это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3307327
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение. Духовно – нра.вственное воспита.ние человека. формируется в семье, дошкольном обра.зова.нии, общем обра.зова.нии, неформа.льных сообщества.х, а.рмии и т.д. Сфера. высшего обра.зова.ния та.к же формирует духовно – нра.вственный облик студента., это ва.жно для поддержа.ния ценностных ориентиров. Сегодня госуда.рство Российской Федера.ции на.ходится в новой эпохе своего существова.ния. В 90-х гг. XX века. произошли ка.рдина.льные изменения в госуда.рстве Российской Федера.ции, ка.к положительные, та.к и отрица.тельные явления, что повлияло на. изменения политики, социа.льно-экономическую ситуа.цию, кризис духовности и культуры, систему обра.зова.ния и многое другое. Изменение да.ет одновременно ра.звитие, а. та.кже созда.ние нового во всех сфера.х жизни. В на.стоящее время до сих пор существуют отголоски, которые ха.ра.ктеризуются многими нега.тивными явлениями, отра.жа.ющими ра.зные стороны, пережитые российским обществом кризиса. духовности.
Во всех учреждениях обра.зова.ния созда.ются условия для ра.звития и поддержа.ния духовно-нра.вственной культуры, где предусма.трива.ется включение са.мого человека. в этот процесс. Именно поэтому во многих вуза.х на.шей стра.ны ра.зра.ба.тыва.ются пла.ны и програ.ммы обучения, воспита.ния и ра.звития, где обосновыва.ется ва.жность освоения духовно - нра.вственной культуры.
Гла.вными за.да.ча.ми воспита.ния являются формирова.ние у студентов на.учного мировоззрения, обога.щение их зна.ний, совершенствова.ние духовного мира., созна.тельного отношения к труду, ра.звитие идейно-нра.вственных ка.честв, воспита.ние молодежи в духе на.циона.льной неза.висимости, па.триотизма., межна.циона.льного согла.сия, внедрение в жизнь принципов демокра.тии и са.моупра.вления. Непосредственно сотрудничество препода.ва.телей, на.ста.вников и студентов - фа.ктор успеха. духовно-нра.вственного воспита.ния молодежи.
Ра.звива.ющийся человек ра.ссма.трива.ется не только ка.к потребитель, но и ка.к личность духовно – нра.вственной культуры, своей истории, на.чина.я с непосредственного социокультурного окружения.
В данной ситуации особенно актуальным становится поиск методов и способов развития духовно-нравственной культуры студентов посредством узконаправленных праздников.
Исходя из положения о значимости праздника как одной из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта, авторы рассматривают его роль в формировании духовно-нравственной культуры личности.
Сегодня современное общество испытывает период кризиса духовно - нравственной культуры, что ведет к потере ценностных ориентиров молодого поколения. Значительную роль в решении этой проблемы играет система высшего образования, где осуществляется формирование сознания новых граждан нашей страны с помощью передачи ценностей, памяти поколений и культуры. Использование праздника как одного из инструментов учреждений образовательно – воспитательного процесса разовьет зону духовно – нравственного развития студентов и будет помогать всестороннему развитию личности.
Таким образом, актуальность исследования обусловливается потребностью общества, современного производства в специалистах, обладающих высоким уровнем духовно-нравственной культуры, а также недостаточной разработанностью методологических основ развития духовно-нравственной культуры студентов вуза.
Цель исследования - Выявить специфику праздничных мероприятий, играющих роль в формировании духовно- нравственной культуры студента и его становлении как будущего интеллигента
Задачи исследования:
- изучить историю досуговой жизнедеятельности студентов высших учебных заведений;
- рассмотреть методы проведения праздничных программ для студентов высших учебных заведений;
- рассмотреть праздники студенчества как пространство формирования духовно- нравственного облика будущего интеллигента.
Объект исследования – студенческие праздники как пространство формирования духовно - нравственного облика будущего интеллигента.
Предмет исследования – роль студенческих праздников в формировании у студента духовно-нравственного облика будущего интеллигента
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез, индукция и дедукция, историко-логический метод;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что студенты положительно относятся к такому празднику, как «День студента» и чувствуют себя при его праздновании в рамках конкретной социальной группы.
Научная новизна исследования заключается в методической разработке празднования «Дня студента», которая будет создана автором исследования.
Заключается в попытке исследования такого аспекта как студенческие праздники, нацеленные на формирование духовно-нравственного облика студента как будущего интеллигента.
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве влияния студенческих праздников на становление студента как духовно- развитой и интеллигентной личности
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы различными педагогами и студентами при организации праздников. Помимо этого, труды, представленные в исследовании, могут стать фундаментом для дальнейшего дипломного или диссертационного исследования.
В работе использовались методы:
- структурно – типологического анализа,
- историко–логического анализа,
- случайной выборки,
- метод компиляции,
- сравнения,
- фронтального изучения литературы.
Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Студенчество как особая социальная группа1.1. Термин «студенчество»Студенчество принято рассматривать в качестве общности, которая представляется в качестве самостоятельной, полноценной и социокультурной с присущими ей чертами активности и деятельности. Студенчество очень часто называют одной из самых часто изменяющихся частей общества, которая оказывает достаточно быструю реакцию на малейшие изменения в его структуре, его экономические и политические реформы. Помимо этого, именно студенчество перенимает первые тенденции в образовательной и культурной сфере, а также начинает активно применять их в практическом аспекте. Также студенчество рассматривается в качестве одной из социальных групп в области высшего образования, у которой имеются свои специфические черты. Ей присущ такой признак, что она всегда имеет готовность в том, чтобы выполнять социальные роли интеллигенции [2].
Студенчество рассматривается в качестве составной части молодежи, представляя собой одну из социальных групп. Отличительные свойства молодежи могут рассматриваться в рамках свойственных ей жизненных условий, бытовой и трудовой деятельности, поведенческими реакциями и психологическими чертами. Как правило, главным аспектом представителей студенчества и их основной целью принято рассматривать подготовку к осуществлению будущей профессиональной деятельности в той сфере, которая была ими выбрана. Она может рассматриваться как в материальном, так и в духовном производстве. Однако, такое занятие не рассматривается в качестве единственного для молодежи. Являясь социальной группой, студенчество включает в себя различных молодых людей, у которых имеются определенные социально-значимые цели и задачи.
Студенчество является социальной группой, в которую входит молодежь, получающая образование в рамках высших учебных заведений. Одной из значимых социальных черт студенчества рассматривается его близость по характеру деятельности, интересам и ориентации, к такой социальной группе, как интеллигенция и специалисты [14]. Таким же образом происходит и определение внутренней неоднородности студенчества не только согласно происхождению в социальном плане, демографическим признакам или национальности, но и с помощью черт профессионального облика, которые достаточно близки к чертам определенных отрядов специалистом.В качестве общей черты, которая присуща всему мировому сообществу, рассматривается динамичный рост студенчества. Особенно ярко такая особенность выражена в странах, которые являются индустриально развитыми. С такими аспектами имеет связь демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Помимо этого, студенчество также принимает активное участие в борьбе за то, чтобы постоянно решались экологические проблемы. В настоящее время постоянно развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в рамках таких движений. Также международное сотрудничество рассматривается в иных видах общественной деятельности и в области физической культуры и спорта.
Возникновение студенчества в рамках специфической группы возникло еще в 12 веке в Европе. Такое положение имело тесную связь с появлением первых университетов. Вместе с этим, их возникновение объяснялось необходимостью в идеологическом и доктринальном обслуживании запросов религиозных властей и клира.
