав и свобод, которые принадлежат человеку с момента рождения и не зависят от его принадлежности к определенному государству. Указанная группа прав и свобод составляет основу правового статуса человека. Различные международные акты, а также Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, относит к личным правам и свободам относят такие права, как право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и многие другие. Очевидно, что важнейшим из представленных прав и свобод является право на жизнь. Содержание права на жизнь весьма многогранно и существенно отличается в разных странах. Так, в ряде государств, где смертная казнь отменена, а именно Франция, Германия, Австралия и других, право на жизнь трактуется таким образом, что ни какой человек и не за какие деяния не может быть подвергнут лишению жизни. Таким образом, в указанных странах действует абсолютное право на жизнь. В свою очередь в странах, где смертная казнь является одним из видов наказания, например за преступления, направленные против человечества, под правом на жизнь понимают, что ни один человек не может быть лишен жизни в произвольном порядке, без наличия веского основания, предусмотренного законом. Следовательно, имеет место относительное право на жизнь.
Известно, что Российская Федерация предусматривает смертную казнь как один из видов наказания. В настоящее время, сметная казнь рассматривается через призму исключительной меры наказания, которая назначается за особо тяжкие преступления против жизни. Однако фактически смертная казнь на территории нашей страны не применяется, так как Российская Федерация подписала соответствующие нормативные акты.
Вторым по значимости личным правом человека является право на личную неприкосновенность. Указанное право предусматривает недопустимость осуществления произвола при реализации репрессивных мер. Право на личную неприкосновенность закреплено в 22 статье Конституции Российской Федерации. Так, Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1 статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23).
Планомерное усиление информационных процессов, привело к тому, что Конституция не только нашей страны, но и ряда зарубежных стран была дополнена новыми нормами и статьями. Примером указанной новации в Конституции нашей страны может выступать статья 24, которая гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Регламентации института свободы информации и права на информацию посвящена 29 статья Конституции Российской Федерации. Данная статья характеризуется достаточной сложностью, ввиду того, что содержит ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Так, к ограничениям относятся запрет агитации и пропаганды, которая возбуждает национальную, религиозную и иную ненависть и вражду. Сравнительно новым и, несомненно, актуальным для нашей страны является конституционное право граждан определять и указывать вою национальную принадлежность, что регулируется 26 статье Конституции РФ.
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Стоит отметить, что право на объединение это личное, а не политическое право граждан. Политическим правом оно будет являться в том случае, если речь идет об объединениях политического характера. Рассматриваемое право указывает на возможность граждан создания какого-либо союза, не запрещенного действующим законодательством. По-другому данное право именуют как право на свободу союзов и ассоциаций. Однако право на объединение не является абсолютным правом человека и может быть подвергнуть ограничению в условиях военного или чрезвычайного положения.
Говоря о демократическом государстве, стоит упомянуть о важнейшем его атрибуте - праве граждан демократического государства на свободное передвижение и поселение. Суть указанного права заключается в возможности свободно передвигаться, выбирать место пребывания, а также покидать одно место и заменять его другим. Стоит отметить, что указанным правом необходимо пользоваться при соблюдении всех требований действующего законодательства. В полном объеме данным правом пользуются лица, которые являются гражданами государства, в данном случае России. Для иностранных граждан и лиц без гражданства данная свобода значительно ограничена, но в любом случае должна содержать право покинуть страну пребывания по собственному усмотрению. Относительно свободы передвижения между гражданами государств также существуют определенные ограничения. Так, свобода передвижения может быть ограничена ввиду закрытых территорий по экономическим, природоохранным, военным и иным соображениям, а также установленным запретам на вторжение на частную территорию. Право определенных категорий граждан на выезд из страны может быть ограничен по мотивам обеспечения государственной тайны и безопасности. Свобода передвижения на территории нашей страны указана в статье 27 Конституции Российской Федерации, а также регламентируется рядом Федеральных законов. Как и ряд иных прав, рассмотренное право не является абсолютным и при определенных обстоятельствах может быть ограничено.
