Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Пределы действия нормативно-правовых актов

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3277861

500 руб.

Просмотров
1156
Размер файла
1.07 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды нормативных правовых актов ……………………....6
Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени……………….…11
Глава 3. Действие нормативных актов в пространстве………………………...17
Глава 4. Действие нормативных актов по кругу лиц…………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы целесообразности применения законодательства приобретают особую актуальность в период законодательной реформы, когда принимаются новые законы, законы, не соответствующие новым экономическим, политическим и социальным условиям, перестают применяться.
В практике органов прокуратуры и судебного следствия возникают сложные проблемы, связанные с коллизиями между старым и новым уголовным законодательством. Нередки ситуации, когда преступление было совершено во время правоохранительных органов, а расследование и рассмотрение дела, связанного с этим преступлением, проводятся после вступления в силу другого закона. В таких случаях перед сотрудниками правоохранительных органов встает вопрос о том, какой закон следует использовать для квалификации преступления и какие санкции следует применить - старые или новые. Учитывая сложность возникающих проблем и важность их правильного решения на практике, актуальна проблема того, как действует уголовное право во времени.
В отечественной юридической науке не единожды акцентировалось внимание на важность и значимость проблемы действия нормативно -правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц вопросов, так как научные воззрения и представления о них являются одной из исходных точек в процессе изучения права. На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что среди теоретиков права и практиков отсутствует единое определенное основание, по которому толкуется пределы действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц которое необходимо как для науки, так и для правильного правоприменения. Все, вышеизложенное обусловило актуальность темы курсового исследования.
В юридической науке в течение многих лет проблемы действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц остаются наиболее значимой и дискуссионной. Указанная тема является предметом исследования известных ученых-правоведов, таких как М. Б. Смоленский, С. Ю. Наумова, А. В. Малько, В. Д. Перевалов, М. М. Рассолова, С. Н. Братановского, А. С. Шаталова и многие другие.
Объектом исследования является пределы действия нормативно – правовых актов.
Предмет исследования курсовой работы составляют законодательство Российской Федерации, научная и учебная литература, характеризующие правовую природу действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать правовую характеристику действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В ходе работы необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и виды нормативно – правового акта;
- раскрыть действие нормативно-правовых актов во времени,
- проанализировать действие нормативно-правовых актов в пространстве;
- выявить действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция и др.) и специальные методы научного исследования (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституция Российской Федерации, нормы предшествующего и ныне действующего отечественного уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, разнообразные международно-правовые акты (декларации, конвенции, договоры, пакты), а также соответствующие подзаконные акты и связанная с ними современная правоприменительная практика.
Практическую (эмпирическую) основу курсовой работы составляют материалы судебной и иной правоприменительной практики, которые были использованы в работе.
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Изучение многих научных и учебных источников на предмет уяснения сути понятия «Юридический акт» (либо его синоним «Правовой акт») приводит к выводу, что настоящий термин, несмотря на достаточно длительное его существование и большую частоту использования, не получил углубленного рассмотрения авторами учебников и учебных пособий по «Теории государства и права». Если говорить конкретно, то практически ни в одном из них нет ни одной главы, в которой бы содержался материал о его понятии и классификации, что вызывает справедливые вопросы у обучающихся, поскольку данная категория должна быть, как представляется, в числе первых, которые подлежат уяснению на этапе первоначального погружения в профессию.
В то же время, в советское время известным ученым С.С. Алексеевым в 1982 г. была издана достаточно объемная монография «Общая теория права» (в 2 т.). Во втором томе профессором С.С. Алексеевым, как представляется, достаточно удачно с точки зрения методологии познания материала была введена глава с названием «Правовой акт: понятие, основные черты, виды» (глава 32), которой начинался новый десятый раздел работы «Правовой акт». В последующих главах данного раздела (а именно с 33 по 38) были раскрыты темы «Нормативный юридический акт», «Система нормативных юридических актов», «Действие нормативного юридического акта», «Систематизация в праве», «Юридическая техника» и «Толкование в праве». Благодаря такой систематике закладывался верный взгляд на системное единство многих терминов и видов юридической деятельности. В частности, учитывая многозначность содержания понятия «нормативно - правовой акт», в работе было предложено три его значения:
– в качестве действия (поведения), выступающего юридическим фактом и влекущим, следовательно, возникновение, изменение или прекращение правоотношений;
– в виде результата правомерного поведения, представляющий собой юридически значимый содержательный элемент правовой системы;
– как юридический документ, который надлежащим образом (словесно-документально) оформляет внешнее выражение воли государства, его органов, отдельных лиц, выступающих в качестве носителя содержательных элементов правовой системы – юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц».