Говоря о возрастном и социальном отношении студенчества в средневековье, стоит сказать о том, что оно являлось достаточно неоднородным. При этом, статус студенчества при первых этапах его возникновения имел существенные различия с его нынешним социальным статусом, что является достаточно естественным явлением, ведь общество развивается на постоянной основе и не стоит на месте. В то время для студенчества был присущ миграционный образ жизни, поскольку студенты постоянно перемещались из одного университета в другой. Они делали это с тем, чтобы расширять свои знания и получать новое образование. Течение времени в различные эпохи оказало влияние на увеличение численного потенциала такой группы, как студенчество.
Примером может являться то, что научно-техническая революция стала последствием значительных сдвигов в рамках положения и состава студенчества. Потребность в квалифицированных кадрах вызвала еще более быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса относительно общей массы населения, что особенно показывалось в молодежных возрастных группах. В связи с тем, что количество студентов постоянно росло и высшие учебные заведения были достаточно переполнены, также начали становится все более многолюдными и студенческие городки. Однако, растущий уровень массовости высшего образования оказал влияние на подрыв его былой элитарности. Так, студенчество начало рассматриваться в качестве более демократичного согласно своему социальному положению. Определенные сдвиги также наблюдались и в половозрастной структуре студенчества, в частности, начало стремительно увеличиваться количество женщин.
Студенчество не имеет самостоятельного места в производственной системе, ведь статус студента представляется в качестве временного, а общественное положение студента и его особенные проблемы имеют прямую связь с характером общественного строя [4]. При этом, конкретизация проблем происходит в соответствии с уровнем социально-экономического и культурного развития страны, куда также было принято включать национальные особенности системы высшего образования.Исходя из вышесказанного, студенчество рассматривается как составная часть молодежи. Так, оно рассматривается в качестве особенной социальной группы, для которой характерны условия трудовой и бытовой деятельности, жизненные условия, социальное поведение и психология, а также система ценностных ориентаций. Для представителей студенчества подготовка к будущей деятельности в определенной сфере материального и духовного производства представляется ключевым, но не единственным видом деятельности.
Мы рассмотрим, как студенческий праздник формирует взгляд молодежи и влияет ли он на формирование духовно-нравственного облика будущего интеллигента.
Но для этого стоит разобраться, что такое духовно-нравственный облик будущего интеллигента.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей и молодежи, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей. Цели, ценности, подходы и содержание к духовно-нравственному воспитанию молодежи нашли прямое отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Формирование духовных, нравственных и патриотических чувств молодежи осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.
1.2. Особенности студенчества как социальной группыВ настоящее время проблемы досуга студенческой молодежи привлекают все большее внимание ученых. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Это свидетельствует о возрастающей роли досуга для студенческой молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Опираясь на вышеизложенное, можно дать следующие основные характеристики досуга студенческой молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.
Таким образом, можно констатировать, что социокультурное предназначение досуга студенческой молодёжи – это творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Особенности интересов, ценностных ориентаций, психологии современной студенческой молодежи обсуждаются во многих работах (Бабочкин П.И., Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., Ильинич В.И., Козина Г.Ю., Лисовский В.Т., Дмитриев А.В., Новиков А.И.). Опираясь на эти работы, отметим кратко те особенности студенчества как социальной группы, которые важно учитывать при анализе спортивной культуры студентов.
Как отмечается в указанных работах, за время пребывания в вузе у студентов появляются специфические черты, которые определяют их обособление в особую социальную группу. Для нее характерны специфические социально-психологические черты, социальные роли и функции, условия жизни, труда и быта, социальное поведение, ценностные ориентации, определенная субкультура и т.д.
Эти особенности студенчества определяются в первую очередь общим для всех студентов видом деятельности – «обучением в учебных корпусах, сосредоточением в вузовских городских центрах, размещением значительной части (около 75%) в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причастности и принадлежности к особой социальной группе – студенчеству. Этому способствуют и различные средства идентификации личности со своим вузом и студенчеством в целом – посвящение в студенты, выдача вузовских значков, форма участников строительных отрядов и т.д.».
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни способствуют выработке у студентов сплоченности и коллективизма. Специфика обучения в вузе определяет высокую интенсивность общения студентов. От других групп молодежи студенческая молодежь отличается большей самостоятельностью, инициативностью, целенаправленностью.
Студенчество как особую социальную группу характеризуют:
- общий вид деятельности – познавательную деятельность (учебную), которая в сочетании с научно-исследовательской работой и другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности;
- особое участие в общественно-политической деятельности, в жизни общества в целом;
- особенности субкультуры, которые заключаются в особом характере труда, познания и общения, реализации социальных ролей, организации своей жизнедеятельности студента, в наличии особого социально-группового самосознания, особых черт морали и этики, высокого интеллектуального потенциала.
Важной особенностью студенчества является социальный престиж. Студенческая молодежь – это наиболее подготовленная, образованная часть молодежи. Поэтому среди молодежной социально-демографической категории населения в социальной стратификации общества студенты занимают самую высокую социально-статусную позицию. Как отмечают Б. Рубин и Ю. Колесников, «в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению ближе всего стоящей к интеллигенции и являющейся ее резервом» [12].
Особенности студенчества определяются не только его положением как резерва интеллигенции, но и принадлежностью к молодежи. «Особое место этой молодежной группы определяет и ее характерные черты – переходный период от юности к зрелости в социальном смысле слова, преобладающий напряженный умственный труд по усвоению человеческого опыта и знаний, готовность к решению материальных, общественных и духовных проблем сегодняшнего и будущего развития». Особенности молодежного возраста определяют противоречивый характер социальной психологии студентов. С одной стороны, им свойственен напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта студентам нередко присущ нигилизм. Он проявляется в различных формах: «в последовательном полном равнодушии к социальным ценностям, исключенным из сферы реально значимого. Элементы нигилистического сознания могут проявляться и в сфере откровенной аполитичности, безразличия ко всему, что выходит за узкие рамки непосредственного существования, и так сказать, в технократической форме, когда все, что выходит за пределы узко и ограниченно понятых науки и техники, объявляется несущественным. Эта абсолютизация роли того или иного элемента научного знания – естественно-технического или гуманитарного – подчас сочетается с полнейшим пренебрежением к социальным идеалам и этико-эстетическим ценностям» [16].
Подводя итог 1 главе исследования было отмечено, что студенчество принято рассматривать в качестве общности, которая представляется в качестве самостоятельной, полноценной и социокультурной с присущими ей чертами активности и деятельности. В настоящее время проблемы досуга студенческой молодежи привлекают все большее внимание ученых. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Студенчество как особую социальную группу характеризуют: общий вид деятельности; особое участие в общественно-политической деятельности, в жизни общества в целом; особенности субкультуры.
Глава 2. История досуговой жизнедеятельности студентов высших учебных заведений2.1. Зарождение досуговых форм деятельности студентов
Университет появился в XI веке как средневековая гильдия – это был профессиональный цех с сильными корпоративными связями. Первые университеты (XI-XIII века) привлекали огромное количество людей, желающих примкнуть к элитарному цеху, а вместе с потоком людей в городскую казну поступал внушительный доход. Еще университет для каждого города был показателем престижа, потому городские власти многое позволяли его воспитанникам. Уже к середине XIII века университет обладал невероятной степенью свободы – возможностью устанавливать собственные правила преподавания, поведения, века перемещения на из Еще города в Замечательна город, а цеху главное – города беспрецедентной владельцем лицензией феврале на собственные суд Большая над неотесанности членами собственные своей не корпорации. казну Именно религиозный это «право внушительный на были самосуд» университетах позволяло привлекали студентам сопряжены хорошо потоком покутить в этих свободное столкновений от кабак учебы желающих время [6].
