Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Нормы права и их эффективность

Тип Курсовая
Предмет Теория государства и права

ID (номер) заказа
3342135

500 руб.

Просмотров
1396
Размер файла
120.02 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc68806308 \h 3Глава 1. Нормы права PAGEREF _Toc68806309 \h 61.1 Понятие и сущность норм права PAGEREF _Toc68806310 \h 61.2 Признаки и виды норм права PAGEREF _Toc68806311 \h 71.3 Функции норм права PAGEREF _Toc68806312 \h 11Глава 2 Эффективность норм права PAGEREF _Toc68806313 \h 142.1 Понятие эффективности норм права PAGEREF _Toc68806314 \h 142.2 Критерии эффективности норм права PAGEREF _Toc68806315 \h 182.3 Проблемы повышения эффективности норм права PAGEREF _Toc68806316 \h 25Заключение PAGEREF _Toc68806317 \h 27Список литературы PAGEREF _Toc68806318 \h 29

ВведениеВ настоящее время знания, полученные в результате исследования нормы права, являются одной из фундаментальных основ правовой науки. Это обусловлено тем, что данная категория раскрывает содержание нормы как частицы правовой материи, как первичного элемента системы права, исследование которого значимо как в правотворческом процессе - при выработке и создании нормативных правовых актов, так и в научной деятельности при совершенствовании правовой теории.
Несмотря на свой фундаментальный характер категория нормы права многообразна и неоднозначна в своем понимании. С развитием научного знания представления о ней меняются. Появляются различные подходы к ее определению, каждый из которых по-своему влияет на выстраивание логических взаимосвязей нормы с другими правовыми категориями. Динамика правовой мысли вызывает необходимость систематического изучения теорий, позиций и взглядов ученых относительно проблематики нормы как таковой, поскольку определение наиболее аргументированного подхода к ее сущностным и содержательным аспектам выступает неотъемлемой составляющей процесса выстраивания непротиворечивой юридической доктрины.
В отечественной юридической науке еще с советского периода принято исследовать норму права с точки зрения системного подхода, в рамках которого правильное уяснение смысла норм в процессе юридической деятельности, так или иначе, зависит от понимания их структуры. Сегодня системно-структурный анализ нормы приобретает особое значение. Как нам кажется это связано с доктринальным обоснованием (совершенствованием) теории систем и динамическим развитием системного мышления в правовой сфере общества. Именно системно-структурные представления формируют определенную модель нормы, в соответствии с которой в частности разрешаются правовые конфликты и строится логика изложения официальных нормативных правовых актов. Следовательно, системный подход, включающий и структурный анализ, играет важную роль при формально-юридическом закреплении норм в правовых актах, а также в процессе познания механизма воздействия на поведение субъектов.
Исследование нормы права в контексте её структурного построения и функционального назначения приобретает особую актуальность также в связи с разработкой теории правовых средств.
Последняя предоставляет широкие возможности для познания закономерностей правового регулирования, нормативного конструирования, а также взаимодействия правовых регуляторов между собой. Теория правовых средств позволяет взглянуть на структуру нормы права с позиции ее дальнейшего разделения на микрочастицы права, открывая для науки ее более глубинный срез, а, следовательно, и возможность познания новых закономерностей реализации и действия норм в правовой действительности. Представляется, что рассмотрение структуры нормы именно на уровне образцов, конкретных мер, очерченных границ поведения субъектов дает возможность совершенствования научного знания о норме.
Наконец, исследование структуры нормы права имеет сугубо практическое значение. В повседневной деятельности субъекты реализации права непосредственно сталкиваются с необходимостью выявления структуры нормы права. Это объясняется тем, что механизм воздействия на поведение субъектов предопределяет определенную модель нормы, составные части которой могут находиться в различных частях нормативного правового акта, а иногда и актов. В этой связи возникает потребность правильного установления составных частей нормы, что позволяет определять модель поведения для разрешения конкретной жизненной ситуации.
Таким образом, рассмотрение структуры нормы права является важным фактором дальнейшего развития правовой науки и отправной точкой в решении проблемных вопросов юридической практики.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость активизации фундаментальных исследований и выработки новых подходов в этой научной области.
Целью курсовой работы является изучение нормы права и ее эффективности.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и сущность норм права;
- Изучить признаки и виды норм права;
- Раскрыть функции норм права;
- Изучить эффективность норм права.
Объектом исследования выступает норма права.
Предметом исследования являются понятие, структура и эффективность нормы права.
Методы исследования: при написании курсовой работы применялись методы сравнения, анализа и синтеза.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Нормы права1.1 Понятие и сущность норм праваНормы права (правовые нормы) — это формально-определенные правила поведения. Определенность может быть внутренней и внешней. Внутренняя определенность какой-либо нормы проявляется в комплексе прав и обязанностей, в содержании, в конкретных указаниях на последствия нарушения этой определенности. Внешняя определенность обусловлена тем, что любая норма закреплена в нормативном правовом акте (в разделе, главе или статье официального документа).