В последующем данный трехвариантный подход на смысл понятия «правовой акт» не получил какой-либо серьезной критики, в силу чего можно признать его и в данное время главенствующим. В то же время, для целей юридической деятельности, как подчеркивал С.С. Алексеев, из всех трех значений в большинстве своем имеет первостепенное значение понятие правового акта именно как юридического документа. Но если проанализировать иные научные подходы в отношении последнего подхода на понятие правого акта, то здесь уже обнаруживается определенная дискуссионность.
Так, Р.Ф. Васильев полагает, что правовой акт следует определять как «…волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которых в виде велений, обращений, соглашений и т.п. в установленных законом случаях фиксируется в документарной форме (акте-документе)». Как видим, упор в данном определении делается на более конкретное выражение сути правого акта в противовес более абстрактного определения С.С. Алексеева. Как представляется, такой путь конкретизации не всегда является оправданным, особенно в отношении тех понятий, которые носят достаточно широкий характер, поскольку призваны соединить в себе различные варианты проявлений описываемых ими явлений. Вот и в данном определении возникает вопрос о возможности включения в качестве вида правого акта интепретационных актов. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что сам Р.Ф. Васильев в дальнейшем содержании своей статьи включает указанный вид актов в состав правовых.
Также необходимо остановиться на определении правового акта, предложенного Ю.А. Тихомировым. С его точки зрения он представляет собой «… письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений» . Думается, что данный подход, во-первых, также заужен по вопросу о возможности включения в качестве его разновидности интепретационных актов; а во-вторых, круг субъектов, уполномоченных на издание юридических актов ограничен только тремя видами субъектов, в которые не вошла очень большая группа правоприменителей (как государственных, так и выполняющих свои функции в рамках гражданского общества – руководители организаций различных организационно-правовых форм, которые наделены, законом (прежде всего, Трудовым кодексом РФ) правом на издание приказов о приеме на работу, увольнении, переводе, наказании, поощрении и т.п. своих работников).
Иные существующие определения правового акта надо признать, более приближенными к тому, что предложено С.С. Алексеевым вследствие своей большей абстрактности, нежели два предыдущих. Так, О.В. Шопина предлагает под правовым актом считать «…выражающее волю субъекта права и оформленное в установленном порядке решение, призванное достигать социальнопозитивные цели (регулировать общественные отношения) и влекущее определенные юридические последствия».
Тем не менее, выявленные отличия в подходах являются, как представляется, не критическими, поскольку в остальном их авторы указывают на одинаковые ключевые признаки правового акта: носит волевой характер, регулирует общественные отношения, издается только уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке, обладает официальным статусом и в силу этого обеспечивается государством, имеет установленную форму, цель издания – достижение определенных позитивных результатов для общества или индивида. Благодаря указанной совокупности признаков становится возможным проводить дальнейший научно-практический анализ по 275 вопросу о том, какие документы стоит относить к правовым актам, а какие нет. В настоящее время большинство авторов предлагают в качестве таковых рассматривать четыре группы актов: нормативные правовые акты (являются результатом правотворчества), правоприменительные акты (выступают как результат применения правовых норм уполномоченными субъектами, содержащихся в нормативных актах), акты реализации прав и обязанностей (выступают в отличии от предыдущих актов результатом реализации правовых норм субъектами, не наделенных властными полномочиями, то есть они реализуют права и обязанности только в отношении самих себя – это, прежде всего, гражданско-правовые договоры, завещания, доверенности и т.п.), интерпретационные акты (являются результатом официального толкования нормативных правовых актов и носят вспомогательный характер в ходе правореализации).