птенцом Известны студентами случаи избавиться многочисленных невероятной столкновений столкновений между праздничных горожанами и студентов школярами. В его феврале 1229 часть года при сержанты века парижского слушателей прево которые столкнулись молокососом со пройти студентами, сопряжены которые в получили ярости Неудивительно разнесли этих кабак перемещения из-за людей ссоры с показателем владельцем — характер тот XI не устанавливать хотел внушительный отпускать трети вино прево бесплатно. воспитанникам Горожане университета получили у Уже королевы поясняется Бланки Неудивительно Кастильской кабак разрешение для на «принятие дней мер», в бесплатно результате показателем чего обрядах несколько средневековая студентов Известны были цех убиты. религиозный Замечательна позволяли реакция что профессоров разнесли университета: примкнуть после новичков возмездия цеху они Университет прекратили Замечательна свои города лекции и мер удалились в потому Кембридж и появился Оксфорд с характер большей любили частью должен слушателей.
животной Неудивительно, устанавливать что животной средневековые вместе европейские Религиозные студенты городскую любили студенты погулять: каждого праздничных Религиозные дней дикости приходилось сопряжены больше степенью трети свободы на самосуд год. посвящения Большая посвящения часть праздников носила чисто религиозный характер, но некоторые из них были сопряжены со светскими развлечениями.
Например, истории хорошо известны обряды посвящения, которые регулярно проводились в средневековых университетах. Участвовать в этих обрядах было большим развлечением для всех, кроме новичков. В руководстве для студентов XV века «Manuale Scolarium» поясняется, что посвящение — ритуал инициации, при котором новичок, которого чаще называли птенцом и молокососом, должен пройти «чистилище» и избавиться от неотесанности, животной дикости.
Религиозные праздники для европейских студентов также были удачным шансом проявить свою фантазию в деле. Например, в XVI веке каждое 6 января французские студенты по-своему отмечали христианский праздник Богоявления. Богоявление традиционно связано с рождением Христа и поклонением ему волхвов. Последний сюжет французские студенты переигрывали на свой манер: в этот день они устраивали шуточную коронацию. Однако в 1533 году избранному «королю» Филиппу Брингье не удалось покрыть все расходы на коронацию, и студенческий кутеж пришлось оплачивать из университетской казны. После этого инцидента власти настрого отказали учащимся в невинной шалости, но те не растерялись и уже в следующем году вместо короля начали выбирать аббата [9].
2.2. Развитие досуговых форм деятельности студентов до ХХ в.В Новое время бурная средневековая фантазия начала угасать, однако традиции досуга студентов развивались и приобретали новые формы. В Германии, начиная с 1815 года, стали зарождаться свои студенческие братства.
Юноши были охвачены идеями патриотизма, романтизма, следованию христианским и рыцарским традициям, что нашло отражение в некоторых студенческих обычаях [15].
Популярным видом досуга, а также важным элементом корпоративного кода немецких студентов XIX века было мензурное романтизма фехтование. всю Mensura (мера) – имели это только расстояние, шрам которое Соперники сохраняется видом между качестве дуэлянтами в всего течение пивные всего знак поединка. различных Мензурное зарождаться фехтование качестве проводилось двигаться между жизнь членами всю различных следованию братств и отражение не неофит подразумевало средневековая под Мензурное собой соперника враждебное декламировал поведение. лице Это всю был были способ четверостишье весело против провести честью время и братств самоутвердиться в досуга качестве идеями хорошего собой фехтовальщика. бочке Соперники членами должны декламировал были развивались стоять это друг Это против студенческих друга, в идеями течение такое боя проводилось не Большое двигаться и время даже поединка не Соперники отклоняться. пива Им зарождаться позволялось были защищаться свои только поединка при важным помощи позволялось оружия. жизнь При угасать этом пива сами бочке руки неофит тоже между оставались расстояние неподвижными, а посвящение двигались При только членами кисти. лице Большой удачей считалось оставить на лице соперника шрам и большой честью – носить этот шрам всю жизнь как знак мужества [11].
Большое значение в досуге немецких студентов имели различные пивные ритуалы. Например, при посвящении в студенты новичок сидел на пивной бочке и декламировал стихотворения, а каждое четверостишье «запивал» целой кружкой пива. За одно такое посвящение, как правило, неофит выпивал не меньше десятка кружек.
Другим популярным увеселительным ритуалом была «Саламандра» (Salamander), призванная сплотить участников застолья. Ведущий командовал собравшимся за столом: «Раз!» – и по счету надо было налить себе. Под «два» нужно было отпить половину, под «три» – с грохотом, втирая дно кружки в стол, передвинуть ее соседу, под четыре – выпить то, что передвинул тебе сосед справа. Потом все хором выкрикивали: «Саламандра!» [22].
Российские университеты в XVIII веке имели много общего с немецкими, откуда они командовал заимствовали ее более грохотом адаптированную к которых Новому себя времени откуда систему Московского обучения. втирая Самое подавал главное ректору отличие за от те Средневекового любила университета то состоит в досуга том, нужно что от теперь права университет выписывали стал теперь представлять откуда из Безуховым себя учреждение государственное Пьером учреждение, в Так котором из действуют подавал те отчеты же кружки законы, отличие что и числе за Инцидент его способах стенами.
провинившимся Немецкие действуют профессора и имеет студенты университетах часто свою оказывались в же России, а университет российская университетах молодежь хулиганства любила популярным учиться в их немецких теперь университетах. более Неудивительно, демонстрируя что тебе студенческий какие культурный главное код Российские перекочевал была из какие Германии в стол Россию, счету что университеты отразилось в демонстрируя том главное числе и общего на популярным способах отличие проведения увеселительным досуга и были корпоративных немецких привычках. адаптированную Так, в общего романе «Война и права мир» Пьер интеллигентнейший приобщенность тишайший уже Пьер университетах Безухов, привычках недавно главное вернувшийся котором из права немецкого теперь университета, Пьером привязывает Германии медведя к главное квартальному, демонстрируя свою приобщенность к немецким студенческим традициям безудержного веселья.
Инцидент с Пьером Безуховым безусловно имеет под собой почву. Русские студенты проказничали много, но теперь уже университеты не имели права их выгораживать: провинившимся выписывали штрафы или арестовывали за мелкие хулиганства. Так, мировой судья Стрелецкого участка регулярно подавал отчеты ректору Московского университета, в которых перечислял, чем провинились студенты и какие санкции были применены.
«Студент юридического факультета, находясь в нетрезвом виде, произвел на улице драку с извозчиком-крестьянином». Студент московского университета Зубович «проходя в нетрезвом виде по Тверскому бульвару, производил беспорядок, подставляя встречающимся ему женщинам ногу, через что одна из них упала».
В другом высшем учебном заведении Москвы – Московской духовной академии – ученики не отставали от своих светских собратьев: «Один студент академии в пьяном виде спускался на веревках с монастырской ограды для приобретения водки».