Социально-экономические права человека. В настоящее время, социально-экономическим правам человека уже не принадлежит главная роль, как это было ранее, однако данные права и свободы по-прежнему занимают важнейшее место в системе регулирования правового статуса личности в РФ. Стоит отметить, что при разработке проекта Конституции РФ 1993 года предлагалось сократить количество прав социально-экономической направленности, однако данное решение так и не было принято в целях минимизации социальных противоречий. Социально-экономические права человека нашли свое закрепление в ст. 34-41 Конституции РФ. Стоит отметить, что по сравнению с Конституцией, действующей на территории нашей страны, в настоящее время первыми социально-экономическими правами в списке данной категории являются право на свободу предпринимательства и частной собственности. И только затем идут право на отдых, труд и материальное обеспечение, которые лидировали ранее и были обусловлены несколько иной моделью общественных отношений.
По Конституции РФ право на труд означает «право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, право на выбор профессии, рода занятий и работы». В группу трудовых прав входят такие права, как право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда и некоторые иные. То, что ранее было принято считать сердцевиной права на труд, то есть право на гарантированное получение рабочего места, Конституцией РФ 1993 года не устанавливается. Это право лишь отчасти компенсируется правом на защиту от безработицы, содержание которого для большинства простых людей совершенно не понятно.
Меньше всего изменилось содержание права на социальное обеспечение, поскольку система социального обеспечения уже давно стала совершенно необходимым атрибутом любого цивилизованного общества. Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции. Согласно Конституции РФ (ст. 40), право на жилище является правом каждого. Оно означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, и иных жилищных фондов. Согласно той же статье 40, органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство. Не особенно сильно трансформировалось и право на охрану здоровья, основное содержание которого теперь составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву также корреспондирует обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения и иные.
Право на образование является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития его как личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
Политические права. В отличие от личных прав гражданина, политические права принадлежат жителям определенного государства. В частности они предоставляют гражданам возможность принимать активное участие в политической и общественной жизни своей страны. Как правило, как политическим правам относят право на участие в правлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, а также свободу информации и петиций. Конституция Российской Федерации наделяет граждан всей полнотой политических прав в их современном понимании. Как правило, к политическим правам граждан относят равенство перед законом, свободу союзов, свободу собраний и некоторые иные. Очевидно, что указанные права носят достаточно «рамочный характер», в связи с чем, объективной необходимостью являются принятие ряда федеральных законов, регламентирующих проведение демонстраций и шествий, проведения референдума и иных мер.
2.2 Проблемы практической реализации личных прав и свобод
Рассматривая проблемы в сфере практической реализации прав и свобод человека и гражданина на территории нашей страны, можно выделить несколько проблемных моментов. Во-первых, стоит рассмотреть вопросы, непосредственно связанные с проблемой ограничения прав и свобод граждан. Во-вторых, особого внимания заслуживает проблема «легального» лишения права человека на жизнь. Так, с формально-юридической точки зрения, под ограничением прав и свобод человека и гражданина понимают юридическую невозможность на практике реализовать права и свободы человека, которые ему принадлежат. Более того, в рамках данной ситуации нередко можно наблюдать существенное уменьшение прав и свобод человека. Отметим, что под ограничением прав традиционно понимают уменьшение объема прав граждан в порядке и по основаниям, которые прямо предусмотрены законодательством нашей страны. В указанном случае, объективной необходимостью является производство отграничений сужения объема права от юридических приемов и способов фиксации границ дозволенной свободы. К данным способам и приемам традиционно относят примечания, исключения и запреты. Очевидно, что различие между способами фиксации границ от отграничений состоит в том, что в указанном случае не наблюдается сужения объема права, но имеет место детализация его содержания. Одновременно с этим, с фиксацией права тесно взаимосвязано ограничение права, которое во многом обусловлено намеренными действиями законодателя и законотворческими ошибками. В качестве особо случая ограничения права выступает не включение в закон прав, которые предусмотрены международными актами и национальным законодательством. Например, в действующей Конституции РФ должного закрепления не получила норма «о праве каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достойное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».
