это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3286262
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение…………………………………………………………………...............4
1. Общая характеристика социального обслуживания детей в России..........5
1.1. Понятие социального обслуживания ………….........................................5
1.2. Формы социального обслуживания детей...............................................9
2. Организация социального обслуживания несовершеннолетних в РФ.......14
2.1. Учреждения и предприятия социального обслуживания........................14 2.2. Система законодательства о социальном обслуживании ……………….11
Заключение………………………………………………………………….........26
Список использованных источников……………………………….................28
ВВЕДЕНИЕ
Становится все более необходимым поворот от реализуемой в предыдущие годы модели, носящей преимущественно социозащитную направленность и ориентированной, прежде всего, на оказание помощи социально-уязвимым группам населения, к поиску новых подходов, которые сочетали бы традиционные направления социальной деятельности с новыми направлениями, расширяющими спектр предлагаемых социальных услуг для потребителей разных социальных статусов. Перед социальными отраслями поставлена задача создания условий для повышения качества жизни различных групп населения, обеспечения возможности более полного удовлетворения потребностей в социальных услугах в соответствии с высокими стандартами их потребления, в том числе и на платной основе. Новая модель социального развития в целом и модели социального развития каждой отдельной социальной отрасли в стратегической перспективе связываются с формированием «экономики предложений». Система социального обслуживания как самостоятельная сфера практической деятельности начала складываться с конца 90-х годов прошлого столетия. За достаточно короткий временной период были сформированы все базовые параметры, необходимые для функционирования данной системы.
Система социального обслуживания имеет: свой понятийно-категориальный аппарат; правовую базу, регулирующую организацию социального обслуживания; разветвленную инфраструктуру государственных учреждений социального обслуживания, нацеленных на работу с разными категориями клиентов; набор технологий и технологический инструментарий для решения различных социальных проблем в системе учреждений социального обслуживания; разработанные стандарты оказания социальных услуг и регламенты их предоставления. Сформировался и отряд специалистов-профессионалов для работы в учреждениях социального обслуживания, осуществляется специализированная подготовка кадров для данной системы в учебных заведениях.
Цель исследования: заключается в изучении системы социального обслуживания детей в Российской Федерации.
Объект исследования: общественные отношения, которые возникают в ходе социального обслуживания детей в России.
Предмет исследования: институт социального обслуживания.
Задачи исследования:
- определить понятие социального обслуживания;
- раскрыть формы социального обслуживания детей
- рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания;
- выявить систему законодательства о социальном обслуживании.
Методология исследования включает в себя следующие методы научного познания: формально - юридический, статистический, сравнительно-правой, анализа и синтеза, аналогии и моделирования, с помощью которых можно рассмотреть правоотношения в сфере социального обеспечения.
Теоретическая значимость состоит, в том, что результаты исследования могут использовать студенты и преподаватели в рамках изучения курса права социального обеспечения.
Практическая значимость исследования позволит учитывать предложенные рекомендации при совершенствовании системы социального обслуживания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
1.1. Понятие социального обслуживания
Рассматривая понятийный аппарат в системе социального обслуживания, согласимся с С. Ю. Головиной, которая говорит о совокупности взаимосвязанных понятий. В праве социального обеспечения к таким основным понятиям относятся, к примеру, виды социального обеспечения. Речь идет, в частности, о пособиях, пенсиях, субсидиях, социальном обслуживании. Однако, по сути, в каждом рамочном законе имеются термины, регулирующие те или иные отношения лишь этим законом. Эта проблема в определении понятийного аппарата требует разрешения.
Так, следует различать понятия «социальная услуга» и «социальное обслуживание». Обслуживание и общественная необходимость непосредственно связаны друг с другом.