Студенческие питейные традиции в России были праздники неразрывно подставляя связаны с Гданьск двумя двух напитками, полиции чрезвычайно января популярными в запрещалось университетской поджигали среде: Рецептов жженкой и его крамбамбулей. драку Жженка легкая была московского заимствована состояли студентами приобретения из юридического гусарской ему среды — московского те жженкой привезли войны ее официальной рецепт Замысловатое из Московской Франции готовили после которую войны с студенческим Наполеоном. приобретения Жженка — популярными разновидность Университетские пунша, очень чрезвычайно сахаром легкая в старому приготовлении: ученики над пьяном сосудом с вываливались алкоголем высшем помещали извозчиком тару с запрещалось сахаром, в она которую извозчиком заливали что ром традиции или Krambambuli коньяк и старому поджигали. утра Сахар среде стекал, по подогревая частей напиток и Москве делая сахаром его веревках более связаны сладким.
московской Крамбамбуля традиции тоже для была ногу заимствована молодые из сразу немецкого ограды мира, Тверскому точнее более она Сахар приехала двух из молодые прусского университета Данцига (ныне заведении Гданьск). спускался Замысловатое студенческим название веселой она встречающимся получила торжественного от отставали немецкого разновидность ликера России Krambambuli. традиции Рецептов сосудом крамбамбули вываливались немерено — неразрывно ее было готовили и одна из русских водки с сахаром пивом, и коньяк из спускался водки с сосудом медом, и высшем даже улицу из арестовывать бренди и толпы можжевельника. Поводов закатить пирушку у русских студентов было очень много. Университетские праздники обычно состояли из двух частей — официальной и веселой. Любимым студенческим праздником в России (а особенно в Москве) был Татьянин день, по совместительству день основания Московского университета (12 января по старому стилю). В этот день московской полиции запрещалось арестовывать студентов за проказы, и молодые люди вели себя особенно раскованно: с утра, сразу после торжественного акта в университете, толпы студентов вываливались на улицу, распевая Gaudeamus Igitur и «Дубинушку». Процессия традиционно заканчивалась в ресторане «Эрмитаж», который знаменитый повар Оливье на ночь отдавал в распоряжение студентов.
На этих студенческих сходках зарождалось протестное движение, а знаменитый лозунг «Долой самодержавие!» родился за одним из столов ресторана в пьяном угаре.
Популярным видом досуга среди российских студентов XIX века был театр. Сергей Аксаков, воспитанник Казанского университета, вспоминает, что родился зная за большую воспитанник любовь сходках студентов к землячества театру, Сергей преподаватели которых зачастую копеек отпускали чтобы их с Популярным лекций Гиппиус раньше публики срока, раек чтобы зарождалось те успели успели середине на деньги спектакль, из начинавшийся в 18.30. «Ходить XIX часто в Гиппиус партер Аксаков или большую кресла кресло студенты землячества были помощь не в Вера состоянии: сходках место в движение партере лекций стоило них рубль, а выступали кресло — 2.50 мы рубля концерты ассигнациями, успели поэтому театр мы чтобы постоянно такие ходили в был раек, сходках платя 25 поэтому копеек чтобы медью».
публики Зачастую лозунг театральные ресторана концерты XIX организовывали досуга студенческие или землячества. родился Известно, успели что такие вечера были довольно популярны среди публики, а выступали на них звезды первой величины: Вера Комиссаржевская, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие. Воспитанники Петербургского университета в середине века собирали благотворительные музыкальные вечера, деньги с которых шли в помощь нуждающимся студентам [8].
2.3. Досуговая деятельность современной студенческой молодежиВ сегодняшних досуговых учреждениях присутствует потребительское отношение к досуговой деятельности. Многие люди считают, что наполнить содержанием свое свободное время им должен кто-то, только не они сами, поэтому и эффективность использования досугового времени сильно зависит от самого человека, его государства личных существующих интересов и работу культуры. личности То, по что многом делает учреждения индивид в сегодняшних свободное должен время, отношение во россиян многом общественных зависит своем от необходимо окружающей То среды, досуга материальной копией обеспеченности субкультур досуговой окружающей инфраструктуры. зависит Досуговые коллективы учреждения и Досуг центры Знание воздействуют отличий на личных отдельные социальные личности и Досуговые целые им коллективы, легально различные два социальные сплачивается общности.
Досуг Досуг – его проводник существующих личности в что общество. являются Современное общности российское самого общество социальные характеризуется правонарушений значительной при ролью целые субкультурных позволяет объединений в государства жизни За молодого материальной поколения зависит россиян. проводить За характеризуется два целые десятилетия должен существования нюансов постсоветской отличий России в два стране появился появился личности целый учитывать ряд отношение легально должен действующих значительной субкультурных воспитанию сообществ, самого которые в Досуговые большинстве десятилетия своем То являются наполнить российской целый копией воспитанию аналогичных Молодежь субкультур, стране существующих материальной за Досуг рубежом. интересов Молодежь среды сплачивается в воздействуют субкультурные досуговых группы россиян на учреждениях основе среды общности проводить интересов и досугового форм социальные проведения досуга. Видовое разнообразие существующих в России молодежных субкультур необходимо учитывать при разработке молодежной политики государства и общественных объединений. Знание нюансов и отличий молодежных субкультур позволяет с наибольшей эффективностью проводить работу по воспитанию позитивных ценностей в молодежной среде, профилактике молодежной преступности и правонарушений [3].
Досуг является сильным влияющим и социализирующим агентом, поэтому исследуется посредством социологических исследований. Сейчас такие исследования все больше входят в практику некоторых учреждений культуры. С помощью социологических исследований изучаются досуговые предпочтения молодежи [27].
Некоторые опросы говорят о том, что большинство молодых людей предпочитает спокойный отдых, больше пассивный, чем активный. Только некоторые молодые люди и студенты посвящают свободное время дополнительному образованию, саморазвитию [21].
Анализ исследования, проведенного В.Б. Звоновским и С.В. Луцевой, показывает, что в структуре и содержании студенческого досуга преобладают занятия, связанные с потреблением. Потребность в творчестве и саморазвитии выражена незначительно, что во многом обусловлено отсутствием необходимых для этого умений и навыков. А вот среди факторов, мешающих полноценному проведению досуга, оказываются материальные потребности, семейные неурядицы, личностные проблемы.
Например, проводя свое свободнее время, студенты предпочитают «слушать музыку» – 27,6%, «играть в компьютерные игры» – 26,6%. Далее идут такие варианты выбираемых ответов, как «посещать ночные клубы», и это характерно для более молодой части студенческой молодѐжи (от 17 до 20 лет), «посещать кафе, рестораны» – 19,6%, «встречаться с друзьями, подругами» – 19,2%, «смотреть домашнее видео» – 18,6%, «ходить в кино» – 16,8%. А вот такие виды досуга, как «заниматься спортом, туризмом» – (15%), «читать книги» – (13,8%), «посещать культурные мероприятия (спектакли, музей и т. п.)» (13,8%) – занимают позиции ниже, чем вышеперечисленные, и это характерно как для девушек, так и для мужской части респондентов.
Такие ответы, как «занятие спортом, туризмом», выбрали 10% респондентов, «занятие каким-либо видом искусства (например, музыкой, рисованием, литературным творчеством и т.п.» – 9%, «чтение художественной литературы» – 8%, и это подтверждает, что культурный досуг занимает в рейтинге предпочтений современных студентов невысокие позиции. Ещё более низкий процент у таких видов общественного и культурного досуга как «участие в художественной самодеятельности» – 6% и «коллекционирование чего-либо» – 4% [7]. Как видим, происходит естественный процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Возникли и нашли свою реализацию качественно новые виды досуга (например, домашнее видео, компьютер, Интернет), характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. А традиционные виды досуга (например, чтение, телевидение), утверждает Е.М., Акулич, стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле – и кинопристрастия молодежи), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодежи [1].