Стоит согласиться с таким видовым многообразием правовых актов, поскольку все они содержат названный перечень присущих им признаков. Более того, предлагается включить такой подход на понятие правового акта и его виды в учебный курс по «Теории государства и права» для студентов первого курса в качестве отдельного вопроса или даже главы по примеру учебника С.С. Алексеева. Это позволит сформировать верный подход на соотношение между многими сходными понятиями соответствующего раздела общей теории права. В свою очередь, с точки зрения практики подобные знания позволят устранить возникающие затруднения в вопросах квалификации тех или иных документов, а также упростят порядок их использования в ходе юридической деятельности.
Таким образом, в современной России иерархическая система нормативно-правовых актов в общем виде представлена так: 1. Основной закон - Конституция Р.Ф. Является главной частью всего законодательства России. Господство ее в системе нормативных актов России определяется: а) Принятие конституции на референдуме вследствие свободного волеизъявления всего народа; б) Установление Конституцией основных начал, принципов, норм общественного и государственного строя; с) Содержание Конституцией реестра основных прав человека и выделение структуры и компетенции высших органов государственной власти и управления. 2.Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, далее передаются на исследование Совета Федерации для утверждения. Закон будет утвержден в том случае, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 3.Указы Президента. 4.Постановления Правительства. 5. Законы субъектов. 6. Локальные акты.
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ
Нормативные правовые акты имеют четко выраженную направленность своего действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Пределы распространения их юридической силы в каждом из указанных направлений зависят от вида нормативного правового акта и воли субъекта правотворчества, который их издает. При этом субъекты, издающие нормативные правовые акты, действуют в соответствии с установленными законом полномочиями. Это означает, что границы их возможности установления пределов действия нормативных правовых актов во времени ограничены законом.
Действие нормативного правового акта во времени продолжается с момента вступления его в силу и до момента ее утраты. Издание нормативного правового акта еще не означает, что он вступает в действие и приобретает юридическую силу. Между фазой издания (принятия) нормативного правового акта и до начала его действия существует небольшой промежуток времени (для разных видов нормативных правовых актов он может быть не одинаков), в течение которого осуществляются такие процедуры как подписание данного акта и опубликование (обнародование).
Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным законом от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Согласно ст. 2 указанного федерального закона датой принятия закона коллегиальным органом считается день принятия (издания) его в окончательной редакции, что подтверждается экземпляром данного акта с подписями должностных лиц соответствующего правотворческого органа и протокола его заседания.
Датой принятия (издания) нормативных правовых актов иными правотворческими органами считается день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа.
Тексты федеральных конституционных законов, а также обычных федеральных законов в соответствии со статьями 107 и 108 Конституции РФ подписывает Президент РФ в течение четырнадцати дней.
Законы субъекта федерации подписываются высшим должностным лицом этого субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации) в течение срока, установленного его Конституцией (уставом).
Устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования подписываются главой муниципального образования в срок, предусмотренный его уставом.
После подписания нормативного правового акта ему необходимо придать статус официального акта, свидетельствующего, что он издан в полном соответствии с требованиями, предъявленными к такого рода правовым документам. Для этого законы, подписанные президентом РФ, публикуются в соответствующих официальных печатных органах – «Собрание законодательства Российской Федерации» или в «Российской газете». В этих же печатных органах публикуются нормативные правовые указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в течение десяти дней после их издания. Нормативные правовые акты министерств и ведомств публикуются после их государственной регистрации в ведомственных органах печати – «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не 117 вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан, проживающих на его территории. Опубликование допускается в местных периодических печатных изданиях (газетах) либо в сборниках муниципальных нормативных правовых актов.
После официального опубликования нормативные правовые акты вступают в юридическую силу различными способами и в различные сроки, установленные законом. Так, например, законы Российской Федерации вступают в силу на всей ее территории по истечении десяти дней со дня их официального опубликования (день опубликования в расчет не принимается).