Нельзя увязывать социальное обслуживание с нетрудоспособностью лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которым оказываются разнообразные виды услуг, так как нетрудоспособность не всегда может выступать в качестве единственного основания для предоставления какой-либо социальной услуги. Не следует также благотворителей и добровольцев включать в список лиц, которым гарантированно государством предоставляется социальное обслуживание, ибо их деятельность регламентируется на основании Федерального закона от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
А. Л. Благодир, М. О. Буянова отмечают двоякую природу понятия социального обслуживания: как экономическую и правовую категории. В частности, социальное обслуживание как правовая категория направлено на получение права на социальное обслуживание, охрану гарантий законодательно установленных прав на социальное обслуживание. А. Л. Благодир делает вывод, что отличие социальной услуги заключается в предоставлении определенной категории граждан (пожилым, инвалидам, детям и т.д.) для удовлетворения их специфических потребностей (средства передвижения, профессиональная реабилитация и т.д.) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества.
Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется в неденежной форме. Инновационные изменения в систему социального обслуживания привнес, вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442 - ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . На его основе была разработана федеральная социальная программа «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 296 от 15 апреля 2014 г. Эти документы определили новые организационные подходы в системе социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Закон создал правовую основу для преобразования сферы социального обслуживания в открытую социальную сферу, в которой предоставляется возможность на равных правах и на равных условиях осуществлять оказание государственных социальных услуг населению представителям различных секторов общества: государственного, муниципального, коммерческого, общественного некоммерческого, благотворительного секторов.
Закон ввел в практику социального обслуживания новое понятие «поставщики социальных услуг», в роли которых могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере предоставления социальных услуг. Перед всеми регионами России была поставлена задача формирования регионального реестра поставщиков социальных услуг в сфере социального обслуживания, который размещается в открытом доступе в сети Интернет. Для получателей социальных услуг открывается возможность выбора поставщика социальных услуг в рамках формирующейся конкурентной среды.
Органы государственной власти могут осуществлять закупку социальных услуг для государственных и муниципальных нужд не только у государственных учреждений, но и у представителей коммерческого и некоммерческого негосударственного секторов. Организации 121 негосударственного сектора также могут выполнять государственный социальный заказ и получать на эти цели финансирование из государственных бюджетов как федерального, так и регионального уровней в случае включения их в реестр поставщиков социальных услуг.
Что касается принципов социального обслуживания, на которых базируется федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», то они следующие: доступность, адресность, добровольность, приоритетность несовершеннолетним, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Итак, социальное обслуживание основывается на защите прав гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на принципе равенства возможностей получают социальные услуги. При этом половозрастные особенности, расовая, национальная, религиозная, социальная принадлежность не могут представлять препятствия для их получения.
Принцип доступности социального обслуживания населения означает свободный доступ к социальным услугам вне зависимости от различных барьеров.
Принцип профилактической направленности социального обслуживания населения заключается в оказании социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин ее возникновения.
А. Л. Благодир в понятие нуждаемости заключает как материальное положение, так и физическое, психическое состояние гражданина [9, с. 8].
Принцип добровольности предполагает и отказ от предоставления услуги. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям) либо их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Принцип конфиденциальности информации о получателях социальных услуг предполагает недопущение разглашения данных о лице, получающем социальные услуги.
Подводя итоги, можно отметить, что поворот сферы социального обслуживания к инновационным преобразованиям очевиден, он проявляется как в организации деятельности, так и в ее технологиях. Безусловно, модернизация отрасли находится в начале своего пути, не все проходит легко и гладко, но уже сделанные шаги в этом направлении и концептуальные подходы к стратегии изменений, свидетельствуют о соответствии проводимых преобразований современным зарубежным аналогам и моделям социальных практик. Отечественное законодательство о социальном обслуживании способствовало расширению перечня терминов. Постоянно совершенствуются принципы социального обслуживания.
1.2. Формы социального обслуживания детей
Формы социального обслуживания населения определяются и характеризуются в главе 6 Федерального закона. Федеральный закон предусматривает 3 формы социального обслуживания населения: стационарное обслуживание населения, полустационарное обслуживание населения, социальное обслуживание населения на дому.
Кроме того, отметим, что согласно положениям части 2 статьи 19 указанного Федерального закона устанавливаются особенности форм социального обслуживания населения, а именно следующие: организации социального обслуживания населения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставляют социальные услуги:
1. В определенное конкретно установленное время суток, если речь идет о полустационарной форме социального обслуживания населения.