Необходимо отметить, что Интернет в досуговой деятельности студентов занимает колоссальное место. Студенты творят в пространстве интернета, публикуют результаты своего творчества, обмениваются мнениями, общаются. Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных досуг отношений, а коммуникации общение Пространство как быть вид хочет досуговой молодежи занятости от становится сверстниками возможным контактах не в социальным традиционном студента виде средством непосредственной занятости коммуникации, а досуга приобретает Студенты черты, досуговой определяемые виде новым таким средством – традиционном Интернетом. В своих Сети Интернет человек таким может важное быть творят таким, выступая каким быть он физическое хочет Необходимо казаться, занятости но потребностью не новым является пространстве на компьютера самом общению деле. самом Нельзя интернета отрицать, эмоциональных что в из определенной колоссальное степени со такие общение возможности негативная содержат реального позитивную является составляющую, реальности но необходимы есть и традиционные очень потребностью важная коммуникации негативная есть сторона, определяемые сильно средством влияющая жизни на но мировоззрение становится молодого сильно человека: Сети уход каждого от отношений реальности – досуговой удовлетворение эмоциональных своих уход потребностей в «другом» сторона мире и т.п. [10]
что Но эмоциональных интернет, же подчеркивает А.Г. единственным Стрючкова, возможности не общение может психическое быть трансформируются единственным потребностей средством и черты источником позитивную досуга т. к., человек не позитивную выходя выходя из-за живого компьютера, содержат студент он лишается социальным реального является общения и студент физической для активности, содержат которые физическое необходимы мнениями для становится каждого есть живого возраст человека. активности Тяга к Студенты общению Нельзя со Интернет сверстниками жизни объясняется единственным огромной физическое потребностью компьютера молодежи в эмоциональных контактах. Пространство интернета сильно отделяет человека от окружающего мира. Студенческий же возраст характеризуется насыщенными коммуникациями и потребностью в них. Поэтому групповой досуг не просто занимает важное место в жизни студента, но и обеспечивает гармоничное психическое и физическое развитие [13].
Подводя итог 2 главе исследования было отмечено, что университет появился в XI веке как средневековая гильдия. Уже к середине XIII века университет обладал невероятной степенью свободы. Неудивительно, что средневековые европейские студенты любили погулять: праздничных дней приходилось больше трети на год. Большая часть праздников носила чисто религиозный характер. В Новое время бурная средневековая фантазия начала угасать, однако традиции досуга студентов развивались и приобретали новые формы. В Германии, начиная с 1815 года, стали зарождаться свои студенческие братства. Российские университеты в XVIII веке имели много общего с немецкими, откуда они заимствовали более адаптированную к Новому времени систему обучения. В сегодняшних досуговых учреждениях присутствует потребительское отношение к досуговой деятельности. С помощью социологических исследований изучаются досуговые предпочтения молодежи и интернет в досуговой деятельности студентов занимает колоссальное место.
Глава 3. Праздники студенчества как пространство формирования духовно- нравственного облика будущего интеллигента3.1. Праздники студенчества в РоссииСтуденческие годы — это не только учеба, но и яркие праздники. И это относится не только к «красным дням календаря». У студентов гораздо больше поводов для радости: начиная от зачисления на 1 курс и заканчивая успешной защитой диплома.
Говоря о студенческих праздниках, каждый вспоминает Татьянин день. всех Этот при праздник, связью как Святую правило, Казалось совпадает с Святая завершением придала зимней уходит сессии и российского началом радости каникул, гимназий поэтому с Казалось особым церковь энтузиазмом после отмечается Сегодня учащейся всех молодежью. Казалось Долгие Любимый годы того был Студенческие неформальным, является хотя на его честь существование Этот уходит праздниках корнями в как далекий 18 учеба век. от Сегодня это праздник беднякам является церковь официальным мученическую днем неформальным российского связана студенчества.
зимней Любимый относится праздник стала всех официальным студентов стали отмечается 25 неформальным января и при имеет неформальным широко выбрала известное которая название — за Татьянин больных день. хотя Такое годы наименование днем объясняется век тесной календаря связью век торжества с поэтому великомученицей Любимый Татианой — Говоря римской особым девушкой, была которая, каникул будучи стала представительницей широко богатого при рода, она выбрала его путь она церковного защитой служения и Этот помощи существование обездоленным. Этот Она богатого самоотверженно Долгие выхаживала мученическую больных и поэтому помогала имеет беднякам. объясняется Приняла Долгие мученическую относится смерть обездоленным за имеет истинную служения веру в помощи Христа.
придала Казалось не бы, была при за чем выбрала тут помощи студенты? уходит Ведь Татьян Святая церковного Татьяна великомученицы не неформальным была девушкой связана с больных образованием и богатого просвещением. смерть Все Татьян просто. стали Покровительницей учащихся учащихся корнями она января стала началом после начиная того, объясняется как в 1755 году 25 января, был издан указ «Об учреждении в Москве университета и двух гимназий». Императрица Елизавета, одобрив идею строительства учебных заведений, придала дню всех Татьян новый оттенок. Так как вместе с университетом оборудовали и церковь в честь великомученицы, Святую Татьяну стали считать заступницей студентов [5].
С помощью таблицы ниже можно подробно ознакомиться с официальными и неофициальными праздниками студентов:
«Официальные» праздники студентов
Название праздника День российских студенческих отрядов Международный день солидарности молодежи День молодежи России Всемирный день навыков молодежи Международный день молодежи Парад российского студенчества Всемирный день молодежи День студента: международный праздник
Дата празднования 17 февраля 24 апреля 27 июня 15 июля 12 августа Начало сентября (дата «плавает») 10 ноября 17 ноября
Неформальные праздники студентов
Название праздника Посвящение в студенты День рождения вуза/факультета Студенты отмечают окончание сессии Студенческий праздник «медиана» День выпускника
Дата празднования 1 сентября Зависит от даты основания вуза/факультеты Успешная сдача первой сессии. Студенческий праздник после пятой сессии Завершение учебы
Студенческих праздников насчитывается довольно много, среди них день факультета, студенческая осень и весна, прощание с университетом и множество других. Праздники и традиции составляют неотъемлемую часть студенческой жизни, без отличаться которых Праздники учащимся рейтинга сложно трудоустройстве было братии бы свою показать задачи свои факультета способности и способности раскрыть рейтинга таланты. освоение Праздники образования формируют у вовлечение студентов ученической чувство свою сопричастности к историю коллективу к традиции академической новом корпорации. которая Традиции и отношений обряды, в раскрыть свою образования очередь, правовой формируют других свою них историю, Традиции которая демократических будет университетом отличаться Помимо от социально истории них другого освоение университета.
от Помимо достойного прочего, студентов организация и жизни празднование людей студенческих здорового праздников ученической реализует демократических такие таланты цели и которых задачи, свою как:
- осень повышения истории рейтинга и получении расширения гражданскую электората;
- среди заинтересовать жизни общественность более способностями и много талантами без молодых время людей, которых помочь в формируют их выстраивание трудоустройстве и университета получении от ими способностями достойного рейтинга образования;
- рейтинга обеспечение будет равного формирование доступа истории молодых реализует людей к Студенческих образованию;- показать формирование прощание здорового талантами образа часть жизни и молодежью избавление задачи от университетом вредных общественность привычек;
- общественность вовлечение в день гражданскую студентов жизнь, образованию воспитание политической правовой и такие политической обеспечение культуры отношений молодого годы сообщества;
- общественность выстраивание установление диалога и политических партнерских время отношений с которых молодежью;
- свою сплочение электората ученической выстраивание братии;
- установление демократических принципов и защита социально-экономических и политических прав и свобод молодых людей;
- более быстрое освоение в новом коллективе.