Также стоит акцентировать внимание на том, что формальное сходство с ограничением прав человека имеет порядок осуществления прав, определенный на законодательном уровне. Так, для конституционных прав и свобод такой порядок определяется федеральным законодательством, а порядок осуществления отраслевых прав во многом определяется подзаконными актами. Однако на практике, такие акты достаточно неоднозначны и противоречивы. Так, первая опасность актов такого рода нашла свое отражение в том, что акт подзаконного характера может весьма существенно сузить содержание материального права, тем самым, его уточняя и конкретизируя. Полагаем, что в данной ситуации, такой акт будет считаться недействительным априори. Вторая опасность подзаконных актов данной категории будет заключаться в том, что порядок реализации прав в практической деятельности не всегда отвечает юридической природе права, формируя помехи для его реализации. Таким образом, аксиома права, определяющая порядок реализации права на практике, не изменяется содержание права, в связи с чем, должна быть обеспечена надлежащими юридическими механизмами. Отметим, что существующие ограничения прав и свобод имеет достаточно широкий спектр проявлений. Например, Всеобщая декларация прав человека вполне допускает ограничения прав и свобод. Основываясь на данном документе, статья 29 Конституции РФ определяет основания, согласно которым права человека могут быть ограничены. Более того, это регламентируется ст. 55 Конституции, где указано, что права и свободы ограничиваются для защиты основ конституционного строя, прав и интересов лиц или, например, в целях безопасности государства. В данных случаях, ограничение основных прав и свобод человека допускается только на основании федерального закона. Например, определенные ограничения предусматриваются Федеральным законом от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее-ФЗ № 144-ФЗ). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) определенные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения на территории страны допускаются на основании федерального конституционного законодательства, с обязательным указанием пределов и сроков ограничения. Одновременно с этим, Конституция РФ определяет права и свободы, которые ограничению не подлежат (см. ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, 24, 28, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, ст. 46-54).
Вторым проблемным моментом является «легальное» лишение и ограничение права человека на жизнь. Рассматривая данный момент необходимо отметить следующее. Право человека на жизнь может ограничиваться как нелегально, так и легально. К нелегальной форме по праву относятся деяния, которые рассматриваются действующим законодательством как общественно опасные и квалифицируются как преступления. В свою очередь, «легальное» лишение человека права на жизнь является достаточно дискуссионным вопросом. На практике, такие моменты имеют место быть и встречаются в рамках правового института крайней необходимости, смертной казни, эвтаназии и прерывания беременности. В заключении стоит отметить, что лишение жизнь как таковое не нарушает право на жизнь в случае, если это является актом применения силы, необходимой для защиты гражданина от насильственных действий или иным, правомерным действием.
2.3 Гражданство как структурный элемент правового статуса личности
На современном этапе развития общества и государства, право на гражданство действительно можно рассматривать через призму основного права человека и основного элемента его правового статуса. В соответствии с ФЗ «О гражданстве», под гражданством понимают правовую связь человека с государством, которая находит свое выражение в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности лица.
Гражданство является не только ключевым элементом правового статуса лица, но и качественным определителем принципиальных начал отношений между личностью и государством. Как следствие, гражданство вполне может рассматриваться через призму условия, необходимого для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых с гражданином. Более того, его можно рассматривать как условие для защиты его со стороны государства вне зависимости от фактического местонахождения лица. Также в рамках настоящего исследования стоит акцентировать внимание на том, что обладание гражданством выступает в качестве всеобщего и универсального условия полной правосубъектности лица. Обладать гражданством в данном аспекте означает предпосылку полного распространения всех прав и свобод, которые признаются законом, а также предпосылку защиты лица как внутри страны, так и за ее пределами.
Стоит отметить, что в юридической науке гражданство имеет различные значения. Так, гражданство рассматривают как правовой институт, содержащий нормы о гражданстве и закрепляющий соответствующие отношения. Также гражданство рассматривают как правоотношение, содержание которого состоит из взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. С третьей точки зрения гражданство рассматривают через призму субъективного права лица принадлежать тому или иному государству. Полагаем, что наиболее верной является первая точка зрения, а гражданство, действительно, представляет собой комплексный правовой институт, который содержит правовые нормы, регламентирующие соответствующие правоотношения.