2. Если мы говорим о стационарной форме социального обслуживания, то могут иметь место 3 порядка: 1) постоянное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания, 2) временное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания (на тот срок, который определен индивидуальной программой), 3) круглосуточное проживание в центре социального обслуживания в течение пяти дней в неделю.
Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривается, что необходимо и обязательно реализовать следующие возможности: 1) осуществление сопровождения при передвижении в процессе оказания социальных услуг центрами социального обслуживания населения, 2) осуществление самостоятельного передвижения на территории центра социального обслуживания населения, в том числе и на креслеколяске, 3) размещение всего необходимого оборудования, а также носителей информации, 4) предоставление свободы нахождения на территории центра социального обслуживания населения тифлосурдопереводчиков, а также собак-проводников, обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми (и наоборот – дублирование голосовой информации - текстовой), оснащение знаками, которые выполнены шрифтом Брайля, 5) другая посторонняя помощь.
Обратим внимание также на то, что статья 19 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень услуг социальной направленности, которые могут быть предоставлены получателям социальных услуг: 1) социально-бытовые услуги, которые направлены на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские услуги, которые направлены на то, чтобы поддерживать и сохранять здоровье получателя социальных услуг посредством организации ухода, содействия в процессе оздоровительных мероприятий, а также систематического наблюдения за получателем социальных услуг в целях обнаружения каких-либо отклонений в состоянии здоровья получателя социальных услуг; 3) социально-психологические услуга, которые предусматривают оказание помощи в процессе коррекции психологического состояния получателя социальных услуг для адаптации в социальной среде; 4) социально-педагогические услуги, которые имеют своим направлением профилактику отклонений в развитии и поведении личности получателя социальных услуг, формирование позитивных интересов, а также в части организации досуга получателя социальных услуг, и оказании помощи в воспитании детей; 5) социально-трудовые услуги, которые направлены на то, чтобы оказать получателям социальных услуг помощь в трудоустройстве, а также в процессе решения иных проблем, которые связаны с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые услуги, которые имеют своим направлением оказание получателям социальных услуг помощи в процессе получения юридических услуг, а также в защите их прав и интересов; 7) услуги, которые направлены на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, которые имеют ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.
Рассматривая данный перечень, мы можем говорить о том, что законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень социальных услуг, которые направлены на максимальный охват сфер жизнедеятельности получателей социальных услуг, различных сторон их жизни.
Отметим, что получатель социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилым помещением, а также помещениями для предоставления социальных услуг, установленных законодательством.
Также обратим внимание, что согласно положениям ч. 5 ст. 19 Федерального закона «граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». При этом в законодательстве определяется, что порядок приема в стационарные организации, а также выписки из таких организаций лиц, которые страдают психическими расстройствами, регулируют нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые регулируют процесс оказания психиатрической помощи.
Можно также отметить, что в учреждение такого типа могут быть переведены по состоянию здоровья. Так, в соответствии с Апелляционным определением Московского городского суда в рассмотрении дела учитывалось состояние гражданина, его психическое и физическое здоровье, установленное специализированными учреждениями, в связи, с чем он переведен на стационарную форму обслуживания.
Таким образом, в данном вопросе обязательно рассмотрение заключений специалистов по состоянию здоровья граждан.
Если говорить о такой форме социального обслуживания, как социальное обслуживание населения на дому, то оно занимает важнейшее место, как в социальном обслуживании граждан пожилого возраста, так и социального обслуживания инвалидов. Основная ценность данной формы социального обслуживания состоит в том, что для нуждающегося в социальной помощи гражданина создаются условия, которые обеспечивают как можно более длительное нахождение данного гражданина в привычной для него обстановке и своем привычном и комфортном социальном окружении. Важно сказать о том, что этим, и обусловлена востребованность социального обслуживания населения на дому.
Учреждение, которое осуществляет социальное обслуживание на дому отличается от иных прочих тем, что оно обеспечивает возможность предоставления социальной услуги клиенту по месту его проживания.
В этой связи обратим внимание на то, что социальная помощь на дому занимает особое место в системе социального обслуживания инвалидов и граждан престарелого возраста. При этом развитие данного направления и отход от традиционной стационарной формы обслуживания инвалидов и пожилых людей является показателем того, что приоритеты в рассматриваемой сфере меняются. В этой связи важно обратить внимание, что с изменением потребностей в обществе и государстве меняются и социальные услуги.