Норма права представляет собой установленное и защищаемое государством общеобязательное правило поведения, которое закрепляет определенные права и обязанности и направлено на регулирование общественных отношений.
Нормы права детерминированы условиями жизни, а именно [15, с. 70]:
- Конкретными свойствами общественных отношений, организуемых с их помощью;
- Уровнем культуры и правового сознания законодателя;
- Ценностными ориентациями и менталитетом общества.
Нормы права выражают социальную, юридически обеспечиваемую волю подсистемы и соответствующих слоев населения. Особенности нормы права [8, с.53]:
- Общеобязательная;
- Модульная;
- Определенная по форме;
- Регулятивная;
- Юридически обеспеченная.
Каждая норма права функционирует в единой, общей системе права. За пределами этой системы нельзя точно и правильно определить назначение и природу правовой нормы, ее значение, смысл и место в правовой действительности. Норма права выступает разновидностью ряда социальных норм, обладающих специфическими признаками, которая выражается в виде санкционированного или установленного регулирующей подсистемой правила поведения, рассчитанного на какое-либо количество однотипных случаев, обеспеченного государством, обязательного для каждого в условиях предусмотренной ситуации.
Общее правило в правовой норме формулируется через определение прав и обязанностей отдельных субъектов права. Правовая норма регулирует определенную группу общественных отношений, одну из сторон этих отношений. Общественные отношения являются многогранными и многослойными. То, что может регулироваться диспозицией отдельной правовой нормы, иногда является не более, чем отдельной стороной более крупного общественного отношения или, наоборот, само имеет такие стороны, которые создают относительно обособленные жизненные отношения другого порядка [7, с.84]. Упорядочиваемое диспозицией отношение в той типичной ситуации, на которую рассчитана правовая норма, выступает всегда, как относительно самостоятельное.
Санкция любой нормы права регулирует специфическое общественное отношение, которое появляется в случае, когда нарушена диспозиция нормы права, или напротив, присутствует правомерное и специально поощряемое поведение. Предметом регулирования нормы права выступают два взаимосвязанных общественных отношения. В первом случае, это любые субъекты права, если они выступают в регулируемое отношение, во втором случае к ним относятся властные структуры и лицо, которое совершило неправомерное или специально поощряемое поведение.
1.2 Признаки и виды норм праваВ последние годы появляется все больше работ, критикующих нормативно-позитивистское понимание правовой нормы. В них указывается на необходимость приблизить теоретические изыскания к реальной жизни, предлагаются разные варианты «социализации» норм права, экстраполяции интегрированного понимания права на первичные элементы.
Существует несколько дефиниций норм права, в каждой из которых присутствует «рациональное зерно» [18, с.14]:
- Норма права - это общие правила регулирования общественных отношений, адресаты которых при определенных условиях должны действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, в противном случае их ожидают невыгодные для них последствия;
- Правовая норма представляет собой общеобязательное и общезначимое правило поведения, обладающее представительно-обязывающим характером, вытекающее из санкционированных и установленных государством правовых текстов, реализуемое в социальной практике;
- Правовая норма - это диалог, особая взаимообусловленность, которая проявляется во взаимодействии людей и структуры (носителя статуса должностного лица, представителя коллективного субъекта), опосредованная социальным представлением, определенная знаковой формой (к примеру, в статье нормативного правового акта), обеспечивающий нормальное воспроизведение социума.
Нормы права являются элементами правовой системы, которые в структурном и содержательном плане самостоятельно выступают сложными системными явлениями.
Дополнительные признаки норм права [6, с.48]:
- Многократность применения;
- Иерархичность строения;
- Самореализуемость исполнения.
Дополнительные признаки в совокупности обеспечивают нормам выполнение социальной миссии — регулирование и организацию общественных отношений на началах справедливости и равенства. Важнейшим признаком норм права в государственно-организованном обществе выступает их государственно-властная природа, характерная также нормам, принятым на референдумах.
Нормы права, санкционированные или изданные соответствующими государственными органами власти, закрепленные в нормативно-правовых актах, приобретают черты защищенности и общеобязательности.
Аккумулирующая волю народа государственная воля, отражаясь в правовых нормах, принятых в установленном порядке, делает их легитимными и легальными.
Правовые нормы выступают начальным средством разрешения противоречий между ожиданиями людей, целевыми установками законодателя и фактическими условиями жизни. Результатом разрешения противоречий становятся права и обязанности будущих субъектов правоотношений. Правовые нормы, зафиксированные в тексте нормативно-правовых актов, выступают, как формы определения существования и закрепления прав и обязанностей [9, с.25].