Также стоит акцентировать внимание на том, что раньше гражданство регулировалось лишь нормами национального права, но сейчас все большее влияние на содержание гражданства и на защиту прав человека оказывает международное право. Представляется, что во многом это обусловлено тем, что национальное законодательство не способно эффективно решать данные проблемы, вследствие чего государства используют международно-правовые механизмы. Примером таких механизмов являются международные договоры, которые регулируют отношения гражданства.
Можно выделить несколько принципов данного правового института. Во-первых, гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Во-вторых, проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации. В-третьих, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. В-четвертых, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. В-пятых, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Кроме того, стоит выделить принцип, согласно которому, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР. Речь идет только о таких актах данного периода, которые действовали на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Как справедливо отмечается в ч.1 ст. 4 ФЗ № 62-ФЗ, принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, гражданство является правовым институтом, который означает правовую связь между индивидом и Российской Федерацией. На современном этапе развития законодательства выделяют несколько принципов гражданства, среди которых единство и равенство гражданства, невозможность лишения гражданства и иные. Гражданство по праву является одним из основных структурных элементов правового положения человека. Основы правового статуса человека и личности играют особую роль в определении положения человека в обществе, обладают особым практическим значением.
2.4 Правосубъектность
Как уже отмечалось ранее, правосубъектность выступает в качестве одного из структурных элементов правового статуса личности. Рассматривая данный элемент более детально, отметим, что она состоит из таких элементов, как дееспособность и правоспособность.
Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность - это способность иметь гражданские права и обязанности, которая имеется у всех граждан. Правоспособность возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Отсюда следует, что уже с момента рождения человек обладает правоспособностью в полном объеме, что нельзя сказать о дееспособности. Более подробное определение правоспособности можно встретить в судебной практике. Например, в Апелляционном определении ВС Республики Башкортостан от 22.10.2013 года по делу № 33-12733/2013 года суд указал, что правоспособность – это возможность иметь любое гражданское право или обязанность из числа предусмотренных законом. Акцентировалось внимание на том, что правоспособность неотделима от человека с момента его рождения и до момента его смерти, в течение всей жизни человека, вне зависимости от состояния здоровья или возраста.
В связи с тем, что определение правоспособности оперирует терминами «права» и «обязанности», стоит отметить, что основные права граждан в настоящее время регламентируются Конституцией РФ. Также в Конституции РФ установлены основные обязанности. В частности, это обязанность уплачивать налоговые платежи, сохранять природу, защищать Отечество. Представляется вполне естественным, что граждане Российской Федерации могут осуществлять свои права и обязанности в полном объеме, начиная с 18 лет. Иные права и обязанности граждан устанавливаются иными нормативно-правовыми актами. Например, гражданское законодательство регламентирует права и обязанности сторон договорных отношений, а гражданско-процессуальное законодательство устанавливает права и обязанности лиц, принимающих участие в судебном заседании.
Содержание правоспособности гражданина раскрывается в ст. 18 ГК РФ. Указывается, что правоспособность гражданина подразумевает право наследовать имущество, совершать сделки и иные действия, а также иметь иные права и обязанности. Очевидно, что перечень прав, который указан в ст. 18 ГК РФ исчерпывающим не является. Также стоит отметить, что в соответствии с ч.1 ст. 22 ГК РФ, никто не может быть лишен правоспособности и дееспособности за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В свою очередь, согласно ст. 21 ГК РФ, под дееспособностью гражданина стоит понимать способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять гражданские обязанности. Действующее законодательство существенно расширило понятие дееспособности по сравнению с определением, существующим ранее. В частности, сегодня лицо не только создает для себя гражданские права и обязанности, но и исполняет их.
Сегодня дееспособность подразумевает способность человека осознавать, и в полной мере оценивать свои действия, которые имеют правовое значение, а также ими руководить. Отсюда следует, что свойства субъектов гражданского права зависят от степени психической зрелости индивида. В свою очередь, зрелость психики зависит от таких факторов, как возраст человека и состояние его психического здоровья. В связи с этим, законодатель не имеет возможности устанавливать момент, с которого человек будет являться дееспособным, на произвольной основе. Таким образом, для наличия у гражданина дееспособности необходима психическая зрелость лица. Аналогичное правило содержится в ст. 60 Конституции Российской Федерации.