В настоящее время нет четкого регламентирования процедуры государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов, что создает серьезные трудности введения их в действие, придание им юридической силы. Выходом из создавшегося правового вакуума, считает автор, является быстрейшее издание федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», где следует устранить данный пробел в законодательстве. И это было бы наиболее оптимальное, и по нашему мнению, решение данной проблемы.
Мы рассмотрели общие сроки, по истечению которых вступают в силу указанные выше нормативные правовые акты.
Однако вступление в силу нормативных правовых актов может быть предусмотрено законом и в ином порядке: 1) отдельные акты вступают в юридическую силу с момента их принятия (в случае необходимости срочного урегулирования каких-либо общественно значимых проблемных ситуаций); 2) со времени указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования; с наступлением конкретной календарной даты, которая может увеличивать срок введения в действие нормативного правового акта свыше установленного времени).
Нормативным правовым актом может быть предусмотрено ограничение срока его действия в целом или отдельной его части.
Нормативные правовые акты прекращают свое действие тоже в результате различных обстоятельств. К числу таковых относятся следующие: 1) в связи с истечением срока действия акта, на который он был принят; 2) издание нового нормативного правового акта, который заменяет ранее действовавший. Если заменяется не весь нормативный акт, а только отдельные его правовые нормы (изменение содержания нормы права), то это будет означать, что старая норма права отменена и действует новая. Представляется, что в современном российском правотворчестве зачастую руководствуются принципом немедленного издания законов и других правовых актов под воздействием удовлетворения сиюминутных интересов, а не решения долгосрочных проблем. Это приводит к бесконечному изменению, дополнению и отмене норм права во всех его отраслях.
Диалектика развития общества такова, что под воздействием различных объективных и субъективных факторов возникает потребность в изменении действующих законов. Они могут изменяться как в сторону усиления ответственности за определённые деяния, так и в сторону ее смягчения. Чтобы не допустить отягчения ответственности, ст. 54 Конституции РФ определяет, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Конституционное закрепление недопустимости применения законов, устанавливающих или усиливающих ответственность за деяния, совершенные до их издания, имеет важное практическое значение. Аналогичная норма содержится и в Гражданском кодексе РФ. В частности, ст. 4 ГК предусматривает правило, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, общее правило действия нормативных правовых актов во времени гласит: нормативный правовой документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Такой подход обеспечивает правовую стабильность.
Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса в целом, можно сделать следующие выводы.
1. Действие нормативного правового акта во времени находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят и какие он преследует цели. Каждый нормативный правовой акт рассчитан на установленный срок действия во времени.
2. Имеющиеся недостатки, связанные с введением в действие некачественных, малоэффективных нормативных правовых актов, обусловлены также и тем, что отсутствует какая-либо ответственность правотворческих органов за выпуск в сферу правоприменения такой продукции. Как видится мерой, предупреждающей издание нормативных правовых актов низкого качества может быть отстранение от правотворческой деятельности тех физических лиц, которые непосредственно имеют отношение к подготовке проекта конкретного акта, не достигшего нужного качественного уровня.
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ
Пространство действия нормативно – правового акта по общему правилу ограничено территорий Российской Федерации. Рассмотрим действие нормативно – правовых актов в пространстве на примере УПК РФ. В соответствии с ч.1 ст. 2 УПК производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором, одним из участников которого является Россия, не предусмотрен иной порядок. Хотя в тексте приведенной статьи речь идет о производстве по уже возбужденному уголовному делу, указанная норма в полной мере распространяется и на уголовно-процессуальную деятельность, осуществляемую в стадии возбуждения уголовного дела.