Социальное обслуживание граждан на дому имеет своей целью создание таких условий, в которых человек имеет возможность дольше оставаться в привычной обстановке, в привычном окружении, что, зачастую, более благотворно влияет на получателей социальных услуг, чем их нахождение в стационаре, в том числе и с психологической точки зрения. В этой связи рассматриваемая форма социального обслуживания имеет своей целью именно создание и сохранение таких условий, в которых человек имеет возможность дольше оставаться в привычной социальной обстановки. Отметим также, что социальное обслуживание на дому включает в себя также специализированное обслуживание. Это связано с тем, что заболевания, которые сопутствуют пожилому возрасту, в ряде случаев приводят к тому, что пожилые люди теряют способность к самообслуживанию. В таком случае на помощь к социальному работнику, который предоставляет социально-бытовые услуги, также приходит специалист медико-социальной помощи, оказывающий доврачебную медицинскую помощь, а также услуги гигиенического характера.
Таким образом, социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Несомненным положительным аспектом данной формы социального обслуживания является то, что лицо, нуждающееся в социальном обслуживании, остается в привычной социальной среде.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ
2.1. Учреждения и предприятия социального обслуживания
К государственным учреждениям обслуживания детей относятся такие виды как:
- Дом ребенка;
- Детский дом;
- Школа-интернат;
- Приют;
- Центры временного содержания детей.
Рассмотрим каждый вид более подробно. Что же собой представляет дом ребенка - учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и др.
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
1.Школы- интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углублённым изучением отдельных предметов:
- гимназии-интернаты
- лицеи-интернаты
- санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются также на:
- школы-интернаты для детей - сирот и детей, остававшихся без попечения родителей;
- школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- специальные школы - интернаты для «трудных» подростков, не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени. Частые приводы в милицию за хулиганство, подростки, состоящие на учёте в детской комнате полиции более трёх раз, бродяжничество и другие поводы для определения детей в специальные школы интернаты.
2. Приюты - специальное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:
- приемное отделение;
- отделение диагностики и социальной реабилитации;
- отделение социально-правовой помощи;
- отделение перевозки несовершеннолетних;
- семейная воспитательная группа;
- социальная гостиница.
Социальный приют для детей - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности - определение ребенка в замещающую семью.
Несовершеннолетние в приют принимаются круглосуточно и содержатся в приюте на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными социальными услугами являются:
- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями мероприятий по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
- оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи;
- обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;
- организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте;
- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;
- оказание социально-психологической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье;
- осуществление реабилитационных задач в досуговой деятельности с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации выделяет:
1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, заисключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками психических заболеваний и в период их обострения;
6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:
1) вызывать представителей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;
2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.
Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.
2.2. Система законодательства о социальном обслуживании
Основной закон государства – Конституция РФ идентифицирует Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека и гражданина и достойные параметры его жизнедеятельности (ст. 7). В этом смысле для реализации социальных характеристик Российского государства институты публичной власти преследуют достижение следующих задач: охраняется здоровье и труд людей, занятых в структуре национальной экономики; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, признаваемых важнейшими институтами социального развития; организуется система социальных служб, деятельность которых направлена на оказание социальных услуг населению РФ; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель устанавливает и признает защиту прав и интересов граждан как неотъемлемую и важнейшую характеристику социального государства РФ. В данном контексте право социального обеспечения, которое является самостоятельной отраслью системы российского права, направлено на реализацию гарантий всех социальных прав, декларированных Конституцией РФ и иными нормативно – правовыми актами, уточняющими конституционные принципы.
Базовые положения правового регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 3 Закона № 442-ФЗ, социальное обслуживание представляет собой деятельность различных органов власти и государственных учреждений по предоставлению социальных услуг. При этом социальная услуга выражается в совершении действия в сфере социального обслуживания, осуществляемого на постоянной или периодической основе, в адрес гражданина, с одной стороны, для улучшения им условий своей жизнедеятельности, а с другой, для расширения возможностей самостоятельного удовлетворения своих потребностей.