3. Гарантии правового статуса личности
3.1 Роль правового государства в сфере соблюдения принципов, гарантий и механизма реализации, основных прав и свобод человека
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью. Тем самым, Конституция определяет собственное понимание взаимоотношений между государством и личностью, выдвигая личность на первый план. Таким образом, уважение и признание прав личности, а также обеспечение их эффективной защиты, является обязательным элементом правового государства, а также его непосредственной обязанностью.
Принципиальные положения, которые определены в Конституции РФ, связаны с отношением государства к личности и выступают в качестве предпосылки для решения определенных проблем, возникающих в связи с регулированием статуса личности. Приходим к выводу, что признание человека, равно как его прав и свобод в качестве высшей ценности, является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, которая является правовым государством. Указанная норма, выступает не только в качестве основ конституционно-организованного общества, но и правовой защиты общества, от попыток подавления личности.
Тесная взаимосвязь между признанием человека, его прав и свобод, а также конкретными правами и свободами человека заключается в следующем. Статья 2 Конституции РФ указывает на принцип взаимоотношений государства и человека с негативной точки зрения. В частности, с точки зрения возможного нарушения данных прав и свобод. В то же время, статьи Конституции, которые определяют конкретные права и свободы, рассматривают их с позитивной точки зрения, в частности, указывая, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Указанная взаимосвязь четко отслеживается в том факте, что нормы Конституции, которые указывают на объект защиты, выступает в качестве первого шага к конкретизации положения человека в государстве. В частности, она позволяет сделать второй шаг, который будет состоять в закреплении принципа равноправия граждан. Приходим к выводу, что нормы действующей Конституции Российской Федерации, посвященные основным правам и свободам, нельзя рассматривать отдельно от принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Принцип признания человека, а также его прав и свобод высшей ценностью, должен оказывать определяющее воздействие на содержание данных прав и свобод, а также на деятельность правового государства. В том числе, на компетенцию государства и его возможности. В рамках функционирования данного принципа, правовое государство не имеет право, в рамках текущей деятельности, выходить за допустимые границы взаимоотношений с человеком. Осуществляя свою деятельность в представленных рамках, а также действуя в интересах человека, государство будет характеризоваться как правовое. В рамках рассматриваемого вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что авторитет каждой организации, в том числе, государства, имеет вторичную природу. Данное положение обусловлено тем, что признание ценности государства не представляется возможным без признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью.
Зашита человека, а также его прав и свобод от общества, с его группами и индивидами, способными осуществлять посягательство на права и свободы человека, является обязанность правового государства. Государство, изначально призвано защищать человека, а не формировать или изменять неопределенные идеалы. В связи с этим, защита прав и свобод человека и гражданина, требует от правового государства достаточно активных действий, в частности, применения определенных правовых норм. Представляется вполне естественным, что права и свободы человека и гражданина, в рамках правового государства должны защищаться посредством различных норм процессуального и материального права. В связи с этим, объективной необходимостью является планомерное повышение эффективности судебной защиты в государстве. Одновременно с этим, для признания, соблюдения и последующей защиты прав и свобод, также необходимы усилия государства в материальной и духовной сфере. В частности, речь идет об обеспечении необходимого уровня прожиточного минимума в государстве, развитии социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования. В настоящее время, стремительными темпами растет уровень преступности, а также наблюдается общее обнищание человека. В связи с этим, признание Конституцией РФ прав человека, а также его прав и свобод как высшая ценность, носит формальный характер. Одновременно с этим, демократический потенциал, который заложен в Конституции нашей страны, является основой для борьбы за права и свободы человека и гражданина. Также необходимо акцентировать внимание на том, что при существенной значимости широкого спектра формально-юридических гарантий, которые присутствуют в правовом государстве, особая роль в деле по защите прав и свобод человека и гражданина, отведена институциональным гарантиям. На сегодняшний день, система институциональных гарантий, которые включают в себя различные организации, куда можно обратиться за защитой своих прав, достаточно обширна. В данную систему входят органы прокуратуры Российской Федерации, различные органы исполнительной власти, институт уполномоченного по правам человека и иные субъекты. Кроме того, в качестве основной институциональной гарантии право и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выступает гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту, подкрепляется различными процессуальными гарантиями, в частности, правом на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности и так далее. Указанные выше органы, а также судебные инстанции, представляют собой механизм по внутригосударственной защите прав и свобод человека и гражданина.