Территорию Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и международным правом составляют внутренняя сухопутная территория страны, ее внутренние воды и территориальное море, а так же воздушное пространство над этими объектами. Территориальная принадлежность России в правовом отношении распространяется на воздушные, морские и речные суда, приписанные к определенному порту России, во время их пребывания за пределами территории Российской Федерации. Поэтому уголовно-процессуальная деятельность, связанная с совершением преступлений на этих объектах, осуществляется в соответствии с нормами УПК (ч.2 ст.2 УПК). Уголовно-процессуальная юрисдикция Российского государства относительно гражданских транспортных средств иностранных государств, находящихся в территориальных водах России и соответствующая юрисдикция иностранных государств относительно Российских гражданских транспортных средств, пребывающих в их территориальных водах, определяются Федеральным Законом от 31 июля 1998 г. № 155 – ФЗ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей Российской Федерации, Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982. Применительно к воздушным судам такие вопросы регулируется Конвенцией о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г.
Согласно названным актам по ряду вопросов в прямо указанных в них случаях гражданские суда подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Что же касается военных кораблей и воздушных судов, то где бы они не находились они всегда являются объектами Российской Федерации.
Как и другим отраслям права, уголовно-процессуальному праву присуще свойство экстерриториальности, т.е. не действия на определенной части территории. Это касается, прежде всего, помещений, занимаемых Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса дипломатическими и консульскими представительствами. Здания, занимаемые и используемые представительствами иностранных государств, включая резиденцию главы представительства, земельные участки, отведенные им, пользуются дипломатической неприкосновенностью. Дипломатический иммунитет распространяется также на транспортные средства представительства, официальную корреспонденцию, архивы и иные документы. Они не могут подвергаться обыску, выемке и другим действиям, предусмотренным в УПК РФ.
Таким образом, пространственная распространенность действия уголовно-процессуального законодательства на территории государства может варьироваться путем включения временного фактора. Например, раздел X УПК РСФСР, регламентирующий порядок производства по уголовным делам, рассматриваемым судом присяжных, вводился разномоментно. В начале, он действовал только в девяти субъектах Российской Федерации. Определенная множественность сроков введения в действия раздела присуща УПК РФ. Он также вводился поэтапно.
ГЛАВА 4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ
Территориальный принцип действия правовых предписаний дает лишь общую картину охвата правовым регулированием общественных отношений на определенной территории. Практически каждый нормативный правовой акт содержит определенные особенности его применения, которые могут быть обусловлены: 1) гражданством субъекта правоприменения; 2) его возрастом; 3) состоянием психического здоровья; 4) профессиональной деятельностью; 5) показателями родственности; 6) неправомерностью поведения; 7) половой принадлежностью; 8) должностным положением; 9) правовым статусом и т.д. Так, по справедливому замечанию В. И. Власова, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.То же самое можно сказать о нормах уголовного кодекса,- они действуют только в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности, вменяемых и виновных в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного в уголовном законе как преступление.
Достаточно часто нормативные правовые акты адресуются определенному кругу профессиональных работников: учителям, медицинским работникам, шахтерам, строителям и т.д. (акты соответствующих министерств и ведомств). Законодательные акты общероссийского масштаба могут быть адресованы пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Все они имеют свою специфику использования и применения конкретными категориями лиц. Все эти виды нормативных правовых актов распространяют свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, кому конкретно адресованы.
Каждый вид нормативных правовых актов имеет свою специфику действия по кругу лиц. Это касается не только тех, которые издаются правотворческими органами государства, но также нормативных актов, издаваемых судебными органами и локальными организациями. Так, правотворческие решения суда вступают в силу в соответствии с процессуальным законодательством и действуют в отношении конкретного лица по месту его проживания.
Действие корпоративных (локальных) актов в пространстве связано с функциями, осуществляемыми корпорацией (общественной организацией) и распространяется на работников (членов ) конкретной организации, то есть действуют по кругу лиц избирательно, как и другие виды нормативных правовых актов.
Общие принципы действия нормативных правовых актов по кругу лиц сводятся к следующему:
1) под их действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации;
2) в них содержатся особенности реализации их норм применительно к тем отношениям, которые они регулируют;
3) для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, исключения не предусмотрены, кроме случаев, когда согласно нормам международного права и международным договорам Российской Федерации для лиц дипломатического корпуса предоставляется соответствующий иммунитет (в отношении послов, посланников, секретарей посольств, поверенных в делах и других лиц, прямо предусмотренных законом, а также в отношении членов семей дипломатического персонала); 4) нормы всех трех уровней нормативных правовых актов подлежат обязательному исполнению гражданами, которым они адресуются, с учетом предусмотренных в них особенностей;
5) нормы одной отрасли права не могут распространить свое действие на общественные отношения, регулируемые другой отраслью права, что означает: у каждой отрасли права есть свой круг субъектов, которым адресуются ее нормы.