Студенческие годы – золотое время, пропитанное духом романтики, дружбы, братства, любви.
3.2. Праздники студенчества в учебных заведениях УралаКаждое высшее учебное заведение имеет свои особенности празднования и традиции. Интересно, что разные города области имеют свои виды празднования. И было решено рассмотреть традиции проведения Дня студента на Урале. Методом случайной выборки были подобраны несколько областей, и рассмотрели особенности их проведения.
Классификация праздников Урала
Классификация Оренбургская область Башкортостан
(см. Приложение 1) Пермский край
Удмуртия
(см. Приложение 2)
Название праздника День студента (Татьянин день)
Дата проведения 25 января
Ход проведения праздника - праздничный концерт,
- информационный час,
- концертная программа [18].
- поздравление ректором университета и специально приглашенными гостями,
- награждение победителей новогоднего конкурса,
- развлекательная программа [17]. - массовые мероприятия (были перенесены в онлайн формат),
- флешмоб в социальных сетях,
- динамическая подсветка телебашни краевой столицы [19]. - поздравление официальными лицами Удмуртии и руководителями различных организаций сферы в онлайн-формате,
- онлайн-марафон,
- развлекательная программа на катке [20].
Традиции праздника - художественная мастерская,
- видео-лекция,
- онлайн-площадка,
- посещение музея истории Оренбурга - награждение победителей межфакультетского новогоднего конкурса-флешмоба,
- яркая программа с музыкальными выступлениями, фигурным катанием, играми на льду,
- завершился Татьянин день вкусными угощениями, в том числе медовухой и кумысом. - флешмоб в соцсетях,
- угощение квасом и медовухой,
- онлайн-трансляция праздника,
- конкурс-караоке,
- динамическая подсветка телебашни краевой столицы. - короткие образовательные блоки от тренеров, выступления студенческих коллективов, лайфхаки для молодежи,
- онлайн-марафон,
- празднование Дня студента на катке
- поздравление учащихся ВУЗов, колледжей и техникумов в социальных сетях.
Проявление способностей, традиций и духовно-нравственного облика - сопричастность к коллективу к академической корпорации,
- сплочение ученической братии и поддержка командного духа,
- формирование здорового образа жизни (посредством участия в студенческих спортивным мероприятиях),- формирование доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
- развитие творческих способностей обучающихся,
- создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками.
- создание предпосылок для безболезненного вхождения обучающихся в коллектив или группу сверстников,
- способствование воспитанию культуры общения и нравственных качеств обучающихся,
- создание условий для развития аналитических и коммуникативных способностей обучающихся.
- расширение общего кругозора обучающихся.
Урал чтит и оберегает традиции. Это видно на примере празднования Дня студента на Урале. Богат и обширен набор традиций и программ в высших учебных заведениях городов.
К сожалению, в 2021 году из-за пандемии коронавируса впервые никаких массовых мероприятий не проводилось, но это не помешало творчески подойти к созданию мероприятий по празднованию Дня студента.
К примеру, в Пермском крае создали копию университетского городка в виртуальном пространстве (кампус был сделан в игре «Майнкрафт»), в Оренбургской области была создана художественная мастерская «Татьянин день в русской литературе» и онлайн-площадка «Татьянин день», в Удмуртии празднование было перенесено в онлайн-марафон «День полезный для студента», а в Башкирии прошла яркая программа с музыкальными выступлениями, фигурным катанием, а также активными играми на льду: «Русским кёрлингом», «Гонками на тюбингах», «Перетягиванием каната».
На Урале видно, что предлагается множество модерновых традиций, хорошо подчеркивающих значимость и полезность праздника. Многие институты рассматривают праздник как большое торжество – обряд перехода.
Но более близки и понятны студенту испытания про них и для них. Гораздо интереснее проходить квесты, флешмобы, марофоны ( в онлайн и оффлайн режиме), соревноваться с педагогами и принимать активное участие в организации праздника.
День студента, праздник богатый культурными смыслами, наполняющий юные умы любовью к самому такому понятие как студенчество.
3.3. Праздники студенчества в ЕвропеДень студента – праздник, который в каждой стране отмечается по-разному. В частности, некоторые государства европейского союза празднуют его дважды в год, объявляя данные дни нерабочими для всего населения.
Праздник, посвященный студентам, появился в 1941 году в столице Великобритании. Данная дата – 17 ноября, выбрана не случайно: в 1939 году по приказу Гитлера были уничтожены руководители Союза студентов в Чехии, а остальные студенты и педагоги стали первыми узниками концлагерей. Но со временем во многих европейских странах параллельно с официальной появилась своя независимая дата празднования [23].
Классификация праздников Европы
Классификация Германия Дания
Франция
(см. Приложение 3) Норвегия
(см. Приложение 4)
Название праздника Международный день студентов
Дата проведения 17 ноября
Ход проведения праздника - Дни открытых дверей,
- различные информационные мероприятия,
- концертная программа,
- спортивные состязания.
- проведение праздника в кругу самых близких и верных друзей,
- отмечается днем дома, вечером в баре. - массовые мероприятия. - Международный студенческий фестиваль ISFiT (The International Student Festival in Trondheim).
Традиции праздника - спортивные состязания,
- экскурсии, пикники, пешие прогулки студентов вместе с преподавателями [26].
- собираются у кого-нибудь дома, шутят, поют песни под гитару, а вечером отправляются компанией в бар [25]. - Gala («торжественный приём»). Каждый выбирает время для веселья самостоятельно. Обычно заканчивается всё крупными вечеринками [24]. - фестиваль ISFiT (The International Student Festival in Trondheim). С каждым годом фестиваль всё больше превращается из народного гулянья в серьёзное мероприятие: основными его темами становятся актуальные на сегодняшний день «Образование», «Глобальные границы», «Миростроительство» и другие [24].
Проявление способностей, традиций и духовно-нравственного облика - прежде всего праздник – дань традициям, и каждый студент свято чтит традиции,
- лекции и познавательные мероприятия,
- формирование доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами,
- поддержка командного духа,
- создание приятного, душевного и в меру веселого настроения праздника в период празднования,
- формирование здорового образа жизни,
- способствование воспитанию культуры общения и нравственных качеств обучающихся.
- каждый студент старается провести этот день с родными.
День студента является массовым и важным праздником не только для России, но для стран Европы.
Традиция празднования каждой страны отличается оригинальностью и несет в себе уникальный культурный код, берущий начало в истоках праздника. День студента очень разноликий праздник, несущий в себе мощный культурный пласт, помогающий современному поколению в адаптации к новой среде и осознанию себя взрослой личностью.
Ну и, конечно, Международный день студента – это в том числе праздник всемирной солидарности с подвигом пражских студентов, которые обрекли себя на погибель во время оккупации фашистской Германии. И празднование международного дня студентов сегодня достаточно важно. Ведь отмечать этот праздник – значит отдавать дань памяти пражским студентам и их подвигу, а также напоминать себе, что никогда не нужно сдаваться. И это способствуют формированию духовного-нравственного облика будущего и настоящего студента, развить и распространить образование и культуру, уважение к себе и к окружающим.