3.2 Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ
Гарантии прав, а также свобод человека и гражданина выступают в качестве структурного элемента правового статуса личности, а также могут рассматриваться через призму конституционных гарантий. Конституционные гарантии обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории нашей страны, а также ключевых конституционных принципов и основ конституционного строя. Можно заключить, что гарантии прав, а также свобод человека и гражданина - это конституционно-правовые нормы, способы и средства, которые в полной мере обеспечивают практическую реализацию, защиту и охрану конституционных прав и свобод. В данном аспекте необходимо акцентировать внимание на том, что система существующих гарантий прав и свобод достаточно обширная. Так, она включает в себя, во-первых, социально-экономические гарантии. К гарантиям данного типа стоит отнести стабильность экономики и отношений собственности, действенную налоговую систему страны и, как следствие, эффективность социальных программ. Во-вторых, это политические гарантии. К данной группе стоит отнести демократический строй, а также государственный режим, который в полной мере отражает политическую стабильность, культуру и развитость институтов гражданского общества. В-третьих, это юридические гарантии, под которыми понимают правовые средства, а также способы практической реализации и защиты прав и свобод человека.
Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и другие. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями. При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить подходы к характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет минимально.
Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление и некоторые другие.
3.3 Полномочия государственных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Как уже отмечалось ранее, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляют различные органы государственной власти. В частности, органы исполнительной власти, к которым относятся министерства и ведомства. Особая роль в деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, отведена органам прокуратуры Российской Федерации.
Прокурорский надзор - это гарантия практического соблюдения прав и свобод человека и гражданина, на территории нашей страны. Прокурорский надзор выступает в качестве основного направления деятельности органов прокуратуры, на современном этапе. Предметом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, выступает соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Предмет прокурорского надзора в данной области определен в статье 26 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее-ФЗ № 2202-1). Так, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должно осуществляться такими субъектами, как федеральные министерства, органы исполнительной власти, органы военного контроля и иными. Таким образом, сотрудники органов прокуратуры РФ, не заменяют иные государственные органы и их должностных лиц, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, органы прокуратуры РФ не осуществляют вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Анализируя содержание статьи 26 Федерального закона № 2202-1, приходим к выводу, что полномочия прокурора в рамках анализируемой деятельности, распространяются на все органы и должностные лица, вне зависимости от их подведомственности. В частности, начиная федеральными министерствами и заканчивая общественными организациями, закон не содержит ограничений в полномочиях прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Следовательно, при наличии сведений о том, что имеет место нарушение прав и свобод человека и гражданина, прокурор имеет право провести соответствующую проверку, а также провести иные действия надзорного характера в любом учреждении и организации.
Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, заключается в создании оптимального положения, при котором данные права и свободы будут соблюдаться всеми органами и должностными лицами. В свою очередь, граждане будут уверены, что их права и свободы находятся под надежной защитой, а в случае нарушения их прав и свобод, они могут обратиться за помощью в государственные органы. В частности, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Надзорные мероприятия должны включать в себя проверку в тех государственных органах, которые осуществляют контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. От того, каким образом указанные органы, а также должностные лица применяют свои полномочия, а также исполняют свои обязанности, зависит общее состояние прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, основная задача органов прокуратуры, которая выступает в качестве федерального, правозащитного органа заключается в том, чтобы обеспечить эффективную защиту интересов личности и общества. В связи с этим, в деятельности прокуратуры присутствуют такие действия, которые активно способствуют защите прав и свобод человека и гражданина.
Заключение
В качестве основы правового статуса личности выступают ее права, свободы и обязанности, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и иных международных и внутригосударственных нормативно – правовых актах.
Правовой статус является объективным отражением не только достоинств, но и недостатков политико-юридической системы, которая действует на территории страны. Поэтому, понимание правового статуса невозможно без анализа существующего социального уклада, в котором он функционирует. Следовательно, правовой статус является своеобразным структурным элементом общества.