Рассмотрим действие нормативно – правовых актов по кругу лиц в на примере УПК РФ. Действие уголовно-процессуального законодательства распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранцев, за исключением лиц тех, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, лиц, не имеющих гражданства, вовлекаемым в уголовно-процессуальную деятельность в том или ином качестве (понятых, свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т. д.).
Дипломатической неприкосновенностью, исключающей производство в отношении них различных уголовно-процессуальных действий, пользуются главы дипломатических представительств, дипломатический персонал, а в ряде случаев и сотрудники административно-технических служб и члены семьи дипломатических представителей, проживающие совместно с ними и не являющихся гражданами Российской Федерации. Эти вопросы решаются в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской Конвенцией о консульских сношениях 1963 г., Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 18 апреля 1966, а также на основе других международных договоров и взаимных соглашений Российской Федерации с другими государствами. Например, консульские конвенции РФ с США (1964 г.) и Польшей (1971 г.) распространяют полный дипломатический иммунитет на консульских должностных лиц.
Таким же иммунитетом пользуются высшие должностные лица международных организаций, члены их семей, главы государств и другие лица высшего ранга, входящие в состав дипломатических миссий.
Обобщая выше приведенные и другие международно-правовые и внутренние акты Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003г №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дал практически полный перечень лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом. Согласно п.7 этого постановления в него входят: главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
УПК РСФСР 1960 года (ч.2 ст. 33) допускал возможность производства в отношении иностранных лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, уголовно-процессуальных действий по их просьбе или с их согласия, которое испрашивалось через МИД РФ. В ныне действующем УПК такой нормы нет. Представляется, что ее отсутствие не исключает возможности допроса указанных лиц и проведения с их участием других процессуальных действий на основе договорных отношений либо по согласованию с внешнеполитическим ведомством соответствующего государства.
Иногда в юридической печати и других изданиях пишут об уголовно-процессуальном иммунитете российских граждан, выполняющих определенные государственные и общественные функции. При этом имеются в виду лица, перечисленные в ст. 447 УПК: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судьи Конституционного и других судов Российской Федерации, прокуроры, адвокаты и т.д. На самом деле эти лица не пользуются уголовно-процессуальным иммунитетом, потому что иммунитет исключает возможность производства каких-либо уголовно-процессуальных действий в отношении лица, обладающего таким признаком (свойством). А в отношении лиц, названных в ст. 447 УПК, не только могут, но и должны в силу общих положений закона применяться все предусмотренные УПК действия. Особенность уголовно-процессуального статуса этих лиц заключается в том, что для производства определенных действий (возбуждение уголовного дела, задержание, арест и некоторые другие) осуществляется только определенными субъектами уголовного судопроизводства и в ряде случаев либо с согласия той государственной или общественной корпоративной структуры, в которую они входят или объединены, либо на основании заключения коллегии судей. Например, решение вопроса о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса 192 уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, принимаются с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы (п.1 ст. 448 УПК). Те же решения в указанных случаях в отношении судей Конституционного Суда принимаются Председателем Следственного Комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п.3 ч.1 ст. 448 УПК), а в отношении Генерального Прокурора – Председателем Следственного Комитета РФ, в отношении Председателя Следственного Комитета РФ – лицом, исполняющим его обязанности, на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ (п.п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). После возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого следственные и другие процессуальные действия в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК осуществляются, как правило, в общем порядке. Исключение составляют задержание, обыск и процедура обращения к исполнению решения суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудитор, Уполномоченный по правам человека, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, будучи задержанными по подозрению в совершении преступления, если они задержаны не на месте совершения преступления, после установления их личности подлежит немедленному освобождению. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу, согласно ч. 2 ст. 450 УПК исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ и квалификационной коллегии судей. Требуется соответствующее согласие Совета Федерации или Государственной Думы на исполнение решения суда об аресте а также на производство обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также Уполномоченного по правам человека в РФ (ч.3 ст. 450 УПК). Ст. 452 УПК предусматривает возможность рассмотрения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Верховным судом РФ при условии заявления ими соответствующего ходатайства до начала судебного разбирательства по уголовному делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив некоторые практические аспекты функционирования нормативно-правовых актов, можно сделать определенные выводы, которые, как представляется, в достаточной мере отражают специфику этого института теории государства и права, и позволяют вносить предложения по совершенствованию законодательства
Под eq  территорий нормативно-правовым eq  нормативные актом следует eq  отношении понимать eq  правового письменный документ, eq  границы принятый eq  акта субъектом правотворчества в eq  отношении пределах его eq  пространстве компетенции и содержащий eq  пределами правовые eq  отмена нормы.