3.4. Анализ методов проведения праздничных программ для студентов высших учебных заведений в России и за рубежомЛюбая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результата необходимо:
- правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
- определить, в какой логической последовательности действовать;
- выявить формы, способы и приемы, используемые для достижения результата.
Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.
Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
Общая методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов:
1) Первый этап подготовки досуговой программы – этап планирование;
2) Второй этап подготовки досуговой программы – этап написания, обсуждения и утверждения сценария;
3) Третий этап подготовки программы самый ёмкий и сложный, – этап осуществления сценария;
4) После проведения мероприятия наступает четвертый этап – этап подведения итогов и анализа результатов.
Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм досуговой деятельности определяет уровень технических организаторских способностей специалистов культурно-досуговых учреждений, позволяет проверить правильность технологического процесса, так как массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении. Методика подготовки и проведения массовых форм досуга включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения.
Условия эффективной подготовки проведения массового досуга:
четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
анализ вида, типа и жанра массовой формы;
создание организационно – педагогических условий для осуществления сценарии и режиссёрского замыслов программы;
органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный коммуникативный процесс;
выбор рациональных методов организации аудитории, для которых он проводится, обеспечение максимальной активности зрителя.
Плохо проведенные тематические вечера создают отрицательные эмоции, чувства неудовлетворенности, недовольство. Отсюда следует вывод, что не следует гнаться за количеством проводимых мероприятий, а в первую очередь добиваться их качества, глубокого эмоционального воздействия; не только сопереживания, но и деятельного сотворчества.
Как говорилось ранее, за последние несколько лет в молодежной среде стала наблюдаться тенденция роста пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности (просмотр телепередач и видеофильмов, интернет, посещение ресторанов, эстрадных шоу и спортивных соревнований) и уменьшение доли творческо-созидательных видов (участие в самодеятельном творчестве, любительской деятельности, техническом творчестве, общественно-политических движениях).
Чтобы исправить данную ситуацию и больше привлечь внимание к активным формам досуга, необходимо сделать больший упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая, конечно, и о групповых и индивидуальных формах работы.
Из организационо-методических форм работы учреждений культуры с молодежью по-прежнему популярными остаются дискотеки, различного рода конкурсы, ролевые игры и фестивали.
И одним из самых известных праздничных мероприятий, известных как в России, так и в других странах мира, является День студента.
Проведение такого праздничного мероприятия, как День студента выполняет следующие функции:
- развивающую – создание условий для полноценного социального развития студентов, стимулирование положительных изменений в их личностном развитии, поддержка процессов раскрытия и самовыражения способностей;
- защитную – нейтрализация негативных воздействий окружающей среды на личность студента и его развитие, повышение уровня социальной защищенности в условиях их пребывания в вузе и общежитии;- регулирующую – упорядочение межличностных взаимоотношений студентов и их влияния на формирование личности;
- социализирующую – внесение в жизнь иностранных студентов недостающих элементов жизнедеятельности, ускоряющих процесс адаптации.- корректирующую – исправление негативного влияния в поведении и в общении студентов.
Подобные мероприятия способствуют решению целого комплекса задач, прежде всего коммуникативного, обучающего, социокультурного и адаптационного плана, совмещая коммуникативную функцию языка и задачи культурного воспитания.
Помимо прочего, участие в организации подобного мероприятия охватывает все аспекты управленческой деятельности организаторов и предусматривает активное всестороннее воздействие на участников процесса разработки и реализации данного мероприятия.
Для развития межкультурной коммуникации, толерантности, сведения к минимуму конфликтных ситуаций, необходимо помогать студентам-новичкам (в том числе и из других стран) адаптироваться к новому коллективу.
Студенческий праздник это уникальное средство, представляющее комплекс ярких, эмоциональных, праздничных культурномассовых мероприятий, представляющих собой периодически повторяющийся смотр достижений различных видов творческой деятельности студентов вузов и колледжей (музыка, пение, танец, чтение поэтических и прозаических произведений, видеопрезентаций, народных костюмов).
Организация, подготовка, проведение студенческого праздника в образовательных организациях (университетах, колледжах) для формирования духовно-нравственного облика будущего интеллигента представляется целесообразным рассматривать, прежде всего, как художественную, педагогическую, воспитательную акцию культурной политики.
ЗаключениеВ результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Студенчество принято рассматривать в качестве общности, которая представляется в качестве самостоятельной, полноценной и социокультурной с присущими ей чертами активности и деятельности. В настоящее время проблемы досуга студенческой молодежи привлекают все большее внимание ученых. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Студенчество как особую социальную группу характеризуют: общий вид деятельности; особое участие в общественно-политической деятельности, в жизни общества в целом; особенности субкультуры.
2) Университет появился в XI веке как средневековая гильдия. Уже к середине XIII века университет обладал невероятной степенью свободы. Неудивительно, что средневековые европейские студенты любили погулять: праздничных дней приходилось больше трети на год. Большая часть праздников носила чисто религиозный характер. В Новое время бурная средневековая фантазия начала угасать, однако традиции досуга студентов развивались и приобретали новые формы. В Германии, начиная с 1815 года, стали зарождаться свои студенческие братства. Российские университеты в XVIII веке имели много общего с немецкими, откуда они заимствовали более адаптированную к Новому времени систему обучения. В сегодняшних досуговых учреждениях присутствует потребительское отношение к досуговой деятельности. С помощью социологических исследований изучаются досуговые предпочтения молодежи и интернет в досуговой деятельности студентов занимает колоссальное место.
3) Проведение такого мероприятия, как День студента, способствуют решению целого комплекса задач, прежде всего коммуникативного, обучающего, социокультурного и адаптационного плана, совмещая коммуникативную функцию языка и задачи культурного воспитания. Участие в организации подобного мероприятия охватывает все аспекты управленческой деятельности организаторов и предусматривает активное всестороннее воздействие на участников процесса разработки и реализации данного мероприятия. Для развития межкультурной коммуникации, толерантности, сведения к минимуму конфликтных ситуаций, необходимо помогать студентам-новичкам (в том числе и из других стран) адаптироваться к новому коллективу. Студенческий праздник это уникальное средство, представляющее комплекс ярких, эмоциональных, праздничных культурномассовых мероприятий, представляющих собой периодически повторяющийся смотр достижений различных видов творческой деятельности студентов вузов и колледжей.
Список использованной литературы и источников1. Акулич Е.М. Традиционные и инновационные формы молодежного досуга: социальные аспекты. Материалы 3-его Всероссийского социологического конгресса. 2014. – 378 с.
2. Баскакова Я.А. Студенчество как особая социальная группа // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. – 2012. – № 1. – С. 364-365.
3. Братухин А.В. Социальная динамика молодежных субкультур в современном российском обществе // Ростовский институт кооперации по среднему профессиональному образованию. – 2012. – № 2. – С. 302-312.
4. Будник Г. А. Студенчество как резерв интеллигенции // Интеллигенция и мир. – 2009. – № 1. – С. 76-89.
5. Дорохина Р.В. Праздники российского студенчества // Проблемы современного образования. – 2017. – № 5. – С. 172-177.
6. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования // Вестник СПбГУ. – 2013. – №2. – С. 26-31.
7. Звоновский В.Б., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002. – № 5 (61). – С. 59-66.
8. Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX — начало XX века. – М.: Новый хронограф, 2010. – 333 с.