Нормы права представляют собой формально-определенные правила поведения, которые обеспечивают формальное равенство всех субъектов права, выступают в качестве одинакового масштаба для всех, кто оказывается в сфере их действия. Правовые нормы предписывают верный и правильный образ поведения, с точки зрения общества и государства, указывают соответствующий субъектов, время и пространство их действия.
Классификация норм права помогает обозначить роль и место юридических норм во всей системе правового регулирования, шире познать их назначение и природу.
Основные виды норм права в зависимости [11, с.44]:
- От содержания - исходные нормы (определяют задачи, цели, направления, пределы, основы правового регулирования отношений в обществе (провозглашающие принципы декларативные нормы, дефинитивные нормы и др.); общие нормы – характерны общей части определенной отрасли права, распространяются на большую часть или на все институты конкретной отрасли права; специальные нормы - отдельные институты отрасли права, регулируют определенный вид родовых отношений в обществе с учетом характерных для них особенностей (корректируют способы правового влияния на поведение, пространственные и временные условия их реализации, детализируют общие условия);
- От предмета правового регулирования - конституционные, административные, гражданские, земельные нормы права и т.д. (по отраслевой принадлежности);
- От их характера - материальные (экологические, аграрные, уголовные и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);
- От методов правового регулирования – включающие властные предписания – императивные, включающие свободу усмотрения – диспозитивные, стимулирующие общественно полезное поведение – поощрительные, предполагающие оптимальный и наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения – рекомендательные; От времени действия - постоянные (содержаться в законах), временные (содержаться в указах Президента о введение ЧС);
- От функций – регулятивные (содержат предписания, которые устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений), охранительные (направлены на защиту субъективных прав);
- От субъектов, на которые распространяются нормы права – общераспространенные (нормы Конституции), специально-распространенные (действуют в отношении определенной категории граждан – учащихся, студентов, военнослужащих, пенсионеров и т.д.);
- От сферы действия – общефедеральные (действуют на всей территории страны), региональные (функционируют на территории субъектов Федерации), локальные (функционируют на территории определенного учреждения, предприятия, организации);
- От юридической силы – правовые нормы законов, подзаконных актов;
- От способа правового регулирования – управомочивающие (позволяют совершать конкретные действия), обязывающие (предписывают совершать определенные позитивные действия (оплата квартплаты, возмещение убытков и т.д.), запрещающие (не разрешают определенные действия);
- От субъектов правотворчества – нормы, принятые негосударственными структурами (в результате референдума или муниципальными органами), государственными (исполнительными, законодательными) органами.
Нормы права многочисленны и многообразны, что связано с многочисленными общественными отношениями.
1.3 Функции норм праваМесто нормы права в системе нормативных регуляторов раскрывается в выполняемых ею функциях, или функциональном назначении.
Функция нормы права – главное направление ее воздействия на поведения субъектов правоотношений и конкретные социальные связи.
Выделим свойства функций нормы права [18, с.20]:
- Они не тождественны функциям права в целом;
- Они опосредуют как ключевое направление действия нормы права, так и факультативные направления действия;
- Большая часть правовых норм одновременно выполняет несколько функций, т. е. характеризуется разнонаправленностью.
В литературе обычно выделяют следующие функции правовых норм [6, с.95]:
- Учредительная. Проявлением данной функции является оформление и закрепление правовой нормой основополагающих политических, экономических и культурных институтов общества. Эта функция характерна в первую очередь для норм международного и конституционного права, но может быть свойственна и локальным нормам (например, нормам устава юридического лица).
- Правонаделительная. Выполняя эту функцию, норма права устанавливает основы правового статуса субъектов права, обеспечивает юридическую связь между ними.
- Регулятивная. Выражается в том, что нормы права устанавливают правила должного и пределы возможного поведения, упорядочивают сложившиеся общественные отношения.
- Охранительная. Это направление действия связано с защитой посредством правовой нормы основ общественного строя, общественных и государственных институтов, обеспечением охраны конституционного строя. Данная функция позволяет использовать государственное принуждение, применять меры юридической ответственности к нарушителям.
- Организационная. Норма права оказывает не только индивидуальное регулятивное воздействие, но и более общее – организующее воздействие на общество в целом и различные сферы общественной жизни.
- Идеологическая. Будучи надстроечным явлением (согласно положениям марксистского учения), нормы права являются выразителем сложившейся в государстве идеологии – системы взглядов и идей. Посредством правовых норм государство воздействует на сознание своих граждан, проводит в жизнь определенную политику, обосновывает легитимность своих действий и решений.
- Аксиологическая (ценностная). С идеологической функцией тесно связана аксиологическая (от греческого «аксиа» – «ценность»). Это направление действия нормы права обеспечивает воспроизводство ценностей, сложившихся в конкретном обществе.