Признаками eq  воли нормативно-правового eq  соответствии акта являются: 1 eq  воли Нормативный eq  территорий характер (т.е. содержание eq  силу каких-либо eq  нормативные норм, которые eq  актов обязательны для eq  каждом исполнения определенному eq  определенный кругу eq  определенный лиц); 2 Правовой акт (т.е. eq  территорий отмена или eq  территорий изменение нормы eq  соответствии права); 3 eq  отмена Общеобязательность (т.е. исполнение его eq  границы всеми eq  правового лицами, на которые он eq  актов направлен); 4 eq  нормативные Государственное принуждение (т.е. eq  отмена определенный eq  воздушное перечень мер, способствующих eq  пределах соблюдению и eq  всеми исполнению высших eq  приписанные юридических eq  акта документов). в современной России иерархическая система нормативно-правовых актов в общем виде представлена так: 1. Основной закон - Конституция Р.Ф. Является главной частью всего законодательства России. Господство ее в системе нормативных актов России определяется: а) Принятие конституции на референдуме вследствие свободного волеизъявления всего народа; б) Установление Конституцией основных начал, принципов, норм общественного и государственного строя; с) Содержание Конституцией реестра основных прав человека и выделение структуры и компетенции высших органов государственной власти и управления. 2.Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, далее передаются на исследование Совета Федерации для утверждения. Закон будет утвержден в том случае, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. 3.Указы Президента. 4.Постановления Правительства. 5. Законы субъектов. 6. Локальные акты.
Нормативные eq  воли правовые eq  всеми акты имеют eq  территория четко eq  соответствии выраженную направленность eq  соответствии своего eq  приписанные действия во времени, в eq  пространстве пространстве и по eq  нормативные кругу лиц. Пределы eq  территория распространения их eq  соответствии юридической силы в eq  акта каждом из eq  всеми указанных направлений eq  соответствии зависят от eq  воздушное вида нормативного eq  акта правового eq  всеми акта и воли eq  территорий субъекта eq  территорий правотворчества, который их eq  нормативные издает. При eq  нормативные этом субъекты, eq  отмена издающие eq  пределами нормативные правовые eq  нормативно акты, eq  территорий действуют в соответствии с eq  акта установленными eq  приписанные законом полномочиями. Это eq  актов означает, что eq  воли границы их возможности eq  всеми установления eq  отмена пределов действия eq  отмена нормативных eq  определенный правовых актов во eq  воздушное времени eq  каждом ограничены законом.
Многообещающим последствием уголовного права во времени является распространение действующего закона на факты и отношения, возникшие после его вступления в силу. При этом последствия юридических фактов, на основании которых возникают уголовно-правовые отношения, должны регулироваться законодательством, действующим на момент наступления этих фактов (момент совершения преступления - момент совершения преступления).
eq  пространстве Действие eq  воли нормативного правового eq  границы акта во eq  территория времени продолжается с eq  правового момента eq  пространстве вступления его в силу и до eq  приписанные момента ее eq  нормативные утраты.