В совокупности Закон № 442-ФЗ предопределяет экономико-правовые основы и инструменты реализации мер социального обслуживания населения через систему институтов публичной власти РФ, а также права и обязанности, как получателей социальных услуг, так и непосредственно поставщиков. В совокупности, с учетом существующих социально-экономических потребностей общества и основываясь на принципе гуманизма, можно выделить такие функции системы социального обслуживания, как: помощь и поддержка малоимущих, больных и попавших в сложную жизненную ситуацию категорий граждан; обеспечение приемлемого уровня нормального потребления всех социальных групп.
Стоит отметить, что Закон № 442-ФЗ подвергается определённым нормативным уточнениям в связи с тем, что социальные обслуживание ежегодно охватывает свыше 34 млн. человек: инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, которые по воли жизненной ситуации оказались в трудном положении. Именно поэтому для того, чтобы обеспечивать население в социальных услугах высокого качества, стоит учитывать реалии времени, существующие запросы, тенденции и новации в сфере предоставления социальных услуг с тем, чтобы система социального обслуживания носила интегральный и эффективный характер, максимально удовлетворяя запросы граждан. Существующий Закон № 442- ФЗ сменил ранее действовавшие Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», отражающие особенности социального обслуживания населения в РФ и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, соответственно. Существующий Закон № 442-ФЗ в современной редакции дополнился не только положением о разделении полномочий в сфере социального обслуживания между РФ и субъектами РФ, но и отразил введение новых институтов в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти и уполномоченного органа субъекта РФ.
На данный момент в предметы ведения федеральных институтов власти в сфере социального обслуживания входит установление минимальных требований к объемам предоставляемых социальных услуг. В данном случае речь идет об утверждении нижеследующих параметров: – инструменты реализации государственной политики, в том числе в правовой сфере, касающейся системы социального обслуживания; – примерный перечень социальных услуг, которые будут оказываться гражданам на безвозмездной основе; – методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; – утверждение порядка размещения информации в сфере «Интернет», связанной с поставщиком, предстающим социальные услуги; – управление федеральной собственностью, задействованной в сфере социального обслуживания; – ведение системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания, а также организация контроля и надзора в указанной сфере; – международное сотрудничество РФ с точки зрения ратификации международных договоров, связанных со сферой социального обслуживания (п. 1 ст. 7 Закона № 442-ФЗ). В свою очередь к предметам ведения субъектов РФ в контексте организации сферы социального обслуживания можно отнести все полномочия, перечисленные в п. 1 ст. 8 Закона № 442-ФЗ, как, например, координация деятельности поставщиков социальных услуг, утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, финансирование программ социального обслуживания и т.д.
Закон № 442-ФЗ модифицирован с той точки зрения, что в него в 2013 году введены понятия получателя и поставщика социальных услуг как нуждающегося гражданина, которому предоставляется социальная услуга, и юридического лица, осуществляющего социальное обслуживание, соответственно. Дополнительно появились дефиниции стандарта социальных услуг, профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.
Можно сказать, что составление и внедрение данной программы в структуру взаимоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг также является новацией в сфере законодательства РФ о социальном обслуживании, поскольку ранее основным источником регулирования возникающих правоотношений являлся договор о предоставлении социальных услуг. Сейчас договор систематизирует положения, определенные индивидуальной программой, пункты которой пересматриваются на регулярной основе не реже одного раза в три года (п. 2 Закона № 442-ФЗ).
Таким образом, существующий Закон № 442-ФЗ отличается большей адресностью, стандартизацией социальных услуг, индивидуальным подходом к потребностям граждан, что в целом свидетельствует о многоступенчатом развитии института социального обслуживания в РФ. Как и всякое развитие, оно сопряжено с рядом трудностей, требующих своего решения с точки зрения достижения прогресса существующих норм, например, обеспечение планомерного сопровождения получателей социальных услуг, контроля за своевременностью получаемого социального обслуживания, разграничение институтов социальной помощи и срочных социальных услуг и т.д. Однако в данных условиях стоит говорить о качественной проведенной работе в отношении реформирования анализируемой сферы с тем, чтобы большее число граждан РФ были довольны уровнем и качеством предоставляемых услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо сделать следующие выводы.