- Системообразующая. Важнейшее свойство правовых норм – их общность, системность. Разрозненные правовые нормы не способны оказывать регулятивное воздействие на общественные отношения, поэтому правовые предписания должны обеспечивать согласованность требований всей системы права, единства и взаимодействия норм права.
- Ориентирующая (целевая, мотивировочная). Выполняя эту функцию, нормы права направляют поведение субъектов на достижение позитивной цели, одновременно указывая на правовые последствия того или иного поведения.
- Превентивная. Проявлением регулятивного воздействия нормы права может быть частная и общая превенция – предотвращение нарушений норм права широким кругом лиц, а также лицами, которые уже понесли ответственность за противоправное поведение. Данная функция присуща в основном нормам публичных отраслей права – уголовному, административному, процессуальному.
- Оценочная. Норма права позволяет не только регулировать поведение субъектов отношений (т. е. создавать модель их поведения), но и оценивать уже совершенные субъектами права поступки. Как правило, оценка поведения предполагает ответ на вопрос о правомерности или, наоборот, неправомерности поведения.

Глава 2 Эффективность норм права2.1 Понятие эффективности норм праваОсновным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых изложены правовые нормы.
Эффективность правовых норм зависит, прежде всего, от ясности самой нормы.
При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические особенности правовых норм (общий характер, будущая направленность и т. д.) и их структура (каждая норма должна иметь обозначение условий применения и быть защищена государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.
В одной статье нормативного акта (или даже в одном нормативном акте) не могут быть полностью выражены все элементы, составляющие правовую норму. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактным и его предписания легко воспринимались. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах - на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов указываются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, относящимся ко многим или ко всем нормам данной отрасли права. Объединение аналогичных нормативных актов или их частей в одной статье или разделе нормативного акта позволяет избежать повторения [18, с.21].
Представление одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием в компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. Это неизбежно, например, при выдаче бланковых нормативов; например, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а сами эти правила устанавливаются органами местного самоуправления и управления. Различные статьи нормативных актов или даже различные кодексы содержат материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно помещаются в разные статьи нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.
Частицы, элементы правовых норм выражаются в статьях, пунктах, абзацах текстов нормативных актов в виде общих определений, имеющих ряд признаков нормы. Те из них, которые являются логически завершенными, обязательными положениями, называются юридическими предписаниями. Правовые нормы направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, действия, составляющие правовое поведение.
Некоторые правовые предписания близки к правовой норме по содержанию и логической структуре ("если-то-иначе"), но они не могут применяться без учета общих и иных положений закона, в совокупности с которыми они могут только образовывать норму; другие правовые предписания логически строятся по формуле ("если-то"); есть и такие, которые не имеют иной структуры, кроме грамматической [20, с.88].
Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; это, как уже отмечалось, разрешающие, обязательные и запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) часто вообще выводятся из рамок ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, и формулируются в виде перечней определений деяний, которые запрещено совершать (составы преступлений и иных правонарушений), и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положения о материальной ответственности рабочих и служащих и др.). С помощью этих санкций, как отмечалось, защищаются обширные комплексы различных отраслей права; это также положения Гражданского процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство — в качестве санкции они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет порядок возмещения убытков. Наличие в законодательстве правовых предписаний, выражающих санкции, общие для многих норм, в ряде случаев облегчает деятельность законодателя — при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в совокупность норм, уже охраняемых определенной санкцией.
Важное место среди правовых предписаний занимают нормативные обобщения условий действия и применения правовых норм. Это общие положения, содержащиеся в законах и иных нормативных актах о субъектах права, их видах и правовом статусе, об условиях действия нормативных правовых актов, порядке их реализации, о порядке разрешения правовых споров, о правовом режиме различных объектов собственности и др. Правовые предписания такого уровня часто выступают в качестве норм (критериев оценки) применительно к ряду институтов и отраслей права. В процессе реализации права они реализуются через правовые нормы, регулирующие поведение индивидов; при этом они имеют самостоятельное значение в системе средств правового воздействия [21, с.69].
Среди правовых предписаний особое значение имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Они обычно закрепляются в конституциях или специальных правовых актах ("Декларация прав человека и гражданина"). После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод были закреплены в международных документах ("Всеобщая декларация прав человека" 1948 года и др.).
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той причине, что текст нормативного акта, как и любое литературное произведение, часто характеризуется образностью, ориентацией на массовое правовое сознание, обращенностью к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционна условная, как бы некорректная формулировка: "наказывается преступление (кража, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, грабеж, мошенничество, получение и дача взятки, заведомо ложный донос и т. д.)...", хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т. д.). Например, "молодой специалист" может оказаться далеко не молодым по возрасту сотрудником, осваивающим новую для него специальность и т. д. поэтому имеет право на некоторые льготы. В ряде нормативных актов для смыслового подкрепления должное описывается как существующее: "Бесповоротные сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого", "Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей". С этой же целью (для смыслового усиления выражения неоспоримости закона) запрещенное иногда характеризуют как невозможное: "никто не может быть произвольно лишен жизни" и т. д.