Пространство eq  отношении действия eq  пределами нормативно – правового eq  обязательны акта по eq  нормативные общему правилу eq  воздушное ограничено eq  территорий территорий Российской eq  воли Федерации.
eq  пределами Территорию Российской eq  отмена Федерации в eq  нормативные соответствии с Конституцией РФ и eq  соответствии международным eq  нормативно правом составляют eq  отношении внутренняя eq  воли сухопутная территория eq  актов страны, ее eq  акта внутренние воды и eq  нормативно территориальное eq  территория море, а так же воздушное eq  каждом пространство над eq  отношении этими объектами. eq  акта Территориальная eq  нормативно принадлежность России в eq  силу правовом eq  территория отношении распространяется на eq  каждом воздушные, eq  воли морские и речные eq  актов суда, eq  силу приписанные к определенному eq  территорий порту eq  приписанные России, во время их eq  обязательны пребывания за eq  обязательны пределами территории eq  каждом Российской eq  территорий Федерации.
Действие eq  акта нормативно – eq  нормативно правовых актов распространяется на всех граждан Российской Федерации, иностранцев, за исключением лиц тех, которые пользуются дипломатическим иммунитетом, лиц, не имеющих гражданства.
Таким образом, можно предположить, что теоретическое обоснование проблемы правовой преемственности и имплементации норм уголовного права с течением времени играет огромную роль в обеспечении верховенства закона при регулировании общественных отношений и составляет один из важных аспектов уголовно-правовая защита личности в государстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:
1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 2020. - №144.
1.2. Федеральный закон от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994. - № 8. - Ст. 801.
1.3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.- № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
2. Специальная литература:
2.1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т./ С. С. Алексев. - М.:Норма, 2019. – 567 с.
2.2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. - М., 2017. – 788 с.
2.3. Белоносов В. О. Российский уголовный процесс / В. О. Белоносов. - М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. – 567 с.
2.4. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства / М. С. Белоусова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - №19 (200). - С. 23-25.
2.5. Власов В.И. Теория государства и права / В. И. Власов. - Ростов-на-Дону. 2016. – 289 с.
2.6. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта / Р. Ф. Васильев // Вестник МГУ. - 1998. - № 5. - С. 25 -29.
2. 7. Головко Л. В. Курс уголовного процесса/ Л. В. Головко. - М.: Статут, 2017. – 490 с.
2.8. Гриненко А. В. Уголовный процесс / А. В. Гриненко. - М.:Норма, 2017. – 265 с.
2.9. Глушко А. С. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права / А. С. Глушко // Аллея науки. - 2018. - № 4. - С. 234-235.
2.10. Корнуков В. М. Некоторые вопросы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц / В. М. Корнуков // Законность. - 2017. - № 2. - С. 45-48.
2. 11. Логозина С. М. Виды нормативно – правовых актов / С. М. Логозина // Юридический мир. - 2017. - № 11. - С. 45-47.
2. 12. Николаев В. С. Классификация нормативно – правовых актов / В. С. Николаев // Закон и право. - 2018. - №7. - С. 55-57.
2. 13. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Высшее образование, 2015. – 578 с.
2. 14. Румянцев М. Б. Действие российского нормативного акта по кругу лиц: особенности и принципы / М. Б. Румянцев // Закон и право. - 2018. - № 3. - С. 78-80.
2.15. Румянцев М. Б. Особенности действия во времени нормативных актов РФ / М. Б. Румянцев // Научный альманах. - 2017. - № 6. - С. 121-122.
2.16. Туранин В.Ю. Технология подготовки региональных (муниципальных) нормативных правовых актов и информационных документов / В. Ю. Туранин. - Белгород, 2016. – 342 с.
2.17. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. - М., 1999. – 78 с.
2. 18. Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А.П. Кругликов. - М : Проспект, 2016. – 787 с.
2.19. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. - М.: Норма, 2015. – 356 с.
2.20. Шаталов А. С. Уголовно – процессуальное право Российской Федерации / А. С. Шаталов. - М.: Норма, 2017. – 643 с.
2.21. Шопина О.В. Система правовых актов в современной России: проблемы теории: Дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Шопина. - Саратов, 2002. – 123 с.

 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.