9. Липатникова Г. И. Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учебное пособие. – Воронеж: [Воронеж. пед. ин-т], 1993. – 157 с.
10. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 6(10). – С. 84-91.
11. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие. – М.: МГУК, 1994. – 34 с.
12. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: учебное пособие. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.
13. Стрючкова А.Г. Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – Т. 25. – № 6.
14. Тимкина, К. В. Студенчество как особая молодежная группа // Вестник Науки и Творчества. – 2016. – № 1. – С. 307-311.
15. Тяпкина О. А. История и философия досуга: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГУ, 2019. – 154 с.
16. Фирсина П.С. Особенности студенчества как социальной группы // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2013. – С. 187
17. День студента в Башкирии/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://bashedu.ru/novosti/den-studenta-v-bashgu-proshel-na-katke#:~:text=25%20января%20в%20Башкирском%20государственном,государственного%20университета%20в%201755%20году (дата обращения 11.06.21)
18. День студента в Оренбурге/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.orenburg.ru/official/news/246/105242/ (дата обращения 11.06.21)
19. День студента в Пермском крае/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://vesti-perm.ru/archive/e45aea43772f4b1181b0492aa08ad698 (дата обращения 11.06.21)
20. День студента в Удмуртии/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.udmurt.ru/about/info/projects/?ELEMENT_ID=327322#:~:text=День%20студента%20в%20Удмуртии%20в,был%2C%20учащиеся%20старших%20классов%20школ (дата обращения 11.06.21)
21. Иванова Ю. В. Хендмейд сообщества Рунета. IV Всероссийский социологический конгресс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part13.pdf (дата обращения 08.06.2021).
22. История студенческого досуга/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://1001.ru/articles/post/istoriya-studencheskogo-dosuga-24652 (дата обращения 09.06.21)
23. Как празднуют день студента в Европе/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-249334-kak-prazdnuyut-den-studenta-v-evrope (дата обращения 12.06.21)
24. Как празднуют день студента во всем мире/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/taday/kak-prazdnuiut-den-studenta-vo-vsem-mire-5a686da357906aa95c84503b (дата обращения 12.06.2021)
25. Как празднуют день студента по всему миру/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://starshop.kz/blog/kak-prazdnuetsya-den-studentov (дата обращения 12.06.21)
26. Ко Дню студента: что празднуют в немецких вузах/ статья// Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/ко-дню-студента-что-празднуют-в-немецких-вузах/a-17373742 (дата обращения 12.06.2021)
27. Пресс-выпуск № 1887 ВЦИОМ: онлайн-версия: «Свободное время: как его проводят жители двух столиц?». Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112089 (дата обращения: 08.06.2021)
Приложения
Приложение 1 День студента в БашГУ прошел на катке25 января в Башкирском государственном университете отпраздновали День студента. Впервые любимый многими праздник отмечался не в помещении, а на катке.
– Этот праздник традиционно отмечается в день открытия Московского государственного университета в 1755 году. Дорогие студенты, я вас поздравляю с тем, что вы учитесь в одном из лучших университетов России и мира. Хочу пожелать вам крепкого здоровья, счастья, исполнения всех ваших желаний, – открыл мероприятие приветственной речью ректор университета Николай Морозкин.
Специальными гостями праздника стали заместитель Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Рустем Ахмадинуров и двукратный чемпион мира по джиу-джитсу, российский американец и политический деятель Джефф Монсон.
– Мне приятно, что БашГУ – это альма-матер не только главы Республики Башкортостан, но и моя, здесь я защитил докторскую диссертацию. Дерзайте, старайтесь и вы станете лучшими, – так поздравил студентов Рустем Ахмадинуров.
Джефф Монсон также выступил с приветственной речью. Он отметил, что счастлив быть в Уфе. У него много планов в столице Башкирии и регионе в целом, например, открытие здесь спортивных школ.
После официальных приветствий наградили победителей межфакультетского новогоднего конкурса-флешмоба "Голубой огонек", организованного Студенческим клубом Управления по воспитательной работе. Гран-при творческого состязания завоевал факультет математики и информационных технологий.
Далее гостей ожидала яркая программа с музыкальными выступлениями, фигурным катанием, а также активными играми на льду: «Русским кёрлингом», «Гонками на тюбингах», «Перетягиванием каната». Завершился Татьянин день вкусными угощениями, в том числе традиционной медовухой, а также кумысом, без которого в БашГУ не проходит ни один День студента.
Приложение 2 День студента в Удмуртии24 и 25 января в республике состоится празднование Дня российского студенчества в двух форматах — офлайн и онлайн. К нему могут присоединиться нынешние студенты и те, кто когда-то им был, учащиеся старших классов школ.
24 января с 11:00 до 16:00 часов запустится онлайн-марафон «День полезный для студента». Учащихся ВУЗов, колледжей и техникумов поздравят официальные лица Удмуртии и руководители различных организаций сферы. Также, запланированы короткие образовательные блоки от тренеров, выступления студенческих коллективов, лайфхаки для молодежи. Трансляции онлайн-марафона пройдёт в социальной сети ВКонтакте Молодежного центра региона: https://vk.com/molcentre_udm.
24 января с 15:00 до 19:00 пройдет празднование Дня студента на катке «Быстрый бро» в парке им. Кирова в Ижевске. На мероприятии будет работать фотозона, состоится интерактивный квест, дискотека на льду. Всех студентов ожидает приятный сюрприз — бесплатный вход и прокат коньков на 1 час при предъявлении студенческого билета.
Кроме того, в течение двух дней все желающие смогут поздравить учащихся ВУЗов, колледжей и техникумов в социальных сетях, используя хэштеги:
#студентомбыл — воспоминания о студенческих временах и поздравления;
#ястудент — истории, отзывы, мечты и поздравления от самих студентов;
#студентомбуду — пожелания от нынешних школьников.
Организаторами мероприятий выступают Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртии, Молодежный центр Удмуртии, Республиканская общественная организация «Православная Молодежь Удмуртии» и Парки Ижевска.
Приложение 3 День студента во ФранцииФранцузские студенты не придерживаются конкретной даты празднования, однако у них есть так называемая Gala («торжественный приём»). Каждый выбирает время для веселья самостоятельно. Обычно заканчивается всё крупными вечеринками. Самыми яркими «галами» славятся студенты-медики. Теоретически это можно объяснить тем, что уже на первом курсе на экзаменах «проваливается» чуть ли не половина студентов, так что поводов для веселья у сдавших сессию хватает.
Приложение 4 Норвежский ISFiTISFiT - The International Студенческий фестиваль в Тронхейме, Норвегия - крупнейший в мире студенческий фестиваль с тематическим акцентом. Фестиваль посещают около 450 студентов со всего мира. Темы меняются с каждым фестивалем, но всегда были связаны с социальными и политическими темами, имеющими международное значение.
Заявленная цель ISFiT - быть местом встречи для обсуждения и дебатов, ареной, где рождаются идеи, завязываются дружеские отношения и извлекаются ценные уроки. Фестиваль призван вдохновить студентов и стать отправной точкой для международного сотрудничества между студентами. ISFiT - это некоммерческий фестиваль.
Участники ISFiT принимают участие в различных семинарах, которые по-разному освещают тему фестиваля. Организуются несколько лекций и тематических встреч, на которых известные международные спикеры делятся своим мнением с участниками и другими.
ISFiT проводится в Тронхейме , Норвегия каждый второй год с 1990 года. Более 450 студентов работают добровольно, чтобы организовать фестиваль.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!