Одним из наследий тех времен, когда закон был одним из средств пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических, политических, нравственных максим, причем программных, декларативных.
Стремление придать текстам законов политическое звучание привело к тому, что в этих текстах неверно выражались правовые нормы. Так, в законах говорится об обжаловании в суд "незаконных действий" должностных лиц и государственных органов (вариант: "действий, нарушающих права и свободы граждан"). Оказалось, что суд может принимать только жалобы на действия, незаконность которых уже где-то и кем-то установлена (зачем тогда вообще обращаться в суд?), а жалобы на законные действия вообще не должны приниматься, даже если истец считал свои права нарушенными. Другой нормативный акт определяет порядок возмещения вреда, причиненного гражданину "незаконными действиями следственных органов, судебных дознаний"; оказалось, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными действиями этих органов (официальным признанием печальной неизбежности таких ошибок является хотя бы наличие разветвленных институтов обжалования актов этих органов) возмещению не подлежит.
2.2 Критерии эффективности норм праваЭффективность права является одним из важнейших объектов изучения социологии права, что связано, прежде всего, с тем, что предметом изучения здесь является взаимодействие общества и права, а эффективность права, на мой взгляд, служит одним из показателей этого взаимодействия.
Проблема эффективности правовых норм и ее видов достаточно многомерна. Это обусловлено многообразием видов правопонимания, плюрализмом мнений о понятии эффективности правовых норм, а также множеством факторов, влияющих на эффективность и действенность правовых норм.
Деление действенности правовых норм на виды должно более точно определять сферу выражения юридической силы. Кроме того, такая классификация может быть полезна для поиска путей повышения эффективности и социальной ценности правовых норм. Выделение отдельных видов эффективности необходимо также для формирования методики ее измерения.
При рассмотрении видов эффективности правовых норм необходимо прежде всего определить понятие эффективности. В юридической литературе отмечается, что вначале, когда юридическая наука только начинала обсуждать эту проблему, это понятие обычно полностью или частично отождествлялось с оптимальностью, правильностью и обоснованностью самих правовых норм. Эту позицию заняли, например, Д. А. Керимов и М. П. Лебедев. Но и позже, когда понятие "действенность правовых норм" стало устойчиво связываться с эффективностью их действия, многие советские правоведы продолжали формулировать рассматриваемое понятие через потенциальную способность правового решения влиять на общественные отношения в определенном направлении (А. С. Пашков, Д. М. Чечот), обеспечивать достижение общественно полезной и объективно оправданной цели (В. А. Козлов), нормальный ход правосудия (Д. М. Чечот) и т. д.
Некоторые авторы связывают эффективность правовых норм с их действенностью, действенностью, то есть способностью "влиять на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении"[21, с.58-56]. Один из сторонников такого подхода, О. Лейст под эффективностью права понимает его целесообразность, которая предопределяется общим знанием, ясностью и последовательностью правовых норм, их последовательностью (хотя бы неразрывными связями материальных и процессуальных норм), соразмерностью социальных целей норм и правовых средств их достижения, обеспеченностью права эффективной системой правосудия и других правоохранительных органов.
Интересную позицию занимает В. В. Лапаева, которая считает, что в современных условиях, когда задача правового регулирования видится уже не в достижении поставленных сверху целей, а в выражении и согласовании социальных интересов, способствующих нормальному, свободному развитию общественных отношений, положения теории эффективности законодательства должны быть соответствующим образом пересмотрены [7, с.127]. 4 Подобные взгляды в той или иной форме высказывались и другими учеными. Например, В. П. Казимирчук связывал эффективность права с отражением экономических, политических и духовных потребностей и интересов классов и общества в целом, ориентацией на защиту прав и свобод личности [5, с.39].
Многие авторы понимают эффективность норм права как достижение целей права, соответствие целей законодателя фактическим результатам, которые имели место [18, с.23].
В этой исходной ситуации изучение эффективности многих нормативных актов, в том числе значительного числа норм, требует специфического подхода или вообще становится труднореализуемым.
Все вышеприведенные определения предполагают, что эффективность - это фактический результат действия права. Поэтому эффективность права следует изучать как один из институтов реализации права (или механизм действия права). Эту позицию разделяют почти все теоретики права и социологи.
Однако это не означает, что эффективность правовой нормы (действие правовой нормы) должна оцениваться только на основании данных о фактическом действии нормы, после принятия закона и его реализации. На мой взгляд, такая оценка "по факту" чревата изменениями практически в каждом принятом нормативном акте.