Права человека не находятся в зависимости от национальности и или страны пребывания человека. Их соблюдение, гарантированность и защита являются внутренней деятельностью каждого государства. Стоит отметить, что права человека являются предметом международного регулирования. Конституционное регулирование правового статуса личности в нашей стране на сегодняшний день соответствуют всем международным стандартам. За последнее время, в нашей стране многое было сделано для планомерного развития института прав и свобод личности. Во-первых, в основе всего нашего законодательства о правах и свободах граждан лежит не только Конституция, но и международные нормы. Во-вторых, стала более широко применяться исковая защита прав граждан. Возмещается не только материальный, но и моральный ущерб, причем на материальной основе.
Вместе с развитой судебной защитой был создан институт Уполномоченного по правам человека на всех уровнях Федерации. Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений. И, наконец, последнее, граждане, не получившие удовлетворения своих законных требований на территории страны, имеют право обратиться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. С каждым годом все больше становится примеров, когда лица, не получившие удовлетворения своих законных интересов в своей стране, добиваются справедливости и возмещения своих потерь в Европейском Суде.
Представляется, что дальнейшее развитие прав человека на территории Российской Федерации зависит не только от позиции верховной власти, но и самого народа. В течение столетий в России превалировала концепция патернализма, однако в настоящее время присутствует объективная необходимость в существенных изменениях психологии права.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. – т.2.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред.30.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - N 8. - Ст. 366.
4. Федеральный закон от 12.08.1995 года № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 30.12.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - N 33. - Ст. 3349.
5. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. 13.07.2020) // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2002. - N 22. - Ст. 2031.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11 1994 № 51-ФЗ (ред. 09.03.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994.- N 32. - Ст. 3301.
Материалы судебной практики
7. Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 22.10.2013 года по делу № 33-12733/2013. Энциклопедия судебной практики системы Гарант [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 30.05.2021).
Научная и учебная литература
8. Атагимова Э.И. Роль конституционного правосудия в обеспечении прав и свобод человека в Российской Федерации // Правовая информатика. – 2017. - № 4. – С.55-62.
9. Афанасьев С.Ф. Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики: монография. – М.: Проспект, 2014. - 423 с.
10. Бабенко С.В. Правовой статус личности в правовом государстве: вопросы теории: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Краснодар, 2008.- 195 с.
11. Беляева О.М. Актуальные проблемы теории государства и права: практикум. – М.: Феникс, 2015. - 232 с.
12. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.
13. Бошно С.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юстиция, 2016. - 408 с.
14. Бочило А.Е. Российский федерализм и правовой статус личности: конституционно-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 Барнаул, 2013. - 252 с.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник // под ред. Шишкина В.В. – М.: Омега-Л., 2017. - 607 с.;
16. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении (история, доктрина и практика): книга. – М.: Норма, 2018. - 688 с.
17. Воскобитова М.Р., Насонов С.А. Стандарты справедливого правосудия: книга // под ред. Морщакова Т.Г. – М.: Мысль, 2017. - 584 с.
18. Данилюк И.А. Правовой статус личности: понятие, юридическая конструкция // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. - № 2. – С.90-94.
19. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России: монография. – М.: Норма, 2019. - 448 с.
20. Карасев Р.Е. Конституционный Суд Российской Федерации, реализация правозащитной функции: книга. – М.: Инфра-М, 2019. - 184 с.
21. Карасев Р.Е. Осуществление конституционным судом Российской Федерации защиты прав и свобод человека и гражданина: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.02, Тюмень, 2017. - 291 с.
22. Никитина Е.Е. Конституционно-правовые основы институционализации гражданского общества Российской Федерации: монография. – М.: Инфра-М, 2019. - 280 с.
23. Пантелеев В.Ю. Построение эффективной системы защиты прав граждан как основная задача судебной реформы в России // Российское право. – 2019. - №1. – С.20-27.
24. Титова Е.В. Предмет конституционного права и конституционный образ правового статуса человека // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 11(96). – С.159-168.
25. Трашкова С.М. Правовой статус личности несовершеннолетних подозреваемых на стадии возбуждения уголовного дела и гарантии его реализации: по уголовным делам публичного обвинения: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09.- Барнаул, 2006.- 241 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!