Продолжающийся недопустимый рост числа безнадзорных и социально дезадаптированных детей, семей, нуждающихся в помощи государства, позволяют говорить о наличии серьезных противоречий и проблем в системе профилактики детского и семейного неблагополучия и социального обслуживания семьи и детей, исключения дублирования, усиления компетентности и эффективности проводимой в этом направлении работы.
При отсутствии в настоящее время достаточного правового регулированияи с целью решения данной проблемы на территории муниципального образования они могут быть закреплены нормативными актами местного уровня (постановление главы администрации, решение законодательного органа местного самоуправления) иди договором о совместной деятельности, например, между управлением социальной защиты населения и администрацией муниципального образования.
Действующие учреждения социального обслуживания семьи и детей в настоящее время стоят перед проблемой качественного улучшения своей деятельности. Развитие новых, более востребуемых форм обслуживания, расширение перечня услуг, требуют более квалифицированного подхода к решению имеющихся проблем, усиления межведомственного взаимодействия, разработки и внедрения новых методик работы с семьей и детьми.
В результате исследования особенностей социального обслуживания детей мной обнаружены следующие проблемы:
- к сожалению, детей, которые нуждаются в социальной поддержке государства не становиться меньше;
- очень много неблагополучных семей в которых взрослые, решая свои проблемы забывают о детях, не считаются с их мнением, не ограждают от ссор и агрессии в семье, не понимают или не хотят понимать какой моральный вред наносится детской неокрепшей психике;
- нет достаточного контроля со стороны правоохранительных органов, которые зная о неблагополучных семьях не проводят профилактической работы с ними;
- недостаточное финансовое обеспечение (одиноким матерям, пособия до полутора лет, детям-инвалидам и т.д.) не покрывает в большинстве случаях даже самые необходимые затраты на содержание детей.
Для решения данных проблем необходимо:
- еще в школе вести со старшеклассниками беседы о семейных ценностях, об осознанном подходе к созданию семьи, их ответственности, как будущих родителей за подрастающее поколение;
- улучшить материальное обеспечении в сфере социального обслуживания детей, семей с детьми, многодетных семей, а так же работников в сфере социального обслуживания;
- обучить должным юридическим знаниям и навыкам работников социальной сферы, и создать условия для своевременного повышения их квалификации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс: справ, правовая система. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 08.06.2021).
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013 г. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2016 по делу № 33-34364/2016 // КонсультантПлюс.
Афонина К.П. Об опыте реализации концепции развития ранней помощи в Российской Федерации //Детская и подростковая реабилитация. - 2020. - № 4 (36). - С. 17-20.
Благодир А. Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. - 2020. - № 1. - С. 5– 13.
Благодир А. Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2019. - 134 с.
Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2019. - 178 с.
Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения.- М.. - 2019. – 476 с.
Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 287 с.
Евстигнеева Л. А. К вопросу о видах социального обслуживания // Правоведение. – 2017. - № 6. – С. 17-18.
Землянухина Н.С. Система социального обслуживания // Законность. - 2019. - №1. - С. 50-58.
Климов И.А. Реформа социальных льгот в оценках Россиян // Журнал исследований социальной политики. - 2019.- № 3.- С.29– 30.
Козловская С.Н., Титова О.В. Социальное обслуживание в контексте нового социального законодательства // Социальная работа в России: проблемы и решения. 2019. - № 6. – С. 212-219.
Лукьянова О. В. Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Государство и право. – 2018. - № 2. – С. 45-46.
Мартынюк В.Ю. Концептуальные основы помощи детям с ограничением жизнедеятельности // Международный неврологический журнал. - 2019. - № 1 (103). - С. 6-16.
Малышев Д. М. Социальное обслуживание как гарантия реализации права на достоинство в Российской Федерации // Государство и право. - 2019. - № 9. – С. 23-26.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Издательство Юрайт, - 2019. – 350 с.
Приступа Е.Н. Технология социальной работы: учебник и практикум для вузов /Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2020. – 463 с.
Слиткова А. Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации // Труды Института государства и права РАН. – 2019. – №3 (55). – С. 205-217.
Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 272 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!