На мой взгляд, анализ эффективности нормативного акта должен проводиться на этапе создания законопроекта (как института предзаконной социологии) в форме оценки его социальной обусловленности и возможных последствий его реализации.
Подводя итог исследованию различных подходов к пониманию эффективности права, необходимо дать определение, которое наилучшим образом соответствовало бы сущности данного понятия с точки зрения социологии права.
Эффективность закона - это соотношение общего фактического результата действия всех правовых норм и тех, которые соответствуют общественным интересам, целям, ради которых принимались нормативные акты, с учетом общественных затрат на их реализацию.
Классификация видов эффективности правовых норм может осуществляться по различным основаниям. Прежде всего, в ряде работ подчеркивается правовая и социальная эффективность правовых норм8. Представляется, что в соответствии с факторами (экономическими, социальными, правовыми и т. д.), влияющими на достижение планируемого законодателем эффекта, такую классификацию можно было бы расширить. В этом контексте целесообразно выделить следующие виды эффективности правовых норм.
Социальная эффективность. Это вытекает из соответствия правовых норм общественным потребностям. Это и потребности общественного развития в целом, и потребности отдельных социальных групп.
Политическая эффективность. Это зависит от того, в какой мере нормы права способствуют достижению целей и задач государства и обеспечивают выполнение его функций.
Конкретно-юридическая эффективность. Специальные правовые факторы, влияющие на эффективность правовых норм, означают, что соответствующие нормативные акты фактически обеспечиваются санкциями или поощрениями, и правильным выбором предмета регулирования, и соблюдением требований правовых технологий в правотворчестве и правоприменении.
Формальная эффективность. Действенность норм права зависит также от того, в какую форму они облечены, в каком источнике права они выражены.
Процедурная эффективность. Этот вид эффективности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, речь идет о соблюдении процедур подготовки и принятия правовых норм. Эти процедуры становятся препятствием для законотворческих ошибок, повышают качество принимаемых нормативных актов, а значит, и их эффективность. Во-вторых, принятые нормы должны быть обеспечены процедурами контроля за их соблюдением, процедурами их реализации и защиты.
Материальная и организационная эффективность. Самые качественные нормативные акты останутся только на бумаге, не вызовут изменений в соответствующих общественных отношениях, если они не будут обеспечены материальными и кадровыми ресурсами.
Следующей проблемой, касающейся видов эффективности правовых норм, является их дифференциация в соответствии с дифференциацией сфер правотворчества и правоприменения. М. Д. Шаргородский указывал, что эффективность-это не признак правового регулирования, а объективная возможность, требующая соблюдения ряда норм для того, чтобы стать реальностью [17, с.58]. Представляется, что в процессе законотворчества можно говорить только о прогнозируемой, потенциальной эффективности. В процессе реализации соответствующей нормы становится очевидной ее фактическая, реальная эффективность. Она может быть выше прогнозируемой (в этом случае на эффект, производимый нормой, влияют обстоятельства, влияние которых законодатель не учел или недооценил). Здесь имеет место случайная эффективность нормы. Однако чаще всего фактическая эффективность правовой нормы оказывается ниже той, к которой стремился правотворческий орган.
Потенциальная эффективность правового регулирования зависит от факторов, которые находятся в сфере правотворчества. Это и учет законодателем потребностей общественного развития, и правильный выбор предмета и методов правового регулирования, и соблюдение правил законодательной техники в процессе разработки и издания нормативного правового акта (согласованность положений, содержащихся в этом акте, и самого акта - актов высшей юридической силы, точность предписаний, ясность и ясность и т. д.).
Реальная эффективность определяется факторами, лежащими в сфере правовой реализации. Это может быть обеспечение тех или иных нормативных актов материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкая работа правоохранительных органов и т. д.
Проблема классификации эффективности норм права с позиций форм реализации права и характера самих правовых норм является актуальной. В этом контексте можно говорить об их эффективном соблюдении, внедрении, использовании и применении. При этом характер воздействия зависит от специфики норм и от характера действий субъектов соответствующих отношений. Таким образом, эффективность запрещающих норм, требующих их соблюдения, будет выражаться в законном бездействии.
В отечественной науке предметом обсуждения является проблема так называемой негативной эффективности правовых норм. В частности, в литературе предлагается использовать понятие негативной эффективности правовых предписаний [20, с.152]. Однако представляется необходимым определить значение термина "отрицательная эффективность". Является ли эффективность нормы отрицательной, если эффект от нее прямо противоположен тому, что задумал законодатель (например, вместо сокращения количества тех или иных правонарушений публикация этой нормы вызвала их рост), или под отрицательной эффективностью следует понимать все неблагоприятные последствия, вызванные этой нормой? Такие неблагоприятные последствия могут быть не связаны с целями принятия данной нормы, а представлять собой побочный эффект, хотя и не препятствующий достижению поставленных целей, но наносящий вред определенным общественным отношениям. Эту ситуацию можно охарактеризовать как отрицательный побочный эффект.
На эффективность правового регулирования влияют и психологические факторы. С этих позиций необходимо выделить психологическую эффективность норм права. Правовые предписания будут воплощаться в поведении субъектов, если они реализуются, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. В то же время следует иметь в виду, что степень знания различных правовых норм неодинакова. Итак, В. М. Сырых отмечает, что на вопросы о правовых вопросах граждане довольно точно отвечают на вопросы, связанные с их повседневными отношениями, и затрудняются ответить на вопросы, далекие от их непосредственных интересов [14, с.63] В. П. Казимирчук считает, что "в общественном мнении существует существенная разница между относительно слабым знанием правовых норм и достаточно прочным знанием общих принципов права"[5, с.39]. Можно ли в этом случае утверждать, что общие принципы права более эффективны, чем конкретные предписания? Так или иначе, можно говорить о психологической эффективности правовых норм с точки зрения информационно-ориентированного, идеологического воздействия права на индивидуальное, групповое и массовое правосознание.
В отечественной литературе проблема эффективности правовых предписаний неоднократно изучалась на уровне отдельных отраслей права [16, с.28]. Поэтому представляется разумным говорить о отраслевой эффективности правовых норм. Это тем более актуально сегодня в связи с изменениями в системе отечественного права, снижением роли и доли административного регулирования и ростом договорного, диспозитивного. Поскольку цели регулирования в разных отраслях различны, эффективность их норм будет качественно специфична в каждой отдельной отрасли. В этой связи было бы неверно сравнивать эффективность различных отраслей права.
Итак, необходимо четко различать виды действенности правовых норм. Это будет способствовать более оперативному и глубокому анализу причин бездействия и неэффективности принятых нормативных актов или их отдельных положений.
В связи с очевидной важностью вопроса об эффективности права как для понимания механизма права, так и для понимания влияния права на состояние общества в целом, отдельных индивидов и их отношений практически все теоретики социологии права и большинство теоретиков права изучали эту проблему, отстаивая различные, иногда противоположные, мнения по существу этого вопроса. Однако понятие эффективности правовых норм продолжает оставаться предметом дискуссий и нуждается в дальнейшем научном осмыслении.
2.3 Проблемы повышения эффективности норм праваИсходя из сказанного в предыдущих главах, к факторам, непосредственно влияющим на эффективность правовых норм, можно отнести следующие категории:
- Качество нормативного акта (закона);
- Эффективность правовой реализации и правоприменения;
- Уровень правосознания и правовой культуры [19, с.50].
Все эти три элемента эффективности закона связаны между собой. Поэтому можно сказать, что повышение эффективности правовых норм в Российской Федерации напрямую зависит от эффективности трех стадий права: правового государства, правовой реализации, правосознания и правовой культуры общества.
Качество законодательного акта здесь является основополагающей составляющей эффективности закона. Это связано с тем, что законодательный акт наделяет право, возникшее в социальном взаимодействии, силой государственного принуждения, делает право правом. А эффективность закона и, в конечном счете, уровень правосознания и правовой культуры в наибольшей степени зависит от того, насколько качественным является законодательный акт.
Качественное и эффективное верховенство права должно отвечать двум условиям [21, с.84]:
Во-первых, максимально удовлетворить социальные потребности и законный интерес (быть социально обусловленным);
Во-вторых, это должно быть закреплено в нормативном акте (законе).
Если говорить о влиянии эффективности правовой реализации на эффективность законодательного акта, то это связано с ролью реализации права в механизме действия закона. Даже самый качественный закон, если он не будет реализован или не будет реализован полностью, не будет эффективным, потому что, как уже говорилось выше, публикация законодательного акта не является самоцелью. Закон принимается "от людей, людьми и для людей", то есть необходимо, чтобы каждый человек или организация использовали его для достижения каких-либо выгод или решения проблем.

ЗаключениеПроведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
С учетом рассмотрения устоявшихся представлений о норме права, можно выделить два крупных аспекта данного понятия – сущностный и системный. Сущностный аспект проявляется в понимании нормы права, с одной стороны, как продукта деятельности государства (средства воплощения государственной власти и реализации воли властвующих субъектов), а с другой, как продукта сознательной деятельности субъектов (идейного явления, существующего в духовном мире, в сознании людей).
Системный аспект нормы в научных исследованиях раскрывается посредством обращения к структурному анализу и ее функциональному назначению. Структурное видение проявляется в научных дефинициях, где авторы, во-первых, затрагивают элементы и связи нормы права, во-вторых, пытаются раскрыть понятие нормы через определенные масштабы поведения, которые преподносятся как ее неотъемлемые составляющие (например, субъективные права и юридические обязанности). Функциональное значение нормы заключается в ее определении как регулятора общественных отношений.
В ходе исследования мы пришли к тому, что определение нормы права должно охватывать по возможности ее содержание (государственно-властное явление), форму (воплощение в нормативно-правовом предписании), а также системно-функциональные аспекты (структурно определенная модель поведения, направленность на регулирование общественных отношений). С учетом этого, норму права можно определить как общеобязательное государственно-властное веление, воплощаемое в нормативно-правовых предписаниях в виде структурно определенной модели поведения субъектов. Норме права присущи такие признаки как всеобщность, общеобязательность, формальная определенность, системность, связь с государством, способность регулировать общественные отношения, многократность применения, неперсонофицированность, информативность, ценностная ориентированность.
Норму права следует отличать от правовой нормы – формы выражения различных правовых явлений (общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы естественного и обычного права).
Отличие указанных норм заключается в следующем:
1) правовая норма, являясь элементом правовой системы, аккумулирует в себе правовую информацию, а норма права, являясь составной частью системы права, аккумулирует только её нормативную правовую часть;
2) правовая норма и норма права являются компонентами разных систем, несмотря на то, что одна из них поглощает другую. В связи с этим правовая норма представляется нормой более абстрактной, а норма права более конкретной;
3) правовая норма может обладать признаком объективной нормативности (если конечно она не рассматривается в контексте нормы права, когда последняя выступает как ее разновидность), то есть складываться под воздействием закономерностей общественных взаимодействий субъектов вне зависимости от воли правотворческих органов государства (например, нормы обычного права). В отличие от нее, норма права всегда выступает в виде формально-определенного, общеобязательного, связанного с государством правила поведения;
4) правовая норма может воплощаться либо в общественном сознании, либо в поведенческом процессе, в то время как для нормы права определенность варианта поведения имеет первостепенное значение, так как она призвана быть именно моделью поведения в стереотипной ситуации.
Отсюда правовая норма имеет различные формы своего выражения, в том числе она может воплощаться и в официальных источниках.

Список литературыАлексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – Екатеринбург: Автограф, 2018. – 192 с.
Жинкин С.А. Эффективность права: антропологическое и ценностное измерение: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / С.А. Жинкин. - Краснодар, 2009. - 41 с.
Зелепухин А.А. Законодательство в современной правовой жизни российского общества / А.А. Зеле-пухин // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - № 4. - С. 61-66.
Иванова Л. А. Определение эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2011. — 24 с.
Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права / Советское государство и право. 1970. N 10. С.-39.
Лапаева В.В. Социология права / В.В. Лапаева. - М.: Норма, 2017. - 287 с.
Максимова Е. В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : монография / МВД РФ, ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический инт». — Уфа : Уфимский юридический ин-т МВД РФ, 2012. — 106 с.
Мартышин, О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры / О.В. Мартышин // Государство и право. – 2018. – № 10. – С. 24–30.
Мордовец А.С. Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина / А.С. Мордовец // Правоведение. - 2016. - № 4. - С. 4-10.
Нестеров Д.О. Теория и практика реализации законности и правопорядка в деятельности органов исполнительной власти / Д.О. Нестеров // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 3. - С. 43-46.
Осипов М.Ю. Эффективность правотворчества, реализация права и правоприменения: понятие и соотношение / М.Ю. Осипов // Правоведение. - 2018. - № 1. - С. 83-92.
Пунченко, С.И. О социальной эффективности норм права / С.И. Пунченко // Современное право. – 2018. – № 1. – С. 35–38.
Сырых В.М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М., 2016. С.-63.
Самощенко И.С. К методике изучения эффективности правовых норм / И.С. Самощенко, В.И. Никитинский, А.Б. Венгеров // Государство и право. - 2018. - № 9. - С. 70-78.
Скакун О.Ф. К вопросу об эффективности взаимодействия правовой и экономической систем в контексте экономико-правового методологического подхода // Учен. зап. Крым. фед. ун-та им. В.И. Вернадского. Юрид. науки. – 2019. – Т. 5, № 1. – С. 54–60.
Тарасов Д.Ю. Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права / Д.Ю. Тарасов // Бизнес в законе. - 2018. - № 3. - С. 27-29.
Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. СПб., 2017. С.-58.
Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2016. - № 12. - С. 5-26.
Хорошильцев А.И. Эффективность права: понятие и особенности / А.И. Хорошильцев // Общество и право. - 2018. - № 2 (34). - С. 47-52.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2017. 324 с.
Эффективность правового регулирования : монография / под общ. ред. А. В. Полякова, В. В. Денисенко, М. А. Беляева. — М. : Проспект, 2017. — 240 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.